Научная статья на тему 'Работа с филологически одаренными детьми в летнем образовательном лагере'

Работа с филологически одаренными детьми в летнем образовательном лагере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ / УГЛУБЛЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА / ФИЛОЛОГИЧЕСКИ ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ЛЕТНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / A TECHNIQUE OF WORK IN THE RUSSIAN LANGUAGE / PROFOUND STUDYING OF THE RUSSIAN LANGUAGE / PHILOLOGICALLY GIFTED CHILDREN / A SUMMER EDUCATIONAL CAMP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельникова Екатерина Михайловна, Гапонова Жанна Константиновна, Каменская Татьяна Геннадьевна

В статье описаны принципы организации углубленного изучения русского языка в условиях летнего образовательного лагеря. В лагерь приглашаются обучающиеся 7-10 классов из образовательных организаций области, успешно выступавшие в течение учебного года в олимпиадах и конкурсах по русскому языку разного уровня, так как работа в летнем образовательном лагере направлена на подготовку к участию в олимпиадном движении. В основе учебной программы по филологии для летнего лагеря лежит технология «погружения», которая предполагает концентрирование внимания на выбранной теме и вариативность моделей организации совместной деятельности детей. Основным способом получения новых знаний на занятиях в лагере является эвристическое обучение, а ведущим средством контроля балльно-рейтинговая система, предполагающая различные формы учета достижений школьников. Принцип совмещения игровой и учебной деятельности, индивидуальный подход, постоянный анализ результатов деятельности каждого участника смены, поиск активных форм включения каждого ребенка в деятельность группы и в образовательный процесс делают летний образовательный лагерь эффективной формой работы с филологически одаренными детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельникова Екатерина Михайловна, Гапонова Жанна Константиновна, Каменская Татьяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Work with Philologically Gifted Children in the Summer Educational Camp

In the article the principles of organization of profound studying of the Russian language in conditions of the summer educational camp are described. In the camp the schoolchildren of 7-10 forms from the educational organizations of the region are invited, they were successfully taking part in Academic Olympics and competitions in the Russian language at different levels within academic year, as work in the summer educational camp is directed on training to participate in the Olympiad movement. The technology of «immersing» is the basis of the training programme on philology for the summer camp which assumes concentration of attention on the chosen subject and variability of models of organization of the joint activity of children. The main way to receive new knowledge at lessons in the camp is heuristic training, and the leading control device is a mark and a rating system assuming various forms of accounting schoolchildren’s achievements. The principle of combination of the game and the educational activity, the individual approach, the constant analysis of activity results of each participant of the term, search of active forms to include each child into the activity of the group and in the educational process make the summer educational camp be an effective form of work with children gifted in philology.

Текст научной работы на тему «Работа с филологически одаренными детьми в летнем образовательном лагере»

УДК 37.091.3 : 811.161.1

Е. М. Мельникова, Ж. К. Гапонова, Т. Г. Каменская

Работа с филологически одаренными детьми в летнем образовательном лагере

В статье описаны принципы организации углубленного изучения русского языка в условиях летнего образовательного лагеря. В лагерь приглашаются обучающиеся 7-10 классов из образовательных организаций области, успешно выступавшие в течение учебного года в олимпиадах и конкурсах по русскому языку разного уровня, так как работа в летнем образовательном лагере направлена на подготовку к участию в олимпиадном движении.

В основе учебной программы по филологии для летнего лагеря лежит технология «погружения», которая предполагает концентрирование внимания на выбранной теме и вариативность моделей организации совместной деятельности детей. Основным способом получения новых знаний на занятиях в лагере является эвристическое обучение, а ведущим средством контроля - балльно-рейтинговая система, предполагающая различные формы учета достижений школьников.

Принцип совмещения игровой и учебной деятельности, индивидуальный подход, постоянный анализ результатов деятельности каждого участника смены, поиск активных форм включения каждого ребенка в деятельность группы и в образовательный процесс делают летний образовательный лагерь эффективной формой работы с филологически одаренными детьми.

Ключевые слова: методика работы по русскому языку, углубленное изучение русского языка, филологически одаренные дети, летний образовательный лагерь.

E. M. Melnikova, Zh. K. Gaponova, T. G. Kamenskaya

Work with Philologically Gifted Children in the Summer Educational Camp

In the article the principles of organization of profound studying of the Russian language in conditions of the summer educational camp are described. In the camp the schoolchildren of 7-10 forms from the educational organizations of the region are invited, they were successfully taking part in Academic Olympics and competitions in the Russian language at different levels within academic year, as work in the summer educational camp is directed on training to participate in the Olympiad movement.

The technology of «immersing» is the basis of the training programme on philology for the summer camp which assumes concentration of attention on the chosen subject and variability of models of organization of the joint activity of children. The main way to receive new knowledge at lessons in the camp is heuristic training, and the leading control device is a mark and a rating system assuming various forms of accounting schoolchildren's achievements.

The principle of combination of the game and the educational activity, the individual approach, the constant analysis of activity results of each participant of the term, search of active forms to include each child into the activity of the group and in the educational process make the summer educational camp be an effective form of work with children gifted in philology.

Keywords: a technique of work in the Russian language, profound studying of the Russian language, philologically gifted children, a summer educational camp.

Большая серьезная работа с филологически одаренными детьми в течение учебного года, которая организуется в тесном сотрудничестве ведущих специалистов высшей школы Ярославской области и Ярославского регионального инновационно-образовательного центра «Новая школа», вот уже много лет находит свое логичное продолжение в летнем многопрофильном образовательном лагере «Олимп».

Следует сказать, что практика организации отдыха детей в каникулярное время, сопровождающегося решением образовательных задач, не нова и активно реализуется в большинстве регионов Российской Федерации по разным направлениям, однако цели, задачи и принципы организации образовательной деятельности, безуслов-

но, варьируются, а подчас являются уникальными.

Ежегодно в летний образовательный лагерь выезжают более 100 детей, обучающихся в центре в течение года по разным предметам: математике, русскому языку, английскому языку, химии, биологии, истории. Данная статья посвящена описанию принципов организации углубленного изучения русского языка в условиях летнего образовательного лагеря. В лагерь приглашаются обучающиеся 7-10 классов из образовательных организаций области, успешно выступавшие в течение учебного года в олимпиадах и конкурсах по русскому языку разного уровня, так как работа в летнем образовательном лагере направлена именно на подготовку к участию в олимпиадном движении по тому или иному предмету.

© Мельникова Е. М., Гапонова Ж. К., Каменская Т. Г., 2015

На преподавателей факультета русской филологии и культуры ФГБОУ ВПО ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, много лет плодотворно сотрудничающих с центром «Новая школа», возлагаются две очень непростые задачи: с одной стороны, организовать процесс обучения в соответствии с поставленными образовательными целями, а с другой - обеспечить комфортное пребывание детей в условиях летнего образовательного лагеря, в частности, в условиях разновозрастного взаимодействия.

На наш взгляд, эффективному решению поставленных задач служит технология «погружения» [7], которая, собственно, и лежит в основе учебной программы по филологии для летнего лагеря. Отметим следующие основополагающие принципы методики «погружения»: концентрирование внимания на выбранной теме и использование различных форм деятельности. Руководствуясь этими принципами, преподаватели выбирают две основные темы, которые в течение смены углубленно изучаются школьниками. Содержательное наполнение программы по русскому языку связано с заданиями всероссийских олимпиад по предмету, поскольку основная цель пребывания ребенка в лагере - подготовка к участию в олимпиадном движении. Одна тема, как правило, обращена к истории языка, диалектологии и этимологии, поскольку именно эти разделы языкознания не получают должного освещения в рамках школьной программы, хотя соответствующие задания постоянно включаются в олимпиады разного уровня. Знакомство с историей русского алфавита, с фонетикой и морфологией древнерусского языка, обучение навыкам внимательного отношения к слову, его морфемному составу и происхождению, сведения по этимологии восполняют знания школьников по истории формирования современного русского языка, позволяют показать учащимся, что современные нормы языка являются результатом длительного процесса его развития и совершенствования. Обращение к истории языка и русской диалектологии позволяет формировать не только лингвистические компетенции, но и культуроведческую, поскольку способствует постижению национально-культурной специфики языка. Другая тема направлена на изучение современного русского языка. Вот перечень тем, на основе которых составлялись программы последних лет: «Современная русская орфография», «Лексическая семантика», «Грамматическая семантика», «Мор-фемика. Современное словообразование»,

«Грамматический строй современного русского языка», «Этимология», «Языки мира» и др.

Каждое «погружение» в ту или иную область языкознания позволяет не только повторить уже изученное в школе, но и узнать что-то новое о языке. Так, изучая русскую морфемику, словообразование, школьники узнают о существовании унификсов, интерфиксов, связанных корней, определяют положение [й] в морфемной структуре слова, анализируют явления аппликации морфем, гаплологии. Тема «Современная русская орфография» знакомит с принципами русского письма, расширяет представление школьников о чередующихся корнях, об исключениях из правил. Обращение к лексической и грамматической семантике позволяет понять знаковую природу языка, проникнуть в структуру значения слова, выявить семантический потенциал морфемы, а также узнать, что термин «валентность» известен не только науке химии. Знакомство с кириллицей позволяет понять и объяснить смысл таких выражений, как «от фиты подвело животы», «от аза до ижицы», «выписывать мыслете» и т. п. Школьники узнают, что до Петровской эпохи вместо цифр использовались буквы («буквенная цифирь»), а под титлом могли скрываться целые слова. Знакомство с типичными звуковыми чередованиями, осознание их системного характера позволяет участникам лагеря быть смелее при попытках установления этимологического родства слов без использования соответствующих словарей. Этимологический анализ приходит на помощь и при объяснении правописания слов, которые в школьной программе традиционно просят запомнить, например: обоняние, обаяние, печаль, перчатка, искусство, яства и т. п.

Большое внимание уделяется и работе с различными словарями. Как показывает практика, в школе этот вид работы практически не представлен, вследствие чего даже старшеклассники затрудняются назвать основные современные словари русского языка, не умеют найти нужную информацию в словарной статье. На занятиях в летнем образовательном лагере мы работаем не только с традиционными словарями (орфографическим, толковым, этимологическим, словообразовательным, словарями древнерусского языка, «Словарем русских народных говоров», «Ярославским областным словарем»), но и с такими необычными для школьников изданиями, как «Новый объяснительный словарь синонимов русского языка» [4], «Большой фразеологический словарь русского языка» [2], «Толково-

комбинаторный словарь русского языка» [3], «Русский семантический словарь» [5], показывая тем самым, насколько сложна и увлекательна структура и система языка, насколько кропотлив и интересен труд современного лексикографа.

Основными принципами, которых традиционно придерживаются преподаватели, организуя работу по изучению тех или иных тем, являются вариативность моделей организации совместной деятельности детей и индивидуальный подход при включении каждого обучающегося в деятельность разновозрастной группы. Занятия по русскому языку проводятся в группе обучающихся 7-10 классов, поэтому преподаватель учитывает различный уровень базовых знаний учащихся и строит занятие, как правило, на обращении к абсолютно новой для всех, не «школьной» теме.

Среди существующего многообразия способов получения новых знаний ведущее место в организации образовательного процесса в лагере занимает эвристическое обучение [6]. Преподаватель стремится к тому, чтобы ученик сам делал небольшие открытия в ходе работы с разнообразным языковым материалом. Задания опознавательно-объяснительного, сопоставительного типа, особенно исследовательские задачи [1], развивают интеллектуальные способности ребенка, тренируют лингвистическое чутье, способствуя формированию метапредметных умений и навыков. Приведем в качестве примера задание, когда школьники читают отрывки из какой-либо научно-популярной книги о русском языке и составляют на основе прочитанного свою лингвистическую задачу, которую предлагают решить всей группе. При выполнении данного варианта задания требуется умение не только воспринимать информацию, но самое главное - владеть способами работы с ней: выделять главное, систематизировать, обобщать, преобразовывать.

Занятия по филологии в летнем лагере в полной мере отражают принцип «учения с увлечением»: в дни школьных каникул получать знания нужно только так. Именно поэтому формы проведения занятий в течение смены разнообразны и интересны детям: это лингвистические турниры, лингвистические бои, КВН («Секреты пунктуации», «Великие имена: русские лингвисты», «Пословицы и поговорки, собранные В. И. Далем»), викторины, решение и составление кроссвордов и чайнвордов. Особую популярность в лагере приобрели так называемые тематические «бега» - общелагерные командные со-

ревнования, в ходе которых группы участников, перемещаясь по «станциям», отвечают на вопросы из той или иной области знаний, выполняют различные задания. Подготовка «лингвистических бегов» - еще одна форма работы с детьми в лагере, позволяющая ребенку проявить организаторские, творческие способности (мероприятие готовится и проводится самими детьми), научиться рассказывать другим людям о своей науке увлекательно.

Одним из главных моментов в организации обучения филологически одаренных детей в течение лагерной смены является балльно-рейтинговая система. На первой встрече с преподавателем участникам образовательного лагеря обязательно озвучиваются цели, задачи и преимущества системы постоянного учета их достижений, критерии оценивания того или иного мероприятия, конкурса, задания, участия в олимпиаде, поскольку формирование в группе «здоровой» конкуренции - важное условие для участия школьника в олимпиадном движении. При этом преподаватель заранее продумывает разные способы стимулирования проявления детьми инициативы и активности: ребенок, который не выполнил какое-либо задание, может получить баллы за участие в других мероприятиях, предложенных преподавателем, чтобы не отстать от других в группе. Безусловно, диагностика лингвистического потенциала группы и отдельного обучающегося, а также постоянный мониторинг результативности каждого участника смены важны в первую очередь для преподавателя, поскольку по итогам лагеря лучшие ученики смогут продолжать углубленно заниматься русским языком в течение учебного года в Ярославском региональном инновационно-образовательном центре «Новая школа». Кроме того, преподаватель может предложить таким детям задания повышенной сложности, чтобы развивать их лингвистический потенциал, способствовать самосовершенствованию.

Еще одной важной формой учета достижений школьников в ходе образовательной смены является «Непрерывный конкурс решения задач»: преподаватель предлагает ряд сложных лингвистических задач исследовательского типа (как правило, они тематически связаны с основной темой занятий), которые ученики решают во внеучебное время и затем «защищают» - предлагают свое решение, которое может быть оспорено оппонентами. За каждую задачу предлагается определенное количество баллов, которое в слу-

чае ее успешного решения «зачисляется» в общую копилку достижений обучающегося, при этом в течение смены каждый ученик должен решить хотя бы одну задачу из предложенного списка.

Подготовка к участию в олимпиадах предполагает проведение в начале и в конце смены личных олимпиад, которые рассматриваются преподавателем в качестве «входной» и итоговой диагностики знаний по предлагаемой теме. Кроме того, данная форма работы формирует и поддерживает навык решения школьниками олимпиадных заданий, а также позволяет преподавателю оценить образовательные результаты не только отдельных учеников, но и группы в целом, увидеть заинтересованность детей в выбранной преподавателем теме. В итоговую олимпиаду обычно включаются задания по всем рассмотренным разделам темы, чтобы преподаватель смог зафиксировать, какие вопросы лучше освоены учениками, а какие продолжают вызывать затруднения.

Таким образом, летний образовательный лагерь является эффективной формой работы с филологически одаренными детьми. Главными особенностями организации работы разновозрастной группы филологов в летнем лагере являются принцип совмещения игровой и учебной деятельности, индивидуальный подход, постоянный анализ результатов деятельности каждого участника смены, поиск активных форм включения каждого ребенка в деятельность группы и в образовательный процесс.

Библиографический список

1. Белая, В. В. Материалы для работы с одаренными детьми. Из опыта работы словесника: в 3-х частях [Текст] / В. В. Белая. - Ярославль, 2003.

2. Большой фразеологический словарь русского языка / отв. ред. В. Н. Телия. - М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009.

3. Мельчук, И. А., Жолковский, А. К. Толково-комбинаторный словарь современного русского языка. Опыт семантико-синтаксического описания русской лексики [Текст] / И. А. Мельчук, А. К. Жолковский. -Вена, 1984.

4. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка [Текст] / под общим руководством Ю. Д. Апресяна. - М. : Школа «Языки славянской культуры», 2003.

5. Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений [Электронный ресурс] / под общей ред. Н. Ю. Шведовой. - М. : Азбуковник, 1998. - Режим доступа: http://www.slovari.ru/defaultaspx?p=235

6. Хуторской, А. В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика. Научное издание [Текст] / А. В. Хуторской. - М. : Международная педагогическая академия, 1998.

7. Щетинин, М. П. Объять необъятное. Записки педагога [Текст] / М. П. Щетинин. - М. : Педагогика. -1986.

Bibliograficheskij spisok

1. Belaja, V. V. Materialy dlja raboty s odarennymi det'mi. Iz opyta raboty slovesnika: v 3-h chastjah [Tekst] / V. V. Belaja. - Jaroslavl', 2003.

2. Bol'shoj frazeologicheskij slovar' russkogo jazyka / otv. red. V. N. Telija. - M. : AST-PRESS KNIGA, 2009.

3. Mel'chuk, I. A., Zholkovskij, A. K. Tolkovo-kombinatornyj slovar' sovremennogo russkogo jazyka. Opyt semantiko-sintaksicheskogo opisanija russkoj leksiki [Tekst] / I. A. Mel'chuk, A. K. Zholkovskij. - Vena, 1984.

4. Novyj ob#jasnitel'nyj slovar' sinonimov russkogo jazyka [Tekst] / pod obshhim rukovodstvom Ju. D. Apresjana. - M. : Shkola «Jazyki slavjanskoj kul'tury», 2003.

5. Russkij semanticheskij slovar'. Tolkovyj slovar', sistematizirovannyj po klassam slov i znachenij [Jel-ektronnyj resurs] / pod obshhej red. N. Ju. Shvedovoj. -M. : Azbukovnik, 1998. - Rezhim dostupa: http://www.slovari.ru/default.aspx?p=235

6. Hutorskoj, A. V. Jevristicheskoe obuchenie: teorija, metodologija, praktika. Nauchnoe izdanie [Tekst] / A. V. Hutorskoj. - M. : Mezhdunarodnaja pedagogicheska-ja akademija, 1998.

7. Shhetinin, M. P. Ob#jat' neob#jatnoe. Zapiski peda-goga [Tekst] / M. P. Shhetinin. - M. : Pedagogika. - 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.