Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ВУЗЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ВУЗЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нравственность / ценности / нравственные качества / обучающиеся. / morality / values / moral qualities / students.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пулатов Джавдат Абдужабборович

в статье указаны проблемы формирования нравственных качеств обучающихся в вузе и описаны предложения по их решению. Сегодня вуз должен обеспечить разностороннее развитие личности студента как гражданина общества, обладающего глубокими профессиональными знаниями и навыками, культурного, социально активного, с уважением относящегося к духовным ценностям и традициям, моральным устоям и нравственным ориентирам общества, что невозможно без создания целостного представления о мире духовной народной культуры и формирования на его основе нравственной устойчивости, трансформации этнических ценностей духовной культуры в личностные ценности, выступающих осознанным регулятором поведения человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF WORK AT THE UNIVERSITY TO FORM THE MORAL QUALITIES OF STUDENTS

the article indicates the problems of the formation of moral qualities of students at the university and describes proposals for their solution. Today, the university must ensure the diversified development of the student's personality as a citizen of society, possessing deep professional knowledge and skills, cultural, socially active, with respect for the spiritual values and traditions, moral foundations and moral guidelines of society, which is impossible without creating a holistic view of the world of spiritual folk culture and the formation on its basis of moral stability, the transformation of ethnic values of spiritual culture into personal values, acting as a conscious regulator of human behavior.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ВУЗЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

ORGANIZATION OF WORK AT THE UNIVERSITY TO FORM THE MORAL

QUALITIES OF STUDENTS Pulatov J.A. (Republic of Uzbekistan)

Pulatov Javdat Abdujabborovich - PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, UZBEK STATE UNIVERSITY OF WORLD LANGUAGES, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article indicates the problems of the formation of moral qualities of students at the university and describes proposals for their solution. Today, the university must ensure the diversified development of the student's personality as a citizen of society, possessing deep professional knowledge and skills, cultural, socially active, with respect for the spiritual values and traditions, moral foundations and moral guidelines of society, which is impossible without creating a holistic view of the world of spiritual folk culture and the formation on its basis of moral stability, the transformation of ethnic values of spiritual culture into personal values, acting as a conscious regulator of human behavior.

Keywords: morality, values, moral qualities, students.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ВУЗЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ

КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ Пулатов Дж.А. (Республика Узбекистан)

Пулатов Джавдат Абдужабборович - PhD по педагогическим наукам, доцент, кафедра педагогики и психологии, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент.Республика Узбекистан

Аннотация: в статье указаны проблемы формирования нравственных качеств обучающихся в вузе и описаны предложения по их решению. Сегодня вуз должен обеспечить разностороннее развитие личности студента как гражданина общества, обладающего глубокими профессиональными знаниями и навыками, культурного, социально активного, с уважением относящегося к духовным ценностям и традициям, моральным устоям и нравственным ориентирам общества, что невозможно без создания целостного представления о мире духовной народной культуры и формирования на его основе нравственной устойчивости, трансформации этнических ценностей духовной культуры в личностные ценности, выступающих осознанным регулятором поведения человека.

Ключевые слова: нравственность, ценности, нравственные качества, обучающиеся.

Цель воспитания - формирование нравственно устойчивой личности - определяет направление и организацию всего процесса нравственного воспитания. Применительно к юношескому возрасту под нравственной воспитанностью мы понимаем устойчивую готовность студентов к нравственно -мотивированному поступку, способность осознанно делать нравственный выбор, отстаивать свои взгляды и убеждения, нести за них ответственность перед самим собой и коллективом, нетерпимо относиться к нарушителям дисциплины, норм морали и права, добросовестно выполнять учебные, общественные, трудовые обязанности, поручения.

Нравственная устойчивость проявляется в поступках, которые характеризуют его моральное поведение. В поведение проявляется гуманность, коллективизм, патриотизм, трудолюбие, честность, правдивость и т.д. Поведение — цепочка сознательных, целенаправленных действий студента, проявляющихся в неразрывном единстве субъектных побуждений и общественно значимых последствий. Чтобы эти целенаправленные сознательные действия совершались в этическом аспекте, необходимо, чтобы моральное в поведении стало для студента приоритетным, сам он принимал во внимание нравственную ценность субъективных мотивов собственных поступков, обладал привычкой нравственного самоконтроля своих действий, активно участвовал в разнообразной общественно полезной деятельности, проявляя ответственность и отвечая за свои поступки и действия.

Поведение личности, будучи в целом детерминировано социальной действительностью, в каждом конкретном случае, поступке непосредственно побуждается деятельностью сознания [1]. Тем самым моральное сознание выступает структурным элементом поведения. Следовательно, воздействуя на сознание студента, мы опосредованно воздействуем и на его поведение. Если при этом учитывать способность личности осознавать жизненные явления, а значит, проявление нравственных норм в эмоционально-образных формах сознания, то это позволит соответствующими педагогическими средствами побуждать студента к эмоциональному сосредоточению на нравственном смысле своих поступков.

Именно это качество сознания мы считаем необходимым актуализировать в качестве задач в нравственном воспитании студентов, так как духовная жизнь человека совершается на двух тесно соприкасающихся уровнях — эмоционально-чувственном и рационально-сознательном.

Нравственное сознание, нередко следуя за нравственным чувством и усложняясь содержательно и структурно, включает в свое поле все новые понятия. И чувство, опосредуя нравственные представления развивающегося сознания, способно эмоционально углубить и обогатить поле восприятия индивидом морали [1].

Сегодня вуз должен обеспечить разностороннее развитие личности студента как гражданина общества, обладающего глубокими профессиональными знаниями и навыками, культурного, социально активного, с уважением относящегося к духовным ценностям и традициям, моральным устоям и нравственным ориентирам общества, что невозможно без создания целостного представления о мире духовной народной культуры и формирования на его основе нравственной устойчивости, трансформации этнических ценностей духовной культуры в личностные ценности, выступающих осознанным регулятором поведения человека.

Проблема реальной эффективности вузовского воспитания - наиболее сложная. Основной вопрос здесь - как соблюсти чувство меры в создании и функционировании воспитательной системы? Самая большая опасность для вуза - это невольный крен в сторону массовых мероприятий. Жизненная практика показывает, что воспитательный эффект обычно проявляется не сразу, спустя некоторое, порой и длительное время. А, учитывая многообразное содержание студенческого образа жизни, широкий диапазон интересов и активности студентов, вряд ли удастся проследить в каждом отдельном случае: результатом какого именно воспитательного влияния или воздействия является данный воспитательный эффект (положительный или отрицательный). В этом смысле воспитательная работа в вузе носит в известном смысле вероятностный характер.

Наиболее конкретными и актуальными являются следующие задачи, способствующие достижению духовно -нравственного идеала личности на основе этнических ценностей духовной культуры:

Формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры.

Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности, интеллигентности.

Формирование ценностных ориентаций в каждом случае начинается с восприятия определенных сторон природного мира, социума, его истории и культуры и их определенного осмысления.

Список литературы /References

1. Акрамова Г.Р. Научно-теоретические основы развития критического мышления учащихся. Педагогическое образование и наука, 2016. [Электронный ресурс]. Режим

доступа:http://www.manpo.ru/manpo/puЫicatюns/ped_obraz/n2016_03.pdf#page=127/ (дата

обращения:24.11.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.