Рубрика: СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ОЛИМПИАДА КАК ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
О. В. Шатунова, С. А. Седов
В статье освещен опыт развития технической одаренности школьников в Республике Татарстан. Предметом исследования являются формы и методы развития технической одаренности школьников в формате подготовки детей к участию во Всероссийской олимпиаде по технологии.
Методы исследования: моделирование системы подготовки школьников к участию в олимпиаде, эксперимент (реализация модели), наблюдение и др. Результаты исследования. Авторы приводят системные результаты опыта Республики Татарстан в подготовке школьников и развитии их технической одаренности.
Опыт комплексной работы с одаренными детьми в Республике Татарстан на примере подготовки школьников к олимпиаде по технологии может быть рассмотрен читателями как одна из эффективных практик, которая может стать основой модели работы с одаренными детьми и по другим предметным областям в различных регионах России.
Ключевые слова: техническая одаренность, олимпиада школьников, технологическая культура личности, повышение квалификации учителей, проектно-иссле-довательская деятельность, наставничество.
DOI: 10.47929/2305-7327_2021.02_70-75
Вот уже на протяжении многих последних десятилетий продолжаются споры ученых о том, каких детей следует считать одаренными. Основная причина подобных дискуссий кроется в отсутствии ответа на вопрос: почему одаренные дети далеко не всегда становятся одаренными взрослыми. Поиск ответа имеет стратегическое значение, так как потенциал общества напрямую зависит от количества талантливых и одаренных людей.
Отметим, что подобное суждение вовсе не о том, что каких-то детей в результате не будут считать одаренными. Справедливо говорить: «каждый одарен». Но выявление одаренности
Об авторах:
Шатунова Ольга Васильевна
кандидат пед. наук, доцент, зав. каф. педагогики, Елабужский институт ФГАОУ ВПО Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия, г. Елабуга
Адрес для переписки: ул. Казанская, 89,423600, г. Елабуга, Республика Татарстан, Россия
E-mail: olgashat67@mail.ru
Седов Сергей Алексеевич
кандидат пед. наук, доцент, Елабужский институт ФГАОУ ВПО Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия, г. Елабуга
Адрес для переписки: ул. Казанская, 89, 423600, г. Елабуга, Республика Татарстан, Россия
E-mail: sedov1646@mail.ru
ББК 74. 263. 0 УДК 372. 862
в том или ином направлении, очевидно, позволит построить с ребенком более эффективную образовательную траекторию.
Большинство исследователей склонны считать, что одаренность -качество психики, которое определяет возможность достижения человеком высоких результатов в различных видах деятельности. Считается, что развитие одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). Одним из факторов развития детской одаренности, в том числе и технической, по праву считается участие ребят в олимпиадном движении. Зачастую школьники соревнуются таким образом сразу по ряду направлений, делая уже со временем свой выбор в пользу наиболее близкой ему сферы деятельности.
В настоящее время конкурсное и олимпиадное движение по различным школьным предметам активно развивается. Получение призовых мест обучающимися положительным образом сказывается на имидже школы, мотивирует детей и их наставников к дальнейшим успехам.
В Республике Татарстан участие школьников в конкурсах, олимпиадах, фестивалях различного уровня является одним из основных направлений педагогической деятельности по выявлению и поддержке одаренных детей и подростков. В регионе реализуется целевая программа «Дети Татарстана», ориентированная на создание и сохранение государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, сохранение национального генофонда страны, развитие интеллектуального и творческого потенциала республики в рамках подпрограммы «Одаренные дети». Результатом многолетней деятельности по данной программе является то, что по количеству победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по различным предметам Республика Татарстан в последние годы по результатам рейтинга регионов входит в число лидеров, а в 2021 году заняла 2 место, уступив только Москве.
С целью систематизации работы с одаренными детьми, направленной на развитие их способностей и лидерских качеств и являющейся основой формирования будущей интеллектуальной элиты региона, в городе Казани создано Государственное автономное учреждение дополнительного образования «Республиканский олимпиадный центр» (ГАУ ДО «РОЦ»). Центр занимается формированием портфолио одаренных детей, координирует работу по организации школьного и муниципального этапов всероссийской и республиканской олимпиад школьников по различным предметам, проводит региональный этап олимпиад, организует участие наиболее одаренных детей Татарстана во всероссийских и международных олимпиадах, а также берет на себя психолого-педагогическое сопровождение подготовки участников республиканских олимпиадных команд.
Сегодня ГАУ ДО «РОЦ» организует участие школьников Республики Татарстан во всероссийской олимпиаде по 24 предметам, в том числе по технологии. Олимпиада школьников по технологии вне зависимости от этапа (от школьного до заключительного) включает в себя три тура: 1) теоретический, 2) практический, 3) защита проекта. Последние годы
в России олимпиадное движение школьников по технологии характеризуется попытками его содержательного улучшения.
Рассмотрим в данной статье некоторые аспекты подготовки в ГАУ ДО «РОЦ» команды участников к региональному и заключительному этапам Всероссийской олимпиады школьников по технологии.
ГАУ ДО «РОЦ» совместно с Елабужским институтом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский федеральный университет» (Елабужским институтом ФГАОУ ВО «КФУ») ведет работу по организации подготовительных занятий с участниками олимпиады по технологии. Выбор вуза был не случаен. В его стенах, на инженерно-технологическом отделении, ведется подготовка учителей технологии (учителей трудового обучения) с 1975 года. За это время коллективом института накоплен богатый опыт подготовки специалистов в области трудового воспитания и формирования технологической культуры подрастающего поколения: выпущено более 3,5 тысяч учителей, которые успешно работают в школах Приволжского федерального округа. Более того, преподаватели инженерно-технологического отделения уже неоднократно разрабатывали задания для школьного, муниципального этапов и принимали участие в работе жюри на олимпиадах по технологии на муниципальном, региональном уровне в разные годы. Организация совместной системной планомерной работы с одаренными школьниками и стала, на наш взгляд, ключом к развитию олимпиадного движения школьников по технологии в Республике Татарстан.
В рамках сотрудничества с ГАУ ДО «РОЦ» с 2014 года профессорско-преподавательский состав инженерно-технологического отделения Елабужского института ФГАОУ ВО «КФУ» привлекается в качестве консультантов и экспертов на учебно-тренировочных сборах школьников -участников олимпиады. Занятия проходят преимущественно в столице Республики Татарстан - городе Казани, в логике подготовки команды школьников по технологии к заключительному этапу всероссийской олимпиады.
Кроме того, такие встречи проводятся и на базе Елабужского института КФУ - в Доме научной коллаборации им. академика К. А. Валиева (в проектной зоне, опытно-экспериментальной зоне, зоне технического творчества, лектории и др. локациях), в спортивно-оздоровительном лагере «Буревестник», а также лабораториях отделения математики и естественных наук.
Учебно-тренировочные сборы предполагают усиленную подготовку обучающихся по теоретическим вопросам всех разделов предмета «Технология»: решение задач, выполнение графических работ, рассмотрение различных нестандартных подходов к выполнению олимпиадных заданий. Смена доминирующего вида учебной деятельности (от репродуктивного к имитационно-моделирующему) и другие методические особенности погружают ребят в соответствующий контекст, развивая тем самым их способность к обучению в проектно-ориентированном формате и высоким результатам, как в учебе, так и на соревнованиях.
Следует отметить, что наиболее эффективной формой работы на таких сборах является взаимодействие консультанта-эксперта, школь-
ника и его учителя, так как учитель, подготовивший ученика, сам получает опыт консультационной работы, который будет ему необходим в дальнейшей работе и с другими ребятами.
В такой коллаборации учителя-наставники развивают свои познания особенностей формирования образовательных результатов (будь это планируемые результаты освоения образовательной программы или, например, надпрофессиональные навыки), а также особенностей оценки достижения таких результатов.
О результате образования в контексте надпрофессиональных навыков можно сказать следующее: надпрофессиональные навыки, среди которых «системное мышление», «бережливое производство» и т. д., в комбинации от 3 до 8 образуют исчерпывающий перечень таковых для соответствия той или иной профессии. Эти комбинации зафиксированы в Атласе новых профессий для каждой профессии. Примечательно, что в Атласе 2.0 (2015 г.) и Атласе 3.0 (2020 г.) при почти двукратном увеличении профессий (186 и 342 профессии, соответственно) все те же 11 надпрофессиональных навыков. Благодаря нашим общим усилиям дети чувствуют в себе огромный потенциал и множество возможностей (образовательных и профессиональных треков), повышают личный КПД.
Однако на подобного рода мероприятиях коллектив Елабужского института КФУ не ставит перед собой задачу рассматривать все, что наставникам может быть непонятно. Удовлетворить свой профессиональный интерес в базовой части каждый желающий может, ознакомившись с более ранними материалами авторского коллектива, которые находятся в распоряжении «Университета талантов» для обеспечения образовательного модуля «Проектное творчество», курса «Управление продюсированием талантов», а также программы развития профессионально-гуманитарных компетенций наставника проектного (инженерно-технологического) творчества.
Сотрудничество преподавателей Елабужского института КФУ с учителями на учебно-тренировочных сборах дает участникам программы понятные алгоритмы для аудиторной и неаудиторной работы с наставляемыми (в т. ч. для разных форм организации учебной деятельности: фронтальной, групповой, парной, индивидуальной). Часть занятий на учебно-тренировочных сборах отводится тренинговой, интерактивной работе со всеми школьниками, которые должны не просто продемонстрировать на заключительном этапе олимпиады качество своей индивидуальной подготовки, но и показать свои коммуникативные способности, а также проявить командные качества. Мы считаем это не менее важной частью тренерской работы, поскольку на олимпиаде по технологии участникам приходится помогать друг другу во время защиты проектов, поддерживать своих товарищей по команде. Огромную роль здесь играют упражнения на выработку механизмов командной работы, а также на формирование и развитие лидерских качеств.
Отметим, что при подготовке детей к олимпиаде развитие технической одаренности в значительной степени обусловлено качеством работы школьников над проектом. На учебно-тренировочных сборах даже с ограниченным количеством обучающихся (командой участни-
ков олимпиады от Республики Татарстан) трудно организовать работу так, чтобы каждый мог совершенствовать свой проект. Столкнувшись с рядом трудностей методического и организационного характера, коллектив Елабужского института КФУ переформатировал алгоритмы. В основу взаимодействия заложена «технология мастерских» из энциклопедии образовательных технологий Г. К. Селевко [Селевко, 2006]. Технология мастерских пересмотрена через международные стандарты инновационной образовательной среды CDIO (придумывай, разрабатывай, внедряй, управляй), которые помогают созидать по-настоящему утилитарные продукты в результате проектной деятельности. Реализация такого непростого микса осуществляется благодаря педагогическому дизайну с использованием тестовой оболочки Moodle (в которой также проходит подготовка к тестированию), Miro (для командной работы на одной онлайн-доске), Trello (на которой реализуется Scrum-методология), платформы Discord (которая позволяет вести работу «24 на 7»).
Учебно-тренировочные сборы - не единственная форма работы ГАУ ДО «РОЦ» по развитию технической одаренности школьников. Бесспорно, что ключевую роль в поддержке способных, талантливых детей играют их учителя-наставники. Однако в поиске потенциала ребенка зачастую учитель действует интуитивно, ориентируясь только на собственный опыт. Поэтому учителям в работе с одаренными школьниками необходима консультационная поддержка. Республиканский олимпиадный центр организует и проводит такую работу на своей базе, приглашает заинтересованных педагогов на различные семинары, тренинги, круглые столы. На таких встречах с представителями высших учебных заведений, в частности с преподавателями инженерно-технологического отделения Елабужского института ФГА-ОУ ВО «КФУ», учителя обмениваются своим опытом, делятся идеями, решают многие актуальные вопросы, возникающие в процессе работы с одаренными детьми. Консультационную работу проводят не только вузовские работники, но и учителя технологии, добившиеся высоких результатов в подготовке участников всероссийской олимпиады школьников. Таким образом, всероссийская олимпиада школьников по технологии рассматривается как площадка для определения вектора развития технологического образования, совершенствования методики обучения технологии.
Положительную динамику показателей участия школьников Республики Татарстан в заключительном этапе Всероссийской олимпиады по технологии можно увидеть в таблице 1.
Таблица 1. Результаты участия школьников Республики Татарстан в заключительном этапе Всероссийской олимпиады по технологии
Показатели 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2021
Количество участников 8 20 16 19 16 20 23
Количество победителей - 2 1 2 5 4 4
Количество призеров 1 8 11 12 8 10 12
В статье приведены результаты, полученные командой участников из Республики Татарстан во Всероссийской олимпиаде школьников по технологии за последние 7 лет. Приведенное количество победителей и призеров заключительного этапа этой олимпиады в длительном периоде демонстрирует устойчивость высоких показателей, которая позволяет говорить о наличии эффективной организации работы с детьми по развитию у них технической одаренности.
Опыт работы с одаренными детьми в Республике Татарстан на примере подготовки школьников к олимпиаде по технологии может быть рассмотрен коллегами как одна из лучших практик. Считаем, что наш пример может стать основой модели работы с одаренными детьми и по другим предметным областям в различных регионах России.
Список литературы
1. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. - М.: Народное образование, 2005.