^rpomoTQ
Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice
ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)
2023. Том 8. Выпуск 6. С. 614-620 | 2023. Volume 8. Issue 6. P. 614-620
Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journaL.ru
RU
Научно-практическая конференция
как форма организации научно-исследовательской работы лингвистически одаренных школьников
Поморцева Н. П., Сабирова Д. Р.
Аннотация. Цель исследования - выяснить условия эффективного функционирования научно-практической конференции (НПК) как формы организации научно-исследовательской работы (НИР) лингвистически одаренных школьников. По результатам анализа литературы по проблеме исследования авторами обобщены и уточнены понятия «одаренность», «лингвистическая одаренность школьников», «научно-исследовательская работа школьников». Научная новизна исследования заключается в обобщении и уточнении особенностей функционирования лингвистических НПК школьников (на примере Республики Татарстан (РТ)), в формулировке условий повышения качества организации НИР лингвистически одаренных обучающихся. Результаты исследования: на основе многолетнего опыта работы авторов в качестве научных консультантов и членов жюри секций «Иностранные языки» ежегодных НПК школьников на базе высших и средних учебных заведений РТ авторами представлены рекомендации для обеспечения высокого качества выполнения и защиты научно-исследовательских работ по лингвистике. Авторы заключают, что при соблюдении изложенных в статье условий функционирования НПК является эффективной формой организации НИР лингвистически одаренных обучающихся.
EN
Research-to-practice conference
as a form of academic research work organization
for Linguistically gifted school students
Pomortseva N. P., Sabirova D. R.
Abstract. The aim of the study is to identify the conditions for the effective functioning of the research-to-practice conference as a form of academic research work organization for linguistically gifted school students. The results of the analysis of the literature on the research problem allowed the authors to summarize and clarify the notions of "giftedness", "linguistic giftedness of school students", "academic research work of school students". The scientific novelty of the study lies in summarizing and clarifying the features of functioning of linguistic research-to-practice conferences of school students (by the example of the Republic of Tatarstan), in formulating the conditions for improving the quality of academic research work organization for linguistically gifted students. The results of the study are as follows: based on the authors' long-term experience as scientific advisers and members of the jury of the "Foreign Languages" sections of annual research-to-practice conferences for school students at higher and secondary education institutions of the Republic of Tatarstan, the authors present recommendations for ensuring high quality of performance and defense of academic research works in linguistics. The authors come to the following conclusion: provided that the conditions of its functioning set out in the paper are met, the research-to-practice conference is an effective form of organizing academic research work for linguistically gifted students.
Введение
Современные стандарты школьного образования предъявляют множество требований ко всем обучающимся и выпускникам школ, а соответственно, и к педагогическому коллективу школы (О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413: Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20230093
© 2023 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2023 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
doc/405172211). Для последних основным вызовом становится обеспечение равных условий для развития всех категорий обучающихся, в том числе одаренных учащихся в рамках общеобразовательной школы. При этом ученые Казанского федерального университета (КФУ) в сотрудничестве с учителями школ Республики Татарстан (РТ), в течение нескольких лет проводившие диагностические исследования одаренности, обнаружили, что «одаренность может проявляться как явная (проявленная), которая "у всех на виду" (число таких явно одаренных детей составляет примерно 1-3% от общего числа детей); как одаренность возрастная, т. е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет, эта одаренность исчезает; как одаренность скрытая (непроявленная), т. е. одаренность, которая по определенным причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка (детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся)» (Габдулхаков, 2017, с. 4).
Очевидно, что проблема развития одаренности в средней школе может быть решена только в комплексном подходе (Одаренные дети..., 2019). Авторы статьи полагают, что важную роль в данном процессе играет активно внедряемая в процесс обучения проектная деятельность обучающихся, в особенности научно-исследовательские проекты в рамках подготовки к научно-практическим конференциям (НПК) школьников различного уровня. Они дают значительное приращение в системе интеллектуально-творческого развития одаренного ребенка в рамках средней общеобразовательной школы. Противоречие между необходимостью создания эффективной системы развития лингвистической одаренности школьников и ограничениями классно-урочной системы общеобразовательной школы и определяет актуальность темы данного исследования.
Однако на пути эффективной научно-исследовательской деятельности в школе возникает ряд противоречий. Современные стандарты образования предполагают, что научно-исследовательская работа (НИР) в средней школе является частью образовательного процесса и должна осуществляться углубленно (Лебедева, Гре-бенев, 2013). При этом, во-первых, участие в НИР в настоящее время стало гораздо более важным с точки зрения получения дополнительных баллов, возможности повысить свой итоговый балл, необходимый для поступления в университет. Естественно, это требует более высокого качества результатов исследований и презентаций работ и добавляет ответственности со стороны начинающих исследователей и их научных руководителей (учителей школ), а также поднимает вопрос о степени готовности учителей школ соответствующим образом руководить НИР обучающихся и добиваться ожидаемых результатов (Халикова, 2022).
Во-вторых, на большинство научных и проектных конференций для выступления с докладами по результатам исследований приглашаются школьники в возрасте от 10 лет, при этом часто отдельные секции организуются для обучающихся начальных, средних и старших классов. Таким образом, некоторые наиболее активные участники имеют возможность начать свой исследовательский путь в очень раннем возрасте, постепенно значительно углубить и повысить качество своей работы и успешно конкурировать со своими соперниками, которые начинают его гораздо позже. Однако такая научная «открытость» конференций создает трудности для научных руководителей (школьных учителей), поскольку им приходится проводить исследования с младшими школьниками, у которых могут отсутствовать базовые и специальные знания в той или иной области их научных интересов (Бажук, Демидович, 2021). Следовательно, они должны поощрять самостоятельную работу учащихся на пути к получению дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления НИР как таковой.
Более того, руководители сталкиваются с проблемой отношения обучающихся к научно-исследовательской деятельности, так как школьники и их родители традиционно склонны больше внимания уделять результатам годовых и выпускных экзаменов, видя в успешном прохождении текущей и итоговой аттестации проявление так называемой «школьной одаренности» (Дж. Рензулли) (Поморцева, Морозова, 2015). Формально обучающиеся должны защищать проект по каждому предмету в конце каждой учебной четверти. Они также представляют исследовательский проект на завершающем этапе среднего общего образования, который является частью их выпускного экзамена. Но содержание таких проектов в основном связано с практическим применением знаний, умений и навыков по предмету (БаЫгоуа, 2022). Научно-исследовательская работа же традиционно ассоциируется с учебой в университете, и школьные учителя подчас сталкиваются с профессиональным вызовом -как вовлечь своих даже наиболее способных учеников в такую нестандартную и трудоемкую деятельность.
Поиск путей разрешения вышеуказанных противоречий в рамках создания системы развития лингвистической одаренности школьников и обусловливает актуальность данной статьи.
Для достижения цели исследования перед авторами были поставлены следующие задачи:
1) провести анализ литературы по проблеме развития лингвистической одаренности школьников;
2) рассмотреть особенности организации и условия эффективного функционирования лингвистических НПК как формы НИР школьников (на примере Республики Татарстан);
3) представить рекомендации для повышения качества выполнения и защиты научно-исследовательских работ лингвистически одаренных школьников.
Теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных исследователей, посвященные различным проблемам обучения одаренных детей, в частности: Г. Айзенка, Б. Г. Ананьева, Д. Б. Богоявленской, Н. С. Лейтес, А. И. Савенкова, Е. Торранса, В. Д. Шадрикова, В. С. Юркевич; общим проблемам одаренности: А. Г. Асмолова, Е. В. Бондаревской, И. С. Якиманской; статьи П. Я. Гальперина, Г. А. Китайгородской, А. А. Леонтьева, Е. И. Пассова, И. И. Ревзина, О. Е. Шульц, В. П. Феофилова по методике обучения иностранному языку. Данные труды подробно рассматриваются в работах Е. И. Балакиревой (2018), М. В. Румянцевой (2006), Н. П. Поморцевой, Т. В. Морозовой (2015), Л. Н. Щербатых (2013), О. Е. Шульц (2018).
Достоверность результатов работы обеспечивается применением авторами ряда общенаучных методов исследования - описание, анализ и синтез научно-методической литературы по проблеме, классификация, а также эмпирических методов - наблюдение, беседа, анализ результатов деятельности обучаемых, осуществляемых
авторами статьи в рамках более чем 15-летнего опыта работы в качестве членов и руководителей лингвистических секций научно-практических и проектных конференций школьников в г. Казани и РТ.
Практическая значимость состоит в разработке рекомендаций для обеспечения высокого качества выполнения и защиты НИР школьников, а также в формулировке условий эффективного функционирования лингвистической секции НПК как формы организации НИР лингвистически одаренных школьников. Статья предназначена для работников системы образования, руководителей образовательных организаций.
Обсуждение и результаты
1. Анализ литературы по проблеме развития лингвистической одаренности школьников
Под «одаренностью» авторами данной статьи понимается «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» (Балакирева, 2018, с. 146). Следовательно, одаренный ребенок - с яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или потенциалом для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Таким видом деятельности может и должна стать НИР школьников. Исследователь детской одаренности А. И. Савенков (2018) отмечает, что ее особенностями в познавательной сфере являются любознательность, увлеченность, большая склонность к творческим заданиям по сравнению с формальными, гибкость, оригинальность мышления, ассоциативность, способность прогнозировать, оценивать, выраженные интересы и склонности.
Авторы разделяют точку зрения М. В. Румянцевой, утверждающей, что лингвистическая одаренность -это «повышенный уровень способностей к ускоренным процессам мышления на иностранном языке, активная познавательная деятельность в области теории и истории языка, креативность в выборе способов общения на иностранном языке, устойчивая мотивация в изучении языка» (2006, с. 9). В более поздних работах исследователи пишут, что лингвистическая одаренность школьников - это совокупность академических и специальных иноязычных способностей, представляющих собой индивидуально-психологические особенности личности учащегося, обеспечивающие в конечном счете эффективность усвоения ИЯ как учебного предмета и успешность в овладении коммуникативными иноязычными компетенциями (Щербатых, 2013; Шульц, 2018). Таким образом, данные подходы акцентируют внимание на особенностях личности лингвистически одаренного обучающегося, позволяющих демонстрировать результаты освоения ИЯ, значительно отличающихся от нормотипичных одноклассников.
Очевидно, что для развития данных иноязычных способностей и склонностей необходимо соответствующее педагогическое сопровождение. Оно может осуществляться в средней школе в рамках НИР с последующим предъявлением результатов на НПК различного уровня. Цели и задачи НПК школьников, особенности их функционирования позволяют авторам сделать предположение о том, что это эффективная форма организации НИР лингвистически одаренных школьников.
2. Особенности функционирования НПК как формы НИР школьников (на примере Республики Татарстан)
Целевая установка НИР школьников - повышение мотивации в познавательных процессах силами самого
субъекта обучения, то есть школьника. Важной характерной особенностью НИР школьника является то, что она не ставит перед собой целью установление каких-либо новых научных истин и фактов, хотя опыт показывает, что подчас детские открытия очень интересны с точки зрения профессиональных ученых.
По определению научно-исследовательская работа учащихся - это целенаправленная и результативная работа, которая проводится под руководством учителя. Это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. «Главное в НИР школьников - это поиск решения творческой задачи с заранее неизвестным для них ответом/решением» (Бондаренко, 2016, с. 92).
В задачи научно-исследовательской работы как формы развития лингвистической одаренности школьника входит:
1) осуществление органической интеграции системы среднего и высшего образования и подготовки школьников к творческой и научной деятельности: проведение прикладных, поисковых и теоретических исследований; участие школьников в научном решении лингвистических и лингвокультурных проблем; обеспечение условий для сохранения и развития научных школ и ориентации в школах в рамках активного обмена между школами и вузами, направленного на познание и разработку конкретных проблем;
2) создание предпосылок для самореализации личных творческих способностей лингвистически одаренных обучающихся: содействие всестороннему развитию личности, формирование объективной самооценки, приобретение юными исследователями навыков самостоятельной работы и организации творческих групп, развитие способности учащихся к самостоятельным обоснованным суждениям и выводам, рациональное использование школьниками свободного времени, предоставление ученикам возможности проверить свои способности и потенциал в различных научных и культурных направлениях в процессе обучения (Пономарев, Полякова, 2018);
3) приобретение научных основ своей будущей специальности в университете, методологии научного творчества, современных информационных технологий, подготовка к дальнейшим исследованиям и разработкам в рамках крупных университетов.
В рамках задач нашего исследования рассмотрим потенциал научно-практической конференции школьников как формы развития лингвистической одаренности.
Обобщенной целью НПК школьников является традиционно заявляемая в Информационном письме конференции поддержка «творческой, познавательной и интеллектуальной инициативы обучающихся путем вовлечения их в научно-исследовательскую и проектную деятельность в различных областях науки и культуры» (Положение о Всероссийской (с международным участием) научной конференции учащихся имени Н. И. Лобачевского. 2022. URL: Ьйр8:/^т188юш.крГи.1и5^е8^еГаиК/Ые8/Положение%20конференция%20 Лобачевского%202022-23^1).
В зависимости от уровня конференций и областей, в которых они специализируются, задачи школьных конференций и конкурсов варьируются, но обычно предполагают следующее:
1. выявление и поддержка интеллектуально и творчески одаренных обучающихся;
2. интенсификация интеллектуальной и творческой инициативы обучающихся путем вовлечения их во внеучебную деятельность (О внесении изменений..., 2022);
3. вовлечение обучающихся в поисково-исследовательскую и проектную деятельность, приобщение к решению задач, имеющих практическое значение для развития науки, культуры;
4. повышение интереса у обучающихся к изучаемым предметам; решению задач в поисковой и творческой ситуации, развитие самостоятельности и критического мышления;
5. развитие у обучающихся навыков публичных выступлений, формирование будущих профессионально значимых качеств личности, опыта защиты научной или проектной работы;
6. демонстрация и пропаганда лучших достижений обучающихся, опыта работы учебных заведений по организации учебной научно-исследовательской деятельности;
7. привлечение научных сотрудников и преподавателей вуза к работе и обучению, наставничеству над школьниками;
8. обеспечение ранней профориентации для дальнейшего поступления выпускников школ в вузы (Положение о Всероссийской (с международным участием) научной конференции., 2022).
Авторы статьи уверены, что корректная реализация вышеуказанных задач школьных НПК является важным условием повышения эффективности функционирования системы работы с одаренными детьми в рамках общеобразовательной школы. В частности, если обучающийся, обладающий лингвистическими способностями, выполняет и успешно защищает научные исследования в течение нескольких лет обучения в школе, то он получает возможность приобрести знания в области научной методологии, специфики научных исследований, методов сбора и обработки данных, методологии и логики научных исследований в лингвистике, а также навыки работы с библиографическими и информационными технологиями, оформления научных исследований и их представления в адекватной научной форме. Кроме того, он может вести научную дискуссию по тематике своего исследования и другим лингвистическим и филологическим проблемам.
Результаты выполнения НИР демонстрируются на НПК школьников, которые проводятся в Республике Татарстан на базе учреждений среднего и высшего образования. В реестр Министерства образования и науки РТ входит целый ряд научно-практических и проектных конференций школьников, среди которых авторы предлагают выделить следующие, традиционно выступающие как эффективная форма развития лингвистической одаренности обучающихся:
1) всероссийские, среди них:
1. ежегодная всероссийская (с международным участием) научная конференция учащихся имени Н. И. Лобачевского (КФУ), секции «Английский, немецкий и французский языки: перевод и межкультурная коммуникация», «Иностранные языки» на базе Высшей школы иностранных языков и перевода (ВШИЯиП) КФУ;
2. ежегодная всероссийская научная конференция-конкурс учащихся имени Льва Толстого на базе Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ;
2) республиканские, в том числе:
• ежегодный республиканский конкурс научных и проектных работ школьников «Интеллект. Культура. Карьера» на базе МБОУ «Гимназия № 90» г. Казани;
3. ежегодный республиканский лингвистический форум «Объединяя языки и культуры» / "Bridging Cultures and Languages" на базе ВШИЯиП КФУ;
• республиканская НПК школьников «Глобализация - реальность современного мира» на базе МБОУ «Гимназия № 6» г. Казани;
3) городские, например:
• городская научно-исследовательская конференция школьников им. К. Д. Ушинского на базе МБОУ «Гимназия № 37» г. Казани;
• городская НПК учащихся «Мир науки» на базе МБОУ «Гимназия № 24» г. Казани;
• городская филологическая научно-исследовательская конференция имени Д. С. Лихачева на базе МБОУ «СОШ № 62» г. Казани.
К участию приглашаются школьники 5-11 классов, при этом часть конференций организует секции для обучающихся 3-4 классов начальной школы. Конференции проходят в два этапа: заочный тур, где члены жюри критериально оценивают представленное исследование и формулируют свои замечания и рекомендации для дальнейшего совершенствования данной работы, и очный тур, в рамках которого обучающиеся получают возможность защитить свои исследования в рамках публичной дискуссии. Лучшие работы и выступления участников конференции получают дипломы I-III степени, остальные юные исследователи - сертификаты участников. Принимая во внимание основную цель конференции как формы развития лингвистической одаренности, члены жюри предлагают участникам традиционно положительный глубокий анализ работ и защит
для поддержания общего высокого эмоционального фона мероприятия и вовлечения обучающихся в дальнейшую исследовательскую работу.
3. Рекомендации по повышению качества НИР лингвистически одаренных школьников
Обобщив многолетний опыт работы в качестве членов жюри конференций школьников различного уровня, авторы полагают, что выполнение следующих требований гарантированно повышает шансы обучающихся на успешную защиту своих научных исследований и получение искомых дипломов и наград. В частности, представленная на конференции научно-исследовательская работа школьников должна содержать: 1) титульный лист, оформленный в соответствие с требованиями, изложенными в Информационном письме НПК; 2) содержание (оглавление) с перечислением и полным названием глав и параграфов (с указанием страниц в тексте работы).
Рекомендации по структуре научного исследования предполагают наличие в работе:
1) введения, где должна быть обоснована актуальность исследования, четко сформулированы цель и задачи работы, предмет, объект, гипотеза исследования (по возможности), теоретическая база исследования, отраженная в работах ученых за последние 10-15 лет, методы и материалы исследования;
2) основной части, состоящей из 2 глав (примерно одинаковых по объему). Глава I включает в себя параграфы, посвященные краткому литературному обзору по проблеме исследования, отражающему степень ее изученности в науке и практике, презентации, описанию, классификации материалов исследования. Глава II (практическая) представляет собой результаты анализа материалов исследования с обоснованием возможных причин того или иного явления, осуществляемым на основе теоретический базы исследования, изложенной в Главе I. Во второй главе также могут быть описаны и сами результаты исследования с приведением числовых и фактических данных и анализом результатов их обработки;
3) заключения, которое содержит выводы с краткими формулировками результатов работы в соответствии с поставленными задачами. В заключении также намечаются дальнейшие перспективы работы, указываются практические рекомендации, вытекающие из данной исследовательской работы;
4) списка использованной литературы, оформленного в соответствии с правилами составления библиографического списка. В тексте самой работы необходимо указать ссылки на использованные литературные источники (Научно-исследовательская работа..., 2020).
Перед отправкой работы на конференцию необходимо тщательно перечитать Информационное письмо на предмет требований к техническому оформлению работы: шрифт, интервал, поля и проч., а также проверить работу на оригинальность в системе «Антиплагиат». Качественно оформленная работа имеет гораздо больше шансов пройти в следующий тур и быть представленной жюри в рамках публичной защиты.
На основе многолетнего опыта авторы также сформулировали рекомендации по повышению качества содержания НИР лингвистически одаренных школьников. Первое, на что следует обратить внимание научным руководителям школьников, это формулировка темы. Тема работы предполагается быть научной и проблемной. Она также должна соответствовать названию секции конференции, в которой будет представлена работа. Следующие примеры, взятые из актуальных работ школьников конференций прошлых лет, нуждаются в доработке, так как носят реферативный характер:
• Abbreviations in our life.
• Биг Бен как символ Туманного Альбиона.
• Global Youth Problems.
• Сравнение американского и британского варианта АЯ.
Следует также обратить внимание, что сам факт написания работы на английском языке не предполагает, что она соответствует секции «Иностранные языки». Данные работы скорее относятся к секции «Социология» и не могут быть оценены по достоинству по сравнению, например, со следующими формулировками темы:
• Французские сокращения и аббревиатуры в рамках интернет-общения (на материале молодежных блогов).
• Английские заимствования в русском языке интернет-игр (на материале игры "Adopt me!").
• Проблемы перевода фразеологических единиц терминополя «Любовь. Дружба» с английского на татарский язык (на материале произведений С. Моэма).
Сложности возникают и при формулировке актуальности темы исследования. Забывая о том, что работа должна быть актуальна не только для них лично, но и для науки и общества в целом, школьники часто путают свои собственные интересы в какой-либо сфере знаний и актуальность исследуемой проблемы для лингвистической науки и практики.
Наибольшую трудность представляет формулировка объекта и предмета исследования, где объектом выступает то, что исследуется, а предметом - то, что в этом объекте получает научное объяснение, а также целей и задач НИР, как можно видеть в следующих примерах.
Тема: Словообразование названий самок, самцов и детенышей животных на английском языке. Объект исследования: Словообразование зоонимов. Предмет исследования: зоонимы.
Или в работе о суевериях:
Целью данной работы является анализ примет и суеверий. Задачи:
1) изучить и проанализировать различную литературу, посвященную приметам и суевериям в России, РТ и Великобритании; 2) выяснить истоки суеверий и причины их появления; 3) разобрать зависимость человека от суеверий; 4) рассмотреть, сравнить и проанализировать суеверия в русской, татарской и английской культурах; 5) создать брошюру «Классификация примет и суеверий англичан, русских и татар».
Юным исследователям и их руководителям необходимо сузить сферу деятельности до определенного терминополя и сократить количество задач до трех, включив в них потенциально выполнимые, такие
как анализ литературы по проблеме исследования, описание и классификация материала и анализ результатов НИР (Научно-исследовательская работа., 2020).
Вообще, слабая проработанность теоретической базы исследования, отсутствие в Главе I мнений различных ученых по проблеме с соответствующими ссылками на источники в Списке литературы является одним из наиболее часто фиксируемых недостатков научных работ начинающих лингвистов. А ведь этот пункт входит в задачи НИР школьников: научить будущих студентов работать с научно-методической литературой. Глава II отражает собственный вклад одаренного школьника в развитие лингвистической науки и практики. Здесь уместными представляются следующие формулировки (на примере ученика 6 класса):
Глава II. Исследовательская часть. Особенности функционирования корейских заимствований в современном русском языке
2.1. Особенности функционирования корейских заимствований в русских переводах популярных корейских дорам
2.2. Результаты сравнительно-сопоставительного анализа материалов исследования.
Качество выполненной работы также отражается и в выводах, изложенных в Заключении, где в пределах 1-2 страниц необходимо обозначить, что было проделано в рамках исследования, значимость проведенного исследования для научной теории и практики, сделать выводы, подвести итоги проделанной работы.
В качестве одного из критериев успешности выполнения НИР выделяется и сама процедура публичной защиты работы, для чего рекомендуется подготовить 5-7-минутное выступление, проиллюстрировав его 1-12 слайдами и раздаточным материалом. Юный лингвист должен учитывать, что конференция - это полилог выступающего, членов жюри и остальных участников, и быть готовым отвечать на вопросы по теме работы, учиться корректно формулировать и дискуссировать с соблюдением норм научной этики, ибо только таким образом раскрывается потенциал НПК как формы развития лингвистической одаренности школьников.
Заключение
В ходе решения поставленных задач авторы достигли цели своего исследования и пришли к следующим выводам.
Для эффективного функционирования научно-практической конференции как формы организации научно-исследовательской работы лингвистически одаренных школьников необходимо выполнение ряда условий, изложенных ниже.
Научно-исследовательская работа выполняется одаренным школьником под руководством научного руководителя в течение учебного года. Направление НИР обучающегося задают основная образовательная программа, уровень обученности, возраст, интересы и склонности школьника. Результаты НИР защищаются, обсуждаются и оцениваются в рамках НПК различного уровня при обязательном участии в жюри профессорско-преподавательского состава профилирующих направлений ведущих вузов региона.
Учитель - научный руководитель гарантирует тщательный подход к выбору темы исследования, которая должна быть проблемной и научной по определению, актуальной для современной лингвистической науки и практики; организует процесс проведения исследования с учетом возможностей одаренного обучающегося в равной степени глубоко изучить и проанализировать теоретический материал, провести эксперимент/тестирование/опрос в практической части и проанализировать результаты работы. Научный руководитель также контролирует оформление результатов НИР строго в соответствии с требованиями, изложенными в Информационном письме НПК, на которую заявляется юный одаренный лингвист. Особое внимание следует уделить «научному аппарату» исследования как качественной характеристике уровня овладения одаренным обучающимся научно-исследовательскими компетенциями. Следующим условием является тщательная подготовка к защите НИР на заседании секции конференции, отработка с учащимся навыков публичного выступления и научной дискуссии.
Сама НПК при активном участии преподавателей вуза в качестве консультантов и членов жюри должна функционировать как открытый полилог, где одаренные обучающиеся свободно излагают результаты своих лингвистических открытий и получают «обратную связь» с рекомендациями для дальнейшего улучшения качества представленной работы. Такая «обратная связь» является необходимым условием успешной организации НИР школьников, вовлечения большего числа детей и их научных руководителей в увлекательный процесс открытий в учебе, науке и жизни в целом.
При соблюдении данных условий в рамках конференции под руководством учителя школы и членов жюри - преподавателей вуза у обучающегося развиваются навыки самостоятельного поиска и обработки лингвистической информации с применением современных компьютерных технологий; квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения передового отечественного и зарубежного опыта, результатов собственных научных исследований с использованием современных методик и методологий. Одаренный школьник овладевает коммуникативными стратегиями и тактиками, языковыми, стилистическими, риторическими нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации.
Многолетний опыт успешного функционирования представленных в статье лингвистических НПК школьников в Республике Татарстан, ежегодно стабильное и все увеличивающееся количество участников, повышение качества представляемых работ и уровня их защиты, получаемые на протяжении нескольких лет положительные отзывы и лояльность научных руководителей и самих участников, а также постоянное повышение статуса конференций и расширение географии их участников - это результат соблюдения вышеизложенных условий эффективного функционирования научно-практической конференции как формы организации НИР лингвистически одаренных школьников.
Перспективы дальнейшего исследования авторы видят в более детальном изучении проблемы подготовки учителей школ к осуществлению научного руководства по отбору участников, подготовке и презентации высококачественных научных и проектных работ одаренных школьников на разных этапах общего образования.
Источники | References
1. Бажук О. В., Демидович Е. А. К вопросу об использовании технологии проектно-исследовательской деятельности в начальной школе // Казанский педагогический журнал. 2021. № 2 (145).
2. Балакирева Е. И. Выявление и поддержка одаренных школьников в условиях университетской образовательной среды // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2018. № 7 (177). 5
3. Бондаренко С. М. Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях современной общеобразовательной школы // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2016. № 3 (31).
4. Габдулхаков В. Ф. «Одаренный учитель - одаренный воспитанник» в условиях реализации САЕ // Одаренность и ее развитие: сб. ст. и метод. мат. междунар. науч.-практ. конф. Казань: Изд-во Казанского федерального университета, 2017.
5. Лебедева О. В., Гребенев И. В. ФГОС школьного образования: Проектирование и организация исследовательской деятельности в учебном процессе // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. № 5 (2).
6. Научно-исследовательская работа студентов: курсовые и выпускные квалификационные работы: учеб. пособие / сост.: Н. П. Поморцева, Н. Н. Бобырева. Изд-е 2-е, испр. и доп. Казань: Изд-во Казанского университета, 2020.
7. Одаренные дети: проблемы выявления, развития и психолого-педагогического сопровождения в системе общего образования: методические рекомендации / авт.-сост. М. Б. Осипова. Нижний Тагил: Изд-во Нижнетагильского филиала Института развития образования, 2019.
8. Поморцева Н. П., Морозова Т. В. Одаренные дети в поликультурной среде американской средней школы: проблемы и перспективы // Научное обозрение. Педагогические науки. 2015. № 3.
9. Пономарев И. Ф., Полякова Э. И. Методология научных исследований: учеб. пособие для обучающихся образоват. учреждений высш. проф. образования. Донецк: Изд-во Донецкого национального технического университета, 2018.
10. Румянцева М. В. Обучение лингвистически одаренных школьников иностранному языку в условиях дополнительного образования: автореф. дисс. ... к. пед. н. СПб., 2006.
11. Савенков А. И. Психология детской одаренности: учебник для бакалавриата и магистратуры. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Юрайт, 2018.
12. Халикова Ф. Д. Выражение ценностей учителя через взаимообусловленный образовательный результат с одаренными обучающимися // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 89-2.
13. Шульц О. Е. Концептуальные подходы и теоретическая модель понятия «мультилингвальная одаренность» в современном лингводидактическом знании // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018. № 1 (09).
14. Щербатых Л. Н. Теоретические и прикладные аспекты выявления лингвистически одаренных школьников // Наука и школа. 2013. № 4.
15. Sabirova D. R. Skills and Abilities of Students. Critical Attitude to Building a Career by Means of Language Learning Disciplines // Res Militaris. 2022. Vol. 12. No. 2.
Информация об авторах | Author information
RU
EN
Поморцева Надежда Павловна1, к. пед. н., доц. Сабирова Диана Рустамовна2, д. пед. н., доц. 1 2 Казанский федеральный университет
Pomortseva Nadezhda Pavlovna1, PhD Sabirova Diana Rustamovna2, Dr
1 2 Kazan Federal University
1 nadpom@rambler.ru, 2 dianasab@mail.ru
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 26.04.2023; опубликовано (published): 19.06.2023.
Ключевые слова (keywords): научно-исследовательская работа; научно-практическая конференция; лингвистическая одаренность; школьник; academic research work; research-to-practice conference; linguistic giftedness; school student.