Научная статья на тему 'Формирование тактических умений начинающих волейболистов при игре в нападении (сообщение 1)'

Формирование тактических умений начинающих волейболистов при игре в нападении (сообщение 1) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Л. М.

В статье повествуется об одном из актуальных методов психолого-педагогического анализа спортивной деятельности составлении спортограмм, что позволяет улучшить теоретическую подготовку спортсменов, повысить сознательность их участия в учебно-тренировочном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование тактических умений начинающих волейболистов при игре в нападении (сообщение 1)»

нованиям, предусматривающие концентрацию специализированных нагрузок, направленных на совершенствование аэробной эффективности и емкости,

2. Структура тренировочных нагрузок может служить в качестве основы при определении стратегии и тактики тренировочного процесса.

3. Стратегия и тактика планирования тренировочных и соревновательных нагрузок осуществляется на основе индивидуальных возможностей велосипедистов по результатам тестирования и условий предстоящей соревновательной деятельности.

4. Разработанные модельные характеристики этапа специальной подготовки являются ориентиром для целенаправленной подготовки велосипедистов.

Библиографический список

1. Барбашов C.B. Специальная подготовка к бегу на сверхдлинные дистанции в годичном цикле квалифицированных спортсменов: автореф. дис.... канд. пед. наук. / С. В. Барбашов. ■ М„ 1988.-23 с.

2. Волков Н.И. Пульсовые критерии энергетической стоимости упражнения / Н.И. Волков, О.И. Попов, А.Г. Самбор-ский // Физиология человека. - 2003. - Т. 29, № 3. - С. 98 - 103.

3. Волков, Н.И. Теория и практика интервальной тренировки в спорте / Н.И. Волков, A.B. Карасёв, М. Хосни. - М.: Военная академия им. Дзержинского, 1995.- 196с.

4. Ердаков C.B. Тренировка велосипедистов-шоссейни-ков / C.B. Ердаков, В А. Капитонов, В.В. Михайлов. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 175 с.

5. Коновалов, В.Н. Марафон : теория и практика / В Н. Коновалов, В.И. Нечаев, С. В. Барбашов. - Омск: [б. и.|, 1991. - 160с.

6. Коновалов В.Н. Управление спортивной тренировкой велосипедистов высокой квалификации в соревновательном периоде на основе показателей сердечного ритма / В.Н. Коновалов, А.Ю. Хромов // Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и практическое применение: тез. Междунар. симпоз .- Ижевск, 1996.-С. 132 - 133.

7. Коновалов В.Н. Оптимизация управления спортивной тренировкой в видах спорта с преимущественным проявлением выносливости: автореф. дис. ...д-ра пед наук / В. Н. Коновалов, - Омск, 1999,- 48 с.

8. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика / Ф.З. Меерсон - М. : Наука, 1981. - 186 с.

9. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте: учебник для студентов вузов / В.Н. Платонов. — Киев : Олимп! лит., 1997. - 583 с.

10. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 287 с.

11. Полищук Д А. Велосипедный спорт: науч. изд. / Д.А. По-лищук. - Киев : Олимп, лит., 1997 - 344 с.

ХРОМОВ Андрей Юрьевич, преподаватель кафедры велосипедного спорта.

СУХАЧЕВ Евгений Александрович, старший преподаватель кафедры велосипедного спорта. КОНОВАЛОВ Василий Николаевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры легкой

атлетики.

Дата поступления статьи в редакцию: 01.08.06 г. © Хромов А.Ю., Сухачев Е.А., Коновалов В.Н.

удк796»5 л.м. иванова

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ФОРМИРОВАНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НАЧИНАЮЩИХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ ПРИ ИГРЕ В НАПАДЕНИИ (сообщение 1)

В статье повествуется об одном из актуальных методов психолого-педагогического анализа спортивной деятельности — составлении спортограмм, что позволяет улучшить теоретическую подготовку спортсменов, повысить сознательность их участия в учебно-тренировочном процессе.

Одним из актуальных методов психолого-педагогического анализа спортивной деятельности является метод составления спортограмм (А.А.Ге-раськин, 1982). Выделение ведущих элементов и фаз в структуре движения имеет не только теоретическое значение, но и служит основой для разработки наиболее рациональных методик обучения и совершенствования на различных этапах подготовки спортсменов. При изучении теоретических основ игры спортсмен должен хорошо представлять структуру деятельности, знать психические качества, участвующие в каждой игровой фазе и пути их развития в тренировке. Развивая такой подход,

мы разработали спортогра.мму деятельности, выполняемой волейболистом-нападающим. Основой построения спортограммы послужил анализ литературных данных в области психологии трудовой и учебной деятельности, а также педагогических наблюдений, опроса спортсменов, использования педагогического и спортивного опыта автора. Для анализа деятельности нападающего использована аналитическая схема, применяемая при составлении профессиограмм, модифицированная с учетом особенностей спортивной деятельности (А.А.Ге-раськин и др., 2005). Предлагаемая схема содержит следующие разделы: 1 (общая характеристика,

Таблии? 1

Структура деятельности волейболиста при выполнении нападающего удара

Игровая фаза Техническая деятельность Тактическая деятельность 1 [ 1<1 [чи"( -каи деятельность

Предварительная Перемещение и занятие позиции для начала разбега Оценка качества приема мяча партнером, возможности игры связующего партнера и игроков противника. Слежен1;.! 1« .'.грой, анализ игровой обстановки формирование установки па выполи^!,»:-: нг.падающогг удара. Определение оптимального момента для начала раяСега, прогнозирование действий партнеров и противника.

Подготовительная Выполнение разбега, напрыгивание, прыжок вверх, замах на удар. Поднятие рук до уровня груди, отведение бьющей руки вверх-назад. Выполнение разбега, показывая противнику ложные направления удара Слежени ; за мячом. Прогнозирование действий партнеров и противни <1 Выбор основных вариантов решения игровой задачи. Контроль и координация собственных действий.

Основная Выведение вперед плеча бьющей руки, выпрямление руки в локтевом суставе наложение кисти на мяч в высшей точке прыжка. Проведение плеча вперед, сгибание кисти в луче-запястном суставе. При постановке качественного блока ; выполнение удара поворотом 'п/лппищп мимо рук блокирующих или выполнение обводки блока кистевым движением руки вправо или влево. При постановке некачественного блока — выполнение удара с учетом ошибок блокирующих. Слежение за действиями блокирующих Определение качества постановки блока (по высоте, плотности и местоположению относительно нападающего и мяча). Определение качества передачи по скорости. высоте, ширине и удаленности от сетки. Выбор и исполнение окончательного варианта решения иг ровой задачи. Контроль за собственными действиями.

Заключительная Сопровождающее движение Бьющей руки. Небольшое Сгибание туловища вперед. Приземление после удара на согнутые ноги. Переход к самостраховке, повторной атаке или к постановке блока. При удачном приеме противника — переход к постановке блока и страховке своих блокирующих. При неудачном приеме противника — готовность к постановке блока или удару по переходящему мячу или повторной атаке. При неудачном выполнении удара — выполнение самострахоики и готовность к повторной атаке Анализ эффективности выпол-нения нападающих действий, слежение за полетом мяча, за качеством собственного приземления, прогнозирование действий противника и партнеров.

классификация игрового приема; 2)требования правил игры к выполнению нападающего удара; знания и навыки, требующиеся спортсмену для выполнения атакующих действий; 4) психологическая характеристика деятельности нападающего.

Выполнение подобного анализа на примере нападающего удара из стандартного положения позволило раскрыть структуру деятельности спортсмена (табл.1) и специальные качества, необходимые волейболисту при выполнении нападающих действий (табл.2). Игровой приём разбит на четыре фазы: предварительную, подготовительную, основную и заключительную. В каждой фазе рассмотрены три вида деятельности: тактическая, техническая и психическая, а также необходимые физические и психические качества, требующиеся нападающему Для выполнения удара, и факторы, отрицательно влияющие на выполнение игрового действия.

Для подтверждения выдвинутых теоретических предположений, с целью изучения "ответственности" психических качеств, которыми должен обладать игрок в каждой из фаз нападающего удара, был произведен опрос волейболистов разных возрастных групп на соревнованиях различного ранга. Вопросы анкеты оценивались по пятибалльной системе: 5 баллов - самая высокая оценка, 1 балл - самая низкая. В анкетировании принимали участие волейболисты различной квалификации в количестве 117 человек, в том числе: МСМК - 2 человека, ЗМС - 4 человека, МС - 28 человек, KMC -15 человек, первого разряда - 35 человек, второго разряда - 21 человек, третьего разряда и первого юношеского разряда - 12 человек. Спортсмены

были распределены на три группы в зависимости от квалификации. В первую группу включены волейболисты высшей квалификации — мастера спорта международного класса (МСМК), заслуженные мастера спорта (ЗМС), мастера спорта (МС); во вторую — кандидаты в мастера спорта (KMC) и волейболисты, имеющие первый разряд; в третью — спортсмены массовых разрядов: второго, третьего и первого юношеского.

Из анализа оценок значимости психических качеств и специализированных восприятий выявлено, что с приобретением тактического опыта у игроков повышается оценка значимости исследуемых качеств и восприятий.

Полученный перечень «участия» и значимости специальных качеств по фазам выполнения игрового приема, на наш взгляд, имеет важное значение для педагогики волейбола в том отношении, что открывает возможность для поиска путей улучшения традиционных подходов в тренировке, так как высокого развития выявленные качества и специализированные восприятия у волейболистов-нападающих достигают, как правило, только в зрелом спор тивном возрасте. Доведение материалов спорто-граммы до сведения спортсменов позволит улучшить теоретическую подготовку спортсменов, повысит сознательность их участия в учебно-тренировочном процессе.

Приведенная выше спортограмма дает предпосылки к разработке нетрадиционных подходов подготовки нападающих, позволяет выявить ошибки в тактических умениях и навыках игроков в каждой из фаз нападающего удара, определяет наличие

Таблица I

Специальные качества, необходимые волейболисту для выполнения нападающего удара

Игровая фаза Физические качества Психические качества Факторы, отрицательно влияющие на выполнение игровых действий

Предварительная Наличие функциональных возможностей организма для качественного выполнения предстоящих действий. Быстрота перемещений. Быстрота приема и переработки информации. Интенсивность, объем, устойчивость, распределение внимания. Точность вероятностного прогнозирования, глубинного зрения. Устойчивость к стрессу. Точность специализированного восприятия "чувства времени игрового действия". Точность оперативной памяти- Объективные трудности: неблагоприятное самочувствие, непривычные условия спортивного зала: освещенность, покрытие и цвет пола, шум трибун, влияние смены часового пояса. Факторы самой игры: счет в игре, счет в партии, состояние сил противника. Субъективные трудности: отношение к данному противнику, зрителям, судейству. Неудачные предыдущие действия спортсмена в игре.

Подготовительная Координация движений при замахе и прыжке. Прыгучесть. Взрывная сила мышц ног. Гибкость. Точность восприятия пространственно-временных подготовительных действий. Интенсивность, распределение, объем, устойчивость внимания. Точность глубинного зрения. Точность специализированных восприятий: "чувство площадки", "чувство блока", "чувство времени полета мяча ". Зрительно-моторная координация. Объективные трудности: сбивающие действия противника: поведение блокирующих, маскировка действий защитниками и страхующими. Субъективные трудности: неуверенность или излишняя уверенность в правильном выборе тактического решения и в своих силах.

Основная Сила ударного движения бьющей руки. Координация движения туловища и рук. "Игровая ловкость" при возникновении нестандартных игровых ситуаций. Точность сенсомоторной координации, реакции выбора, глубинного зрения, "чувство блока", "чувство сетки", "чувство зоны площадки", " игсшдя ловкость ". Распределение внимания, точность оперативного решения. Объективные трудности: некачественная вторая передача, высокая подготовленность и тактические противодействия противника, неквалифицированное судейство. Субъективные трудности: недостаточная функциональная и атлетическая подготовленность спортсмена, усталость после предыдущей игры, излишняя самоуверенность в своих силах.

Заключительная Координация движений при приземлении. Быстрота перемещений при переходе от приземления к выполнению самостраховки или повторной атаки. Объем, интенсивность и распределение внимания. Адекватность оперативной памяти. Быстрота приема и переработки информации. Точность глубинного зрения. Точность специализированных восприятий; "чувство площадки", "чувство сетки", "чувство средней линии". Вестибулярная устойчивость. Объективные трудности: успешные действия противника. Субъективные трудности: функциональная и атлетическая неподготовленность спортсмена. Неправильное прогнозирование развития ситуации, боязнь получить повторную травму при приземлении.

специальных психических качеств и специализированных восприятий, необходимых для выполнения атакующих действий, а также направленно их совершенствовать с учетом амплуа игроков. В частности, нами предлагаются такие подходы, как:

— использование комплексного контроля, содержащего как исследования в лабораторных условиях уровня развития психических и физических качеств, такт и изучение их в моделируемых ситуациях волейбольного поединка с целью оценки способностей спортсменов к выполнению нападающих действий и уровня подготовленности их к соревнованию;

— применение специальной теоретической (интеллектуальной) подготовки, развивающей способности нападающих прогнозировать и анализировать варианты атак с различных передач и при различном расположении блокирующих, защитников и страхующих в соревновательной обстановке, раскрывающей основы психорегуляции и психической подготовки к соревнованиям;

— расширение тактического арсенала нападающих-волейболистов с использованием тренажёрно-исследовательских устройств, способствующих моделированию и решению спортсменами игровых ситуаций различной сложности в условиях, приближённых к соревновательным.

Библиографический список

1.Гераськин, A.A. Развитие быстроты и точности игровых действий квалифицированных волейболистов: автореф.дис ... канд. лед. наук/ А.А.Гераськин.■ Омск, 1982,- 25 с.

2.Гераськин, A.A. Психологические аспекты изучения структуры деятельности спортсмена при выполнении стандартных действий /А.А.Гераськин [и др.]//Спортивный пснхолог.-2005.-Гм>1.-С.39-43.

ИВАНОВА Лариса Михайловна, доцент кафедры физического воспитания.

Дата поступления статьи в редакцию: 16.06.06 г. © Иванова Л.М.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.