Научная статья на тему 'РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ'

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / ВОЛЕВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / EDUCATIONAL PROCESS / SPIRITUAL AND MORAL VALUES / MORAL AND WILL QUALITIES / NATIONAL CONSCIOUSNESS / WILL REGULATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маслова Татьяна Александровна

В статье рассматриваются духовно-нравственные ценности, необходимые для формирования у будущих педагогов, как носителей культуры современного общества. Раскрывается их содержание. Выпускник вуза должен быть, прежде всего, человеком культуры, т.е. духовной личностью, ориентированной на традиционные национальные ценности, способной к творческой самореализации в профессиональной деятельности, к нравственной саморегуляции в изменяющейся социокультурной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF EDUCATION IN SPIRITUAL AND MORAL FORMATION OF FUTURE TEACHERS AT HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article considers spiritual and moral values necessary for the formation of future teachers as carriers of the culture of modern society. Their contents reveals. The graduate of the university should be, first of all, a person of culture, i.e. a spiritual person focused on traditional national values, capable of creative self-realization in professional activity, to moral self-regulation in a changing sociocultural environment.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ»

3. Наконешнюк, Н.В. Комплект диагностических методик по оценке духовно-нравственного развития младших школьников сельской школы: Методическое пособие адресовано руководителям общеобразовательных учреждений, учителям, специалистам школы, а также родителям / сост. Н.В. Наконешнюк. - Прокопьевский район, 2015. - 101 с.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук Маслова Татьяна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

В ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматриваются духовно-нравственные ценности, необходимые для формирования у будущих педагогов, как носителей культуры современного общества. Раскрывается их содержание. Выпускник вуза должен быть, прежде всего, человеком культуры, т.е. духовной личностью, ориентированной на традиционные национальные ценности, способной к творческой самореализации в профессиональной деятельности, к нравственной саморегуляции в изменяющейся социокультурной среде.

Ключевые слова: образовательный процесс, духовно-нравственные ценности, нравственно-волевые качества, национальное сознание, волевое регулирование.

Annоtation. The article considers spiritual and moral values necessary for the formation of future teachers as carriers of the culture of modern society. Their contents reveals. The graduate of the university should be, first of all, a person of culture, i.e. a spiritual person focused on traditional national values, capable of creative self-realization in professional activity, to moral self-regulation in a changing sociocultural environment.

Keywords: Educational process, spiritual and moral values, moral and will qualities, national consciousness, will regulation.

Введение. Образование является базовым процессом в культуре общества, наряду с такими процессами как цивилизация и гражданственность. Главная задача высшего образования - приобщение человека к культурным ценностям. Такой подход направлен на формирование у студентов целостной картины единого материального и духовного мира, на передачу из поколения в поколение не только интеллектуальных, но и духовных ценностей.

Проанализировав содержание современного высшего образования можно сделать вывод, что оно направлено на формирование научных знаний и развитие интеллекта, а целостный мир человека и опыт духовной деятельности отодвинуты на второй план.

Поэтому перед современной отечественной педагогикой встает проблема поиска таких моделей образования, которые отвечали бы современному типу культуры, новому этапу развития общества.

Изложение основного материала статьи. Выпускник вуза должен быть, прежде всего, человеком культуры, т.е. духовной личностью, ориентированной на традиционные национальные ценности, способной к творческой самореализации в профессиональной деятельности, к нравственной саморегуляции в изменяющейся социокультурной среде.

Необходимо создать такую систему образования, которая ориентировала студентов не только на приобретение профессиональных, общепрофессиональных компетенций, но и позволила бы в полной мере формировать общекультурные компетенции, сущность которых должна заключаться в передаче от поколения к поколению знания, опыта созидательной и творческой деятельности, культурные ценности, опыт духовной жизни.

Процесс обучения в вузе, на сегодняшний момент, является самым значимым. В педагогической науке имеются большие возможности для организации этого процесса. Но практика показывает, что основной резерв нравственных сил студента в вузе практически не используется. Если взглянуть на современную педагогику, с позиций нравственных позиций, то мы обнаружим, что учебный процесс может получить совсем другое основание, другую широту и глубину.

Долгое время в обществе шло размывание нравственных устоев в семье и обществе Современная система образования должна стать тем духовным организмом, который будет соединять поколения, объединять их в устремлении к высшему идеалу. В этом направлении на плечи образования возлагается главная задача, требующая его осмысления.

Роль образования должна заключаться в развитии духовно-нравственного начала в человеке, направлять его на путь стремления к высшему нравственному идеалу. Своим содержанием оно должно открывать путь восхождения человека к нему.

В человеке во все времена выделяли три составляющих: ум, сердце и душу. Каждое из этих сущностей должно постоянно развиваться и стремиться к более высокому образу. Но если образование не будет опираться своим содержанием на духовно-нравственную сторону, то человек может падать, деградировать, уходить в сторону безразличия и даже зла. Если в человеке проявляется нравственная красота, то такого человека без сомнения называют воспитанным человеком. С нравственным понятием всегда связывали такие понятия как дух, душа, духовность. Духовность является источником нравственности человека. Если нравственный поступок не подкрепляется духовностью, то он является привычкой, осознанной необходимостью, внутренним или внешним принуждением, но к нравственности не имеющий ни какого отношения. Во все времена духовность и нравственность были связаны с таким понятием как ценность.

Духовно-нравственное воспитание студентов - должно стать процессом содействия восхождения их к нравственному идеалу, через интериоризацию в нем нравственных ценностей (вера, профессиональный долг, ответственность, гуманизм, свобода, милосердие, благодарность, справедливость, порядочность, честность, патриотизм, доброта, обязательность, доверие, честь и достоинство), пробуждение и развитие нравственных чувств (долга, любви, веры, стыда, сострадания,); становление нравственной воли (ответственности, толерантности, альтруизма, верности своему делу, принципиальности, искренности, гуманности,

убежденности, целеустремленности, выдержки и самообладании, настойчивости, упорства, способности к служению добру и противостоянию злу, терпении и терпимости, готовности к преодолению жизненных испытаний и противостоянию соблазнам, стремлении к духовному совершенствованию); побуждение к нравственному поведению (служение Отечеству, соучастие и соделание доброго).

Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс последовательного расширения и углубление ценностно-смысловой сферы личности. Определяющей основой духовной ценности является вера.

Вера определяется как состояние субъекта, которое тесно связанно с духовным миром личности, возникающее на основе определенной информации об объекте, выраженной в идеях или образах, сопровождающееся проявлением уверенности и рядом других чувств и являющееся мотивом, стимулом, установкой и ориентиром человеческой деятельности. Вера, как феномен переживаний означает принятие чего-либо за истину без доказательства умом и чувствами.

Вера - это мир самовыражения человека, который не доступен науке. Григорий Богослов говорил, что нельзя до конца перевести опыт веры на язык понятий. Культура как память народа призвана хранить и ретранслировать это богатство, все его многообразие. Многие современные педагоги (Н.Д. Никандров, Б.С. Гершунский, Б.Т. Лихачев и др.) признают необходимость веры и считают ее неотъемлемой частью человеческой культуры.

Вера дает человеку надежду, без которой жизнь сознательного существа невозможна и в этом заключается главная ее функция в процессе воспитания. Образование не имеет право игнорировать формирование устойчивой веры у студентов в неограниченные возможности и способности своих будущих воспитанников.

Определяющей основой нравственной ценности является добро. Истинная доброта должна идти из сердца, а не из разума: человек поступает так, а не иначе просто потому, что не может поступать по другому. Трудно творить добро рационально, исходя лишь из свода нравственных законов. Не зря доброту связывают с милосердием. Добро - это критерий всех нравственных ценностей и означает намеренное стремление к бескорыстной помощи, милосердию. Милосердие достигает нравственной полноты лишь тогда, когда воплощается в действиях, не только направленных на удовлетворение интересов другого, но и основанных на стремлении к совершенству окружающей действительности и самого себя. Эту ценность характеризуют такие качества как искренность, честность, прямота и добросовестность. Милосердие выражается в отсутствии противоречий между реальными чувствами и намерениями в отношении другого человека (или группы людей) и тем, как эти чувства и намерения преподносятся ему на словах.

Верность - стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга. Долг - это совокупность обязанностей человека перед другими людьми, обществом, самим собой. Долг - это внутреннее переживание человека, принуждение поступать в соответствии с потребностями, исходящими из нравственных ценностей, и строить свою жизнь и деятельность в соответствии с ними.

Духовно-нравственное развитие тесно связано с образным фиксированием ценностей. И здесь особую роль играют обычаи, святыни и реликвии.

Обычай занимает определенное место в духовно-нравственном регулировании. Через обычаи человек усваивает способы нравственного действия по отношению к другим людям, а не просто нравственную норму поведения В обычаях человек живет. Научить обычаям, значит научить человека жить по законам общества. Без обычая нравственность не входит интимно в сущность человеческого бытия. Через обычай человек идентифицирует себя со своим народом, вводится в свой род.

Обряд одухотворяет повседневную жизнь человека. Национальные обряды это камертон для настройки жизни студента на нравственный лад. Исполнение национальных обрядов формирует гармоничный уклад жизни человека. Только лично сопереживая обрядам, каждый человек учится не умозрительной, а действительной жизни по духовным законам. Тесно связанны с обычаями такие понятия как святыни и реликвии - предмет или место поклонения. Святыни это то, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым человеком и обществом. Реликвия - вещь, свято хранимая как память о прошлом. Реликвии являются символом связи и единства поколений, неразрывности жизни народов. Поклонение героям, павшим за Родину, почитание герба и флага России, других религиозных, государственных и профессиональных святынь является важным фактором духовно-нравственного воспитания молодежи.

Культуру людей невозможно формировать вне семьи, любви, детей, супружеских и родственных отношений. Ценность семьи должна имееть особое значение для будущих педагогов. Семья - вид социальной общности, основанный на супружеском союзе и родственных связях. Ценности семьи остаются неповторимыми, уникальными, незаменимыми в своей специфичности никакими другими ценностями.

Семейная жизнь характеризуется не только обеспечением непрерывности человеческого рода; но и такими духовными функциями как формирование гражданина своего отечества; национальная и этническая идентификация; духовное обогащение взрослых посредством общения с детским миром; психологическая защита личности посредством эмоционального, духовного общения супругов, родителей, детей; передача социального опыта, традиций, нравственных норм и идеалов; забота о пожилых.

Духовное существо человека не может рассматриваться в положении «уединения», оно развивается во взаимосвязи с обществом, с культурой, с историей. Путь к всечеловечности пролегает через национальное осознание. Поэтому направленность образования на духовное развитие студента предполагает учет этнических, социальных, исторических, географических и других его особенностей. «Обеспечивая верное соотношение национального и общечеловеческого, важно воспитывать уважение к своим национальным ценностям, к национальной культуре своего народа, его обычаям, жизненным и нравственным принципам» [2, с. 53].

Отечество - это место, где человек родился, страна, гражданином которой он является. Понятие «Отечество» связано с понятием «народ», «нация».

Общение - специфический для студентов способ взаимоотношений, способ бытия человека во взаимосвязях с другими людьми, с детьми. Для человека с развитой нравственной культурой общение выступает как духовная ценность, поскольку в полнокровном диалогическом общении содержатся условия для развития личности, формирования ее индивидуальности и нравственности.

Дружба - это отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, духовной близости, общих интересов людей и т.п. Дружба зависит от общности цели, идеалов, намерений, в ней с необходимостью проявляется ценностно-ориентационное единство.

Многолетний опыт показывает, что знания норм и правил нравственного поведения не гарантируют автоматически их соблюдения. Важнейшим средством передачи значимых ценностей студентам является пробуждение в них адекватных эмоциональных переживаний по отношению к этим ценностям. Ни одни знания так не воспитывают, как живые чувства. Необходимо у студентов на занятиях вызывать реакции, которые бы оставляли положительный эмоциональный след в душе студентов. Истинные знания нуждаются не только в одном интеллекте. Их необходимо подкреплять чувством доброй воли по отношению к другим, которое будет согреваться внутренним огнем [4].

Важнейшие духовно-нравственные чувства непосредственно связаны с ценностями, которые являются их содержательной основой.

Любовь - это высшее чувство, проявляющееся в глубокой эмоциональной привязанности личности к другому лицу или персонализированному объекту. Любовь, как отношения между людьми, характеризуется высшей эмоционально-духовной напряженностью и основана на открытии максимальной ценности конкретного человека. Любовь - одна из форм преодоления отчуждения человека от человека, и поэтому может быть признана вершиной нравственных отношений. Она способна открыть нам духовную сущность другого человека, действительную природу его неповторимости, скрытые в нем потенциальные возможности и ценности.

Стыд - эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков не соответствующих ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике. Для этой эмоции характерны такие реакции, которые сопровождаются раскаянием и снижением самооценки. Между стыдом и виной имеются значительные различия. Стыдно бывает из-за любых ошибок, а чувство вины возникает при нарушении моральных и эстетических норм. Чувства вины и стыда способствует развитию самосознания и самоконтроля. Вина и стыд являются начальной ступенью в формировании совести, как нравственного регулятора деятельности человека и пробуждении чувство долга.

Долг - внутренне принимаемые личностью обязательства перед самим собой, обществом и окружающим миром, обязательства, которые становятся для личности нравственными задачами. Долг абсолютен, т.к. не зависит от преходящих обстоятельств, авторитетов, влияний общественного мнения, желания получить награду, добиться личного счастья и т.п.

Благодарность - чувство признательности кому-нибудь за оказанное добро, внимание, услугу, выражающееся в готовности ответить взаимным действием.

Сопереживание - это отождествление субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек.

Особое нравственное значение в сопереживании имеет сострадание. Ф.М. Достоевский отмечал, что сострадание это главный и, может быть, единственный закон бытия всего человечества.

Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.

Дружеские чувства характеризуются взаимной привязанностью, усиленными процессами аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности.

Образование имеет огромный потенциал в формировании у студентов потребность к доверительным, теплым, эмоционально-значимым отношениям с другими людьми.

Патриотизм - социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины и своего народа, идентификация себя с другими членами нации.

Передача духовных ценностей общества от поколения к поколению, от одной личности к другой, учитывая необозримое количество и разнообразие этих ценностей, возможна только с верой в эти ценности.

Важную роль в реализации ценностей и функционировании эмоциональной сферы студентов играют механизмы волевого регулирования. Волевые качества личности принадлежат к числу самых существенных. Во всем великом и героическом, что делал человек, в величайших его достижениях волевые качества всегда играли значительную роль. Без их развития ценностные ориентации личности не получают нужного проявления.

Когда человек знает ради чего или кого он преодолевает трудности, совершает благие поступки, то это придает ему больше сил и возможности, и тем выше будет уровень усвоения им ценностей.

Не менее тесная взаимосвязь существует между эмоциями и волей. Волевой поступок исходит из побуждений, из потребностей личности, он носит более или менее ярко выраженный эмоциональный характер. Как волевая, так и эмоциональная сферы регулируют поведение человека, они настолько взаимосвязаны, что в последнее время в психологии стали говорить об эмоционально-волевой регуляции деятельности.

Духовно-нравственная воля проявляется в готовности служения добру и противостояния злу, терпении и терпимости, готовности к преодолению жизненных испытаний и противостоянию соблазнам, стремлении к духовному совершенствованию. Воспитанию нравственной воли у студентов должен способствовать личный пример педагогов. Воля человека воспитывается и через подражание делам и поступкам волевых людей. Но главным в формировании нравственно-волевых качеств личности является деятельность, способствующая развитию этих качеств.

Выводы. Воспитывая у студента терпение и терпимость, нравственную стойкость и решительность, настойчивость, необходимо систематически ставить его в такие условия и естественные жизненные и профессиональные ситуации, в которых он мог и должен был бы проявить эти качества. Важно, чтобы деятельность студентов включала в себя элементы волевого усилия, направленного на достижение поставленных целей, имеющих определенное общественное значение.

В образовательном процессе в вузе заложены огромные возможности в духовно-нравственном становлении студентов благодаря психологическим особенностям личности: формирование личностной рефлексии, которая предполагает осознанность своих взаимоотношений с окружающими, анализ

предпосылок своих действий и поступков, свое отношение к духовным и культурным ценностям, проявление понимания чувств других людей; проявление интереса к различным видам совместной деятельности. И упускать эти возможности является не только не разумным, но и опасным как для человека, так и для всего общества.

Литература:

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.:Педагогика, 1991.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М.: Педагогика, 1989.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Мишина Ольга Степановна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); магистрант 1 курса факультета биологии, химии и экологии Савельев Сергей Сергеевич

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «НАУЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ» В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ, НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОБЕГА

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению метода научного наблюдения при изучении биологии. На сегодняшний день учителя школ нуждаются в более детальном разъяснении особенностей проведения наблюдений в урочной и внеурочной деятельности обучающихся по биологии. В статье рассмотрены примеры применения данного метода при организации системно-деятельностного подхода, согласно требованиям ФГОС.

Ключевые слова: метод наблюдения, практикоориентированный проект, исследования по биологии, профориентационная работа школьников.

Annotation. This study is devoted to the study of the method of scientific observation in the study of biology. Today, school teachers need a more detailed explanation of the features of conducting observations in the regular and extracurricular activities of students in biology. The article considers examples of using this method in organizing a system-activity approach, according to the requirements of the Federal state tax service.

Keywords: observation Method, practice-oriented project, research in biology, professional orientation work of schoolchildren.

Введение. Привычный нам с самого раннего детства метод познания мира - наблюдение, дает самую первую информацию об окружающем мире. Даже взрослея, мы не перестаем пользоваться этим методом, чтобы познакомиться с чем-то новым, необычным, неизведанным. Большинство исследований основаны на методе «наблюдения», так как данный метод подтверждает свою эффективность еще с древних времен и сохраняет ее по сей день. Именно с первичных наблюдений возникали первые открытия, превратившиеся в собрания научных познаний об окружающем нас мире. Поэтому очень важно учителю эффективно использовать данный метод при изучении одной из важнейших наук - биологии, как способа формирования научного познания окружающего мира у школьников.

Изложение основного материала статьи. Метод научного наблюдения. В чем сущность данного метода научного исследования?

Наблюдение — это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой [7].

Но нельзя проводить какое-либо научное исследование, даже на обычных уроках биологии, пользуясь одним лишь наблюдением. Также нам необходимо проводить описание того, что мы наблюдаем, тем самым проводя запись важных моментов, происходящих с наблюдаемым нами объектом. Поэтому описание является главным компонентом научного наблюдения.

Во время описания мы делаем записи, характеризующие особенности изменений, происходящих с объектом нашего наблюдения. А многие описания требуют применения каких-либо измерений, осуществляемых различными приборами.

Измерять мы можем достаточно многие параметры, изучаемых нами объектов. Что конкретно мы должны измерять зависит, в первую очередь, от предмета и объекта нашего наблюдения, так как именно они характеризуют процесс нашей деятельности [2, 6, 7].

После определения этих параметров, мы должны определиться с целью и задачами нашего наблюдения, ответив на вопросы: «Зачем мы это делаем?» и «Что мы должны увидеть? (получить, узнать и др.)», так как любое наблюдение должно быть обосновано. Нет никакого смысла в проведении наблюдений, не имеющих никакого для нас значения.

Приведем пример возможного научного наблюдения учеников при изучении биологии в школе. Шестой класс, ботаника. Уже пройдены темы про побег растений, а именно: стебель, лист, почки и цветок и в качестве закрепления материала, а также проявления большего интереса к биологии растений, можно провести небольшой биологический эксперимент, где главную роль будет занимать - наблюдение и описание [2, 6].

Чаще всего все перечисленные темы бывают пройдены либо ближе к зиме, либо уже зимой, так что главным объектом для наблюдения и изучения растений могут быть обычные деревья или кустарники, не имеющие к этому моменту ничего, кроме ветвей и почек - того, что нам и нужно.

Для этого необходимо:

1. Побеги древесных растений, аккуратно срезанные от деревьев или кустарников;

2. Емкость с водой;

3. Теплое помещение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.