Научная статья на тему 'Актуальные проблемы преподавания дисциплины «Теория и технологии физического воспитания детей» (по направлению «Педагогическое образование», профили «дошкольное образование», «начальное образование»)'

Актуальные проблемы преподавания дисциплины «Теория и технологии физического воспитания детей» (по направлению «Педагогическое образование», профили «дошкольное образование», «начальное образование») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы преподавания дисциплины «Теория и технологии физического воспитания детей» (по направлению «Педагогическое образование», профили «дошкольное образование», «начальное образование»)»

6. Основы техники бега прыжков и метания. Основные сведения о технике бега, прыжка и метания. Значение техники для роста спортивного мастерства. Средства и методы технической подготовки. Обучение навыкам в ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Анализ техники изучаемых приемов. Методические приемы и средства обучения технике. О соединении технической и физической подготовки. Разнообразие технических приемов, показатели надежности техники. Просмотр видеозаписей. В практические занятия входит физическая, технико-тактическая и игровая подготовка.

7. Контрольные испытания - положение о проведении контрольных тестов по легкой атлетике. Практические занятия - контрольные игры, экскурсии, посещение соревнований.

Вовлечение в занятие легкой атлетикой большого числа детей содействует достижению основной цели: укрепление физического здоровья детей, формирование полноценного крепкого и здорового подрастающего поколения. Легкоатлетические упражнения воздействуют на все группы мышц: укрепляют двигательный аппарат, улучшают деятельность дыхательных органов, сердечно-сосудистой системы.

Т. С. Грядкина

Актуальные проблемы преподавания дисциплины «Теория и технологии физического воспитания детей»

(по направлению «Педагогическое образование», профили «дошкольное образование», «начальное образование»)

Совершенствование подготовки бакалавров для сферы образования требует анализа опыта работы по подготовке бакалавров по стандарту третьего поколения и определения возникающих проблем, требующих дальнейшего решения.

Цель учебной дисциплины «Теория и технологии физического воспитания детей» - формирование общих и специальных компетентностей студента, готовности к осуществлению профессиональных педагогических функций в сфере здоровьесберегающего и здоровьеформирующего образования.

Специфика преподавания этой дисциплины заключается в тесной взаимосвязи как с естественно-научными так и гуманитарными дисциплинами. В связи с этим наряду с естественно-научным подходом при обсуждении проблем физического развития детей (физиологических, психофизиологических, психологических механизмов формирования двигательных действий, развития физических качеств) серьезное внимание уделяется гуманитарному подходу, использованию гуманитарных технологий.

205

Чрезвычайно важно изучение вопросов целостного развития ребенка как концептуальной основы современных технологий дошкольного образования и образования детей в начальной школе, системно-структурного подхода как основы конструирования целостного образовательного процесса, дифференциации и интеграция целей, задач и содержания работы по развитию детей, мониторинга образовательного процесса детского сада и школы, определения в целом социокультурных достижений дошкольника и младшего школьника, дифференциации и индивидуализации образовательных маршрутов ребенка, возможности использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном и начальном школьном образовании, требования к профессиональной компетентности педагога в области теорий и технологий дошкольного образования.

В связи с этим, с нашей точки зрения, чрезвычайно важным является обсуждение со студентами вопросов эффективной педагогической поддержки и сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе детского сада, начальной школы, проектирование и решение педагогических задач, направленных на освоение ребенком позиции субъекта двигательной деятельности, развитие его творческой индивидуальности. Немаловажными являются также вопросы формирования физической готовности детей к школе, взаимодействия с семьей, педагогического консультирования родителей. Специфическую роль в освоении нашего учебного курса играет не только естественно-научный подход, но и герменевтический метод интерпретации: объяснение явлений и фактов педагогической действительности, связанных с физическим развитием детей.

Наиболее успешное становление профессиональных компетентностей возможно только в условиях активной личностной включенности студента в процесс своего образования. Такая активность во многом определяется наличием специального комплекса учебнометодического обеспечения. Формой учебно-методического обеспечения образовательного процесса в рамках курса «Теории и технологии физического развития детей» является учебно-методический комплекс как совокупность средств и различных источников информации, используемых для решения специфических профессионально-педагогических задач.

Как показывает наш опыт, наряду с традиционными составляющими учебного комплекса по данной дисциплине эффективными условиями являются наличие специального электронного кабинета по предмету, где наглядно представлена среда, развивающая движения ребенка, имеется большой арсенал видеоматериалов, специальных педагогических задач для анализа. Особое внимание

206

уделяется вариантам компьютерной статистической обработки результатов тестирования по показателям физической подготовленности детей и интерпретации имеющихся данных. При этом студент имеет возможность размышлять, высказывать свою точку зрения, сопоставлять разные позиции, учиться вырабатывать собственную педагогическую позицию.

Становлению профессиональной компетентности бакалавра при сокращении количества аудиторных занятий способствует также выбор преподавателем оптимальных форм лекций. Первая форма -информационная лекция, отражающая содержание источников информации, которые самому студенту собрать трудно. Вторая форма -проблемная лекция, в которой лектор опирается на предварительное знакомство студентов с литературными источниками. Третья -лекция-консультация. Как показывает наш опыт, эта форма существенно помогает рационально использовать аудиторное время. Для проведения таких лекций нами разработан лекционный материал, хранящийся на электронных носителях, который выдается студентам в начале изучения курса. Это позволяет педагогу с опорой на предварительное ознакомление студентов с материалами опорного конспекта лекции строить общение со студентами в форме вопросов-ответов, комментариев по самым важным положениям. Вызывает живой интерес студентов к учебному материалу четвертая форма лекции - бинарная лекция, которая читается в форме диалога преподавателей двух учебных курсов или одного учебного курса. При этом каждый преподаватель отстаивает свою позицию, вовлекая в дискуссию студентов. Эффективной формой лекции в плане становления профессиональных компетенций, но трудной в плане организации является лекция-панель, которая предполагает сообщение новой информации самими студентами в форме обсуждения за круглым столом проблемы «разными специалистами» (учителями, тренерами, родителями, воспитателями, руководителем по физическому воспитанию, врачом, музыкальным руководителем и др.). Как показал опыт, такое коллективное обсуждение профессиональных проблем способствует не только успешному освоению учебного материала, но и накоплению определенного опыта социального взаимодействия при решении актуальных профессиональных задач, освоению профессиональной этики.

Важнейшей формой овладения профессиональной компетентностью является самостоятельная работа студентов по курсу.

Анализ опыта работы позволил выделить ряд актуальных проблем, связанных с дальнейшим совершенствованием преподавания дисциплины. Первая - создание комплекса наиболее информативных диагностических заданий для оценки степени овладения студентами различными видами компетенций. Вторая - усиление

207

обсуждения вопросов онтокинезиологии с целью формирования у студентов более глубокого представления о развитии целостной системы двигательной активности человека на разных этапах его индивидуальной эволюции. Третья - разработка интегративного курса «Теория и технологии физического воспитания детей», охватывающего одновременно вопросы физического воспитания детей с пренатального периода до начальной школы включительно. Дело в том, что в настоящее время «Теория и технологии физического воспитания детей» читается с учетом конкретного профиля: «Дошкольное образование», «Начальное образование», и акцент делается на конкретный возраст детей, соответствующий профилю. В то же время, с нашей точки зрения, интегративный курс позволит будущему педагогу увидеть самоценность детства, его потенциал в целостном развитии личности человека, сохранении и укреплении его здоровья. Четвертая - создание единого учебного пособия по направлению «Педагогическое образование», в котором в единстве рассматриваются вопросы психомоторного развития, физического воспитания детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста.

Т. П. Елисеева, Д. С. Ныркова

Влияние психологической подготовки на результат соревновательной деятельности волейболистов

В настоящее время волейбол достиг такой высокой степени развития, что физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов мира находится примерно на одном уровне. Поэтому исход спортивных соревнований определяется в значительной степени психологическими факторами. Для того чтобы определить и уточнить круг задач и их содержание в психологической подготовке волейболистов к определенным играм, необходимо четко знать психологические особенности деятельности.

Анализ психологической литературы, посвященной изучению психологических особенностей в спортивной деятельности спортс-менов-волейболистов, позволяет выделить два направления исследований.

Первое направление составляет диагностирование психофизиологического уровня индивидуальных качеств и установление их на успех в спорте. Авторы этих работ основываются на положении о ведущей роли центральной нервной системы в детерминации особенностей поведения и деятельности человека, считая, что такой подход наиболее эффективен в экстремальных условиях спортивной деятельности. В исследованиях в целом показано, что эффек-

208

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.