Научная статья на тему 'Развитие языковых навыков студентов при реализации международных образовательных программ и участии в академической мобильности'

Развитие языковых навыков студентов при реализации международных образовательных программ и участии в академической мобильности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПРОГРАММЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ / УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА / ACADEMIC MOBILITY / ACADEMIC MOBILITY PROGRAMS / LEVEL OF FOREIGN LANGUAGE PROFICIENCY / INTERNATIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS / INTERNATIONAL COMPETITIVENESS OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грамма Дарья Викторовна

Академическая мобильность всегда рассматривалась как ключевой, если не определяющий элемент глобализации. Существует множество исследований, посвященных положительному влиянию мобильности на развитие навыков межличностного общения и когнитивных навыков в целом. Целью данной статьи было исследование особенностей развития языковых навыков студентов при реализации международных образовательных программ и участии в академической мобильности, обеспечивающих международную конкурентоспособность СурГУ. В статье обсуждается актуальность мобильности в стратегии интернационализации каждого университета. При написании статьи были использованы общенаучные методы и методы системного анализа и общей теории систем, анализ и синтез, а также сравнения и обобщения. Для реализации цели по развитию международных образовательных программ и участия вуза в академической мобильности необходим ряд условий. В результате автором было определено актуальность академической мобильности, участие студентов в международных образовательных стандартах, а также представлены основные направления по развитию языковых навыков, что может быть использовано в работе российских вузов. Программы по развитию академической мобильности способствуют взаимопониманию между разными народами и культурами, улучшают качество высшего образования, совершенствуют языковые навыки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грамма Дарья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STUDENTS LANGUAGE SKILLS IN THE IMPLEMENTATION OF INTERNATIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS AND PARTICIPATION IN ACADEMIC MOBILITY

Academic mobility has always been a key and an important element of globalization. At present there are a lot of scientific works on the positive influence of the academic mobility on the development of interpersonal and cognitive skills in general. The purpose of this article was to study the features of the development of students’ language skills while the implementation of international educational programs and participation in academic activities, ensuring the international competitiveness of Surgut State University. When writing the article, General scientific methods and methods of system analysis and General theory of systems, analysis and synthesis, as well as comparisons and generalizations were used. To achieve the goal of developing international educational programs and the university’s participation in academic mobility, a number of conditions are required. As a result, the author determined the relevance of academic mobility, students ‘ participation in international educational standards, and presented the main directions for the development of language skills, which can be used in the work of Russian universities. Programs for the development of academic mobility contribute to improving the quality of higher education, mutual understanding between different peoples and cultures, and improvement the language skills of students.

Текст научной работы на тему «Развитие языковых навыков студентов при реализации международных образовательных программ и участии в академической мобильности»

ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Развитие языковых навыков студентов при реализации международных образовательных программ и участии в академической мобильности

Грамма Дарья Викторовна,

кандидат филологических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Сургутский государственный университет E-mail: cattaro@yandex.ru

Академическая мобильность всегда рассматривалась как ключевой, если не определяющий элемент глобализации. Существует множество исследований, посвященных положительному влиянию мобильности на развитие навыков межличностного общения и когнитивных навыков в целом. Целью данной статьи было исследование особенностей развития языковых навыков студентов при реализации международных образовательных программ и участии в академической мобильности, обеспечивающих международную конкурентоспособность СурГУ. В статье обсуждается актуальность мобильности в стратегии интернационализации каждого университета. При написании статьи были использованы общенаучные методы и методы системного анализа и общей теории систем, анализ и синтез, а также сравнения и обобщения. Для реализации цели по развитию международных образовательных программ и участия вуза в академической мобильности необходим ряд условий. В результате автором было определено актуальность академической мобильности, участие студентов в международных образовательных стандартах, а также представлены основные направления по развитию языковых навыков, что может быть использовано в работе российских вузов. Программы по развитию академической мобильности способствуют взаимопониманию между разными народами и культурами, улучшают качество высшего образования, совершенствуют языковые навыки студентов.

Ключевые слова: академическая мобильность, программы академической мобильности, уровень владения иностранным языком, международные образовательные программы, международная конкурентоспособность университета.

Интеграционные процессы характерны для всех сфер деятельности в современном обществе, в том числе и в сфере высшего образования. Подготовка профессиональных кадров, которые будут способны работать на рынке в период глобализации - это основная цель формирования единого международного образовательного пространства. Таким образом, вузы активно организуют и развивают академическую мобильность, как для студентов, так и для преподавателей.

Для многих зарубежных ученых академическая мобильность - это возможность для студентов и преподавателей посещать зарубежные высшие учебные заведения (Дж. Урри, Х. Джонс). Исследователи рассматривают академическую мобильность как часть Болонского процесса (Р.А. Чуяно-ва, Н.С. Бринева).

Так как с 2003 года Российская Федерация является членом Болонского процесса, то основная цель - это расширение мобильности студентов и состава преподавателей, поэтому одной из важнейших сторон интеграции российских учебных заведений в мировое образовательное пространство можно считать академическую мобильность. При этом достаточно остро встает вопрос о языковых навыках, которые должны быть на достаточно высоком уровне.

При условии, что языковые навыки студентов будут высокими, это позволит им быть конкурентоспособными на внутреннем и внешнем рынках труда, поэтому необходимо владение иностранными языками, обладание разнообразными профессиональными навыками и умение использовать современные технологии.

Трансграничная студенческая мобильность представляет собой критический образовательный переход, особенно для тех студентов, которые предпочитают получить диплом за рубежом, а не кратковременное пребывание, и подразумевает сложный процесс адаптации с учетом академических, социокультурных и психологических факторов. В результате растущего спроса на международное образование и наличия ресурсов и политики, способствующих трансграничной мобильности, число иностранных студентов во всем мире постоянно растет [8].

Академическая мобильность укрепляет индивидуальную веру в способность противостоять изменяющейся среде, контролировать себя и быть

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

см со

контролируемым как личность, а также взять под контроль свой жизненный путь рефлексивным образом, принимая риски, побуждающие к новой динамике. С точки зрения студентов, опыт мобильности, по-видимому, высвобождает импульсы для личностного роста и индивидуальной автономии. Однако это преимущество, каким бы важным оно ни было, часто доминирует над другими результатами периода мобильности, такими как культурная и политическая осведомленность, межкультурная компетентность и расширенное чувство принадлежности.

Организация академической мобильности студентов и участие в международных образовательных программах являются важными показателями конкурентоспособности вуза на международном уровне [9].

Интернационализация академических кругов существенно изменила среду высшего образования. Взаимодействие между профессорско-преподавательским составом и студентами из различных социальных, политических и культурных слоев в настоящее время является обычным явлением [6].

Интернационализация обычно рассматривается как процесс, способствующий повышению качества высшего образования, в то время как академическая мобильность часто рассматривается как наиболее критическое измерение этого процесса [7]. В отечественных и зарубежных вузах академическая мобильность - это важный элемент образования. Например, появляются такие фонды как DAAD (Германия). Что касается российского образования, то академическая мобильность также имеет огромные перспективы развития в виде формирования образовательных потребностей.

Таким образом, академическая мобильность -это способность обучающихся самостоятельно формировать свою образовательную траекторию. Это означает то, что предметы, курсы во время образовательного процесса студент выбирает самостоятельно исходя из тех склонностей, стремлений и амбиций, которые у него есть.

На рис. 1 представим типы академической мобильности.

Тнпы академической мобильности

вертикальная мобильность

студент получает полное образование с получением диплома иностранного образовательного учреждения

горизонтальная мобильность

студент проходит обучение в течение ограниченного времени (семестр или учебный год) в другом российском и 'нлн зарубежном университете

Рис. 1. Типы академической мобильности [3, с. 11]

Обратим внимание, что каждый принимающий студента университет составляет индивидуальный учебный план обучения, на основе которого в дальнейшем студент и осваивает образовательную программу в рамках программы международной академической мобильности.

Такие программы могут иметь разные ориентиры. С одной стороны - это изучение отдельных модулей и дисциплин, а с другой стороны - это вы-

полнение научно-исследовательских проектов или прохождение практики и стажировки.

Решение огромного количества задач, которые относятся, как к внешней международной деятельности, так и к внутренней трансформации - это то, что необходимо для реализации цели по развитию международных образовательных программ и участия вуза в академической мобильности.

Соответственно, целесообразно представить основные этапы интернационализации научно-образовательной деятельности (рис. 2) [3, с.12].

Этапы ннтерн аннон алнзацнн научно-образовательной деятельности

расширение международного сотрудничества вузов, увеличения потоков мобильных студентов, взаимных обменов преподавателями и исследователями

создание организационно-педагогических мобильности студентов в вузе

академической

создание нормативно-правовой базы и системы финансирования академической мобильности студентов, а также обеспечения интернационализированного обучения

изменение характера преподавания и создания современных образовательных программ посредством использования новых методик преподавания и обучения

ооеспечення разного доступа I- ооразоваиню академической мобильности

вузе

участию в

улучшения языковой подготовки студентов и предоставления ны возможности общения на языке страны пребывания нлн языке «лингва-франка» с целью получения образования н знакомства с культурой страны

совершенствование языковых компетенции студентов для реализации международных образовательных программ н участия в академической мобильности

Рис. 2. Этапы интернационализации научно-образовательной деятельности

Особое внимание в обучении по международным образовательным программам и участии в академической мобильности отводится языковым навыкам, так как от уровня их развития зависит насколько эффективно студент будет осваивать тот или иной учебный материал.

Языковые навыки выходят на первый план в вопросе академической мобильности. Стоит отметить, что процесс их развития зависит не только от самого студента, но и непосредственно от Вуза, в котором обучается студент, так как каждый Вуз имеет свои особенности и предлагает разные индивидуальные программы обучения.

Рассматривая развитие академической мобильности, стоит обратить внимание на Государственную программу «Глобальное образование», цель которой совершенствовать кадры за счет поддержки академической мобильности.

Данная программа, как и все прочие программы, имеет свои целевые показатели. В частности, в данном случае - это количество граждан РФ, которые будут обучаться зарубежом. В количественном выражении - это не менее 1500 человек, и точно такое же число тех, кто будут трудоустроены после.

Для того чтобы повысить международную академическую мобильность российских студентов, необходимо предпринять ряд мер по развитию академической мобильности.

Исходя из этого для развития языковых навыков при реализации международных образовательных программ и участии в академической мобильности предлагается внедрение проекта (рис. 3).

Рис. 3. Проект по развития языковых навыков

Реализация и внедрение указанного проекта будет возможным, если будут созданы определенные организационно-педагогические условия, а именно:

- необходимо внедрять стратегию интернационализации;

- обеспечить поддержку как информационную, так и финансово-правовую;

- задействовать в работе вузов сотрудников с международным опытом работы, владеющие иноязычной компетенцией;

- создавать программы и языковые курсы для изучения иностранных языков;

- иностранным мобильным студентам должны предоставляться гранты и ссуды;

- в университете, который предлагает международные программы обучения должны быть предусмотрены возможность организации зарубежных стажировок, проведение международных конференций и пр.

Что касается нашего вуза, то в данный момент в БУ ВО «Сургутский государственный университет» происходит модернизация системы высшего образования для совершенствования языковых компетенций студентов и преподавателей. В стенах университета реализуется ряд мероприятий:

1. Кафедра иностранных языков (Институт гуманитарного образования и спорта) апробировала и предлагает уже на протяжении многих лет программу дополнительного образования «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Цель программы - научить специалистов владеть иноязычной коммуникативной компетенцией для профессионального общения, а также для перевода специальной литературы. Данная программа включает 2 модуля: общие дисциплины и специальные дисциплины. В процессе освоения программы обучающиеся переводят

с иностранного языка на русский и с русского языка на иностранный научную, учебную, техническую, общественно-политическую, экономическую и другую специальную литературу, патентные описания, художественную литературу, переписку с зарубежными организациями, документы съездов, конференций, совещаний, семинаров и т.п.

2. Обеспечение языкового сопровождения в процессе адаптации и реализации подхода CDlO. Наши преподаватели осуществляют интеграцию дисциплин инженерных наук в контексте концепции «проектирования-реализации-эксплуатации продуктов, процессов и систем». Студенты Политехнического института имеют возможность принимать очное участие в международных конкурсах инженерных проектов.

3. В СурГУ ежегодно проводится открытая региональная студенческая научная конференция по естественным, общественным, техническим и гуманитарным дисциплинам, где студенты защищают свои проекты на английском языке, а также проводится секция на иностранных языках в рамках научно-практической региональной конференции им. Г.И. Назина.

5. Студенты СурГУ принимают активное участие в межвузовских конкурсах письменного перевода, соблюдая лексическое, стилистическое и смысловое содержание оригиналов, а также установленные требования в отношении используемых научных и технических терминов и определений.

6. Кафедра иностранных языков организует и проводит конференцию «Первые шаги в науку» на иностранных языках для школьников.

7. Также необходимо отметить, что с 2009 года студенты и аспиранты Медицинского института СурГУ проходят обучение в Москве, Санкт-Петербурге, Минске, Новосибирске, Казахстане, Германии, Швеции, Японии, Черногории.

8. 1 июня 2018 года в СурГУ приезжала делегация из Наманганского инженерно-технологического института для подписания соглашения о деятельности в сфере образования и науки для осуществления совместных исследовательских проектов.

Таким образом, при обучении по международных программам и участию в академической мобильности, особое значение имеет уровень развития языковых навыков. От того, насколько они хорошо будут развиты у студента, будет зависеть то, как он освоит образовательную программу. Именно поэтому сегодня рассматриваются различные рекомендации и предложения, которые способны повысить уровень языковых знаний студентов, обучаются по международным образовательным программам.

В частности, в рамках работы автором был предложен проект по развитию языковых знаний. Однако для того, чтобы этот проект был реализован и внедрен необходимо создание определенных организационно-педагогических условий.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

CM

oo

Литература

1. Гергало Е.Ю., Климкович Е.Я. Академическая мобильность как важный аспект современного высшего профессионального образования в России / Е.Ю. Гергало // В сборнике: Актуальные вопросы лингвистики в профессионально-коммуникативном пространстве. 2016. С.99-106.

2. Остроумова, А.Ю. Роль академической мобильности в повышении мотивации студентов ТПУ в изучении иностранного языка / А.Ю. Остроумова. - Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. 2015. № 7 (87). С. 840-843.

3. Проскура О.В. Опыт реализации программ международной академической мобильности // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина». 2014. С. 11-14.

4. Развитие академической мобильности студентов в России и за рубежом. Учебно-методическое пособие для студентов вузов / Ша-кирова А.А., Валеева Р.А. - Казань: КФУ, 2018.- 55 с.

5. Ставрук М.А. Интеграция российских вузов в мировую систему образования через академическую мобильность / Е.И. Артамонова, М.А. Ставрук // Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве: мат-лы VII Междунар. науч. конф., 18-19 авг., 2010., Париж / Москва: МАНПО, 2016. С. 99111.

6. Balasooriya, C., Asante, A., Jayasinha, R. and Razee, H. (2014), "Academic mobility and migration: Reflections of international academics in Australia", Academic Mobility (International Perspectives on Higher Education Research, Vol. 11), Emerald Group Publishing Limited, pp. 117-135. https://doi.org/10.1108/S1479-362820140000011013

7. losava, L. (2019), "Internationalization and Academic Mobility: Trends and Prospects in Georgian Higher Education", Wiseman, A. (Ed.) Annual Review of Comparative and International Education 2018 (International Perspectives on Education and Society, Vol. 37), Emerald Publishing Limited, pp. 255-267. https://doi. org/10.1108/S1479-367920190000037019

8. Lauermann, F. (2016), "To go or not to go: The Decision to Pursue Higher Education Abroad", Karabenick, S. and Urdan, T. (Ed.) Transitions Across Schools and Cultures (Advances in Motivation and Achievement, Vol. 17), Emerald Group Publishing Limited, Bingley, pp. 177-204. https://doi.org/10.1108/S0749-7423(2012)0000017010

9. Papatsiba, V. (2015), "Student Mobility in Europe: An Academic, Cultural and Mental Journey? Some

Conceptual Reflections and Empirical Findings", Tight, M. (Ed.) International Relations (International Perspectives on Higher Education Research, Vol. 3), Emerald Group Publishing Limited, Bingley, pp. 29-65. https://doi.org/10.1016/S1479-3628(05)03003-0 10. Sof'ia L. Eremina. The Academic Mobility of Engineering Students. The Experience at Tomsk Polytechnical University Russian Education and Society: сборник 54. № 1. Ноябрь 2015. С. 3-17.

development of students language skills in the implementation of international educational programs and participation in academic mobility

Gramma D.V.

Surgut State University

Academic mobility has always been a key and an important element of globalization. At present there are a lot of scientific works on the positive influence of the academic mobility on the development of interpersonal and cognitive skills in general. The purpose of this article was to study the features of the development of students' language skills while the implementation of international educational programs and participation in academic activities, ensuring the international competitiveness of Surgut State University. When writing the article, General scientific methods and methods of system analysis and General theory of systems, analysis and synthesis, as well as comparisons and generalizations were used. To achieve the goal of developing international educational programs and the university's participation in academic mobility, a number of conditions are required. As a result, the author determined the relevance of academic mobility, students ' participation in international educational standards, and presented the main directions for the development of language skills, which can be used in the work of Russian universities. Programs for the development of academic mobility contribute to improving the quality of higher education, mutual understanding between different peoples and cultures, and improvement the language skills of students.

Keywords: academic mobility, academic mobility programs, level of foreign language proficiency, international educational programs, international competitiveness of the University.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Gergalo E. Yu., Klimkovich E. Ya. Academic mobility as an important aspect of current higher professional education in Russia / E. Yu. Gergalo // Topical issues of linguistics in the professional and communicative sphere. 2016. P. 99-106.

2. Ostroumova, A. Yu. The role of academic mobility in increasing the motivation of TPU students in the study of a foreign language / A. Yu. Ostroumova // Young scientist. 2015. No. 7 (87). P. 840-843.

3. Proskura O.V Experience in implementing programs of international academic mobility // Bulletin of the Federal State Educational Institution of Higher Professional Education "Moscow State Agroengineering University named after V.P. Goryachki-na ". 2014. P. 11-14.

4. Development of academic mobility of students in Russia and abroad. Teaching aid for university students / Shakirova A.A., Valeeva R.A. - Kazan: Kazan Federal University, 2018.- 55 p.

5. Stavruk M.A. Integration of Russian universities into the world education system through academic mobility / E.I. Artamono-va, M.A. Stavruk // Europe and modern Russia. The integrative function of pedagogical science in a single educational space: materials of the VII Intern. scientific. Conf., August 18-19, 2010., Paris / Moscow: MANPO, 2016. pp. 99-111.

6. Balasooriya, C., Asante, A., Jayasinha, R. and Razee, H. (2014), "Academic mobility and migration: Reflections of international academics in Australia", Academic Mobility (International Perspectives on Higher Education Research, Vol. 11), Emerald Group Publishing Limited, pp. 117-135. https://doi.org/10.1108/ S1479-362820140000011013

7. losava, L. (2019), "Internationalization and Academic Mobility: Trends and Prospects in Georgian Higher Education", Wiseman, A. (Ed.) Annual Review of Comparative and International Education 2018 (International Perspectives on Education and Society, Vol. 37), Emerald Publishing Limited, pp. 255-267. https://doi.org/10.1108/S1479-367920190000037019

8. Lauermann, F. (2016), "To go or not to go: The Decision to Pursue Higher Education Abroad", Karabenick, S. and Urdan, T. (Ed.) Transitions Across Schools and Cultures (Advances in Motivation and Achievement, Vol. 17), Emerald Group Publishing Limited, Bingley, pp. 177-204. https://doi.org/10.1108/S0749-7423(2012)0000017010

9. Papatsiba, V. (2015), "Student Mobility in Europe: An Academic, Cultural and Mental Journey? Some Conceptual Reflections and Empirical Findings", Tight, M. (Ed.) International Relations (International Perspectives on Higher Education Research, Vol. 3), Emerald Group Publishing Limited, Bingley, pp. 29-65. https://doi.org/10.1016/S1479-3628(05)03003-0

10. Sof'ia L. Eremina. The Academic Mobility of Engineering Students. The Experience at Tomsk Polytechnical University Russian Education and Society: Bulletin 54. № 1. November 2015. P. 3-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.