Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ САМООРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ'

ФОРМИРОВАНИЕ САМООРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
480
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ / ИГРА / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорушкова Светлана Сергеевна

В статье представлен теоретический анализ влияния игровой деятельности, а именно сюжетно-ролевой игры на развитие самоорганизации детей старшего дошкольного возраста. Дана общая характеристика данного качества, её сущность. Также кратко описано значение игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. В конце даны рекомендации для родителей и педагогов по организации сюжетно-ролевой игры и развитию самоорганизации у старших дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SELF-ORGANIZATION OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN THROUGH PLAY ACTIVITIES

The article presents a theoretical analysis of the influence of play activity, namely the role-playing game on the development of self-organization of older preschool children. The general characteristic of this quality, its essence is given. The importance of play activity as a leading activity in preschool age is also briefly described. At the end, recommendations are given for parents and teachers on the organization of a story-role-playing game and the development of self-organization in older preschoolers.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ САМООРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Формирование самоорганизации детей старшего дошкольного возраста через игровую

деятельность

Formation of self-organization of older preschool children through play activities

Федорушкова Светлана Сергеевна

Студент 4 курса Кафедра педагогики и психологии детства Северный Арктический Федеральный университет имени М.В. Ломоносова

г. Архангельск, наб. Северной Двины 17 e-mail: [email protected]

Fedorushkova Svetlana Sergeevna

Student 4 term

Department of pedagogy and psychology of childhood Northern Arctic Federal University named after M. V. Lomonosov Arkhangelsk, Northern Dvina embankment 17 e-mail: [email protected]

Научный руководитель Каменева Ирина Викторовна

К. пед. н, доцент

Северный Арктический Федеральный университет имени М.В. Ломоносова

г. Архангельск, наб. Северной Двины 17 e-mail: [email protected]

Scientific adviser Kameneva Irina Viktorovna

docent, candidate of pedagogics Northern Arctic Federal University named after M. V. Lomonosov Arkhangelsk, Northern Dvina embankment 17 e-mail: [email protected]

Аннотация.

В статье представлен теоретический анализ влияния игровой деятельности, а именно сюжетно-ролевой игры на развитие самоорганизации детей старшего дошкольного возраста. Дана общая характеристика данного качества, её сущность. Также кратко описано значение игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. В конце даны рекомендации для родителей и педагогов по организации сюжетно -ролевой игры и развитию самоорганизации у старших дошкольников.

Annotation.

The article presents a theoretical analysis of the influence of play activity, namely the role-playing game on the development of self-organization of older preschool children. The general characteristic of this quality, its essence is given. The importance of play activity as a leading activity in preschool age is also briefly described. At the end, recommendations are given for parents and teachers on the organization of a story-role-playing game and the development of self-organization in older preschoolers.

Ключевые слова: Самоорганизация, игра, игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, формирование.

Key words: Self-organization, game, game activity, story-role-playing game, preschool age, formation.

Дошкольный возраст - важный этап в жизни каждого ребёнка. Именно в этот период происходит становление основных личностных качеств. Одно из них - самоорганизация. Одним из средств развития данного качества является игра. Она побуждает детей быть активными, волевыми, самостоятельными в принятии решений. В современном быстроразвивающемся мире возросла потребность у педагогов и родителей в поиске новых способов формирования самоорганизации у детей разных возрастов, особенно старшего дошкольного.

Прежде чем перейти к изучению влияния игровой деятельности на становление данного качества, обратим внимание на мнение разных авторов о сущности термина «самоорганизация» и игровой деятельности.

Вопросами самоорганизации занимались такие учёные, как А.В. Запорожец, О.В. Дыбина, О.О. Гонина, С.А. Козлова, Д.А. Леонтьев. Игровую деятельность подробно рассматривали в своих трудах также А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, И.В. Шаповаленко, А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинский.

По мнению советского психолога, доктора педагогических наук Александра Владимировича Запорожца, самоорганизация является совокупностью определённых свойств, которые человек приобретает в социуме. Они проявляются у человека в мотивах поведения, волевых действиях, интеллекте [2].

Дмитрий Александрович Леонтьев - российский психолог, специалист в областях психологии личности в своей работе отмечал, что самоорганизация является показателем зрелости человека. Она показывает его поведение, как личности [5].

Ребёнок старшего дошкольного возраста, который может себя организовать, обладает данным качеством, самостоятелен в принятии решений, у него развита произвольность [4].

Самоорганизация, самостоятельность начинает появляться у детей, когда они способны отделять себя от других, сравнивать свои и чужие действия, поступки. На протяжении дошкольного возраста ребёнок узнаёт о нравственности, морали, определённых правилах, которым в дальнейшем начинает следовать.

Самоорганизация детей дошкольного возраста зависит от множества факторов. Всем участникам педагогического процесса, особенно педагогам и родителям необходимо следить, чтобы все сферы ребёнка полноценно развивались. Тогда он сможет быть личностью, умеющей управлять своими мыслями, поступками. Лучше всего в этом помогает именно игровая деятельность.

Игра - особая форма освоения действительности. Она является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста, оказывает огромное влияние на развитие психики, воображения, памяти, эмоционального и волевого поведения. Именно поэтому в формировании самоорганизации отдаем ей предпочтение.

О важности игры для развития личностных качеств детей писали в своих работах Г.В. Плеханова, К.Д. Ушинский. Они связывали её с трудовой деятельностью, подчёркивали исторический характер.

Советский психолог Даниил Борисович Эльконин также уделял внимание вопросу детской игры. Он отмечал, что игра способствует психическому развитию ребёнка. В случае если ребенок выстраивает игровой процесс не единолично, то он не может не принимать во внимание тот фактор, что на игру влияет не только он сам. В совместной деятельности с другими детьми ребёнку следует ориентироваться на свои и чужие потребности, подавлять эгоистические желания. Также в игре развивается мотивация и произвольность действий [6].

Игровая деятельность возникла давно и заключается в том, что дети повторяют быт взрослых, их взаимодействия. Сюжетные линии игры могут зависеть и от просмотренных ребенком мультфильмов или прочитанных сказок.

Советский психолог Лев Семёнович Выготский подчёркивал, что детская игра является творчеством. Ребёнок перерабатывает моменты, ситуации, впечатления, которые он пережил. Далее происходит построение новой действительности [1].

Игровая деятельность детей начинает развиваться с предметных действий. Ребёнок играет с конкретным предметом: чашкой, мячиком, пирамидкой, но не использует её в какой-либо ситуации. Следующая ступень развития игры заключается в умении действовать по образцу. Взрослый показывает, как нужно играть с предметом, а ребёнок повторяет. Дальнейшее развитие игровой деятельности связано с принятием детьми на себя роли. Дошкольники уже осознают себя, свои действия.

Система дошкольного образования развивается. За последние десятилетия в теоретической литературе было описано множество игр: логико-математические, на эмоционально-волевую сферу, общение. На развитие

самоорганизации оказывают влияние подвижные, сюжетно-ролевые игры, так как дети дошкольного возраста в них учатся следовать правилам, конкретной роли, контролировать свои действия.

Подвижные игры основываются на движениях, которые необходимы в жизни, способствуют повышению функционирования органов. Они также имеют значение для нравственного воспитания: учат действовать в коллективе, следовать общим требованиям, искренности, товариществу. Велика роль подвижных игр в формировании умственных и волевых качеств. Дети учатся выполнять те действия, которые указаны в инструкции. Также они познают мир, окружающий их. В процессе игры активизируются различные психические функции: память, мышление.

В сюжетно-ролевых играх дети дошкольного возраста воспроизводят ситуации, которые когда-либо видели вживую или в мультфильмах, которые смотрят. Чаще всего - труд и взаимоотношения взрослых. В сюжетно-ролевой игре создаются определённые условия, позволяющие воспроизводить жизненные ситуации, дети берут на себя роли, следуют правилам, действуют согласно сюжету. Данный вид игры является одним из любимых для детей старшего дошкольного возраста. Она условна, позволяет детям почувствовать себя взрослыми. Сюжетно-ролевая игра помогает адаптироваться ребёнку в группе детского сада, реализоваться в дальнейшем в социуме. Проигрывая различные жизненные ситуации, дошкольники учатся идти на компромисс, меньше ошибаться, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу [3].

Я заострю своё внимание на сюжетно-ролевой игре и её влиянии на формирование самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста, так как её основы начинают складываться у ребёнка в возрасте 3 -х лет и развиваются на протяжении всего дошкольного возраста, способствуют формированию умственной, трудовой, творческой деятельности, волевых качеств. Именно в возрасте 5-6 лет данный вид игры достаточно значим в формировании самоорганизации. У старших дошкольников замысел игры становится устойчивым, они могут наметить её план, творчески развивать сюжет. Сюжетно-ролевая игра также предполагает наличие партнёров. Её групповой характер способствует развитию у ребёнка старшего дошкольного возраста координации, он начинает контролировать свои действия.

В старшем дошкольном возрасте дети становятся субъектом игровой деятельности, им интересно принимать в ней активное участие. В процессе игры ребёнок может сам придумывать сюжет, реализовывать его, видоизменять, использовать разные атрибуты. Педагог может наблюдать за детьми со стороны, контролировать их действия.

Часто сюжеты игр, проигрываемые в садике, связаны с местами, которые дети могут посещать: больница, магазин, общественный транспорт. Для того, чтобы принять участие в игре, детям необходимо взять на себя разные роли. Играть они должны в соответствии со взятыми ролями, соблюдая нормы поведения, необходимые, например, для врача, продавца, кондуктора, водителя автобуса.

Как бы самостоятельны не были дети в игре, роль педагога, остается, несомненно, очень важной в их организации и контроле. Воспитатель обогащает игровой опыт детей, предлагает сюжет игры, вводит персонажей, помогает распределить роли. Также он мотивирует дошкольников на игру, поддерживает интерес к процессу. Именно благодаря воспитателю развивается дальнейшая самостоятельность детей в деятельности.

Нельзя также забывать про место родителей в воспитании и развитии необходимых навыков, качеств, в том числе и самоорганизации. Они изначально знакомят детей с игрушками, способами действия с ними, насыщают игру эмоциями.

Предлагаю ознакомиться со следующими рекомендациями для родителей и педагогов, которые помогут вырастить самостоятельного, организованного ребёнка с помощью игры. Данный список подходит для развития

самоорганизации и сюжетно-ролевой игры у детей не только старшего дошкольного возраста, но и других возрастных групп.

1. До года ребёнок использует манипулятивные действия при ознакомлении с предметами. Родителям следует обеспечить детей необходимыми предметами и игрушками: ложка, пирамидка, мячик, юла.

2. После первого года жизни дети уже начинают понимать, что игрушки можно двигать, бросать, катить. Здесь также необходима помощь взрослого: родителей, педагогов. Они показывают, как можно взаимодействовать с предметом: катать куклу или мишку на лошадке, машинке, кормить их из ложечки.

3. Педагогу необходимо организовать предметно-пространственную среду так, чтобы игрушки, атрибуты для игры заинтересовывали ребёнка, были в открытом доступе. Также можно использовать предметы -заместители.

4. Чтобы разнообразить сюжет игры, воспитателю следует включать различные игровые ситуации, новых героев. Если ролей больше, чем самим детей, ребёнок может быть несколькими персонажами сразу. Это будет способствовать развитию воображения детей, актёрскому мастерству.

5. Для того чтобы обучить детей старшего дошкольного возраста сложению сюжетов самим, необходимо использовать игры-фантазии, игры-придумывания.

6. Читайте детям больше сказок, смотрите совместно с ними мультфильмы. После того, как ребёнок будет хорошо знать их сюжет, он сможет проигрывать его.

7. Чтобы развивать самоорганизацию дошкольников, необходимо давать детям чаще выбирать самим, что они сегодня наденут в садик или на прогулку. До этого следует объяснить, в какую погоду как нужно одеваться.

8. Также приучайте ребёнка к тому, что для него в доме действуют определённые правила. Как и взрослый он должен им следовать.

9. Давайте детям простые занятия по дому: полить цветы, убрать за собой посуду со стола, разложить игрушки.

10. Приучайте детей действовать согласно определённому распорядку дня.

11. Не забывайте про баланс межу отдыхом и трудом детей. У них должен быть свой досуг, время для занятий тем, что им нравится.

Таким образом, исходя из описанных выше теоретических основ и предложенных рекомендаций, включение сюжетно-ролевых игр в повседневную деятельность ребенка, грамотное взаимодействие всех участников педагогического процесса, оказывает непосредственное влияние на развитие навыков самоорганизации детей старшего дошкольного возраста, способствует формированию силы воли, самостоятельности, умения следовать правилам, назначенной роли.

Список используемой литературы:

1. Давидчук А.Н. Обучение и игра: Методическое пособие. - М.: Мозаика-синтез, 2006. - 168 с.

2. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 1 Психическое развитие ребенка [Текст]/ А.В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1986. - 376 с.

3. Каменева, И. В. Психология и педагогика игровой деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие / И. В. Каменева; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Электронные текстовые данные. -Архангельск: САФУ, 2019. - 74 с.

4. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С. А. Козлова. — М.: Академия, 1998. — 160 с.

5. Леонтьев, Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности [Текст]/ Д. А. Леонтьев// Психологический журнал. - 2000. - №1

6. Новосёлова, С.Л. Игра дошкольника/ С.Л. Новосёлова: под. ред. С.Л. Новосёловой. - М.: Просвещение, 1989. - 199 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.