УДК 373.2 Каипова Д.М., Сыртланова Н.Ш.
Каипова Д.М.
студент
Башкирский государственный педагогический университет
им. М. Акмуллы (г. Уфа, Россия)
Научный руководитель: Сыртланова Н.Ш.
канд, пед. наук, доцент, Кафедры дошкольной педагогики и психологии Башкирский государственный педагогический университет
им. М. Акмуллы (г. Уфа, Россия)
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ГРУППЫ ДЛЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
Аннотация: в данной статье мы рассматриваем основное значение предметно-пространственной среды дошкольников для развития сюжетно-ролевых. В статье мы анализируем принципы организации развивающей среды с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, предметно-пространственная среда, развивающая среда, дошкольное образование, организация игр, педагогическая технология, возрастные особенности.
Игра - это развлечение и мир ребенка в котором он живет и развивается. Сюжетно-ролевые игры особенно важны.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид деятельности в дошкольном возрасте, который играет важнейшую роль в развитии ребенка. В играх дети показывают свой жизненный опыт, осваивают новейшие социальные роли, учатся взаимодействовать друг с другом. Для того, чтобы игра была полноценной и наиболее эффективной, нужно создать специальную развивающую предметно-пространственную среду, в которой будут стимулироваться и поддерживаться игровые действия [1].
Рассмотрим основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр:
1. Предметно-пространственная среда должна быть интересной и доступной индивидуально для детей разного возраста.
2. Предметно-пространственная среда должна быть многофункциональна и использоваться как строительный материал.
3. Предметно-пространственная среда должна быть гибкой и трансформируемой, для того чтобы дети могли самостоятельно создавать игровые сюжеты, зоны и менять их по своему желанию.
4. Эстетика и привлекательность, важно использовать разнообразные материалы и текстуры и необходимо создать приятную и стимулирующую атмосферу.
5. Все предметы и материалы должны быть безопасными для детей и необходимо учитывать их возможности.
6. Доступность: все необходимые предметы и материалы всегда должны быть доступны для детей, необходимо создать систему хранения и организации материалов для самостоятельного выбора детей дошкольного возраста [2].
Сюжетно - ролевые игры - это не развлечение, играет ключевую роль в развитии и воспитании ребенка. Л.С. Рубенштейн, как психолог говорил о том, что ребенок, играя не только перевоплощается, но и расширяет, углубляет свой внутренний мир и осваивает новые роли [3].
Для того, чтобы организовать и реализовать развивающие цели для сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста нужно создать развивающую предметно-пространственную среду. Вопрос организации развивающей среды стал актуальным в дошкольном образовании в результате введения ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта).
С.Л. Новоселова, считает, что развивающая предметно-пространственная среда - это игрушки, мебель, система объектов, благодаря которым ребенок развивается физически и духовно [4].
Для создания благоприятной развивающе-пространственной среды (Р1111С) в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) необходимо учитывать такие факторы как:
1. Психолого- педагогические требования: гендерный подход учитывает интересы и особенности организации пространства для мальчиков и девочек, приоритетные направления используются воспитателями, предоставлять возможности чтобы развивать таланты и увлечения детей.
2. Эстетические требования - это оформление интерьера, где используются работы детей для создания атмосферы.
3. Гигиена, безопасное и комфортное пребывание ребенка в детском
саду.
Необходимо знать, что развивающая пространственно-предметная семья - это динамичная среда, в ней постоянно развиваются и меняются с потребностями детей и изменяющим образовательным процессом [3].
Основная задача педагога - вдохновлять ребенка на игры, развивать любовь к сюжетно-ролевым играм. Для того, чтобы игра была интересна для ребенка необходимо стимулировать его фантазию, творческие возможности и создать специальную развивающую среду.
В детском саду нужно создать развивающее образовательное пространство, которое необходимо для полноценного развития детей. Данное пространство развивает детское эмоциональное благополучие и учитывает его
интересы и потребности, развитие включает в себя интеллектуальное, социальное, физическое, экологическое, эстетическое развитие.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А.Лобанова. - Балашов: Николаев, - 2015. - 76 с.;
2. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В. А. Петровский и др. - М., - 2016. -102 с.;
3. Рубинштейн, С.Л. Избранные психологические труды. - Москва: Просвещение, - 2015. - 451с.;
4. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда. - Москва: Просвещение, - 2015. - 126с
Kaipova D.M., Syrtlanova N.S.
Kaipova D.M.
Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla
(Ufa, Russia)
Scientific advisor: Syrtlanova N.S.
Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla
(Ufa, Russia)
ORGANIZATION OF GROUP'S DEVELOPING SUBJECT-SPATIAL ENVIRONMENT FOR STORY-ROLE-PLAYING GAMES
Abstract: in this article, we consider the main importance of the subject-spatial environment of preschoolers for the development of story-role-playing. In the article, we analyze the principles of organizing a developing environment, taking into account the age characteristics of preschool children.
Keywords: story-role-playing game, subject-spatial environment, developmental environment, preschool education, organization of games, pedagogical technology, age characteristics.