Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ВЫЯВЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ДЕПАРТАМЕНТУ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СУРГУТА'

МОДЕЛЬ ВЫЯВЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ДЕПАРТАМЕНТУ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СУРГУТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ / РЕСУРСНЫЙ И ТЬЮТОРСКИЕ ЦЕНТРЫ / СЕТЕВАЯ ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА / КАНИКУЛЯРНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Штейникова Наталья Александровна

В статье рассмотрены проблемы, возникающие при работе с одаренными детьми. Особое внимание уделяется развитию модели выявления, сопровождения и поддержки интеллектуально-одаренных детей, обучающихся в общеобразовательных организациях города Сургута. На основе анализа результатов обучающихся делается вывод о том, что в Сургуте эффективно реализуется система работы по развитию одаренности детей с разными стартовыми возможностями, совершенствованию форм оказания адресной поддержки каждому ребенку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION, EDUCATION AND SUPPORT OF GIFTED CHILDREN IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS, SUBORDINATED TO DEPARTMENT OF EDUCATION OF SURGUT CITY ADMINISTRATION

The article describes problems that occur at work with gifted children. Special attention is paid to the development of the model for identification, education and support of intellectually gifted children studying in educational organizations of Surgut. Based on the analysis of students’ results, it is concluded that the education of gifted children with different potential is effectively implemented in Surgut, and the forms of providing targeted support to each child are improved

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ВЫЯВЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ДЕПАРТАМЕНТУ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СУРГУТА»

УДК 376.5(571.122)

Штейникова Н. А.

Shteinikova N. A.

МОДЕЛЬ ВЫЯВЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ДЕПАРТАМЕНТУ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СУРГУТА

IDENTIFICATION, EDUCATION AND SUPPORT OF GIFTED CHILDREN IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS, SUBORDINATED TO DEPARTMENT OF EDUCATION OF SURGUT CITY ADMINISTRATION

В статье рассмотрены проблемы, возникающие при работе с одаренными детьми. Особое внимание уделяется развитию модели выявления, сопровождения и поддержки интеллектуально-одаренных детей, обучающихся в общеобразовательных организациях города Сургута. На основе анализа результатов обучающихся делается вывод о том, что в Сургуте эффективно реализуется система работы по развитию одаренности детей с разными стартовыми возможностями, совершенствованию форм оказания адресной поддержки каждому ребенку.

The article describes problems that occur at work with gifted children. Special attention is paid to the development of the model for identification, education and support of intellectually gifted children studying in educational organizations of Surgut. Based on the analysis of students' results, it is concluded that the education of gifted children with different potential is effectively implemented in Surgut, and the forms of providing targeted support to each child are improved.

Ключевые слова: одаренные дети, нормативно-правовые документы, ресурсный и тьюторские центры, сетевая профильная школа, каникулярная школа.

Keywords: gifted children, normative legal documents, resource and tutor centers, network profession-oriented school, vacation school.

Развитие одаренных детей - это одна из важнейших проблем нашего общества. Перед педагогами стоит множество задач, главная из которых - способствовать развитию личности ребенка. Работа по обучению одаренных детей - задача, требующая совместных действий не одного, а многих специалистов. В школьном возрасте процент таких детей очень мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Одаренный ребенок, в отличие от одаренного взрослого, несформировавшаяся личность, будущее которой еще не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.

Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться в школьном возрасте. В их числе интеллектуальная одаренность, о развитии которой пойдет речь.

Для детей с интеллектуальной одаренностью характерны следующие черты [1, c. 71]: высокоразвитая любознательность, пытливость; способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя; высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов); раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей; развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному; способность к творческому преобразованию образов, импровизациям; оригинальность суждений, высокая обучаемость; стремление к полной самостоятельности.

В поисках эффективных методов и приемов, форм взаимодействия с детьми выделен выбор оптимального образовательного маршрута ребенка: непосредственно образовательная деятельность; индивидуальная работа; самостоятельная деятельность детей; дополнительное образование; работа в тематических каникулярных сменах.

Федеральными стандартами сделан акцент на деятельностном подходе в образовательном процессе, то есть на развитии способности уметь ставить цель, искать способы ее достижения, быть свободным в выборе, нести полную ответственность за него, максимально использовать свои способности. Можно выделить три основные проблемы в организации работы с одаренными детьми: отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одаренности, видовом ее разнообразии; функционально-целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся; ориентация школы на «уравнивание» под «среднего» без прогноза на индивидуальное развитие.

Методы и формы работы с одаренными детьми на уроках, безусловно, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми обучающимися, но в то же время отличаться своеобразием. Педагогу, работающему с одаренными детьми, необходимо учитывать, что работа с такими детьми разделяется на две формы - урочную и внеурочную. Следует учесть, что нецелесообразно выделять таких детей в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.

В работе с одаренными детьми целесообразно положить в основу следующие принципы педагогической деятельности: принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.

Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов.

В работе с одаренными детьми играют большую роль такие технологии, как продуктивное обучение и компетентностный подход. Именно они позволяют понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с разных точек зрения, использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности.

У одаренных детей проявляется потребность в исследовательской и поисковой деятельности - это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нем жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду и самопознанию.

Метод проектов относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Использование этого метода в урочной и во внеурочной деятельности пробуждает познавательный интерес учащихся, развивает творческие способности. С учетом интересов и уровней развития одаренных детей им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершить ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Педагог в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы.

Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал - это тот первый шаг, который должен проделать педагог со

своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной, включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни. Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, педагогу необходимо научить ребенка: самостоятельно добывать и усваивать новые знания; самостоятельно принимать решения по научным вопросам и проблемам; предлагать качественно новые идеи в решении научных вопросов и проблем.

Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком доступным для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество.

Работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями.

В муниципальной системе образования города Сургута на сегодняшний день уже сложилась и успешно функционирует современная модель выявления, сопровождения и поддержки интеллектуально-одаренных детей, которая выстроена по принципу непрерывности и преемственности на всех уровнях в течение учебного года.

На уровне муниципалитета реализация мер поддержки одаренных и талантливых детей регламентируется нормативно-правовыми документами:

- приказом департамента образования Администрации города от 16.04.2013 №0211-172/13 «Об утверждении Комплекса мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов в системе образования в городе Сургуте»;

- приказом департамента образования от 30.12.2014 № 02-11-884/14 «О порядке комплектования обучающимися центров дополнительного образования (специализированных структурных подразделений), созданных в муниципальных образовательных учреждениях в целях выявления и поддержки лиц, добившихся успехов в учебной и исследовательской деятельности»;

- приказом департамента образования Администрации города от 19.10.2017 №1227-862/17 «Об утверждении тактического плана мероприятий по развитию муниципальной системы образования города Сургута на 2017/2018 учебный год и среднесрочную перспективу»;

- приказом департамента образования Администрации города от 14.11.2016 №1227-783/16 «Об утверждении муниципальной сети центров по работе с интеллектуально одаренными детьми на базе образовательных организации»;

- распоряжением Администрации города от 09.06.2016 № 1012 «Об утверждении перечня муниципальных общеобразовательных учреждений, имеющих структурное подразделение без образования юридического лица в виде центра дополнительного образования детей».

В образовательных учреждениях утверждены:

- положение о функционировании ресурсного центра по работе с интеллектуально одаренными детьми;

- план мероприятий на год (с указанием наименования мероприятий и формы их проведения, ответственных за реализацию мероприятий, сроки исполнения и способы обобщения опыта образовательной организации);

- информационно-аналитические справки и отчеты о результатах деятельности Ресурсного центра.

Важнейшими составляющими в системе работы с одаренными детьми на уровне образовательной организации является:

- внедрение диагностических методик, обеспечивающих раскрытие потенциала талантливых детей с учетом существования разных видов одаренности в различных предметных областях;

- осуществление индивидуального психолого-педагогического сопровождения школьников с признаками одаренности на всех возрастных этапах;

- реализация разноуровневых образовательных программ в условиях организации как урочной, так и внеурочной деятельности в форме школьных кружков и секций, факультативов, школьных лабораторий, научных сообществ, специализированных (профильных) классов, сетевые курсы.

В муниципальной системе образования в 2012 году на базе муниципального автономного учреждения «Информационно-методический центр» создан отдел по поддержке и развитию инициатив для обучающихся. В 2015-2016 учебном году учреждению присвоен статус региональной инновационной площадки «Муниципальная модель организации работы с интеллектуально одаренными детьми». В качестве основной идеи инновационного проекта выдвигается идея создания эффективной, гибкой и адаптивной системы сопровождения, поддержки и обучения интеллектуально одаренных школьников города, направленной на создание многообразия форм и содержания образования для развития одаренности обучающихся, повышение профессиональной компетентности учителя при введении системы работы с одаренными детьми.

С целью выявления талантливых детей на муниципальном уровне с 2015 года началась реализация проекта «Развитие одаренных детей - 21 в Сургуте», направленного на создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в общеобразовательных учреждениях. Апробация проекта осуществляется на базе МБОУ СОШ № 10 с УИОП, МБОУ СОШ № 26, функционирующих в статусе муниципальной инновационной площадки.

Задачи проекта:

- внедрение карты диагностики и развития способностей ребенка;

- осуществление мониторинга индивидуального развития способностей ребенка.

В муниципальной системе образования сформирована инновационная

инфраструктура по работе с одаренными детьми, где на базах муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений функционируют 9 центров:

- 3 специализированных Центра дополнительного образования по работе с одаренными и высокомотивированными детьми (МБОУ СОШ № 0 с углубленным изучением отдельных предметов, МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова», МБОУ гимназия им. Ф.К. Салманова),

- 1 ресурсный центр по образовательной робототехнике (МБОУ СОШ № 15);

- 4 ресурсных центра по работе с интеллектуально-одаренными детьми по направлениям (инженерно-математическое - МБОУ лицей №1, гуманитарное - МБОУ гимназия № 2, естественно-научное - МБОУ Сургутский естественно-научный лицей, спортивное - МБОУ СОШ № 38);

- 1 ресурсный центр по повышению финансовой грамотности обучающихся (социально-экономическое направление - МБОУ СОШ № 1).

В ресурсных центрах по работе с интеллектуально одаренными детьми по направлениям конкретной предметной области обучение осуществляется через зачисление в образовательное учреждение в специализированные (профильные) классы либо посещение сетевых курсов по конкретным предметам.

Основными видами деятельности центров являются:

- выявление и сопровождение одаренных учащихся 8-10 классов образовательных организаций города, проявляющих выдающиеся способности при

изучении отдельных предметов, научно-исследовательской деятельности, через систему мероприятий в форме:

- образовательных сессий сетевой профильной школы;

- сетевых профильных групп;

- учебно-тренировочных сборов;

- лекций, семинаров (в том числе дистанционно);

- разработку учебных и методических материалов;

- проведение конкурсных мероприятий, направленных на выявление интеллектуально одаренных детей;

- организация целенаправленной подготовки одаренных детей к участию в мероприятиях интеллектуальной направленности различного уровня;

- диссеминация результативного опыта по решению актуальных проблем детской одаренности через проведение конференций, совещаний, семинаров, мастер-классов, совместной проектной деятельности;

- оказание консультационной, методической, организационной поддержки образовательным организациям по вопросам работы с детьми с разными видами одаренности;

- осуществление сопровождения обучающихся образовательных организаций города для участия в выездных мероприятиях регионального и федерального уровня (до места проведения мероприятия и обратно, в период проведения);

- участие в повышении квалификации педагогических работников, в работе городских профессиональных сообществ.

В 2016 году на базе образовательных организаций (учреждений дополнительного образования, общеобразовательных учреждений) созданы тьюторские центры по развитию приоритетных направлений в сфере дополнительного образования детей (по развитию технического, естественнонаучного, социально-педагогического, туристско-краеведческого направления, по работе с одаренными детьми, по профессиональной ориентации обучающихся). Важнейшая составляющая центров - разноуровневый подход к реализации дополнительных общеразвивающих программ: - стартовый, базовый и продвинутый уровни. Программы продвинутого уровня один раз в два года проходят процедуру общественно-профессиональной экспертизы, результаты которой рассматриваются на заседании научно-методического совета. Решением научно-методического совета утверждается перечень дополнительных общеобразовательных программ продвинутого уровня, за реализацию которых педагоги дополнительного образования получают дополнительный коэффициент при оплате труда.

Расширяется сеть негосударственных учреждений дополнительного образования. Сегодня среди 14 поставщиков услуг дополнительного образования в рамках персонифицированной системы финансирования дополнительного образования детей только 5 муниципальных учреждений. Почти 60 % из числа вышеуказанных организаций предложили программы технической направленности. Один из поставщиков услуг ООО «Центр инновационных технологий» - это Центр молодежного инновационного творчества (ЦМИТ), это открытая площадка, где дети и подростки учатся воплощать свои инженерные идеи в функциональные прототипы. Главная задача таких площадок - обучать молодежь новым технологиям: робототехнике, цифровому производству, моделированию, прототипированию и работе на станках.

В марте 2018 года для одаренных детей города Сургута откроется детский технопарк «Кванториум». В перечень Квантумов, которыми будет оснащен технопарк в городе Сургуте, входят: И-ТеЛ цех, робоквантум, нанобиоквантум, энерджиквантум, IT+VR квантумы, нейроквантум, промышленный дизайн.

Выбор Квантумов для оснащения детского технопарка «Кванториум» в Сургуте обоснован следующими причинами:

- наличием действующих и стабильно развивающихся на территории города градообразующих предприятий топливно-энергетического комплекса, нуждающихся в специалистах технических специальностей нового поколения;

- наличием действующих профильных вузов, политехнического колледжа, позволяющих продолжить школьникам индивидуальный образовательный маршрут на следующем уровне образования;

- наличием в образовательных организациях города кадровых, методических и материально-технических условий для подготовки детей к освоению более сложных технологий в сфере технического и естественно-научного образования (сегодня в Сургуте реализуются программы технической и естественно-научной направленности в 53-х дошкольных и 39-ти общеобразовательных организациях (школы, лицеи, гимназии) города.

Ведение в эксплуатацию нового оборудования, новых методик работы с талантливыми детьми ставит перед нами задачу организации на системном уровне подготовки педагогов, работающих по новым направлениям: «робототехника», «3D-моделирование и визуализация» и др.

С целью сопровождения учащихся, проявляющих выдающиеся способности при изучении отдельных предметов, научно-исследовательской деятельности, реализуется комплекс мероприятий.

В рамках подготовки к всероссийской олимпиаде школьников продолжает реализацию проект «Сетевая профильная школа», рассчитанный на обучающихся 8-10 классов и направленный на развитие познавательного интереса, предметных способностей интеллектуально одаренных детей города. Программа проекта предусматривает проведение двух сессий в год - весенней и осенней - с привлечением специалистов из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования. К реализации проекта привлекаются специалисты высшей школы - Сургутского государственного университета, Сургутского государственного педагогического университета, Южно-Уральского государственного университета (г. Челябинск), Югорского государственного университета, Югорского физико-математического лицея (г. Ханты-Мансийск), ведущие специалисты разных образовательных областей.

С целью индивидуальной подготовки учащихся к региональному и заключительному этапам всероссийской олимпиады школьников разработана и утверждена модель сопровождения обучающихся. В рамках данного направления на муниципальном уровне организуются учебно-тренировочные сборы, которые проводятся на базе учреждений высшего образования города в форме лекций, семинаров (в т.ч. дистанционно), практических и лабораторных занятий.

Всего в проекте «Сетевая профильная школа» за период 2013-2017 гг. приняли участие более 1000 учащихся школ города.

С 2016 года в работе профильной школы изменен подход в части набора групп:

- группа повышенного уровня для учащихся, являющихся победителями и призерами регионального этапа всероссийской олимпиады школьников с целью осуществления индивидуального сопровождения ребенка в рамках конкретной предметной области;

- группа базового уровня для учащихся, набравших максимальное количество баллов в рейтинг по результатам муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников с целью углубления и совершенствования их подготовки к интеллектуальным соревнованиям регионального уровня.

В осенние каникулы 2016/17 и 2017/18 учебных годов в Сургуте состоялись I и II осенняя каникулярная школа «НАНОГРАД-Сургут». Идея проведения таких смен

возникла как ответ на потребность школьников научиться применять полученные в школе знания по математике, физике, химии, биологии, использовать их для решения конкретных технологий и междисциплинарных задач. Особенность данной школы в том, что она объединяет образование, бизнес, искусство, спорт и высокие технологии. Участниками школы являются школьники, студенты, учителя, ученые и бизнесмены. Концепция каникулярной школы «Наноград» - создание города-технопарка, в котором работают собственные Корпорации, Мастерские, Академия, Фестивальный и Спортивный центры. Учащиеся-жители города ежедневно посещают лекции и мастер-классы, встречаются с экспертами, а также проходят курс занятий в Мастерских.

В сменах приняли участие 200 школьников. В качестве разработчиков специальных заданий (кейсов) для участников Школы (учащихся, студентов, педагогов) выступили ОАО «Сургутнефтегаз», ЗАО «СургутИнформТВ», ООО (МИП) «Информационно-научный WEB-Центр физической культуры, здоровья и спорта», Парк аттракционов "HAPPYLON", ООО «Высота», ООО «Альта Систем», ООО «Конструкторское бюро "Автоматизированные системы и анализ"», ОАО «Тюменская энергосбытовая компания», Управление по природопользованию и экологии Администрации города, АНО ДПО «Институт развития компетенций», БУ ВО «Сургутский государственный университет», БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет».

Активно развивается движение Junior Skills - форма ранней профессиональной ориентации школьников, позволяющая людям уже в 10-17 лет получить начальные профессиональные навыки и начать планировать свое будущее. В апреле 2017 года в рамках чемпионата на муниципальном уровне сургутские школьники соревновались в десяти компетенциях инженерных профессий (системное администрирование, электроника, мехатроника, прототипирование, мобильная робототехника и др.). При этом оборудование для большей части из них предоставили предприятия Сургута, которые выступили в качестве социальных партнеров мероприятия.

Для качественной подготовки учащихся, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, к мероприятиям Российской научно-социальной программы научной молодежи «Шаг в будущее» в муниципальной системе образования реализуется комплекс мер по направлениям:

• подготовка к городской конференции молодых исследователей через систему он-лайн консультаций, встреч с членами жюри и представителями внешних социальных партнеров по теме исследования учащихся (в течение года);

• индивидуальная подготовка учащихся к окружной конференции и Всероссийскому форуму.

С целью поддержки учащихся, достигших высоких результатов и их дальнейшей мотивации, в Сургуте существует система поощрения одаренных школьников:

• освещение достижений одаренных детей в средствах массовой информации;

• проведение мероприятий, предполагающих чествование победителей и призеров (торжественные церемонии и встречи с главой города, губернатором округа). В апреле 2017 года победители и призеры Всероссийского форума «Шаг в будущее» приняли участие во встрече с Н. Комаровой и В. Шуваловым, где поделились своими идеями и предложениями в части поддержки научно-исследовательской деятельности школьников;

• организация выездных мероприятий общей интеллектуальной направленности, так называемый «образовательный туризм» (тренинги в рамках Всероссийского проекта «Путь к Олимпу», учебные сессии «Квадрат Декарта», Всероссийский форум «Будущие интеллектуальные лидеры России», профильные и проектные смены Образовательного центра «Сириус», научная школа семинар «Академия юных», научная сессия старшеклассников, экскурсионно-образовательная поездка «Три ратных поля России»). В июле 2017 года 3 учащихся посетили проектную смену в г. Сочи (центр «Сириус»),

участниками которой могут стать дети, увлеченные наукой, конструированием, техническим творчеством;

• выплата денежных поощрений победителям и призерам городских мероприятий из средств муниципального бюджета по результатам конкурсных состязаний (конкурс среди учащихся подведомственных образовательных учреждений по результатам образовательных, творческих, спортивных достижений, достижений в социально-значимой деятельности, муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников, городская конференция молодых исследователей «Шаг в будущее»);

• размещение на городской Доске почета.

Итоги реализации комплекса мер по работе с одаренными детьми находят отражение в результатах участия сургутских школьников в региональном, заключительном этапах всероссийской олимпиады школьников, в научно-социальной программе «Шаг в будущее», в иных конкурсных проектах.

В 2016-2017 учебном году в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняло участие 186 учащихся из 29 образовательных организаций города Сургута (таблица 1). Сорок семь участников регионального этапа приняли участие в двух и более олимпиадах по общеобразовательным предметам.

Таблица 1

Динамика числа участников регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников и количества призовых мест

Показатели 2014-2015 2015-2016 2016-2017

Число участников 179 209 186

Общее число призовых мест 33 32 33

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

% победителей и призеров 18,4 15,3 17,7

Стабильно высокие результаты участия школьников в различных этапах научно-социальной программы «Шаг в будущее» (табл. 2) свидетельствуют о наличии эффективной системы сопровождения учащихся по данному направлению.

Таблица 2

Динамика числа участников, победителей и призеров научно-социальной

программы «Шаг в будущее»

Наименование 2014-2015 уч. год 2015-2016 уч. год 2016-2017 уч. год

участники победители и призеры участники победители и призеры участники победители и призеры

Городская конференция молодых 146 42 188 45 142 45

исследователей

«Шаг в будущее»

Окружная конференция «Шаг в будущее» 7 5 10 6 10 7

Всероссийский форум 20 11 24 13 20 11 (9)

научной молодежи «Шаг в будущее»

Городское соревнование 277 42 259 33 292 38

юных исследователей

«Шаг в будущее. Юниор»

Всероссийское - - - - 6 5 (4)

соревнование-выставка

В период с 15 по 17 марта 2017 года состоялся IX Всероссийский робототехнический фестиваль «РобоФест» (г. Москва). Это крупнейший в Европе и один из крупнейших в мире фестивалей, ежегодно собирающий лучших участников научно-технического творчества в возрасте от 6 до 30 лет, которые представляют свои уникальные разработки.

На фестивале в 2017 году команда обучающихся из 3 образовательных организаций (Сургутский естественно-научный лицей, начальная школа «Прогимназия», детский сад № 61 «Лель») заняла 6 призовых мест (1 место - 3, 2 место - 2 , 3 место - 1). Стоит отметить, что в состав команды вошли воспитанники дошкольного образовательного учреждения и начальной школы.

По результатам соревнований наши победители из Сургутского естественнонаучного лицея приглашены представлять Российскую Федерацию на Чемпионате мира по робототехнике, который пройдёт в США с 19 по 25 апреля.

Увеличивается уровень включенности обучающихся в мероприятия, направленные на развитие интеллектуально одаренных детей. На 1 января 2018 года по сравнению с 2013 годом число участников мероприятий, направленных на развитие интеллектуально одаренных детей увеличилось в 2,5 раза (без учета олимпиадного движения, конференции «Шаг в будущее»).

Муниципальная модель организации работы с одаренными детьми способствует развитию одаренности детей с разными стартовыми возможностями, совершенствованию системы оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему повышенные интеллектуальные способности.

Формирование индивидуальных траекторий развития обучающихся позволяет полностью реализовать их образовательные потребности с момента выявления способностей ребенка, на протяжении всего периода обучения в образовательных организациях города.

Литература

1. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. М : Просвещение, 1984. 79 с.

2. Опыт работы с одаренными детьми в современной России : мат. Всерос. науч. -практ. конф. ( г.Москва, 6-8 февраля 2003 г.) / науч. ред. Л П Дуганова. М : Мо РФ, 2003. 384 с.

3. Опыт работы с одаренными детьми в современной России : сб. мат. Всерос. науч.-практ. конф. / науч. ред. Н Ю Синягина, Н В Зайцева. М : Арманов-центр, 2010. 297 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.