Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ'

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ОЛИМПИАДЫ / РУССКИЙ ЯЗЫК / ОДАРЕННОСТЬ / РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ / ПОДГОТОВКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ / КОНКУРСЫ / OLYMPIADS / RUSSIAN LANGUAGE / GIFTEDNESS / WORK WITH GIFTED CHILDREN / TRAINING IN THE RUSSIAN LANGUAGE / COMPETITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Мария Львовна

Проблема работы с одаренными детьми занимает важное место в педагогической науке. Современная методическая система по работе с одаренными детьми, а также формы и приемы работы с ними постоянно совершенствуются. Одним из эффективных методов работы является подготовка детей к олимпиадам. Автор данной статьи делится своим опытом работы и результатами по подготовки обучающихся к олимпиадам и конкурсам по русскому языку. В статье приведён эксперимент для проверки результативности подготовки к олимпиадам. Автор статьи отмечает, что что подготовка к олимпиадам качественно повышает знания школьников и делает обучение русскому языку более эффективным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаева Мария Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF WORKING WITH GIFTED CHILDREN IN RUSSIAN CLASSES IN HIGH SCHOOL

The problem of working with gifted children occupies an important place in pedagogical science. The modern methodological system for working with gifted children, as well as the forms and techniques of working with them are constantly being improved. One of the most effective methods of work is to prepare children for the Olympics. The author of this article shares his experience and results in preparing students for Olympiads and competitions in the Russian language. The article presents an experiment to test the effectiveness of preparation for the Olympics. The author of the article notes that preparing for the Olympics improves the knowledge of schoolchildren and makes teaching the Russian language more effective.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №11/2020

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

FEATURES OF WORKING WITH GIFTED CHILDREN IN RUSSIAN CLASSES IN HIGH SCHOOL

Николаева Мария Львовна, магистрант, 2 курс, факультет филологии и истории, Елабужский институт КФУ, Россия, г. Елабуга

Nikolaeva Maria Lvovna, [email protected]

Аннотация

Проблема работы с одаренными детьми занимает важное место в педагогической науке. Современная методическая система по работе с одаренными детьми, а также формы и приемы работы с ними постоянно совершенствуются. Одним из эффективных методов работы является подготовка детей к олимпиадам. Автор данной статьи делится своим опытом работы и результатами по подготовки обучающихся к олимпиадам и конкурсам по русскому языку. В статье приведён эксперимент для проверки результативности подготовки к олимпиадам. Автор статьи отмечает, что что подготовка к олимпиадам качественно повышает знания школьников и делает обучение русскому языку более эффективным.

Annotation

The problem of working with gifted children occupies an important place in pedagogical science. The modern methodological system for working with gifted children, as well as the forms and techniques of working with them are constantly

being improved. One of the most effective methods of work is to prepare children for the Olympics. The author of this article shares his experience and results in preparing students for Olympiads and competitions in the Russian language. The article presents an experiment to test the effectiveness of preparation for the Olympics. The author of the article notes that preparing for the Olympics improves the knowledge of schoolchildren and makes teaching the Russian language more effective.

Ключевые слова: олимпиады, русский язык, одаренность, работа с одаренными детьми, подготовка по русскому языку, конкурсы.

Keywords: olympiads, Russian language, giftedness, work with gifted children, training in the Russian language, competitions.

Русский язык является основой, базой для усвоения всех остальных предметов. Первостепенная задача учителя - совершенствование речевой культуры школьников. Для этого существует множество методов и форм. Одной из таких форм являются олимпиады.

Благодаря подготовке и участию в олимпиадах у школьников появляется интерес к более глубокому изучению русского языка. Олимпиады позволяют раскрыть способности школьников. Подготовка к олимпиадам выступает стимулом к обучению и расширяет кругозор обучающихся.

Чем раньше начать подготовку к олимпиадам, тем лучше. Обычно учителя примечают одаренных школьников еще в пятом классе и начинают постоянную систематическую подготовку. У таких детей знания должны быть углубленными, они совместно с педагогом усиленно работают над каждым разделом языкознания. Естественно, весь объем знаний должен усваиваться поэтапно.

Главная цель олимпиад - выявление интересов, развития и одарённости школьников. При работе с классом учитель должен не сосредотачиваться только на работе с одним, более способным обучающимся, а должен предоставить возможности всем, чтобы каждый желающий мог попробовать

свои силы. С помощью различных вопросов олимпиады можно выявить слабые стороны знаний, определить трудности, с которыми сталкивается ребенок при изучении русского языка.

Конкурсы и олимпиады - основа для проявления и развития творческой инициативы школьников.

Существуют следующие виды заданий, которые могут использоваться на олимпиадах по русскому языку:

- вопросы, требующие простых или развернутых письменных ответов;

- тестовые задания, в которых предоставлены несколько вариантов ответов, а задача обучающегося выбрать правильный (при этом может быть как только один правильный ответ, так и несколько);

- вопросы, ответы на которые требуют творческого подхода.

В своей работе на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №127» Приволжского района г. Казани Республики Татарстан нами проводится систематическая подготовка школьников к олимпиадам по русскому языку. Так, чтобы проверить результативность подготовки, мы провели анализ на примере 8 класса. В эксперименте принимало участие два класса: один в количестве 21 человека был экспериментальной группой (8 «А»), а второй, также в количестве 21 человека - контрольной (8 «Б»).

Сам эксперимент предполагал наличие трех этапов: констатирующий эксперимент; формирующий эксперимент и контрольный эксперимент. На первом этапе нам необходимо было проверить имеющийся уровень знаний по русскому языку у школьников контрольной и экспериментальной групп.Для этого мы проанализировали их годовые оценки за 5, 6, 7 классы. Знания оказались приблизительно на одинаковом уровне.

В 8 «А» классе оценки были следующими: у восьми школьников за три года были одни тройки; пять человек закончили предыдущие года с двумя тройками и одной четверкой (порядок получения оценок был разным); четыре человека с двумя четверками и одной тройкой; один получил все

четверки; еще один обучающийся учился на «4» и «5»; двое обучающихся продемонстрировали отличное знание языка.

8 «Б» продемонстрировал следующие результаты: шесть обучающихся училось на одни тройки; семеро школьников закончили предыдущие года с двумя тройками и одной четверкой (порядок получения оценок был разным); четыре реципиента получили одну «3» и две «4»; три школьника учились на «хорошо» и «отлично»; у одного учащегося были исключительно пятерки.

Во время формирующего эксперимента мы провели подготовку к олимпиадам с обучающимися экспериментальной группы, эта подготовка осуществлялась в виде факультативов и индивидуальных консультаций. Началась она с сентября и длилась в течение трех месяцев. То есть подготовкой к олимпиадам мы со школьниками занимались дополнительно, во внеурочное время. Также во время уроков мы предлагали обучающимся небольшие олимпиадные задания по разным разделам языка, которые выполняли совместно. Каждый день обучающиеся экспериментальной группы писали орфоэпические диктанты и выполняли тесты. Это позволило обеспечить систематичность подготовки. В качестве домашней работы учащимся предлагались творческие задания, чтобы развить их креативность и самостоятельность.

Школьники 8 «Б» класса занимались исключительно по программному материалу, дополнительных занятий с ними проведено не было.

После трехмесячной систематической подготовки необходимо было проверить результативность проведенной нами работы. Это стало контрольным экспериментом. Мы разработали олимпиаду для обучающихся школы, в которую включили разноуровневые задания. Олимпиада была проведена в конце декабря. Во время олимпиады каждый школьник сидел за отдельной партой, за ними было установлено постоянное наблюдение, чтобы исключить возможность списывания.

Задания внутришкольной олимпиады были повышенной сложности. Во время олимпиады были поставлены следующие задания: выявить одаренных

школьников; расширить кругозор обучающихся; привить любовь к изучению русского языка; провести отбор наиболее способных школьников для участия в олимпиадах на уровне города и республики.

Шансы у школьников контрольной и экспериментальной групп были равны. Задания всем были выданы одинаковые. Оценена олимпиада была по стобалльной шкале.

Чтобы проще было продемонстрировать полученные результаты, мы использовали буквенную систему оценивания. Согласно этой системе: А = 95-100 баллов; А- =90-94 баллов; В+ = 85-89баллов; В = 80-84 баллов; В- = 75-79баллов; С+ = 70-74баллов; С = 65-69баллов; С- = 60-64баллов; D+ = 55-59баллов; D = 50-54баллов; Е = 25-49баллов; F = 0-24.

В контрольной группе результаты оказались очень слабыми: школьников, набравших А, А-, В+, В не оказалось; обучающихся получивших В- было всего два человека; С+ набрал один человек; С - один человек; С- получили три школьника; D+ набрало четверо ребят; оценку D получили пять обучающихся; Е - три школьника; F получили два человека.

В экспериментальной группе оценки оказались на порядок выше: А получило двое реципиентов; А- набрало трое школьников; В+ получило семеро обучающихся; В оказалось у четверых; В- у двух школьников; С+ получили двое учеников; С- был только у одного человека; оценок меньше D+ не было.

Таким образом, во время контрольного этапа эксперимента мы увидели, что качественные показатели экспериментальной группы существенно выше показателей контрольной группы.

После проведения олимпиады нами были отобраны школьники, продемонстрировавшие высокое знание русского языка. С ними была проведена дополнительная подготовка, на этот раз уже к городским и республиканским олимпиадам. Эти школьники приняли участие в следующих конкурсах: международная олимпиада по русскому языку. Культура речи. (проводит Центр «Снейл»); Комбинированная олимпиада

«Филологический триатлон»; конкурс по русскому языку «Синтаксис и культура речи»; международный дистанционный конкурс по русскому языку для учеников 1-11 классов «Олимпикс» и др.

Таким образом, мы отметили, что подготовка к олимпиадам качественно повышает знания школьников и делает обучение русскому языку более эффективным.

Список литературы:

1. Безденежных Н.В. Новые олимпиады по русскому языку. - 4-е изд. -Ростов Н/Д: Феникс, 2012. - 283 с.

2. Закирова Г.М. Одаренные дети и особенности работы с ними [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/odarennie-deti-i-osobennosti-raboti-s-nimi-1398054.html

3. Зарипова Л.Ф. Традиционные и инновационные технологии при работе с одаренными учащимися на уроке и во внеурочное время [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskaya statya tradicionnye i innovacionnye teh nologii pri rabote s odarennymi-371367.htm

4. Пахнова Т.М. Роль речевой среды в процессе формирования языковой личности // Русский язык в школе - 2012. - №12. - С. 32.

5. Подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку и литературе (Из опыта работы учителей русского языка и литературы) / сост.: Т.О. Скиргайло, Г. Х. Ахбарова. - 2-е изд., доп.- Казань: ИРО РТ, 2017. - 295 с.

List of references:

1. Bezdezhnykh N.V. New Olympiads in the Russian language. - 4th ed. -Rostov N / A: Phoenix, 2012 .-- 283 p.

2. Zakirova G.M. Gifted children and the peculiarities of working with them [Electronic resource]. - Access mode: https://infourok.ru/odarennie-deti-i-osobennosti-raboti-s-nimi-1398054.html

3. Zaripova L.F. Traditional and innovative technologies when working with gifted students in the classroom and after school hours [Electronic resource]. -Access mode: https://infourok.ru/metodicheskaya_statya_tradicionnye_i_innovacionnye_teh nologii_pri_rabote_s_odarennymi-371367.htm

4. Pakhnova T.M. The role of the speech environment in the formation of a linguistic personality // Russian language at school - 2012. - №12. - S. 32.

5. Preparing students for the Russian language and literature Olympiad (From the experience of teachers of the Russian language and literature) / compiled by: T.O. Skirgailo, G. Kh. Akhbarova. - 2nd ed., Extra - Kazan: IRO RT, 2017. - 295 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.