Научная статья на тему 'К вопросу о профессиональной готовности педагога к руководству исследовательской деятельностью студентов-лингвистов'

К вопросу о профессиональной готовности педагога к руководству исследовательской деятельностью студентов-лингвистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / РУКОВОДСТВО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ-ЛИНГВИСТОВ / SUPERVISION OF THE STUDENTS’ SCIENTIFIC-RESEARCH WORK / PROFESSIONAL READINESS OF TEACHERS / RESEARCH WORK / PROFESSIONAL SKILLS / ORIENTED ACTIONS / PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ставрук Марина Александровна, Данилюк Людмила Георгиевна

В статье рассматривается профессиональная готовность педагога к руководству исследовательской деятельностью студентов-лингвистов. Авторы акцентируют внимание на том, что исследовательские действия и операции должны входить в состав базовых профессиональных умений педагога. Умение руководить научно-исследовательской работой студентов показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития. Под готовностью к исследовательской деятельности авторы понимают комплекс качеств преподавателя, необходимых ему для выполнения функции субъекта этой деятельности, и описывают четыре группы компонентов готовности: когнитивный, мотивационный, ориентировочный, технологический. Представлен опыт работы студенческого научно-исследовательского общества, основная цель которого способствовать формированию разносторонне-развитой, творчески-образованной личности, будущего специалиста по гуманитарному образованию. Цель научного общества развитие научно-исследовательского потенциала студента, формирование активной жизненной позиции и личностная самореализация. Задачами общества являются: развитие и формирование основ аналитико-синтетического, эвристического мышления, креативно-творческих способностей у студентов, вооружение их комплексом необходимых экспериментальных и эмпирических методов, усиление познавательного интереса к будущей профессии преподавателя-лингвиста. Только умелое сочетание двух функций преподавателя как субъекта исследовательской деятельности, способного проводить собственные научные исследования, так и руководителя научно-исследовательской работой студентов, направленной на развитие их творческой мысли и научного потенциала способствует дальнейшему развитию профессиональных и общекультурных компетенций педагога и достижению наилучших результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ставрук Марина Александровна, Данилюк Людмила Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF TEACHERS’ PROFESSIONAL READINESS TO SUPERVISE RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS-LINGUISTS

The article highlights the issues related to teachers’ professional readiness for supervising research activities of students-linguists. The authors focus their attention on the fact, that research actions and operations must be included into the list of basic professional skills of teachers. The ability to supervise students’ research work is an indicator of high qualification of the teacher, his progressive methods of training and development. By ‘readiness for research activity’ the authors understand a complex of teacher’s qualities needed for implementing the functions of the subject of this activity and describe four groups of readiness components: cognitive, motivational, indicative and technological. The article presents the experience of the Students’ Research Association, the main objective of which is to enhance the formation of comprehensively developed, creatively educated persons, future specialists in humanities. The aim of the scientific society is development of the students’ research potential, the active life position formation and personal self-realization. Objectives of the Association are: development and formation of grounds for the development of students’ analytical-synthetic and heuristic way of thinking, creative abilities, supplying students with relevant experimental and empirical methods, enhancing students’ cognitive interest to their future profession of a teacher-linguist. Only efficient combination of two functions of a teacher performer of a research able to conduct his own studies and supervisor of students’ research work enhancing their creative thinking and scientific potential allows to develop further professional and cultural competences of teachers and to achieve better results.

Текст научной работы на тему «К вопросу о профессиональной готовности педагога к руководству исследовательской деятельностью студентов-лингвистов»

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

УДК 37.012.3

СТАВРУК Марина Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент

ДАНИЛЮК Людмила Георгиевна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К РУКОВОДСТВУ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ-ЛИНГВИСТОВ

В статье рассматривается профессиональная готовность педагога к руководству исследовательской деятельностью студентов-лингвистов. Авторы акцентируют внимание на том, что исследовательские действия и операции должны входить в состав базовых профессиональных умений педагога. Умение руководить научно-исследовательской работой студентов - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития. Под готовностью к исследовательской деятельности авторы понимают комплекс качеств преподавателя, необходимых ему для выполнения функции субъекта этой деятельности, и описывают четыре группы компонентов готовности: когнитивный, мотивационный, ориентировочный, технологический. Представлен опыт работы студенческого научно-исследовательского общества, основная цель которого - способствовать формированию разносторонне-развитой, творчески-образованной личности, будущего специалиста по гуманитарному образованию. Цель научного общества - развитие научноисследовательского потенциала студента, формирование активной жизненной позиции и личностная самореализация. Задачами общества являются: развитие и формирование основ аналитико-синтетического, эвристического мышления, креативно-творческих способностей у студентов, вооружение их комплексом необходимых экспериментальных и эмпирических методов, усиление познавательного интереса к будущей профессии преподавателя-лингвиста. Только умелое сочетание двух функций преподавателя - как субъекта исследовательской деятельности, способного проводить собственные научные исследования, так и руководителя научно-исследовательской работой студентов, направленной на развитие их творческой мысли и научного потенциала - способствует дальнейшему развитию профессиональных и общекультурных компетенций педагога и достижению наилучших результатов.

Ключевые слова: профессиональная готовность педагога, исследовательская деятельность, профессиональные умения, профессиональное саморазвитие, руководство исследовательской деятельностью сту-дентов-лингвистов.

doi: 10.17748/2075-9908.2015.7.2.186-190

STAVROS Marina Aleksandrovna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

DANYLUK Lyudmila Georgievna,

Senior lecturer, Chair of Foreign Languages,

TO THE QUESTION OF TEACHERS’ PROFESSIONAL READINESS TO SUPERVISE RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS-

LINGUISTS

The article highlights the issues related to teachers’ professional readiness for supervising research activities of students-linguists. The authors focus their attention on the fact, that research actions and operations must be included into the list of basic professional skills of teachers. The ability to supervise students’ research work is an indicator of high qualification of the teacher, his progressive methods of training and development.

By ‘readiness for research activity’ the authors understand a complex of teacher’s qualities needed for implementing the functions of the subject of this activity and describe four groups of readiness components: cognitive, motivational, indicative and technological. The article presents the experience of the Students’ Research Association, the main objective of which is to enhance the formation of comprehensively developed, creatively educated persons, future specialists in humanities. The aim of the scientific society is development of the students’ research potential, the active life position formation and personal self-realization. Objectives of the Association are: development and formation of grounds for the development of students’ analytical-synthetic and heuristic way of thinking, creative abilities, supplying students with relevant experimental and empirical methods, enhancing students’ cognitive interest to their future profession of a teacher-linguist. Only efficient combination of two functions of a teacher - performer of a research able to conduct his own studies and supervisor of students’ research work enhancing their creative thinking and scientific potential - allows to develop further professional and cultural competences of teachers and to achieve better results.

Key words: professional readiness of teachers, research work, professional skills, oriented actions, professional self-development, supervision of the students’ scientific-research work.

Современное общество нуждается в педагоге, способном к восприятию новых идей, принятию нестандартных решений, к активному участию в инновационных процессах, готовом стабильно и компетентно решать имеющиеся и вновь возникающие профессиональные исследовательские задачи. Профессиональная деятельность преподавателя неполноценна, если он не занимается самообразованием и не берет на себя ответственность за руководство исследовательской деятельностью студентов.

Вопросы исследовательской деятельности педагога и подготовки к ней неоднократно поднимались и рассматривались в науке. Значительный вклад в разработку этих вопросов внесли отечественные ученые В.И. Андреев, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, В.И. Загвязин-ский, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, М.М. Поташник, В.А. Сластёнин, Т.М. Шамова и др. В их трудах раскрыта природа исследовательской деятельности педагога, выявлен механизм форми-

- 186 -

ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №2, , 2015 Historical and social educational idea's Tom 7 #2, 2015_________________________

рования его профессионализма, а также освещены вопросы руководства и организации исследовательской деятельности студентов.

Среди зарубежных авторов, изучающих вопрос о руководстве исследовательской деятельностью студентов, можно отметить: М. Франкен, уделяющую внимание интеграции образовательной и научной деятельности в вузе [6]; М. Хенкель, рассматривающую механизм и критерии оценивания научно-исследовательской работы [7]; Р. Спрус и Л. Бол, предложивших модель профессиональной готовности педагога к руководству исследовательской деятельностью студентов [8]; А. Стиил, К. Бру, К. Рис, разработавших методологические основы научного исследования и проведения экспериментов [9].

В соответствии с требованиями Федерального закона об образовании Российской Федерации, преподаватели должны быть готовы к осуществлению комплексных преобразований в образовательной системе; преодолению противоречий ее развития; изучению, анализу и прогнозированию развития личности и жизнедеятельности обучающихся, а также решать комплекс исследовательских задач [1, с. 87]. Иными словами, им необходима готовность к профессионально-педагогической рефлексии, рассмотрению сложных объектов педагогической действительности как целостных явлений, согласованию целей преподавания своего предмета с целями развития личности обучаемого и тенденциями функционирования учебного заведения на основе учета интегративных изменений в инструментарии педагогической деятельности. Очевидно, что исследовательские действия и операции должны входить в состав обобщенных профессиональных умений педагога. Однако, как показывают опыт и специальные исследования, большинство преподавателей испытывает существенные затруднения при перестройке с образовательной деятельности на исследовательскую, другими словами, они не готовы к данному смещению акцентов в своей профессиональной деятельности [3, с. 56].

Под готовностью к исследовательской деятельности мы будем понимать комплекс качеств преподавателя, необходимых ему для выполнения функции субъекта этой деятельности. Российские ученые выделяет четыре группы компонентов готовности: когнитивный, мотивационный, ориентировочный, технологический. Когнитивный компонент готовности - это совокупность знаний и понятий, которые необходимы педагогу для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности. Показателями уровня когнитивной готовности к исследовательской деятельности служат: понимание роли и значения решения исследовательских задач в профессиональной деятельности; знание типов исследовательских задач; знание требований, предъявляемых к исследовательским проектам; владение методами решения исследовательских задач и условий их применения [5, с. 46].

При высоком уровне когнитивной готовности к исследовательской деятельности педагог должен: понимать роль и значение решения исследовательских задач в профессиональной деятельности; иметь расширенные знания, достаточные для решения исследовательских задач всех типов; осознавать необходимость руководства исследовательской деятельностью студентов. Мотивационный компонент готовности означает смысл исследовательской деятельности для конкретного преподавателя, а мотивом включения в исследовательскую деятельность может быть потребность в достижении успеха, самореализации и в профессиональном саморазвитии. Ориентировочные действия предшествуют выполнению исследовательских действий, определяя их состав, цели, методы и сроки. Показателями уровня ориентировочной готовности служат умения: ставить исследовательские задачи; планировать исследования, определяя структуру исследовательских действий; выбирать адекватные методы их выполнения; оценивать качество исследовательских работ. Технологический компонент готовности к исследовательской деятельности - это совокупность умений преподавателя выполнять исследовательские действия, необходимые для решения исследовательских задач. Показателями технологической готовности служат умения применять основные исследовательские методы, требуемые для решения исследовательских задач: наблюдение, опрос, анкетирование, эксперимент, статистическая проверка гипотез, функциональный анализ, корреляционный анализ [4, с. 58]. Интегральная оценка уровня готовности педагога к исследовательской деятельности дается на основе оценок ее компонентов при помощи следующих методов: анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение, экспертная оценка, самооценка, решение исследовательских задач разных типов и уровня сложности, анализ выполненных исследовательских работ.

Преподаватель может выступать как в роли субъекта исследовательской деятельности (который способен определять необходимость в проведении исследований для получения нового знания, ставить исследовательские задачи, разрабатывать гипотезы, планировать проведение исследований, выполнять конкретные исследовательские действия, анализировать данные и оценивать результаты исследований), так и в роли руководителя исследовательской работы студентов.

- 187 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

С одной стороны, педагог, находящийся в постоянном научном поиске, гораздо быстрее достигает высших уровней педагогического мастерства и профессионализма, так как творчество неотделимо от исследования. Педагог-профессионал осуществляет исследовательскую деятельность при решении следующих задач: анализа ситуации обучения или воспитания, выделения в ней проблемы; планирования работы с обучающимися; оценки степени полезности и эффективности технологий, методов и приемов, выбранных для разрешения конкретной педагогической проблемы или исследовательской задачи; поиска средств активизации познавательной и самостоятельной деятельности обучающихся; разработки и внедрения в свою профессиональную деятельность инноваций и новых идей.

С другой стороны, умение руководить научно-исследовательской работой студентов -показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития. Основные требования к данному виду деятельности: наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решений; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских процедур (определение проблемы, выдвижение гипотезы и вытекающих из нее задач и способов их решения, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы). Педагог - руководитель исследовательского проекта, выступает как энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, координатор и эксперт. При этом позиция педагога должна быть открытой, дающей простор самостоятельности студентов.

Предлагаем результаты опроса преподавателей кафедр направления «Лингвистика» Сургутского государственного университета относительно их участия в руководстве научноисследовательской работой студентов и их отношения к этой деятельности. 46 респондентам было задано четыре вопроса. На первый вопрос «Занимаетесь ли Вы систематически научной деятельностью?» ответили положительно 40 человек, а 6 - ответили уклончиво. На второй вопрос «Руководите ли Вы научной работой студентов и в какой степени?» ответили «в полной мере» - 30 человек, «время от времени» - 16 человек. На третий вопрос «Каким образом Вы мотивируете студентов для занятия научно-исследовательской работой?» были получены следующие ответы: «На кафедре разработана система поощрений студентов, систематически занимающихся наукой и показывающих высокие результаты», «Определяем вместе со студентами интересные и актуальные темы исследований», «Участвуем в программах академической мобильности студентов, имеющих высокий научный потенциал», «Предлагаем участие в конференциях, семинарах, фестивалях науки». На четвертый вопрос «Какие перспективы в плане организации научно-исследовательской деятельности со студентами Вы видите?» были получены ответы: «Участие в международных форумах и конференциях по проблемам языка и культуры», «Организация тематических выставок и экспозиций», «Планируем создание научного общества студентов». По результатам опроса можно сделать вывод о наличии средней степени мотивации преподавателей к руководству научно-исследовательской работой обучающихся в вузе.

Кроме того, в стенах университета существует лингвистическое научноисследовательское общество студентов, основная цель которого - способствовать формированию разносторонне-развитой, творчески-образованной личности, будущего специалиста по гуманитарному образованию. Цель научного общества - развитие научно-исследовательского потенциала студента, формирование активной жизненной позиции и личностная самореализация. Задачами общества являются: развитие и формирование основ аналитико-синтетического, эвристического мышления, креативно-творческих способностей у студентов, вооружение их комплексом необходимых экспериментальных и эмпирических методов, усиление познавательного интереса к будущей профессии преподавателя-лингвиста. Деятельность научного общества помогает выявить и актуализировать концептуально-теоретические и научно-практические проблемы современных исследований, проводимых зарубежными и отечественными учеными, специалистами в сфере гуманитарного образования. Основная научная деятельность членов общества проводится в рамках основных направлений кафедр и университета в целом, согласно кафедральным и общеинститутским тематическим планам профессорскопреподавательского состава вуза, а также служит популяризации и пропаганде научных знаний, умений, собственных разработок, полученных объективных результатов в условиях лабораторных и естественных экспериментов.

Каждый студент - член научного общества обязан: активно участвовать в разработке по избранной научно-экспериментальной проблеме, самосовершенствоваться и расширять свои знания, умения в научной деятельности; быть не только исследователем, изобретате-

- 188 -

ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №2, , 2015 Historical and social educational idea's Tom 7 #2, 2015_________________________

лем, творцом, но и пропагандистом своей изучаемой проблемы, направления, общетеоретического, специализированного, прикладного, профессионального знания, основных результатов экспериментальной работы; активно и добросовестно исполнять все поручения совета научного общества; способствовать приумножению научных традиций, вносить свой посильный вклад в развитие научно-исследовательской школы СурГУ.

Студент-исследователь имеет права: выбирать направления научно -

исследовательской деятельности в соответствии со своими интересами; получать консультации от ведущих ученых вуза, выбирать научных руководителей; участвовать в работе научных секций, общего собрания и в других мероприятиях; выбирать и быть избранным в совет научного общества; быть отмеченным поощрительными наградами и отличиями по результатам исследовательской деятельности и активной работы в научном обществе [5, с. 191].

Традиционным мероприятием для представления результатов научно-исследовательской работы студентов и подведения итогов является ежегодная традиционная конференция им. Г.И. Назина, демонстрирующая творческую мысль и научные достижения студентов. Данные конференции дают мощный стимул студентам к занятиям наукой, а их труд и активность достойно вознаграждаются. При этом лучшие студенты получают приглашение для обучения в аспирантуре с целью продолжения научной карьеры в области гуманитарного образования. Руководство научной работой позволяет отслеживать познавательный, методический, творческий рост студентов. В рамках лингвистического направления важно как фиксировать содержательный характер полученных студентами результатов, так и выявлять склонности студентов к теоретической и практической работе.

Только умелое сочетание двух ролей преподавателя - как субъекта исследовательской деятельности, способного проводить собственные научные исследования, так и руководителя научно-исследовательской работой студентов, направленной на развитие их творческой мысли и научного потенциала - способствует дальнейшему развитию профессиональных и общекультурных компетенций педагога и достижению наилучших результатов деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 п. 273-ФЗ. - М., 2012. - 98 с.

2. Анисимов Б.Б. Новый опыт в развитии педагогического образования // Педагогика. - 2013. - № 12. - 67 с.

3. Тарасова С.И. Подготовка педагога к исследовательской деятельности / С.И. Тарасова. - М.: Академия, 2011. - 60 с.

4. Ставринова Н.Н. Система формирования готовности будущих педагогов к исследовательской деятельности: автореф. дис. докт. пед. наук: 13.00.08 / Н.Н. Ставринова ; М-во образования РФ, СурГПУ. - Сургут, 2009. - 27 с.

5. Ставрук М.А. Создание и апробация модели инновационной площадки «вуз-школа» в рамках «Языковой стратегии ХМАО-Югры»: Тенденции формирования науки нового времени: Сборник статей межд. науч.-практ. Конференции. - Уфа, 2013. - С. 189-194.

6. Franken M. Re-situation Challenges for International Students ‘becoming' Researchers // The International Journal of Higher Education Research. 2012. - C. 56-70.

7. Henkel M. The Modernization of Research Evaluation: The case of the UK Higher Education // Netherlands: Kluwer Academic Publishers, 2012. - C. 105-122.

8. Spruce R. Teacher beliefs, knowledge, and practice of self-regulated learning / R. Spruce, L. Bol Metacognition Learning. - 2014. - 18 c.

9. Steele A, Brew Ch., Rees C. Our Practice, Their Readiness: Teacher Educators Collaborate to Explore and Improve Preservice Teacher Readiness for Science and Math Instruction // Journal of Science Teacher Education: The official journal of the Association for Science T eacher Education. 2012. - С. 123-141.

REFERENCES

1. The Federal law on education in the Russian Federation [Federal'nyj zakon ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii] dated 29.12.2012-п 273-FZ. - Moscow, 2012. - 98 p.

2. Anisimov B.B. New experience in the development of teacher education [Novyj opyt v razvitii pedagogicheskogo obrazovanija]. The pedagogy. - 2013. - No. 12. - 67 p.

3. Tarasova S.I. Preparation of teachers to research activities [Podgotovka pedagoga k issledovatel'skoj dejatel'nosti].

- Moscow: Academy, 2011. - 60 p.

4. Stavrinova N.N. The system of formation of readiness of future teachers to the research activity [Sistema formiro-vanija gotovnosti budushhih pedagogov k issledovatel'skoj dejatel'nosti]: author. dis. Prof. PED. Sciences: 13.00.08.

- Surgut: Ministry of education of the Russian Federation, SurGPU, 2009. - 27 p.

5. Stavruk M.A. Creating and testing a model of innovation platform «University school» within «the Language policy of KHMAO-Yugra» [Sozdanie i aprobacija modeli innovacionnoj ploshhadki «vuz-shkola» v ramkah «Jazykovoj strate-

- 189 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

gii HMAO-Jugry»]. Trends in the formation of modern science: a Collection of articles of interest. nauch.-practical use. Conference. - Ufa, 2013. - P. 189-194.

6. Franken M. Re-situation Challenges for International Students ‘becoming' Researchers. The International Journal of Higher Education Research. 2012. - P. 56-70.

7. Henkel M. The Modernization of Research Evaluation: The case of the UK Higher Education. Netherlands: Kluwer Academic Publishers, 2012. - P. 105-122.

8. Spruce R. Teacher beliefs, knowledge, and practice of self-regulated learning. L. Bol Metacognition Learning. 2014.

- 18 p.

9. Steele A., Brew Ch., Rees C. Our Practice, Their Readiness: Teacher Educators Collaborate to Explore and Improve Preservice Teacher Readiness for Science and Math Instruction. Journal of Science Teacher Education: The official journal of the Association for Science Teacher Education. 2012. - P. 123-141.

Информация об авторе Information about the author

Ставрук Марина Александровна, к.п.н., доцент кафедры иностранных языков, Сургутский государственный университет, г. Сургут (ХМАО- Югра) Россия [email protected]

Данилюк Людмила Георгиевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков, Сургутский государственный университет, г. Сургут (ХМАО- Югра) Россия [email protected]

Получена: 05.03.2015

Stavros Marina Aleksandrovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Chair of Foreign Languages, Surgut State University, Surgut city, (HMAO- Jugra), Russian Federation

[email protected]

Danyluk Lyudmila Georgievna, Senior lecturer, Chair of Foreign Languages, Surgut State University, Surgut city, (HMAO- Jugra), Russian Federation [email protected]

Received: 05.03.2015

- 190 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.