Научная статья на тему 'Влияние психологической подготовки на результат соревновательной деятельности волейболистов'

Влияние психологической подготовки на результат соревновательной деятельности волейболистов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
660
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние психологической подготовки на результат соревновательной деятельности волейболистов»

обсуждения вопросов онтокинезиологии с целью формирования у студентов более глубокого представления о развитии целостной системы двигательной активности человека на разных этапах его индивидуальной эволюции. Третья - разработка интегративного курса «Теория и технологии физического воспитания детей», охватывающего одновременно вопросы физического воспитания детей с пренатального периода до начальной школы включительно. Дело в том, что в настоящее время «Теория и технологии физического воспитания детей» читается с учетом конкретного профиля: «Дошкольное образование», «Начальное образование», и акцент делается на конкретный возраст детей, соответствующий профилю. В то же время, с нашей точки зрения, интегративный курс позволит будущему педагогу увидеть самоценность детства, его потенциал в целостном развитии личности человека, сохранении и укреплении его здоровья. Четвертая - создание единого учебного пособия по направлению «Педагогическое образование», в котором в единстве рассматриваются вопросы психомоторного развития, физического воспитания детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста.

Т. П. Елисеева, Д. С. Ныркова

Влияние психологической подготовки на результат соревновательной деятельности волейболистов

В настоящее время волейбол достиг такой высокой степени развития, что физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов мира находится примерно на одном уровне. Поэтому исход спортивных соревнований определяется в значительной степени психологическими факторами. Для того чтобы определить и уточнить круг задач и их содержание в психологической подготовке волейболистов к определенным играм, необходимо четко знать психологические особенности деятельности.

Анализ психологической литературы, посвященной изучению психологических особенностей в спортивной деятельности спортс-менов-волейболистов, позволяет выделить два направления исследований.

Первое направление составляет диагностирование психофизиологического уровня индивидуальных качеств и установление их на успех в спорте. Авторы этих работ основываются на положении о ведущей роли центральной нервной системы в детерминации особенностей поведения и деятельности человека, считая, что такой подход наиболее эффективен в экстремальных условиях спортивной деятельности. В исследованиях в целом показано, что эффек-

208

тивность в спортивной деятельности в определенной степени обусловлена индивидуально-типологическими особенностями свойств нервной системы спортсменов (Ханин Ю.Л., 1980; Железняк Ю.Д., 1982; Ивойлов А.В., 1984, 2004; Горбунов Г.Д., 1986 и др.).

Однако если одни авторы считают, что успеха в спортивной деятельности добиваются в основном спортсмены с отчетливой выраженностью определенных свойств нервной системы, то другие -такой приоритет «типологически положительных спортсменов» (сильных, подвижных, уравновешенных) подвергают серьезному сомнению (Плахтиенко А.В., Блудов М.Ю., 1983 и др.). По их мнению, «отрицательные» свойства нервной системы спортсменов не мешают им добиваться значительных успехов. Нет единого мнения и у авторов, исследовавших свойства нервных процессов у спортсменов непосредственно игровых видов спорта. Разноречивым является решение данного вопроса и в волейболе.

Психофизиологические качества волейболистов, влияние особенностей их проявлений на различные показатели спортивной деятельности исследовала Т. Градовская (1959), проводившая экспериментальные исследования со спортсменами-волейболистами, членами сборных команд России и Польши, показала, что среди 40 спортсменов, обследованных ею, лишь двое были с относительно слабой нервной системой. Остальные по проявлению свойства силы были отнесены к средней и сильной группе.

Второе направление исследований посвящено анализу особенностей и изучению роли психических качеств спортсменов в эффективности спортивной деятельности. Немаловажное значение имеют работы по исследованию особенностей процесса мышления, прогнозирования, волевых качеств и другие работы, показывающие их влияние на эффективность спортивной деятельности спортсменов (Плахтиенко А.В., Блудов М.Ю., 1983 и др.).

Ряд авторов акцентируют свое внимание на изучении сенсомоторных характеристик волейболистов, полагая, что наиболее высокие требования в волейболе предъявляются к быстроте зрительного восприятия и моторного реагирования. Исследователями экспериментально доказано, что волейболисты, отличающиеся более высокой квалификацией, обладают более высокой скоростью зрительнодвигательных реакций по сравнению со спортсменами низшей квалификации. В частности, скорость и объем зрительных восприятий, интенсивность и устойчивость внимания волейболистов изменяются как в связи с предстоящей игровой деятельностью, так и в ее процессе.

М.С. Бриль (1980) утверждает, что при подготовке волейболистов необходимо развивать специальные стороны интеллекта игроков, связанные с игровым мышлением, быстротой и точностью реагирования на игровые ситуации, включающие опережающие реакции.

209

Более комплексно к изучению психологических качеств волейболистов подходят А.В. Ивойлов (2004), А.Р. Малхазов (2003) и др. Авторы указывают на необходимость развития у волейболистов процессов восприятия, в том числе формирования и совершенствования специализированных видов восприятия, таких как «чувство мяча», «чувство сетки», «чувство площадки», «чувство времени», развития внимания, в частности, его объема, интенсивности, устойчивости, распределения и переключения, развития тактического мышления, памяти, представления и воображения, способности правильно и быстро оценивать игровую ситуацию, принимать эффективные решения и контролировать свои действия, развития способности управлять своими эмоциями в процессе подготовки к соревнованиям и в процессе самой игры, развития волевых качеств.

А.В. Ивойлов (2004), считает, что у волейболистов нужно воспитывать такие свойства (качества), как простая и сложная реакции, реакция на движущийся объект, а также временную и пространственную антиципацию. Исследуя тактические действия, автор приходит к выводу, что они обусловлены ассоциативными процессами, связанными с восприятием специфической информации, ее хранением и переработкой. Сенсомоторные процессы при выполнении тактического действия протекают в трех фазах: восприятия и анализа соревновательной ситуации; мысленного решения специальной тактической задачи; двигательного решения тактической задачи.

Сравнительный анализ развития некоторых психических и психофизиологических качеств волейболистов различной квалификации проведен А.Р. Малхазовым (2003). Установлено, что у волейболистов высокой квалификации, по сравнению с игроками низших разрядов, существуют достоверные различия по точности восприятия пространства, успешности решения теста на оперативное мышление, скорости переключения, объему и точности внимания, подвижности и лабильности нервных процессов. Выявлено также, что имеются тенденции к различию по времени реакции расслабления и напряжения, а также по времени «центральной задержки» при сложной реакции выбора и переделке знаков.

Рассматривая уровень развития психофизиологических и психомоторных качеств волейболистов различной спортивной квалификации, можно прийти к выводу, что данный уровень зависит от их спортивной квалификации. Из спортивно значимых психофизиологических качеств для волейболиста выделяют скорость переработки информации, устойчивость и переключение внимания, концентрацию и распределение внимания, оперативную память, практическое мышление, эмоциональную устойчивость, простую реакцию, реакцию выбора, реакцию на движущийся объект, способность переключаться в оптимальном темпе, работать при дефиците времени и др.

210

В волейболе при выборе средства психологического воздействия необходимо учитывать не только тип темперамента или характер спортсмена, но и специфику игрового амплуа.

Попытка создания психологических модельных характеристик волейболистов разного игрового амплуа делает М.С. Бриль (1980), который показывает связь эффективности спортивной деятельности «нападающих» игроков с показателями их глубинного зрения, волевых качеств, уровня притязаний, распределения и переключения внимания.

В исследованиях Ю.Д. Железняка (1978) и др. рассматривается зависимость успешности действий в волейболе от свойств личности волейболистов, которая позволяет определить типы спортсменов и подобрать им адекватные средства психологической подготовки.

Связующие игроки. Первый тип: выраженная сила процессов возбуждения, экстравертированность, независимость, сильное «Я». Второй тип: спортсмены с уравновешенной нервной системой, ин-травертированные, со слабо выраженным собственным «Я», с сильной зависимостью от команды.

Нападающие игроки. Первый тип: выраженная сила тормозных процессов, инертность, интравертированность личности, зависимость от группы, трудолюбие, упорство. Второй тип: преобладание возбудительных процессов над тормозными, неуравновешенность, слабый самоконтроль на фоне сильной мотивационной установки.

Л.М. Слупский (1984) считает, что наряду с высоким уровнем развития специальных качеств и навыков, «связующий» игрок должен обладать: точностью и быстротой двигательных реакций; тончайшим мышечным чувством; быстротой и точностью зрительных восприятий на изменяющиеся условия игры; хорошо развитым периферическим зрением, позволяющим вести наблюдения в процессе выполнения технических приемов и тактических действий; высокой устойчивостью и переключением внимания; быстротой и точностью игрового мышления.

Таким образом, если систематизировать имеющиеся литературные данные по изучению психологических особенностей и их детерминирующей роли в спортивной деятельности спортсменов, то можно отметить, что в качестве факторов эффективности исследователи выделяют разные уровни детерминации деятельности. Одни исследуют психофизиологический уровень, считая, что именно он играет ведущую роль в детерминации успеха действий волейболистов в условиях соревнования, другие изучают познавательные свойства (внимание, память, мышление) волейболистов, третьи -личностные качества (воля, решительность, уровень притязаний), показывая значимость данного уровня для их успешных игровых действий.

211

Итак, анализ литературных источников с полным основанием позволяет заключить, что психологическая подготовка является важнейшей составной частью подготовки спортсменов к эффективной соревновательной деятельности.

А. А. Жаров

История становления легкой атлетики

Легкую атлетику называют королевой спорта и это не случайно. В любом виде спорта - футболе, баскетболе, волейболе, спортивной и художественной гимнастике и т. д. - присутствуют элементы легкой атлетики. Это один из самых древних видов спорта.

Возникновение и расцвет легкой атлетики приходится на период появления Олимпийских игр. Как известно, первые Олимпийские игры проводились в 776 г. до н.э. у подножия горы Кронос вблизи местечка Олимпия. На зоре Олимпийского движения соревнования проводились только по бегу на один стадий (стадий - единица длины, равная 192 м 27 см). Затем в программу Олимпийских игр (724 г. до н. э.) добавился бег на 2 стадия, а в 720 г. до н.э. древнегреческие атлеты уже соревновались в беге на выносливость на 25 стадиев. На XVIII Олимпийских играх появились состязания в многоборье, в них входил бег на 1 стадий, прыжки в длину (с грузом от 1,5 до 4,5 кг), метание диска, метание копья и борьба (панкратион).

В период «мрачного» средневековья крупных соревнований по легкой атлетике не проводилось, хотя имеются сведения, что в праздничные дни люди развлекались, состязаясь в метании камней, прыжках в длину и в высоту, в беге на скорость. Позднее в Западной Европе бег, прыжки и метания вошли в систему физического воспитания рыцарей.

История легкой атлетики указывает на то, что в процессе развития этот вид спорта постепенно усложнялся путем совершенствования легкоатлетических снарядов. Так, после изобретения в XIV в. огнестрельного оружия от метания тяжелого камня перешли к толканию металлического пушечного ядра. Кузнечный молот в метаниях постепенно заменили молотом на цепи, а затем ядро на цепи (в настоящее время ядро на стальной проволоке с ручкой).

Следует отметить, что усложнение и совершенствование легкой атлетики неразрывно связано с Олимпийским движением.

Так, если на I Олимпиаде в Афинах (1896) в мужскую программу входило лишь 12 видов легкой атлетики, то с XlV Олимпиады в Лондоне (1948) и до XXII Олимпийских игр в Москве (1980) - уже 24 вида.

212

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.