Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
633
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИГРА / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ / PEDAGOGICAL SUPPORT / PLAY ACTIVITIES / PLAY / SENIOR PRESCHOOL CHILDREN / FORMATION OF PLAY ACTIVITIES / PRESCHOOL EDUCATION / DIRECTIONS OF PEDAGOGICAL SUPPORT / DEVELOPING A SUBJECT-SPACE ENVIRONMENT / INTERACTION WITH PARENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шавшаева Людмила Юрьевна

Реализация представленного исследования обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, провозглашающего необходимость реализации образовательного процесса посредством осуществления типичных видов детской деятельности, прежде всего игровой. Недостаточная сформированность игровой деятельности современных старших дошкольников препятствует достижению необходимых целевых ориентиров. Высокий уровень игровой деятельности формируется не спонтанно, для этого необходимы внешние, обусловливающие ее формирование условия, и, прежде всего, педагогическое сопровождение формирования игровой деятельности старших дошкольников. Рассмотрение представлений исследователей о понятии «педагогическое сопровождение»; значении игры для развития личности ребенка в старшем дошкольном возрасте; анализ мнений авторов о содержании игровой деятельности старших дошкольников позволило определить структуру и содержание понятия «педагогическое сопровождение формирования игровой деятельности старших дошкольников». Определены возможности педагогического сопровождения, предполагающего реализацию диагностического; проектирующего; формирующего; аналитического направлений. Рассмотрено осуществление необходимых педагогических условий: реализация возможностей педагогического сопровождения исследуемого процесса в дошкольной образовательной организации; обеспечение моделирования развивающей предметно-пространственной среды; осуществление взаимодействия с родителями. Представлен диагностический инструментарий изучения сформированности игровой деятельности старших дошкольников; проанализированы результаты диагностики, позволяющие отметить позитивную динамику в формировании исследуемого явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шавшаева Людмила Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT FOR FORMATION OF GAME ACTIVITY OF SENIOR PRE-SCHOOL CHILDREN

The implementation of the presented study is conditioned by the requirements of the Federal State Educational Standard of Preschool Education, which proclaims the need to implement the educational process through the implementation of typical types of children’s activities, especially game activities. The lack of formation of the playing activities of modern senior pre-school children prevents the achievement of the necessary targets. A high level of gaming activity is not formed spontaneously, for this purpose external conditions are necessary, which cause it, and, first of all, pedagogical support for the formation of gaming activities of senior pre-school children. Consideration of researchers 'perceptions of the concept of "pedagogical support"; The importance of the game for the development of the personality of a child in senior pre-school age; Analysis of the authors 'opinions on the content of the game activity of senior pre-school children made it possible to determine the structure and content of the concept of "pedagogical support for the formation of the game activity of senior pre-school children." The possibilities of pedagogical support involving the implementation of diagnostic support have been defined; projecting; forming; analytical directions. Implementation of the necessary pedagogical conditions was considered: implementation of the possibilities of pedagogical support of the investigated process in the pre-school educational organization; Providing modeling of the developing spatial environment; Interaction with parents. The diagnostic tools of studying the formation of game activity of senior pre-school children are presented; Results of diagnostics are analyzed, which allow to note positive dynamics in formation of the investigated phenomenon.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

УДК 373.24

DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0069

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

© 2020

AuthorlD: 689604

SPIN: 5851-3334

Шавшаева Людмила Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания

Оренбургский государственный педагогический университет (460000, Россия, Оренбург, ул. Советская, д. 2, e-mail: koltureva@yandex.ru)

Аннотация. Реализация представленного исследования обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, провозглашающего необходимость реализации образовательного процесса посредством осуществления типичных видов детской деятельности, прежде всего игровой. Недостаточная сформированность игровой деятельности современных старших дошкольников препятствует достижению необходимых целевых ориентиров. Высокий уровень игровой деятельности формируется не спонтанно, для этого необходимы внешние, обусловливающие ее формирование условия, и, прежде всего, педагогическое сопровождение формирования игровой деятельности старших дошкольников. Рассмотрение представлений исследователей о понятии «педагогическое сопровождение»; значении игры для развития личности ребенка в старшем дошкольном возрасте; анализ мнений авторов о содержании игровой деятельности старших дошкольников позволило определить структуру и содержание понятия «педагогическое сопровождение формирования игровой деятельности старших дошкольников». Определены возможности педагогического сопровождения, предполагающего реализацию диагностического; проектирующего; формирующего; аналитического направлений. Рассмотрено осуществление необходимых педагогических условий: реализация возможностей педагогического сопровождения исследуемого процесса в дошкольной образовательной организации; обеспечение моделирования развивающей предметно-пространственной среды; осуществление взаимодействия с родителями. Представлен диагностический инструментарий изучения сформированности игровой деятельности старших дошкольников; проанализированы результаты диагностики, позволяющие отметить позитивную динамику в формировании исследуемого явления.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, игровая деятельность, игра, старшие дошкольники, формирование игровой деятельности, дошкольное образование, направления педагогического сопровождения, развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие с родителями.

PEDAGOGICAL SUPPORT FOR FORMATION OF GAME ACTIVITY OF SENIOR PRE-SCHOOL CHILDREN

© 2020

Shavshayeva Lyudmila Yurievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of «Preschool, Correctional, Additional Education and Problems of Education» Orenburg State Pedagogical University (460000, Russia, Orenburg, Sovetskaya St., 2, e-mail: koltureva@yandex.ru)

Abstract. The implementation of the presented study is conditioned by the requirements of the Federal State Educational Standard of Preschool Education, which proclaims the need to implement the educational process through the implementation of typical types of children's activities, especially game activities. The lack of formation of the playing activities of modern senior pre-school children prevents the achievement of the necessary targets. A high level of gaming activity is not formed spontaneously, for this purpose external conditions are necessary, which cause it, and, first of all, pedagogical support for the formation of gaming activities of senior pre-school children. Consideration of researchers 'perceptions of the concept of "pedagogical support"; The importance of the game for the development of the personality of a child in senior pre-school age; Analysis of the authors 'opinions on the content of the game activity of senior pre-school children made it possible to determine the structure and content of the concept of "pedagogical support for the formation of the game activity of senior pre-school children." The possibilities of pedagogical support involving the implementation of diagnostic support have been defined; projecting; forming; analytical directions. Implementation of the necessary pedagogical conditions was considered: implementation of the possibilities of pedagogical support of the investigated process in the pre-school educational organization; Providing modeling of the developing spatial environment; Interaction with parents. The diagnostic tools of studying the formation of game activity of senior pre-school children are presented; Results of diagnostics are analyzed, which allow to note positive dynamics in formation of the investigated phenomenon.

Keywords: Pedagogical support, play activities, play, senior pre-school children, formation of play activities, pre-school education, directions of pedagogical support, developing a subject-space environment, interaction with parents.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Современные условия развития образования актуализируют проблему формирования игровой деятельности детей. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования провозглашается необходимость реализации образовательного процесса посредством осуществления типичных видов детской деятельности, прежде всего игровой, обеспечивающей успешность развития личности [1]. Однако, влияние средств массовой информации, информационно-коммуникационных технологий, занятость современных родителей, приводят зачастую к тому, что игра не становится ведущей деятельностью старших дошкольников, формируется на низком уровне. Недостаточная

сформированность игровой деятельности препятствует достижению следующих целевых ориентиров: способен к проявлению инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности; активному взаимодействию со сверстниками и взрослыми, участию в играх; развитое воображение, реализуемое, прежде всего в игре; умение соблюдать правила и социальные нормы. Высокий уровень игровой деятельности формируется не спонтанно, для этого необходимы внешние, обусловливающие ее формирование условия, и, прежде всего, педагогическое сопровождение формирования игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Педагогические работники, осуществляя процесс формирования игровой деятельности старших дошкольников, не всегда готовы учитывать возрастное и индивидуальное своеобразие детства. В связи с этим возмож-

Shavshayeva Lyudmila Yurievna PEDAGOGICAL SUPPORT FOR FORMATION .

на реализация образовательной деятельности в форме учебных занятий, что приводит к незаинтересованности детей во взаимодействии с взрослым и сверстниками в ходе игры, возникновению профессиональных затруднений при формировании игры как вида деятельности. Недостаточная готовность педагогов к формированию игровой деятельности старших дошкольников обусловливает необходимость реализации педагогического сопровождения формирования исследуемого явления в дошкольной образовательной организации.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Содержание понятия «педагогическое сопровождение» изучали различные исследователи (Е.А. Александрова [2], Е.И. Казакова [3], И.А. Липский [4], Г.А. Репринцева [5], Л.М. Шипицына [6]). Рассмотрение возможностей педагогического сопровождения формирования игровой деятельности старших дошкольников представлено в трудах Ю.В. Груздовой [7], Е.В. Зворыгиной [8], Н.А. Коротковой [9], Н.Я. Михай-ленко [9], С.Л. Новоселовой [8].

Изучением особенностей игровой деятельность старших дошкольников в отечественной психолого-педагогической науке занимались такие исследователи, как Л.С. Выготский [10], А.В. Запорожец [11], А.Н. Леонтьев [12], А.С. Макаренко [13], Д.Б. Эльконин [14], К.Д. Ушинский [15]. Данные об особенностях формирования игровой деятельности современных дошкольников представлены в исследованиях Е.Е. Кравцовой [15], Е.О. Смирновой [16], А.Н. Харчевниковой [18], Т.Ф. Игнатенко [19], О.А. Андриенко [20], Е.В. Терентьева [21].

Однако в настоящее время в контексте рассматриваемой проблемы остается неразрешенным ряд противоречий между: необходимостью повышения эффективности педагогического сопровождения формирования игровой деятельности старших дошкольников и недостаточным теоретическим анализом данной проблемы; имеющимися в педагогической науке теоретическими основаниями педагогического сопровождения формирования игровой деятельности старших дошкольников и недостаточной практической разработанностью направлений ее формирования; потребностью современной педагогической практики в методическом обеспечении педагогического сопровождения формирования игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью содержательных аспектов исследуемого явления. Разрешение представленных противоречий актуализируют проблему поиска педагогических условий педагогического сопровождения формирования игровой деятельности старших дошкольников.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи.

Цель статьи - представить педагогическим работникам результаты исследования по проблеме педагогического сопровождения формирования игровой деятельности старших дошкольников.

Постановка задания.

Поставленная цель обусловливает постановку задания: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия педагогического сопровождения формирования игровой деятельности старших дошкольников.

В связи с этим поставлены следующие задачи:

1) изучить структуру и содержание понятия «педагогическое сопровождение формирования игровой деятельности старших дошкольников»;

2) определить возможности педагогического сопровождения в формировании игровой деятельности старших дошкольников;

3) апробировать педагогические условия осуществления педагогического сопровождения формирования

игровой деятельности старших дошкольников.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы); эмпирические (сбор данных; методы качественной и количественной обработки результатов; педагогическая интерпретация полученных данных).

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Рассмотрение представлений исследователей о понятии «педагогическое сопровождение»; значении игры для развития личности ребенка в старшем дошкольном возрасте; анализ различных мнений авторов о содержании игровой деятельности старших дошкольников позволяет определить изучаемую дефиницию.

Педагогическое сопровождение формирования игровой деятельности старших дошкольников предстает как взаимосвязь педагогических действий; как процесс, который имеет цель и задачи; как система мер разнообразного характера, направленная на формирование структурных компонентов игры старших дошкольников.

Педагогическое сопровождение формирования игровой деятельности старших дошкольников включает: диагностическое направление (изучение уровня сфор-мированности игры); проектирующее (проектирование формирования игровой деятельности); формирующее (формирование структурных компонентов игры); аналитическое (анализ сформированности структуры игры). Реализация возможностей педагогического сопровождения исследуемого процесса в дошкольной образовательной организации предполагает осуществление обозначенных направлений.

Теоретический анализ исследований позволил предположить, что формирование игровой деятельности старших дошкольников будет успешным при условиях: реализации возможностей педагогического сопровождения исследуемого процесса в дошкольной образовательной организации; обеспечении моделирования развивающей предметно-пространственной среды; осуществлении взаимодействия с родителями при реализации педагогического сопровождения.

С целью экспериментальной проверки педагогических условий сопровождения формирования игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста проведено исследование на базе дошкольной образовательной организации. В исследовании принимал участие 21 ребенок старшего дошкольного возраста (6-7 лет), из них 12 мальчиков, 9 - девочек. Также в исследовании приняли участие 2 педагога, 11 родителей старших дошкольников. Определение особенностей сформирован-ности игровой деятельности старших дошкольников было реализовано при применении ряда диагностических методик. Беседа «Изучение игровых предпочтений» (Т.А. Криволесова) проводилась с целью изучение предполагаемых и реально предпочитаемых ролей, сюжетов, действий с игрушками; эксперимент «Игровая комната» (О.М. Дьяченко) реализовывался для определения особенностей общения в ходе игровой деятельности; методика «Изучение уровня сформированности игровых навыков (Р.Р. Калинина) использовалась для изучение уровня сформированности игровых навыков. Изучить отношение родителей к использованию игры в общении с ребенком дома позволило проведение анкет для родителей /педагогов. Анкетный опрос родителей «Инициатива взрослого в игровом общении с ребенком» позволил получить представление о степени игровой инициативы взрослого в общении с ребенком дома, желании взрослого признавать ценность игровых интересов ребенка.

По результатам проведения диагностических методик выявлено, что для большинства детей (62%) характерен средний уровень сформированности игровой деятельности. Для старших дошкольников характерно про-

явление позиция субъектов игры в ролевых диалогах, ролевом поведении. Цели общения дети удерживают не всегда, при согласовании замыслов возникают сложности, обусловленные некоторыми затруднениями в ориентации на сверстников. Возникали случаи прекращения совместной игровой деятельности, проявления конфликтных ситуаций. Однако наблюдалось постепенное слияние сюжетно-ролевых игр и режиссерских. Вместе с тем в целом позиции субъектов игровой деятельности отличаются неустойчивостью. Высокий уровень сфор-мированности игровой деятельности отмечается только у 28% старших дошкольников. Для детей свойственно сюжетосложение, проявления согласования замыслов. Вербальные и невербальные особенности деятельности соответствует содержанию игры. Эмоциональный фон игры благоприятный, старшие дошкольники объясняют замыслы, обращаются к партнерам по взаимодействию. Позиция субъекта игровой деятельности отличается устойчивостью. Низкий уровень сформированности игровой деятельности также выявлен у старших дошкольников (10%). Игрушки детьми используются как партнеры по игре, замещая взаимодействие со сверстниками. Доминирует предметно-действенное замещение; несформированность обозначающих и поясняющих действий; затруднения при согласовании замыслов. Отмечались случаи избегания игры со сверстниками, иногда - проявления активности, направленной на нарушение игр других детей. Позиции субъекта игровой деятельности у данных детей не выявлено.

Полученные результаты анкетирования родителей старших дошкольников позволяют отметить, что регулярные игры с ребёнком характерны только для 30% семей. Другие родители играют с детьми по выходным. Более всего предпочитаются игры, которые способствуют сформированности познавательных процессов старших дошкольников, направлены на готовность к школьному обучению. Покупаются, в основном, «умные» игры: часто электронные. Большинство игрушек покупается не для того, чтобы играть, а в связи с тем, что они отличаются модностью, так как ребёнок попросил. Многие отцы и матери отмечают, что игровая деятельность - самостоятельная, «пусть ребёнок играет сам». Средством развития игровой деятельности называется покупка игрушек. Большинство родителей (70%), не всегда проявляют интерес к играм ребёнка. Отсутствует убеждённость в том, что игра обеспечивает полноценное развитие старших дошкольников, как более значимые называются «умения читать, писать, считать». Более любимыми являются компьютерные игры. Современные игрушки (фёрби, куклы: винкс, русалки, летающие феи, монстр хай) часто называются родителями как те, о которых дети мечтают.

Анализируя результаты анкетирования воспитателей, необходимо отметить, что педагоги считают игру значимым средством познания окружающего мира. Педагогические работники отмечают необходимость совместной игры с ребенком в семье; просвещения родителей об особенностях формирования игровой деятельности детей; полезных играх и игрушках (консультации, беседы, собрания); повышения собственного уровня профессиональной компетентности в рассматриваемом вопросе.

Полученные данные подтверждают необходимость реализации педагогического сопровождения формирования исследуемого явления. Представим реализацию заявленных педагогических условий.

Первое условие - реализация возможностей педагогического сопровождения исследуемого процесса в дошкольной образовательной организации. По результатам изучения уровня сформированности игры как вида деятельности старших дошкольников определены цель и задачи деятельности; спроектировано содержание формирования игровой деятельности детей. В рамках проектирующего направления педагогического сопро-

вождения были разработаны планы подготовки к различным видам игр; планы-конспекты. При формировании игровой деятельности старших дошкольников реа-лизовывалась совместная игровая деятельность взрослого со старшими дошкольниками, в процессе которой уделялось внимание совместному сюжетосложению. Совместное сюжетосложение включало формирование умений проектировать различный порядок событий, охватывающих разные темы. При этом важно было проявлять ориентацию на сверстников, то есть осуществлять пояснение, о том, какие события необходимы на следующем этапе игры, выслушивать мнение участников; сочетать предложенные самостоятельно и другими детьми последовательности событий.

В связи с этим были реализованы «игры-придумывания», прототипом которых явились совместные фантазирования. Игры-придумывания позволили нам активизировать старших дошкольников к тому, чтобы согласовывать разнообразные сюжетные линии. Конечно, такие игры доступны были в основном как реализация совместной деятельности с педагогом. В ходе самостоятельных игр старшие дошкольники возвращались к осуществлению действий с игрушкой, к выполнению ролей, но сформированные умения позволяли реализо-вывать новые замыслы, позволяли проявлять большую согласованность в реализации игровых замыслов. Игры-придумывания изменялись в соответствии с определенной последовательностью: совместно «вспоминалась» (пересказывалась) известная сказка; частичное изменялась известная сказка; придумывалась новая сказка при объединении сказочных и реалистичных событий; развертывался новый сюжет с разноконтекстными ролями; придумывались новые истории на основе реальных событий. Значимой была организация и иных игр - игр-драматизаций (театрализованных игр), игр с правилами; самостоятельных детских игр.

Второе условие - обеспечение моделирования развивающей предметно-пространственной среды. При моделировании развивающей предметно-пространственной среды мы учитывали необходимость проявления старшими дошкольниками в игровой деятельности самостоятельности, самоорганизации, самооценки, самоконтроля, самопознания, самовыражения. Это, с одной стороны, требовало обращения детей к внутреннему миру, с другой требовало расширить границы внешнего мира. Предметно-пространственная среда организовывалась так, чтобы каждый старший дошкольник мог заняться любимым делом. Дети объединились в группы в соответствии с интересами в центрах игровой деятельности (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные), экспериментирования; книги и т. д. Для детей были созданы такие игровые зоны, как: «Парикмахерская»; «Магазин»; «Больница»; «Библиотека»; «Строительный центр» и другие. Для игры в школы была выделена «учебная» зона, обстановка в которой приближена к учебной: столы-парты, школьная доска. Определенные зоны не имели конкретных границ, что позволило реализовать принцип полифункциональности, когда один игровой центр при необходимости легко преобразовывался в другой. Группа условно было разбита на пространства, в которых могли находиться вместе три-шесть детей, при использовании крупного модульного материала. Необходимым было наличие места для того, чтобы разыгрывать сюжеты, размещения наборов игрушечных персонажей, бросового материала и инструментов, а также схем-образцов, фотографий декораций, кукол.

Атрибутика игр для детей была детализирована, изготавливалась совместно с детьми. Важно было поддерживать детей в желании изготовить атрибуты для игровой деятельности, предлагалось им дополнять материалы самостоятельно сделанными игрушками. Использовались коробки с бросовыми материалами, пластиковыми и картонными упаковками, бумагой, тка-

Shavshayeva Lyudmila Yurievna

PEDAGOGICAL SUPPORT FOR FORMATION .

нью, мехом, кожей, картоном, для того чтобы изготовить недостающие атрибуты. В группе было отведено место для того, чтобы демонстрировать созданные старшими дошкольниками работы. Важным было поддержание радости и гордости от успешности самостоятельности игровых действий. В связи с этим обсуждались успехи и достижения, фиксировались с использованием рисунков и пиктограмм. Была создана игротека, в которой был представлен комплекс развивающих игр, направленных на формирование умений игровых действий: ориентироваться по схеме, моделям, выполнять контрольные и проверочные действия.

Третье условие - осуществление взаимодействия с родителями при реализации педагогического сопровождения. Цель взаимодействия с родителями: развитие психолого-педагогической компетентности родителей старших дошкольников. Для достижения данной цели были реализованы следующие задачи: формирование представлений о содержании /значении игры в развитии детей; формирование активной ответственной позиции семей по проблеме формирования игровой деятельности; формирований умений совместной с ребенком игровой деятельности. Деятельность по реализации взаимодействия с родителями старших дошкольников мы начинали с определения уровня знаний об игровой деятельности, выяснения заинтересованности, особенностей реализации игровой деятельности в семье. В связи с полученными результатами были проведены родительские собрания, консультации, семинары, мероприятия-развлечения и игры совместно со старшими дошкольниками. Был проведен мастер-класс для родителей старших дошкольников «Играем вместе». Вместе с родителями мы определили понятие «игра», взаимосвязь с другими видами деятельности; виды игр. Обсудили вопросы о том, в какие игры лучше играть в определенное время дня, как вызвать интерес ребенка, зачем играть вместе с ними. Как наиболее интересные нетрадиционные формы и методы назывались игры-задания, упражнение «Аукцион», дискуссия «Роль игры в жизни дошкольника», игра «Герои нашего времени», обсуждение «О вреде и пользе современных игрушек», творческое задание «Любимая игрушка моего ребёнка».

По итогам проведения обучающих мероприятий родители совместно с детьми изготавливали игры, приносили их на выставки дошкольной образовательной организации. Это были дидактические игры, настоль-но-печатные, а также наборы масок, костюмов для осуществления театрализации. Таким образом, родители проявляли заинтересованность в формировании игровой деятельности старших дошкольников; мотивировали детей, предлагая помощь в игре. Также родителям предлагалось принимать участие в различных конкурсах. Дети, видя, что участвуют родители, проявляли большую заинтересованность, результаты игровой деятельности становились выше. Кроме того, старшие дошкольники получали опыт эмоционально - положительного отношения к различным видам игр. Использовались до-суговые формы деятельности: организация праздников «Мы - дружная семья!», тематические дни «Игры мамы и папы». Для того, чтобы родители проявили интерес к миру игру своих детей посредством организацию совместной деятельности мы создали фотоколлаж «Мои любимые игрушки», размещенный в дошкольной образовательной организации. Были созданы картотеки игр, которые мы использовали при взаимодействии с родителями, а родители - при играх со старшими дошкольниками.

По итогам проведения эксперимента необходимо отметить позитивную динамику в формировании игровой деятельности старших дошкольников. Так, для большинства детей (67%) стал характерен высокий уровень сформированности игровой деятельности. Для детей свойственно сюжетосложение, проявления согласования замыслов. Вербальные и невербальные особен-

ности деятельности соответствует содержанию игры. Эмоциональный фон игры благоприятный, старшие дошкольники объясняют замыслы, обращаются к партнерам по взаимодействию. Позиция субъекта игровой деятельности отличается устойчивостью. Средний уровень сформированности игровой деятельности выявлен только у 33% старших дошкольников. Для старших дошкольников характерно проявление позиция субъектов игры в ролевых диалогах, ролевом поведении. Цели общения дети удерживают не всегда, при согласовании замыслов возникают сложности, обусловленные некоторыми затруднениями в ориентации на сверстников. Возникали случаи проявления конфликтных ситуаций. Однако наблюдалось постепенное слияние сюжетно-ро-левых игр и режиссерских. Вместе с тем в целом позиции субъектов игровой деятельности отличаются неустойчивостью. Низкий уровень сформированности игровой деятельности не выявлен вовсе. Игрушки перестали использоваться детьми как партнеры по игре, замещая собой взаимодействие со сверстниками. Доминирование предметно-действенного замещения не характерно; не-сформированность обозначающих и поясняющих действий не проявляется; отсутствуют затруднения при согласовании замыслов.

Проведено повторное анкетирование с родителями детей. Полученные результаты позволяют отметить, что регулярные игры с ребёнком стали характерны для всех семей. Играть только по выходным родители считают недостаточным. Как более предпочитаемыми называются совместные с детьми игры, которые способствуют формированию игровой деятельности. Необходимо отметить и более грамотный подход родителей к выбору игрушек - «для того, чтобы играть». Многие родители отмечают, что играть нужно вместе, важным является проявление интереса к игре ребенка. Присутствует убеждённость в том, что игра обеспечивает полноценное развитие старших дошкольников. Таким образом, полученные данные подтверждают успешность реализации педагогического сопровождения формирования игровой деятельности старших дошкольников.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях.

Сравнение полученных результатов исследования с данными иных исследований (С.О. Демиденко [22]; Е.И. Рзаева [23], А.Н. Харчевникова [18], М.Г. Юдина [24]) позволяет отметить, что педагогическое сопровождение формирования игровой деятельности старших дошкольников является значимым средством формирования исследуемого явления: повышается уровень игровых умений детей; оптимизируется игровое взаимодействие; развивается самостоятельная игровая деятельность; осваивается сюжетосложение, происходит объяснение замыслов, адресация обращений к партнерам; позиция субъекта игры характеризуется устойчивостью.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования.

Таким образом, выявлены и экспериментально проверены педагогические условия педагогического сопровождения формирования игровой деятельности детей старших дошкольников. Определена структура и содержание понятия «педагогическое сопровождение формирования игровой деятельности старших дошкольников»; определены возможности исследуемого процесса. Представлен диагностический инструментарий изучения сформированности игровой деятельности, анализ результатов входной / итоговой диагностики; рассмотрена реализация выявленных педагогических условий. Позитивная динамика в сформированное™ игровой деятельности старших дошкольников, изменение позиции родителей детей позволяет отметить успешность осуществления педагогических условий: реализация возможностей сопровождения исследуемого процесса в дошкольной образовательной организации; обеспечение моделирования развивающей предметно-про-

странственной среды; осуществление взаимодействия с родителями при реализации педагогического сопровождения.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.

Реализация исследования не рассматривает все аспекты педагогического сопровождения формирования игровой деятельности старших дошкольников. Дальнейшие исследования возможны в связи с разработкой содержания иных направлений педагогического сопровождения; определения и учета гендерных особенностей формирования игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. 2013. 25.11 (№ 265).

2. Александрова Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования // http://isiksp.ru/library/ aleksandrova_ea/aleks-000001.html.

3. Казакова Е.И. Сопровождение региональных проектов развития образовательных систем: коротко о методологии // Методология и методика сопровождения региональных проектов развития образования / под ред. Е.И. Казаковой, А.М. Моисеева. М.: Просвещение, 2003. С. 7-13.

4. Липский И.А. Педагогическое сопровождение развития личности : теоретические основания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания. Волгоград: Перемена, 2004. С. 280287

5. Репринцева Г.А. Модель комплексного сопровождения развития игровой деятельности дошкольников // Вестник педагогических инноваций. 2018. №1 (49). С. 41-48.

6. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот : социально-эмоциональные проблемы / под ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой. СПб.: Ин-т спец. педагогики и психологии, 2000. 108 с.

7. Груздова Е.В Научно-педагогические основы развития игровой позиции воспитателя: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Архангельск: Архангел. гос. техн. ун-т, 2001. 18 с.

8. Новоселова С.Л., Зворыгина Р.А. Иванокова В.В. Кондратова А.Д. Саар Т.Н. Гринявичене Е.В. Комплексное руководство формированием игры старшего дошкольника // Игра дошкольника / под ред. Абрамян Л.А. М.: Просвещение, 1989. С. 79-85.

9. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: Просвещение, 2009. 175 с.

10. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.

11. Запорожец И.Ю. Игра в формировании социальной среды как условие самореализации и саморазвития дошкольника // Мир психологии. 2011. №1. С. 168-178.

12. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведение. М.: Книга по Требованию, 2012. 392 с.

13. Макаренко A.C. Книга для родителей. М.: ИТРК, 2014. 320 с.

14. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Книга по Требованию, 2012. 228 с.

15. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1988. Т.1. 416 с.

16. Кравцова Е.Е. Как играть? Вот в чем вопрос? // Дошкольное образование. 2011. № 5. С. 2-3.

17. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании // Психологическая наука и образование. 2013. № 3. С. 25-28.

18. Харчевникова А.Н. Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста на основе полоро-левой дифференциации // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2010. № 11. С. 67-77.

19. Игнатенко Т.Ф. Эмпатия как условие игрового взаимодействия //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 25-28.

20. Андриенко О.А. О необходимости применения игровых технологий обучения // Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 5-8.

21. Терентьева Е.В. Роль игры в формировании предпосылок универсальных учебных действий // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 307-310.

22. Демиденко С.О. Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей дошкольного возраста // Социализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI века: социальное развитие детей дошкольного возраста / под ред. Т.И. Никифоровой, Т.И. Гризик, Л.А. Григорович. Чебоксары: Интерактив Плюс, 2015. С. 241-243.

23. Рзаева Е.И. Психолого-педагогическое сопровождение развития игровой деятельности в дошкольном возрасте //Научный поиск. 2014. № 2.4. С. 38-40.

24. Юдина М.Г. Особенности педагогического сопровождения игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного процесса дошкольной образовательной организации // Воспитание, обучение, образование: от теории к практике. Самара: НОО «Профессиональная наука», 2017. С.129-137.

Статья поступила в редакцию 20.01.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.