М I I гтт
4- п пмхп
Казанский педагогический журнал
активное использование компьютерной техники совместно со специализированным программным обеспечением, над созданием которого трудились не отдельные энтузиасты, а большие коллективы. В состав этих коллективов сейчас входят педагоги, психологи, специалисты по конкретной области знаний, дизайнеры, художники и др.
отметим проникновение в сферу образования искусственного интеллекта, представленного экспертными системами, позволяющими оценивать уровень знаний и умений; находить оптимальный алгоритм решения задач; принимать решения в области
2'2006
управления и т. д. Все Перечисленное требует освоения и активного внедрения компьютерных технологий обучения в учебный процесс. Именно изучение математических дисциплин должно способствовать этому, так как в свое время вычисления с использованием компьютера стали первыми вехами на пути его внедрения в сферу образования.
Литература:
1. Саранцев Г. И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. пособие для студентов мат. спец. мед. вузов.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ФАКТОР ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
О. В. Иванова, старший преподаватель. Марийский государственный педагогический институт им. Н. К. Крупской, г, Йошкар-Ола
Как показывает анализ современных источников (работы Б. С. Гер-шунского, П. И. Образцова, А. Н. Тихонова, Е. И. Машбиц, И. В. Роберт, Г. К. Селевко, Г. Г. Воробьева, Е. С. По-лат и др.), в последние годы во всем мире произошло осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии, которое повлекло за собой рассмотрение таких феноменов, как информационные ресурсы, информатизация, информационное общество.
Анализ характеристик, присущих информационному обществу, позволяет вычленить проблему подготовки человека к жизни в информационном обществе, неразрывно связанную с кардинальными изменениями, происходящими в системе образования. Вхож-
Т04
денйе человеческой цивилизации в информационное общество предъявляет дополнительные требования к системе образования.
В настоящее время в РФ в рамках реализации масштабного проекта «Информатизация системы образования» создаются условия для системного внедрения и активного использования информационных технологий в системе среднего и высшего образования для обеспечения доступности, качества и эффективности образовательных услуг.
Одним из необходимых условий успешного развития процессов информатизации образования является профессиональное развитие педагогов. Сегодня Для решения данной задачи все шире начинают использо-
М I I гтт
-ф- П МП ПЕЛ
ваться информационные технологии. Следовательно, информационная подготовка личности является важной составляющей современного высшего образования. Все это влияет и на содержание, и на технологии профессионального развития педагогов. Однако в настоящее время процесс информатизации образовательной среды значительно опережает процесс развития информационной культуры педагога, который возможен лишь при свободном доступе педагога к необходимой информации, а также при наличии знаний и умений грамотно работать с ней. Таким образом, формируется качественно новый элемент культуры, включающий информационную культуру.
Анализируя определения информационной культуры, данные разными авторами, можно сделать вывод: одни считают, что информационная культура - это составляющая общей культуры, связанной с функционированием информации в обществе (И. Г. Овчинникова, Л. У. Глухова и др.), другие исследователи (Э. Э. Сла-будина, А. А. Парахин) понимают под информационной культурой новый неординарный стиль мышления, адекватный требованиям современного информационного общества. Существует и более узкое определение информационной культуры как совокупность знаний, умений и навыков работы с источниками и средствами преобразования информации (Т. А. Блинова, В. А. Кравец, В. И. Кухаренко и др.)
Для того чтобы составить целостное представление об информационной культуре необходимо проанализировать ее с точки зрения различных методологических подходов.
Информационные технологии
Оценка феномена Информационной культуры в рамках общенаучной методологии может быть представлена с позиций системного подхода (В. Г. Афанасьев, В. П. Беспалько и др.); личностно ориентированного подхода (В. А. Беликов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.); технологического подхода (И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин и др.).
На конкретно-научном уровне методологической основой исследования процесса формирования информационной культуры выступает культурологический подход (Ю. Брановский, А. Беляева, С. Д. Каракозов, И. Г. Хан-гельдиева), ценностный подход (Г. М. Добров, А. А. Коренной,
A. А. Харкевич), а также исследования по проблемам высшей школы (С. И. Архангельский, Г. Г. Грантов, О. В. Лешер и др.); работы в области теории, методологии и практики информатизации образования (Я. А. Ва-граменко, Е. П. Велихов, М. И. Жал-дак, Э.И. Кузнецова, Д. Ш. Матрос,
B. Г. Разумовский, И. В. Роберт и др.).
Внедрение информационных технологий в практику образования, внедрение информатики в содержание общего образования привело к необходимости определения понятия «информационная культура педагога».
Рассматривая информационную культуру с точки зрения системного, культурологического, технологического и ценностного подходов, можно дать определение информационной культуры педагога. Информационная культура будущего преподавателя иностранного языка - это одна из составляющих общей культуры личности, проявляющаяся в аспекте педагогической деятельности и системе
Ю5
М I I гтт
4- п пмхп
Казанский педагогический журнал
профессиональных качеств; важный компонент профессионально-педагогической культуры. В то же время информационная культура является самостоятельной целостной системой, компонентами которой являются компьютерная грамотность, общеучебная культура и культура диалога. Основными элементами структуры информационной культуры личности являются теоретико-мировоззренче-ский блок и блок практических умений и навыков, содержание которых реализуется на мировоззренческом, морально-этическом, психологическом, социальном, поведенческом и технологическом уровнях.
И теоретическая, и практическая составляющие информационной культуры будущего преподавателя иностранного языка тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены и формируются в течение всей жизни, но требования к высшему образованию, предъявляемые современным обществом, предопределяют необходимость поиска нового подхода к подготовке будущего педагога иностранного языка, владеющего высоким уровнем информационной культуры, для обеспечения процесса непрерывности образования и самообразования, что является важной составляющей конкурентоспособности и профессионализма педагога, Э. ТЭ.КЖ6 фактором его профессионального развития в условиях становления и развития информационного общества.
Проведенный анализ научно-педагогической литературы свидетельствует о существовании значимых проблем в осуществлении процесса формирования информационной культуры будущих учителей иностранного языка, в связи, с чем возникает необ-
Ю6
2'2006
ходимость определения места учебного предмета «Иностранный язык» в процессе формирования информационной культуры педагога, выявления педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования информационной культуры будущих учителей иностранного языка, разработки модели формирования информационной культуры педагога.
От уровня развития информационной культуры студентов - будущих учителей иностранных языков - во многом зависит их успешное профессиональное развитие. Это обстоятельство ставит перед педагогическими вузами задачу подготовки высококвалифицированных учителей иностранных языков, владеющих системой знаний, умений и навыков на уровне современных требований.
В настоящее время обучение иностранным языкам рассматривается как одно из значимых направлений модернизации образования, что обусловлено потребностями нового информационного общества.
Особо следует подчеркнуть, что внедрение новых информационных технологий в процесс обучения иностранным языкам обеспечивает коммуникативную и межкультурную направленность обучения иностранным языкам, принципиально изменяя методы работы и ее результаты. Это отмечают многие отечественные ученые (А. И. Валицкая, Е. И. Дмитриева, К). II. Кудинов, И. В. Роберт, И. П. Ти-мохина, М. С. Иванова и др.) и зарубежные (Дж. Кэмбелл, Д. Саткер И др.).
Информационные технологии открывают и перед учителем и перед учеником новые возможности в овладении иноязычной речью.
М I I гтт
4 П МП ПЕЛ
Однако продвижение информационных технологий в практику работы образовательных учреждений невозможно без формирования информационной культуры педагогов.
В последние годы ученые, разрабатывающие различные аспекты проблемы формирования информационной культуры будущих учителей иностранного языка в учебном процессе, рассматривают разнообразные подходы к выявлению исихолого-педаго-гических условий, способствующих совершенствованию процесса подготовки студентов разных специальностей к профессиональной деятельности в условиях всесторонней информатизации образования. Существенно важным ряд ученых считает моделирование профессиональной деятельности с использованием компьютерных систем (И. В. Алехина, В, И. Андреев, А. А. Вербицкий, Е. А. Перевалова и др.). Необходимость учета особенностей познавательных процессов конкретного студента (памяти, воображения, мышления, мотивационной сферы и др.) обоснована в исследованиях 3. С. Левчук, В. П. Пустовойтова, 3. В. Семеновой и др. Такие исследователи, как Э. И. Кузнецов, М. А. Лей-бовский, И. В. Марусева и др. в качестве важнейшего условия выделяют ориентации психолого-педагогиче-ской и специальной подготовки на воспитание у студентов информационной культуры.
Разнообразяе существующих педагогических условий во многом объясняется различием в постановке целей и задач конкретных исследований, изменяющимися требованиями общества к специалистам высшей квалификации и др.
Информационные технологии
Одним из условий внедрения информационных технологий обучения в широкую вузовскую практику, помимо рассмотренных выше, по мнению П. И. Образцова, является подготовленность преподавателей и студентов к их использованию, и это предопределяет актуальность их подготовки, предъявляет повышенные требования к содержанию последней.
При этом следует отметить, что роль преподавателя в условиях использования информационных технологий остается не только ведущей, но и еще более усложняется. Содержание его труда меняется - работа все в большей степени приобретает тер наставничества, что требует от него не только постоянного обновления знаний и профессионального развития, но и широкой методической компетенции.
С психологической точки зрения в условиях применения информационных технологий у отдельных преподавателей возникают трудности в овладении компьютерной грамотностью. Характер труда преподавателя меняется - ему приходится реа-лизовывать ряд функций, которые при традиционном обучении порой вообще отсутствуют.
Не менее серьезные требования предъявляет современный образовательный процесс и к подготовленности студентов к использованию информационных технологий в их обучении формированию у студентов положительной мотивации к применению информационных технологий, для достижения эмоциональной окрашенности обучения иностранному языку необходимо использовать ряд специфических приемов повышения мотивации таких, как целенаправлен-
Ю/
М I I гтт
4 П П1ХП
Казанский педагогический журнал
ное включение в учебный процесс коммуникаций с носителями языка, использование аутентичных текстов, знакомство со страноведческой информацией и культурными аспектами страны изучаемого языка, знакомство с ресурсами Интернета, представляющими интерес для студентов и т. д.
Учитывая перечисленные выше психолого-педагогические условия формирования информационной культуры студентов педвуза - будущих учителей иностранного языка, нами был разработан курс под названием «Английский язык с применением НИТ», который был апробирован на факультете дополнительных профессий Марийского государственного педагогического института им. И. К. Крупской в 2005-2006 учебном году.
Содержанием данного курса является не просто разработка и реализация программы обучения будущих учителей иностранного языка основам компьютерной грамотности, а создание условий для приобретения будущими учителями профессионально-ориентированных знаний и умений в области применения информационных технологий в обучении иностранному языку. Такие знания и умения позволят студенту решать свои учебные и профессиональные задачи на качественно новом уровне, что является непременным условием формирования высокого уровня информационной культуры будущего педагога.
Целью курса является повышение уровня информационной культуры студентов будущих учителей иностранного языка конкретного учебного заведения (ГОУ ВПО им. И. К. Крупской) и одновременно апробирование дополнительной системы подготовки
Ю6
2'2006
студентов в процессе углубленного изучения английского языка с применением информационных технологий. Для реализации поставленной цели нами был разработан целый комплекс образовательных, развивающих, воспитательных и практических задач.
Реализации поставленных целей и задач подчинена структура курса, в составе которого выделяются 4 раздела, состоящие их теоретических и практических занятий.
Первый раздел «Информационное общество и информационная культура» представляет собой вводный лекционный курс, цель которого ~ систематизация знаний, связанных с феноменом информационной культуры, ознакомление с основными тенденциями развития систем образования в мировой практике, а также с основными информационными ресурсами в сфере образования. Кроме того, на первых занятиях проводится диагностика уровня информационной культуры студентов с помощью тестов, предложенных Г. Г. Воробьевым [2, с. 9-12.] и Н.И. Гендиной [1, с. 125.].
Второй раздел «НИТ в обучении иностранному языку» знакомит с особенностями применения компьютерных обучающих программ, сети Интернет в обучении иностранному языку.
Третий раздел посвящен способам аналитико-синтетической переработки источников информации в процессе изучения иностранного языка.
В ходе изучения четвертого раздела курса студенты подробно изучают виды профессиональной деятельности учителя иностранного языка в сети Интернет.
Каждый раздел состоит из теоретических (лекции) и практических
м i i m
-ф- п ПЖШ
занятий по компьютерной грамотности и английскому языку. Следует отметить что, и теоретические и практические занятия данного курса проводятся с применением таких информационных и новых педагогических технологий как, презентации Power Point, технология обучения в сотрудничестве, технология разноуровневого обучения, метод проектов.
На практических занятиях формируется компьютерная грамотность студентов, развиваются коммуникативные способности студентов в основных видах речевой деятельности на иностранном языке - чтении, говорении, аудировании, письме на основе применения компьютерных обучающих программ, ресурсов и услуг Интернет, а ТЭ.КЖ6 формируются навыки практического применения обучающих компьютерных программ Professor Higgins, Talk to me, English -way to the best, TOEFL, English Platinum, Oxford Platinum, English Discoveries, Clifford reads, Funny English в процессе углубленного изучения английского языка.
Контроль качества знаний студентов по данному курсу осуществляется на основе дифференцированных заданий; традиционная устная форма зачета; творческое задание - составление презентаций Power Point на английском языке по изученным темам; подготовка студентами рефератов и докладов по проблеме применения информационных технологий в обучении иностранному языку на основе полученных теоретических знаний, самостоятельного изучения предложенной литературы по данной теме, практического изучения компьютерных обучающих программ и ресурсов
Информационные технологии
Интернет; разработка плана урока английского языка с применением информационных технологий, а также возможно дальнейшее проведение данного урока или серии уроков во время педагогической практики (для студентов 4-5 курсов).
Проведение занятий данного курса, анализ полученных результатов позволяет нам сделать следующие выводы:
1. Данный курс «Английский язык с применением НИТ» позволяет вооружить будущих учителей иностранного языка целым комплексом про-фессионально-ориентированных знаний и умений, связанных с феноменом информационной культуры.
2. Курс ориентирован на предметную область и профессиональную среду деятельности будущего педагога и учитывает разные уровни компьютерной подготовки обучаемых и сферу будущих профессиональных интересов.
3. Используемые на занятиях информационные технологии рационально сочетаются с новыми педагогическими технологиями обучения студентов и поддерживаются современными техническими средствами.
4. Анализируя результаты проведенного диагностирования в начале курса и контроля качества полученных знаний, можно отметить, что целенаправленное формирование информационной культуры студентов на факультете дополнительных профессий ведет к профессиональному развитию и творческому росту будущих учителей иностранного языка. При этом следует отметить, что проведение курса только лишь на факультете дополнительных профессий не обеспечивает
Ю9
^^■zmjzn 4 п шгшшггг
Казанский педагогический журнал
непрерывный характер информационной подготовки будущих учителей.
5. После окончания курса все обучавшиеся студенты начинают активно использовать возможности информационных технологий при самостоятельном изучении общеобразовательных и специальных дисциплин, в частности, при выполнении курсовых работ, дипломов, докладов, разработке планов уроков с применением информационных технологий во время педагогической практики. При этом находят практическое применение приобретенные навыки работы с компьютерными обучающими программами, информационные ресурсы Internet.
2'2006
Литература:
1. Воробьев Г. Г. Твоя информационная культура / Молодежь: проблемы и перспективы,- М.: Молодая гвардия, 1988,- 303 с.
2. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Ски-порИ.Л., Стародубова Г. А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учеб.-метод, пособие,- 2-е изд., перераб.- М.: Школьная б-ка, 2003.-С. 125.
3. Образцов П. И. Психолого-педаго-гические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучйшя,- Орловский государственный технический университет,- Орел, 2000. С. 66.