водстве. Учебно-методическое сопровождение предлагаемой концепции может быть использовано как для оптимизации учебной, профессиональной и служебной деятельности, так и для физкультурного образования студентов и специалистов производства.
Таким образом, в процессе формирования психофизической готовности ППФП студентов лесотехнических вузов складывается система профессиональных ценностей, в которых здоровье, физическая подготовка к профессиональной деятельности, целенаправленная двигательная активность занимают видное место, что способствует повышению интереса к ППФП как основного аспекта подготовки к профессионально-трудовой деятельности, увеличению показателей теоретической и физической подготовленности, а ответственное отношение к физической культуре характеризует общий уровень культуры человека, в том числе и профессиональной.
Библиографический список
1. Ильинич, В. И. О некоторых проблемных вопросах профессионально-прикладной физической подготовки / В. И.
Ильинич // Теория и практика физической культуры. — 1990. — № 3. - С. 19-24.
2. Исаев, И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавания в высшей школе / И. Ф. Исаев. — М., 1993. — 268 с.
3. Мильнер, Е. Ходьба вместо лекарств / Е. Мильнер. — М. : Астель: АСТ: Полиграфиздат, 2011. — 247 с.
МАРТИРОСОВА Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и валеологии.
БЫЗОВ Анатолий Петрович, кандидат биологических наук, доцент кафедры физической культуры и валеологии.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.02.2012 г.
© Т. А. Мартиросова, А. П. Бызов
УДК 796 М. П. МУХИНА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
ФОРМИРОВАНИЕ
МОТОРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________________
Представлены результаты исследования формирования моторного потенциала детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях реализации педагогической системы непрерывного физического воспитания. Определены сенситивные периоды развития основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей детей.
Ключевые слова: дошкольники и школьники, сенситивные периоды, физическое воспитание, педагогическая технология.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (1996, 2011) образовательное учреждение самостоятельно как в выборе образовательной программы и внесении в нее изменений, так и в разработке собственных программ. В связи с чем физическое воспитание в дошкольных учреждениях реализуется посредством более двадцати, в начальной школе — пяти программ, прошедших экспертизу федерального уровня, а также множеством авторских программ,
разработанных педагогами и учителями физической культуры образовательных учреждений [1].
Введение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2010) обусловлено необходимостью унификации требований, предъявляемых к ДОУ страны в вопросах организации образовательного процесса с целью создания адекватных возрасту детей условий [2].
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012
В настоящее время в ученом сообществе развернулась активная полемика по вопросу введения стандарта дошкольного образования по физической культуре. Противники введения стандарта стоят на позиции, что достижения детей дошкольного возраста должны определяться не суммой знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность детей к школе.
Одним из недостатков современного дошкольного физического воспитания является замена процесса обучения жизненно важным двигательным действиям театрализованным действом. Необходимо заметить, что имитационные упражнения, сюжетные, игровые и физкультурно-познавательные занятия наиболее эффективны в раннем детстве, младшем и среднем дошкольном возрасте, а также на этапе закрепления и совершенствования двигательных действий, создания условий для развития физических качеств в старшем дошкольном возрасте.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2010) не изменило ситуации и в физическом воспитании младших школьников, где в течение последних двадцати лет наблюдается та же тенденция, что и в дошкольном физическом воспитании [2]. Это обусловлено реализацией на местах программ физического воспитания, основу которых составляет программный материал дошкольного физического воспитания, не позволяющий детям своевременно формировать жизненно важные двигательные умения и навыки, развивать физические качества.
Таким образом, проблемную ситуацию, сложившуюся в физическом воспитании дошкольников и младших школьников на современном этапе, можно представить в виде гомеостатической схемы, где в качестве основных противоречий выступают (рис. 1):
— распределение программного материала, не отвечающего моментам гетерохронности развития двигательных навыков, физических качеств и формирования функционально-двигательных способностей;
— слабый учет сопряженности развития физических качеств, функционально-двигательных способностей и двигательных навыков детей, что не позволяет в полной мере реализовывать дифференцированный подход в организации процесса физического воспитания;
— отсутствие текущей коррекции, неинформа-тивности и ограниченности итоговой коррекции моторного потенциала детей, что не позволяет реализовывать целостную систему непрерывного физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста и требует разрешения сложившихся противоречий.
С учетом указанных выше недостатков была разработана педагогическая система непрерывного физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста (рис. 2).
Методологический модуль педагогической системы составляют современные концепции теории и методики физической культуры и спорта. В качестве результата реализации педагогической системы в образовательных учреждениях выступают две цели: гармонизация моторного потенциала детей и повышение профессионального мастерства педагога.
Технологический модуль составляют два блока:
— блок управления видами подготовки (двигательная, физическая, функционально-двигательная, исследовательская и психологическая) [3];
— блок контроля за состоянием здоровья, физическим развитием; моторным потенциалом; тревожностью и готовностью к обучению детей в начальной и средней школе.
Рис. 1. Гомеостатическая схема противоречий современной системы физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста
ГАРМОНИЗАЦИЯ МОТОРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА
‘СВОЕВРЕМЕННОЕ: - ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ; - РАЗВИТИЕ КОМПЛЕКСА ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ, - ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. ‘АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕРЕЗ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ. ‘СНИЖЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ 'УКРЕПЛЕНИЕЗДОРОВЬЯ. ‘ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ. ■НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ •САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ.
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Г
Блок управления ВИДЛМ II подготовки
-------1
Блок контроля
ДВИГАТЕЛЬНАЯ
ФИЗИЧЕСКАЯ
ФУНКЦИОНАЛЬНО-
ДВИГАТЕЛЬНАЯ
Состояние здоровья, физическое рлзвшие
ИС С ЛЕ ДОВ АТЕ ЛЬСКАЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
чгг
<Е НОТЩЖЬЙ ПОТЕНЦИАЛ [■>
Тревожность, готовносіь к обучению в начальной ^средней школе
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИИ МОДУЛЬ
'СИСТЕМНЫМ ПОДХОД.
•ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ ’РАЗНОСТОРОННОСТЬ И КОМПЛЕКСНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ. ‘ПОЛОЖЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ АНАТОМ ИИ, ФИЗИОЛОГИИ НЕРВНО-МЫШЕЧНОГО АППАРАТА, ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. БЕЗУСЛОВНОСТИ И ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
'ТЕОРИИДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЭТАПНОГО УСВОЕНИЯ УМСТВЕННЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИИ.
'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КИНЕЗИ ОЛОГИЯ.
‘ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ С УЧЕТОМ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА, ПОЛА, ОСОБЕННОСТЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С КРИТИЧЕСКИМИ И СЕНСИТИВНЫ МИ ПЕРИОДАМИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ. ■ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ. МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, РАЗРАБОТАННЫХ В ДИДАКТИКЕ, СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ ДВИЖЕНИЯМ И СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКЕ ‘ КОН ЦЕП ЦИИ ФИЗ КУЛЬТУРНО ГО ОБРАЗОВАНИЯ,
“I
•СОЗДАНИЕ УСЛОВИИ ДЛЯ:
■КОМПЛЕКСНОГО КОНЦЕНТРИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ; ■ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГОВ. ‘ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО школьного ВОЗРАСТА.
’ТРАНСЛЯЦИЯ НАУЧНЫХЗНАНИЙ
И ОПЫТА РАБОТЫ В ПРАКТИКУ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
' СОДЕ Й СТВИ Е ФИЗКУЛ ЬТУ Р Н О- СП О РТИВ НО Й ОРИЕНТАЦИИДЕТЕЙ.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМ МОДУЛЬ
ОРГАНИЗАЦИОННЫМ МОДУЛЬ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рис. 2. Структурные компоненты педагогической системы непрерывного физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста
ІсЮиО И УсШЯУЛЯ ВУЯЗЭЬИШФ
гик (90И 25Ы ЯИН13Э0 ИІЯНЬЛУН иияоио
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012
В качестве основных условий реализации педагогической системы в образовательных учреждениях выступают:
— комплексное концентрированное физическое воспитание детей;
— творческая активность педагогов;
— преемственность физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста;
— физкультурно-спортивная ориентация детей.
В первом полугодии учебного года создаются условия для накопления оптимальной избыточности двигательных действий за счет освоения детьми базовых и профилирующих основных движений, во втором полугодии — для освоения детьми объемных движений.
Особенностью физической подготовки детей в первом полугодии является создание условий для направленного развития физических качеств, находящихся на низком уровне по отношению к возрастным нормативам: на 5-м году жизни в течение двух месяцев (октябрь-ноябрь), на 8-м году жизни — в течение полутора месяцев (сентябрь-октябрь), рис. 3. На 6-7-м и 9-11-м годах жизни — направленность на развитие комплекса основных физических качеств. В качестве средств физического воспитания выступают специальные, имитационные и игровые упражнения.
Во втором полугодии создаются условия для опережающего развития физических качеств, в связи с чем физическая подготовка детей включает два этапа: направленное стимулирование развития физических качеств, находящихся на начало учебного года на среднем и высоком уровне развития у детей 5-го и 8-го годов жизни (февраль-март) и комплексное развитие физических качеств (апрель-май).
Функционально-двигательная подготовка реализуется с 5-го года жизни ребенка и включает три
этапа: в первом полугодии стимулируются устойчивые функционально-двигательные способности (ноябрь-декабрь), во втором полугодии вначале создаются условия для развития неустойчивых способностей (январь-март), затем для формирования всех способностей (апрель-май).
Несмотря на выраженную направленность каждого полугодия, развитие остальных физических качеств и функционально-двигательных способностей происходит по мере необходимости.
Педагогическая система непрерывного физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста реализовывалась с сентября 2006 г. по май 2010 г. В эксперименте приняли участие 596 детей дошкольного и младшего школьного возраста и 13 педагогов дошкольного и начального общего образования. Экспериментальную группу составили 423 дошкольника и 139 младших школьников, контрольную группу — 34 дошкольника.
Определение эффективности реализации педагогической системы непрерывного физического воспитания предусматривало проведение лонгитуди-нального исследования в течение четырех лет по изучению особенностей развития моторного потенциала детей в количестве 67 человек по методике Кравчука А. И. (1998) и включала анализ 21-го показателя.
Сравнительный анализ годовых темпов роста основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей выявил, что в условиях реализации педагогической системы благоприятными периодами в развитии моторного потенциала является 5, 7, 8 и 10 — 11-й г.ж. детей.
Расширение возрастных границ в развитии моторного потенциала детей в сравнении с данными Кравчука А.И. (1998), Устюгова Е.Д., Ендропова О.В. (2000), Хиртца П. и Людвига Г. (1982) было отмечено, табл. 1:
Рис. 3. Технологическая цепочка управления учебно-воспитательным процессом: СЗ - состояние здоровья; ФР - физическое развитие; МП - моторный потенциал; Т, ИП - тревожность, исследовательские способности
Интенсивность годовых темпов роста основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей дошкольников и младших школьников, у. е.
Потенциал Показатели Годы жизни
ЭГ, п = 29 Сенсит. период, год КГ, п=19 Сенсит. период, год ЭГ, п=19 Сенсит. период, год
5-й 6-й 7-й 5-й 6-й 7-й 8-й 9-й 10-й 11-й
Двигательный Движения руками 1,4 0,4 1,2 5, 7 0,9 1,6 0,5 6 2,2 0,7 0,4 0,7 8
Движения ногами 1,2 0,4 1,4 5, 7 0,9 1,7 0,3 6 1,8 0,5 0,8 0,8 8
Ходьба 1,1 1,0 0,9 5-6 0,3 2,2 0,5 6 2,9 0,4 0,4 0,4 8
Бег 0,7 0,9 1,4 7 1,1 1,5 0,4 5-6 1,5 0,6 1,3 0,6 8, 10
Равновесие 1,1 0,5 1,4 5, 7 0,9 1,3 0,8 6 0,8 0,9 1,0 1,3 10-11
Лазание 1,6 0,9 0,5 5 1,4 1,4 0,2 5-6 2,2 1,1 0,4 0,4 8
Прыжки 1,6 0,9 0,5 5 0,6 1,4 1,0 6-7 1,0 0,9 1,0 1,0 8, 10-11
Метание 1,2 0,8 1,1 5, 7 0,5 2,2 0,3 6 2,8 0,3 0,6 0,3 8
Физический Ловкость 1,1 0,8 1,1 5, 7 1,0 1,6 0,4 5-6 1,4 0,9 0,7 1,0 8, 11
Выносливость 1,3 1,0 0,7 5-6 1,6 1,0 0,4 5-6 0,7 0,8 1,2 1,2 10-11
Статическая сила 1,3 0,8 0,9 5, 7 1,2 1,8 -0,1 5-6 0,7 1,0 1,2 1,1 9-11
Быстрота 1,6 0,5 0,9 5 1,8 0,8 0,4 5 0,8 1,1 1,1 1,0 9-11
Скоростная сила 1,1 1,0 0,9 5-6 1,1 1,4 0,5 5-6 1,2 0,7 0,6 1,5 8, 11
Динамическая сила 1,2 0,9 0,9 5 1,4 1,1 0,5 5-6 1,4 0,9 0,6 1,1 8, 11
Гибкость 1,4 0,4 1,2 5, 7 0,9 0,9 1,2 7 0,9 1,3 0,4 1,4 9, 11
Функционально-двига- тельный Дифференцировка силовых напряжений -0,6 -1,4 7 -1,5 -1,2 0,3 5-6 1,1 1,1 1,0 0,8 8-10
Дифференцировка пространственных параметров -0,7 -0,7 -1,6 7 1,1 0,8 1,1 5, 7 1,4 0,6 1,0 0,9 8, 10
Ориентационные способности -0,6 -1,0 -1,4 6-7 0,9 1,3 0,8 6 - - -
Координационные способности 0,8 0,8 1,4 7 1,2 0,9 1,0 5, 7 - - -
Задержка дыхания на вдохе 1,2 0,8 1,0 5, 7 1,4 0,4 1,2 5,7 1,0 0,9 1,0 1,1 8, 10-11
Задержка дыхания на выдохе 1,2 1,0 0,9 5-6 0,3 1,3 1,5 6-7 1,0 0,4 1,2 1,4 8, 10-11
Ускоренный и умеренный рост 16 5 12 5, 7 12 16 6 5-6 13 5 10 11 8, 10-11
— на 7-м г.ж. — в ориентационной способности;
— на 8-м г.ж. — в дифференцировке пространственных параметров.
Преодоление периодов замедленного роста в развитии моторного потенциала детей было выявлено:
— на 5-м г.ж. в двух движениях (равновесие, прыжки), трех качествах (быстрота, скоростная и динамическая сила) и одной способности (задержка дыхания на выдохе);
— на 6-м г.ж. в одном качестве (скоростная сила) и одной способности (ориентационная способность);
— на 7-м гг.ж. в одном движении (равновесие), двух качествах (ловкость, гибкость) и четырех способностях (дифференцировки пространственных параметров, ориентационная и координационная способности, задержка дыхания на вдохе);
— на 9-м г.ж. — в двух качествах (статическая сила, быстрота) и одной способности (дифференци-ровка силовых напряжений);
— на 10-м г.ж. — в трех качествах (выносливость, статическая сила и быстрота);
— на 11-м г.ж. — во всех физических качествах.
По окончании учебного года более 70% детей экспериментальных групп достигали и превышали возрастные нормативы развития основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей, табл. 2. К моменту поступления в начальную школу, а также перехода в среднюю школу гармонизация моторного потенциала отмечалась у более 80% детей. Наличие замедленных темпов роста в развитии основных движений, физических
качеств и функционально-двигательных обусловлено сохранением на начало учебного года у более половины детей возрастных нормативов.
В контрольной группе дошкольников, несмотря на выявленные сенситивные периоды развития моторного потенциала на 5 — 6 г.ж. детей, на конец учебного года у более половины детей отсутствовали возрастные нормативы развития основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей.
Необходимо заметить, что наличие скачков роста, имевших опоздание в проявлении, является отрицательной тенденцией, поскольку развитие двигательных навыков, физических качеств и функционально-двигательных способностей происходит с задержкой.
В ходе анализа полученных данных были выявлены следующие закономерности в развитии моторного потенциала детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях реализации педагогической системы непрерывного физического воспитания:
1. Развитие физических качеств должно идти накануне или синхронно с формированием базовых и профилирующих двигательных навыков.
2. В основе гармоничного развития моторного потенциала лежит положительный перенос двигательного навыка и уровня развития физических качеств на следующий возрастной период.
3. Низкие темпы роста основных движений и физических качеств свидетельствуют об оптимизации
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012
Моторный потенциал дошкольников и младших школьников, %
Показатели / Годы жизни ЭГ, n = 29 КГ, n = 19 ЭГ, n = 19
5-й 6-й 7-й 5-й 6-й 7-й 8-й 9-й 10-й 11-й
Движения руками, балл И 72 90 90 16 21 58 68 100 100 100
К 93 100 100 42 68 89 100 100 100 100
Движения ногами, балл И 72 90 90 5 0 53 68 100 100 100
К 90 100 100 21 16 84 90 100 100 100
Ходьба, балл И 86 100 100 21 21 79 68 100 100 100
К 100 100 100 26 63 100 100 100 100 100
Бег, балл И 86 100 100 21 5 74 95 100 100 100
К 100 100 100 37 47 95 100 100 100 100
Равновесие, с И 76 72 86 21 26 63 74 100 100 100
К 100 100 100 37 37 79 100 100 100 100
Лазание, балл И 72 100 93 11 0 63 95 100 100 100
К 97 100 100 21 26 84 100 100 100 100
Прыжки, см И 69 48 38 0 0 5 10 68 95 100
К 90 86 100 5 26 26 100 100 100 100
Метание, балл И 83 100 100 32 11 74 84 100 100 100
К 97 100 100 58 58 89 100 100 100 100
Ловкость, с И 69 100 72 53 26 42 16 79 95 100
К 86 100 100 21 42 53 79 100 100 100
Выносливость, кол-во раз И 86 90 93 0 37 58 100 95 100 100
К 100 100 100 42 53 79 100 100 100 100
Статическая сила, с И 14 100 52 0 21 26 5 87 100 100
К 97 100 97 16 16 11 95 100 100 100
Быстрота, кол-во раз; с И 41 100 83 5 26 53 42 74 100 100
К 90 100 100 0 37 89 95 100 100 100
Скоростная сила, см И 93 97 83 53 16 63 63 95 95 100
К 93 100 100 37 74 68 95 100 100 100
Динамическая сила, кол-во раз И 93 100 100 0 47 95 100 100 100 100
К 97 100 100 37 84 100 100 100 100 100
Гибкость, см И 79 97 93 16 32 26 53 53 90 63
К 100 100 100 26 47 42 84 100 100 100
Дифференцировка силовых напряжений, кг И 100 100 0 32 42 15 57 21 68
К 100 100 100 100 42 42 100 100 100 100
Дифференцировка пространственных параметров, см И 62 66 59 0 16 11 15 57 21 73
К 86 100 100 5 32 42 85 100 100 100
Ориентационные способности, с И 83 86 76 16 37 37 5 100 100 100
К 97 100 100 26 53 53 100 100 100 100
Координационные способности, град И 100 100 100 68 84 68 95 100 100 100
К 100 100 100 95 84 84 100 100 100 100
Задержка дыхания на вдохе, с И 69 90 93 0 0 37 95 100 95 100
К 93 100 100 11 42 47 100 100 100 100
Задержка дыхания на выдохе, с И 66 97 86 0 0 37 100 100 100 100
К 97 100 100 11 37 53 100 100 100 100
педагогических воздействий по формированию моторного потенциала детей (т.к. скачки роста вместо субмаксимальных достигают максимальных значений (1,5 — 2,0 у.е.)).
4. Достигнутый уровень развития основных движений и физических качеств сохраняется на уровне возрастных нормативов или близко к ним в последующий возрастной период.
5. Стимулирование развития моторного потенциала детей дошкольного и младшего школьного возраста обеспечивается оптимизацией величины годовых темпов роста основных движений и физических качеств.
Библиографический список
1. Мухина, М. П. Возрастные особенности развития основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей детей дошкольного возраста в условиях направленного физического воспитания / М. П. Мухина, А. И. Кравчук // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 343. - С. 184- 188.
2. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации (Документы). - URL: http://www.edu.ru/db-mon/ то^а;а^_09/ргт655-1.Мт (дата обращения: 21.03.2012).
3. Мухина, М. П. О преемственности физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях применения педагогической технологии / М. П. Мухина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2008. -№ 7 (41). - С. 61-65.
МУХИНА Маргарита Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, методики и истории физической культуры и спорта, соискатель докторантуры Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.
Адрес для переписки: e-mail: margarit-mukhm@ yandex.ru
Статья поступила в редакцию 21.03.2012 г.
© М. П. Мухина