УДК 547.541.2.
1 2
Александра Петровна Галышева , Нэлли Шамильевна Сыртланова ,
1,2Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы, Уфа,
Россия
1galyshevasasha98@mail. ru
2nellic-27@mail. ru
Автор, ответственный за переписку: Галышева Александра Петровна, galyshevasasha98@mail. ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОЗНАКОМЛЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛИТЕРАТУРНЫМИ ЖАНРАМИ
Аннотация. Цифровые технологии уверенно входят в жизнь дошкольных образовательных организаций. Внедрение цифровых технологий приносят положительные результаты в ознакомлении дошкольников с литературными жанрами. Средствами мультипликации дошкольники работают над созданием образа героев разных художественных произведений. В процессе деятельности возрастает познавательная активность ребёнка, воспитываются чувства коллективного творчества, единство детей вокруг художественной идеи. Кроме того, у детей возникает желание узнать новую сказку, рассказ, стихотворение, чтобы создать кадры к фильму.
Ключевые слова: цифровые технологии, внедрение, ознакомление, литературные жанры, дошкольники, мультипликация
1 2
Alexandra P.Galysheva , Nelli Sh. Syrtlanova ,
1 2
, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, Russia
Corresponding author: Alexandra Galysheva, [email protected]
THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN FAMILIARIZING OLDER PRESCHOOLERS WITH LITERARY GENRES
Abstract. Digital technologies are confidently entering the life of preschool educational organizations. The child gets acquainted with the computer at an early age and perceives it as an integral part of the world around him. The introduction of digital technologies brings positive results in familiarizing preschoolers with literary genres. By means of animation, preschoolers are working to create an image of heroes of various works of art. Thus, in the process of activity, the cognitive activity of the child increases, feelings of collective creativity, the unity of children around the artistic idea are brought up, which contributes to the formation of communicative skills. In addition, children have a desire to find out a new fairy tale, a story, a poem in order to create frames for the film.
Keywords: digital technologies, introduction, introduction, literary genres, preschoolers, animation
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому, информатизация детского сада стала неотъемлемой реальностью современного мира. Реализации основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования способствует организация современной цифровой среды в дошкольной образовательной организации. Для того чтобы построить образовательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка педагогами широко используются интерактивные технологии. Цифровые технологии
являются эффективным инструментом решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащающего развивающую среду детского сада. В процессе решения виртуальных учебных задач у детей развиваются творческий потенциал, трудолюбие инициативность, ответственность, любознательность, усидчивость, которые являются целями Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования.
Цифровые технологии в дошкольном образовании изучали К.Н. Моторин, С.П. Первин, М.А. Холодная, С.А. Шапкин и др. Их работы говорят о том, что дети 3-6 лет имеют возможность овладения компьютером. В эти годы у ребенка дошкольного возраста интенсивно развивается мышление, переходящее от наглядно-образного к абстрактно-логическому [4].
Цифровые технологии эффективно используют в ознакомлении старших дошкольников с литературными жанрами. Дети старшего дошкольного возраста уже разграничивают реальное и фантастическое в литературных произведениях, что формирует представления об особенностях жанра: сказка, стихотворение, небылица, рассказ и др. Согласно «Федеральному государственному образовательному стандарту Дошкольного образования» (ФГОС ДО 2013) деятельность по данному направлению это, с одной стороны, важнейшее средство познавательно-речевого развития детей, так как художественная литература расширяет представления дошкольников, обогащает их знаниями об окружающей действительности, формирует целостную картину мира, способствует развитию речи. С другой стороны, именно художественные произведения вводят детей в особенный, исключительный мир переживаний, чувств и эмоциональных открытий, и содействуют формированию первичных ценностных представлений.
Теоретический анализ работ позволяет сделать вывод о том, что имеются исследования, рассматривающие философские идеи об исследовании особенностей восприятия детей дошкольного возраста художественной литературы (Л.М. Гурович, Е.А. Флерина); изучение литературных жанров (М.М. Бахтин) [2]. Исследования проблемы ознакомления с литературными жанрами исходит из недостаточной разработанности теоретических подходов к литературному образованию как неотъемлемой части воспитательно-образовательного процесса.
В современном мире детей дошкольного возраста можно познакомить с литературными жанрами через цифровую технологию - мультипликация. Мультипликация - искусство, в основе которого лежит последовательный ряд специально созданных и «оживающих» на экране нарисованных, ярких и объемных кукольных образов.
Ю.Н. Усов считает, что мультипликация - это технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений с помощью последовательности неподвижных рисунков, сменяющих друг друга с большой частотой [6].
По мнению Д.Н. Бабиченко искусство мультипликации представляет собой художественно-организованную действительность, в которой образно, точно, с определенной долей акцентирования представлена некая реальность посредством языковых доминант и изобразительного искусства, таких как: цвет, форма, композиционная доминанта, пространство, сюжет, динамика, национальный колорит, история, которые сильно воздействуют на воображение, эмоции, чувства и мышление дошкольников [1].
Главная педагогическая ценность мультипликации заключается в возможности комплексного развивающего обучения детей дошкольников и позволяет сделать процесс ознакомления с литературными жанрами удовольствием для малышей. Ведь в создании мультфильма - это участие всех детей, каждый дошкольник занят своим делом, работает над созданием художественного образа выбранного им героя.
При создании мультфильма происходит приобщение детей к художественному творчеству, воспитывается любовь к книге. Но важным в работе мультипликации мы считаем, что ребёнок видит и учится ценить результат своего труда, которым является мультфильм, гордится им, стремится поделиться своими впечатлениями с ровесниками и родителями, с удовольствием показывает результаты своей деятельности детям и взрослым из других групп [1].
Таким образом, цифровые технологии являются неотъемлемой частью дошкольного образования в современном мире. С помощью цифровых технологий, а именно мультипликации, дети дошкольники приобщаются к художественному творчеству, воспитывают в себе любовь к
книге. Формируется читательский интерес к разным литературным жанрам. А также развиваются эмоции, чувства, ощущения, воображение, мелкая моторика рук, память, мышление, внимание и все стороны речи.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Бабиченко, Д. Н. Искусство мультипликации: M.: Изд-во Искусство, 1964.
2. Бахтин, M. M. Вопросы литературы и эстетики. M., 1975.
3. Гурович, ЛМ. Ребенок и книга: Кн. Для воспитателя дет. сада / ЛМ. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова; Под ре. В.И. Логиновой. - M.: Просвещение, 1992.
4. Mовчан И.Н. Информационные технологии в педагогическом контроле // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: сборник научных трудов II Mеждународной конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Томск, 2015. С. 717-719.
5. Новоселова, С.Л. Компьютерный мир дошкольника - M.: Новая школа, 1997.
6. Усов, Ю.Н. Основы экранной культуры. - M.: Новая школа, 1993.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [электронный ресурс]: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/
8. Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е. А. Флерина; под ред. В. Н. Шацкой; Акад. пед. наук РСФСР. - Mосква: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1961.
REFERENCES
1. Babichenko, D. N. Iskusstvo mul'tiplikacii: M.: Izd-vo Iskusstvo, 1964.
2. Baxtin, M. M. Voprosy' literatury' i e'stetiki. M., 1975.
3. Gurovich, L.M. Rebenok i kniga: Kn. Dlya vospitatelya det. sada / L.M. Gurovich, L.B. Beregovaya, V.I. Loginova; Pod re. V.I. Loginovoj. - M.: Prosveshhenie, 1992.
4. Movchan I.N. Informacionny'e texnologii v pedagogicheskom kontrole // Informacionny'e texnologii v nauke, upravlenii, social'noj sfere i medicine: sbornik nauchny'x trudov II Mezhdunarodnoj konferencii. Nacional'ny'j issledovatel'skij Tomskij politexnicheskij universitet. Tomsk, 2015. S. 717-719.
5. Novoselova, S.L. Komp'yuterny'j mir doshkol'nika - M.: Novaya shkola, 1997.
6. Usov, Yu.N. Gsnovy' e'krannoj kul'tury'. - M.: Novaya shkola, 1993.
7. Federal'ny'j gosudarstvenny'j obrazovatel'ny'j standart doshkol'nogo obrazovaniya [e' lektronny'j resurs] : https://pravobraz.ru/federalnyj -gosudarstvennyj -obrazovatelnyj -standart-doshkolnogo-obrazovaniya/
В. Flerina, E. A. E'steticheskoe vospitanie doshkol'nika / E. A. Flerina; pod red. V. N. Shaczkoj; Akad. ped. nauk RSFSR. - Moskva: Izd-vo Akademii pedagogicheskix nauk RSFSR, 1961.
Информация об авторах
А.П. Галышева- студент;
Н.Ш. Сыртланова- кандидат педагогических наук, доцент.
Information about the authors
A.P.Galysheva - student;
N.Sh.Syrtlanova - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.