УДК 373.2.02 DOI: 10.36809/2309-9380-2022-35-186-194
Науч. спец. 5.8.1
Виктор Михайлович Немеровский
Псковский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры и здоровьесбережения, Псков, Россия e-mail: [email protected]
Лена Александровна Рубенкова
Псковский государственный университет, старший преподаватель кафедры физической культуры
и здоровьесбережения, Псков, Россия e-mail: [email protected]
Игра как средство оптимизации двигательной и познавательной деятельности
в режиме дошкольников
Аннотация. В представленной статье показаны средства и приемы формирования игрового двигательного и познавательного опыта и интеграции его в режим дошкольников 5-6 лет. Автор на примере освоения игровой оздоровительно-образовательной технологии В. М. Немеровского «Сюжетно-ролевые игры в режиме дошкольника» показывает, как этот опыт можно комплексно и эффективно использовать детьми и взрослыми для оптимизации их творческой двигательно-познавательной деятельности в непрерывной системе «ДОУ — ребенок — семья — ДОУ».
Ключевые слова: игровая двигательная и познавательная деятельность, сюжетно-ролевая игра, одушевление движений, самореализация.
Viktor M. Nemerovsky
Pskov State University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Physical Culture and Health Saving, Pskov, Russia e-mail: [email protected]
Lena A. Rubenkova
Pskov State University, Senior Lecturer of the Department of Physical Culture and Health Saving, Pskov, Russia
e-mail: [email protected]
The Game as a Method of Optimizing Motor and Cognitive Activity in the Routine of Preschoolers
Abstract. The presented article shows the means and techniques of forming a game motor and cognitive experience and integrating it into the regime of preschool 5-6 year-old children. The author, using the example of V. M. Nemerovsky's game health-promoting and educational technology "Plot-role-playing games in preschool mode", shows how this experience can be used comprehensively and effectively by children and adults to optimize their creative motor and cognitive activity in a continuous system of "preschool — child — family — preschool".
Keywords: game motor and cognitive activity, story-role-playing, animation of movements, self-realization.
Введение (Introduction)
Главное содержание российских программ дошкольных образовательных учреждений (далее — ДОУ) на рубеже XX-XXI вв. в основном ориентирует педагога на индивидуальный подход к ребенку и имеет широко образовательную направленность. Главная цель раздела физической культуры в данных программах, начиная с типовых 1987 и 1995 гг. и программ первой четверти XXI в., в основном лежит в плоскости обучения детей двигательным навыкам и умениям. В качестве главного положительного результа-
та детского развития здесь рассматривается прочно усвоенный моторный навык [1; 2; 3].
С учетом данной проблемы ее решение мы видим в содержании нашей гипотезы. На наш взгляд, сложившаяся система физического воспитания не обеспечивает в должной мере ни развитие творческой двигательной активности, ни общее психососматическое развитие дошкольников. Педагогу необходимо твердо следовать и реализовывать на практике главнейший тезис о том, что ведущая деятельность дошкольника — игровая деятельность.
© Немеровский В. М., Рубенкова Л. А., 2022
Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2022, № 2 (35), с. 186-194. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 2022, no. 2 (35), pp. 186-194.
Предполагаем, что игровая деятельность на основе сюжетно-ролевых игр может не только решить проблемы двигательного и познавательного дефицита, но и стать пусковым моментом их творческой самореализации в расширенном режиме жизнедеятельности дошкольников: «ДОУ — семья — социум».
На основе гипотезы мы разработали концепцию нашего поисково-формирующего эксперимента: известно, что любая игра, в нашем случае сюжетно-ролевая, способствует развитию у детей не только психосоматических качеств, но и элементов творческого воображения [4; 5; 6].
По А. В. Запорожцу, двигательное воображение обеспечивает одушевление детских движений и делает их по-настоящему управляемыми. Согласно данной теории, движение, прежде чем превратиться в управляемое, должно стать ощущаемым. Между фазами практической ориентировки в предметной ситуации «вклинивается» особое промежуточное звено — его осмысливание [7; 8]. В современной практике дошкольных учреждений данное звено опускается и при формировании движений по-прежнему исповедуется принцип: «Делай как я!», т. е. ребенок по инерции (неосознанно) копирует образцы взрослых [2; 9; 10].
Учитывая изложенное, мы предлагаем посредством отдельных ключевых фрагментов оздоровительно-образовательной технологии В. М. Немеровского «Сюжетно-ролевые игры в режиме дошкольников» провести обучение взрослых (педагоги, родители) методике поэтапного осмысления и практической адаптации игровых фрагментов этой технологии в режим дошкольника. Данный подход будет развивать у детей способность стойкой мотивации к двига-тельно-познавательным занятиям игровой направленности. С целью более глубокого осмысления этой деятельности мы разрабатываем и вводим простейшие двигательно-поз-навательные фрагменты мероприятия во все режимные моменты детей в условиях ДОУ и семьи (табл. 1). Считаем, что сопряженная двигательно-познавательная деятельность, основанная на игровых ситуациях проблемно-поисковой направленности, способствует созданию простейших эталонов умственного, а затем и моторного воображения. Эти образцы состоят из сюжетных символов и представляют собой своего рода проекты будущих движений и по мере их усложнения превращаются в двигательные этюды, сюжеты, игровые композиции и т. д. Главная роль здесь принадлежит руководителю физвоспитания, который, направляя ребенка, создает условия, при реализации которых ребенок, пробуя разнообразные роли, учится быть как объектом, так и субъектом этого процесса [8].
Таким образом, посредством авторской методики «Сюжет-но-ролевые игры» В. М. Немеровского мы делаем попытку создания условий для обучения творческому взаимодействию всех педагогов ДОУ и родителей с последующей передачей этого опыта дошкольникам, что позволит всем субъектам образовательного пространства осмысливать и оптимизировать этот опыт в режиме системы «ДОУ — семья — социум».
Методы (Methods)
Результат десятимесячного поискового эксперимента на базе ДОУ № 30 (экспериментальная группа) и № 34
(контрольная группа) г. Пскова по адаптации игрового дви-гательно-познавательного опыта детей 5-6 лет в режиме «ДОУ — семья — ДОУ» (сентябрь 2020 — май 2021 г.) можно изложить в виде шести основополагающих тезисов, которые помогут нам осуществить более глубокую исследовательскую деятельность на II этапе эксперимента в 2022-2023 гг.:
1. Ведущая деятельность дошкольника — игровая, в нашем случае — сюжетно-ролевая [11; 12].
2. Знание структурной сущности интеграции и механизмов ролевого поведения по освоению двигательной и познавательной деятельности (на игровой основе) детьми 56 лет в режиме ДОУ и семьи дошкольников воспитывает у них стойкую мотивацию к формированию начальных физкультурных и социально-значимых знаний. В игре ребенок оздоравливается, обучается, воспитывается, развивается [9; 13; 14].
3. Совместное творческое взаимодействие педагогов ДОУ и семьи ребенка, в частности, на игровой и сюжетно-познавательной основе в опоре на тематически взаимосвязанные блок-сценарии, пошагово интегрируемые в режим одного дня ^ одного месяца ^ и в цикле одного года, решает проблему двигательного дефицита детей и нацеливает их на ведение грамотного здорового образа жизни.
4. Формирование и интеграция игровой двигательной и познавательной деятельности в режим дошкольника повышает физкультурную компетентность детей 5-6 лет и эффективно реализуется при условии творческого взаимодействия всех субъектов образовательного пространства «ДОУ — ребенок — семья» при доминирующем руководстве инструктора физического воспитания.
5. Базовой основой эффективного развития и оптимизации процессов двигательной и познавательной деятельности дошкольников, в непрерывном режиме — детей 5-6 лет, служит сюжетно-тематический сценарий на основе игр проблемно-поисковой направленности.
6. Знание механизмов поэтапного развития процессов интеграции двигательной и познавательной деятельности в непрерывном режиме дошкольника «ДОУ — семья — ДОУ» раскрывает неограниченные творческие возможности как взрослых, так и дошкольников, с последующим положительным переносом этого опыта в другие социально значимые виды детской деятельности.
Результаты и обсуждение (Results and Discussion)
Важное условие грамотного обеспечения физического воспитания дошкольника — осознание педагогом необходимости систематического повышения физкультурной образованности. С учетом вышеизложенного мы предположили, что данную проблему можно решить посредством реализации плана долгосрочного сотрудничества педагогов ДОУ и семьи. Данное сотрудничество осуществлялось на базе ДОУ № 30 г. Пскова в 2021-2022 гг. Оно было направлено на поэтапное повышение физкультурной и профессиональной компетентности всех субъектов образовательного пространства «ДОУ — семья» с целью создания непрерывного двигатель-но-познавательного режима, оптимизирующего двигательную и познавательную деятельность дошкольников.
Примером целенаправленных и творческих взаимодействий стала организация совместных открытых ежемесячных уроков и оздоровительных мероприятий, инициатором которых являлся руководитель физвоспитания, он же руководитель субъектного взаимодействия. Ему помогали педагоги ДОУ: методист, врач, шефские организации, психолог, хореограф, логопед, воспитатели, а также семья ребенка.
На начало эксперимента был разработан методический план (табл. 1) субъектного сотрудничества в годичном цикле исследовательской деятельности. Главная цель плана — обучение субъектов формированию начальных физкультурных знаний на основе организации и реализации опыта в развитии двигательно-познавательного режима дошкольника в условиях «ДОУ — семья» посредством сюжетно-ролевых игр (рис. 2).
Охарактеризуем обязанности участников эксперимента (табл. 1):
• руководитель физвоспитания (центральное звено) проводил физкультурные занятия с детьми и ежемесячно демонстрировал открытые занятия для педагогов ДОУ и семьи дошкольников, он же организовывал разнотематичес-кие игровые мероприятия и обучал субъектов вводить их во все режимные моменты;
• методист ДОУ подбирал тематическую литературу и консультировал всех субъектов образовательного пространства: психолога, логопеда, хореографа, воспитателя, родителей — как ее реализовывать в режиме дошкольника;
• воспитатель осуществлял изучение с детьми тематического материала, предложенного методистом;
• родители — то же, но в условиях семьи;
• психолог — то же, но переводил методический материал в разнотематические психоэтюды, психотренинги и др.;
• логопед — то же, но с применением тематического фольклора, мелкой моторики и др.;
• хореограф — то же, но с тематической направленностью на народное творчество и простейшие танцевальные движения и проч.
Годичный цикл взаимообучения субъектов сводился к следующему.
На I этапе (сентябрь-октябрь) руководитель физвоспитания приглашал всех субъектов на свои открытые занятия с целью обучения построению каждой структурной части занятий. Каждый последующий месяц предварялся взаимным изучением с руководителем физвоспитания, субъектами и детьми новых тематических мероприятий.
Здесь, на I этапе, руководитель физвоспитания предлагал теоретическое изучение и опробование тематических заданий и упражнений, которые они могли перенести в специфику своей профессиональной деятельности (психологическая, родительская и т. д.).
К примеру, в сентябре был разработан, освоен и продемонстрирован субъектам сюжетно-ролевой урок «Праздник физкультурника». После просмотра открытого урока субъектам предлагалось изучить методику поэтапного построения урока (структурные части), а затем на основе графической символики субъекты учились конспектировать алгоритмы и логику построения усложненных заданий. На последую-
щих этапах посредством графической символики субъекты обучались создавать свои двигательно-познаватель-ные этюды, сюжеты, двигательно-познавательные рассказы и т. д., но с учетом своей предметной деятельности. Образцом для подражания в составлении субъектных планов стал физкультурно-тематический урок руководителя физвоспитания. Здесь же проходило пошаговое обучение специалиста физвоспитания, который обогатил опыт своей работы за счет обращения к предметной специфике деятельности каждого субъекта: психолога, логопеда, хореографа и др.
В октябре руководитель физвоспитания демонстрировал сюжетно-ролевой урок «Пограничники в дозоре». На основе ознакомления с традиционными упражнениями шло освоение и трансформация заданий с учетом военной специфики, чему способствовала графическая символика.
На данном этапе субъектов обучали ролевому поведению дошкольника. Этому способствовало изучение положения «О роли водящих», а также опыт использования графической символики.
К примеру, воспитатели использовали прием предварительного изучения, т. е. более углубленно изучали с детьми раздел о службе на границе посредством разно-тематических слайдов, мультфильмов, рассказов, отражающих специфику деятельности пограничников-героев и т. д. В свою очередь, психологи на своих занятиях учили детей обыгрывать с помощью психоэтюдов роль и деятельность военных персонажей. Этому способствовала методика контрастных заданий: «сильный — слабый», «умный — глупый», «на что (кого) похож» и т. д. Родители по плану руководителя физвоспитания с опорой на ранее изученный тематический материал готовили для детей пограничную атрибутику, обучали образно-сюжетным упражнениям. Это обучение основано на методике сюжетосложения по Н. Коротковой.
В последующие восемь месяцев создавались новые сюжетно-ролевые сценарии двигательно-познавательных уроков, где вначале взрослые, а через них и дети пошагово осмысливали двигательный опыт, а вместе с этим овладевали навыком простейшего управления собственными и коллективными действиями. Во многом этому способствовала методика игровой состязательности, овладение графической символикой и изучение Положения о роли водящих в игре.
На II этапе (ноябрь-январь) все субъекты включались в организационно-исследовательскую деятельность. Руководитель физвоспитания предлагал им образцы изготовления таблиц, схем, атрибутов по овладению разнотема-тическим материалом. Впоследствии этот опыт обогащался спецификой профессиональной деятельности субъектов. Они же включались в изучение и опробование ролей организаторов мероприятий, судей по играм и др. На этом этапе шел процесс шлифовки механизмов коллективного взаимодействия, разрабатывались и реализовывались алгоритмы разнотематических комплексов двигательно-познаватель-ных зарядок, например «Забавная физкультура», «Умная физкультура», «Красивая физкультура».
На III этапе (февраль-апрель) осуществлялась практика по организации и проведению оздоровительно-
Таблица 1
Методика организации двигательной и познавательной деятельности субъектами образовательного пространства «ДОУ — семья — социум» в режиме детей 5-6 лет
Субъекты педагогического процесса Роль субъекта в интегрировании процесса познавательной деятельности Роль субъекта в интеграции процесса двигательной деятельности
Руководитель физвоспитания Всю полученную информацию по изученной (теоретически) тематике переводит в моторную деятельность на зарядках и двигательных мероприятиях в режиме ДОУ с дальнейшим акцентом на ключевую логику двигательно-познавательных композиций: идея — интрига — завязка — кульминация — развязка От занятия к занятию обогащает тематические композиции введением новых двигательно-познавательных упражнений-заданий
Методист ДОУ Делает подборку тематической литературы на учебный год, разрабатывает конспекты Готовит близкий по тематике инвентарь
Воспитатель ДОУ — ребенок Осуществляет теоретическое ознакомление, изучение конкретных тем по книгам, слайдам, видео и др. Переводит отдельные фрагменты темы в моторику на прогулке, подвижных переменах
Родители — ребенок Все члены семьи знакомятся с необходимым тематическим материалом в стихах, рассказах и др. с дальнейшим обсуждением в кругу семьи В домашних условиях обыгрывают в моторике «как получится — хорошо»
Детский психолог Готовит тематические этюды психогимнастики и опробывает их Одушевляет психоэтюды в моторике
Логопед Разрабатывает и опробывает тематические речитативы Артикуляция, речитативы в моторике
Врач Разрабатывает наглядную агитацию ЗОЖ в семье Самодиагностика, частота сердечных сокращений и др.
Хореограф Тематическое музыкальное сопровождение, тематические песни и проч. Закрепление в танцевальных композициях
Студенты-практиканты — ребенок Готовят необходимую тематическую атрибутику, пишут сценарии (с дополнительными сведениями), проводят по ним познавательные викторины Проводят игры в моторике, организуют судейство оздоровительных мероприятий
Шефы — ребенок (военные, спортсмены, артисты и др.) Приглашают к себе в гости на рабочие места, рассказывают и показывают особенности своих сфер деятельности Создают условия, чтобы опробовать тематические виды деятельности на их рабочих местах
4
Открытые уроки с приглашением всех субъектов
I
Праздники здоровья с приглашением всех субъектов
_I_
Практические семинары с приглашением всех субъектов
I
_ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ_
Таблица 2
Результаты определения физкультурной компетентности субъектов на основе реализации непрерывного оздоровительного режима дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр в системе «ДОУ — семья»
(экспериментальная и контрольная группы, п = 40)
Структура системно-оздоровительного режима В начале эксперимента По окончании эксперимента
Контр. гр. Эксп. гр. P Контр. гр M1 ± ml Эксп. гр. M2 ± m2 P
Сюжетная зарядка (сценарий) 2,91 ± 0,21 2,8 ± 0,21 P > 0,05 3,0 ± 0,21 4,2 ± 0,35 P < 0,01
Сюжетно-ролевая игра 3,5 ± 0,23 3,55 ± 0,21 P > 0,05 3,55 ± 0,22 4,4 ± 0,29 P < 0,05
Основы общеразвивающих упражнений (ОРУ), гигиены, закаливания 3,3 ± 0,19 3,3 ± 0,21 P > 0,05 3,5 ± 0,21 4,45 ± 0,32 P < 0,05
Основы безопасности жизнедеятельности (БЖ) и здорового образа жизни (ЗОЖ) 3,35 ± 0,22 3,35 ± 0,21 P > 0,05 3,5 ± 0,24 4,65 ± 0,35 P < 0,01
Вариативное оборудование 3,2 ± 0,22 3,1 ± 0,21 P > 0,05 3,5 ± 0,24 4,75 ± 0,4 P < 0,001
Интегральный показатель 3,24 ± 0,21 3,24 ± 0,21 P > 0,05 4,5 ± 0,34 4,5 ± 0,34 P < 0,01
познавательных праздников в стиле: «Папа, мама, я — спортивная семья». Осваивалась методика овладения как традиционным, так и нетрадиционным инвентарем, который впоследствии использовался на совместных занятиях, в том числе на тематической игровой полосе препятствий.
На заключительном IV этапе (май-июнь) усилиями всех субъектов взаимообучения были приобретены: недостающий физкультурный инвентарь, спортивные уголки, многофункциональная спортплощадка для введения ранее апробированных двигательно-познавательных мероприятий в режим дошкольника с целью комплексного оздоровления и взаимного повышения оздоровительно-образовательной компетентности как взрослых, так и детей.
По итогам I этапа поисково-формирующего педагогического эксперимента (2020-2021) можно констатировать, что процесс формирования и интеграции в режим дошкольника двигательных и познавательных мероприятий осуществляется по мере их накопления и одушевления взрослыми с последующей передачей детям 5-6 лет, что оптимизирует этот процесс и делает его осознанно-осмысленным и мотивированным.
Анализ оздоровительных мероприятий, интегрируемых в режим дошкольника, полученный в начале эксперимента (сентябрь 2020 г.), дает основание считать, что исходный опыт субъектов контрольной и экспериментальной групп не имел достоверных различий (Р > 0,05), что свидетельствует об однородности исследуемых групп.
Стартовые результаты исследования обеих групп показали слабые знания в области физической культуры и неудовлетворительный опыт их применения в собственном режиме. У испытуемых выявлено отсутствие знаний и практического опыта по осознанно-мотивированному формированию дви-гательно-познавательной деятельности в построении собственного режима жизнедеятельности «ДОУ — семья». Так, на начало эксперимента у обеих групп испытуемых показатели резко не отличались, и по тесту «Сюжетная зарядка» средний балл составил 2,9; «Вариативное оборудование» —
3.2 балла, а в тесте «Основы ОРУ, гигиены, закаливания» —
3.3 балла. Исходя из данного факта, содержание экспериментальной комплексной программы было откорректировано с направленностью на равные возможности респондентов обеих групп, в частности, по овладению ими элементарных физкультурных и социально значимых знаний. Контрольная группа ДОУ № 34 продолжала работать по типовой государственной программе. В то же время, с сентября 2020 г. по май 2021 г., ДОУ № 30 начало работать по программе, разработанной В. М. Немеровским, с опорой на «Сюжетно-ролевые игры». Особое внимание было уделено вопросу целенаправленного использования полученного двигательно-поз-навательного опыта в расширенном социуме: «деятельность руководителя физической культуры — деятельность педагогов ДОУ — семья — ребенок». С этой целью было дополнительно разработано и апробировано стендообору-дование «Сюжетная зарядка», «Сюжетно-ролевая зарядка», «Гимнастика» и др. Дальнейшее освоение и закрепление физкультурных знаний на стендовом (графика) и вариативном (тропа здоровья) оборудовании (по сюжетному алгоритму) переносилось в домашний режим деятельности детей,
в предметную деятельность педагогов ДОУ [9; 15; 16]. Запланированное участие субъектов на открытых уроках физической культуры, в организации оздоровительных мероприятий в ДОУ и собственно в предметной деятельности педагогов позволило целенаправленно переносить этот опыт в смежные виды деятельности: игровую, учебную, рекреационную и т. д. Основой совершенствования общего двигательно-поз-навательного опыта стало параллельное освоение федеральных блоков знаний и содержания оздоровительных технологий. Так, по ходу освоения и реализации в ДОУ и семье методического плана «Сюжетная гимнастика и ОРУ» установлено, что испытуемые экспериментальной группы по результатам итогового тестирования превзошли испытуемых из контрольной группы практически по всем пяти тестам.
Положительная динамика роста показателей уровня знаний повлияла на эффективность применения и управления этими знаниями в практической деятельности (табл. 2). Так, средний балл субъектов, обучающихся по экспериментальной программе, на примере составления сценария режима дня в сравнении с субъектами контрольной группы за этот период составил более одного балла в интегральном исчислении. К примеру, тест «Вариативное оборудование» в экспериментальной группе — 4,75 балла, в контрольной — 3,5 балла; «Основы БЖ и ЗОЖ» в экспериментальной — 4,65 балла, в контрольной — 3,5 балла.
По общим результатам I этапа педагогического эксперимента темпы прироста двигательно-познавательных умений и навыков в контрольной группе имеют диапазон от 1 % до 13 %, а в экспериментальной группе положительный диапазон колебаний — от 24 % до 53 %.
Наибольший прогресс отмечен при тестировании экспериментальной группы по отдельным темам: «Вариативное оборудование» — 53 % (Р < 0,001), в контрольной — 13 % (Р > 0,05); «Сюжетная зарядка» — 45 % (Р < 0,01), в контрольной — 4 % (Р > 0,05); «Основы БЖ и ЗОЖ» — 39 % (Р < 0,01), в контрольной — 5 % (Р > 0,05); по интегральному показателю — 39 % (Р < 0,01), в контрольной — 5 % (Р > 0,05) (табл. 2).
Таким образом, практика целенаправленного повышения физкультурной компетентности субъектов экспериментальных групп на основе Федерального государственного образовательного стандарта, а также дополнительных физкультурно-оздоровительных средств на сюжетно-ролевой основе, направленных на формирование и осознанное управление этой деятельностью, позволили в кратчайшие сроки качественно обучить субъектов и, на их опыте, дошкольников навыкам управления собственным двигательно-познавательным опытом при построении собственного непрерывного оздоровительного режима. Овладение данным новообразованием (самостоятельное применение полученного опыта по целевым установкам специалиста физической культуры) послужило положительному переносу опыта в смежные виды деятельности [17; 18]. В то же время субъекты из контрольной группы, работающие по Типовой федеральной программе (1995), такого опыта не продемонстрировали. Данный факт свидетельствует об эффективности экспериментальной методики.
Анализ двигательной активности на начало эксперимента (сентябрь 2020 г.) детей 5-6 лет дошкольных учреж-
ПЕДАГОГИКА
Рис 1. Игровая двигательно-познавательная деятельность детей 5-6 лет в режиме ДОУ и семьи
Игры-имитации
с гимнастичнеской палкой
Сюжетные этюды
с обручем
Игры-воображалки с фитмячом
«Фокусники и клоуны»
Игра-экскурсия в «Страну Внимание»
«со скакалкой»
> <
о
а с^
гул 7 о
ог о
Пр
л.
Речевая гимнастика в семье «К ребятам и зверятам» Утренняя гимнастика | < вДОУ |
8:15-8:25
ЕЛ
N щ
Логоритмика
«Папа, мама, я — физкультурная и умная семья!»
ПОДЪЕМ |
Речевая зарядка в кроватке сюжетные имитации упражнений спортсменов: «Бегун», «Боксер», «Регулировщик» и т. п.
Игра-логоритмика Внимательная зарядка с флажками
Клубное время Умные зарядки по схеме графической символики
I 15:30-16:10
Веселая гимнастика с фитбольными мячами
Рис 2. Схема формирования двигательной и познавательной деятельности в непрерывном режиме (в ДОУ и семье)
детей 5-6 лет средствами сюжетно-ролевой игры
дений г. Пскова ДОУ № 30 и 34 (подготовительные группы, п = 40) показал, что дети обеих групп участвовали ежедневно в 2-3 двигательных мероприятиях. Это составляло от 25 до 40 мин. их активно направленной оздоровительной деятельности, или 700-1200 локомоций (при девятичасовом пребывании ребенка в ДОУ). К концу эксперимента (май 2021 г.) эти показатели у детей экспериментальных групп составляли 150-210 мин. при 8-12 ежедневных оздоровительных мероприятиях соответственно. Двигательная активность детей экспериментальных групп расширилась в системе «ДОУ — семья — социум — ДОУ» и составляла от 10 до 13 тыс. локомоций, что составляет требуемую норму двигательной активности для их нормального психо-
соматического развития. В то же время у детей контрольных групп двигательная активность осталась на прежнем уровне — 2-3 ежедневных мероприятия, что во временном эквиваленте составляло, как и прежде, от 25 до 40 мин.
Исходные данные на предмет изучения процессов формирования алгоритмов с целью эффективного внедрения и адаптации двигательно-познавательного опыта в режиме детей-дошкольников требуют своего продолжения. Тем не менее, этап поисково-формирующего эксперимента обнадеживает своей неоспоримой эффективностью и создает предпосылки для более детального изучения нашей методики на последующих этапах эксперимента (см. табл. 2, рис. 1).
Заключение (Conclusion)
По результатам I этапа поисково-формирующего эксперимента можно сделать следующие выводы:
1. Высшее проявление игровой деятельности дошкольника — овладение сюжетно-ролевой игрой [19].
2. Сюжетно-ролевая игра способствует соединению движения и мысли ребенка. Овладение ролевым поведением позволяет ребенку мотивированно и грамотно оптимизировать свою двигательно-познавательную деятельность.
3. Творческое взаимодействие всех субъектов образовательного пространства «педагоги ДОУ — ребенок — семья» является пусковым механизмом повышения начальной физкультурной компетентности взрослых, а через них и детей. Данное новообразование позволяет овладевать механизмами организации и реализации (насыщения) двигательно-познавательных мероприятий в расширенный распорядок ребенка в условиях «ДОУ — семья — социум».
На оптимизацию и осмысление детьми их двигательно-познавательного опыта, т. е. при построении и реализации детьми и взрослыми непрерывного и расширенного режима влияет соблюдение ряда педагогических условий, которые мы дополнительно исследуем на II этапе эксперимента в 2022-2023 гг., а именно:
1) совместная организация обучения субъектов построению долгосрочного социокультурного пространства с детьми 3-7 лет, т. е. на весь период нахождения ребенка в ДОУ;
2) совместное обучение и апробация субъектами оздоровительно-образовательной технологии «Сюжетно-роле-вые игры в режиме дошкольников» с целью овладения начальными физкультурными знаниями;
3) овладение приемом моделирования двигательно-поз-навательного режима на основе графических символов послужит опытом самостоятельного и творческого построения и владения основами ЗОЖ.
Таким образом, освоение ролевого поведения на основе простейших разнотематических сюжетно-ролевых игр, интегрируемых в режим дошкольников, служит одновременно и моделью поведения, и алгоритмом осмысленного овладения и реализации двигательно-познавательных заданий в их разнородном социуме. Реализация данной методики в повседневной жизни ребенка позволит ему творчески и вариативно оптимизировать свою двигатель-но-познавательную деятельность и в будущем расширенном социуме, а именно «ДОУ — семья — общеобразовательная школа» и т. д.
Библиографический список
1. Белова О. Н., Вершинина Н. А., Петров Д. В. Двигательная активность современных дошкольников как показатель культуры здоровья // Академический вестник. Вестн. С.-Петерб. акад. постдипломного педагогического образования. 2019. № 4 (46). С. 52-57.
2. Дремина В. Г. Активизация двигательной деятельности дошкольников посредством дворовых игр // Дошкольная педагогика. 2018. № 10 (145). С. 33-38.
3. Немеровский В. М. Игровая гимнастика и психогимнастика для дошкольников. Псков : Псков. гос. пед. ин-т, 2005. 304 с.
4. Барсукова С. Н. Игра, как средство развития познавательных способностей у детей в группах раннего возраста // Научный форум: Педагогика и психология : сб. ст. по материалам IX междунар. науч.-практ. конф. М. : Международный центр науки и образования, 2017. С. 48-53.
5. Выготский Л. С. Собр. соч. : в 6 т. Т. 4. Детская психология / под ред. Д. Б. Эльконина. М. : Педагогика, 1984. 432 с.
6. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М. : Просвещение, 1986. 240 с.
7. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М. : Просвещение, 2014. 350 с.
8. Немеровский В. М. Фольклор и гармоничное оздоровление дошкольников. Псков : Псков. гос. ун-т, 2021. 100 с.
9. Интеграция двигательной и речевой деятельности в физическом воспитании дошкольников / Ю. Ф. Николенко, А. А. Шибаева, Е. И. Овчинникова, Е. Ф. Иванова // Теория и практика физической культуры. 2019. № 12. С. 67-69.
10. Волошина Л. Н., Гавришова Е. В., Панова Т. В. Алгоритм педагогической поддержки самостоятельной двигательной деятельности дошкольников // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 4. С. 168-173. DOI: 10.17513/ spno.30967
11. Гальперин П. Я. Физиологические и психические особенности детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1977. 226 с.
12. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1985. 45 с.
13. Немеровский В. М. Сюжетно-ролевые игры на физкультурных занятиях дошкольников. Псков : Псков. гос. пед. ун-т, 2002. 110 с.
14. Немеровский В. М. Физкультурный инвентарь в системе ДОУ, школы, вуза. Псков : Псков. гос. пед. ун-т, 2006. 100 с.
15. Пашкова Я. А., Хижняк О. В. Развитие инициативности и самостоятельности дошкольников в двигательной деятельности в условиях обогащенной предметно-пространственной среды // Наука через призму времени. 2017. № 9 (9). С. 255257.
16. Рудич И. Н., Мигачева М. В. Использование познавательных игр в непосредственно познавательной деятельности старших дошкольников // Молодежный научный форум : гуманитарные науки. 2017. № 3 (42). С. 151-158.
17. Технология социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности : учеб.-метод. пособие / Л. В. Серых,
B. Л. Кондаков, А. А. Бучек, Л. Н. Волошина. Белгород : Эпицентр, 2020. 120 с.
18 . Трунова О. Г. Творческая деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника // Антропоцентрические науки в образовании : по материалам VIII Междунар. науч.-практ. конф. Воронеж : Научная книга, 2018.
C. 315-320.
19. Щигилев Р. В. Игра, как форма активизации познавательной деятельности учащихся // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования : сб. ст. по материалам LIX междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск : Сибирская академическая книга, 2018. С. 227-231.
References
Barsukova S. N. (2017) Igra, kak sredstvo razvitiya poznavatel'nykh sposobnostei u detei v gruppakh rannego vozrasta [Game As a Means of Developing Cognitive Abilities in Children in Early Age Groups]*, Nauchnyi forum: Pedagogika i psikhologiya [Scientific Forum: Pedagogy and Psychology]*. Moscow, Mezhdunarodnyi tsentr nauki i obrazovaniya Publ., pp. 48-53. (in Russian)
Belova O. N., Vershinina N. A., Petrov D. V. (2019) Dvigatel'naya aktivnost' sovremennykh doshkol'nikov kak pokazatel' kul'tury zdorov'ya [Physical Activity of Modern Preschoolers As a Health Culture indicator], Akademicheskii vestnik. Vestnik Sankt-Peter-burgskoi akademii postdiplomnogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Academic Bulletin. Bulletin of the Saint Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education]*, no. 4 (46), pp. 52-57. (in Russian)
Davydov V. V. (1986) Problemy razvivayushchego obucheniya: Opyt teoreticheskogo i ehksperimental'nogo psikhologicheskogo issledovaniya [Problems of Developing Education : Experience of Theoretical and Experimental Psychological Research]*. Moscow, Prosveshchenie Publ., 240 p. (in Russian)
Dremina V. G. (2018) Aktivizatsiya dvigatel'noi deyatel'nosti doshkol'nikov posredstvom dvorovykh igr [Activation of the Motor Activity of Preschoolers Through Yard Games]*, Doshkol'naya pedagogika [Preschool Pedagogy]*, no. 10 (145), pp. 33-38. (in Russian)
Gal'perin P. Ya. (1977) Fiziologicheskie i psikhicheskie osobennosti detei doshkol'nogo vozrasta [Physiological and Mental Characteristics of Preschool Children]*. Moscow, Prosveshchenie Publ., 226 p. (in Russian)
Gal'perin P. Ya. (1985) Metody obucheniya i umstvennoe razvitie rebenka [Methods of Teaching and Mental Development of the Child]*. Moscow, Moskovskii gosudarstvennyi universitet Publ., 45 p. (in Russian)
Nemerovskii V. M. (2002) Syuzhetno-rolevye igry na fizkul'turnykh zanyatiyakh doshkol'nikov [Role-Playing Games in the Physical Education Classes of Preschoolers]*. Pskov, Pskovskii gosudarstvennyi pedagogicheskii institut Publ., 110 p. (in Russian)
Nemerovskii V. M. (2005) Igrovaya gimnastika i psikhogimnastika dlya doshkol'nikov [Game Gymnastics and Psycho-Gymnastics for Preschoolers]*. Pskov, Pskovskii gosudarstvennyi pedagogicheskii institut Publ., 304 p. (in Russian)
Nemerovskii V. M. (2006) Fizkul'turnyi inventar' v sisteme DOU, shkoly, vuza [Physical Culture Equipment in the System of Preschool Educational Institutions, Schools, Universities]*. Pskov, Pskovskii gosudarstvennyi pedagogicheskii institut Publ., 100 p. (in Russian)
Nemerovskii V. M. (2021) Fol'klor i garmonichnoe ozdorovlenie doshkol'nikov [Folklore and Harmonious Health Improvement of Preschool Children]*. Pskov, Pskovskii gosudarstvennyi universitet Publ., 100 p. (in Russian)
Nikolenko Yu. F., Shibaeva A. A., Ovchinnikova E. I., Ivanova E. F. (2019) Integratsiya dvigatel'noi i rechevoi deyatel'nosti fizicheskom vospitanii doshkol'nikov [Physical and Verbal Activity integrating Preschool Physical Education Model], Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and Methodology of Sport], no. 12, pp. 67-69. (in Russian)
Pashkova Ya. A., Khizhnyak O. V. (2017) Razvitie initsiativnosti i samostoyatel'nosti doshkol'nikov v dvigatel'noi deyatel'nosti v usloviyakh obogashchennoi predmetno-prostranstvennoi sredy [Development of initiative and independence of Preschool Children in Motor Activity in Conditions of an Enriched Object-Spatial Environment]*, Nauka cherez prizmu vremeni [Science Through the Prism of Time]*, no. 9 (9), pp. 255-257. (in Russian)
Rudich I. N., Migacheva M. V. (2017) Ispol'zovanie poznavatel'nykh igr v neposredstvenno poznavatel'noi deyatel'nosti starshikh doshkol'nikov [The Use of Cognitive Games in the Direct Cognitive Activity of Older Preschoolers]*, Molodezhnyi nauchnyi forum: gumanitarnye nauki ¡Youth Scientific Forum: Humanities]*, no. 3 (42), pp. 151-158. (in Russian)
Serykh L. V., Kondakov V. L., Buchek A. A., Voloshina L. N. (2020) Tekhnologiya sotsializatsii doshkol'nikov v dvigatel'no-igrovoi deyatel'nosti [Technology of Socialization of Preschool Children in Motor-Playing Activity]*. Belgorod, Ehpitsentr Publ., 120 p. (in Russian) Shchigilev R. V. (2018) Igra, kak forma aktivizatsii poznavatel'noi deyatel'nosti uchashchikhsya [Game As a Form of Activating the Cognitive Activity of Students]*, Nauchnoe soobshchestvo studentov. Mezhdistsiplinarnye issledovaniya [Scientific Community of Students. Interdisciplinary Research]*. Novosibirsk, Sibirskaya akademicheskaya kniga Publ., pp. 227-231. (in Russian)
Trunova O. G. (2018) Tvorcheskaya deyatel'nost' kak sredstvo razvitiya poznavatel'noi aktivnosti doshkol'nika [Creative Activity As a Means of Developing the Cognitive Activity of a Preschooler]*, Antropotsentricheskie nauki v obrazovanii [Anthropocentric Sciences in Education]*. Voronezh, Nauchnaya kniga Publ., pp. 315-320. (in Russian)
Voloshina L. N., Gavrishova E. V., Panova T. V. (2021) Algoritm pedagogicheskoi podderzhki samostoyatel'noi dvigatel'noi deyatel'nosti doshkol'nikov [Algorithm for the Development of Teachers' Competence in Supporting independent Motor Activity of Preschool Children], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], no. 4, pp. 168173, doi: 10.17513/spno.30967 (in Russian)
Vygotskii L. S. (1984) Collected Works. Vol. 4. Detskaya psikhologiya [Child Psychology]*. Moscow, Pedagogika Publ., 432 p. (in Russian)
Zaporozhets A. V., Ehl'konin D. B. (eds.) (2014) Psikhologiya detei doshkol'nogo vozrasta: razvitie poznavatel'nykh protsessov [Psychology of Preschool Children: Development of Cognitive Processes]*. Moscow, Prosveshchenie Publ., 350 p. (in Russian)
"Перевод названий источников выполнен авторами статьи / Translated by the authors of the article.