Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №5, Том 8 / 2020, No 5, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-5-2020.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/87PDMN520.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Мехдиева И. Д. Социально-педагогические условия духовно-нравственного развития бакалавров педагогического направления // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №5, https://mir-nauki.com/PDF/87PDMN520.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Mekhdieva I.D. (2020). Socio-pedagogical conditions for the spiritual and moral development of bachelors of the pedagogical direction. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/87PDMN520.pdf (in Russian)
УДК 37
ГРНТИ 14.35.05
Мехдиева Ирада Джахангир кызы
ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», Нижневартовск, Россия Аспирант кафедры «Педагогики и педагогического и социального образования»
E-mail: [email protected]
Социально-педагогические условия духовно-нравственного развития бакалавров педагогического направления
Аннотация. В статье, посвященной актуальной проблеме духовно-нравственного развития и воспитания бакалавров педагогического направления представлен содержательный анализ возможностей и перспектив образовательных и иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в реализации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в социально-педагогических условиях. Федеральный закон об образовании и других федеральных документов. Определены направления взаимодействия образовательных организаций и обучающихся, как условие духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Излагаются идеи просветительской и образовательной деятельности по духовно-нравственному развитию обучающихся вуза, самих педагогов на основе базовых национальных ценностей и традиций отечественной культуры. В статье представлены основополагающие принципы духовно-нравственного воспитания и развития бакалавров. Предлагаются основные направления работы по формированию базовых понятий, входящих в структуру самосознания. Определена роль консолидирующих участников образовательного процесса (органы власти, общественные и религиозные организации, бизнес-сообщества, учреждения культуры и спорта, СМИ) в деле духовного и нравственного воспитания молодежи. Предпринята попытка анализа образовательных программ, ориентированных на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся вуза.
Ключевые слова: нравственность; духовность; вера; традиции; духовные ценности; базовые национальные ценности; семейные ценности и традиции; истоки; стратегия воспитания; обучающийся
Введение
Формирование и развитие личности обучающегося в соответствии с принятыми в обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями - это требование
https:// mir-nauki. com
государства, изложенное в Федеральном законе N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. (статья 12. Образовательные программы)1.
Духовно-нравственное развитие личности будет эффективным при наличии у нее сформированных личностно значимых духовно-нравственных ценностей, знаний, диапазона духовно-нравственного ролевого поведения, устойчивой мотивации к данному поведению, опыта нравственного выбора и навыков самооценки и рефлексии нравственности своего поведения и общения. Данное положение основывается на теориях гуманистической педагогики, профессионального образования, концепциях развития профессионала, системогенеза и значительном числе педагогических исследований. Например, И.Х. Кутейникова под воспитанием нравственности выделяет формирование нравственной установки на гуманизм, знания в области этики, умение применять нравственные нормы в своей профессиональной деятельности.[1] Перечисленные требования к духовно-нравственному развитию, возможно, достичь при создании и реализации целенаправленного комплекса социально-педагогических условий в образовательном процессе, которые будут рассмотрены в данной статье.
Под условием мы понимаем «то, что делает возможным что-либо другое, от чего зависит что-либо другое, что определяет собою что-либо другое» [2]. В словаре Д.Н. Ушакова, одно из определений, это - «Положения, лежащие в основе чего-нибудь, определяющие что-нибудь» [3]. Анализ философских определений понятия «условие» позволяет различать данное понятие от понятия «причина». Условие в отличие от причины, непосредственно порождающей то или иное явление, или процесс, составляет, обеспечивает ту среду, в которой возникают, существуют и развиваются требуемое, искомое явление или процесс [4].
Результаты теоретического анализа психолого-педагогической и философской литературы, результаты педагогических исследований позволили систематизировать имеющиеся наработки в области духовно-нравственного развития обучающихся. Так, согласно концепции развития А.А. Зазыкина, В.Г. Деркача было доказано, что наибольшее практическое значение для развития личности профессионала имеют нравственные качества на уровне нормативности поведения и общения в пространстве профессионально-делового взаимодействия. Собственно духовно-нравственные качества также можно разделить на три группы - качества, характеризующие отношение к профессиональному труду, отношение к себе, как человеку и отношение к другим людям (коллегам, коллективу). Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению. Таким образом, сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
На основе анализа научных источников было определенно понятие духовно-нравственного развития, которое заключается в процессе последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы, формирования способности человека сознательно
1 Об образовании в Российской Федерации. [Электронный ресурс] // [Федеральном законе N 273 -ФЗ от 29 декабря 2012 г. (ред. от 03.07.2016 г.)].
URL: http://www.consultantm/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=201339#0 (дата обращения 28.10.2020). Страница 2 из 11
Описание хода исследования
87PDMN520
выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.
По определению Т.В. Сафоновой, духовно-нравственное развитие бакалавров - это «педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления целостно-смысловой сферы личности бакалавров вуза, развития его способности сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, обществу, Отечеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов» [5, с. 38].
По мнению Л.А. Ибрагимовой и И.Д. Мехдиевой образование является системой, которая способна сохранять, передавать и отражать историко-педагогический опыт и трактовать его в соответствии с новыми инновационными тенденциями [6, с. 21]. Так, эффективность процесса духовно-нравственного развития бакалавров обусловлена созданием целенаправленной среды или пространства. В психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам духовного и нравственного развития личности, ключевыми вопросами считаются выявление многоплановых факторов, обусловливающих данный процесс. Э.Ф. Зеер в качестве факторов, определяющих эффективность личностного развития, называет следующие: «природная среда (географическое местонахождение человека и климатические условия), биологический и социальный факторы, собственная активность личности и случайное стечение обстоятельств и событий» [7, с. 30]. Безусловно, эффективность духовно-нравственного развития бакалавров зависит от многих факторов (наследственности, социальной среды семьи, микрорайона, предшествующего образования, места жительства, многих других), но на текущий момент, в первую очередь - от специально созданной целенаправленной, духовно-нравственной ориентированной среды вуза.
Процесс духовно-нравственного развития студентов в образовательном пространстве вуза детерминирован рядом факторов, таких как: возраст, среда, потребности личности, но эффективность процесса нравственного развития определяется социально-педагогическими условиями, обеспечивающими инициацию активной деятельностной позиции самой личности, направленной на духовно-нравственное развитии через присвоение ценностей, развитие профессиональной мотивации, осознание смыслов будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, социально-педагогические условия должны создаваться и реализовываться в среде взаимодействия людей, то есть в образовательной среде вуза. Содержание данных условий определяется содержанием духовно-нравственного развития бакалавров и содержанием образовательного процесса. В логике обоснования социально-педагогических условий духовно-нравственного развития закономерно возникает вопрос о механизмах развития духовно-нравственных качеств личности как результата соответствующего процесса. По мнению А.И. Титаренко, нравственные нормы и ценности формируются в процессе решения нравственной ситуации, с опорой на субъективные интересы, потребности, мотивы, цели. Выделенные ученым компоненты можно рассматривать как этапы нравственного выбора: интерес и потребности; нравственные мотивы и цели; нравственное деяние (поступок, действие); волевое напряжение субъекта для осуществления поступка; оценка и самооценка поступка.
В обосновании социально-педагогических условий духовно-нравственного развития обучающихся вуза лежат следующие положения:
• содержание процесса духовно-нравственного развития, как было доказано, определяется формированием духовно-нравственных качеств трех групп: по отношению к профессиональному труду, по отношению к себе, как человеку, по отношению к людям (коллегам, коллективу);
• процесс формирования духовно-нравственных качеств основывается на усвоении духовно-нравственных ценностей через формирование духовно-нравственных знаний, чувств, потребностей и желаний;
• сформированные и усвоенные духовно-нравственные ценности трансформируются в духовно-нравственные качества, определяющие нравственное поведение и в дальнейшем - в процесс саморазвития субъекта;
• образовательная среда вуза может рассматриваться как среда для духовно-нравственного развития бакалавров, если будет включать все виды деятельности обучающихся и все компоненты: учебный процесс, внеаудиторная деятельность, учебная и производственная практика, самостоятельная работа, ориентированные на духовно-нравственное развитие.
Соотнеся компоненты структуры процесса духовно-нравственного развития обучающихся вуза с его этапами, мы сформулировали задачи, которые необходимо решить в процессе реализации социально-педагогических условий (таблица 1).
Таблица 1
Задачи процесса духовно-нравственного развития обучающихся вуза
Структурные компоненты духовно-нравственного развития Содержание этапов духовно-нравственного развития Задачи духовно-нравственного развития, решаемые реализацией социально-педагогических условий
Мотивационно-аксиологический Эмоционально -волевой Ценностно-мотивационный Развитие мотивации к профессии и труду, формирование отношения к профессии как к социальной ценности. Формирование ценностного отношения к труду, профессии, себе как к субъекту труда, к другим, как ведущей гуманистической ценности.
Когнитивно-нравственный Нравственно-образовательный Формирование знаний о этике; о базовых компетенциях в области этики специалиста; о духовно-нравственных качествах; знаний о себе (своих сильных и слабых качествах), о межличностном взаимодействии.
Коммуникативно -деятельностный Коммуникативно -деятельностный Сформировать умения по освоению принципов и норм нравственного общения и деятельности; способах применения полученных духовно-нравственных знаний для реализации позиции в своей учебной и практической, профессиональной деятельности, общении и повседневном поведении.
Рефлексивно-акмеологический Ценностно-рефлексивный Сформировать умения рефлексии, самооценки поведения, общения, принятия нравственного выбора.
Сформулированные задачи, обусловленные логикой процесса духовно-нравственного развития, позволяют моделировать комплекс социально-педагогических условий. Уточним, что условия педагогические, поскольку реализуются в образовательном процессе вуза; условия социальные, поскольку требуют вовлечения социальной среды, социального взаимодействия с другими субъектами, с ориентацией на дальнейшую самостоятельную профессиональную деятельность и взаимодействие в социуме. Итак, создаваемые нами социально-педагогические условия духовно-нравственного развития должны решить задачи формирования ценностей, мотивации, знаний, навыков и норм нравственного поведения, а также навыков рефлексии своего поведения и общения и реализуемые в учебной, внеучебной, учебно-профессиональной, самостоятельной, социально-активной деятельности обучающихся. Специфика процесса духовно-нравственного развития заключается в его непрерывности и преемственности, что требует включения всех компонентов образовательного пространства, всех видов деятельности обучающихся и всех субъектов образовательных отношений.
К таким социально-педагогическим условиям мы отнесли следующие:
1. актуализация и усиление духовно-нравственной направленности соответствующих преподаваемых дисциплин на основе интеграции содержания и межпредметных связей;
2. обогащение преподаваемых дисциплин ситуациями, текстами, заданиями нравственного содержания, ориентирующих обучающихся на формирование нравственных, духовно-нравственных ценностей и опыта нравственного выбора;
3. реализация в образовательном процессе интерактивных, проблемно-контекстных и диалоговых технологий, способствующих формированию и развитию у обучающихся навыков общения и межличностного взаимодействия на нравственной основе;
4. реализация внеучебной программы духовно-нравственного развития обучающихся;
5. включение компонента духовно-нравственного развития в программу учебных и производственных практик;
6. организация самостоятельной социально активной деятельности обучающихся вуза, направленной на духовно-нравственное саморазвитие;
7. осуществление мониторинга духовно-нравственного развития обучающихся на основе выявленных критериев, показателей, разработанного пакета диагностических методик, коррекция результатов.
Остановимся на теоретическом обосновании социально-педагогических условий духовно-нравственного развития обучающихся.
В связи с сложившейся ситуацией в стране на сегодняшний день, первым социально-педагогическим условием является актуализация духовно-нравственного содержания преподаваемых дисциплин в дистанционном формате на основе межпредметных связей, которые заключаются в согласовании содержания преподаваемых дисциплин со знаниями о духовно-нравственных ценностях, качествах, способах профессионального и повседневного поведения, о нравственном выборе. Межпредметная связь данного содержания необходима с точки зрения не только закрепления знаний, но и с точки зрения значимости и убедительности в профессиональной подготовке выпускника. Очевидным также выступает положение о надежности результата при полидисциплинарном подходе к формированию духовно-нравственных знаний. В своем исследовании Т.В. Ворончихина подчеркивает, что важнейшим условием формирования профессионально-этических качеств обучающихся является четкое выделение тем (учебных дисциплин), позволяющих интегрировать изучаемый материал с конкретными задачами формирования этических качеств (ответственность; исполнительность и добросовестность; заинтересованность в результатах своего труда; неравнодушное отношение и умение сопереживать; творческая активность; сохранение конфиденциальности) [8].
Выделение изучаемых тем в рамках различных преподаваемых дисциплин в соответствии с задачами духовно-нравственного развития предполагает согласование деятельности преподавателей по проектированию рабочих программ, отбору содержания и форм обучения. Безусловно, что любое профессиональное образование в целом направлено на формирование и развитие у обучающихся таких духовно-нравственных качеств, как ответственность, исполнительность, добросовестность, нацеленность на результат своего труда, неравнодушное отношение к людям и событиям, умение сопереживать и поддерживать коллег в совместной деятельности, активность и другие. Между тем, актуализация проблемы
духовно-нравственного развития на каждой из преподаваемых дисциплин и для преподавателей, и для обучающихся будет обеспечивать более надежный результат.
Второе социально-педагогическое условие связано с формированием нравственных и духовно-нравственных ценностей за счет обогащения преподаваемых дисциплин духовно-нравственным содержанием, ориентирующим обучающихся на формирование нравственных, духовно-нравственных ценностей, персонального опыта нравственного выбора. Вероятно, содержание всех преподаваемых дисциплин имеют потенциал для духовно-нравственного развития обучающихся, однако, в нашем исследовании мы более подробно рассмотрим данный процесс на примере дисциплины «Духовно-нравственное развитие и воспитание в общем образовании». О значительном потенциале дисциплины «Духовно-нравственное развитие и воспитание в общем образовании» для решения задач нравственного и духовно-нравственного развития указывают многие исследователи. Данное положение обосновывается исключительной спецификой учебного предмета, который выступает одновременно как учебный предмет и как средство общения, следовательно, его можно рассматривать и как средство духовно-нравственного развития обучающихся вуза. Исследователи подчеркивают его исключительно диалоговую направленность, а также возможность вариативности текстов и содержания диалогов, что позволяет обогащать дисциплину в целом духовно-нравственным содержанием. По мнению, Л.А. Ибрагимовой и П.В. Исупова современные условия привычно характеризуются как время динамичных перемен. Динамичный окружающий мир становится все более технологичным, информационным, виртуальным и равнодушным. Новый мир диктует новые требования к людям помогающих профессий, и прежде всего - к врачам и учителям. С одной стороны, профессиональную деятельность предлагается рассматривать как услугу (образовательную, медицинскую), с другой стороны, вероятностный, поливариантный и по ситуациям, и по субъектам профессиональной деятельности процесс не подвергается однозначной стандартизации [9, с. 27]. Так, М.А. Фабулова, в работе, посвященной проблемам этического воспитания будущих медицинских работников, весьма убедительна в своих рассуждениях, что благодаря подобранным текстам и ситуациям у студентов «актуализировались переживания, связанные с обсуждением ситуаций профессиональной деятельности, связанной с медицинскими аспектами, поскольку в процессе общения студент овладевает нравственными коммуникативными стратегиями и применением их в ситуациях нравственного выбора» [10]. В нашем исследовании мы апробируем рабочую программу «Духовно-нравственное развитие и воспитание в общем образовании», обогащенную духовно-нравственным содержанием рассматриваемых ситуаций, направленную на формирование духовно-нравственных ценностей как одно из социально-педагогических условий.
Духовно-нравственное развитие на занятиях осуществляется не только подбором соответствующего содержания дисциплины, но и выбором соответствующих технологий и форм, как то: образовательно-ролевые ситуации, диалоги на тему духовно-нравственного содержания.
Третье социально-педагогическое условие заключается в реализации в образовательном процессе интерактивных и диалоговых технологий, способствующих формированию и развитию у обучающихся навыков межличностного взаимодействия на нравственной основе. Интерактивные, диалоговые технологии обучения способствуют формированию у обучающихся навыков взаимодействия, общения, проектированию профессионально-деловых отношений. В процессе такого обучения формируются и развиваются такие духовно-нравственные качества как, взаимоуважение, самоконтроль, регуляция своего поведения, тактичность, умение слушать и умение отстаивать свое мнение, брать на себя ответственность, уверенность в себе и другие. Ведущее значение данного условия заключается в практической реализации духовно-нравственных знаний. Для успешной реализации данного условия нами были подготовлены и проведены обучающие семинары для преподавателей, раскрывающие
потенциал и возможности интерактивных и диалоговых технологий в решении задач духовно-нравственного развития обучающихся. К интерактивным педагогическим технологиям относятся технологии групповых дискуссий, кейс-технология, ролевые, деловые игры, позволяющие вовлечь в учебное, профессионально-учебное взаимодействие большое количество обучающихся и обеспечить данному взаимодействию духовно-нравственную направленность.
Четвертое социально-педагогическое условие заключается в реализации разработанной воспитательной Программе духовно-нравственного развития на основе ситуационного и личностно-деятельностного подходов предполагающий, что в центре обучения находится сам обучающийся - его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, то есть студент как личность. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, преподаватель определяет цель занятия и формирует, направляет и корригирует весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося. Соответственно, цель каждого занятия при реализации личностно-деятельностного подхода формируется с позиции каждого конкретного обучающегося и всей группы в целом. Программа включает в себя серию кураторских часов духовно-нравственного содержания, проводимых в различных формах в период учебного года.
В качестве примера приведем занятие по дисциплине «Духовно-нравственное развитие и воспитание в общем образовании» для студентов педагогического направления, на котором реализуются все социально-педагогических условия духовно-нравственного развития обучающихся. Содержание дисциплины предлагается в технологической карте (таблица 2).
Таблица 2
Технологическая карта занятия по дисциплине «Духовно-нравственное развитие и воспитание в общем образовании»
Раздел Задачи Содержание Задания для сам работы
Раздел 1. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания и развития. Тема 1.1. Развитие человека как субъекта социокультурного опыта. Тема 1.2. Современные проблемы воспитания и развития детей и молодежи. Тема 1.3. Стратегические приоритеты государства в области духовно-нравственного воспитания и развития. Знать: предмет, задачи и методы исследования процессов развития и воспитания личности в рамках решения профессиональных задач; закономерности развития личности. Уметь: систематизировать психолого-педагогические знания для решения профессиональных задач; выявлять взаимосвязь социальной и духовной сфер общества. Владеть: категориальным аппаратом дисциплин «Педагогика» и «Психология»; способностью самостоятельно работать с научной информацией. 1. Подготовка к собеседованию по заданным темам/ вопросам 2. Выполнение кейс-задания 3. Заполнение таблиц Написание эссе по предложенным темам: 1. Обученность или воспитанность помогают оставаться Человеком? 2. Воспитание - зона национальной безопасности. 3. Основа современного кризиса воспитания -утрата традиционных ценностей. 4. Основа современного кризиса воспитания -дискредитация имиджа педагога.
Таким образом, в приведенном примере видно, что в рамках отдельного занятия можно реализовать все социально-педагогические условия духовно-нравственного развития:
• обогащение содержания (за счет интеграции профильных дисциплин и нравственного содержания);
• решение духовно-нравственных ситуаций на занятии;
• применение интерактивных технологий, способствующих формированию опыта духовно-нравственного выбора в процессе решения ситуаций, развитие навыков общения и взаимодействия на нравственной основе.
https:// mir-nauki. com
Безусловно, выбор и применение образовательных технологий преподавателями вуза имеют под собой существенный потенциал для духовно-нравственного развития обучающихся. Интерактивные технологии, в отличие от лекционно-транслирующих содержание предмета занятий обеспечивают эффективное развитие коммуникативных умений, самостоятельности, навыков командной работы, ответственности за общее дело и способствуют духовно-нравственному развитию обучающихся. Так, преподавателями вуза гораздо активнее стали применяться диалоговые технологии, технологии групповых дискуссий, кейс-технологии, ролевые, деловые игры, которые возможно организовать в дистанционном формате.
Так же значительное место и роль в процессе подготовки бакалавров имеет практика -учебная и производственная. Включение компонента духовно-нравственного развития в программу учебных и производственных практик является следующим, пятым социально-педагогическим условием. В процессе практики обучающиеся приобщаются к непосредственной профессиональной деятельности, наблюдают, апробируют и осваивают нравственные образцы поведения и общения в непосредственной профессиональной среде. Практика способствует развитию самостоятельного нравственного выбора в различных реальных ситуациях, моделируя будущую профессиональную деятельность. Во время практики обучающимся предлагается заполнять соответствующий раздел Дневника практики духовно-нравственной направленности, при работе над которым у обучающихся развиваются рефлексивные умения оценки межличностного взаимодействия с нравственных позиций в реальной профессиональной деятельности.
Наконец, досуговая деятельность, свободное время, где студенты вуза находятся вне активного педагогического воздействия. В рамках следующего, шестого социально-педагогического условия обучающимся предлагается выполнение социальных проектов, осуществление социальных практик, позволяющих самостоятельное освоение и реализацию нравственного поведения, формирование персонального опыта нравственного поведения. К таким формам самостоятельного активного духовно-нравственного развития относятся конкурсы будущего мастера, социальные ролики, фильмы, агитационно-профориентационые программы для выпускников школ, социальные практики.
Навыки самооценки, самоанализа поведения, общения, поступков с позиции нравственных ценностей формируются на ценностно-рефлексивном этапе духовно-нравственного развития в случае реализации психолого-педагогического мониторинга как следующего, седьмого социально-педагогического условия. В процессе мониторинга анализируется динамика изменения показателей духовно-нравственного развития обучающихся, планируется и осуществляется коррекция педагогического или социального воздействия; результаты мониторинга доводятся до обучающихся, что в свою очередь способствует их ориентации на развитие и осуществление рефлексии ценностного содержания профессии, духовно-нравственного развития, поскольку оценка эффективности процесса духовно-нравственного развития происходит как в процессе диагностики, так и в процессе самодиагностики и является непрерывным личностно обусловленным процессом [11].
Таким образом, в представленной статье на основе соответствия структуры и содержания процесса духовно-нравственного развития обучающихся и структуры образовательного процесса вуза были выявлены и теоретически обоснованы социально-педагогические условия, способствующие эффективности духовно-нравственного развития обучающихся вуза.
Выводы
https:// mir-nauki. com
ЛИТЕРАТУРА
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Кутейникова И.Х. Педагогическое содействие становлению профессиональной нравственности будущих педагогов: диссертация канд. пед. наук: - Челябинск, 2006. - 198 с.
Двинянинова Е.Н. Сравнительная характеристика уровня нравственного развития студентов технического вуза: IV Всероссийская научно-практическая конференция c использованием интернет-форума «Психологическое знание в контексте современности: теория и практика»: [Электронный ресурс]: URL: http://mosi.ru/ru/ conf/articles/ sravnitelnaya-harakteri stika-urovnya-nravstvennogo-razvitiya-studentov-tehnicheskogo-0 (дата обращения: 10.10.2020).
Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка: В 3 т. / Ред. Д.Н. Ушаков. - Изд. изм. и испр. Т. 1: А-М. М.: Вече: Мир кн., 2001 - 703 с.
Фатыхова А.Л., Сулейманова Ф.М. Профессионально значимые качества социального педагога, обусловленные его деятельностью- Изд. изм. и испр. Т. 2: А-М. М.: Вече: Мир кн., 2003 - 803 с.
Сафонова Т.В. Подготовка классного руководителя к духовно-нравственному развитию и воспитанию // Вестник МГЛУ, 2011. №7 (613). С. 35-48.
Ибрагимова Л.А., Мехдиева И.Д. К вопросу о нравственном развитии студентов в период профессиональной подготовки в образовательном учреждении // Социальное и педагогическое образование: Векторы развития: Мат-лы Междунар. научно-практич. конф. / Отв. ред. Л.А. Ибрагимова, Е.А. Бауэр. Нижневартовск: НВГУ, 2019. С. 20-23.
Зеер Э.Ф., Романцев Г.М. Личностно ориентированное профессиональное образование. // Педагогика, 2002. - №3. - С. 16-21.
Ворончихина Т.В. Формирование профессионально-этических качеств будущих психологов в системе профессиональной подготовки: Дисс. ... канд. пед. наук. -Киров, 2006. - 186 с.
Ибрагимова Л.А., Исупова П.В. К проблеме эмоциональной регуляции среднего медицинского персонала // Вестник Нижневартовского государственного университета Нижневартовск 2/2018 - С. 27-33.
Фабулова М.А. Психологические условия формирования нравственного сознания студентов-медиков средствами иностранного языка: Автор. дисс. канд. психол. наук - Нижний Новгород - 2013.
Ибрагимова Л.А., Локтева Р.Ш. Внедрение социально-педагогических условий профессионального и мараловского развития студентов в образовательный процесс вуза // 2-я Международная научно-практическая конференция «Инновации в науке, технологиях и интеграции знаний» 27 февраля - 2 марта. -Лондон, 2015. №1. П.152-159 (0,8).
Mekhdieva Irada Dzhakhangir kizi
Nizhnevartovsk state university, Nizhnevartovsk, Russia E-mail: [email protected]
Socio-pedagogical conditions for the spiritual and moral development of bachelors of the pedagogical direction
Abstract. The article, dedicated to the actual problem of spiritual and moral development and education of bachelors of the pedagogical direction, presents a meaningful analysis of the possibilities and prospects of educational and other organizations carrying out educational activities in the implementation of spiritual and moral development and education of students in social and pedagogical conditions. Federal law on education and other federal documents. The directions of interaction between educational organizations and students are determined as a condition for the spiritual and moral education of the younger generation. The ideas of enlightenment and educational activities for the spiritual and moral development of students of the university, the teachers themselves, based on the basic national values and traditions of the national culture are presented. The article presents the fundamental principles of spiritual and moral education and development of bachelors. The main directions of work on the formation of basic concepts included in the structure of self-consciousness are proposed. The role of the consolidating participants in the educational process (government authorities, public and religious organizations, business communities, cultural and sports institutions, the media) in the spiritual and moral education of young people has been determined. An attempt has been made to analyze educational programs focused on solving the problems of education, development and socialization of university students.
Keywords: morality; spirituality; faith; traditions; spiritual values; basic national values; family values and traditions; origins; education strategy; student
REFERENCES
1. Kuteinikova I.Kh. Pedagogical assistance to the formation of professional morality of future teachers: dissertation ... cand. ped. Sciences: - Chelyabinsk, 2006. - 198 p.
2. Dvinyaninova E.N. Comparative characteristics of the level of moral development of students of a technical university: IV All-Russian scientific-practical conference using the Internet forum "Psychological knowledge in the context of modernity: theory and practice": [Electronic resource]: URL: http://mosi.ru/ru/conf/articles/sravnitelnaya-harakteristika-urovnya-nravstvennogo-razvitiya-studentov-tehnicheskogo-0 (date accessed: 10/10/2020).
3. Ushakov D.N. Explanatory dictionary of the Russian language: In 3 volumes / Ed. D.N. Ushakov. - Ed. rev. and rev. T. 1: A-M. M.: Veche: Mir kn., 2001 - 703 p.
4. Fatykhova A.L., Suleimanova F.M. Professionally significant qualities of a social teacher due to his activities - Ed. rev. and rev. T. 2: A-M. M.: Veche: Mir kn., 2003 -803 p.
5. Safonova T.V. Preparation of the class teacher for spiritual and moral development and education // Bulletin of the Moscow State Linguistic University, 2011. №7 (613). Pp. 35-48.
https:// mir-nauki. com
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Ibragimova L.A., Mehdieva I.D. On the question of the moral development of students during the period of professional training in an educational institution // Social and pedagogical education: Vectors of development: Materials of the Intern. scientific and practical conference. / Ed. L.A. Ibragimova, E.A. Bauer. Nizhnevartovsk: NVGU, 2019. P. 20-23.
Zeer E.F., Romantsev G.M. Personality-oriented vocational education. // Pedagogy, 2002. - №3. - P. 16-21.
Voronchikhina T.V. Formation of professional and ethical qualities of future psychologists in the system of professional training: Diss. ... cand. ped. sciences. -Kirov, 2006. - 186 p.
Ibragimova L.A., Isupova P.V. On the problem of emotional regulation of nursing staff // Bulletin of Nizhnevartovsk State University Nizhnevartovsk 2/2018 - P. 27-33.
Fabulova M.A. Psychological conditions for the formation of moral consciousness of medical students by means of a foreign language: Author. diss. Cand. psychol. Sciences - Nizhny Novgorod - 2013.
Ibragimova L.A., Lokteva R.Sh. Implementation of socio-pedagogocal conditions of professional and maral students development in the educational college process // 2nd International scientific-practical conference «Innovations in science, technology and the integration of knowledge» 27 February - 2 March. - London, 2015. №1. P. 152-
159 (0,8).