Научная статья на тему 'Исследовательская и проектная деятельность учащихся: опыт работы научного руководителя'

Исследовательская и проектная деятельность учащихся: опыт работы научного руководителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
исследовательская работа школьника / юный исследователь / проект школьника / научное руководство / schoolchildren's research paper / young researcher / schoolchildren's project / scientific guidance

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сарин Дмитрий Петрович

В работе освещается опыт работы учителя истории и обществознания в московской школе в качестве руководителя исследовательской и проектной деятельности учащихся социально-гуманитарного направления. Автор анализирует результаты более 20 работ, выполненных учащимися под его руководством за период 2017-2023 гг., представленных на всероссийских, городских конкурсах и открытых научно-практических конференциях. Представлен апробированный алгоритм коммуникативного взаимодействия научного руководителя и юных исследователей в течение учебного года. Охарактеризован процесс коммуникативного влияния научного руководителя на учащихся в ходе исследовательской и проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сарин Дмитрий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students' research and project activities: experience of a scientific supervisor

This paper highlights the experience of a teacher of history and social studies in a Moscow school as a leader of research and project activities of students in the socio-humanities. The author analyzes the results of more than 20 works made by students under his leadership for the period 2017-2023, presented at the All-Russian and city competitions, and open scientific and practical conferences. The article presents the tested algorithm of communicative interaction between the research supervisor and young researchers during the academic year, and examines the process of communicative influence of the supervisor on students during research and project activities.

Текст научной работы на тему «Исследовательская и проектная деятельность учащихся: опыт работы научного руководителя»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Дмитрий Сарин DOI 10.3749 2/ETN0.2023.71.2.012

Исследовательская и проектная деятельность учащихся: опыт работы научного руководителя

В работе освещается опыт работы учителя истории и обществознания в московской школе в качестве руководителя исследовательской и проектной деятельности учащихся социально-гуманитарного направления. Автор анализирует результаты более 20 работ, выполненных учащимися под его руководством за период 2017-2023 гг., представленных на всероссийских, городских конкурсах и открытых научно-практических конференциях. Представлен апробированный алгоритм коммуникативного взаимодействия научного руководителя и юных исследователей в течение учебного года. Охарактеризован процесс коммуникативного влияния научного руководителя на учащихся в ходе исследовательской и проектной деятельности.

Ключевые слова: исследовательская работа школьника, юный исследователь, проект школьника; научное руководство.

Исследовательская и проектная деятельность школьников в системе отечественного образования за последние два десятилетия легкой поступью прошла этап становления и закрепила свой статус в рамках ФГОС. Так, например, одним из метапредметных результатов выпускников на уровне среднего общего образования является овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности [8], а курс «Индивидуальный проект» стал обязательным в школьной программе.

Многие современные исследователи в научных трудах обосновали

Сарин Дмитрий Петрович,

кандидат исторических наук, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (Москва), sarin.d@mail.ru

о

5 5 и подчеркнули необходимость развития исследователь-| | ской компетентности обучающихся и педагогов в со? 1 временной школе (см., напр.: [1; 2; 4; 9; 12; 13]), часть § е публикаций носит практико-ориентированный харак-| | тер (см., напр.: [3; 5; 7; 11]). Несмотря на широкий круг | | публикаций, до сих пор в тени остается роль и участие > в исследовательской и проектной деятельности обучающихся научных руководителей. В данной статье представлен опыт работы педагога московской школы, на протяжении семи лет руководившего исследованиями и проектами учащихся, осуществлявшихся в рамках подготовки к участию во всероссийских и городских конкурсах и научно-практических конференциях.

В настоящее время в рамках городских мероприятий системы департамента образования и науки города Москвы организовано проведение городского конкурса исследовательских и проектных работ, а также открытых научно-практических конференций для школьников на базе ведущих вузов столицы «Курчатовский проект - от знаний к практике, от практики к результату», «Инженеры будущего», «Старт в медицину», «Наука для жизни» [6].

Работая с 2017 по 2022 г. в московской школе № 950 учителем истории и обществознания, автор на регулярной основе помогал учащимся, занимавшихся исследовательской и проектной деятельностью в качестве руководителя или консультанта их работ. За этот период 20 школьников подготовили четыре проекта и провели 19 исследований. Юные исследователи представили результаты своих работ на крупных региональных и всероссийских конкурсах, выступили с устными докладами на открытых научно-практических конференциях, проводившихся на базе ГАУГН, МГПУ, МПГУ, ВШЭ, Сеченовского университета и других площадках.

О качестве представленных работ говорят решения жюри вышеуказанных конференций и конкурсов: четыре работы были признаны победителями, 12 стали призерами, девять удостоены звания лауреатов фестивалей. По результатам трех исследовательских работ были подготовлены две статьи, опубликованные в научных журналах «Школа Будущего» (Москва) и «Международный журнал гуманитарных и естественных наук» (Новосибирск).

В то же время автор вынужден признать, что личная некомпетентность в начале работы с юными исследователями помешала вывести на достойный уровень его первых подопечных. Опыт, приобретенный автором в качестве руководителя исследовательских и проектных работ школьников, позволяет проанализировать некоторые аспекты деятельности учителя, связанные с развитием и совершенствованием способностей и навыков учащихся в рамках пропедевтики научной работы.

Обзор проведенных исследований и осуществленных проектов. Исследовательские работы выполнены по следующим направлениям: военная история - 12 работ, историко-филологическое направление - 2, история медицины -3, историко-политологическое - 2. Проекты выполнены в области музейной педагогики - 3, социально-патриотическое направление - 1. В исследованиях чаще всего учащиеся применяли проблемно-хронологический метод исследования - 64 %, в некоторых работах использовались методы контент-анализа, систематизации, исторического сравнения, историко-литературного анализа и анкетирования. Значительное число работ по военной тематике объясняется тем, что в школе функционирует музейно-исторический комплекс, на базе которого выполнено значительное количество работ.

Источниками для исследований стали экспонаты музея и литература вспомогательного фонда. Так, благо-

О ь-

^ 1

даря анализу подшивки газеты «Часовой севера» за 1941 г., исследователям-восьмиклассникам удалось определить факторы быстрой адаптации советских женщин к военным условиям. Мемуары-воспоминания воинов-артиллеристов и выписки из Центрального архива Министерства обороны РФ стали основой для исследовательской работы кадета-десятиклассника по 7-й артиллерийской дивизии прорыва Резерва Главнокомандования.

Значимым стало исследование трех школьных музеев в районе Отрадное, в ходе которого был проведен анализ фондов и дифференциация экспонатов по группам. Авторы определили удельный вес вклада участников Великой Отечественной войны в создание школьных музеев - около 64 % всех экспонатов, находящихся на хранении, поступили в музей благодаря ветеранам [10].

Три исследовательские работы посвящены советским военачальникам и политическим деятелям. Так, в работах, посвященных советскому ученому и организатору химической промышленности А.Г. Касаткину, генерал-майору артиллерии Герою Советского Союза К.Д. Карсанову и генерал-майору медслужбы С.И. Ба-найтису, показан вклад в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. ученых-химиков, воинов-артиллеристов и военно-полевых хирургов.

Два исследования посвящены событиям Русско-японской войны 1904-1905 гг. Юными исследователями рассматривалась проблема модернизации русских военных кораблей, несвоевременность которой сказалась в сражении при Цусиме, и действий экипажа канонерской лодки «Кореец» во время морского боя при Чемульпо.

Две исследовательские работы, проведенные с промежутком в два года по направлению «История медицины», были посвящены проблеме становления санитарно-эпидемиологической службы в Кузбассе в условиях борьбы с тифом в 1920-е годы. Особенность исследований уча-

щихся десятых медицинских классов заключалась в том, что они использовали в своей работе исторические документы из Российского государственного военного архива, госархива Кемеровской области и газеты «Коммуна» Анжеро-Судженского района, предоставленные им в виде выписок и фотоматериала научным руководителем. Авторы работ показали санитарно-эпидемиологическую обстановку в шахтерских поселках Кузбасса в период осуществления в РСФСР политики военного коммунизма и начала нэпа. Результатом объединения двух исследовательских работ стала публикация статьи в научном журнале.

В политологическом аспекте проведено исследование двумя ученицами 9-го и 11-го классов, посвященное изучению официальных посланий государственных представителей стран западного мира в период XIX-XXI вв., представлявших собой ложную информацию в виде фейков. Анализ четырех наиболее значимых фейков: «Эмсская депеша», «Письмо Зиновьева», «Пробирка Пауэлла» и «Вмешательство России в выборы президента США» позволил сделать вывод о том, что с помощью фейков западные государственные деятели способствуют формированию общественного мнения, которое используется в качестве инструмента для достижения политических целей.

Одна из работ кадетов-десятиклассников была посвящена изучению противоречий в трактовке учебников истории России, Казахстана и Кыргызстана по факту присоединения Среднеазиатских государств к Российской империи в период XVШ-XIX вв. Проведенный анализ российских, казахстанских и киргизских учебников позволил сделать вывод о том, что есть некоторое различие в оценке присоединения стран средней Азии к России. Авторы работы обратили внимание на то, что учебники среднеазиатских государств напи-

о

г == саны на русском языке, поэтому в недалеком будущем | | они могут быть переписаны на национальные языки Ка? § захстана и Кыргызстана, в которых существующие § е умеренно-взвешенные формулировки исторических со-| | бытий могут быть изменены.

| | Интересна работа ученика 11-го класса по поэме

С. Есенина «Страна негодяев». При помощи историко-литературного анализа исследователю удалось показать разобщенность гражданского общества в условиях дестабилизации всех сфер общественной жизни страны. Оригинальной находкой автора стала модель коммунистической власти в виде квадрата, представляющего собой саму идею коммунизма, в котором все стороны, как и люди, равны между собой.

Продуктивно представлена работа учащихся, занимавшихся проектной деятельностью. Проекты «Квест-экскурсия в школьном военно-историческом музее», видеофильм «От парты и станка в окопы», передвижная школьная музейная выставка «21-я дивизия московского народного ополчения» и спортивно-историческая игра «Партизанские тропы» позволяют в условиях линейной формы преподавания истории России расширить знания учащихся 6-9-х классов о военных событиях XX в.

Алгоритм процесса коммуникативного влияния научного руководителя на деятельность школьников. Практика позволила автору выработать алгоритм взаимодействия с юными исследователями и авторами проектов. Условно процесс подразделяется на 4 этапа. Первый - предварительный этап (месяц май) включает в себя следующие задачи: определение проблемного поля исследования (проекта), формулировка темы, прогнозирование продукта проекта, поиск источников.

Второй этап - основной (сентябрь-ноябрь), предусматривает тщательную работу с источниками и литературой по теме исследования, которая дает представле-

ние по историографии темы исследования, определение цели и задач работы, подготовка письменной части работы. На этом этапе встречи учащихся с научным руководителем происходят 1-2 раза в неделю продолжительностью 30-40 минут.

Третий этап - заключительный (декабрь-январь), оформление работы (работа с учащимися очно/дистанционно), подготовка презентации и продукта проекта, первое публичное выступление на школьной конференции.

Четвертый этап - финальный (февраль-апрель), устный или стендовый доклад на городских конкурсах и конференциях. После публичной защиты следует провести анализ выступления и наметить перспективы будущей работы.

Как правило, автор как научный руководитель сам выдвигал проблему, на решение которой направлено исследование или проект, исходя из актуальности сегодняшнего дня и с обязательным учетом способностей и интересов учащегося. На практике лишь несколько раз учащиеся самостоятельно смогли предложить актуальную тему исследования. Так, например, первоначально ученица предложила провести исследование по фейкам в соцсетях. Уже в ходе обсуждения данной темы, задумываясь над вопросами, какие фейки станут предметом исследования, при помощи какого метода будет проводиться исследование, какова цель работы, девятиклассница сама пришла к мысли о перспективности исследования политических фейков, направленных на формирование общественного мнения мирового сообщества.

Объясняя разницу между объектом и предметом исследования, автор проводит аналогию с арбузом, где арбуз условно принимается за объект исследования, который сложно исследовать по всем допустимым катего-

О ь-

^ 1

риям (спелость, количество воды, глюкозы, радионуклидов и т. д.). Поэтому, чтобы охарактеризовать объект, исследователь проводит исследование одного ломтика. Произведя визуальный анализ ломтика и исследуя его методом органолептики, исследователь может сделать вывод о предмете исследования и некоторых свойствах объекта исследования.

Часто сложности у школьников возникают с определением границ исследования (продукта проектной деятельности), что отрицательно влияет на качество работы. Поэтому научному руководителю следует придерживать траекторию идей учащегося в границах заявленной темы.

Обязательные пункты работы - цель, задачи и гипотеза исследования требуют от руководителя глубокого понимания работы учащегося, чтобы помочь предельно просто и понятно их сформулировать. На практике автор предлагает в начале работы самим исследователям сформулировать варианты указанных пунктов, корректировка которых может происходить в ходе работы. Желательно на первом и втором этапах ставить перед учащимся вопросы, ответы на которые приведут его к открытию новых горизонтов работы.

Для примера и ассоциативного восприятия у школьников цели и задач исследования или проекта автор сравнивает исследователя со стрелком в тире, где мишень является целью, находящейся на значительном удалении. Для того чтобы поразить мишень пулей, стрелку необходимо произвести несколько манипуляций с оружием и решить ряд задач: принять стойку для стрельбы, дослать патрон в патронник, совместить по одной линии целик-мушку-мишень, а затем мягким нажатием на спусковой крючок произвести выстрел. Чтобы достичь цели исследования, учащийся должен

совершить теоретические и практические действия в рамках решения поставленных задач.

При изучении литературы и источников перед учащимися необходимо последовательно ставить небольшие и конкретные задачи. Например, изучив статью в журнале (книге, сборнике и т. п.), учащиеся должны сформулировать основную идею автора, выделить важные результаты публикации, выразить свою оценку к выводу. Данная работа позволит учащимся подготовить обзор литературы, составить общую картину объекта исследования и подготовить собственную позицию по предмету исследования. Дискуссия между исследователем и научным руководителем по изученному материалу полезна для обоих. Обычно автор при работе с учащимися, помимо интернет-ресурсов, использует библиотечный фонд Российской государственной библиотеки, для этого необходимо вместе с учениками посетить РГБ и оформить ребятам читательские билеты, которые доступны с 14 лет. Первое посещение учащихся РГБ происходит в сентябре.

Компетентность научного руководителя в той области, в которой проводится исследование, важна при подборе источников и литературы. Рекомендуя своему подопечному источники и литературу, педагог должен соизмерять уровень знаний ученика и его способность к анализу исторических документов и опубликованных материалов.

Обобщение материала и анализ результатов работы в рамках решаемых задач должны привести исследователя к умозаключениям, которые помогут сформулировать заключение и сделать вывод. Завершенная исследовательская или проектная работа ученика уже является поводом для похвалы. Перед публичной защитой учащегося следует убедить в том, что лучше него са-

О ь-

^ 1

мого работу никто не знает, а значит, любой заданный ему вопрос на конференции дает ему дополнительную возможность расширить свой доклад по теме исследования и показать полученные результаты в разных ракурсах.

Важное значение имеет мотивация и заряженность ученика на итоговый результат исследовательской или проектной работы. Лучшие результаты в исследовательской деятельности, по наблюдению автора, показывают учащиеся 10-11-х классов, имеющие опыт исследовательской работы и публичных выступлений в предыдущие годы.

Автор не раз делил роль научного руководителя с коллегами-учителями истории, филологии и химии. Как правило, если присутствовала совместимость педагогов и учащихся, качество работы всегда было высоким.

Полезным по мнению автора является привлечение к исследовательской работе учащихся студентов-практикантов. В период дистанционного обучения, связанного с ограничениями из-за СОУГО-19, несколько исследовательских работ учащихся были подготовлены при помощи студентов-историков МПГУ во время прохождения ими педагогической практики. Студенты, занимаясь с учащимися в дистанционном режиме, значительно расширили их знания и внесли свое понимание в исследовательскую работу. Конечно, многое из сделанного учащимися в содружестве со студентами-практикантами в начальный период исследования не попало в итоговую работу, но благодаря работе студентов ученик глубже проник в материалы по теме исследования и вышел на более высокий уровень понимания цели и задач работы. Автор, продолжив работу с учащимися, начатую студентами, убедился в положительном эф-

фекте такой формы педагогической практики студентов. По мнению самих практикантов им было полезно получить опыт работы с мотивированными учениками, имеющими способности к самостоятельной работе.

Участие в открытых конференциях и конкурсах на правах научного руководителя позволило автору составить свое представление об организации и работе жюри, оценивающих результаты представленных работ. Следует отметить, что при проведении заочного тура экспертами проводится детальное изучение и рецензирование работ. Далее происходит отбор лучших работ с приглашением авторов на заключительную конференцию. По наблюдению автора, большинство членов жюри знакомятся с работами на самой конференции во время работы секций, их представление о работах складывается из семиминутного выступления и презентации учащегося, а также поверхностного просмотра письменной работы, предоставленной автором перед своим выступлением. Поэтому подготовка выступления и презентация должны быть тщательно подготовлены и отрепетированы. На оценку жюри влияет презентабельность выступающего, глубина его знаний по теме исследования, а также ответы на заданные вопросы, которые позволяют членами жюри определить степень самостоятельности выполненной работы.

Резюмируя вышесказанное, следует констатировать, что исследовательская и проектная деятельность помимо положительного влияния на развитие способностей современных школьников повышает их самооценку, а компетентность научного руководителя влияет на качество проведенных исследований и осуществленных проектов.

Литература:

1. Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. №76-2. С. 30-35.

2. ВересЛ.В., Матяш Н.В. Проектная деятельность как средство развития исследовательской компетентности старшеклассников // Вестник Брянского государственного университета. 2013. № 1. С. 165-169.

3. Индивидуальный проект. 10-11-е классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова, М.В. Майсак]. М.: Просвещение, 2019. 160 с.

4. Новоселов С.А., Зверева Т.В. Феномен проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе // Педагогическое образование в России. 2009. № 3. С. 38-42.

5. Организация и управление исследовательской и проектной деятельностью учащихся: сб. программ и методических разработок / Ред.-сост. А.С. Обухов. М.: Исследователь / Researcher, 2018. 156 с.

6. Перечень городских мероприятий системы Департамента образования и науки города Москвы на 2022/2023 учебный год / Департамент образования и науки г. Москвы URL: https://www.mGs.ru/dGnm/dGcuments/metodicheskie-rekomendacii/ view/276189220/ (дата обращения: 18.03.2023).

7. Плетнева О.В. Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10-11-е классы / О.В. Плетнева, В.Я. Бармина,

B.В. Целикова, Л.Ф. Брызгалова, В.В. Лошкарева. Н. Новгород: Нижегородский ин-т развития образования, 2021. 153 с.

8. Приказ Министерства просвещения РФ от 23 ноября 2022 г. № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» / Гарант. URL: https://base.garant.ru/405997653/ (дата обращения: 18.03.2023).

9. Савенков А.И. Эффективная организация исследовательского обучения школьников // Народное образование. 2011. №6. - С. 173-181.

10. СаринД.П. Вклад ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в создание военно-исторических музеев в школах района Отрадное в 1990-е - 2000-е гг. / Д.П. Сарин, И.А. Савинов, А.А. Цыгарева // Школа будущего. 2021. № 4.

C. 240-255.

11. Управление проектной деятельностью учащихся: методические рекомендации / сост. И.А. Кильмасова, Э.Ф. Шарипова. Челябинск: Челяб. гос. пед. ун-т, 2015. 79 с.

12. Шавдиров С.А. Подготовка будущих учителей к исследовательской деятельности // Педагогическое образование и наука. 2017. № 2. С. 109-111.

13. Шахмарова Р.Р. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в контексте ФГОС: проблемы и пути решения // Педагогика и просвещение. 2017. № 2. С. 49-57.

Dmitriy Sarin,

PhD in History, Lomonosov Moscow State University (Moscow), sarin.d@mail.ru

Students' research and project activities: experience of a scientific supervisor

This paper highlights the experience of a teacher of history and social studies in a Moscow school as a leader of research and project activities of students in the socio-hu-manities. The author analyzes the results of more than 20 works made by students under his leadership for the period 2017-2023, presented at the All-Russian and city competitions, and open scientific and practical conferences. The article presents the tested algorithm of communicative interaction between the research supervisor and young researchers during the academic year, and examines the process of communicative influence of the supervisor on students during research and project activities.

Keywords: schoolchildren's research paper; young researcher; schoolchildren's project; scientific guidance.

Татьяна Гаттарова, Людмила Рябчикова Э01 10374927ETN0.2023.7L2.013

Организация работы с детьми-инофонами на уровне основного общего образования в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма»

В статье рассмотрены особенности работы с детьми-инофонами в общеобразовательной школе Крайнего Севера. Даны практические рекомендации.

Ключевые слова: дети из семей мигрантов; инофоны; социализация, русский язык как иностранный; адаптация средствами образования.

В 2022/2023 учебном году в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма» обучался 801 ребенок. Количество детей-инофонов составляет 3% от общего числа обучающихся, родные языки этих детей - аварский, азербайджанский, армянский, киргизский, таджикский.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.