<<ш1ШЗДиМ"^©иГМ&1>>#щ6ш,2<ш0 / PSYCHOLOGICAL sciences_
УДК 159.99
Комлик Л.Ю.,
канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», г.Елец
Фаустова И.В., канд. пед. наук, доцент
ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»,
г.Елец
Филатова И.Ю., ст. преподаватель
ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»,
г.Елец Гнездилова Н.А. канд. пед. наук, доцент АНО ВО «Российский новый университет»,
г.Елец
DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11978 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ КАК
ФАКТОР ИХ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Komlik L. Yu.,
Cand. psychology, associate Professor Bunin Yelets State University
Faustova I. V.,
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Bunin Yelets State University
Filatova I. Yu.,
senior teacher Bunin Yelets State University Gnezdilova N. A.,
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor ANO VO "Russian new University",
g. Yelets
INTERACTION OF OLDER PRESCHOOLERS IN A STORY-ROLE GAME AS A FACTOR OF
THEIR SOCIAL DEVELOPMENT
Аннотация
В статье рассматривается проблема взаимодействия в коллективе детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. Отмечается, что от умения дошкольников развертывать самостоятельную совместную деятельность со сверстниками зависит их полноценное развитие. В данном контексте сюжетно-ролевая игра рассматривается как фактор социального развития детей старшего дошкольного возраста. В работе акцентируется внимание на том, что основным показателем социального развития ребенка является способность к организации взаимодействия с партнерами-сверстниками, благодаря которым формируется социальный опыт. В процессе экспериментального исследования была проведена диагностика основных компонентов социализации, а также уровень сформированности основных показателей игрового взаимодействия детей. Результаты исследования показали отсутствие влияния всех критериев взаимодействия детей старшего дошкольного возраста на когнитивный компонент социального развития (представления о социальных нормах и правилах), и наличие влияния практически всех критериев на эмоциональный и поведенческий компонент социального развития. В связи с этим был сделан вывод о том, что взаимодействие детей в сюжетно-ролевой игре может выступать фактором социального развития.
Abstract
The article deals with the problem of interaction in a group of preschool children in the process of play activity. It is noted that the ability of preschool children to develop independent joint activities with their peers depends on their full development. In this context, the role-playing game is considered as a factor in the social development of older preschool children. The paper focuses on the fact that the main indicator of a child's social development is the ability to organize interaction with partners-peers, thanks to which social experience is formed. In the course of the experimental study, the main components of socialization were diagnosed, as well as the level offormation of the main indicators of children's play interaction. The results of the study showed the absence of influence of all criteria for interaction of children of senior preschool age on the cognitive component of social development (ideas about social norms and rules), and the presence of influence of almost all criteria on the
_PSYCHOLOGICAL SCIENCES / «ШУШИШУМ-ШУГМаУ »^ЩбШ'ШЭ
emotional and behavioral component of social development. In this regard, it was concluded that the interaction of children in a story-role game can act as a factor of social development.
Ключевые слова: социализация, социальное развитие, взаимодействие, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст.
Keywords: socialization, social development, interaction, story-role play, preschool age.
Особое значение для психического развития детей имеет дошкольный возраст. В этот период уже существует необходимость воспитывать у малыша умение адекватно взаимодействовать в коллективе, так как вся последующая жизнь будет зависеть от отношений, в которые он будет вступать, включаясь в совместную деятельность. Особенно ценным является взаимодействие дошкольников в процессе игровой деятельности, определяющее фактор социального развития.
Полноценное развитие ребенка во многом зависит от его умения развертывать самостоятельную совместную деятельность со сверстниками, которая в дошкольном детстве протекает преимущественно в форме игры (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, Е.О. Смирнова и др.). Игры занимают особое место среди всего многообразия взаимодействия детей дошкольного возраста, они являются первой социальной практикой ребенка, способом, с помощью которого малыш проникает в жизнь взрослых, увлекательным занятием и вместе с тем важнейшим средством воспитания и развития.
При изучении игровой деятельности дошкольников такие исследователи как Г.А. Иванкова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П.Усова и другие считают, что вопрос влияния игрового взаимодействия на взаимоотношения детей, на социальное развитие личности ребенка является центральным.
Мы считаем, что проблема социализации ребёнка в раннем онтогенезе является наиболее значимой для современной науки и практики. Основным фактором социального развития дошкольника выступает его успешное взаимодействие с другими людьми, сверстниками в различных видах деятельности, особенно в игровой деятельности. Сюжетно-ролевая игра является основным видом игровой деятельности в дошкольном возрасте, и основным показателем социального развития ребёнка выступает способность к организации взаимодействия с партнёрами-сверстниками благодаря которым формируется социальный опыт.
На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы, мы считаем, что научное содержание понятия «взаимодействие дошкольников в игре» включает в себя действия и отношения партнёров по игре, касающиеся основных элементов игры, благодаря которым устанавливаются определенные типы отношений и проявляются соответствующие эмоции и чувства к другому участнику игры [3,5,6].
Проанализировав отечественные и зарубежные исследования достаточно большого количества авторов (К.А. Абульханова-Славская, Г. Айзенк, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Ф.Г. Гидденс, Дж. Гилфорд, Э. Кречмер, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу,
В.С. Мухина, Г. Олпорт, А.П. Петровский, С.Л. Рубинштейн, А.М. Щетинина, К. Юнг и др.), содержание понятия «социализация» понимается нами, как процесс усвоения человеком социальных норм и правил, принятых в обществе, превалирует понимание социализации как двустороннего процесса, направленности на активное взаимодействие с другими людьми. Проанализировав исследования по теме социального развития и воспитания детей дошкольного возраста (Г.М. Андреева, Т.В. Антоновой, М.И. Богомоловой, А.М. Виноградовой, Ю.С. Григорьевой, О.В. Дыбиной, С.А. Козловой, А.Д. Кошелевой, Т.Ю. Купач, Л.В. Любимовой, Т.В. Ма-ловой, В.И. Петровой, О.В. Прозументик, Т.А. Репиной, Т.Д. Стульник, Д.И. Фельдштейна, Р.М. Чу-мичевой, А.Д. Шатовой и др.), мы можем сделать вывод, что термин «социальное развитие» представляет собой качественное и количественное преобразование различных социально направленных качеств человека [1,2,3,4,5,6,8,9].
Так как социальное развитие является близким по содержанию к понятию «социализация», то считаем возможным применить для диагностики оценку структурных компонентов социализации, таких как: когнитивный - сформированность у дошкольников социальных норм и правил; эмоционально-оценочный - сформированность у старших дошкольников представлений о социальных эмоций; поведенческий - способности соблюдать и применять социальные нормы и правила поведения.
С целью выявления влияния взаимодействия старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре на их социальное развитие было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 80 детей старшего дошкольного возраста.
Для каждого компонента социального развития нами были отобраны соответствующие диагностические методики:
Когнитивный компонент социального развития диагностировался нами посредством применения методики «Сюжетные картинки» (Р.Р.Калинина), которая направлена на выявление сформиро-ванности у дошкольника представлений о моральную норме и поступках, соответствующих конкретной норме, способности отличать социально-значимые нормы от асоциальных и антисоциальных, выражать и понимать соответствующее социально-направленное эмоциональное отношение к той или иной нравственной или моральной норме [7].
Для диагностики эмоционально-оценочного компонента социального развития нами использовалась модифицированная методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изобра-
<<шушетим~^©и©мак>>#«§ш,2©2© / psychological sciences
женных на картинке» (Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонь-кина). Цель данной методики заключалась в выявлении сформированности у детей представлений и понимании знака, значение социальных эмоций и их причину, соотнесение эмоционального состояния с причиной социальной направленности [10].
Поведенческий компонент социального развития старших дошкольников диагностировался нами с применением шкальной оценки сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) (А.М.Щетинина, Л.В. Кирс). Процедура данной методики заключалась в проведении наблюдения за детьми в обычной обстановке (режимных моментах, занятиях, прогулках и т.д.) и фиксацию параметров, характеризующих социально-значимые формы поведения: проявление взаимопомощи, сочувствия, конфликтно-сти/беконфликтности поведения, проявление децентрации/эгоцентризма, принятие социальных норм/нарушение социальных норм, проявление доброжелательности/агрессивности противоборство, согласованность действий/рассогласованность [11].
Результаты диагностики когнитивного компонента социального развития показали высокий и средний уровень сформированности социальных знаний и представлений о социальных нормах и поступках, способность отличать негативные поступки от социально-значимых.
Диагностика эмоционально-оценочного компонента социального развития выявила у большинства испытуемых старших дошкольников высокий и средний уровень сформированности дифференцировать социально-значимые эмоции по знаку и социальной направленности, а также способность объяснить социальную причину проявления соответствующих социальных эмоций.
Оценка поведенческого компонента социального развития в нашей работе показала достаточную сформированность у испытуемых детей практически всех социально-значимых форм поведения, таких как сочувствие другому, доброжелательность к сверстнику, способность оказывать другому ребёнку помощь, соблюдать социальные нормы и правила. Вместе с тем, по некоторым параметрам социального поведения были выявлены низкие уровни сформированность таких форм как сформи-рованность децентрации, способность сдерживать негативные проявления, умение дружно и без конфликтов играть.
Для диагностики взаимодействия в сюжетно-ролевой детей старшего дошкольного возраста применялась авторская модифицированная методика, которая выявляла уровень сформированности у детей таких критериев как цель взаимодействия детей в сюжетно-ролевой игре; динамика взаимных действий детей, возникающих в процессе игровой деятельности; соотношение инициативных и ответных действий детей в игровой деятельности; динамика взаимных влияний детей в игровой деятельности; результат игровой деятельности; эмоциональная направленность игровых взаимодействий; характер
коммуникации и общения детей в игровой деятельности.
В ходе диагностики установлено проявление в сюжетно-ролевой игре инициативы, как к самой игре, так и к партнёру по взаимодействию, но данный показатель имеет средний уровень сформированности. У большинства испытуемых дошкольников отмечается способность координировать действия со сверстниками в сюжетно-ролевой игре, договариваться, обсуждать сюжет и роли. Меньший процент детей способны проявлять просоциальные формы поведения по отношению к партнёру в игре, сотрудничать и избегать конфликтов, многие не могли перейти от конфликтного типа взаимодействия к сотрудническому. Половина дошкольников имеет средний уровень проявления и соотношения инициативных и ответных действий к партнёру по взаимодействию, у остальных детей преобладают либо только ответные действия, либо только инициативные.
Большинство детей удовлетворены результатом взаимодействия с партнерами в сюжетно-роле-вой игре, проявляют эмоциональную вовлеченность в действия сверстника в игре и высокий и средний уровень сфомированности активного общения и коммуникации в игре.
Математические расчеты влияния взаимодействия детей в сюжетно-ролевой игре на социальное развитие, с применением однофакторного дисперсионного анализа, выявили отсутствие влияния всех критериев взаимодействия детей старшего дошкольного возраста на когнитивный компонент социального развития (представления о социальных нормах и правилах), и наличие влияния практически всех критериев на эмоциональный и поведенческий компонент социального развития, что свидетельствует о том, что взаимодействие детей в сю-жетно-ролевой игре может выступать фактором социального развития.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведении. — Москва : Аспект Пресс, 2001. - URL: http://elibrary.bsu.az/books_163%5CN_5.pdf
2. Возрастная психология : хрестоматия для студентов педагогических направлений подготовки / Г. С. Костюк, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец [и др.] ; составители Н. А. Пронина [и др.]. — Тула : Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, 2019. — 231 с. — ISBN 978-5-6043744-8-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/94299.html (дата обращения: 11.06.2020). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
3. Буршит И. Е. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей дошкольного возраста / И.Е. Буршит, А.А. Зайцева // Символ науки. - 2016. - № 1/2. - С.139-141 [Электронный ресурс]. -URL: http://cyberleninka. ru/article/n/vliyanie-syuzhetno-rolevoy-igry-na-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta
PSYCHOLOGICAL SCIENCES / <<ШУШетУМ~Л©У©МаУ»#Щ6Ш,2©2©
4. Винникова О. Е. Поддержка позитивной социализации развития детей дошкольного возраста на основе использования развивающей среды сенсорной комнаты / О. Е. Винникова, С. Д. Титова // Воспитание и обучение детей младшего возраста : сб. материалов V Ежегод. междунар. науч.-практ. конф., Москва, 12-14 мая 2016 г. / МГУ им. М.В. Ломоносова. - Москва : Мозаика-Синтез, 2016 [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka. ru/article/n/podderzhka-pozitivnoy-sotsializatsii-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta-na-osnove-i...
5. Возрастная психология и психология раз-вития=Developmental psychology : учебное пособие : [16+] / Г.В. Гнездилов, А.Б. Курдюмов, Е.А. Кокорева, В.В. Киселев ; отв. ред. В.В. Киселев. -Москва : Библио-Глобус, 2017. - 228 с. : табл., схем. - Режим доступа: по подписке. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=498950 (дата обращения: 11.06.2020). - Библиогр. в кн. -ISBN 978-5-9909576-2-6. - DOI 10.18334/9785990957626. - Текст : электронный.
6. Комлик Л.Ю. Формирование психологической готовности студентов к обеспечению межвозрастного взаимодействия дошкольников в игровой деятельности : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Кур. гос. унт. - Курск, 2006. - 22 с. - URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-psikhologicheskoi-gotovnosti-studentov-k-obespecheniyu-mezhvozrastnogo-vzaimode
7. Методика «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой в работе с дошкольниками и младшими
школьниками. - URL:
http ://shkolabuduschego.ru/shkola/metodika-syuzhetnyie-kartinki-r-r-kalininoy-v-rabote-s-doshkolnikami-i-mladshimi-shkolnikami.html
8. Психология личности : сборник текстов / сост. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей. - Москва : Директ-Медиа, 2008. - 658 с. - (Психология: Классические труды). - Режим доступа: по подписке. -URL:
http ://biblioclub. ru/index.php?page=book&id=3 9221 (дата обращения: 11.06.2020). - ISBN 9785998915741. - Текст : электронный.
9. Социализация детей в дошкольном возрасте : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / под научной редакцией С.А. Козловой.
— 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт ; Москва : Изд-во ГАОУ ВО МГПУ, 2019. — 195 с.
— (Университеты России). — Текст: непосредственный. - URL: https://static.my-shop.ru/product/pdf/360/3590683.pdf
10. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой. - Москва : Просвещение: Владос, 1995. - 291с.
11. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с. - URL: http://window.edu.ru/resource/168/48168/files/novsu2 07.pdf