ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ Бутвина О.Ю.1, Муратова Л.К.2 Email: [email protected]
1Бутвина Ольга Юрьена - доцент, кандидат биологических наук;
2Муратова Ленара Куртсеидовна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, г. Симферополь, Республика Крым
Аннотация: в статье рассмотрены особенности формирования коммуникативных умений старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре. Раскрыты понятия «коммуникативные умения», «общения», «сюжетно-ролевая игра». Выделены особенности влияния сюжетно-ролевой игры на развитие различных психических процессов, в том числе и их влияние на речевое развитие детей дошкольного возраста. Показано, что большое значение в развитии коммуникативных умений имеет игровая деятельность. Отечено, что сюжетно-ролевая игра - одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнёрства.
Ключевые слова: формирование, игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра, коммуникативные умения, общения, средство, дети, старший дошкольник.
FORMATION OF COMMUNICATIVE ABILITIES OF SENIOR PRESCHOOLERS IN A PLOT AND ROLE PLAY AGE Butvina O.Yu.1, Muratova L.K.2
1Butvina Olga Yuryena - Candidate of Biological Sciences, Associate Professor; 2Muratova Lenara Kurtseidovna - Student, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, CRIMEAN ENGINEERING- PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER FEVZIYAKUBOV, SIMFEROPOL, REPUBLIC OF CRIMEA
Abstract: the article discusses the features of the formation of communicative skills of senior preschoolers in a role-playing game. The features of the influence of the plot role-playing game on the development of various mental processes, including their influence on the development ofpreschool children, are highlighted. Game activity is of great importance in the development of communicative skills. This question can only be answered through effective methods of socializing preschoolers in the process of creating works of art, participating in the game, and creating favorable conditions for developing the feelings of partners.
Keywords: formation, game activity, role-playing game, communication skills, communication, means, children, senior preschoolers.
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является формирование коммуникативных умений. В «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования» одним из направлений работы является создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. В современных условиях развития общества особую актуальность приобретают проблемы формирования у детей коммуникативных умений, позволяющих им в дальнейшем
самостоятельно пополнять и корректировать свои знания, ориентироваться в потоке информации, приспосабливать свои возможности с потребностями производства и общества. Важное место в системе способов формирования коммуникативных умений занимает игра.
Проблеме формирования коммуникативных умений у дошкольников посвящены работы А. Арушанова [1], М. Лисиной [3], Е. Смирновой [4], Л. Шипицына [5].
Формированию коммуникативных умений необходимо уделять внимание с самого раннего возраста. В нашем исследовании мы остановились на изучении коммуникативных умений старших дошкольников. Достаточно широко освещены вопросы формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. При этом важно отметить, что понятие «коммуникативные умений» и «умений общаться» в работах указанных исследователей отождествляются. Следовательно, и мы будем понимать под коммуникативными умениями умение общения.
Коммуникативные умения - описание поведения, т.е. сообщение о наблюдаемом без оценивания и без приписывания мотивов, коммуникация чувств - ясное сообщение о своем внутреннем состоянии. Чувства выражаются телодвижениями, действиями, словами. активное слушание - умение внимательно слушать партнера и понимать его точку зрения, эмпатия - адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека, конфронтация - действия одного человека, направленные на то, чтобы побудить другого человека осознать, проанализировать или изменить свое решение или поведение [6].
Как отмечается М.И. Лисиной «ребенок становится человеком, только присваивая общественно-исторический опыт человечества в процессе общения со старшими по возрасту людьми, живыми носителями его. Общение - условие и важнейший фактор психического развития ребенка» [3].
Сфера коммуникации - это часть социального пространства, в котором существует личность. В современных условиях, когда напряженностью и стабильностью характеризуются все сферы жизнедеятельности субъекта, конструктивно-коммуникативная деятельность приобретает особую значимость. Современные исследования в этой области свидетельствуют о том, что большинство детей к концу дошкольного возраста не имеют представления о взаимоотношениях, не могут свободно выражать свои мысли, не проявляет заинтересованности в общении со сверстниками.
Именно в условиях общения ребенок сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В совместной деятельности непрерывно возникают ситуации, требующие согласования детей, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказываться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения.
В сюжетно-ролевой игре - заложены большие возможности для развития навыков общения. В первую очередь, развитие рефлексии как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания других людей. В игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив. При этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и реальных возможностей.
Сюжетна-ролевая игра - одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнёрства. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения коммуникативных умений со сверстниками, выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и
общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни.
По мнению А.М. Бородич, речевое общение является одним из первых видов деятельности, которым ребенок овладевает в онтогенезе, оно является универсальным условием развития личности в период дошкольного детства. В процессе разнопланового общения в игровой деятельности ребенок познает природный, предметный и социальный мир, который его окружает, в его целостности и разнообразия; формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, свой образ «Я»; усваивает и создает культурные ценности, выступая при этом активным субъектом взаимодействия. Базовый компонент дошкольного образования определяет конечной целью речевого развития выпускника дошкольного учреждения сформированность у него коммуникативной компетенции. Речевое развитие ребенка является главным инструментом, с помощью которого она устанавливает контакт с окружающей средой и благодаря которому происходит социализация ребенка. То же время, как показывает практика, распространение компьютеризации, телевидения и других технических средств, которые стали доступными и детям дошкольного возраста как в семьи, так и в дошкольных учреждениях, ограничивают непосредственное общение детей с другими вещателями, в результате чего обогащается их познавательная сфера и одновременно тормозится речевая. Отметим, что речевая компетенция является одной из ведущих базисных характеристик формирующейся на этапе дошкольного детства. Своевременное и качественное развитие речи - важное условие полноценного речевого развития выпускника детского сада [2, с. 56].
Итак, на основании сказанного выше можно заключить, что сюжетно-ролевая игра -ведущее средство воспитания дружного коллектива детей в дошкольном возрасте, важнейшая форма организации их жизни. Ролевая игра - активная деятельность детей, в которой наиболее ярко проявляется их общительность, стремление вместе с другими товарищами осуществлять свои замыслы, сообща жить и работать. Содержание сюжетной игры и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, необходимость сделать для своей игры игрушку, соорудить постройку, согласуя действия с другими играющими и, оказывая, друг другу помощь в овладении трудовыми навыками, - все это способствует формированию у детей нравственных чувств, дружеских взаимоотношений, организует их поведение.
Список литературы /References
1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова. М.: Мозаика, 2002. 207 с.
2. Бородич А.М.Методика формирования речи детей / А.М. Бородич. М.: Просвещение, 2001. 126 с.
3. Лисина М.И. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников / М.И. Лисина, Т.Д. Сарториус // под ред. Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 2000. 439 с.
4. Смирнова Е.О., Холмогорова В.А. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам / Е.О. Смирнова, В.А. Холмогорова // Дошкольное воспитание, 2003. № 8. С. 73-77.
5. Шипицына Л.М. Азбука бщения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. СПб.: Детство-ПРЕСС, 2010. 246 с.
6. Юдина Е.Р. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада / Е.Р. Юдина // Дошкольное воспитание, 1999. № 9. C. 10-29.