Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ФОРМАХ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ИХ ПУБЛИКАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ'

О НЕКОТОРЫХ ФОРМАХ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ИХ ПУБЛИКАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ / КЛУБ ДЕБАТОВ "СПИКЕР" / НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / RESEARCH ACTIVITIES / MEDICAL STUDENTS / DEBATE CLUB "SPEAKER" / SCIENTIFIC CONFERENCE / FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Царская Татьяна Сергеевна, Ставрук Марина Александровна

В данной статье актуализируется проблема приобщения студентов медицинского направления подготовки к публикационной активности. Авторы выдвигают два фактора, влияющие на ее повышение: эффективная организация и проведение научно-исследовательской деятельности молодых ученых-медиков и активное иноязычное изучение английского языка с сфере профессиональной коммуникации. Авторы проанализировали результаты мониторинга, проводимые на студентах неязыковых направлений подготовки Сургутского государственного университета на предмет выяснения потребностей и ожидаемых результатов обучения студентов, в котором навыки, необходимые для обучения в университете и занятий наукой, а также языковые компетенции являются одними из желаемых среди обучающихся медицинского вуза. Исходя из личного опыта работы, для разрешения исследуемой проблемы, авторы излагают описание таких активных внеаудиторных форм, способствующие развитию научно-исследовательской деятельности в тесной интеграции с иностранным языком, как: конференция, клуб дебатов «Спикер».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Царская Татьяна Сергеевна, Ставрук Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME FORMS OF ORGANIZATION OF RESEARCH ACTIVITIES OF MEDICAL STUDENTS IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AS A CONDITION FOR INCREASING THEIR PUBLICATION ACTIVITY

The article actualizes the problem of involving medical students into publication activity. The authors put forward two factors influencing its increase: the effective organization of research activities of young medical scientists and active learning of foreign language in professional communication. The authors have analyzed the results of monitoring carried out on non-linguistic students training at Surgut State University in order to identify the needs and expected learning outcomes of students, in which the necessary skills for studying at the university as well as science and language competence are desirable among medical students. To resolve the problem under study, authors describe such active extracurricular forms that contribute to the development of research activities in close integration with a foreign language, such as: conference, debate club «Speaker».

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ФОРМАХ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ИХ ПУБЛИКАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ»

О некоторых формах организации научно-исследовательской деятельности студентов медицинского направления подготовки при обучении иностранному языку как условие повышения их публикационной активности

1111

Царская Татьяна Сергеевна

Преподаватель кафедры иностранных языков

Сургутский государственный университет, Институт гуманитарного образования и спорта, Сургут, Россия zts40@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Ставрук Марина Александровна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Сургутский государственный университет, Институт гуманитарного образования и спорта, Сургут, Россия marinastav-17@yandex.ru 0000-0000-0000-0000

Поступила в редакцию 12.07.2020

Принята 23.08.2020

Опубликована 30.09.2020

Аннотация

В данной статье актуализируется проблема приобщения студентов медицинского направления подготовки к публикационной активности. Авторы выдвигают два фактора, влияющие на ее повышение: эффективная организация и проведение научно-исследовательской деятельности молодых ученых-медиков и активное иноязычное изучение английского языка с сфере профессиональной коммуникации. Авторы проанализировали результаты мониторинга, проводимые на студентах неязыковых направлений подготовки Сургутского государственного университета на предмет выяснения потребностей и ожидаемых результатов обучения студентов, в котором навыки, необходимые для обучения в университете и занятий наукой, а также языковые компетенции являются одними из желаемых среди обучающихся медицинского вуза. Исходя из личного опыта работы, для разрешения исследуемой проблемы, авторы излагают описание таких активных внеаудиторных форм, способствующие развитию научно-исследовательской деятельности в тесной интеграции с иностранным языком, как: конференция, клуб дебатов «Спикер».

Ключевые слова

Научно-исследовательская деятельность; студенты медицинского направления подготовки; клуб дебатов «Спикер»; научная конференция; иностранный язык.

Введение

На сегодняшний день медицинское отечественное научное сообщество претерпевает нехватку в научных кадрах для решения исследовательских задач и проблем, сложившихся в результате социально-детерминированных экономических изменений и научных преобразований в сфере медицины.

Не смотря на то, что по некоторым направлениям наша страна входит в топ двадцати на мировой арене в области медицинских исследований, однако, согласно статистическим данным, опубликованные Международным институтом развития научного сотрудничества (MIRNaS) и институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ позиция (России) Российской медицинской науки в рейтинге стран по числу публикуемых статей в области медицины и наук о здоровье занимает всего лишь 32 строчку среди других стран [6].

Совершенно очевидно, что публикационная активность напрямую отражает научно-исследовательскую деятельность ученых. И чем она успешнее, тем больше проявляется стремлений и желаний ученых поделиться со своими новыми знаниями с коллегами.

Одной из причин сниженной публикационной активности, на наш взгляд, является недостаточный уровень организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе.

Организация научно-исследовательской деятельности в условиях современных подходов подготовки специалистов в медицинском вузе обуславливается применением и варьированием различных средств содержания образования, сопровождается созданием условий и ситуаций выполнения действий, которые могут привести к успешному их выполнению.

Задачи научно-исследовательской работы студентов в медицинском вузе нацелены на овладение ими навыками научного метода познания, углубленное изучение и освоение предметного учебного материала, обучение студентов методологии научно-исследовательской деятельности, средствами, приемами решения научно-исследовательских задач, выработке навыков командной работе, умениям решать научно-исследовательские, организационные проблемы и задачи коллективно.

Помимо этого, при создании условий для успешной организации научно-исследовательской деятельности необходимо учитывать междисциплинарный подход в реализации задач поиска, обработки и синтезирования научного материала в сотворчестве с сокурсниками, профессорско-преподавательским составом, при котором подготовка студентов к выполнению научно-исследовательской работы зачастую происходит за счет применения двух, а то и трех языков.

Научно-исследовательская деятельность во многих вузах характеризуется двуязычием.

Соответственно, вторая причина сниженной публикационной активности является языковой барьер ученого-исследователя, возникающий перед огромным информационным потоком научного медицинского характера, поступающем в изрядном количестве в отечественную науку и практику из-за рубежа и недостаточным уровнем владения иноязычными умениями для осуществления научной международной коммуникации [12].

С 2018 по 2019 годы в Сургутском государственном университете (СурГУ) проводился мониторинг среди студентов неязыковых направлений подготовки, в том числе и медицинской направленности, целью которого было выяснение потребностей и ожидаемых результатов обучения студентов и преподавателей. Одной из задач мониторинга являлось выяснение о том, какие результаты хотят получить от обучения иностранному языку студенты неязыковых направлений подготовки. Была разработана модель и программа мониторинга, включающая несколько этапов его проведения.

Содержанием диагностирования явилась анкета, включающая 27 целевых компонентов, состоящих из поделенных на пять групп компетенций: К1 - навыки, необходимые для обучения в университете и занятий наукой; К2 - знания, умения, навыки, необходимые для продолжения образования за рубежом или работы по специальности за рубежом; КЗ - навыки, необходимые для будущей профессиональной деятельности по специальности; К4 - общекультурные, общественно значимые знания, умения, способности; К5 - языковые компетенции.

Результаты анкетирования показали, что К1 (навыки, необходимые для обучения в университете и занятий наукой; К1.3 (навыки публичного представления результатов научной деятельности (выступление на конференциях); К4.3 (владение иностранным языком для самовыражения в творческой, научной, просветительской деятельности); К5- (собственно языковые компетенции (К5.1 произношение; К5.2 словарный запас; К5.3 грамматика; К5.4 понимание речи на слух; К5.5 устная монологическая речь; К5.6 устная диалогическая речь; К5.7 письменная речь) в диагностическом исследовании занимают не последнее место по подсчетам общего количества, среди исследуемых компетенций в рейтинге мониторинга на выявление потребностей и ожидаемых результатов обучения иностранному языку студентов [3-5].

Проанализировав результаты анкетирования среди студентов неязыковых направлений подготовки, в том числе и медицинского направления, основываясь на статистические сведения MIRNaS и НИУ ВШЭ о позиции России в рейтинге мировой медицине по публикационной активности среди ученых в мире, наводит нас на размышлении о том, что организация успешной научно-исследовательской деятельности становится важным фактором в подготовке специалистов медицинского вуза, владеющих не только методологией научного поиска, способных и готовых к решению научных, технических, творческих задач, но и профессиональной иноязычной коммуникацией.

Материалы и методы исследования

В работе О.С. Маметьевой, и др. мы встречаем утверждение С.И. Гессена: «Овладение методом научного исследования - эта последняя цель научного образования - может быть достигнута только путем вовлечения учащегося в самостоятельную исследовательскую работу. Высшая научная школа должна быть поэтому, прежде всего очагом научного исследования, преподаватель - активным исследователем, студент - участник научной работы, место занятий - аудитория, лаборатория - место, где открываются новые научные истины. Высшая научная школа - место, где соединяются преподавание и исследование» [2].

При этом, успешность преподавания и исследования опираются на такие механизмы, как: обмен информацией между участниками совместной деятельности; их взаимодействие в определенной форме совместной деятельности; процесс взаимного познания друг друга как основа взаимопонимания [1; 8]. То есть, речь идет о создании определенных условий, способствующих эффективному протеканию процесса научно-исследовательской деятельности с позиции коммуникации, интеракцией и межличностной перцепцией.

В соответствии с данным утверждением, научно-исследовательской деятельности студентов медицинского направления подготовки предшествует создание организационно-педагогических условий и определяться она будет совокупностью взаимосвязанных и взаимозависимых составляющих средств, форм и методов, нацеленные на эффективное взаимодействие двухсторонних участников процесса научно-исследовательской работы [11].

Организация научно-исследовательской деятельности студентов медицинского направления подготовки при обучении иностранному языку зарождается непосредственно на практических занятиях, факультативах, в клубах по интересам, дополнительных консультациях и образовательных программах, курсах с применением активных форм обучения научно-исследовательской деятельности, и одной из главных задач преподавателей - это предоставление студентам возможность поучаствовать и быть вовлеченным в различные, в первую очередь, во внеаудиторные мероприятия с использованием иностранного языка в качестве инструмента научно-исследовательской деятельности.

Результаты и обсуждение

Для решения выше обозначенной задачи по организации научно-исследовательской деятельности студентов медицинского направления подготовки, как условия повышения их публикационной активности с применением иностранного языка в СурГУ функционирует клуб дебатов «Спикер».

Клуб дебатов «Спикер» был организован в сентябре 2015 г. по инициативе членов кафедры иностранных языков СурГУ и Научного студенческого общества Института гуманитарного образования и спорта. Клуб дебатов «Спикер» является добровольным объединением студентов, магистрантов, аспирантов разных направлений подготовки и иных представителей научной молодежи (старшеклассники среднеобразовательных школ, лицеев, гимназий, средне профессиональных учреждений, молодых специалистов предприятий и учреждений разных структур), принимающих активное участие в научной жизни СурГУ и города Сургута. Форматом клуба является формат дебатов Карла Поппера (комбинация дебатов Линкольна-Дугласа и Политических дебатов) — интеллектуальная студенческая игра, где старшеклассники образовательных учреждений города Сургута и обучающиеся разных ступеней СурГУ учатся обсуждать, анализировать проблемы с разных точек зрения, предполагать возможные пути их решения [7].

Форматом клуба является формат дебатов Карла Поппера (комбинация дебатов Линкольна-Дугласа и Политических дебатов) — интеллектуальная игра для формирования и развития умения обсуждать, анализировать проблемы с разных точек зрения, предполагать возможные пути и стратегии их решения. Основными целями и направлениями деятельности клуба являются: совершенствование логического и критического мышления; развитие навыков публичных выступлений; развитие коммуникативных навыков; расширение кругозора; организация и проведение дебатов, обучающих тренингов, тренировочных игр; проведение открытых чемпионатов, конкурсов ораторов; участие во всероссийских и международных соревнованиях, в том числе в турнирах по парламентским дебатам в России, СНГ и на международной арене [7].

Членом Клуба может являться студент, магистрант, аспирант, выпускник СурГУ, обучающийся школ, гимназий, лицеев, средне профессиональных учреждений, независимо от пола, национальности, языка, происхождения, убеждений, отношения к религии, имущественного положения, должностного статуса, места жительства, а также других обстоятельств. Членство в Клубе устанавливается путем написания кандидатом заявления на имя президента Клуба о желании вступить в Клуб и принятии общим собранием Клуба соответствующего решения [7].

Вторым организационно-педагогическим условием развития научно-исследовательской деятельности студентов медицинского направления подготовки является проведение открытой региональной студенческой научной конференции имени Г.И. Назина «Наука 60-ой параллели».

Подготовка к конференции проходит в три этапа: пред-подготовительный (выбор и обсуждение проблематики заявленной темы медицинской направленности, ее актуальность); подготовительный (отбор исследовательских инструментарий для проведения научного эксперимента, поиск необходимой, нужной информации для контента работы из отечественных и зарубежных источников и нет-ресурсов, консультативный период работы студентов с профессорско-преподавательским составом); проведение (этап оценивания проделанной научной работы студентов - степень раскрытия проблемы, задач исследования, методы, уровень владения языка, коммуникативные умения, умения переключаться с одной языковой системы на другую, аргументированные высказывания и суждения, эмоциональная составляющая сторона выступающих); пост-проведение (обоснование результатов победителей исследовательский работ с дальнейшем рецензированием и публикацией в Сургутском сборнике научных статей (РИНЦ) [12].

Научно-исследовательская деятельность студентов медицинского направления подготовки при обучении иностранному языку, как условие повышения их публикационной активности не ограничивается только подготовкой и проведением конференций различного уровня и клубом дебатов «Спикер».

Кафедра иностранного языка СурГУ успешно реализует такие формы, как: работа преподавателей со студентами медицинского направления подготовки по выполнению курсовых, дипломных проектов, содержащих элементы научных исследований и на иностранном языке по программе «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»; подготовка портфолио для сдачи кандидатского минимума по иностранному языку согласно научной теме исследования аспиранта; привлечение студентов к участию в конкурсах и олимпиадных движениях межрегионального и международного уровней.

Также, в рамках практических занятий ведется плодотворная работа с аутентичными текстами медицинской тематики, нацеленная на составление планов, глоссария, тезисов, выполнение аннотирования, реферирования, рецензирование, анализ, написание эссе и иных творческих работ по текстовой единице с использованием устойчивых клише и фраз, обеспечивающие контроль за усвоенными исследовательскими навыками и языковыми умениями студентов медицинского направления подготовки.

Заключение

Научно-исследовательская деятельность в медицинском вузе становится важным фактором, влияющим на подготовку высококвалифицированного, компетентного специалиста и, в свою очередь, инструментом профессиональной иноязычной коммуникации.

Соответственно, современное высшее медицинское образование нацелено на поиск методов, способов, подходов к проблеме становления молодого специалиста, способного не только выполнять свои функциональные обязанности, готовых к решению профессиональных задач, но и вести плодотворную научную деятельность, активную публикацию своих научных достижений, пребывать в состоянии постоянного поиска для повышения своего научного и коммуникативного саморазвиваться и самосовершенствоваться.

Список литературы

1. Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2011. 624 с.

2. Маметьева О.С., Супрун Н.Г., Халикова Д.А. Научно-исследовательская работа студентов вуза: результативность и проблемы организации // Современные проблемы науки и образования. 2018. №1. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27362.

3. Пичуева А. В. Мониторинг ожидаемых результатов обучения иностранному языку студентов неязыковых направлений. //Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2019. Вып. 9-2. С. 89-93.

4. Пичуева А.В. Анализ потребностей в обучении иностранному языку для профессиональных целей в рамках подходов LSP и ^^ // Сборник статей по материалам V Всероссийской конференции молодых ученых «Наука и инновации XXI века». Сургут, 2018. С. 99-100.

5. Пичуева А.В. Анализ потребностей обучающихся иностранному языку: история вопроса. // Северный регион: наука, образование, культура. 2018. №3(39). С. 13-16.

6. Россия в рейтинге стран по публикационной активности ученых: медицинские науки [Электронный ресурс] // Международный институт развития научного сотрудничества (MIRNaS): [сайт]. ики http://www.mirnas.ru/Rossiya_v_reytinge_stran_po_publikatsionnoy_aktivnosti_uchenih_meditsinskie _паик (дата обращения: 04.04.2020).

7. Ситникова А.Ю., Симонова О.А. Формирование социальной активности студентов университета средствами иноязычных интерактивных технологий (на примере клуба дебатов «Спикер») // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Север России: стратегии и перспективы развития». Сургут, 2016. С. 153-157.

8. Содержание и организация научно-исследовательской деятельности студентов и школьников (на материале работ на английском языке): учебное пособие / М.А. Ставрук, Л.Г. Данилюк, Е.В. Король, Н.А. Сергиенко. Сургут: ИЦ СурГУ, 2017. 109 с.

9. Ставрук М.А., Чеснокова Н.Е. Совершенствование языковых компетенций студентов для реализации международных образовательных программ и участия в академической мобильности // Сборник материалов Всероссийской научной конференции «Профессиональная подготовка студентов технического вуза на иностранном языке: эксклюзивные компетенции преподавателя». Томск: 2017. С. 140-146.

10. Царская Т.С. Роль научных конференций в формировании билингвальной коммуникативной компетенции студентов медицинского направления подготовки: из опыта работы. // Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции «Язык в сфере профессиональной коммуникации». Орел: Изд-во Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС, 2020. С. 284-290.

11.Царская Т.С., Кушнырь Л.А., Ставрук М.А. Педагогические условия формирования билингвальной коммуникативной компетенции студентов медицинского направления подготовки // Мир науки, культуры, образования. 2020. №1(80). С. 144-147.

12.Царская Т.С., Ситникова А.Ю. Модель формирования билингвальной коммуникативной компетенции студентов медицинского направления подготовки // Мир науки, культуры, образования. 2020. №1(80). С. 72-75.

About some forms of organization of research activities of medical students in teaching a foreign language as a condition for increasing their publication activity

Carskaya Tatyana Sergeevna

Teacher of the Department of foreign languages

Surgut State University, Institute of humanities and sports, Surgut, Russia zts40@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Stavruk Marina Aleksandrovna

Candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of foreign languages Surgut State University, Institute of humanities and sports, Surgut, Russia marinastav-17@yandex.ru 0000-0000-0000-0000

Accepted Published

23.08.2020 30.09.2020

Abstract

The article actualizes the problem of involving medical students into publication activity. The authors put forward two factors influencing its increase: the effective organization of research activities of young medical scientists and active learning of foreign language in professional communication. The authors have analyzed the results of monitoring carried out on non-linguistic students training at Surgut State University in order to identify the needs and expected learning outcomes of students, in which the necessary skills for studying at the university as well as science and language competence are desirable among medical students. To resolve the problem under study, authors describe such active extracurricular forms that contribute to the development of research activities in close integration with a foreign language, such as: conference, debate club «Speaker».

Keywords

Research activities; medical students; debate club «Speaker»; scientific conference; foreign language.

Reference

1. Bordovskaya N.V., Rozum S.I. Psixologiya i pedagogika: uchebnik dlya vuzov. SPb.: Piter, 2011. 624 s.

2. Mamet'eva O.S., Suprun N.G., Xalikova D.A. Nauchno-issledovatel'skaya rabota studentov vuza: rezul'tativnost' i problemy' organizacii // Sovremenny'e problemy' nauki i obrazovaniya. 2018. №1. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27362.

3. Pichueva A. V. Monitoring ozhidaemy'x rezul'tatov obucheniya inostrannomu yazy'ku studentov neyazy'kovy'x napravlenij. //Sovremennaya nauka: aktual'ny'e problemy' teorii i praktiki. Seriya «Gumanitarny'e nauki». 2019. Vy'p. 9-2. S. 89-93.

Received 12.07.2020

4. Pichueva A.V. Analiz potrebnostej v obuchenii inostrannomu yazy'ku dlya professional'ny'x celej v ramkax podxodov LSP i CLIL // Sbornik statej po materialam V Vserossijskoj konferencii molody'x ucheny'x «Nauka i innovacii XXI veka». Surgut, 2018. S. 99-100.

5. Pichueva A.V. Analiz potrebnostej obuchayushhixsya inostrannomu yazy'ku: istoriya voprosa. // Severny'j region: nauka, obrazovanie, kul tura. 2018. №3(39). S. 13-16.

6. Rossiya v rejtinge stran po publikacionnoj aktivnosti ucheny'x: medicinskie nauki [E lektronny'j resurs] // Mezhdunarodny'j institut razvitiya nauchnogo sotrudnichestva (MIRNaS): [sajt]. URL: http://www.mirnas.ru/Rossiya_v_reytinge_stran_po_publikatsionnoy_aktivnosti_uchenih_meditsinskie _nauki (data obrashheniya: 04.04.2020).

7. Sitnikova A.Yu., Simonova O.A. Formirovanie social noj aktivnosti studentov universiteta sredstvami inoyazy'chny'x interaktivny'x texnologij (na primere kluba debatov «Spiker») // Materialy' II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Sever Rossii: strategii i perspektivy' razvitiya». Surgut, 20l6. S. 153-157.

8. Soderzhanie i organizaciya nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov i shkol'nikov (na materiale rabot na anglijskom yazy'ke): uchebnoe posobie / M.A. Stavruk, L.G. Danilyuk, E.V. Korol', N.A. Sergienko. Surgut: IC SurGU, 2017. 109 s.

9. Stavruk M.A., Chesnokova N.E. Sovershenstvovanie yazy'kovy'x kompetencij studentov dlya realizacii mezhdunarodny'x obrazovatel'ny'x programm i uchastiya v akademicheskoj mobil'nosti // Sbornik materialov Vserossijskoj nauchnoj konferencii «Professional'naya podgotovka studentov texnicheskogo vuza na inostrannom yazy'ke: e'ksklyuzivny'e kompetencii prepodavatelya». Tomsk: 2017.

S. 140-146.

10.Carskaya T.S. Rol' nauchny'x konferencij v formirovanii bilingval'noj kommunikativnoj kompetencii studentov medicinskogo napravleniya podgotovki: iz opy'ta raboty'. // Sbornik materialov mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Yazy'k v sfere professional^ kommunikacii». Orel: Izd-vo Srednerusskogo instituta upravleniya - filiala RANXiGS, 2020. S. 284-290.

11.Carskaya T.S., Kushny'r' L.A., Stavruk M.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya bilingval'noj kommunikativnoj kompetencii studentov medicinskogo napravleniya podgotovki // Mir nauki, kul'tury', obrazovaniya. 2020. №1(80). S. 144-147.

12.Carskaya T.S., Sitnikova A.Yu. Model' formirovaniya bilingval'noj kommunikativnoj kompetencii studentov medicinskogo napravleniya podgotovki // Mir nauki, kul'tury', obrazovaniya. 2020. №1(80). S. 72-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.