Научная статья на тему 'Мотивационный аспект языковой подготовки в условиях неязыкового вуза'

Мотивационный аспект языковой подготовки в условиях неязыкового вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивационный аспект языковой подготовки в условиях неязыкового вуза»

м i i m

4- п пжш

Казанский педагогический журнал

1212006

МОТИВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

И.М. Солодкова, преподаватель английского языка Казанского государственного финансово-экономического института

В связи с интеграцией России в мировое экономическое и культурное пространство в настоящее время крайне актуальным становится повышение качества учебных достижений будущих специалистов, что напрямую зависит и от уровня владения ими иностранным языком (далее в тексте ИЯ) в целях профессионального и личностного роста. Этому способствует и то, что современная действительность вынуждает специалистов все чаще становиться участниками межкультурного диалога, позволяющего им анализировать свою деятельность в контексте практики ведущих стран мирового сообщества. Исходя ИЗ этого, важнейшей составляющей культуры каждого студента являются профессиональные ценности, которые позволят ему в будущем лучше ориентироваться в окружающем мире и в конечном счете станут основой мотивации его профессионального и карьерного роста. В этой связи мотива-ционный аспект языковой подготовки в условиях неязыкового вуза приобретает исключительную важность.

Под мотивацией мы, вслед за многими авторами (С.Л. Рубинштейн, А.К. Маслоу, В.Н. Мясищев, Л.И. Бо-жович, И.А. Зимняя, Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев, П.М. Якобсон, А.К. Маркова, Т.А. Ма-тис, М.В. Матюхина, Е.А. Маслыко, С.Т. Григорян, А.К. Колеченко и др.), понимаем внутреннее побуждение человека к осуществлению определен-

ной деятельности. В работах зарубежных авторов отражено следующее, L'r Penny отмечает, что « мотивированный студент - тот, кто прилагает усилия в учебной деятельности с целью совершенствования своих результатов. Мотивация делает процесс обучения одновременно интересным и продуктивным» [3, с. 274,281]. Papalia А. рассматривает мотивацию как «готовность добиться определенных результатов в учебной деятельности; импульс, который заставляет человека Действовать определенным образом; внутренний стимул, требующий проявления активного интереса» [2, с. 23-24].

«Мотивация состоит из совокупности различных мотивов, побуждающих Человека к основной деятельности, процесс действия мотива» 77].

Мотив выступает в сознании чело-ъбкэ, ка,к объект или цель, на который в конечном счете направлено поведение. Мотив всегда связан с процессами познания: восприятием, мышлением, памятью, речью. Целью называют тот непосредственный, обязательно осязаемый результат, на который в данный момент направлено поведение. И.А. Зимняя называет мотивацию «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание. Кроме потребностей, мотивов и целей, в качестве побудителей человеческого поведения рассматривают также

40

м i i m

-ф- п ПЖШ

интересы, стремления, желания и намерения.

В подготовке к профессиональной деятельности, как известно, присутствует два взаимосвязанных типа мотива: учебный и профессиональный. Профессиональные мотивы адекватны конечной цели обучения. Учебные мотивы заложены в самом процессе обучения, поэтому обязательны и необходимы для успешного осуществления образовательного процесса.

Многие студенты приходят в вуз с уже сложившимся негативным отношением к ИЯ. Предмет воспринимается как ненужный, знания по нему не рассматриваются в качестве будущего фактора конкурентоспособности На рынке труда. Данная ситуация складывается в силу ряда причин: стиль работы преподавателя (постоянное использование одного лишь учебника, однообразные виды упражнений, отсутствие наглядности, игровых ситуаций); разноуровневые языковые группы; игнорирование принципов личиостно-ориентированного обучения; частая смена преподавателей; негативная атмосфера в группе; ограниченная сетка часов; отсутствие современных технических средств обучения, надлежащего методического обеспечения и т.д. Задача преподавателя вуза на данном этапе заново «раскрыть» ИЯ для студента, «реабилитировать» отношение молодых людей к дисциплине, показать, что изучение ИЯ может быть интересным и применимым на практике.

Повышение мотивационного уровня изучения ИЯ в экономическом вузе условно проходит несколько этапов. Вначале студентам предлагается изу-

Высшее образование

чение лингвострановедческого материала, связанного со спецификой вуза (например, об экономических реалиях англоязычных стран, их традициях, обычаях, банковской системе, системе образования, хозяйствования страны и т.д.). Сюда же входит и изучение этикета и эстетики в иноязычной коммуникации, что делает образование многоязычным и поликультурным. При обучении студентов межкультурной коммуникации особое внимание обращается на содержание культурного компонента профессиональной подготовки, куда включается знакомство с этикетом как установленными нормами поведения в иноязычном обществе (разговор по телефону, поведение в гостинице, посещение семьи и т.п.) и с художественным творчеством, искусством народа страны изучаемого языка как формами Эстетики. На следующем этапе студенты получают сведения о системе британской и американской экономики. В частности, изучаются такие аспекты, как Credits, Money, Banks, Stock and Commodity Exchanges, Advertising, Insurance, Mortgage и т.д. Главное в становлении мотивации к изучению ИЯ в условиях неязыкового вуза -демонстрировать практическую значимость знаний, возможности их использования в будущей профессиональной деятельности. Студенты в процессе обучения ИЯ наряду с практическими занятиями участвуют в заседаниях круглого стола, научно-практических конференциях, разрабатывают коллективные и индивидуальные проекты. Такие мероприятия позволяют студентам принять ИЯ как средство получения новых знаний по их буду-

41

^^■zmjzn 4- п шгшшггг

Казанский педагогический журнал

щей специальности, влияют на изменение отношения к изучению языка. В этой связи особую важность представляет профессионализм преподавателя, который заключается во владении им всем арсеналом мотивацион-ных средств, в знании всех типов и подтипов мотивации и их резервов.

Вышеизложенное дает право дать характеристику основным типам мотивации.

В педагогической психологии принято различать два основных вида

122006

мотивации - внутреннюю и внешнюю (см. таблицу 1). Внешняя мотивация является результатом внешнего стимула, который воплощен в требованиях общества, государства, образовательного учреждения, работодателя, семьи, так называемые социальные мотивы. Внешняя мотивация существует в двух разновидностях: широкая социальная мотивация и узколичная. Внутренняя мотивация возникает из стремления к изучению той ЛИ иной области Знания, исходя

Таблица 1

Структура мотивов студентов к изучению иностранного языка

Мотивация

Внешняя Внутренняя

1. Широкая социальная Гражданский долг перед страной; родителями; преподавателями; группой; будущим работодателем; в хорошем знаний иностранного языка, применения его на практике 1. Коммуникативная Осуществление коммуникации с представителями разных культур; чтение книг в оригинале; совершенствование знаний по предметам; дружеская переписка; путешествия II т,д,

2. Узколичная /«жиз-ненных перспектив» Возможность работы в иностранной компании] осуществление сезонной работы (Work & Travel): участие в международных форумах молодежи; повышение квалификации; грантополуче-пне и т.д. 2.Лингво- иознава- тельная Овладение новыми речевыми образцами; фразеологическими единицами, идиоматическими выражениями; совершенствование профессионального тезауруса и т.д.

3. Инструментальная Повышение знаний по ИЯ с помощью Дополнительных занятий На языковых курсах, в кружках, клубах] с помощью программы дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»

м I I гп

-Ф- œ; пмхп

из личного интереса, побуждения к самоосуществлению и самореализации, удовлетворения познавательных потребностей. Этот вид мотивации подразделяется на коммуникативную, лингвопознавательную и инструментальную (С.Т. Григорян).

Коммуникативную разновидность внутренней мотивации можно назвать основной, так как коммуникация - это Первостепенная цельизучающих ИЯ. Этот тип мотивации является самым трудным для сохранения, поскольку мы имеем дело с обучением языку в искусственно созданных условиях. Коммуникация на ИЯ носит условный характер, что сближает ее со сценической коммуникацией, поэтому важным является постоянное обращение к фантазии и воображению студентов. В условиях неязыкового вуза огромную помощь в этом оказывают ролевые, деловые игры и приемы драматизации.

Использование игровых форм обучения делает учебно-воспитательный процесс более содержательным и более качественным, так как:

- игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе и тем самым является эффективным средством управления учебным процессом;

- обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся, носящей характер особого вида практики, в процессе которой усваивается до 90% информации;

- игра - свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников;

Высшее образование

- игра имеет определенный результат и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели;

- в игре команды или отдельные участники изначально равны (нет плохих и хороших, есть только играющие); результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера;

- обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностное значение;

- состязательность - неотъемлемая часть игры - притягательна для учащихся; удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках ИЯ и усиливает желание изучать предмет;

- игра занимает особое место в системе активного обучения: она синтетична, так как является одновременно и методом, и формой организации обучения, синтезируя в себе все методы активного обучения.

На занятиях обучающимся предлагаются для проигрывания роли и ситуации, непосредственно связанные с их будущей профессиональной деятельностью: «In the bank»; «Negotiations on purchasing»; «Advisory service consultant»; «Marketing consultant»; «Manager on the move»; «Investment advice»; «Marketing director and overseas customers» и др. В процессе проигрывания диалогов, организации собраний, презентаций, встреч с деловыми партнерами по различным тематикам улучшается не только качество знаний по дисциплине, но и формируются необходимые качества и умения конкурен-

43

^^■zmjzn 4- п шгшшггг

Казанский педагогический журнал

тоспособной личности, такие, как упорство, воля, стремление к лидерству, к принятию самостоятельных решений, организация деятельности других, ответственность, аккуратность, постановка четких целей, стрессо-устойчивость и т.д.

Исследования показали, что внешняя мотивация у студентов неязыкового вуза развита сильнее, чем внутренняя. Большинство студентов изучает ИЯ только из-за боязни получить низкий рейтинг; невозможности сдачи экзамена, зачета; престижности посещения языковых курсов; требований родителей. Однако, по мнению

1212006

многих исследователей (Ильке-вичБ.В., Оиас1ашЕ., Ма1опеТ.\¥., Ьеррег М. К., и др.), именно внутренняя мотивация представляет потенциальную значимость для развития мотнвационной сферы. Ее повышение ведет и к упрочению связи учебной Деятельности с будущей профессией студентов.

Ма1опе Т.\\'., Ьеррег М. 1\. выделяют следующие факторы, влияющие на становление внутренней мотивации студентов (см. таблицу 2).

Исходя из таблицы, можно заключить, что личностные факторы внутренней мотивации предполагают: обу-

Таблица 2

Факторы становления внутренней мотивации студентов

Внутренняя мотивация

Личностные факторы МежлгчностнБК факторы

Проба сия (challenge ) Цели обучения; степень уверенности; оценка собственной деятельности; личностная самооценка Конкуренция (competition) Право быть лучшим; лидерство

Любознательность (curiosity) Сенсорная; познавательная Сотрудничество (cooperation) Установление благоприятного климата на занятиях по ИЯ, развитие межличностных отношений, взаимопомощи

Контроль (control) Причинно-следственная взаимосвязь; свободный выбор темпа обучения (сложности); эффект от выполняемой Деятельности Признание / одобрение (recognition) Признание результатов деятельности студентов преподавателями, вузом в целом, родителями и т.д.

Воображение (fantasy) Эмоциональные компоненты; познавательные; внешние / внутренние компоненты

М I I гтт

-ф- П МП ПЕЛ

чение ИЯ в оптимальном для студентов режиме (сложность материала, темп); профессиональную направленность; достижение позитивной самооценки обучающих; постановку проблемных ситуаций,; активизирующих мыслительную деятельность; согласование содержания обучения с потребностями и индивидуальными, возрастными особенностями студентов; использование игровых форм обучения, направленных на имитацию ситуаций профессионального и бытового общения. Межличностные факторы направлены на ориентацию на успех, становление позитивной Я-кон-цепции молодых людей, лидерство, установление благоприятных доверительных отношений, сопереживания, взаимовыручки.

На основании рассмотренных видов мотивации мы пришли к убеждению, что для повышения мотивацион-ного уровня изучения ИЯ в условиях неязыкового вуза необходимо выполнение следующих условий:

- принимать во внимание потребности студентов, их интересы, стремления, склад ума, особенности темперамента и характера;

- использовать в обучении определенные мотивационные стратегии. К ним можно отнести применение: аутентичных профессионально-направленных материалов; игровых ситуаций; видео- и аудиозаписей для обучения аудированию, чтению, говорению, письму; работы в больших и малых группах (сильные студенты совместно с более слабыми) с целью развития навыков говорения, обмена мнениями на основе сотрудничества; сценария возможных профессиональ-

Высшее образование

ных ситуаций, для совершенствования употребления профессионально-ориентированной лексики, умения осуществлять коммуникацию, ведения Переговоров, презентаций; драматизации текстов, диалогов;

- организовывать процесс обучения на основе принципа интеграции навыков. Например, при отработке чтения использовать аудирование на дотекстовом этапе и говорение на пос.'нетекстовом, развитие письменной речи в качестве домашнего задания;

- максимально вовлекать студентов в процесс обучения. Каждое задание должно быть ориентировано на студентов, провоцировать их на высказывание, выражение идей, рассуждение, привлечение прошлого опыта. Время занятия должно быть максимально насыщено высказываниями студентов;

- установление надлежащего руководства занятием по ИЯ. Четкое планирование хода урока, доступные для реализации цели обучения, понятные руководства к заданиям и т.д.

К перечисленным средствам поддержания высокого уровня мотивации к изучению ИЯ можно также отнести: энтузиазм преподавателя; соответствие учебного материала уровню Знаний, возрасту; разнообразие применяемых методов, технологий обучения; взаимопонимание преподавателя и студентов; использование конкретных, понятных примеров (БавхЕ^.); выполнение не слишком трудных, не слишком легких заданий; отношение к студентам, как к ценным членам обучающегося сообщества; создание позитивной атмосферы на занятиях

45

■■■■zäun

4- п пжш

Казанский педагогический журнал

(LowmanJ., Lucas А.F., BlighD.A., Weinert F.E., and KluweR.H.). По мнению Oliva Р.F., студенты тогда будут иметь высокий уровень мотивации, когда они будут уверены в важности изучаемого предмета, в возможности участвовать в планировании, разработке, исследовании материала, ориентируясь на собственный успешный опыт.

Проблема мотивации возникает при изучении любого предмета, но особенно остро - при изучении ИЯ в условиях неязыкового вуза. Это, в частности, определяется тем, что овладение ИЯ в атмосфере родного языка делает предмет искусственным средством общения. Преподаватель постоянно находится в состоянии поиска наиболее оптимальных путей создания «естественной среды» общения и условий поддержания высокого мотивационного уровня. Мотива-

1212006

ционный аспект имеет решающее а начеши1 для активизации всех психологических процессов - мышления, восприятия, понимания и усвоения иноязычного материала. Повышение мотивации, развитие познания и интеллектуальной деятельности в конечном итоге позволит повысить эффективность процесса обучения и в последующем явится фактором конкурентоспособности специалиста на рынке труда.

Литература:

1. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических. технологий: пособие для преподавателей.- СПб.: КАРО, 2005.

2. Papaliä Anthony, <<А research Report on Motivating the Language Learner» f NYSAFLT Language Association Bulletin XXXVIII, 1986.

3. Ur Penny. A course in language teaching. OUP.1996

ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

A.A. Шамсунов, полковник внутренней службы, начальник Казанского филиала Владимирского юридического института ФСПН России

Правоохранительная служба в уголовно-исполнительной системе в силу ее специфичности значительно отличается от других видов трудовой деятельности своим содержанием. Можно выделить ее специфические особенности;

- особый порядок комплектования кадров (профессиональный отбор кандидатов на службу с учетом со-

46

циальных признаков, физических и психических качеств, образовательных цензов);

- специальный порядок назначения на должности (служба по контракту, назначения на конкурсной основе, испытательный срок, наставничество);

- организационное обеспечение служебной карьеры (наличие специальных званий, рост по службе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.