обсуждения вопросов онтокинезиологии с целью формирования у студентов более глубокого представления о развитии целостной системы двигательной активности человека на разных этапах его индивидуальной эволюции. Третья - разработка интегративного курса «Теория и технологии физического воспитания детей», охватывающего одновременно вопросы физического воспитания детей с пренатального периода до начальной школы включительно. Дело в том, что в настоящее время «Теория и технологии физического воспитания детей» читается с учетом конкретного профиля: «Дошкольное образование», «Начальное образование», и акцент делается на конкретный возраст детей, соответствующий профилю. В то же время, с нашей точки зрения, интегративный курс позволит будущему педагогу увидеть самоценность детства, его потенциал в целостном развитии личности человека, сохранении и укреплении его здоровья. Четвертая - создание единого учебного пособия по направлению «Педагогическое образование», в котором в единстве рассматриваются вопросы психомоторного развития, физического воспитания детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста.
Т. П. Елисеева, Д. С. Ныркова
Влияние психологической подготовки на результат соревновательной деятельности волейболистов
В настоящее время волейбол достиг такой высокой степени развития, что физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов мира находится примерно на одном уровне. Поэтому исход спортивных соревнований определяется в значительной степени психологическими факторами. Для того чтобы определить и уточнить круг задач и их содержание в психологической подготовке волейболистов к определенным играм, необходимо четко знать психологические особенности деятельности.
Анализ психологической литературы, посвященной изучению психологических особенностей в спортивной деятельности спортс-менов-волейболистов, позволяет выделить два направления исследований.
Первое направление составляет диагностирование психофизиологического уровня индивидуальных качеств и установление их на успех в спорте. Авторы этих работ основываются на положении о ведущей роли центральной нервной системы в детерминации особенностей поведения и деятельности человека, считая, что такой подход наиболее эффективен в экстремальных условиях спортивной деятельности. В исследованиях в целом показано, что эффек-
208
тивность в спортивной деятельности в определенной степени обусловлена индивидуально-типологическими особенностями свойств нервной системы спортсменов (Ханин Ю.Л., 1980; Железняк Ю.Д., 1982; Ивойлов А.В., 1984, 2004; Горбунов Г.Д., 1986 и др.).
Однако если одни авторы считают, что успеха в спортивной деятельности добиваются в основном спортсмены с отчетливой выраженностью определенных свойств нервной системы, то другие -такой приоритет «типологически положительных спортсменов» (сильных, подвижных, уравновешенных) подвергают серьезному сомнению (Плахтиенко А.В., Блудов М.Ю., 1983 и др.). По их мнению, «отрицательные» свойства нервной системы спортсменов не мешают им добиваться значительных успехов. Нет единого мнения и у авторов, исследовавших свойства нервных процессов у спортсменов непосредственно игровых видов спорта. Разноречивым является решение данного вопроса и в волейболе.
Психофизиологические качества волейболистов, влияние особенностей их проявлений на различные показатели спортивной деятельности исследовала Т. Градовская (1959), проводившая экспериментальные исследования со спортсменами-волейболистами, членами сборных команд России и Польши, показала, что среди 40 спортсменов, обследованных ею, лишь двое были с относительно слабой нервной системой. Остальные по проявлению свойства силы были отнесены к средней и сильной группе.
Второе направление исследований посвящено анализу особенностей и изучению роли психических качеств спортсменов в эффективности спортивной деятельности. Немаловажное значение имеют работы по исследованию особенностей процесса мышления, прогнозирования, волевых качеств и другие работы, показывающие их влияние на эффективность спортивной деятельности спортсменов (Плахтиенко А.В., Блудов М.Ю., 1983 и др.).
Ряд авторов акцентируют свое внимание на изучении сенсомоторных характеристик волейболистов, полагая, что наиболее высокие требования в волейболе предъявляются к быстроте зрительного восприятия и моторного реагирования. Исследователями экспериментально доказано, что волейболисты, отличающиеся более высокой квалификацией, обладают более высокой скоростью зрительнодвигательных реакций по сравнению со спортсменами низшей квалификации. В частности, скорость и объем зрительных восприятий, интенсивность и устойчивость внимания волейболистов изменяются как в связи с предстоящей игровой деятельностью, так и в ее процессе.
М.С. Бриль (1980) утверждает, что при подготовке волейболистов необходимо развивать специальные стороны интеллекта игроков, связанные с игровым мышлением, быстротой и точностью реагирования на игровые ситуации, включающие опережающие реакции.
209
Более комплексно к изучению психологических качеств волейболистов подходят А.В. Ивойлов (2004), А.Р. Малхазов (2003) и др. Авторы указывают на необходимость развития у волейболистов процессов восприятия, в том числе формирования и совершенствования специализированных видов восприятия, таких как «чувство мяча», «чувство сетки», «чувство площадки», «чувство времени», развития внимания, в частности, его объема, интенсивности, устойчивости, распределения и переключения, развития тактического мышления, памяти, представления и воображения, способности правильно и быстро оценивать игровую ситуацию, принимать эффективные решения и контролировать свои действия, развития способности управлять своими эмоциями в процессе подготовки к соревнованиям и в процессе самой игры, развития волевых качеств.
А.В. Ивойлов (2004), считает, что у волейболистов нужно воспитывать такие свойства (качества), как простая и сложная реакции, реакция на движущийся объект, а также временную и пространственную антиципацию. Исследуя тактические действия, автор приходит к выводу, что они обусловлены ассоциативными процессами, связанными с восприятием специфической информации, ее хранением и переработкой. Сенсомоторные процессы при выполнении тактического действия протекают в трех фазах: восприятия и анализа соревновательной ситуации; мысленного решения специальной тактической задачи; двигательного решения тактической задачи.
Сравнительный анализ развития некоторых психических и психофизиологических качеств волейболистов различной квалификации проведен А.Р. Малхазовым (2003). Установлено, что у волейболистов высокой квалификации, по сравнению с игроками низших разрядов, существуют достоверные различия по точности восприятия пространства, успешности решения теста на оперативное мышление, скорости переключения, объему и точности внимания, подвижности и лабильности нервных процессов. Выявлено также, что имеются тенденции к различию по времени реакции расслабления и напряжения, а также по времени «центральной задержки» при сложной реакции выбора и переделке знаков.
Рассматривая уровень развития психофизиологических и психомоторных качеств волейболистов различной спортивной квалификации, можно прийти к выводу, что данный уровень зависит от их спортивной квалификации. Из спортивно значимых психофизиологических качеств для волейболиста выделяют скорость переработки информации, устойчивость и переключение внимания, концентрацию и распределение внимания, оперативную память, практическое мышление, эмоциональную устойчивость, простую реакцию, реакцию выбора, реакцию на движущийся объект, способность переключаться в оптимальном темпе, работать при дефиците времени и др.
210
В волейболе при выборе средства психологического воздействия необходимо учитывать не только тип темперамента или характер спортсмена, но и специфику игрового амплуа.
Попытка создания психологических модельных характеристик волейболистов разного игрового амплуа делает М.С. Бриль (1980), который показывает связь эффективности спортивной деятельности «нападающих» игроков с показателями их глубинного зрения, волевых качеств, уровня притязаний, распределения и переключения внимания.
В исследованиях Ю.Д. Железняка (1978) и др. рассматривается зависимость успешности действий в волейболе от свойств личности волейболистов, которая позволяет определить типы спортсменов и подобрать им адекватные средства психологической подготовки.
Связующие игроки. Первый тип: выраженная сила процессов возбуждения, экстравертированность, независимость, сильное «Я». Второй тип: спортсмены с уравновешенной нервной системой, ин-травертированные, со слабо выраженным собственным «Я», с сильной зависимостью от команды.
Нападающие игроки. Первый тип: выраженная сила тормозных процессов, инертность, интравертированность личности, зависимость от группы, трудолюбие, упорство. Второй тип: преобладание возбудительных процессов над тормозными, неуравновешенность, слабый самоконтроль на фоне сильной мотивационной установки.
Л.М. Слупский (1984) считает, что наряду с высоким уровнем развития специальных качеств и навыков, «связующий» игрок должен обладать: точностью и быстротой двигательных реакций; тончайшим мышечным чувством; быстротой и точностью зрительных восприятий на изменяющиеся условия игры; хорошо развитым периферическим зрением, позволяющим вести наблюдения в процессе выполнения технических приемов и тактических действий; высокой устойчивостью и переключением внимания; быстротой и точностью игрового мышления.
Таким образом, если систематизировать имеющиеся литературные данные по изучению психологических особенностей и их детерминирующей роли в спортивной деятельности спортсменов, то можно отметить, что в качестве факторов эффективности исследователи выделяют разные уровни детерминации деятельности. Одни исследуют психофизиологический уровень, считая, что именно он играет ведущую роль в детерминации успеха действий волейболистов в условиях соревнования, другие изучают познавательные свойства (внимание, память, мышление) волейболистов, третьи -личностные качества (воля, решительность, уровень притязаний), показывая значимость данного уровня для их успешных игровых действий.
211
Итак, анализ литературных источников с полным основанием позволяет заключить, что психологическая подготовка является важнейшей составной частью подготовки спортсменов к эффективной соревновательной деятельности.
А. А. Жаров
История становления легкой атлетики
Легкую атлетику называют королевой спорта и это не случайно. В любом виде спорта - футболе, баскетболе, волейболе, спортивной и художественной гимнастике и т. д. - присутствуют элементы легкой атлетики. Это один из самых древних видов спорта.
Возникновение и расцвет легкой атлетики приходится на период появления Олимпийских игр. Как известно, первые Олимпийские игры проводились в 776 г. до н.э. у подножия горы Кронос вблизи местечка Олимпия. На зоре Олимпийского движения соревнования проводились только по бегу на один стадий (стадий - единица длины, равная 192 м 27 см). Затем в программу Олимпийских игр (724 г. до н. э.) добавился бег на 2 стадия, а в 720 г. до н.э. древнегреческие атлеты уже соревновались в беге на выносливость на 25 стадиев. На XVIII Олимпийских играх появились состязания в многоборье, в них входил бег на 1 стадий, прыжки в длину (с грузом от 1,5 до 4,5 кг), метание диска, метание копья и борьба (панкратион).
В период «мрачного» средневековья крупных соревнований по легкой атлетике не проводилось, хотя имеются сведения, что в праздничные дни люди развлекались, состязаясь в метании камней, прыжках в длину и в высоту, в беге на скорость. Позднее в Западной Европе бег, прыжки и метания вошли в систему физического воспитания рыцарей.
История легкой атлетики указывает на то, что в процессе развития этот вид спорта постепенно усложнялся путем совершенствования легкоатлетических снарядов. Так, после изобретения в XIV в. огнестрельного оружия от метания тяжелого камня перешли к толканию металлического пушечного ядра. Кузнечный молот в метаниях постепенно заменили молотом на цепи, а затем ядро на цепи (в настоящее время ядро на стальной проволоке с ручкой).
Следует отметить, что усложнение и совершенствование легкой атлетики неразрывно связано с Олимпийским движением.
Так, если на I Олимпиаде в Афинах (1896) в мужскую программу входило лишь 12 видов легкой атлетики, то с XlV Олимпиады в Лондоне (1948) и до XXII Олимпийских игр в Москве (1980) - уже 24 вида.
212