RUDN Journal of Sociology
Вестник РУДН. Серия: СОЦИОЛОГИЯ
2021 Vol. 21 No. 2 340-353
http://journals.rudn.ru/sociology
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЛЕКТОРИЙ
DOI: 10.22363/2313-2272-2021 -21 -2-340-353
Нравственное воспитание студенческой молодежи в современном обществе*
В.А. Цвык1, И.В. Цвык1'2
Российский университет дружбы народов
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) Волоколамское шоссе, 4, Москва, 125993, Россия (e-mail: tsvyk-va@rudn.ru; tsvykirina@mail.ru)
Аннотация. С продвижением современного общества к стадии глобальной цифровиза-ции все большую актуальность приобретают вопросы воспитания личности, его средства и методы. Стратегия научно-технологического развития нашей страны предполагает в том числе формирование определенных мировоззренческих и аксиологических приоритетов, в соответствии с которыми изменяются и воспроизводятся ценностные характеристики информационного общества. Нравственное воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования моральной культуры личности: моральной активности, системы ценностей, нравственных чувств и поведения, соответствующего идеалам и принципам гуманистической морали. Моральная активность как важное качество личности в информационном обществе предполагает внутреннюю потребность в постоянном нравственном совершенствовании, стремление творчески ставить и решать новые, все более сложные задачи технологического развития современного общества. Воспитание у студента такой моральной активности означает также его подготовку к выбору действий, базирующихся на тенденциях динамичного развития современного общества, и поступков, максимально отвечающих конкретной ситуации. Организация нравственного воспитания в вузе слагается из двух основных взаимосвязанных направлений: морального образования и обучения студентов навыкам нравственного поведения. Разносторонняя деятельность вуза не только выступает средством нравственного воспитания, но и является его условием, что требует включения в воспитательный процесс и целенаправленной организации всех видов деятельности вуза. Действенность нравственного воспитания в вузе зависит от системы воздействия на студентов, важными составляющими которой являются: этическое просвещение, преподавание этических дисциплин; развитие устойчивых традиций корпоративной культуры (миссия вуза, система жизненных ценностей, этические кодексы студента и преподавателя и др.); этическая направленность учебного процесса по общетеоретическим и профессиональным дисциплинам; наличие воспитательных компонентов в организации учебного процесса; работа со студентами во внеучебное время, трудовое воспитание, волонтерская деятельность и т.д.
Ключевые слова: мораль; этика; личность; молодежь; ценности; нравственное воспитание; моральная культура; ответственность; информационное общество; информационные технологии; трудовое воспитание; самовоспитание; самооценка
* © Цвык В.А., Цвык И.В., 2021
Статья поступила 15.01.2021 г. Статья принята к публикации 02.04.2021 г.
В последние годы в научной и общественно-политической литературе все чаще утверждается, что в настоящее время практически сформировано глобальное информационное общество — стремительно растет роль информационного сектора экономики, гигантскими темпами развиваются цифровые сети и средства информационных коммуникаций, возрастают масштабы цифровизации. Эти процессы значительно влияют на уклад жизни людей в новой информационной среде обитания. Важной особенностью процессов информатизации общества является глобализация: мировоззрение личности в информационном обществе формируется под воздействием не только ценностных ориентиров конкретной социальной общности, но и информации из внешнего мира в целом — установок и принципов различных культур и народов. Это создает принципиально новую гуманитарную ситуацию, которой в истории человечества никогда не было: между странами и народами существует глобальная взаимосвязь и всеобщая взаимозависимость, от которой ни одна страна, народ и даже индивид не могут уклониться. В этих условиях актуализируется проблема формирования системы моральных ценностей информационного общества, а также неизмеримо возрастает роль нравственного воспитания личности [10. С. 5].
Новая информационная среда предполагает формирование аксиологических приоритетов, в соответствии с которыми изменяются и воспроизводятся ценностные характеристики информационного общества. Технологический прогресс, развитие средств коммуникации многократно увеличивают возможности приобщения людей к духовной культуре, расширяют способы целенаправленного воздействия на нравственное формирование личности. Воспитание личности выступает важной частью ее духовного становления: «Процесс воспитания является одной из ведущих функций общества. При этом не существует одного какого-либо социального института, отвечающего за решение воспитательных задач. В этом деле задействовано множество субъектов, практически все общественные институты, организации, сферы — семья, образовательные и культурные учреждения, властные структуры, общественные организации, средства массовой информации и коммуникации. Залог успеха воспитания молодежи в современных условиях кроется в том, чтобы все осмыслили и приняли как руководство к действию очевидную истину: каждый социальный институт в отдельности и все вместе взятые ответственны за результаты воспитания» [6. С. 5].
Важнейшую роль в этом процессе призвана играть высшая школа. Высшее образование сегодня не ограничивается функцией передачи систематизированных профессиональных знаний, а занимается подготовкой и включением индивида в разные сферы жизнедеятельности общества. При этом образование содержит в себе мощный нравственный потенциал, обусловленный его статусом как социального и политического института: «Оно является всеобщим нравственным способом жизни народа, служит укреплению его государственности, развитию истории и культуры, формированию духовно-нравственных ценностей, гражданского самосознания, при том непременном
условии, что национальное самосознание не ограничивается осознанием только своей этнической принадлежности, а отражает межэтнические установки и ценностные ориентации, толерантное отношение к культуре всех живущих рядом народов. Благодаря этому формируется человек-гражданин, личность интегрируется в систему полинациональных культур, а общество посредством образования, особой этики жизнедеятельности, создает себя, базируясь не адекватных формах педагогической и социальной деятельности» [13. С. 10].
Нравственное воспитание как формирование моральной культуры личности
«Воспитание есть социокультурный процесс, предполагающий целенаправленное и планомерное воздействие на личность с целью формирования у нее необходимых механизмов для жизнедеятельности в обществе, создание условий ее духовного и физического развития, обеспечение целенаправленной передачи социально-культурного опыта старших поколений младшим» [9. С. 68]. В исследовательской литературе выделяют разные виды общественного воспитания: умственное, физическое, политехническое, трудовое, профессиональное и пр. Важнейшим видом воспитания личности является нравственное воспитание — когда происходит утверждение в сознании и поведении человека определенных представлений о добре, долге, чести, принципах и нормах морали. Во всех основных функциях воспитательного процесса (передача моральных знаний и опыта, формирование устойчивых навыков нравственного поведения, преобразование их в моральные качества) находит свое отражение специфика морали как общественного явления.
Каждый вид общественного воспитания также направлен на реализацию этих функций. Но если большинство из них предполагает подготовку человека к осуществлению определенного вида деятельности, адекватной приобретенным знаниям и навыкам, то спецификой нравственного воспитания является подготовка индивида ко всякой деятельности. Формируемые в процессе нравственного воспитания моральные качества не проявляются в определенной предметной деятельности, а обнаруживаются во всех видах деятельности. Так, гуманизм, трудолюбие, ответственность и другие моральные качества личности важны в любой деятельности, повышают ее эффективность, характеризуя отношение индивида к другим людям и обществу в целом.
Нравственное воспитание обычно рассматривается как целенаправленный процесс формирования у личности моральной культуры: системы ценностей, нравственных чувств и поведения, соответствующего идеалам и принципам гуманистической морали. Среди основных задач нравственного воспитания выделяют формирование нравственного сознания, его рациональной (нравственные представления, понятия, суждения, ценности) и эмоциональной (переживания) составляющих, становление нравственного поведения и способности его оценки, формирование нравственной позиции личности.
Поскольку формирование моральных качеств — непременное условие подготовки человека ко всякой деятельности, независимо от ее предметного содержания, важнейшей особенностью нравственного воспитания является его всеобщий характер. Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы личность внутренне усвоила принципы и нормы морали, превратила их из внешних во внутренние способы регуляции поведения — это органическое слияние составляет основную задачу нравственного воспитания, но не единственную. Ускорение социальной динамики в информационном обществе приводит к тому, что развивается и мораль — происходит обогащение принципов и норм морали, их углубление, конкретизация в соответствии с новыми моральными коллизиями, что предъявляет новые требования к методам, формам и эффективности нравственного воспитания, остро ставит вопрос о моральной зрелости и устойчивости личности, о формировании нравственной культуры каждого человека. Соответственно, система нравственного воспитания должна быть направлена и на формирование моральной активности как качества личности нового типа, т. е. на развитие внутренней потребности личности в постоянном моральном совершенствовании, творческого отношения к достигнутому уровню нравственного развития, стремления ставить и решать более сложные моральные задачи и т.д. Творчески-созидательный характер такой личности базируется на подлинно свободном выборе направленности своей деятельности, и развитие творческой активности личности должна обеспечивать воспитательная деятельность — с помощью системы стимулов активизации молодежи, условий для проявления способностей личности, в том числе к нравственным поступкам.
Важнейшая задача нравственного воспитания — формирование моральной культуры личности как «совокупности общественно признанных моральных норм, принципов и идеалов, а также способов их воплощения в нравственных аспектах деятельности. Для адекватной оценки уровня моральной культуры общества и личности важна характеристика не только системы нравственных ценностей — объективных и субъективных — но и сознательных мотивов, побуждений, стимулов, способов деятельности личности, соответствующих или противоречащих общественным моральным идеалам, нормам и правилам» [7. С. 47-49].
Прямым следствием глобализации информационных процессов стало изменение сути процесса формирования мировоззрения: меняется не только содержание наших знаний о мире, но и способы их получения, воспроизведения и передачи, что, в конечном счете, воздействует на внутренние структуры личности и процесс формирования ценностей. Все более возрастающее влияние на личность средств массовой коммуникации сегодня принято рассматривать в контексте опасных тенденций, связанных с усложняющейся проблемой отбора качественной и достоверной информации, уходом молодежи в сетевые структуры с высоким уровнем анонимизации, что снижает степень ответственности личности за свои действия и т.д. Массовый перевод
образовательного процесса на цифровые платформы может привести к его дегуманизации — уходу духовного компонента, который в традиционных форматах обучения обеспечивался личностью педагога, его нравственным воздействием на обучающихся. Важно не просто сохранить воспитательный компонент в образовании, но и усилить его — дальнейшее научно-технологическое развитие общества немыслимо без высокого уровня моральной культуры личностей, его обеспечивающих.
В то же время обвинять информационные технологии в падении нравов, деформации сознания, затруднении моральной социализации непродуктивно. Сами по себе компьютерные технологии не могут менять ни существующие этические нормы, ни мотивацию личности к нравственному поведению — они лишь увеличивают технические и операционные возможности как для моральных поступков, так и для аморальных. В этих условиях неизмеримо возрастает роль нравственного воспитания, которое также должно использовать всю мощь доступных информационных средств воздействия на личность.
Росту моральной культуры молодежи призвано способствовать не только улучшение условий труда, быта, культурной и общественной жизни, но и воздействие позитивного образца поведения, информации, системы обучения и воспитания. Огромную роль играет усвоение общечеловеческих духовных ценностей — добра, справедливости, долга, совести, чести, ответственности, благородства и др. Осознание их приоритета над узкогрупповыми, национальными, корпоративными и иными интересами обусловлено тем, что в информационном обществе человечество все в большей мере становится единым социумом, хотя и противоречивым, что объясняется качественно новым характером социальных связей и обострением глобальных проблем, которые могут быть решены только посредством объединенных усилий мирового сообщества. Осмысление задач нравственного воспитания в современном общественном развитии активизирует роль этических аспектов воспитания молодежи, неотъемлемой частью которого должно стать формирование патриотизма, коллективизма и ответственности как моральных стимулов действий. В современном обществе необходимо вернуться к решению поставленных еще в конце XX века задач научной организации нравственного воспитания молодежи.
Ценностный подход к содержанию нравственного воспитания молодежи
Научная организация нравственного воспитания определяет его как процесс, который имеет двусторонний характер, свою логику и механизм усвоения нравственности. Двусторонний характер нравственного воспитания определяется тем, что оно включает в себя деятельность субъекта и объекта воспитания, т. е. целенаправленное воздействие воспитателей на воспитуе-мого и его поведение — воспитуемый усваивает нравственные нормы и принципы, вырабатывает активную жизненную позицию, сознательное отношение
к своему делу, обязанностям и отношениям с другими людьми. Для повышения эффективности нравственного воспитания важно исследовать его психологическую и социальную сущность, логику преобразования сложившихся в обществе нравственных норм во внутренние ориентиры личности. Эта логика порой не так проста, как выглядит на первый взгляд: представление воспитательного процесса как механического внедрения в личность нравственных черт независимо от ее позиции, потребностей, интересов и предпочтений приводит к абсолютизации стандартного этического просвещения, зачастую сводимого к ознакомлению личности с требуемыми от нее формами поведения. Порой считается, что достаточно познакомить молодого человека с принятыми в обществе нравственными нормами и принципами, внешнее соблюдение которых трактуется как их внутреннее личностное приятие.
Чтобы понять, почему выполнение нравственных требований, соблюдение нравственных норм не всегда ведут к обязательному их усвоению, необходимо помнить, что морально воспитанную личность характеризует внутреннее принятие нравственных принципов и норм как ориентиров собственного поведения. Нравственно-регулирующая роль долга, совести, чести и ответственности, выполнение нравственных принципов и норм по внутреннему убеждению, когда внешние требования если и определяют нравственный поступок, то лишь преломляясь через интеллектуальную и эмоциональную сферы личности, становятся внутренним требованием морально воспитанной личности. Нравственное воспитание осуществляется, только если в системе целенаправленных воздействий, в деятельности молодых людей учитываются их потребности, интересы, уровень интеллектуальной и моральной культуры, — тогда нравственные нормы и принципы обретают личностный характер. Особенно это справедливо для студентов, каждый из которых представляет собой в достаточной мере сложившуюся личность — с системой взглядов и предпочтений, определенными формами нравственного поведения. Однако считать непродуктивным нравственное воспитание молодежи только на том основании, что они уже сложившиеся личности, ошибочно. Ценностный мир личности динамичен и подвижен, особенно в современном обществе, где темпы социальной динамики ускоряются. Подлинная интериоризация нравственных норм и принципов в процессе нравственного воспитания молодежи в значительной степени зависит от ценностного мира личности и социальной среды, в которой личность существует.
Ценности часто рассматриваются в связи с возможностью реализации сущностных сил человека, нравственного совершенствования и личностного развития. Ценность — одно из ключевых нравственно-ориентированных понятий, воплощающих в себе совокупность общезначимых нравственных категорий как эталонов должного [3. С. 33]. Ценностная ориентация личности — это взаимная ответственность, верность долгу, терпимость, порядочность, нацеленность на сотрудничество. Без соблюдения этих элементарных принципов невозможно обрести свободу — в творчестве, в лич-
ностной самореализации. При изучении процесса усвоения моральных норм, принципов и идеалов важно учитывать связи интеллектуального и эмоционального в их оценке. Включая в себя познавательный и эмоциональный компоненты, оценка способствует как познанию моральных ценностей, так и определенному личностному отношению к ним.
В процессе формирования нравственных ценностей молодежи крайне важно гармоничное соотношение знания и переживания. Принятие молодым человеком тех или иных принципов как личностно значимых предполагает их соответствующую оценку, т. е. единство осознания и переживания, установление связи между знаниями и чувствами. Таким образом, в основе механизма усвоения нравственных норм и принципов в ходе нравственного воспитания лежит установление связи между нравственными знаниями и положительным эмоциональным отношением к ним в результате формирования личностного смысла принципов и норм и его осознания. Органичная связь между знанием нравственного личностного смысла деятельности и его переживанием — условие, которое определяет срабатывание механизма усвоения нравственных норм и принципов и способствует единству сознания и поведения молодого человека. Основываясь на ценностном подходе к усвоению нравственности, можно объективно оценить воспитательные возможности высшей школы.
Нравственное воспитание молодежи в вузе
В нравственном воспитании необходимо различать две тесно взаимосвязанные функции: целевую функцию воспитательной деятельности — показывая ее направление; организационно-методическую функцию воспитательной деятельности — разрабатывая принципы организационной системы воздействия на личность, обеспечивающего наиболее эффективное усвоение ею моральных норм общества. Теоретический анализ специфики и содержания нравственного воспитания важен для практической воспитательной работы в разных коллективах. Необходимо учитывать также особенности конкретного коллектива, как его профиль, уровень развития, накопленный опыт, традиции в организации воспитательной работы и др. Так, к средствам нравственного воспитания студенческой молодежи в вузе относятся общие и специфические методы и формы. Нравственное просвещение как метод состоит в информировании молодежи в области морали и в обсуждении нравственных проблем — для формирования знаний о нравственных нормах. Другим методом является вовлечение молодежи в деятельность — трудовую, общественную, художественную, спортивную и пр., но не подменяя нравственно-воспитательную деятельность досугово-развлекательной.
Организация нравственного воспитания в вузе слагается из двух взаимосвязанных направлений: морального образования и обучения навыкам нравственного поведения. Все виды деятельности вуза, весь его уклад должны быть организованы так, чтобы оказывать моральное воздействие на студента.
Действенность нравственного воспитания в вузе зависит от системы воздействий на студентов, в которую входят: традиции нравственного воспитания, сформированная и формализованная корпоративная культура (миссия вуза, система жизненных ценностей, кодексы чести и др.); преподавание этических дисциплин, знакомство молодежи с теоретическими достижениями этической мысли; этическая направленность учебного процесса по общетеоретическим и профессиональным дисциплинам; организация учебного процесса и работа со студентами во внеучебное время; организация практики, вовлечение студентов в общественную и трудовую деятельность и пр. [23. С. 56-57].
Большую роль в развитии нравственной культуры студентов играет изучение дисциплин «Этика», «История этических учений», «Профессиональная этика» и др. Но нравственно-воспитательное воздействие на студента оказывает не только цикл этических дисциплин. Этическая направленность — одно из важнейших требований к преподаванию всех дисциплин. Безусловно, моральное образование через учебный процесс по профилирующим дисциплинам имеет свою специфику: особый акцент должен быть сделан на раскрытии таких моральных аспектов дисциплин, как гуманистическая направленность использования информационных технологий, экологическая направленность науки, роль человеческого фактора в условиях ускоряющегося научно-технологического развития. Нравственное воспитание через специальность должно быть направлено на формирование патриотизма, коллективизма, чувства гордости за достижения российской науки и техники и т.д.
Организация нравственного воспитания студентов в вузе требует взаимодействия всех подразделений, департаментов и кафедр, согласованности их действий, внесения соответствующих корректив в учебные программы и методику преподавания [11. С. 52]. Вся эта работа может быть успешно выполнена благодаря специальной методологической подготовке профессорско-преподавательского состава и менеджмента вуза, поскольку уровень квалификации преподавателя и сотрудника вуза в информационном обществе определяется не только его узкопрофессиональными знаниями и мастерством, но и уровнем мировоззренческой, методологической и технологической подготовленности. В значительной степени эта сторона подготовки преподавателей и сотрудников вуза обеспечивается системой повышения квалификации, дополнительного профессионального образования, участием в разного рода формах учебы и методологических семинарах.
Морально-воспитательное воздействие на студента неотделимо от личности преподавателя, его нравственного облика. В российских вузах традиционно высок моральный статус ученого и преподавателя, что требует постоянного нравственного воспитания профессорско-преподавательского состава [20. С. 404]. Нередко отношение к профессии, интерес к наукам у студентов пробуждает личность преподавателя, его увлеченность, творческий поиск и широта кругозора. Поэтому профессорско-преподавательский и управленческий составы вуза должны владеть новейшими образовательными
технологиями и стремиться к повышению профессиональной квалификации и педагогического мастерства [16. С. 110].
Эффективность нравственного воспитания в коллективе вуза во многом определяется его моральным климатом, правильной организацией разных сфер деятельности. Моральные знания студентов должны подкрепляться соответствующими поступками, для чего необходимо создание условий, благоприятствующих нравственным отношениям в коллективе. От трудовой и учебной дисциплины и выполнения правил внутреннего распорядка до реализации научных принципов организации учебного процесса, от заботы о бытовом обслуживании студентов до организации их общественной и трудовой деятельности — таков круг моральных проблем, подлежащих регулированию в процессе воспитательной деятельности в вузе в интересах развития морального сознания студента как базирующееся на принципах и нормах морали современного общества.
Этой целью не исчерпываются задачи нравственного воспитания в конкретном вузе, где происходит становление специалиста определенного профиля. Общие задачи нравственного воспитания должны дополняться задачами привития студентам навыков профессиональной морали — как в рамках курсов профессиональной этики по направлениям подготовки, так и во время ознакомительной и производственной практики. Мощным средством выработки высоких моральных качеств выступает незаслуженно забытое, но начавшее возрождаться в высшей школе трудовое воспитание молодежи. Совместный труд на добровольных началах — участие в субботниках по благоустройству территории, шефская, волонтерская работа, студенческие строительные отряды — является эффективной формой воспитания моральных мотивов трудовой деятельности.
Таким образом, в современных условиях процесс нравственного воспитания в высшем учебном заведении представляет собой комплекс целенаправленных воздействий, преследующих общую цель — формирование целостной, гармонично развитой личности, способной к нравственному поведению в динамично развивающемся обществе. Важнейшей составляющей нравственного воспитания молодежи в вузе является самовоспитание: при условии правильной организации воспитательного процесса в вузе вполне реально создать благоприятные условия для нравственного самовоспитания молодежи. Для этого вузы должны сосредоточить усилия на интенсификации учебно-воспитательной работы, совершенствовании содержания преподавания, сопряжении обучения с научной работой, всемерном развитии творчества студенческой молодежи и использовании наиболее эффективных форм и методов обучения и воспитания.
При организации воспитательного процесса в вузе следует учитывать тот факт, что для студенческой молодежи наряду с общими возрастными особенностями, обусловленными высокими темпами информатизации современной жизни, характерны и специфические социально-психологические черты,
поскольку молодые люди уже выбрали будущую профессию, у них складываются профессиональная жизненная перспектива. Увлеченность избранной специальностью и знание требований, предъявляемых обществом к деловым и моральным качествам специалиста, — мощный побудительный стимул к работе над собой. При этом в сознании большинства студентов хорошая профессиональная и жизненная перспективы неразрывно связаны не только с высоким уровнем профессионального образования, но и с непрерывным самообразованием и самовоспитанием [1. С. 40]. Будущая профессиональная деятельность, стремление успешно вписаться в профессию, стать значимым членом профессионального сообщества жизненно значимы для многих молодых людей, поэтому знание профессионально-этических требований к специалистам, сведения о нравственном облике наиболее выдающихся представителей профессии воспринимаются студентами как личностно-значимые, способствуют усвоению правильных критериев самооценки, побуждают к выработке высоких моральных качеств наряду с профессиональными. Формирование у студента личностного смысла самовоспитания происходит наиболее эффективно, если в его сознании сложился идеал профессионала, где гармонично слиты профессиональные и моральные качества. Поэтому важным и действенным механизмом мотивации к самовоспитанию студентов могут стать встречи с выпускниками вуза, наиболее успешными в своей профессиональной деятельности.
Потенциальные возможности студентов, обусловленные имеющимся у них к моменту поступления в вуз социальным опытом, мировоззрением, владением информационными технологиями и степенью развития нравственных качеств, в целом достаточны для адекватной и устойчивой самооценки как необходимого условия самовоспитания. Самооценка личности формируется в процессе ее деятельности в социальной группе, в ходе развития межличностных отношений, поэтому важное условие формирования адекватной самооценки — выявление противоречий между уровнем притязаний и возможностями человека, между требованиями социального окружения и развитием личностных качеств. Наиболее полно подобные противоречия выявляются в ходе совместной деятельности студентов, в первую очередь, учебной, но также внеучебной — трудовой, культурной, спортивной и т. д. В учебной деятельности способом формирования адекватной самооценки могут служить, например, коллективные обсуждения и взаимные рецензирования студенческих научных работ, докладов и рефератов на практических занятиях. Подобное взаимное рецензирование — одно из средств активизации познавательной и научно-исследовательской деятельности студентов, но в воспитательных целях следует принимать во внимание не только интеллектуальную, но и профессионально-этическую составляющую, т.е. оценивать не только содержание и глубину раскрытия проблемы, творческий подход и новизну, но и научную добросовестность, ответственность, принципиальность, стремление отстоять свою точку зрения.
Важным фактором самовоспитания студентов выступает изучение профессионально-этической составляющей исследовательской деятельности: проблема авторства и соавторства, правила цитирования, недопустимость и нравственное осуждение плагиата, этика ведения научных дискуссий должны изучаться и обсуждаться не только в рамках специализированных курсов «Этика науки», «Этика деловых отношений», «Компьютерная этика», «Профессиональная этика» и др., но и как составная часть методологии научных исследований, при работе с научным руководителем в ходе написания курсовых и выпускных квалификационных работ.
Другим важнейшим фактором самовоспитания студентов является участие в трудовой, волонтерской, культурно-досуговой деятельности. Подобная форма работы дает молодым людям возможность проверки собственных возможностей и качеств. Осознание способности к безвозмездной, общественно-необходимой и полезной деятельности помогает развитию нравственной самооценки, содействует формированию правильных критериев нравственной оценки и самооценки. Научная информация о критериях нравственного отношения к труду, собственный опыт их практического применения, корректируемый социальным окружением (преподаватели, сокурсники), способствуют нравственному воспитанию студентов, формированию у них ответственного отношения к учебе, научной деятельности, будущей профессии и совершенствованию самооценки как предпосылки самовоспитания.
Информация о финансировании
Публикация выполнена при поддержке Программы стратегического академического лидерства РУДН.
Библиографический список
[1] Буянова Г.В. Основные направления воспитательной деятельности в системе современного высшего образования // Перспективы науки и образования. 2019. № 1.
[2] Васильева З.И. Гуманистические ценности образования и воспитания (90-е гг. ХХ в. Россия). СПб., 2003.
[3] Воспитание молодежи: проблема формирования ценностей в условиях информационного общества / В.А. Цвык, И.В. Цвык и др. М., 2020.
[4] Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. СПб., 2000.
[5] Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.
[6] Ендовицкий Д.А., Бубнов Ю.А., Гайдар К.М. Актуальные проблемы воспитания молодежи в современной России // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. 2017. № 2.
[7] Капто А.С. Профессиональная этика. М., 2006.
[8] Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности культуры и развитие общества. М., 2007.
[9] Леонтьев Д.А. Личностное изменение человеческого развития // Вопросы психологии. 2013. № 3.
[10] Научно-технический прогресс и этическая парадигма XXI века / В .А. Цвык, И.В. Цвык и др. М., 2018.
[11] Резниченко М.Г. Исследование эффективности построения воспитательного пространства вуза // Человек и образование. 2009. № 3.
[12] Хоменко Е.В., Вуйчич Е.А. Нравственное воспитание студенческой молодежи в условиях высшей школы // Гуманитарная парадигма. 2017. № 2.
[13] Цвык В.А. Этика высшей школы (на примере Российского университета дружбы народов) // Вестник РУДН. Серия: Философия. 2016. № 3.
[14] Чалдышкина Н.Н., Лоскутова Р.Р. Концепция духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в условиях современного вуза // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. II. № 1.
[15] Шалова С.Ю. Профессиональные ценности в системе ценностных ориентаций студентов педвуза // Науковедение. 2013. №3.
[16] Этика высшей школы / В.А. Цвык, И.В. Цвык и др. М., 2016.
[17] Bardi A., Lee J.A., Towfigh N., Soutar G. The structure of intra-individual value change // Journal of Personality and Social Psychology. 2009. Vol. 97.
[18] Berleur J. Ethique et autoroutes de l'information // Rapports du Groupe CAPAS-CAWET. Bruxelles, 2000.
[19] Evens J. Reinterpreting professionalism as a discourse of social control and occupational change // Svenson L., Evetts J. (Eds.). Conceptual and Comparative Studies of Continental and Anglo-American Professions. Goteborg, 2003.
[20] Moiseenko M.V., Savvina O.V., Mukhametzhanova V.S., Kosorukova A.A. Code of ethics as an instrument for maintaining professional ethics of university professors // 3rd International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences & Arts. SGEM, 2016.
[21] Schwartz S.H. Culture matters: National value cultures, sources and consequences // C.-Y. Chiu, Y.Y. Hong, S. Shavitt, R.S. Wyer (Eds.). Understanding Culture: Theory, Research and Application. N.Y., 2009.
[22] Tsvyk V.A., Tsvyk I.V. Professional development in information society: Challenges and prospects // RUDN Journal of Sociology. 2018. Vol. 18. No. 3.
[23] Tsvyk V.A., Tsvyk I.V. Moral education of the youth in information society // Voprosy Filosofii. 2020. No. 4.
[24] Tsvyk V.A., Tsvyk I.V. Moral values of professional activity in information society // RUDN Journal of Sociology. 2019. Vol. 19. No. 3.
DOI: 10.22363/2313-2272-2021 -21 -2-340-353
Moral education of students in the contemporary society*
V.A. Tsvyk1, I.V. Tsvyk12
1RUDN University
Miklukho-Maklaya St., 6, Moscow, 117198, Russia
2Moscow Aviation Institute (National Research University)
Volokolamskoe Shosse, 4, Moscow, 125993, Russia
Abstract. With the advancement of the contemporary society to the stage of global digitalization, the issues of personality education, its means and methods are becoming increasingly important. The strategy of Russia's scientific-technological development presupposes, among other things, the formation of certain ideological and axiological priorities, in accordance with which the value characteristics of the information society change and reproduce. Moral education is a purposeful development of the personal moral culture: moral activity, system of values, moral
* © V.A. Tsvyk, I.V. Tsvyk, 2021 The article was submitted on 15.01.2021. The article was accepted on 02.04.2021.
feelings and behavior that corresponds to the ideals and principles of humanistic morality. Moral activity as an important personal quality in the information society presupposes an internal need for continuous moral improvement, a desire to creatively set and solve new, increasingly complex tasks of the technological development. The development of such moral activity of the student also means his ability to choose actions on the basis of the contemporary trends of the dynamic social development, and to choose actions that are the most appropriate for a specific situation. The organization of moral education at the university consists of two main interrelated directions: moral education and teaching students the skills of moral behavior. Complex activities of the university serve not only as a means of moral education but also as its condition, which requires their inclusion in the educational process and purposeful organization. The efficiency of moral education at the university depends on the system of influence on students, and its main components are as follows: ethical education and teaching ethical disciplines; development of sustainable traditions of corporate culture (mission of the university, system of life values, ethical codes of students and teachers, etc.); ethical orientation of general-theoretical and professional disciplines; moral-educational components in the organization of the educational process; non-learning activities with students, labor education, volunteer activities, etc.
Key words: morality; ethics; personality; youth; values; moral education; moral culture; responsibility; information society; information technologies; labor education; self-education; self-esteem
Funding
This paper has been supported by the RUDN University Strategic Academic Leadership Program.
References
[1] Buyanova G.V. Osnovnye napravleniya vospitatelnoi deyatelnosti v sisteme sovremennogo vysshego obrazovaniya [Main directions of educational activity in the contemporary higher education]. Perspektivy Nauki i Obrazovaniya. 2019; 1. (In Russ.).
[2] Vasilieva Z.I. Gumanisticheskie tsennosti obrazovaniya i vospitaniya (90-e gg. XXv. Rossiya). [Humanistic Values of Education and Upbringing (the 1990s, Russia)] Saint Petersburg; 2003. (In Russ.).
[3] Vospitanie molodezhi: problema formirovaniya tsennostei v usloviyakh informatsionnogo obshchestva [Youth Education: The Issue of Values Development in the Information Society]. V.A. Tsvyk, I.V. Tsvyk et al. Moscow; 2020. (In Russ.).
[4] Golovakha E.I. Zhiznennaya perspektiva i tsennostnye orientatsii lichnosti [The life perspective and value orientations of the personality]. Psihologiya lichnosti v trudah otechestvennyh psihologov. Sost. L.V. Kulikov. Saint Petersburg; 2000. (In Russ.).
[5] Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [The Concept of the Personal SpiritualMoral Development and Education of the Russian Citizen]. Moscow; 2009. (In Russ.).
[6] Endovitsky D.A., Bubnov Yu.A., Gaidar K.M. Aktualnye problemy vospitaniya molodezhi v sovremennoi Rossii [Topical issues of the youth education in contemporary Russia]. Vestnik VGU. Seriya: Problemy Vysshego Obrazovaniya, 2017; 2. (In Russ.).
[7] Kapto A.S. Professionalnaya etika [Professional Ethics]. Moscow; 2006. (In Russ.).
[8] Lebedeva N.M., Tatarko A.N. Tsennosti kultury i razvitie obshestva [Values of Culture and Development of Society]. Moscow; 2007. (In Russ.).
[9] Leontiev D.A. Lichnostnoe izmenenie chelovecheskogo razvitiya [Personal dimension of human development]. Voprosy Psikhologii. 2013; 3. (In Russ.).
[10] Nauchno-tekhnicheskyprogress i eticheskayaparadigmaXXI veka [Scientific-Technological Progress and Ethical Paradigm of the 21st Century]. V.A. Tsvyk, I.V. Tsvyk et al. Moscow; 2018. (In Russ.).
[11] Reznichenko M.G. Issledovanie effektivnosti postroeniya vospitatelnogo prostranstva vuza [The study of the efficiency of the university educational space]. Chelovek i Obrazovanie. 2009; 3. (In Russ.).
[12] Khomenko E.V., Vuichich E.A. Nravstvennoe vospitanie studencheskoi molodezhi v usloviyakh vysshei shkoly [Moral education of students in the higher education]. Gumanitarnaya Paradigma. 2017; 2. (In Russ.).
[13] Tsvyk V.A. Etika vysshei shkoly (na primere Rossiiskogo universiteta druzhby narodov) [Ethics of higher education (on the example of the RUDN University)]. RUDN Journal of Philosophy. 2016; 3. (In Russ.).
[14] Chaldyshkina N.N., Loskutova R.R. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo vospitaniya studencheskoi molodezhi v usloviyakh sovremennogo vuza [The concept of spiritual-moral education of students in the contemporary university] Yaroslavsky Pedagogichesky Vestnik. 2014; II (1). (In Russ.).
[15] Shalova S.Yu. Professionalnye tsennosti v sisteme tsennostnyh orientatsiy studentov pedvuza. [Professional values in the students' system of value orientations in the teacher training university]. Naukovedenie. 2013; 3. (In Russ.).
[16] Etika vysshei shkoly [Ethics of Higher Education]. V.A. Tsvyk, I.V. Tsvyk et al. Moscow; 2016. (In Russ.).
[17] Bardi A., Lee J.A., Towfigh N., Soutar G. The structure of intra-individual value change.
Journal of Personality and Social Psychology. 2009; 97.
[18] Berleur J. Ethique et autoroutes de l'information. Rapports du Groupe CAPAS-CAWET. Bruxelles; 2000.
[19] Evens J. Reinterpreting professionalism as a discourse of social control and occupational change. Svenson L., Evetts J. (Eds.). Conceptual and Comparative Studies of Continental and Anglo-American Professions. Goteborg; 2003.
[20] Moiseenko M.V., Savvina O.V., Mukhametzhanova V.S., Kosorukova A.A. Code of ethics as an instrument for maintaining professional ethics of university professors. 3rd International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences & Arts. SGEM; 2016.
[21] Schwartz S.H. Culture matters. C.-Y. Chiu, Y.Y. Hong, S. Shavitt, R.S. Wyer (Eds.). Understanding Culture: Theory, Research and Application. New York; 2009.
[22] Tsvyk V.A., Tsvyk I.V. Professional development in information society: Challenges and prospects. RUDN Journal of Sociology, 2018; 18 (3).
[23] Tsvyk V.A., Tsvyk I.V. Moral education of youth in the information society. Voprosy Filosofii. 2020; 4.
[24] Tsvyk V.A., Tsvyk I.V. Moral values of professional activity in information society. RUDN Journal of Sociology, 2019; 19 (3).