Научная статья на тему 'СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
538
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА / ПРЕДМЕТНО ИГРОВАЯ СРЕДА / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белозерова С. Н.

В статье рассматриваются педагогические аспекты социализации детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры. Автор акцентирует внимание на том, что проблемой современности является дефицит самостоятельности дошкольников в организации игры. Задача педагога - поднять значимость сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка, создать в группе ДОУ детям условия интересной для игры и научить родителей играть вместе с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STORY-ROLE-PLAYING GAME AS A MEANS OF SOCIALIZATION OF PRESCHOOL CHILDREN

The article deals with the pedagogical aspects of the socialization of preschool children through story-role-playing games. The task of the teacher is to raise the importance of the role-playing game in the child's life, to create conditions for children to play interesting games in the pre-school group and to teach parents to play together with children.

Текст научной работы на тему «СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 37.013

Белозерова С.Н. воспитатель МДОУ № 3 «Ивушка» ЯМР Россия, Ярославская область

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: В статье рассматриваются педагогические аспекты социализации детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры. Автор акцентирует внимание на том, что проблемой современности является дефицит самостоятельности дошкольников в организации игры. Задача педагога - поднять значимость сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка, создать в группе ДОУ детям условия интересной для игры и научить родителей играть вместе с детьми.

Ключевые слова: дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра, социализация, социальное развитие, развивающая предметно -пространственная среда, потребности ребенка, предметно игровая среда, игровая деятельность.

Belozerova S.N. educator

Kindergarten No. 3 "Ivushka" of the Yaroslavl municipal district

Russia, Yaroslavl region

STORY-ROLE-PLAYING GAME AS A MEANS OF SOCIALIZATION

OF PRESCHOOL CHILDREN

Abstract: The article deals with the pedagogical aspects of the socialization of preschool children through story-role-playing games. The task of the teacher is to raise the importance of the role-playing game in the child's life, to create conditions for children to play interesting games in the pre-school group and to teach parents to play together with children.

Keywords: preschool age, story-role-playing game, socialization, social development, developing subject-spatial environment, child's needs, subject-game environment, game activity.

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на

себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Ему хочется включиться в эту взрослую жизнь и активно в ней участвовать. Дети стремятся к самостоятельности. Из этого противоречия и рождается сюжетно-ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Все ролевые игры детей наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.

Е. А. Аркин, П. А. Рудик, Д. В. Менжерицкая, А. П. Усова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец и другие авторы акцентировали научные педагогические выводы на том, что игровая деятельность - ведущая деятельность детей дошкольного возраста, а игра - своеобразный, свойственный ребёнку способ усвоения действительности, общественного опыта. А.Н. Леонтьев отмечал, что особое место занимают игры, которые создают сами дети, это творческие или сюжетно-ролевые игры [4]. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом, со сверстниками. Проблемой современности, к большому сожалению, является то, что дети мало самостоятельно играют и мало играют в ролевые игры[3,5]. Родители уделяют очень мало времени игре. Они стараются отдать детей в различные секции и кружки, учат писать, читать. Задача же педагога -донести до родителей значимость игры в жизни ребёнка. Сегодня детское творчество в игре и навыки самоорганизации у большинства детей недостаточно развиты, качество общения не позволяет проявлять инициативу и самостоятельность в организации сюжетно-ролевой игры. Дети с трудом подбирают себе команду участников и не всегда могут распределить роли в игре.

Целю моей работы как воспитателя является воспитание дружеских отношений в детском коллективе посредством совместных игр, развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к себе и окружающим, посредством совместных сюжетно-ролевых игр.

Для достижения цели поставлены несколько психолого-педагогических задач:

1. Развивать игровую деятельность детей, используя различные методы и приемы.

2. Формировать основы «игровой культуры», развивать коммуникативные способности детей.

3. Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежности.

4. Создать условия для активизации форм сотрудничества между детьми.

5. Расширить кругозор ребенка посредством игры.

6. Развивать речевую активность у детей за счет усложнения и расширения сюжетов.

7. Приучать детей соблюдать правила во время игры.

8. Формировать художественно-эстетический вкус и этику взаимоотношений у детей дошкольного возраста.

Подобрав и изучив большой объем методических материалов, я разработала план работы на учебный год, с учётом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста 4-5 лет. Важным стал аспект создания в группе развивающей предметно-пространственной среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Предметно-игровую среду группы мы трансформировали и организовали таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, что позволяет детям объединяться подгруппами по интересам. Атрибуты для сюжетно-ролевой игры мы сделали красочными, эстетичными, прочными и доступными детям, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок. Создание безопасных условий игры - это приоритетная задача, а еще важно, чтобы игровое пространство соответствовали содержанию игры и количеству играющих. Большое количество игрового оборудования и материалов для сюжетно-ролевых игр сделано в нашей группе руками педагогов и с помощью родителей. Костюмы для врача, медсестры, коллекция небольших баночек, наполненных таблетками из картона. Нами изготовлены головные уборы для игры в полицейского, капитана корабля, пожарного, строителя; есть машина полиции и скорой помощи в виде чехлов на стульчик; родители сшили костюм для повара - шапочку и фартук. Все было сделано для того, чтобы дети легко могли самостоятельно организовать свою игровую деятельность и включать в игру своих сверстников.

Процесс руководства сюжетно-ролевой игрой мною построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков сочеталось в нём с обучением и воспитанием. Прежде чем провести сюжетно-ролевую игру, я организую беседу, составление рассказа из личного опыта, экскурсия по детскому саду: на кухню, в прачечную; занятия с элементами сюжетно -ролевой игры; настольно печатные игры, обговариваем правила игры, правила поведения во время игры. Роль педагога в том, чтобы стимулировать дошколят к созданию игровой обстановки, иногда -участвовать в качестве играющего партнёра на первоначальном этапе, или тогда, когда игра идёт на усложнение.

В игре дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению. Тематики игровых сюжетов игр у нас включают сегодня сюжеты покупок по интернету, заказ пиццы и ее доставку, заказ лекарств и посещение банка (есть карточки для

«банкомата», пин-коды и пароли), есть проездные билеты и кондукторы с «чекерами» для проезда на дачу в электричке. Благодаря этому дети смогут пережить в игре то, что переживают взрослые люди в повседневной современной жизни. А игрушки, атрибуты, предметы-заместители позволяют имитировать реалии.

Мы убеждены, что игра имеет неоценимое значение, прежде всего, для социального развития ребенка. Недостаток игровой деятельности ведет к снижению и недоразвитию познавательных способностей, проблемам в общении. Педагог должен быть готов к реализации новых сюжетов и новых игр из современной жизни, должен уметь научить родителей организовать сюжетно-ролевые игры с ребенком, и тогда социализация детей, в том числе детей с ОВЗ, будет успешной.

Использованные источники:

1. Зайцева И.В., Ветрова И.Н. Сюжетно-ролевые игры // Воспитатель ДОУ. 2009 г, № 10.С.48-56.

2. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008.С.38-42

3. Красильникова Т.Н., Батуева О.А. Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи в коррекционной работе с детьми с ОНР // Дошкольная педагогика. 2013, № 4. С.40-45.

4. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев // Психологическая наука и образование. - 1996. - № 3. - С. 25-26.

5. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т. А. Марковой. - М., 1982. С. 145.

6. Психология и педагогика социальной работы с семьей / Под ред. Карцевой Л.В. Учебное пособие., М. - Дашков и К., 2010. - 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.