Научная статья на тему 'Организация работы с детьми-инофонами на уровне основного общего образования в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма»'

Организация работы с детьми-инофонами на уровне основного общего образования в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
дети из семей мигрантов / инофоны / социализация / русский язык как иностранный / адаптация средствами образования / children from migrant families / children whose native language is not Russian / socialization / Russian as a foreign language / adaptation by means of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаттарова Татьяна Усмановна, Рябчикова Людмила Анатольевна

В статье рассмотрены особенности работы с детьми-инофонами в общеобразовательной школе Крайнего Севера. Даны практические рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаттарова Татьяна Усмановна, Рябчикова Людмила Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of work with children whose native language is not Russian at the level of basic general education in “Secondary General Education School No. 5 of Nadym”

The article discusses the specifics of work with foreign children and the ones whose native language is not Russian in a comprehensive school in the Far North. The authors give practical recommendations based on their experience.

Текст научной работы на тему «Организация работы с детьми-инофонами на уровне основного общего образования в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма»»

Dmitriy Sarin,

PhD in History, Lomonosov Moscow State University (Moscow), sarin.d@mail.ru

Students' research and project activities: experience of a scientific supervisor

This paper highlights the experience of a teacher of history and social studies in a Moscow school as a leader of research and project activities of students in the socio-hu-manities. The author analyzes the results of more than 20 works made by students under his leadership for the period 2017-2023, presented at the All-Russian and city competitions, and open scientific and practical conferences. The article presents the tested algorithm of communicative interaction between the research supervisor and young researchers during the academic year, and examines the process of communicative influence of the supervisor on students during research and project activities.

Keywords: schoolchildren's research paper; young researcher; schoolchildren's project; scientific guidance.

Татьяна Гаттарова, Людмила Рябчикова Э01 10.37492/ETN0.2023.71.2.013

Организация работы с детьми-инофонами на уровне основного общего образования в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма»

В статье рассмотрены особенности работы с детьми-инофонами в общеобразовательной школе Крайнего Севера. Даны практические рекомендации.

Ключевые слова: дети из семей мигрантов; инофоны; социализация, русский язык как иностранный; адаптация средствами образования.

В 2022/2023 учебном году в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма» обучался 801 ребенок. Количество детей-инофонов составляет 3% от общего числа обучающихся, родные языки этих детей - аварский, азербайджанский, армянский, киргизский, таджикский.

^ 2 § ш о?

Гаттарова

Татьяна Усмановна,

директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма» (Надым), R24Ludmila80@yandex.ru

Рябчикова

Людмила Анатольевна,

заместитель директора по УВР МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма» (Надым), R24Ludmila80@yandex.ru

Проведя анализ проблем, связанных с адаптацией и социализацией детей-мигрантов в школе, а также особенностей их образовательных потребностей, мы выделили ряд проблем: незнание русского языка или низкий уровень владения русским языком, интенсификация учебного процесса, недостаточная осведомленность российских детей и родителей в вопросах миграции, низкая этнокультурная компетентность, недостаточная подготовка педагогов к обучению и воспитанию ребенка-инофона, ребенка с миграционной историей, недостаточный уровень развития материально-технической базы школы, недостаточно сформированная культура толерантного и правового поведения всех субъектов образовательного процесса. Особую тревогу вызывают дети из семей мигрантов, поступающие в 7-9-е классы (предатте-стационные классы: незнание языка, подкрепленное разницей образовательных стандартов российской и национальных школ, делает эту проблему комплексной).

В этом учебном году в отличие от предыдущих лет деятельность педагогов по направлению «Работа с детьми-инофонами» организована следующим образом. Рабочая группа педагогов в мае месяце изучила результаты диагностик учащихся по всем видам речевой деятельности, проведенных специ-

алистами Московского педагогического университета: Т.В. Криворучко, Е.А. Омельченко и А.А. Шевцовой 28 апреля 2022 г., а также письмо Министерства Просвещения России от 06.05.2022 № ДГ-1050/07 «О направлении методических рекомендаций» и сами «Методические рекомендации об организации работы общеобразовательных организаций по оценке уровня языковой подготовки обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан». По изученным данным рабочей группой определены основные направления деятельности педагогического коллектива в 2022/2023 учебном году:

• разработка и внедрение программы внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для учеников 5-8-х классов;

• организация дополнительных занятий по русскому языку для детей из семей мигрантов, детей-инофонов;

• вовлечение детей из семей мигрантов во внеурочную, кружковую и конкурсную деятельность;

• организация помощи семьям с миграционной историей;

• организация оптимальной работы службы сопровождения: работа с социальным педагогом, педагогом-психологом, при необходимости учителем-логопедом;

• просветительская деятельность среди школьников и родителей в вопросах миграции;

• создание материально-технического обеспечения;

• обучение педагогов в направлении деятельности «Работа с детьми-инофонами, детьми из семей мигрантов.

В целях отслеживания динамики развития ученика-инофона, ученика с миграционной историей, оценивания результативности работы педагогов рабочей группой в начале учебного года разработан «Электронный дневник индивидуального сопровождения детей с осо-

& О о

^ 2 i

го <и

m j те

g | £

^ CO J

Sil

быми образовательными потребностями» (на платформе Google).

Структура дневника:

1-й раздел. Общие сведения о ребенке.

2-й раздел. Физическое развитие.

3-й раздел. Языковое развитие.

4-й раздел. Логопедическое сопровождение.

5-й раздел: Психологическое сопровождение.

6-й раздел. Педагогическое сопровождение.

7-й раздел. Сведения о работе с родителями (законными представителями).

8-й раздел. Результаты оценки личностных достижений учащегося.

9-й раздел. Сведения об успеваемости учащегося.

Динамика развития ребенка отслеживается по мере

реализации индивидуального образовательного маршрута, успешное продвижение по которому свидетельствует о снижении количества трудностей при освоении общеобразовательной программы.

В 2022/2023 учебном году особым образом организована учебная деятельность учащихся 8-х классов, имеющих трудности в усвоении программного материала (деление классов на группы).

В школе налажена реализация системы просветительской работы по формированию у обучающихся, педагогов и родителей культуры толерантного уважительного отношения друг к другу.

Большую роль в адаптации детей из семей мигрантов оказывают волонтеры школьного клуба «Теплые ладошки». Ребята знакомят нового ученика со школой (библиотека, спортзал, актовый зал, столовая и т. д.) и городом (музей, площади, парки, спортивные объекты и т. д.), помогают в подготовке домашнего задания, в овладении языком. Ими проводятся флешмобы,

акции дружеской помощи в освоении русского языка и других предметов.

На протяжении последних лет в школе успешно развивается отряд юнармейцев. Ребята из семей мигрантов вместе с одноклассниками осваивают азы начальной военной подготовки, развивают лидерские навыки, приобретают научно-технические компетенции. Юнар-мейцы принимают участие в значимых событиях школы, города и района.

В школе действует служба сопровождения, в состав которой входят заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагоги-организаторы, классные руководители. Это позволяет реализовать комплекс мероприятий по адаптации, социализации и интеграции детей из семей мигрантов.

Большое внимание уделяется повышению профессионального уровня педагогов. Три педагога (учителя русского языка и литературы) прошли переподготовку в ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина» по программе «Подготовка учителей русского языка по организации работы с детьми, для которых русский не является родным». Педагоги принимают активное участие во всех мероприятиях, проводимых Центром содействия межнациональному образованию «Этносфера» в рамках реализации проекта «Интеграция детей из семей иноязычных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России».

Коррекция планов дальнейшей работы с ребенком-мигрантом осуществляется на основе проведенных итоговых тестов и мероприятий. В случае безрезультатности (незначительного результата) процесса адаптации

ребенка на уровне школы созывается ППк (психолого-педагогический консилиум), который решает вопросы о направлении ребенка на ПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута и/или разработки индивидуального плана сопровождения ребенка.

Литература:

1. Громова Ч.Р.,Хайрутдинова Р.Р. Образовательные технологии для работы с детьми мигрантов // Психология образования в поликультурном пространстве. 2021. № 1 (53). С. 76-89.

2. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М.: Просвещение, 1985. - 160 с.

3. Работа с детьми мигрантов в образовательных организациях: учебно-методическое пособие / Н.Н. Касенова, О.В. Мусатова Г.К. Джурабаева [и др]; М-во науки и высшего образования Российской Федерации, Новосиб. гос. пед. ун-т, Новосиб. регион. общ. орг. «Узбекско-русский национально-культурный центр». Новосибирск: НГПУ, 2020. 198 с.

4. Фирсова Н.Г. Социально-психологическая адаптация личности на разных возрастных этапах: учебное пособие / Н.Г. Фирсова и др.; М-во образования и науки РФ, НИУ БелГУ, Фак. психологии, Каф. возрастной и социальной психологии. Белгород: Белгород, 2014. 382 с.

Tatyana Gattarova,

Director of the Municipal Educational Institution "Secondary School No. 5 of Nadym", R24Ludmila80@yandex.ru

Lyudmila Ryabchikova,

Deputy Director for teaching and educational work of the Municipal Educational Institution "Secondary School No. 5 in Nadym", R24Ludmila80@yandex.ru

Organization of work with children whose native language is not Russian at the level of basic general education in "Secondary General Education School No. 5 of Nadym"

The article discusses the specifics of work with foreign children and the ones whose native language is not Russian in a comprehensive school in the Far North. The authors give practical recommendations based on their experience.

Keywords: children from migrant families; children whose native language is not Russian; socialization; Russian as a foreign language; adaptation by means of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.