Научная статья на тему 'Формирование универсальных учебных действий в процессе организации исследовательской деятельности школьников'

Формирование универсальных учебных действий в процессе организации исследовательской деятельности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1105
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ УЧАЩЕГОСЯ / EXCEPTIONAL CHILDREN / RESEARCH ACTIVITY / AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY OF THE PUPIL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмин О. В., Кузьмина Е. Ю.

В статье рассматривается опыт формирования универсальных учебных действий в процессе организации исследовательской деятельности школьников. На примере лицея ИГУ описаны проблемы и пути создания условий, которые по содержанию и формам деятельности способствуют выявлению и развитию природных дарований каждого ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of universal learning skills in the process of organization of students' research activity

The article deals with the experience of forming the universal learning skills in the organization of studentsresearch activity. The problems and ways of creating conditions, the content and forms of which contributed the identify and development of talent of every child, are described on the example of ISU Lyceum.

Текст научной работы на тему «Формирование универсальных учебных действий в процессе организации исследовательской деятельности школьников»

УДК 373.523:371.015 О.В. Кузьмин, Е.Ю. Кузьмина

Формирование универсальных учебных действий в процессе организации исследовательской деятельности школьников

В статье рассматривается опыт формирования универсальных учебных действий в процессе организации исследовательской деятельности школьников. На примере лицея ИГУ описаны проблемы и пути создания условий, которые по содержанию и формам деятельности способствуют выявлению и развитию природных дарований каждого ребенка.

Ключевые слова: одаренные дети, исследовательская деятельность, индивидуальная

образовательная траектория учащегося.

O. V Kuz ’min, E Yu Kuz ’mina

The formation of universal learning skills in the process of organization of students’ research activity

The article deals with the experience of forming the universal learning skills in the organization of students’ research activity. The problems and ways of creating conditions, the content and forms of which contributed the identify and development of talent of every child, are described on the example of ISU Lyceum.

Key words: exceptional children, research activity, an individual educational trajectory of the pupil

Лицей Иркутского государственного университета был создан в 1995 г. как общеобразовательное учреждение для работы с интеллектуально одаренными детьми, и с того времени вся его деятельность направлена на создание условий для целенаправленного развития детской одаренности.

Ни у кого не вызывает сомнение, что прогресс нашего общества во многом зависит от одаренных людей. Однако вопреки распространенному мнению, что одаренность сама может пробить себе дорогу, научные исследования дают обратную картину. Особого внимания требуют эти дети еще и потому, что при неправильной организации образовательного процесса может произойти угасание мотивации к учебе, интереса к жизни. Одаренные дети подвержены особому риску: «диссинхронии» развития, возникновению «субъективного одиночества», искажению «картины мира», риску асоциального поведения.

Одаренные дети - особая категория школьников. Наша позиция заключается, прежде всего, в учете «многоликости» одаренности, а значит, в создании таких условий в лицее, которые по содержанию и формам деятельности будут способствовать выявлению и развитию природных дарований каждого ребенка.

Сформулируем основные приоритетные задачи, которые решает наше образовательное учреждение:

1) создание избыточного поливариантного пространства исследовательской деятельности учащихся;

2) обеспечение условий для социальной адаптации одаренных детей (не выделять их в отдельные группы, а обучать в классах вместе с другими хорошо подготовленными школьниками);

3) обеспечение диагностической и коррекционной работы психолога по созданию положительного эмоционального фона для развития личности;

4) создание условий для психологической и методологической готовности учителей к работе с одаренными детьми.

Указанные задачи были определены в программе развития лицея «Новое поколение XXI века» (2005-2010 гг.) как решающие для достижения главной цели - создана единого информационно -культурного образовательного пространства, способствующего:

- умственному и физическому развитию лицеиста,

- совершенствованию личности и достижению комфорта эмоционального состояния каждого

школьника,

- актуализации потенциальной и развитию явной одаренности учащихся,

- ориентации одаренности ребенка на пользу общественного прогресса? социализации

одаренной личности.

Достижение поставленной цели в ходе реализации программы развития осуществляется посредством:

- изучения и внедрения достижений современной педагогической науки и практики,

- проведения целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью

обучающихся,

- определения урочных и внеурочных методов и форм работы с одаренными детьми,

- разработки модели медико-психолого-педагогического сопровождения процесса развития

школьника,

- разработки модели медико-психолого-педагогического сопровождения процесса

совершенствования профессионального мастерства педагога.

Для этого непрерывно модернизируется материально-техническая база образовательного учреждения, совершенствуется содержание лицейского профильного образования, повышается уровень профессионального мастерства педагогов через освоение и внедрение современных образовательных технологий, форм и методов работы с детьми, развивается система социального партнерства, расширяются и углубляются социокультурные связи.

Материально-техническая база лицея за время реализации программы развития «Новое поколение XXI века» претерпела существенную модернизацию не только благодаря его финансовохозяйственной деятельности, но и за счет тех денег (2,5 млн. р.), которые лицей выиграл, участвуя в конкурсах образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2006 и 2008 гг.

На современном этапе лицей имеет более 100 компьютеров, объединенных в единую локальную сеть с безлимитным круглосуточным выходом в Интернет, соединенную с сетью ИГУ, в том числе с выходом на образовательные серверы его научной библиотеки. В учреждении имеется два стационарных и два мобильных компьютерных класса с возможностями лингафонного кабинета, два лингафонных кабинета, три интерактивные доски Smart Board (при наличии интерактивного планшета, документ-камеры, пультов для интерактивного голосования). В лицее созданы современные профильные лаборатории (физическая и химическая); кабинет психологической разгрузки помимо стандартного оборудования оснащен профессиональным комплектом для аудиовизуальной стимуляции. Медиатека учреждения оснащена 12 компьютерами, имеется конференц-зал, оборудованный современной акустической системой и мультимедийной техникой. Танцевальный, спортивный, актовый залы с современным оборудованием, редакционноиздательский центр, оснащенный профессиональной мини-типографией, позволяют претворять в жизнь идеи интеграции основного и дополнительного образования. Больше половины учебных кабинетов лицея оборудованы стационарной мультимедийной техникой. Противопожарная и охранная сигнализация, камеры видеонаблюдения, стационарный пост охраны, система техники безопасности, которой уделяется большое внимание, обеспечивают безопасность пребывания детей в образовательном учреждении. Таким образом, сформированная за последние четыре года материально-техническая база создает условия не только для совершенствования используемых образовательных технологий, углубления и расширения содержания профильного образования, но и для разрабатки эффективных моделей сопровождения одаренных учащихся.

Наиболее результативными, на наш взгляд, формами работы с одаренными детьми являются групповые и интерактивные, дискуссии, деловые игры, брейн-ринги, диспуты, семинарские занятия, практикумы, уроки-исследования, уроки-ярмарки идей, уроки с применением ИКТ-технологий. Хорошие результаты выявления и развития детской одаренности дает также активное вовлечение школьников в различные олимпиады, конкурсы, игры, интеллектуальный марафон, научнопрактические конференции, летние профильные практики, проводимые на базе Ботанического сада, лабораторий факультетов ИГУ и институтов Иркутского НЦ СО РАН. Одними из новых форм работы с детьми стали научный лицейский лекторий «Ученые - детям» и уроки развития, проводимые педагогами совместно с психологами лицея.

Модель сопровождения индивидуальной образовательной траектории одаренных детей экспериментально отрабатывалась в лицее в рамках реализации областного эксперимента «Развитие творческого потенциала интеллектуально одаренных учащихся» с 2000 г.

В процессе разработки модели были поставлены и решались следующие задачи:

• создание условий развития творческой личности, ее самореализации и первичного профессионального самоопределения;

• ознакомление учащихся с современными достижениями науки и техники, повышение интереса к научному познанию мира, сущности процессов и явлений;

• развитие умений самостоятельно, творчески мыслить и применять полученные знания на практике;

• формирование у учащихся умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности как условие развития регулятивных универсальных учебных действий.

Схема 1

Выстраивание индивидуальной образовательной траектории учащихся

т

^ I— о. пз О IЮ -О

3 5

ш ^

о пз н ^

Ш — 2 -О

а. 5^ «= £ си с и

ш

т

О

^ 1 :!

0 Р

1 .о

£ £ 5 8

Ш

с!

X

ш

X

X

о

£ 3 £ Н

>■ 5

и

X

е

0

1

ю

ш

т

3

х

га ^ ГО ф

JQ

О

ск

го

X

X

ш

ш

Ь

5

ш

т

О

го

О Ч£Э ? Го

го

к

3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

ш

н

ш ПЗ I- Ей го

п

к

ю

о

о

£

ш

£ Ч

У I

’ш <У и .о

X X

>Е >

-О «

I

X

го

X

К X X

^ го

2 ё о Й £ £ 2*8 8 2

6 3

^ о. ш пз о н о. ^

¡5 1

М

О

1=1

С

о

I-

го

о

ю

го

СП

ш

I—

и о

X _0

ш

^ н & ^ ф

=г =*

£

го

-& о. 2

>■ X X

ш ш

ь

3

О. Я

2

2

X

I—

ш

I-

X

ш

о

.

ш

т

го

О

.

>

ш

X

ш

ю

о

ш

о

X

X

о

X

го

I—

и

Обязательные предметы (лицейский компонент)

Федеральный и региональный образовательный стандарт (инвариант)

Фундаментом построения индивидуальной образовательной траектории учащегося нами считаются прочные знания по основным предметам учебного плана (Федеральный и региональный компоненты). Достижению этой цели уделяется большое внимание, разрабатываются программы основных, факультативных и элективных курсов, издаются учебно-методические пособия (рабочая тетрадь Н.Д. Савченко, А.С. Леонтьевой «Физическая и социально-экономическая география Иркутской области для 8-9 классов», учебные пособия О.В. Кузьмина «Перечислительная комбинаторика» и «Комбинаторные методы решения логических задач») в поддержку предметов базового и профильного обучения.

Обучение в лицее осуществляется на высоком уровне сложности. Учащиеся имеют возможность дополнить и углубить изучение учебного материала по выбранному профилю, посещая специальные курсы, включенные в вариативную часть учебного плана, которые расширяют и/или углубляют программы основных предметов. Перечень предметов по выбору определяется спросом учащихся и их родителей, выявленным посредством анкетирования. Классы делятся на подгруппы по профильным предметам.

Учебный план предлагает на выбор более 70-ти наименований спецкурсов и факультативов. За счет средств, полученных путем оказания платных дополнительных образовательных услуг, на каждый класс выделяется по 11 часов в неделю для проведения индивидуально-групповых консультаций и учебно-консультационных занятий по профилю во второй половине учебного дня. Предметы по выбору и индивидуально-групповые консультации отличаются и содержанием, и уровнем подготовки.

В рамках профиля или предпрофиля для каждого ученика может быть сформирован образовательный план, состоящий из обязательных предметов, предметов по выбору и учебноконсультационных занятий.

Образовательный процесс в лицее носит личностно-гуманную направленность, содержит широкий спектр гибких форм обучения и воспитания, сочетающих нетрадиционные подходы к разным видам учебно-воспитательной деятельности. Лицеистам предоставляются широкие возможности для реализации творческих запросов различными средствами досуговой развивающей деятельности.

Дополнительную профориентационную и просветительскую работу мы также проводим в рамках научного лицейского лектория «Ученые - детям», где для каждой параллели классов проходит по 8-10 ежегодных лекций ведущих ученых, видных общественных деятелей.

Обучение основам научно-исследовательской деятельности - составная часть образовательного процесса, направленная на формирование функциональной грамотности учащихся, которая подразумевает, прежде всего, совместную исследовательскую деятельность учащегося и педагога.

Участие в научно-исследовательской работе для всех учащихся 8-11 классов лицея обязательно. Область исследований, как правило, соответствует профилю класса, а темы обсуждаются на заседаниях профильных лабораторий и утверждаются на кафедрах не позднее 10 сентября. Учащемуся предлагается до середины сентября выбрать тему из предложенного перечня по всем образовательным областям. При этом он свободен в выборе области исследований и руководителя темы. Направление и содержание научно-исследовательской работы определяются учащимся совместно с научным руководителем. Формой отчетности является курсовая работа (с 2007 г. - дипломная, выполняемая за период обучения лицеиста на старшей ступени). Курсовые работы сдаются на рецензирование не позднее 1 марта.

Дипломная работа предполагает проведение более глубоких исследований по выбранной проблеме. Представление результатов разделено на два этапа: предзащита (10 класс) и защита

дипломной работы в 11 классе на заседаниях профильных лабораторий с приглашением внешних экспертов (сотрудников высших учебных заведений и институтов СО РАН).

С 2008/09 уч. г. оценка за дипломную работу имеет статус оценки промежуточной итоговой аттестации и учитывается наряду с полугодовыми отметками при выставлении итоговой оценки за 10 и 11 класс по предмету, определяющему содержание дипломной работы. Положение о творческой (дипломной) работе учащихся лицея согласовано со Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области.

Такая организация образовательного процесса формирует у лицеистов навыки научноисследовательской деятельности, знакомит с факультетами ИГУ, его научными лабораториями. Все научно-исследовательские (научно-практические) работы проходят экспертную оценку и лучшие из них представляются на ежегодной лицейской научно-практической конференции (ЛНПК) учащихся, которые проводятся с 1997 г. К каждой конференции издаются программы, тезисы докладов. В качестве экспертов и членов жюри наряду с преподавателями выступают члены Научного лицейского общества (НЛО), выпускники лицея, преподаватели вузов г. Иркутска.

Продумана система поощрения учащихся лицея. Работы, победившие на ЛНПК, представляются на студенческие научно-практические конференции Иркутского государственного университета и Иркутского государственного лингвистического университета, а ее победителям вручаются стипендии ИГУ. За высокие достижения в научно-исследовательской работе учащимся 11 класса вручаются стипендии Президиума Иркутского НЦ СО РАН. Более 25 выпускников лицея уже защитили кандидатские диссертации.

Новыми элементами в формировании индивидуальной образовательной программы школьников стали проектная деятельность, занятия в гуманитарном центре лицея, уроки развития, проводимые психологами совместно с педагогами лицея.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Технология организации научно-исследовательской работы учащихся совершенствуется год от года, имея целью вовлечение в активную деятельность как можно большего количества детей, в том числе через их участие в работе НЛО. Технология предполагает:

- отсутствие герметичности процесса руководства исследовательской работой,

- работу по теме исследования в течение учебного года,

- экспертизу работы экспертным советом, в состав которого входят члены НЛО, студенты и аспиранты из числа выпускников лицея,

- публичную защиту исследовательской работы (на ЛНПК или на заседаниях кафедр, если работа не была рекомендована на ЛНПК),

- издание приказа, утверждающего оценки по результатам ее защиты.

Следует отметить, что структура НЛО, также как и научно-методическая служба лицея, построена по кафедральному принципу. Элементы взаимодействия между кафедрой и НЛО представлены в таблице 1.

_____________________________________________________________________________________Таблица 1

Кафедра НЛО

Выработка тем исследовательских работ, помощь начинающим учителям в выборе тем исследовательских работ Ознакомление учащихся с темами курсовых работ через оформление стенда НИР. Помощь новичкам в выборе тем курсовых работ

Консультационная помощь учителям Консультационная помощь учащимся

Совместное с НЛО формирование экспертных групп. Ознакомление с первичной экспертизой, вторичная экспертиза исследовательских работ Сбор исследовательских работ, регистрация, шифрование. Организация работы экспертов. Информирование учащихся (через сайт) о результатах экспертизы. Подготовка программы конференции и рабочих материалов для заседания секций

Формирование секций и состава жюри для очного тура НПК (В состав жюри входят ведущие специалисты ИГУ и академических институтов СО РАН). Обеспечение подведения итогов конференции Распечатка тезисов, техническая поддержка работы секций, регистрация участников. Обеспечение работы жюри

Приведем пример. В 2008/09 уч. г. прошла XIII ЛНПК. На экспертизу была представлена 451 исследовательская работа, в руководстве которыми было задействовано 36 преподавателей лицея, 25 преподавателей высших учебных заведений и научных сотрудников СО РАН. На ЛНПК работало 12 секций. Для участия в конференции экспертным советом была рекомендована 151 работа (руководители работ, представленных на конференции, - 19 научных сотрудников ИГУ, ИПКРО, СО РАН и 24 преподавателя лицея).

Статистика занятости учащихся лицея в период подготовки и проведения ЛНПК говорит не только о реализации творческих умений и навыков школьников, но и сформированности организационно-рефлексивных умений.

Для организации работы ЛНПК в апреле 2009 г. было задействовано 5 сотрудников ИГУ, 12 сотрудников лицея, 25 учащихся 10-11 классов, 3 выпускника. В экспертизе исследовательских работ приняло участие 59 учащихся 9-11 классов, 28 студентов и аспирантов (из числа

выпускников), 24 преподавателя лицея.

На пленарных заседаниях секций ЛНПК представлено научными сотрудниками ИГУ 3 доклада, выпускниками - 1 доклад, учащимися - 12 докладов.

В составе жюри - 13 преподавателей лицея, 19 научных сотрудников вузов, 23 студента и аспиранта (из числа выпускников).

В организации ЛНПК в качестве секретарей научных секций, операторов компьютерного обеспечения, регистраторов участников конференции было задействовано 38 учащихся 9-11классов.

На наш взгляд, такая система организации научно-исследовательской деятельности учащихся позволяет не только сформировать у них необходимые навыки, умения, но также создать ситуацию успеха, что усиливает мотивацию обучения. Немаловажным для ребенка является и предоставление

61

ему возможности участия в организации конференции и экспертизе работ (признание еще со школьной скамьи высокого уровня профильной подготовки), а также сотрудничества со студентами.

При проведении ЛНПК члены НЛО выполняют функции секретарей секций (подготовка помещения, бланков для работы жюри, проведение секции) и операторов по обслуживанию компьютерной техники.

Данная программа предполагает выстраивание индивидуальных образовательных траекторий через групповые формы работы, расширение форм внеурочной деятельности, интеграцию основного и дополнительного образования. При организации педагогического сопровождения одаренных учащихся в процессе урочной и внеурочной деятельности основной акцент делается на увеличении доли образовательных технологий, предполагающих активную роль обучающегося, занятий с трансформативным и эвристически- исследовательским характером работы: исследовательские, проектные, ИКТ-технологии, технология коллективных творческих дел.

При этом при организации образовательных занятий мы придерживаемся следующих правил:

• адекватность предоставляемых объемов информации умениям ребенка ее обрабатывать;

• минимизация репродуктивных способов обучения;

• максимально возможное использование развивающих форм обучения;

• изменение акцентов оценочной деятельности учителя в сторону самооценки и взаимооценки;

• переход не только к деятельностным способам обучения, но и реализации стратегии ускорения (быстрого продвижения);

• проявление уважения к индивидуальности ученика.

В чем мы видим преимущества используемых технологий для формирования индивидуальной траектории обучения?

Так, применение исследовательских и проектных технологий эффективно для формирования у подростков функциональной грамотности, умения самостоятельно формулировать цели деятельности, планировать свою деятельность, прогнозировать результат, отвечать за полученные результаты.

Мы постоянно стремимся расширять сферу применения этих технологий. С 2007 г. совместно с Ботаническим садом ИГУ на его базе нами организована летняя научно-исследовательская практика для учащихся 8-х и 9-х классов. С 2009 г. организована летняя научно-исследовательская практика для учащихся, поступивших в 8 класс лицея. С 2010 г. планируется организация исследовательской и практической работы учащихся в рамках летних выездных практик. Также разработан и внедряется в образовательный процесс лицея городской эксперимент «Внедрение метода «Садовой терапии» Ботанического сада ИГУ в практику коррекционно-развивающей работы, реабилитации и профилактики дезаптации у одаренных детей».

Учебный план всех 10 классов лицея включает как обязательный курс регионального компонента «Проекты “История г. Иркутска”» с обязательной конкурсной защитой проектов в конце учебного года. Эффективно реализуются такие проекты, как газета «Лицейский папирус», «Урок четырех поколений». В 2009 г. создана лаборатория проектной деятельности, в рамках которой разрабатываются интегрированные проекты, такие как «Иркутск и озеро Байкал на немецком языке», образовательный проект «Говори правильно», «Дороги, которые ведут в Иркутск». От активного внедрения проектных технологий мы ожидаем формирование и развитие коммуникативных компетенций обучающихся, что важно еще и для социализации одаренных школьников.

Высокая результативность внедрения исследовательских и проектных технологий немыслима без ИКТ-технологий, для которых в лицее создана мощная материально-техническая база, что позволяет:

- осуществлять свободный доступ в глобальную сеть интернет, к образовательным ресурсам удаленного доступа,

- использовать информационные, в том числе электронные, ресурсы научной библиотеки игу посредством подключения к локальной сети игу,

- проводить компьютерные лабораторные работы (физика, химия),

- использовать ресурсы медиатеки в урочной деятельности и для самоподготовки как учащихся, так и преподавателей,

- проводить уроки с использованием мобильного компьютерного класса и лингафонного кабинета.

Эффективность реализации инновационных проектов мы оцениваем по результатам участия учащихся и преподавателей лицея в конкурсных мероприятиях и по результатам ЕГЭ.

Отметим некоторые из результатов преподавателей лицея:

8 учителей - победители конкурсного отбора учителей в рамках ПНПО 6 учителей - лауреаты российского фонда «Династия»,

8 учителей - стипендиаты премии губернатора,

5 учителей вошли в энциклопедию «Лучшие люди России - 2007»,

69 учителей - стипендиаты ЗАО «Объединение “Ермак”»,

1 учитель - лауреат городского конкурса «Учитель года - 2008»,

директор лицея - победитель всероссийского конкурса «Лучший директор образовательного учреждения - 2008» и городского общественного конкурса «Признание» 2010 г.

В лицее ежегодно насчитывается до 65 победителей и призеров городского, и до 12 победителей и призеров областного этапов всероссийской предметной олимпиады школьников, до 30 дипломантов областных и всероссийских НПК.

Среди лицеистов победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по истории, математике, информатике, физике, астрономии и литературе; Обладатель золотой медали международной олимпиады по физике, 2006 г.

Учащиеся лицея одерживают победы в международных НПК «Студент и научнотехнический прогресс», играх «Кенгуру», «КИТ», конкурсе «Flex», всероссийском молодежном научном форуме «Шаг в будущее», межрегиональных НПК «Юниор», «Шаг в будущее, Сибирь!», «Эврика» г. Новосибирск и других.

Лицеисты являются номинантами премий президента в рамках ПНПО - 11 учащихся, губернатора области - 9 учащихся, ЗАО «Объединение “Ермак” - 101 учащийся; стипендиатами ученого совета Иркутского государственного университета - 128 учащихся; президиума Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук - 69 учащихся.

Опыт работы лицея с одаренными детьми обобщался на уровне города и области, с 2008 г. лицей ИГУ является муниципальной ресурсной площадкой по организации научноисследовательской деятельности учащихся и педагогов, базовой площадкой для проведения городской научно-практической конференции «Юность. Творчество. Поиск», курсов повышения квалификации учителей математики города по организации работы с математически одаренными детьми.

Кузьмин Олег Викторович, доктор физико-математических наук, профессор, Иркутский государственный университет. Kuz'min Oleg Victorovich, doctor of physical and mathematical sciences, professor of Irkutsk State University.

664003, Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, (3952)242226,e-mail: quzminov@mail.ru

Кузьмина Елена Юрьевна,кандидат физико-математических наук, доцент, МОУ «Лицей ИГУ г.Иркутска».

Kuz'mina Elena Yurievna, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, Lyceum of Irkutsk State University. Иркутск, ул. акад. Курчатова, 13а, (3952)410535, e-mail: quzminov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.