Научная статья на тему 'Научно-исследовательская деятельность в подготовке педагогов физической культуры'

Научно-исследовательская деятельность в подготовке педагогов физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / СТУДЕНТЫ / БАКАЛАВРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL EDUCATION / STUDENTS / BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION / RESEARCH ACTIVITY / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксёнова Анастасия Валентиновна

Теоретически обосновывается значение научно-исследовательской деятельности в профессиональной деятельности будущего педагога физической культуры. Комплекс теоретических и эмпирических исследований позволяет выявить предпосылки успешности, ведущие мотивы, препятствия при формировании научно-исследовательских компетенций у будущих педагогов физической культуры. Доказано, что целесообразно включать элементы научно-исследовательской деятельности в учебный процесс студентов младших курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аксёнова Анастасия Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research Activities in the Training of Physical Education Teachers

In the research, the problem of the formation of research competences of future teachers is considered. The modern practice of organizations of general education and commissioning of social services make pedagogical educational institutions change the system of teachers' training. In the article, a theoretical proof of the value of research in the professional activities of future physical education teachers. By means of the analysis of documents and literature as well as a poll of 85 first-year students and eight teachers of profile disciplines, the author collected opinions on the inclusion of research activities in the educational process. The research has shown that the modern physical education teacher needs to have research competences to be successful in the profession. The author revealed important prerequisites of a successful formation of research competences in future physical education teachers: a positive attitude of first-year students to research work, awareness of its high social importance and value for personal growth. Along with it, most of the students fear being engaged in research for they consider this process difficult and labor-consuming, bringing only long-term achievements. It is an obstacle to the formation of research competences in future teachers. On the example of Tomsk State Pedagogical University, it has been proved that it is expedient to include elements of research activities in the educational process of students of the first courses in the form of tasks such as statement of a problem, study of theory, selection and study of methods of research, collection and analysis of one's own material, formulation of conclusions. The author has established that the modern physical education teacher organizes research and engages students in science. Results of the research demonstrate that that the interviewed teachers view research activities as a component of their profession. It leads to the fact that these teachers of theoretical profile subjects include research tasks for the formation of research competences in their curricula. In the research, methods and examples of tasks were described. The interviewed teachers and students consider them the most effective for research competence formation. However, the results of the research show that it needs further elaboration and scientific and methodological support.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская деятельность в подготовке педагогов физической культуры»

Вестник Томского государственного университета. 2019. № 440. С. 160-166. DOI: 10.17223/15617793/440/22

ПЕДАГОГИКА

УДК 77.03.13, 14.35.07

А.В. Аксёнова

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Теоретически обосновывается значение научно-исследовательской деятельности в профессиональной деятельности будущего педагога физической культуры. Комплекс теоретических и эмпирических исследований позволяет выявить предпосылки успешности, ведущие мотивы, препятствия при формировании научно-исследовательских компетенций у будущих педагогов физической культуры. Доказано, что целесообразно включать элементы научно-исследовательской деятельности в учебный процесс студентов младших курсов.

Ключевые слова: будущие педагоги физической культуры; студенты; бакалавры педагогического образования; научно-исследовательская деятельность; учебный процесс.

Сегодня повсеместное внедрение научно-исследовательской деятельности в практическую работу образовательных организаций - это не только модная тенденция, но и способ повышения эффективности работы дошкольных, общеобразовательных, средних профессиональных и высших учебных заведений. Для распространения прогрессивного педагогического опыта на базе наиболее продвинутых образовательных организаций создают экспериментальные площадки, проводят конференции обучающихся и педагогов, вводят ставки научных руководителей организации или заместителей руководителя по научному профилю. Общественность признала, что преподавание, методическая и научно-исследовательская деятельность составляют сущность педагогического труда. Данные научных исследований [1. С. 44] и практика доказали, что современный педагог является исследователем, способным к научной деятельности и постоянному саморазвитию. Сегодня государству и обществу требуется современный, грамотный педагог физической культуры с многопрофильными знаниями, умениями, навыками, компетенциями [2-5]. Неудивительно, что необходимость подготовки будущего педагога к научно-исследовательской деятельности нашла отражение в тексте федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) [6].

Цель исследования - дать характеристику научно-исследовательской деятельности в подготовке педагогов физической культуры.

Задачи исследования:

1) выявить значение научно-исследовательской деятельности в структуре профессиональной деятельности педагога физической культуры;

2) определить отношение к научно-исследовательской деятельности будущих педагогов на начальном этапе обучения в вузе;

3) выявить наиболее эффективные методы, применяемые вузовскими преподавателями на учебных занятиях по специальным предметам у будущих педагогов физической культуры для формирования научно-исследовательских компетенций.

Анализ текста ФГОС ВО для педагогических вузов по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) от

02 марта 2016 г. позволяет выявить в качестве видов профессиональной деятельности, к которым готовятся будущие педагоги в вузе, не только педагогическую, проектную, культурно-просветительскую, но и научно-исследовательскую. Таким образом, государственная политика в области высшего образования определяет научно-исследовательскую деятельность составной и необходимой частью профессии педагога, в том числе и педагога физической культуры. В тексте ФГОС ВО бакалавров педагогического образования уточняются профессиональные задачи, которые должны решаться педагогами, среди них: постановка и решение исследовательских задач в области науки и образования, а также использование в профессиональной деятельности методов научного исследования. Федеральным государственным образовательным стандартом также регламентировано, что в процессе обучения в вузе у будущего педагога физической культуры должны быть сформированы две важные профессиональные компетенции (далее научно-исследовательские компетенции):

1) готовность использовать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);

2) способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12).

Таким образом, современный компетентный педагог физической культуры не только сам способен организовать научное исследование и описать его результаты, но и привлечь к научно-исследовательской деятельности обучающихся, это исследователь, способный и имеющий готовность к научной работе и постоянному саморазвитию. Современные реалии таковы, что научно-исследовательские конкурсы, конференции, проекты сегодня проводятся не только в вузах и организациях среднего профессионального образования, но и в общеобразовательной школе (начальное, среднее, старшее звено) и даже в дошкольных образовательных организациях. С расширением в последние годы целевой аудитории для участия в научно-исследовательской деятельности связаны высокая актуальность и значимость научно-исследовательских компетенций педагогов всех уровней образования: дошкольного, общего, среднего профессионального и высшего образования, что под-

черкивает практическую значимость нашего исследования.

Для определения отношения к научно-исследовательской деятельности будущих педагогов на начальном этапе обучения в вузе в 2016-2017 гг. на

базе ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» было организовано анкетирование студентов первого курса факультета физической культуры и спорта (п = 85), результаты которого обобщены в табл. 1.

Таблица 1

Отношение будущих педагогов физической культуры к научно-исследовательской деятельности на этапе обучения в вузе

Количество человек Количество

№ Перечень вопросов и ответов респондентов, % (п = 85)

1 Считаете ли Вы научно-исследовательскую работу студентов в вузе важным компонентом подготовки?

1.1 Да 75 88

1.2 Нет 10 12

2 Хотите ли Вы принимать участие в организации и проведении научных исследований самостоятельно или совместно с преподавателями университета?

2.1 Да 53 62,4

2.2 Нет 32 37,6

3 Имеет ли преимущества, на Ваш взгляд, выпускник факультета физической культуры и спорта с опытом научно-исследовательской деятельности в сравнении с выпускником без аналогичного опыта?

3.1 Да 66 77,6

3.2 Нет 19 22,4

4 Укажите личностные и профессиональные качества, отличающие студента с опытом научно-исследовательской деятельности (число ответов неограниченно)

4.1 Широкий кругозор 73 85,9

4.2 Грамотная речь 59 69,4

4.3 Способность к анализу 47 55,3

4.4 Конкурентоспособность 41 48,2

4.5 Мобильность 31 36,5

4.6 Стрессоустойчивость 22 25,9

4.7 Способность к самопрезентации 21 24,7

4.8 Коммуникативные качества 1 1,2

4.9 Активность 1 1,2

5 Имеете ли Вы опыт научно-исследовательской деятельности, полученный на этапе обучения в школе?

5.1 Да 28 33

5.2 Нет 57 67

6 Если на предыдущий вопрос Вы ответили утвердительно, то в какой форме Вы получили опыт научно-исследовательской деятельности в школе (число ответов неограниченно)?

6.1 Выступления с докладами на школьной и городской конференции 19 22,4

6.2 Анализ научно-методической литературы 6 7

6.3 Подготовка и публикация научной статьи 1 1,2

7 Какие факторы, на Ваш взгляд, являются условиями повышения интереса и мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности в вузе?

7.1 Материальное поощрение (в форме грантов, стипендий) 56 65,9

7.2 Влияние достижений научно-исследовательской деятельности на академическую успеваемость 34 40

7.3 Включение в учебный процесс методических приемов с направленностью на формирование научно-исследовательских компетенций 30 35,3

7.4 Вовлечение студентов в работу научных кружков 1 1,2

Подавляющее большинство респондентов (88%) считают научно-исследовательскую работу студентов важным компонентом подготовки будущего педагога. Одновременно с этим больше половины опрошенных (62,4%) высказали желание принимать участие в организации и проведении научных исследований самостоятельно или совместно с преподавателями факультета. Большинство опрошенных

(77,6%) считают, что выпускник факультета физической культуры и спорта, обладающий высокой мотивацией и в студенческие годы хорошо проявивший себя в научно-исследовательской деятельности, имеет значительные преимущества в самостоятельной преподавательской деятельности в школе, техникуме или в вузе относительно выпускников без подобного рода достижений.

Опыт автора свидетельствует о том, что студентов необходимо своевременно информировать о проходящих конкурсах стипендий внутривузовского, регионального, всероссийского уровней, о конкурсах индивидуальных грантов, активно привлекать к выполнению научно-исследовательских работ в составе коллектива преподавателей и аспирантов, так как отдельные студенты с большим желанием включаются в научно-исследовательскую деятельность посредством перечисленных способов работы.

Наш опыт позволяет согласиться с позицией А.Ф. Мустаева [7. С. 9], доказавшего, что научно-исследовательская деятельность студентов педагогического вуза имеет свою специфику. Солидаризируемся с исследователем Т.Г. Ильиной [8. С. 65-66], подразделяющей научно-исследовательскую деятельность студентов вуза на два вида: учебную (предусмотренную действующими учебными планами) и внеучебную, выходящую за рамки требований учебных планов. В работе Т.Г. Ильиной достаточно под робно представлены формы научно-исследовательской деятельности, повсеместно используемые нами в подготовке будущих педагогов физической культуры, среди них: выполнение лабораторных работ, написание рефератов, участие в предметных олимпиадах, подготовка докладов, выполнение заданий научно-исследовательского характера (в том числе при прохождении учебных и производственных практик), изучение или формулирование методологического аппарата исследования, подготовка научных обзоров, публикация научных и методических статей, работа с кейсами, участие в научных конкурсах, участие в научно-исследовательских играх, участие в грантах, проектах, научных сообществах и кружках, в научных семинарах, конференциях, круглых столах.

В контексте популяризации научно-исследовательской деятельности среди студентов и формирования у них научно-исследовательских компетенций для нашего исследования представляют большой интерес методы, которые преподаватели включают в содержание учебных занятий по специальным учебным дисциплинам у будущих педагогов физической культуры. На основании литературных данных и собственных педагогических наблюдений мы можем считать такими методами учебные задания, включающие: постановку проблемы, изучение теории и практического опыта, подбор и изучение методов исследования, сбор и анализ собственного материала, формулирование выводов [9. С. 31]. Вслед за Е.Н. Михайловой [10. С. 6] отметим, что учебные задания для формирования научно-исследовательских компетенций содержат в себе один из трех элементов исследовательской деятельности: целеполагание (выделение цели деятельности), целевыполнение (определение предмета, средств деятельности, реализация намеченных целей), рефлексию, анализ результатов деятельности (соотнесение достигнутых результатов с поставленной целью). Основой нашего практического опыта по приобщению студентов к научно-исследовательской деятельности стало формирование исследовательской компетентности будущих педагогов физической культуры. Поддерживаем позицию

исследователя Е.Н. Михайлова, которая определила исследовательскую компетентность как совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности, позволяющих человеку быть в позиции исследователя по отношению к окружающему миру. Позиция исследователя выражается через чувствительность к проблемам окружающего мира, умение распознать и разрешить проблемную ситуацию с любым произвольным объектом или явлением окружающего мира, используя для этого различные теоретические и эмпирические источники информации. Нельзя не согласиться с автором в том, что исследовательская компетентность, несомненно, является показателем интеллектуального уровня развития мыслительных процессов и исследовательской активности личности.

В нашем исследовании в роли респондентов выступили не только студенты факультета физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», но и преподаватели (п = 8), проводящие со студентами занятия по специальным теоретическим учебным дисциплинам (например, «История физической культуры», «Теория физической культуры», «Методика физической культуры», «Теория и методика обучения предмету физическая культура», «Теория и методика спортивной тренировки», «Психология физической культуры», «Фармакология спорта»). Целью опроса преподавателей стало выявление наиболее эффективных методов обучения, используемых преподавателями на занятиях по специальным теоретических дисциплинам, для формирования научно-исследовательских компетенций студентов. Результаты анкетирования преподавателей представлены в табл. 2.

Результаты исследования среди студентов и преподавателей факультета физической культуры и спорта Томского государственного педагогического университета свидетельствуют о том, что в настоящее время и студенты, и педагоги заинтересованы в приобщении будущих учителей физической культуры на этапе обучения в вузе к научно-исследовательской деятельности. Все субъекты учебного процесса морально согласны с возможностью приемов морального и материального стимулирования студентов к научно-исследовательской деятельности. Если вопросы материального стимулирования студентов сегодня решены в достаточной степени в форме стипендий различного уровня, то система материального стимулирования преподавательского состава в педагогических вузах требует дальнейшего совершенствования, в том числе посредством выделения объективных критериев оценки результативности руководства научно-исследовательской деятельностью студента.

Для нашего исследования является важным, что подавляющее большинство преподавателей (87,5%) целенаправленно ориентируют студентов на участие в научно-исследовательской деятельности посредством учебных занятий. В связи с этим для большей наглядности мы далее приводим перечень заданий и тем, используемых на занятиях со студентами 3 -го курса по профильной теоретической учебной дисциплине «Теория и методика физической культуры» в форме таблицы (табл. 3).

Таблица 2

Отношение преподавателей к научно-исследовательской деятельности будущих педагогов физической культуры на этапе обучения в вузе

№ Перечень вопросов и ответов Количество человек Количество респондентов % (п = 8)

1 Считаете ли Вы научно-исследовательскую работу студентов в вузе важным компонентом подготовки?

1.1 Да 8 100

1.2 Нет 0 0

2 Имеет ли преимущества, на Ваш взгляд, выпускник факультета физической культуры и спорта с опытом научно-исследовательской деятельности в сравнении с выпускником без аналогичного опыта?

3.1 Да 8 100

3.2 Нет 0 0

3 Укажите личностные и профессиональные качества, отличающие студента с опытом научно-исследовательской деятельности (число ответов неограниченно)

3.1 Грамотная речь 6 75

3.2 Конкурентоспособность 5 62,5

3.3 Широкий кругозор 5 62,5

3.4 Способность к анализу 5 62,5

3.5 Способность к самопрезентации 5 62,5

3.6 Исследовательская грамотность 4 50

3.7 Стрессоустойчивость 3 37,5

3.8 Мобильность 2 25

4 Какие факторы, на Ваш взгляд, являются условиями повышения интереса и мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности в вузе (число ответов неограниченно)?

4.1 Материальное стимулирование студентов в форме повышенных и именных стипендий вузовского, регионального, всероссийского и международного уровней 7 87,5

4.2 Материальное стимулирование научных руководителей через премии, гранты, стипендии 7 87,5

4.3 Включение в содержание занятий по специальным теоретическим дисциплинам методических приемов для формирования научно-исследовательских компетенций 7 87,5

4.4 Повышение осведомленности студентов и их научных руководителей, кураторов о проводимых конференциях, олимпиадах, конкурсах 5 62,5

4.5 Учет результатов научно-исследовательской деятельности при получении образования на следующих этапах (в магистратуре, аспирантуре) 1 12,5

4.6 Улучшение исследовательской базы 1 12,5

5 Какие мотивы к занятиям научно-исследовательской деятельностью Вы целенаправленно формируете у студентов (неограниченное число ответов)?

5.1 Мотивы к успешной работе по профессии в настоящее время и в будущем 7 87,5

5.2 Мотивы одобрения и повышения социального статуса студента 5 62,5

5.3 Мотивы повышения академической успеваемости (в том числе в период государственной итоговой аттестации) 5 62,5

5.4 Мотивы повышения материального достатка 3 37,5

5.5 Мотив успешного выполнения индивидуальных исследований в форме курсовых и дипломных работ 2 25

6 Какие методы и задания Вы включаете в содержание семинарских занятий для формирования научно-исследовательских компетенций студентов (неограниченное число ответов)?

6.1 Подготовка и публичная защита докладов 7 87,5

6.2 Подготовка научной статьи и / или доклада для выступления на студенческой конференции 6 75

6.3 Проектирование (моделирование) педагогического эксперимента 6 75

6.4 Анализ научных статей 5 62,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6.5 Разработка анкеты и / или проведение анкетирования 5 62,5

6.6 Разработка методологического аппарата исследования 4 50

6.7 Обсуждение результатов индивидуального исследования в рамках курсовой или выпускной квалификационной работы 1 12,5

В таблице 3 продемонстрирована последовательность формирования научно-исследовательских компетенций студентов в процессе учебных занятий на примере учебного курса «Теория и методика физической культуры». Все подобранные задания указаны в

соответствии с принципом «от простого к сложному» и содержат в себе один или несколько признаков научно-исследовательской деятельности: постановку проблемы, изучение теории и практики, подбор и изучение методов исследования, сбор и анализ соб-

ственного материала, формулирование выводов. Счи- будет интересен вузовским преподавателям профиль-таем, что представленный практический материал ных и педагогических теоретических дисциплин.

Таблица 3

Формирование научно-исследовательских компетенций студентов на учебных занятиях

№ Темы Методы и суть заданий для студентов Кол-во занятий Примечание

1 Технология воспитательной работы педагога по физической культуре. Методика воспитания физических способностей дошкольников школьников, занимающихся в секциях по разным видам спорта Анализ научных и научно-методических статей (по предложенному алгоритму и в произвольной форме) 3-4 Задания: на первом занятии - выделить суть прочитанной статьи и в трех предложениях, сформулировать свое отношение к ней; - на втором занятии - выявить актуальность, противоречие и способы его решения автором, сформулировать авторскую позицию одним предложением; - на третьем занятии - изучить 2-3 статьи по схожей тематике, выявить общее и различия во мнении авторов и на основе анализа составить сравнительную таблицу, сформулировать выводы по таблице

2 Структура процесса обучения. Методика формирования двигательных умений и навыков у дошкольников, школьников, занимающихся различными видами спорта Анализ научной статьи по выявлению методологического аппарата исследования 1 Сформулировать объект, предмет, цель задачи исследования, используемые методы исследования, кратко сформулировать выводы по каждой задаче

3 Профессиональная деятельность педагога по физической культуре Изучение перечня специальных конкурсов для студентов и аспирантов, имеющих достижения в научно-исследовательской деятельности (вузовского, регионального, всероссийского уровней). Знакомство с профессионально ориентированным интернет-ресурсами 1 Слайд-презентация сопровождается комментариями преподавателя, вопросами и ответами аудитории, приветствуется обсуждение интересующих аспектов

4 Методика проведения занятий урочного типа с различным контингентом в разнообразных образовательных организациях Подготовка и защита докладов в группе 1-2 Занятие проводится в форме научной конференции, организованной студентами

5 Средства и методы физической культуры, используемые с различным контингентом в разнообразных образовательных организациях Составление анкеты для изучения актуальной проблемы. Презентация результатов проведенного опроса на выборке 5-10 человек 2 На первом занятии - знакомство с технологией составления анкеты. На втором занятии - доклады студентов и обсуждение хода проведения анкетирования, сложностей, особенностей формулирования вопросов и вариантов ответов, интерпретации полученных данных

6 Система физической культуры Схематическое изображение системы физической культуры, системы физического воспитания и системы спорта. В задании необходимо выявить общее и различия в указанных системах по критериям: организации и учреждения, структура управления и подготовки кадров, контингент, формы организации 1 Презентация систем и их описания в форме докладов и обсуждения

7 Физическое воспитание дошкольников, школьников, студентов Моделирование педагогического процесса (учебно-воспитательного процесса, физического воспитания, тренировочного процесса), изучаемого в форме курсовой работы 1 Презентация сути педагогического процесса в форме схемы, коллективное обсуждение

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Современный педагог физической культуры обладает научно-исследовательскими компетенциями, т.е. способен в окружающей действительности выявлять имеющиеся проблемы и, моделируя педагогический процесс, помогать их решению, может не только самостоятельно участвовать в исследовании, но и

приобщать к научно-исследовательской деятельности воспитанников и коллег.

2. Большинство первокурсников факультета физической культуры и спорта осознают важность научно-исследовательской деятельности и имеют к ней положительное отношение. Данный факт является позитивной предпосылкой эффективности приобщения студентов к научно-исследовательской деятельности в вузе.

Современные реалии таковы, что будущему педа- фессиональной обязанностью в самостоятельной

гогу уже на этапе обучения в вузе необходимо полу- педагогической деятельности. При этом наш опыт

чить опыт организации научной конференции. Одна- свидетельствует, что при целенаправленном форми-

ко, наш опыт показывает, что большинство студентов ровании научно-исследовательских компетенций у

испытывают страх к занятиям наукой, считают этот студентов на учебных занятиях к третьему курсу в

процесс сложным и трудоемким, приносящим успехи среднем на 50% увеличивается число обучающихся,

через несколько лет. При этом студент ориентирован проявляющих исследовательскую грамотность,

на успех не только в будущем, но и в настоящем. Вы- успешно выступающих с докладом на ежегодной

ход из сложившейся ситуации видится нами в целе- студенческой конференции, возрастает качество

направленном формировании научно-исследо- публикаций в сборнике студенческой конференции,

вательских компетенций у студентов посредством снижается страх и повышается уверенность студен-

учебных занятий. та при защите курсовой и выпускной квалификаци-

3. Опросы показывают, что в учебном процессе онной работы. Однако методика формирования

будущих учителей физической культуры вузовские научно-исследовательских компетенций будущих

преподаватели чаще всего используют подготовку и педагогов физической культуры на учебных заняти-

публичную защиту докладов, при этом в незначи- ях по профильным дисциплинам требует своего

тельной степени готовят студентов к организации дальнейшего теоретического и практического обос-

школьных научных конференций, что будет их про- нования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Михайлова Е.Н. Развитие системы непрерывного педагогического образования России на рубеже XX-XXI веков // Вестник Томского

государственного педагогического университета. 2008. Вып. 3, № 77. С. 44-46.

2. Шилько В.Г., Гусева Н.Л. Социологический анализ образа жизни и физкультурно-спортивной деятельности студентов // Вестник Томско-

го государственного университета. 2011. N° 352. С. 199-202.

3. Загревская А.И., Шилько В.Г. Технологический подход к физкультурному образованию студентов на основе модульного обучения //

Вестник Томского государственного университета. 2009. № 322. С. 197-203.

4. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути ее освоения обществом и личностью // Тео-

рия и практика физической культуры. 1997. № 6. С. 10-15.

5. Пешков В.Ф., Копытов А.Д. Теоретическое и практическое обоснование педагогических условий профессиональной подготовки педагога

физической культуры // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2003. Вып. 3, № 35. С. 8-14.

6. Сайт Координационного совета учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы. Портал Федеральных

государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://: fgosvo.ru/440305 (дата обращения: 22.03.2017).

7. Мустаев А.Ф. Управление научно-исследовательской и инновационной образовательной деятельностью педагогического университета //

Педагогический журнал Башкортостана. 2009. № 1 (20). С. 8-14.

8. Ильина Т.Г. Проблемы организации научно-исследовательской работы студентов-экономистов // Проблемы учета и финансов. 2014. № 4 (16).

С.65-71.

9. Балашова В.Ф. Компетенции специалиста по адаптивной физической культуре, формируемые и применяемые в научно-исследовательской деятельности // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. Вып. 2 (80). С. 30-34.

10. Михайлова Е.Н. Исследовательская компетентность как цель и ресурс профессионального саморазвития педагога в концепции праксео-логического подхода // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. Вып. 6, № 84. С. 5-8.

Статья представлена научной редакцией «Педагогика» 6 декабря 2017 г.

Research Activities in the Training of Physical Education Teachers

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2019, 440, 160-166. DOI: 10.17223/15617793/440/22

Anastasia V. Aksenova, Tomsk State Pedagogical University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Keywords: future teachers of physical education; students; bachelors of pedagogical education; research activity; educational

process.

In the research, the problem of the formation of research competences of future teachers is considered. The modern practice of organizations of general education and commissioning of social services make pedagogical educational institutions change the system of teachers' training. In the article, a theoretical proof of the value of research in the professional activities of future physical education teachers. By means of the analysis of documents and literature as well as a poll of 85 first-year students and eight teachers of profile disciplines, the author collected opinions on the inclusion of research activities in the educational process. The research has shown that the modern physical education teacher needs to have research competences to be successful in the profession. The author revealed important prerequisites of a successful formation of research competences in future physical education teachers: a positive attitude of first-year students to research work, awareness of its high social importance and value for personal growth. Along with it, most of the students fear being engaged in research for they consider this process difficult and labor-consuming, bringing only long-term achievements. It is an obstacle to the formation of research competences in future teachers. On the example of Tomsk State Pedagogical University, it has been proved that it is expedient to include elements of research activities in the educational process of students of the first courses in the form of tasks such as statement of a problem, study of theory, selection and study of methods of research, collection and analysis of one's own material, formulation of conclusions. The author has established that the modern physical education teacher organizes research and engages students in science. Results of the research demonstrate that that the interviewed teachers view research activities as a component of their profession. It leads to the fact that these teachers of theoretical profile subjects include research tasks for the formation of research competences in their curricula. In the research, methods and examples of tasks were described. The interviewed teachers and students consider them the most effective for research competence formation. However, the results of the research show that it needs further elaboration and scientific and methodological support.

REFERENCES

1. Mikhaylova, E.N. (2008) The development of uninterrupted system of pedagogical education in Russia in the edge of XX-XXI. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta — Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 3 (77). pp. 44-46. (In Russian).

2. Shil'ko, V.G. & Guseva, N.L. (2011) Sociological analysis of lifestyles, physical training and sports activity of students. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal. 352. pp. 199-202. (In Russian).

3. Zagrevskaya, A.I. & Shil'ko, V.G. (2009) Technological approach to the physical culture education of students on the basis of module education. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal. 322. pp. 197-203. (In Russian).

4. Lubysheva, L.I. (1997) Sovremennyy tsennostnyy potentsial fizicheskoy kul'tury i sporta i puti ee osvoeniya obshchestvom i lichnost'yu [Modern value potential of physical culture and sports and the ways of its development by society and personality]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. 6. pp. 10-15.

5. Peshkov, V.F. & Kopytov, A.D. (2003) Theoretical and Practical Basis for Pedagogical Conditions of Professional Training of Physical Culture Teachers. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta — Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 3 (35). pp. 8-14. (In Russian).

6. The website of the Coordination Council of teaching and methodological associations and scientific and methodological councils of higher education. [Online] Available from: http:// fgosvo.ru/440305. (Accessed: 22.03.2017).

7. Mustaev, A.F. (2009) Upravlenie nauchno-issledovatel'skoy i innovatsionnoy obrazovatel'noy deyatel'nost'yu pedagogicheskogo universiteta [Management of research and innovative educational activities of a pedagogical university]. Pedagogicheskiy zhurnal Bashkortostana. 1 (20). pp. 814.

8. Il'ina, T.G. (2014) Problems of the organization of students-economists research work. Problemy ucheta i finansov — Problems of Accounting and Finance. 4 (16). pp. 65-71. (In Russian).

9. Balashova, V.F. (2009) Competence of the expert on adaptive physical culture, formed and applied in research. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta — Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2 (80). pp. 30-34. (In Russian).

10. Mikhaylova, E.N. (2009) Research competence as an objective and a resourse of the professional self development of pedagogue in conception of praxiological approach. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta — Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 6 (84). pp. 5-8. (In Russian).

Received: 06 December 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.