Научная статья на тему 'Обеспечение преемственности между средними и высшими образовательными учреждениями при формировании научно- исследовательской компетенции'

Обеспечение преемственности между средними и высшими образовательными учреждениями при формировании научно- исследовательской компетенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TRAINING RESEARCH ACTIVITY / НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / SCIENTIFIC-RESEARCH COMPETENCE / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / CONTINUITY / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / PRESENTATION / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CRITICAL THINKING / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / COGNITIVE MOTIVATION / ФОРМУЛИРОВКА ВЫВОДОВ / MAKING DEDUCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дашкина Александра Игоревна, Чубакова Наталья Леонидовна

В статье даѐтся определение научно-исследовательской компетенции, и перечисляются еѐ основные компоненты. Далее на основе анализа указанных компонентов описывается уровень обеспечения преемственности между средними и высшими образовательными учреждениями на примере пробного исследования, проведѐнного в средней школе. Согласно результатам исследования, у большинства учащихся сформированы лишь отельные составляющие научно-исследовательской компетенции по направлению «иностранный язык».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Providing continuity between secondary and higher educational institutions in building scientific-research competence

The article presents the definition of scientific-research competence and the list of its main components. Then on the basis of these components the continuity between secondary and higher educational institutions is analyzed. The trial research which was conducted in a secondary school was used to illustrate the case. According to the results of the study, most of the pupils who took part in the trial research possess only a few components of scientific-research competence in foreign languages.

Текст научной работы на тему «Обеспечение преемственности между средними и высшими образовательными учреждениями при формировании научно- исследовательской компетенции»

УДК 373.51

А.И. Дашкина

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Н.Л. Чубакова

Средняя общеобразовательная школа № 180,

Санкт-Петербург

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ СРЕДНИМИ И ВЫСШИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

В статье даётся определение научно-исследовательской компетенции, и перечисляются её основные компоненты. Далее на основе анализа указанных компонентов описывается уровень обеспечения преемственности между средними и высшими образовательными учреждениями на примере пробного исследования, проведённого в средней школе. Согласно результатам исследования, у большинства учащихся сформированы лишь отельные составляющие научно-исследовательской компетенции по направлению «иностранный язык».

Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, научно-исследовательская компетенция, преемственность, презентация, критическое мышление, познавательная мотивация, формулировка выводов

В настоящее время всё большую значимость приобретает поэтапная подготовка учащихся с высокой степенью сформированности научно-исследовательской компетенции. Эта потребность продиктована постепенной автоматизацией большинства рутинных производственных операций, в результате которой возникает потребность в специалистах высокой квалификации, способных к созданию нового интеллектуального продукта. Кроме того, одной из основных тенденций современного образования является его преемственность и непрерывность. Подготовка специалиста-исследователя должна начинаться на этапе обучения в среднем образовательном учреждении и продолжаться во время обучения в вузе, аспирантуре, а также в процессе дальнейшей профессиональной деятельности.

Особая значимость научно-исследовательской деятельности в повышении качества высшего образования признаётся во всём мире. Так, в коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование, признаётся «потенциал программ высшего образования, в том числе программ на основе прикладной науки, для активации инновационной деятельности». Из этого вытекает необходимость «увеличить число людей, обладающих научно-исследовательскими компетенциями» [2:159]. Научно-исследовательская деятельность рассматривается как неотъемлемый и основной компонент высшего образования не только в нормативных документах, но и в теоретических трудах, посвящённых этому вопросу. Кроме того, указанные теоретические аспекты широко внедряются на практике в учреждениях высшего образования, где студенты участвуют в различных видах исследовательской деятельности.

На наш взгляд, исследовательская деятельность студентов вуза могла бы быть намного эффективнее, если бы учащиеся средних образовательных учреждений более широко участвовали в учебно-исследовательской деятельности по разным направлениям подготовки. Однако, несмотря на значительное количество научных трудов, посвященных формированию научно-исследовательской компетенции учащихся средних образовательных учреждений, эти теоретические положения недостаточно внедрены в практику. В данной статье будет анализироваться степень фактической сформированности указанной компетенции учащихся средней школы, а также будут предлагаться шаги по обеспечению преемственности между средними и высшими образовательными учреждениями в формировании научно-исследовательской компетенции.

Под научно-исследовательской компетенцией понимается «интегральное личностное качество, выражающееся в осознанной готовности и способности самостоятельно осваивать и получать системы новых знаний в результате переноса смыслового контекста деятельности от функционального к преобразовательному, базируясь на усвоенной совокупности знаний, умений, навыков и способов деятельности» [14:6]. На основе этого определения можно сделать вывод, что основными характеристиками личности, обладающей исследовательской компетенцией, являются высокая познавательная мотивация, самостоятельность мышления, творческий подход к решению задач, а также значительные теоретические знания и практический опыт в области исследуемого научного направления. Именно специалист с указанными характеристиками способен вести исследование и вносить собственный вклад в науку.

Под наукой понимается «динамичная система объективных знаний о существенных связях действительности, полученных и развиваемых в результате специальной общественной деятельности и превращаемых благодаря их применению в непосредственную практическую силу общества» [3:68]. Специалист, подготавливаемый в условиях непрерывности и преемственности в образовании должен быть способен генерировать объективные знания, которым можно найти применение в практической деятельности. Другими словами, у него должны быть сформированы навыки научного исследования, которое определяется как «систематическое и целенаправленное изучение объектов, которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах» [1:7]. Таким образом, в результате научно-исследовательской деятельности вырабатываются новые знания об области окружающей действительности, избранной в качестве объекта изучения.

Научное исследование было бы невозможным без предварительной подготовительной деятельности на всех этапах процесса обучения, определяемой с помощью термина «учебно-исследовательская деятельность». В данной статье мы будем рассматривать преемственность между средними и высшими образовательными учреждениями именно в области учебно-исследовательской деятельности, поскольку в описываемом нами пробном

исследовании не рассматривается процесс формирования новых знаний об изучаемых объектах.

Анализ существующих подходов к определению учебно -исследовательской деятельности школьников позволил нам сформулировать ее рабочее определение: учебно-исследовательская деятельность - это самостоятельная или групповая учебно-познавательная деятельность учащихся, направленная на получение «субъективно нового научного знания» [13:2], основной целью которой является формирование научно-исследовательской компетенции учащегося. Под субъективно новыми знаниями подразумеваются знания, которые уже были получены учёными ранее и с объективной точки зрения не являются открытием. Однако для конкретного учащегося, занимающегося учебно-исследовательской деятельностью, они представляются новыми.

Основной смысл учебно-исследовательской деятельности состоит в «освоении учащимися навыка самостоятельного исследования и образования в процессе обучения личностной позиции учащегося на базе самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося» [10:1]. Это означает, что главной целью исследования как части образовательного процесса является его учебно-воспитательный характер, т.е. направленность на развитие личности учащегося и приобретение исследовательских навыков. Действительно, внедрение элементов учебного исследования на этапе обучения в школе способствует формированию научно-исследовательской компетенции учащихся и не только помогает более успешному усвоению школьной программы, но и мотивирует их к осуществлению дальнейшего научного исследования в процессе обучения в вузе и после его окончания.

Необходимо рассмотреть основные характеристики, указывающие на высокую степень сформированности научно-исследовательской компетенции, среди которых мы выделили:

- готовность и способность учащегося к саморазвитию и реализации творческого потенциала;

- способность к объективной оценке собственных знаний;

- способность к самостоятельному целеполаганию;

- критическое мышление;

- навыки работы с научной литературой и Интернет-ресурсами;

- целеустремлённость и упорство при достижении цели;

- трудолюбие и усидчивость;

- умение концентрировать внимание;

- высокий уровень мотивации к осуществлению исследовательской деятельности;

- базовые знания по исследуемому научному направлению;

- умение описать этапы проведённого исследования;

- дедуктивные способности, позволяющие делать выводы на основе полученных данных;

- умение отстаивать свою точку зрения, используя научное обоснование;

- умение представить результаты своего исследования с помощью публичного выступления.

Все указанные компоненты научно-исследовательской компетенции могут быть получены при условии вовлечения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность на всех этапах образовательного процесса. Основы формирования научно-исследовательской компетенции должны закладываться во время обучения в школе, поскольку в рамках компентностного подхода на первое место выдвигается «не информированность учащегося, а умение разрешать проблемы» [14:19]. Для этого необходимо создать условия для приобретения учащимися всех вышеуказанных характеристик, которые впоследствии будут необходимы в вузе при проведении учебного, а затем и научного исследования. Для обеспечения преемственности в обучении специалиста высокой квалификации необходимо «соотнести содержание подготовки выпускника с содержанием подготовки последующего этапа образовательного процесса» [5:18]. В данной статье мы соотнесем научно-исследовательские характеристики, которые должен приобрести выпускник среднего образовательного учреждения, с требованиями к студенту вуза.

В каждом школьнике заложен творческий потенциал, который может развиваться только при условии, что сам учащийся готов предпринять шаги по его укреплению и совершенствованию. Одной из задач педагога является создание условий для реализации этого потенциала. На этапе обучения в среднем образовательном учреждении все учащиеся, независимо от уровня их академической успеваемости, должны принимать посильное участие в учебно-исследовательской деятельности с целью выявления и развития их творческого потенциала. Это поможет определить индивидуальные интересы и склонности каждого учащегося и целенаправленно способствовать их развитию. При достаточном уровне развития творческого потенциала школьники смогут объективно оценить собственные знания и на основании этой оценки предпринимать шаги по самосовершенствованию. Участие в учебно-исследовательской деятельности поможет школьникам определить сферу своих научных интересов и избежать ошибок при выборе направления вузовской подготовки.

Овладев умением объективно оценивать свои знания, учащийся может самостоятельно сформулировать цель исследовательской деятельности, поскольку он способен точно определить, в какой именно области его знания недостаточны, и в каком направлении необходимо вести исследование. Овладение умением «самостоятельно формулировать цель предполагаемого исследования» [4:13], которое школьники должны приобрести в процессе учебно-исследовательской деятельности, также является одним из требований к студенту вуза. Однако помимо способности оценивать собственные знания, учащийся должен выработать способность критически мыслить при работе с научной литературой и Интернет-ресурсами. Критическое мышление предполагает умение анализировать качество информации, приходить к

171

логическим заключениям, а также вырабатывать собственную позицию по изучаемой проблеме. Данный тип мышления «повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией» [7:23]. При широком доступе к огромным объёмам информации, современный учащийся должен овладеть навыками критического мышления с целью отбора наиболее ценного материала, соответствующего цели исследования.

Учащемуся необходимо приобрести навыки работы с научной литературой и Интернет-ресурсами для того, чтобы за короткое время ознакомиться с обширным количеством информации, проанализировать её и оценить её качество. На этапе обучения в вузе студент должен осуществлять «определение, выделение, фиксацию нужной для выполнения задания информации; анализ, обобщение, систематизацию выделенной из текста информации» [4:12]. Учебно-исследовательская деятельность поможет учащемуся овладеть указанными навыками ещё на этапе обучения в школе, что, в свою очередь, будет способствовать обеспечению преемственности между школой и вузом.

Учебно-исследовательская деятельность школьников способствует формированию у них таких личностных характеристик, как целеустремлённость и упорство при достижении цели, трудолюбие и усидчивость, умение концентрировать внимание. Наличие указанных характеристик является необходимым условием на этапе обучения в вузе, поскольку позиция студента-исследователя предполагает «овладение универсальными способами познавательной деятельности» [14:20]. Учащийся не сможет овладеть указанными способами, и его познавательная деятельность не будет результативной без чёткого осознания цели исследования и без стремления сосредоточить все усилия на её достижении. Кроме того, реализация творческого потенциала студента в научно-исследовательской деятельности невозможна без трудолюбия и усидчивости, поскольку достижение значимых результатов в науке является трудоёмким процессом.

Однако даже при наличии вышеуказанных личностных характеристик, научно-исследовательская деятельность студента вуза не будет достаточно эффективной без высокого уровня мотивации к её осуществлению. «В развитии личности будущего специалиста особое значение имеет формирование позитивных мотивов и действенных целей, поскольку они -важнейшие детерминанты деятельности» [11:13]. Именно поэтому в задачи педагога входит формирование у школьников устойчивых научно-познавательных мотивов с помощью вовлечения их в разнообразные виды учебно-исследовательской деятельности, например, учебные проекты, участие в научных конференциях для школьников, подготовке урока или учебной экскурсии. Такие формы учебного исследования мотивируют школьников к дальнейшей работе по исследуемому научному направлению, поскольку позволяют им увидеть ощутимый продукт своей деятельности. Кроме того, при участии в учебно-познавательной деятельности школьники углубляют базовые знания по исследуемому научному направлению, что

также способствует обеспечению необходимой преемственности между этапами обучения в школе и вузе.

Помимо психологических характеристик, для формирования учебно-исследовательской компетенции необходимы также некоторые умения, присущие интеллектуальной деятельности. Так, умение описать этапы проведенного исследования является неотъемлемой частью научной работы студента. Оно включает в себя такие компоненты, как «протокольная фиксация и статистическая обработка результатов исследования, сопоставление полученных результатов с гипотезой, подготовка текста отчета в принятом формате» [4:13]. Для обеспечения преемственности с вузом на этапе обучения в школе ученики также должны подготавливать описание этапов учебно-исследовательской деятельности, например, в форме рефератов, докладов и публикаций.

Еще одним условием сформированности научно-исследовательской компетенции является наличие дедуктивных способностей. Школьник должен не только уметь находить информацию и подмечать факты, но и делать выводы на основе полученных данных. Приобретение указанных навыков необходимо уже на этапе обучения в среднеобразовательном учреждении, поскольку одним их требований к научно-исследовательской деятельности при дальнейшем обучении в вузе является «формулировка выводов проведенного исследования и их письменная фиксация» [4:13]. Навыки дедукции приобретают особую значимость при представлении результатов научного исследования, поскольку любая курсовая, проектная или квалификационная работа должна содержать выводы по каждому разделу, а также окончательные выводы.

Еще одним показателем сформированности научно-исследовательской компетенции, который особенно важен на этапе представления результатов научного исследования, является умение отстаивать свою точку зрения, используя научное обоснование. Школьники должны не только подготавливать презентацию по результатам своего учебного исследования, но и приобретать практический опыт ответов на вопросы и критические замечания педагога и других учащихся. Заранее подготовленный доклад не дает учащемуся возможности приобрести указанный практический опыт, поэтому необходимо после каждой презентации посвятить часть урока неподготовленным ответам докладчика на вопросы по его выступлению.

Наконец, умение представить результаты своего исследования с помощью публичного выступления также является существенным компонентом научно-исследовательской компетенции. «Публичная защита результатов научной работы - один из ключевых этапов процесса исследования, требующий повышенного внимания» [8:117]. Для обеспечения преемственности с требованиями, предъявляемыми к студентам вуза, учащиеся должны овладевать навыком подготовки сообщения на определенную тему и проведения презентации. После изучения каждого раздела курса целесообразно предлагать школьникам выполнение итогового

учебного исследования и представление его результатов в виде устного доклада, сопровождаемого коллажем или презентацией в PowerPoint.

В отдельных средних образовательных учреждениях России уже были сделаны определённые достижения по формированию у учащихся научно-исследовательской компетенции. Так, в гимназии № 16 города Тюмени была разработана и внедрена в практику технология школьного ученического исследования. Исследовательская работа учащихся проводится в старших классах как в урочное, так и во внеурочное время. Весь курс по формированию исследовательских навыков делится на три цикла занятий: выработка критического мышления по отношению к фактам СМИ, осознание современной естественнонаучной картины, а также осознание Вселенной и Человека в их единстве. Целью курса является самореализация учащихся в различных сферах исследовательской деятельности и формирование исследовательских навыков [6]. Выпускники, обучавшиеся по указанной программе, не испытывают сложности во время обучения в вузе, поскольку в данном случае была установлена преемственность в учебно-исследовательской деятельности между школой и вузом [9,12].

Однако мы предположили, что столь же значительные успехи по внедрению учебно-исследовательской деятельности в образовательный процесс, как в гимназии № 16 г. Тюмени, были достигнуты далеко не во всех средних образовательных учреждениях. Поэтому мы провели пробное исследование с целью оценки уровня сформированности научно-исследовательской компетенции учащихся одного из средних образовательных учреждений и выявления проблем, связанных с обеспечением преемственности между школой и вузом в формировании указанной компетенции. Пробное исследование проводилось на базе Санкт-Петербургского государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 180 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района с 30 апреля по 8 мая. В нём принимали участие 11 человек, но только 5 участников исследования, являющиеся учениками 7 класса, представили руководителю презентацию. Мы выбрали учащихся 7 классов для участия в исследовании, поскольку важной особенностью старшего школьного возраста, является то, что мышление учащегося в этот возрастной период потенциально готово к научному познанию окружающего мира. Подростков необходимо вовлекать в учебно-исследовательскую деятельность, поскольку именно в переходном возрасте положительное влияние на формирование его личности наиболее существенно. Исследовательские задания могут предлагаться учащимся в разных форматах по любому изучаемому предмету. Например, в рамках нашего пробного исследования школьники получили задание провести исследование и подготовить презентацию на иностранном языке.

В процессе исследования каждому участнику была дана отдельная тема страноведческого характера с заданием подготовить по ней пятиминутную презентацию на английском языке и представить один лист английского текста в формате А4 по выбранной теме и компьютерную презентацию,

174

сопровождающую доклад учащегося. Каждый учащийся работал самостоятельно, и почти вся представленная информация была взята из сети Интернет. Сначала мы представили учащимся темы страноведческого характера, которые, по нашим предположениям, были им интересны, и предложили изменить эти темы согласно их личным предпочтениям. Благодаря такому демократичному подходу учащиеся получили положительный настрой и были в большей степени мотивированы к проведению исследования. В результате было выбрано пять тем, которые охватывали такие аспекты, как различия между русскоязычными и англоязычными актерами, компьютерные игры в России и Британии, дабстеп как социальное явление современности, музыкальное сопровождение компьютерных игр, а также стиль одежды, популярный среди подростков в России, Британии и США.

Учащиеся должны были представить результаты своей учебно-исследовательской деятельности через 4 дня после того, как задание было согласовано. После проведения презентации мы рассмотрели, каким именно составляющим научно-исследовательской компетенции школьников необходимо уделить внимание для обеспечения преемственности с этапом обучения в вузе.

Удачный выбор темы исследования позволил нам прийти к заключению, что у школьников в некоторой степени сформированы основы самостоятельного целеполагания. Однако личностные характеристики, такие, как целеустремленность и упорство при достижении цели, трудолюбие и усидчивость, а также умение концентрировать внимание, развиты далеко не у всех школьников. Об этом свидетельствует тот факт, что только 5 участников довели свое исследование до конца и представили его результаты. Этот факт также указывает на недостаточную готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала и на низкий уровень мотивации к осуществлению исследовательской деятельности.

Исследование позволило нам прийти к заключению о необходимости обучать школьников навыкам работы с научной литературой и Интернет-ресурсами. Во-первых, ни один участник не использовал научную литературу, и все школьники ссылались на Интернет в качестве источника информации. Кроме того, несмотря на умение найти информацию по исследуемой теме в Интернете, школьники не всегда использовали проверенные научные сайты, и в их докладах встречались языковые ошибки. Указанные недочеты характерны для учебно-исследовательской деятельности не только учащихся школы, но и студентов, и объясняются недостаточно высоким уровнем владения иностранным языком. К тому же, у семиклассников еще не заложены базовые знания по изучаемому предмету, в результате чего у них не сформированы навыки критического мышления.

Мы отметили, что, хотя учащиеся сумели изложить суть исследуемого аспекта и привести фактические данные по каждой стране, они не провели сравнительный анализ проблемы в разных странах. Кроме того, участники

исследования не сделали выводов на основе полученных данных, что указывает на недостаточное развитие у них дедуктивных способностей.

Пробный характер нашего исследования не позволил нам проанализировать такой показатель сформированности научно-исследовательской компетенции, как способность к объективной оценке собственных знаний. Кроме того, мы не подвергли анализу умение школьников описывать этапы проведённого исследования, поскольку предложенное им задание не включало указанного аспекта. Реферативный характер ученического исследования также не позволил нам оценить умение школьников отстаивать свою точку зрения, используя научное обоснование. Однако проведённая учащимися презентация позволила нам оценить их умение представлять результаты своего исследования с помощью публичного выступления.

В презентации, проведённой школьниками по результатам исследования, были допущены следующие ошибки:

1) Текст доклада полностью зачитывался с конспектов/слайдов - 5 работ.

2) Неправильное произношение - 4 работы.

3) Отсутствие своего мнения по выбранной теме - 5 работ.

4) Неумение четко регламентировать время своего выступления - 3 работы.

Что касается оформления презентации, необходимо отметить такие положительные характеристики, как красочность и высокое качество художественного изображения. Однако в оформлении компьютерных презентаций были допущены следующие ошибки:

1) Текст доклада был целиком изложен на слайдах - 3 работы.

2) Подобран слишком маленький шрифт, затрудняющий чтение и/или выбран слишком малый интервал между строками - 1 работа.

3) Шрифт слишком бледный и сливается с фоном слайда, либо цвет шрифта совпадает с цветом фона слайда, что затрудняет чтение - 2 работы.

4) Текст на слайдах полностью отсутствовал - 1 работа.

Согласно проведённому исследованию, педагогу необходимо развить у учащихся навык проведения презентаций. Для этого школьников необходимо обучить таким аспектам, как выборка цветов фона и шрифта, и объяснить им основы выбора подходящего размера и стиля шрифта. Кроме того, их следует научить выделять из текста и выкладывать на слайд только те ключевые понятия, на которые они смогут опираться во время выступления. Основной же текст сообщения должен быть выучен наизусть и доклад должен делаться без опоры на конспект.

Для обеспечения полноценного выступления было бы целесообразно провести репетиционное занятие, где учащиеся получили бы возможность сделать пробные доклады, а учитель мог бы внести свои коррективы. На наш взгляд, наилучшей подготовкой учащихся к проведению презентации является контролируемое педагогом проговаривание текста доклада с исправлением фонетических ошибок и коррекцией временных рамок.

По результатам устного опроса, проведённого после презентации, учащимся было интересно участвовать в учебно-исследовательской

176

деятельности, но данный вид деятельности представился им сложным, поскольку у них отсутствовал подобный опыт. По их словам, им предлагалось выполнять отдельные исследовательские задания по некоторым предметам, но подобная работа не проводилась регулярно. Кроме того, они ни разу не участвовали в учебно-исследовательской деятельности на иностранном языке.

Хотя исследование настолько малого масштаба носило пробный характер, оно позволило нам сформулировать некоторое представление об уровне готовности учащихся к участию в учебно-исследовательской деятельности. Если учесть, что, несмотря на углубленное изучение английского языка в Санкт-Петербургском государственном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 180 Красногвардейского района, у учащихся сформированы лишь отельные составляющие научно-исследовательской компетенции по направлению «иностранный язык», то можно предположить, что во многих других среднеобразовательных учреждениях у учеников не сформировано ни одного из указанных компонентов. Таким образом, для обеспечения преемственности между средними и высшими образовательными учреждениями при формировании научно-исследовательской компетенции необходимо учитывать все её составляющие, рассмотренные в данной статье, и вовлекать учащихся в учебно-исследовательскую деятельность по различным направлениям подготовки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования/ 8-е издание, М.: Издательский центр «Академия», 2013 - 128 с.

2. Болонский процесс 2020 - Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии. Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование (Левен / Лувен-ЛаНов, 28-29 апреля 2009 г.) // Высшее образование в России.- 2009. - №7. -С.156-162.

3. Волчок Т.И. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебно-методическое пособие / Вилюйский педагогический колледж им. Н.Г. Чернышевского; Т.И. Волчок - Якутск: Издательство Якутского гос.университета, 2009. - 153 с.

4. Зимняя И.А. Исследовательская деятельность как объект освоения в высшем профессиональном образовании (уровень бакалавра) // Исследовательская деятельность в вузовской и послевузовской подготовке бакалавров, магистров, аспирантов: Сб. статей / Под научной редакцией проф. И.А. Зимней. - М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 116 с.

5. Зимняя И.А., Жуковская М.Э., Лаптева М.Д., Морозова Н.А. Преемственность в подготовке к исследовательской деятельности в вузовском и послевузовском обучении // Исследовательская деятельность в вузовской и послевузовской подготовке бакалавров, магистров, аспирантов: Сб. статей / Под научной редакцией проф. И.А. Зимней. - М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 116 с.

6. Кривенко Я.В. Методология формирования исследовательской компетентности старшеклассников общеобразовательной школы (на примере МОУ гимназии № 16 г. Тюмени) с.59-65 // Новое в педагогических исследованиях. Научная школа профессора А.А. Макарени. Сб. науч. трудов. ТГПИ им. Д.И. Менделеева. Тобольск, 2005 - 198 с.

7. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учебно-методическое пособие. - СПб: КАРО, 2009 - 144 с.

8. Пастухова И.П., Тарасова Н.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебно-методическое пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. М: Издательский центр «Академия», 2010 - 160 с.

9. Попова Н.В. Первый иностранный язык как интегративный стержень для реализации междисциплинарных связей в подготовке лингвистов, преподавателей // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. - 2007. - № 1-2. - С. 315-332

10. Резникова Ю.Г., Федотова Н.А. Развитие исследовательской компетентности старшеклассников / Улан-Удэ. - Изд-во Бурятского госуниверситета, 2011. - 133 с.

11. Снятских А.Л., Обоева С.В. Учебная деятельность студента и технология её организации в условиях реализации компетентностно-ориентированных образовательных программ. / Под науч. ред. Борисовой Н.В., Кузова В.Б. Образовательный модуль для программы повышения квалификации преподавателей вузов в области проектирования ООП, реализующих ФГОС ВПО: М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010 - 62 с.

12. Степанова М.М. Иностранный язык как средство междисциплинарной интеграции: от школы до магистратуры // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 1244-1246.

13. Учебно-исследовательская работа учащихся. Электронный ресурс: http://www.ustugeanina.ucoz.ru/Uchebnoissleddeyat.doc. Дата обращения 13.08.2014.

14. Феськова Е.В. Становление исследовательской компетентности учащихся в дополнительном образовании и профильном обучении. Автореферат на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Красноярск, 2005. - 22 с.

УДК 37.013

А.А. Шакуров

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КУРАТОРА В АКАДЕМИЧЕСКИХ ГРУППАХ

Воспитательный процесс в вузе планируется и организуется наряду с обучением и научной деятельностью. Рассматриваются основные моменты работы куратора в академической группе вуза. Обсуждаются педагогические и психологические вопросы взаимодействия куратора и студента. Представлен анализ понятия «образовательная рефлексия». Определены современные требования к личности куратора. Предложен комплекс задач куратора, реализация которых обуславливается способностью студента осуществлять образовательную рефлексию.

Ключевые слова: куратор, воспитательная работа, адаптация студентов, психологическая поддержка, сохранение контингента, мотивация, компетентностный подход, образовательная траектория.

За последние несколько лет правительство Российской Федерации предприняло ряд мер по содержательной модернизации высшего профессионального образования с целью повышения его качества. В государственной программе «Развитие образования», принятой на 2013 -2020 годы, были провозглашены новые требования к выпускнику вуза, которые возможно реализовать только посредством формирования компетенций, востребованных на рынке труда, в социуме и экономике в целом [1]. Данная образовательная политика подразумевает, что студент, получив определенную профессию, должен обладать не только заданным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.