Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О НАПИСАНИИ И ПРЕДСТАВЛЕНИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ШКОЛЬНИКОВ'

К ВОПРОСУ О НАПИСАНИИ И ПРЕДСТАВЛЕНИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ШКОЛЬНИКИ / УЧАЩИЕСЯ / КОНФЕРЕНЦИЯ / «ШАГ В БУДУЩЕЕ» / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Король Елена Витальевна, Царская Татьяна Сергеевна

Современные методы и подходы в системе среднего образования позволяют заниматься исследовательской деятельностью школьникам разных возрастных категорий с учетом их индивидуальных интеллектуальных потребностей и возможностей. Ощущение удовлетворения учащихся от успешного выполнения учебно-исследовательской работы повышает у них познавательную активность и интерес как к самому процессу обучения, так и к дальнейшей исследовательской деятельности в будущем. В данной статье актуализируется проблема написания учебно-исследовательских работ учащихся среднеобразовательных учреждений в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего образования. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы и практического многолетнего опыта работы в качестве члена жюри в секции «Иностранные языки» на различных этапах научно -практической конференции учащихся «Шаг в будущее» авторы предлагают практические рекомендации по подготовке к написанию и представлению учебно-исследовательских работ в аспекте изучения иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Король Елена Витальевна, Царская Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF WRITING AND PRESENTING EDUCATIONAL AND RESEARCH WORKS OF SCHOOLCHILDREN

Modern methods and approaches in the secondary education system allow pupils of different age categories to engage in research activities, taking into account their individual intellectual needs and capabilities. The feeling of satisfaction of pupils from the successful completion of educational research work increases their cognitive activity and interest both in the learning process itself and in further research activities in the future.This article actualizes the problem of writing educational and research papers by students of secondary educational institutions in accordance with the requirements of the State Educational Standard of Secondary Education. Based on the theoretical analysis of psychological and pedagogical literature and practical longterm experience as a member of the jury in the “Foreign Languages” section at various stages of the scientific-practical conference of schoolchildren “Step into the Future”, the authors offer practical recommendations for writing and presenting educational and research work in the aspect of learning a foreign language.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О НАПИСАНИИ И ПРЕДСТАВЛЕНИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 371.388.6 DOI 10.37972/chgpu.2021.111.2.022

Е. В. Король, Т. С. Царская

К ВОПРОСУ О НАПИСАНИИ И ПРЕДСТАВЛЕНИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ШКОЛЬНИКОВ

Сургутский государственный университет, г. Сургут, Россия

Аннотация. Современные методы и подходы в системе среднего образования позволяют заниматься исследовательской деятельностью школьникам разных возрастных категорий с учетом их индивидуальных интеллектуальных потребностей и возможностей.

Ощущение удовлетворения учащихся от успешного выполнения учебно-исследовательской работы повышает у них познавательную активность и интерес как к самому процессу обучения, так и к дальнейшей исследовательской деятельности в будущем.

В данной статье актуализируется проблема написания учебно-исследовательских работ учащихся среднеобразовательных учреждений в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего образования.

На основе теоретического анализа психо лого-педагогической литературы и практического многолетнего опыта работы в качестве члена жюри в секции «Иностранные языки» на различных этапах научно-практической конференции учащихся «Шаг в будущее» авторы предлагают практические рекомендации по подготовке к написанию и представлению учебно-исследовательских работ в аспекте изучения иностранного языка.

Ключевые слова: учебно-исследовательские работы, деятельность, познавательная активность, школьники, учащиеся, конференция, «Шаг в будущее», иностранный язык.

Е. V. Korol, Т. S. Tsarskaya

ON THE QUESTION OF WRITING AND PRESENTING EDUCATIONAL AND RESEARCH WORKS OF SCHOOLCHILDREN

Surgut State University, Surgut, Russia

Abstract. Modern methods and approaches in the secondary education system allow pupils of different age categories to engage in research activities, taking into account their individual intellectual needs and capabilities.

The feeling of satisfaction of pupils from the successful completion of educational research work increases their cognitive activity and interest both in the learning process itself and in further research activities in the future.

This article actualizes the problem of writing educational and research papers by students of secondary educational institutions in accordance with the requirements of the State Educational Standard of Secondary Education.

Based on the theoretical analysis of psychological and pedagogical literature and practical long-term experience as a member of the jury in the "Foreign Languages" section at various stages of the scientific-practical conference of schoolchildren "Step into the Future", the authors offer practical recommendations for writing and presenting educational and research work in the aspect of learning a foreign language.

Keywords: educational and research work, activities, cognitive activity, schoolchildren, students, conference, "Step into the Future ", foreign language.

Введение. Одним из требований к предметным результатам освоения иностранного языка в среднеобразовательных учреждениях, согласно ФГОС, является овладение иностранным языком как одним из средств формирования учебно-исследовательских умений и расширения знаний учащихся в других предметных областях [8].

Следует отметить, что формирование учебно-исследовательских умений в школе осуществляется за счет исследовательской деятельности с позиции учебной, а не научной.

Считается, что учащиеся среднеобразовательных учреждений не могут заниматься научной деятельностью, так как для ее осуществления требуются высококвалифицированные научные кадры и специальное оборудование, лаборатории, однако привлечение их интереса к научно-исследовательской деятельности важно в отечественном образовании [5, с. 121].

Поэтому приобщение школьников к миру науки, реализация их научных интересов и потребностей осуществляется через организованную учебно-исследовательскую деятельность в среднеобразовательных учреждениях.

Соответственно, в нашей работе правомернее будет исключить понятие научно-исследовательская деятельность учащихся в пользу учебно-исследовательской, или исследовательской .

Под учебно-исследовательской деятельностью учащихся среднеобразовательных учреждений мы будем считать организованную деятельность как способ формирования мировоззренческой картины учащихся, а также как инструмент, направленный на поиск, доказательство закономерных связей анализируемых фактов, явлений или процессов (формулировка целей и задач исследования; выдвижение гипотезы для решения проблемы; овладение методикой исследования, обработкой, анализом и обобщением статистического материала; ознакомление с литературой и интернет-источниками по проблеме исследования; написание и защита итоговой работы) [4], [5], [11].

Предметом наших изысканий стали учебно-исследовательские работы учащихся, предъявляемые на конференции «Шаг в будущее», организуемой и проводимой для выявления и развития у школьников профильных творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, формирования ключевых компетенций, профессионально-значимых качеств личности и мотивации к практическому применению предметных знаний, создания необходимых условий поддержки творчески одаренных детей, научного просвещения и целенаправленной профессиональной ориентации учащейся молодежи, пропаганды научных знаний, формирования состава студентов высших учебных заведений из граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению программ высшего образования.

Целью данной работы является разработка ряда рекомендаций, предназначенных как для руководителей, так и для молодых исследователей, по выполнению и написанию исследовательских работ в аспекте изучения иностранного языка учащимися среднеобразовательных учреждений.

Актуальность исследуемой проблемы. Актуальность работы обусловлена тем, что во многих среднеобразовательных учреждениях в программе обучения отсутствуют отдельные курсы по формированию и развитию учебно-исследовательских умений и навыков учащихся. Федеральный государственный стандарт среднего общего образования предоставляет право на возможность заниматься исследовательской деятельностью уже со школьной скамьи. А получить все необходимые знания и умения для осуществления учебно-исследовательской деятельности, заложенные в требованиях Государственного образовательного стандарта к программе среднеобразовательного обучения в рамках одного или двух предметов, не всегда является возможным. Считается, что данный вид деятельности в предметном обучении школьников является интегрированным компонентом.

Соответственно, возникают некоторые затруднения в написании учебно-исследовательских работ в школе, и назревшие размышления в результате анализа и систематизации опыта работы, оценивания и комментирования решений комиссий конкурсных работ школьников, представляемых на конференции, побуждают авторов предложить ряд рекомендаций по их составлению.

Материал и методы исследования. Материалом исследования послужили учебно-исследовательские работы учащихся среднеобразовательных школ. Проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучения проблемы познавательной деятельности учащихся, изучены федеральный государственный образовательный стандарт среднего образования, программные положения конкурсного движения «Шаг в будущее», проанализирован практический опыт разбора проблемных ситуаций и ошибок работ школьников, представлены рекомендации по их преодолению.

Результаты исследования и их обсуждение. На сегодняшний день изучение и знание языков является не только показателем образованности и актуальным фактором при выборе будущей профессиональной ориентированности выпускников школ, но и инструментом для проведения исследовательской деятельности в рамках образовательных программ и элективных курсов на средней ступени образования в российских школах.

Предмет «Иностранный язык» дает широкие возможности использования элементов исследовательской деятельности и эксперимента школьникам. Исследования, проводимые в рамках изучения иностранного языка как предмета гуманитарного и общеобразовательного направления, характеризуются доступностью и разнообразием текстового материала, не обременяются техническими сложностями.

Но, несмотря на перечисленные преимущества, уже на первых этапах продумывания подходов и выстраивания алгоритма исследования педагог, он же и руководитель проекта молодых исследователей, сталкивается не только с проблемой конкретизации направления работы, но и с ее осуществлением в целом [7, с. 26].

Очевидно, что осуществлению исследовательской деятельности в образовательном учреждении предшествует хорошо организованный учебно-познавательный процесс, с высокой активизацией и с вовлечением как минимум двух сторон обучения: педагога и ученика. И степень вовлеченности педагогов и учеников на средней образовательной ступени, когда педагогическое содействие со стороны учителей играет важную роль в образовательном процессе в целом, является преимущественной [6], [9].

Исследовательская деятельность, по мнению И. Н. Семенова, неразрывно связана с понятием «познавательная активность» - помимо собственно интеллектуальной составляющей, при составлении исследовательских работ имеется еще и ярко выраженный личностный аспект [6, с. 19].

Так как вовлеченность молодых ученых в исследовательскую деятельность формирует у них целостное представление об окружающем мире, помогает вырабатывать и совершенствовать умения видеть проблемы с оригинальной позиции, то и познавательная активность приобретает вид потребности как «внутренний источник активности» [6, с. 19].

Следует отметить, что осуществлению учебно-исследовательской деятельности в школе предшествует эффективная реализация учебно-познавательной активности обучающихся. «Познавательная активность - состояние готовности к познавательной деятельности, то состояние, которое предшествует деятельности и порождает ее. Активность чревата деятельностью» [11, с. 133], следовательно, чревата учебно-исследовательской деятельностью.

Однако учебно-познавательная активность учащихся в школе направлена преимущественно не на открытие новых знаний, а на дидактически обработанные и систематизированные данные той или иной области науки на основе применения разных методов и способов познания [3, с. 374].

Так, в ходе составления исследовательской работы учащимися среднеобразовательных учреждений одним из эффективных инструментов как способ научного познания является иностранный язык, вернее, его владение учащимися для полного и осмысленного понимания информации, предоставляемой на языке оригинала зарубежных исследователей.

Н. В. Бордовская, С. И. Розум в своей работе отмечают, что исследовательская деятельность в школе организуется не только как познавательный, но и как коммуникативный процесс через взаимодействие учителя и ученика. Коммуникативное влияние педагога на ученика как результат обмена информацией велико и возможно тогда, когда оба участника (педагог и ученик), понимают друг друга и «говорят на одном языке» [3].

Осуществление исследовательской деятельности происходит за счет включения и взаимодействия таких механизмов, как: 1) коммуникация; 2) интеракция; 3) межличностная перцепция; 4) когнитивные стили [3, с. 374].

Изучение теоретических психолого-педагогических положений по проблеме осуществления учебно-исследовательской деятельности в школе, личный профессиональный опыт позволили нам составить ряд рекомендаций по написанию исследовательских работ в рамках изучения иностранного языка.

Здесь следует сделать акцент на специфике самого предмета, которая сама по себе определена не только широтой исследуемого предмета, но и часто недостаточной готовностью преподавателей проводить исследовательские работы по лингвистическим направлениям, так как большинство учителей сами выполняли научные (студенческие) исследования в рамках методики преподавания иностранных языков, что в корне отличается от методов изучения языковых явлений, их функционирования и т. д.

Прежде всего, научному руководителю работ, связанных с иностранным языком, необходимо четко дифференцировать направление предполагаемого исследования, а именно: исследование проводится на языке (любая тематика, представляемая на иностранном языке), о языке (чисто филологические темы) или о работе с языком (переводоведение или методика преподавания языков, сопоставление языковых элементов).

Исследования также могут быть смежными, например, лингвокультурологические (исследования реалий культуры народа, его традиций, способа реализации языка в практике), или психолингвистической направленности (процессы запоминания, восприятия языковых элементов, нарушение коммуникации), или изучение функциональной компоненты (использование языка в документации, публицистике, общении).

Все работы лучше представлять на родном языке, кроме первого из перечисленных типов, так как у представляемых на языке работ другие цели, тематика (а значит, и область исследования не может быть оценена адекватно экспертами по иностранным языкам) и оценивать их можно только за уровень владения иностранным языком и коммуникативность исследователя. Например, работы, представлявшие социологическое исследование отношения детей к курению (глубину проработки проблемы оценить могут только специалисты-социологи), исследование влияния американских мультфильмов -в частности, в переводной версии - на подростков могут качественно оценить педагоги или психологи и т. д. Такой вид работы целесообразно предпринимать на высших уровнях обучения, где возникает необходимость формирования компетенции иноязычной коммуникации и представления результатов своего исследования из другой научно-практической сферы, к примеру, в вузе.

Итак, направление и область исследования определены и необходимо корректно сформулировать тему. Тему можно корректировать несколько раз в ходе исследования. Это зависит как от возможностей учащегося (его языковые познания, возможность анализа стилистического плана, возможность получения достаточного количества примеров или отрезков текста для исследования), так и от результатов, к которым приведет проделанная

работа. Главное, чтобы проведенное исследование полностью или хотя бы в большей мере соответствовало предложенному названию.

Помните, если в названии присутствуют термины, их обязательно надо обосновать и рассмотреть в работе, указывая источники заимствования терминологии. Так как размер работы учащегося лимитируется требованиями организаторов конкурсов, рассчитывайте и тщательно отбирайте нужную вам информацию, избегая чрезмерной теоретиза-ции, - лучше отведите больше места для практического исследования.

Тем не менее, следует помнить, что для корректной формулировки темы не стоит выбирать слишком обобщенные названия. Например, тему о стилистических приемах в рекламном тексте лучше сразу сузить до «Использование гиперболизации в текстах рекламы товаров», или выбрать тот стилистический или лингвистический прием, который вы обнаружили в ходе анализа аутентичных текстов, либо сузить объем исследования, определив тип рекламного текста (например, анализ метафор в коммерческой рекламе / социальной рекламе / рекламных слоганах).

Рассмотрим пример из опыта: такая тема, как «Ложные друзья переводчика», представляет собой заглавие для книги, словаря, объемного научного труда, поэтому лучше сразу оговорить, какой аспект лексики рассматривается либо в каких текстах; возможно, ребенок сможет провести семантический анализ единиц (лингвистический аспект), ее восприятие носителями и изучающими язык (психолингвистический аспект), введение в контекст с измененным смыслом (переводческий и семантический анализ).

Еще одним полезным приемом сужения темы может стать дополнение к формулировке темы, оформление в скобках, например: формулировка темы (на материале текстов социальной рекламы) или формулировка темы (на материале лексикографических источников) и т. д. Когда направление определено, примерный вариант темы сформулирован, руководитель должен помочь школьнику в отборе литературы, научных источников, причем четко осознавая сложность представления теоретических воззрений, определения терминологии, чтобы учащийся понимал свою задачу и мог сам находить исследуемые явления, дифференцировать их функции или семантику.

Можно помочь в определении методики анализа, предложенной в работах более опытных исследователей, но ни в коем случае нельзя перекладывать эту работу на плечи ребенка. Все закончится откровенным плагиатом и осознанной обидой за потраченное время, неоцененность труда.

Объясняйте школьнику правила и традиции корректного цитирования, разницу между ссылкой на старших коллег-исследователей и его собственными находками. Акцент должен быть сделан на работе с языковым материалом, который вы вместе будете объяснять на основе прочитанной теории. Не стоит также полагаться на родителей школьника. Они могут помочь только созданием условий для работы, обучением форматированию и оформлению текста, советом, как лучше организовать время.

Далее наступает этап оформления и представления работы, о котором здесь мы не будем говорить пространно, потому что требования к оформлению исследовательских работ школьников различаются в зависимости от уровня и требований организаторов конкурсов, так же как и параметры, предъявляемые к каждому из разделов научной работы.

А совет заключается в следующем: прежде чем приступить к оформлению работы, тщательно изучите информационное письмо с требованиями к представляемым материалам, где, кроме данных форматирования текста (размер шрифта, межстрочный интервал, выравнивание), должны быть перечислены требования к структуре работы, например, наличие / отсутствие аннотации, количество строк в аннотации, возможно, количество страниц на введение и заключение, их элементы. Точность соответствия требованиям и корректное оформление текстового материала работы оцениваются всегда.

К сожалению, опыт работы показывает, что не все руководители понимают важность правильного оформления исследования, и ценность работ учащихся по этой причине снижается, но, что еще хуже, может повлиять на допуск работы к представлению, и тогда все затраченные усилия будут напрасны.

Из опыта работы по рецензированию и оцениванию исследований школьников можно констатировать наиболее уязвимые элементы структуры работ - это отсутствие указания использованных методов, некорректное представление материала исследования или их отсутствие. Ответственность за такие упущения полностью лежит на руководителе, потому что, если учащемуся не проговаривать методы, их возможные варианты, он не сможет ответить без подготовки на представлении на конкурсе. Объяснение сути методов - это работа научного руководителя.

Одним из ведущих критериев выполненного исследования является его достоверность, которая базируется на методах исследования, материале исследования и корпусе исследования. Вопрос о достаточном количестве примеров в работе неоднократно задавался руководителями-учителями и членам жюри. Конечно, принцип «чем больше, тем лучше» срабатывает всегда, но надо понимать, что разные исследования требуют разного количества экспериментальных данных и подсчета. В нашей практике ребята, работы которых были хорошо представлены и высоко оценены, брали для анализа один рассказ, сопоставляли один вид документа в русском и английском / французском / немецком языках, анализировали заголовки двух-трех газет, одну речь политического деятеля в оригинале или варианты произношения одного детского стихотворения, прочитанные и записанные с помощью интернета носителями языка из разных регионов и городов Великобритании. Здесь важнее не большое количество, а достаточное, чтобы ребенок понял процесс поиска закономерностей, смог сделать наблюдения и зафиксировать результат. Тем не менее, статистика всегда должна присутствовать в работе. Согласитесь, что сказать: «люди переводят ...»; или «люди произносят ...» звучит гораздо менее внушительно, чем «2 респондента из 15 перевели ...»; или «трое из 10 произнесли звук...». Если не выявили статистику в работе, то не забудьте подготовить ее к устному представлению на конференции или конкурсе.

Работа проведена, описана, оформлена и допущена к презентации на конференции. Руководитель и участник готовят текст доклада и презентацию. Здесь важно помнить: свою работу, ее преимущества и недостатки вы знаете лучше всех, поэтому целесообразно составлять презентацию так, чтобы слайды соответствовали речи выступающего примерно равномерное количество времени, не обременяли, а помогали ребенку справиться с волнением, подсказать в трудную минуту и одновременно показывали достижения и объем проделанной работы.

Слайдов не должно быть много. Они должны равномерно распределяться между представлением теоретической базы исследования и практическим материалом, иллюстрирующим методику анализа, сопоставления, выделения исследуемых явлений. Причем теоретических положений или определение терминосистемы может быть совсем небольшое количество - только самое необходимое.

Не стоит забывать: чтобы представление работы выглядело достойно и убедительно, надо показать, как она проводилась, какие выводы и на каких основаниях были сделаны, подтверждая и иллюстрируя каждый из них на материале исследования. Достаточно часто наблюдается ситуация, когда, чрезмерно увлекшись пересказом чужих достижений или теорий, докладчик скомканно представлял свою собственную работу, не успевал объяснить поступательность своих действий, что сказывалось на оценивании исследования. Если вы нечетко представили достижения, члены комиссии увидят в основном недоработки, потому что любой индивидуальный взгляд на ситуацию, если не имеет веских

доказательств, подвержен критике. В каждой работе присутствуют недостатки, важно показать ее достоинства!

Следующая рекомендация в большей степени касается авторитарных руководителей. Составляя мультимедийную презентацию, не старайтесь навязывать ребенку те примеры или терминологию, которые он не совсем понимает или не анализировал сам. Если такая ситуация неизбежна, объясните юному исследователю просто, что скрывается под емкими и звучными терминами, покажите на примерах, и тогда учащийся будет уверенно себя чувствовать, вступать в коммуникацию по поводу своего исследования. В учебной ситуации важнее не выученное наизусть непонятное определение термина, а понимание функциональности языкового анализа, новые знания и маленькие открытия, которые школьник сделал сам, а этого возможно достичь при понимании процесса проведенного исследования на практическом языковом, культурологическом материале.

Последнее, что необходимо отметить относительно проблем приобщения школьников к исследовательской деятельности, - это отношение к мнению эксперта работы.

По правилам любого конкурса каждая представленная работа должна получить рецензию независимого и незаинтересованного лица, имеющего опыт научных исследований. Как правило, это преподаватели вузов, имеющие научные степени, работающие в определенной научной сфере. Требования оформления рецензии таковы, что эксперт должен представить все достижения и недочеты работы, полученной на ознакомление. Не стоит обижаться и тем более бояться высказанных замечаний. Отнеситесь к ним рационально: ведь замечания не умаляют вашего труда, не критикуют проделанную работу, а всего лишь указывают на некоторые недочеты в проработке терминов, в формулировке полученных результатов. Целью этих замечаний является не принижение ваших достижений, а подсказка, которую можно продумать, доработать и использовать на устном представлении работы. По крайней мере, вы готовы к подобным замечаниям, а подготовлен - значит, вооружен.

Выводы. Таким образом, при подготовке к написанию учебно-исследовательских работ в аспекте изучения иностранного языка следует учитывать такие показатели, как: 1) учет индивидуальных возрастных особенностей учащихся; 2) вид выполнения исследовательского задания (учебно-исследовательский, научно-исследовательский, творческий проект); 3) характер содействия педагога при выполнении работы учеником (полная или частичная организация); 4) особенности содержания изучаемой темы.

Но по мнению Ю. К. Бабанского и В. И. Андреева, эффективность любого педагогического процесса закономерно зависит от условий, в которых он протекает [1], [2].

Соответственно, необходимо создавать условия, обеспечивающие стойкую мотивацию у учащихся к учебно-исследовательской деятельности, к овладению ими новыми способами познания в научном мире, влияющие на формирование и развитие умений и навыков в исследовательской деятельности.

На практике же это упирается в вопрос целенаправленной организации и регулирования учебно-исследовательского процесса, который обуславливается прежде всего наличием времени, вырабатываемым стилем общения учителя и школьника. Поэтому необходимо правильно планировать виды и формы задач, выбирать системы заданий, а также, возможно, найти прагматические моменты заинтересованности школьника (повышение текущей оценки, создание портфолио учащегося, возможность иметь дополнительные сертификаты, баллы для выпускника). Опыт показывает, что многие начинания прагматического характера перерастают в реальную заинтересованность в публичном выступлении либо процессе и предмете исследования в целом. Неоднократно участники одного из этапов конференции впоследствии представляли свои работы в других сферах, продолжали начатое исследование в последующие годы и даже развивали тему исследования уже на более осознанном уровне, продолжая обучение на лингвистических направлениях в вузах.

Тем не менее, заинтересовав школьника, нельзя забывать, что учитель является руководителем. Ребенок не может сам и не знает, как проводить данный вид работ, поэтому успех определяется в полной мере заинтересованностью и умелым руководством педагога.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань : Изд-во КГУ, 1988.-238 с.

2. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М. : Педагогика, 1987. -299 с.

3. Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика : учебник для вузов. - СПб. : Питер, 2011. -

624 с.

4. Исследовательская деятельность : словарь / сост. Е. А. Шашенкова. - М. : Перспектива, 2010. - 88 с.

5. Мазяркина Т. В., Первак С. В. Исследовательская деятельность школьников [Электронный ресурс] // Современные наукоемкие технологии. - 2011. - № 1. - С. 121-123. - Режим доступа : http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=26656 (дата обращения: 04.03.2021).

6. Семенов И. Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности : учебное пособие. - М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 64 с.

7. Ставрук М. А., Даншюк Л. Г., Король Е. В., Сергиенко Н. А. Содержание и организация научно-исследовательской деятельности студентов и школьников (на материале работ на английском языке) : учеб. пособие. - Сургут : ИЦ СурГУ, 2017. - 109 с.

8. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.https://fgos.ru/ (дата обращения: 15.03.2021).

9. Хаджиев С. М. Познавательная деятельность и специфика ее осуществления учащимися старших классов // Научно-теоретический журнал «Новой школе - новые стандарты». - 2011. - № 3(8). - С. 114-120.

10. Храмова Н. А., Пфаненштилъ Н. Г. Формирование мотивации и умений исследовательской деятельности студентов в условиях многоуровневой системы образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2020. - № 2(107). - С. 219-225.

11. Царская Т. С., Потоцкая Н. П. Особенности организации самостоятельной работы студентов медицинских специализаций в процессе обучения английскому языку в вузе // Педагогический журнал. - 2019. -Т. 9, № 1А. - С. 131-143.

Статья поступила в редакцию 19.03.2021

REFERENCES

1. Andreev V. I. Dialektika vospitaniya i samovospitaniya tvorcheskoj lichnosti. - Kazan' : Izd-vo KGU, 1988.-238 s.

2. Babanskij Yu. K. Problemy povysheniya effektivnosti pedagogicheskih issledovanij. - M. : Pedagogika, 1987.-299 s.

3. Bordovskaya N. V., Rozum S. I. Psihologiya i pedagogika : uchebnik dlya vuzov. - SPb. : Piter, 2011. - 624 s.

4. Issledovatel'skaya deyatel'nost' : slovar' / sost. E. A. Shashenkova. - M. : Perspektiva, 2010. - 88 s.

5. Mazyarkina T. V., Pervak S. V. Issledovatel'skaya deyatel'nost' shkol'nikov [Elektronnyj resurs] // Sov-remennye naukoemkie tekhnologii. - 2011. - № 1. - S. 121-123. - Rezhim dostupa : http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=26656 (data obrashcheniya: 04.03.2021).

6. Semenov I. N. Tendencii psihologii razvitiya myshleniya, refleksii i poznavatel'noj aktivnosti : uchebnoe posobie. - M. : Moskovskij psihologo-social'nyj institut ; Voronezh : Izdatel'stvo NPO «MODEK», 2000. - 64 s.

7. Stavruk M. A., Danilyuk L. G., Кого! E. V., Sergienko N. A. Soderzhanie i organizaciya nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov i Shkolnikov (na materiale rabot na anglijskom yazyke) : ucheb. posobie. -Surgut : 1С SurGU, 2017.- 109 s.

8. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : www.https://fgos.ru/ (data obrashcheniya: 15.03.2021).

9. Hadzhiev S. M. Poznavatel'naya deyatel'nost' i specifika ее osushchestvleniya uchashchimisya starshih klassov // Nauchno-teoreticheskij zhurnal «Novoj shkole - novye standarty». - 2011. - № 3(8). - S. 114-120.

10. Hramova N. A., Pfanenshti! N. G. Formirovanie motivacii i umenij issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov v usloviyah mnogourovnevoj sistemy obrazovaniya // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2020. - № 2(107). - C. 219-225.

12. Carskaya Т. S., Potockaya N. P. Osobennosti organizacii samostoyatel'noj raboty studentov medicinskih specializacij v processe obucheniya anglijskomu yazyku v vuze // Pedagogicheskij zhurnal. - 2019. - T. 9, № 1A. -S. 131-143".

The article was contributed on March 19, 2021

Сведения об авторах

Король Елена Витальевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и переводоведения Сургутского государственного университета, г. Сургут, Россия; e-mail: elena-korol@mail.ru

Царская Татьяна Сергеевна - преподаватель кафедры иностранных языков Сургутского государственного университета, г. Сургут, Россия; e-mail: zts40@mail.ru

Author information

Korol, Elena Vitalyevna - Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Linguistics and Translation Studies, Surgut State University, Surgut, Russia; e-mail: elena-korol@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tsarskaya, Tatyana Sergeevna - Lecturer of the Department of Foreign Languages, Surgut State University, Surgut, Russia; e-mail: zts40@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.