Научная статья на тему 'Роль и значение английского языка в активизации познавательной деятельности учащихся как учебного предмета'

Роль и значение английского языка в активизации познавательной деятельности учащихся как учебного предмета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
571
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВЫ / ГОВОРЕНИЕ / ДИАЛОГ / SPEECH ACTIVITY / REASONS / TALKING / CONVERSATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Светлана Анатольевна

В статье на основе анализа понятий «речевая деятельность», «мотив», раскрывается роль и значение иностранного языка в активизации познавательной деятельности учащихся среднего звена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role and significance of foreign language in pupils' informative activity activation as a school subject

The article reveals the role and the significance of foreign languages in pupils' informative activity activation on the basis of the analysis of such concepts as speech activity and reason.

Текст научной работы на тему «Роль и значение английского языка в активизации познавательной деятельности учащихся как учебного предмета»

УДК 37.015.3 ББК 74.202.4

Ильина Светлана Анатольевна аспирант г. Сургут Ilyina Svetlana Anatolievna

Post-graduate

Surgut

Роль и значение английского языка в активизации познавательной деятельности учащихся как учебного предмета Role and Significance of Foreign Language in Pupils’ Informative Activity Activation as a School Subject

В статье на основе анализа понятий «речевая деятельность», «мотив», раскрывается роль и значение иностранного языка в активизации познавательной деятельности учащихся среднего звена.

The article reveals the role and the significance of foreign languages in pupils’ informative activity activation on the basis of the analysis of such concepts as “speech activity” and “reason”.

Ключевые слова: речевая деятельность, мотивы, говорение, диалог.

Key words: speech activity, reasons, talking, conversation.

Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах

коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. В последнее время значительно повысился интерес к английскому языку как средству международного общения. Он уже признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности, а появление компьютеров поставило его использование в особое положение по сравнению с другими языками. Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины. Задача педагогов состоит в том, чтобы интерес к языку был постоянным и устойчивым.

Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка, формирование у детей ценностного отношения к языку, раскрытию его как культурного феномена.

Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому разви-

тию учащихся. Так же обучение иностранному языку дает возможность учителю включать детей в процесс ознакомления с географией, историей, математикой, мировой художественной культурой, литературой англоязычных стран. Общеобразовательная цель предполагает знакомство с классикой американской и английской детской литературы, живописи, архитектуры, музыки и т.д.

Как показывают исследования, среди всех средств активизации познавательной деятельности действенным является интерес к предмету. Ведь хорошо получается то, что любишь, чем увлекаешься. Познание — труд, требующий большого напряжения. Поэтому необходимо воспитывать у учащихся силу воли, умение преодолевать трудности, прививать им ответственное отношение к своим обязанностям. Но одновременно нужно стремиться облегчать им процесс познания иностранного языка, делая его привлекательным. Еще К. Д. Ушинский писал: «... ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения... убивает в ученике охоту к учению, без которого он далеко не уйдет». Высокой стадией интереса к предмету является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае ученик обычно активен на уроке, задает учителю вопросы, участвует в обсуждении результатов демонстраций, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу и т.д. Однако любознательность ученика обычно не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным, и интерес к предмету пропадет. Поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивы и интерес к предмету, при котором ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний, в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных заданий доставляет удовольствие.

Можно сделать вывод, что английский язык вызывает интерес у учащихся как язык международного общения, что только владея им можно «общаться со всем миром». Необходимо поддерживать интерес у учащихся к данному предмету, что способствует активизации познавательной деятельности.

Но, не смотря на то, что высока роль английского языка в познавательной активности учащихся, возникают трудности в обучении иностранному языку. Это объясняется недостаточным уровнем развитости родной речи, наличием логопедических проблем и самое главное, что отмечается многими авторами (Е.И.Негневицкая, Н.Г.Гальскова, Ш. А. Амонашвили, В.И.Колесникова,

Р.И.Дольникова) - это отсутствие мотивации изучения иностранного языка. Специфической особенностью иностранного языка как учебного предмета является также сформированное к нему негативное, субъективное отношение учащихся как к очень трудному, практически не поддающемуся в условиях школьного обучения предмету. Иностранный язык, действительно, требует работы - ежедневной и систематической. Он требует работы, которая мотивирована. Ученик должен знать ради чего он это делает и иметь четко поставленную конкретную цель изучения английского язык, например, иметь возможность непосредственного общения с иностранными сверстниками или быть в состоянии самостоятельно разбираться в технической документации техники, написанной на английском языке. Особенно трудности возникают с учащимися среднего звена. Согласно экспериментальным данным интерес к этому предмету пропадает у 60-70% учащихся. В это время возникает целый ряд психологических барьеров в области мотивации: отсутствие веры в успешное овладение иностранным языком, низкая самооценка своих способностей, неясность целей использования иностранного языка.

Известно, что для активизации познавательной деятельности необходимо повысить мотивацию учащихся. Вопросам повышения мотивации, сохранения и развития у учащихся интереса к предмету «иностранный язык» уделяется большое внимание как в психологии, так и в методике преподавания этого предмета. Успешное овладение детьми иноязычной речью становится возможным при учете и удовлетворении познавательных, игровых, личностных и психофизических потребностей (Е.Ю.Протасова, Н.Д.Гальскова, В.А.Глухарева и другие). Так Е.Ю.Протасова отмечает: “Поскольку ребенок ... не понимает, зачем ему нужно учить иностранный язык, все обучение вынуждено строиться

как удовлетворение познавательных, игровых, личностных, психофизических потребностей и возможностей ребенка”.

Мотивация рассматривается психологами как источник направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность. В зависимости от связи мотивов с содержанием и особенностями выполняемой деятельности можно выделить внутренние и внешние мотивы. Под внутренними мотивами мы понимаем познавательные мотивы, источником которого выступает осознанная познавательная потребность, удовлетворяемая в учебной деятельности. Познавательный мотив придает этой деятельности особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета для учащегося приобретает самостоятельную ценность. Психологи подчеркивают, что для того чтобы учебная деятельность осуществлялась полноценно, одновременно должны действовать и внутренние, и внешние мотивы.

Внешние мотивы зависят от факторов, лежащих вне собственно учебной деятельности. Они могут быть положительными и отрицательными. Существуют положительные мотивы двух видов: социальные, обусловленные чувством долга и т.д., и частные, узколичные мотивы (в терминологии А.Н. Леонтьева). В качестве внешних мотивов при обучении иностранному языку могут быть использованы как широкие социальные, так и узколичные положительные мотивы: «поурочный балл», контроль, обеспечивающий знание результатов выполняемой деятельности, подкрепленные успехом. Внешние мотивы, как отмечают психологи, не обладают такой побудительной силой, как внутренние, и поэтому недостаточно эффективны в учебной деятельности (А.Н. Леонтьев, П.М. Якобсон).

Методист П.Б. Гурвич предлагает следующую классификацию мотивов в изучении иностранного зыка:

- целевая мотивация (данная мотивация основана на ясном осознании как конечной цели изучения иностранного языка, так и цели выполнения каждого задания);

- мотивация успеха (учащиеся хотят получить что-то реально осязаемое за тот труд, который они затратили, почувствовать, что идут к цели, получают

что-то такое, что могут использовать немедленно использование знаний во внеклассной работе));

- страноведческая мотивация (факт перемещения обыденных действий и событий в стране изучаемого языка усиливает интерес учащихся. Сравнительный анализ и сопоставление культурных особенностей стран позволяет лучше понять чисто языковые явления);

- эстетическая мотивация (изучение иностранного языка для учащихся должно превратиться в удовольствие (правильное оформление кабинета, качество используемых наглядностей, слайды, музыка и т.д.). Ничто в кабинете и на уроке не должно раздражать ученика);

- инструментальная мотивация (исходя из особенностей работы мозга, темперамента, видов памяти и других аспектов индивидуальных различий, каждый ученик имеет свои любимые формы и виды работ. Каждому ученику дать возможность выразить себя в любимом и наиболее удающемся виде работ).

В результате анализа психолого-педагогической литературы выявлено, что учащиеся среднего возраста (5-8 классы) характеризуются повышенной общительностью, которая может положительно сказаться на организации парного общения. Общение подростка с товарищами выделяется «в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни», которая насыщена «разнообразными событиями и происшествиями, борьбой и столкновениями, победами и поражениями, что в совокупности и составляет настоящую жизнь подростка». У него ярко проявляется стремление быть принятым, признанным товарищами, участвовать в совместной деятельности с ними. Анализ особенностей общения в подростковом возрасте приводит нас к вводу о том, что заинтересовать подростка можно межличностными видами общения, а именно - диалог.

Мы рассматриваем один из видов речевой деятельности - говорение, который представляет собой форму устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией, осуществляемой средствами языка, устанавливаются контакт и взаимопонимание, оказывается воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего. Однако обучение ино-

странному языку на первых этапах общего среднего образования связано с некоторыми трудностями, которые зависят, прежде всего, от психических особенностей детей среднего школьного возраста. Как известно, говорение характеризуется сложной мыслительной деятельности с опорой на речевой слух, память, прогнозирование и внимание. Успешность обучения говорению зависит от индивидуально-возрастных особенностей учащихся (от наличия у них мотивов учения, внимания и интереса, от умения пользоваться стратегиями устного общения, опираться на прежний речевой опыт и т.д.), от лингвистических и дискурсивных характеристик текстов и, наконец, от условий обучения (наличия технических средств обучения, ситуативной обусловленности и проблемности упражнений, парно-групповой организации занятия и др.).

Отметим, что только специально организованное, целенаправленное обучение подростков речемыслительной и коммуникативной деятельности через диалог, опирающееся на резервы возрастного развития, может способствовать активизации их познавательной деятельности.

Итак, роль иностранного языка как учебного предмета способствует активизации познавательной деятельности учащихся через личную заинтересованность в изучении иностранного языка, через общение с одноклассниками, включаясь в составление диалогов близких к реальной ситуации.

Библиографический список

1. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Изд-во МГУ, 1982, - 208 с.

2. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -//Пособие для учителя.- М.: «Просвещение», 1979.- 96 с.

3. Принципы обучения иностранным языкам: учебное пособие / под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002.- 40 с. - ISBN 5-93757-004-9

4. Рубинштейн,С.О. О мышлении и путях его исследования. - М.: АН СССР, 1958. - 147 с.

5. Соколова, Н.Ю. Как активизировать познавательную деятельность учащихся// Педагогика.- 2001.-№7.- С.33-36.

Bibliography

1. Leontiev, A.N. Activity. Consciousness. Personality / A.N. Leontiev. - M.: MSU, 1982. - 208 p.

2. Markova, A.K. Reason Forming for Education at School Age: Teacher’s Book / A.K. Markova.- M.: Prosveshchenie. - 1979. - P. 96.

3. Principles of Foreign Languages Teaching: Manual / E.I. Passov, E.S. Kuznetsova. - Voronezh: “Interlingua”, 2002. - P.40.

4. Rubinstein, S.O. About Thinking and the Ways of Its Reseach / S.O. Rubinstein. - M.: AS of USSR, 1958. - 147 p.

5. Sokolova, N.Yu. How to Make Pupils’ Informative Activity More Active // Pedagogics. -2001. - № 7. - P. 33-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.