УДК 378 О.В. Иванова, ст. преподаватель каф. «Английский язык», ГОУ ВПО МГПИ
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Научные интересы: новые педагогические и информационные технологии обучения иностранному языку: применение компьютерных обучающих программ, ресурсов и услуг Интернет в обучении иностранному языку в вузе, применение метода проектов, разноуровневого обучения как технологий личностно-ориентированного обучения иностранному языку в педагогическом вузе
Рассматривается актуальность процесса формирования информационной компетентности педагога в процессе изучения иностранного языка в вузе. Конкретизируется понятие «информационная компетентность учителя иностранного языка». Рассматривается структура, принципы, педагогические условия, технологии формирования информационной компетентности учителя иностранного языка. Излагаются результаты исследований и экспериментальной работы по реализации модели формирования информационной компетентности студента - будущего учителя иностранного языка ■
O. Ivanova, GOU VPO MGPI
SHAPING OF INFORMATION COMPETENCE OF A MODERN TEACHER IN THE PROCESS OF LEARNING FOREIGN LANGUAGES
Shaping of information competence is analyzed in the process of learning foreign languages in a higher educational institution. The meaning of the definition of information competence of a teacher of foreign languages is given. The structure, principles, pedagogical conditions and technologies of shaping of informtaion competence are shown. The results of the research and experimental work on realization of the model of shaping information competence of a student - a future teacher of foreign languages are explained ■
* * *
В условиях современного российского общества важнейшим стратегическим ресурсом развития и модернизации образования становится информация. В Концепции модернизации отечественного образования на период до 2010 г. отмечается, что одним из основных требований к мо-
дернизации системы российского образования является эффективное использование информационных ресурсов, а также обеспечение всеобщей компьютерной грамотности [4].
Однако внедрение информационных технологий в процесс обучения в вузе связано с решением ряда проблем. С одной
стороны, это необходимость материальнотехнического и дидактического обеспечения возможности студентов и педагогов применять информационные технологии в процессе обучения в вузе (т.е. компьютеризация и обеспечение выхода в Интернет в большинстве вузов, появление большого количества разнообразных образовательных программных продуктов и т.д.), с другой стороны -низкий уровень готовности преподавателей, в первую очередь, гуманитарных дисциплин, к применению информационных технологий в учебном процессе.
Проведенный нами опрос 75 преподавателей педагогического вуза позволяет утверждать, что только 12 % регулярно используют информационные технологии в практике преподавания своего предмета, 27,9 % делают это эпизодически, 40 % не применяют вообще. В числе причин, затрудняющих применение информационных технологий в практике преподавания своей дисциплины, преподаватели отметили недостаток компьютерных классов, отсутствие необходимого программного обеспечения, отсутствие методики работы с информационными технологиями (последнюю причину отметили все преподаватели, не использующие информационные технологии).
Следовательно, проблема подготовки педагогов, способных осуществлять применение новых педагогических и информационных технологий в своей профессиональной деятельности, является актуальной в современном обществе. Студент уже в процессе обучения в вузе должен овладеть навыками использования информационных технологий в своей учебной, научно-исследовательской и практической деятельности.
В связи с этим возрастают требования к информационной компетентности как одного из важных структурных компонентов профессиональной компетентности современного педагога. От уровня развития информационной компетентности студентов - будущих учителей иностранного языка во мно-
гом зависит успешное осуществление ими профессиональной деятельности в современном информационном обществе.
В процессе обучения иностранному языку значимость применения информационных технологий обусловлена в первую очередь тем, что расширение возможностей межкультурных коммуникаций и международного партнерства невозможно как без знания иностранного языка, так и без овладения информационными технологиями. Кроме того, обучение иностранным языкам в контексте межкультурной парадигмы имеет большой личностно-развивающий потенциал, что соответствует направлениям модернизации российского образования, предполагающей «ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей» [4].
Именно на осуществление процесса формирования информационной компетентности педагога в процессе изучения иностранного языка и были направлены усилия преподавателей факультета дополнительных профессий МГПИ им. Н.К. Крупской г. Йошкар-Ола в 2005-2006 учебном году.
Анализ определений информационной компетентности позволяет утверждать, что имеется значительный разброс в её толковании, свидетельствующий о незаконченности процесса оформления новой педагогической дефиниции: под информационной компетентностью понимают профессио-
нально значимое качество, состоящее в овладении основными навыками работы с информацией (М.Г. Дзугкоева) [1, 31-36], сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств (О. Б. Зайцева) [2, 9], новый вид грамотности, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, при-
нятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств (А.Л. Семёнов) [6, 3]. И.А. Зимняя выделяет понятие «компетенция в области информационных технологий», в состав которых включает прием, переработку, выдачу информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерную грамотность; владение электронной, Интернет-технологией [3, 10], М.Б. Лебедева [5] и О.Н. Шилова [7] оперируют понятием ИКТ-компетентность, рассматривая его как ключевую компетенцию современного человека, проявляющуюся в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникации, Интернета и т.д.
Нами было конкретизировано понятие «информационная компетентность учителя иностранного языка» как важного компонента профессиональной компетентности педагога. Информационная компетентность учителя иностранного языка определяется нами как сложное индивидуально-психологическое образование, основанное на интеграции теоретических знаний и практических умений работать с информацией различных видов, используя новые информационные технологии. Основными элементами структуры информационной компетентности являются когнитивный, поведенческий, мотивационный и личностный компоненты. Когнитивный компонент структуры информационной компетентности учителя иностранного языка включает в себя знания о границах применимости компьютерной техники, информационных технологиях, способствующих реализации межкультурной направленности обучения иностранным языкам. Поведенческий компонент отражает умения и навыки творческого использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе и проявляется в различных учебных ситуациях по изучению иностранного языка с применением информационных тех-
нологий. Мотивационный компонент обеспечивает интерес, готовность и стремление применять новые информационные технологии при изучении иностранного языка. Личностный компонент информационной компетентности проявляется в личностных качествах учителя иностранного языка и включает в себя адекватную самооценку собственных возможностей в использовании информационных технологий, уверенность в их выборе и реализации, а также совокупность необходимых эмоционально-волевых качеств личности, необходимых для творческого применения приобретенных информационных знаний и умений в учебном процессе по изучению иностранного языка.
Все составляющие информационной компетентности педагога тесно взаимосвязаны между собой и формируются в течение всей жизни. В настоящее время информационная компетентность педагога является важным показателем его конкурентоспособности и профессионализма, готовности вести профессиональную деятельность в условиях модернизации и информатизации образования.
Непосредственно методика формирования информационной компетентности педагога составляет комплекс методов, приемов и совокупности взаимосвязанных компонентов (целей, принципов, условий реализации и организационных форм). В методике формирования информационной компетентности педагога выделяются следующие цели и задачи:
- основная цель предполагает формирование информационной компетентности учителя иностранного языка как одной из ключевых профессиональных компетентностей современного педагога;
- реализация данной цели осуществляется через решение задач, соответствующих конкретным этапам формирования информационной компетентности и отражающих освоение таких компонентов, как мотивационный, когнитивный, поведенческий и
личностный, а также в рамках изучения, разработки и внедрения конкретного учебного и практического материала.
Организация педагогического процесса формирования информационной компетентности будущего учителя иностранного языка требует определения системы методических принципов, обеспечивающих его эффективность.
К основным из них можно отнести следующие принципы: научности; последовательности и системности; доступности; практико-ориентированного подхода в обучении; дифференцированности; диалогичности; ориентированности обучения на развитие личности; междисциплинарной интеграции содержания и технологий формирования информационной компетентности педагога.
В свою очередь на систему методических принципов опираются педагогические условия реализации эффективного формирования информационной компетентности педагога.
В нашем исследовании педагогического процесса формирования высокого уровня информационной компетентности студентов
- будущих педагогов педагогические условия обусловлены общими закономерностями организации учебного процесса и представляют собой формирование у студентов и преподавателей положительной мотивации к применению НИТ; применение личностноориентированного подхода к формированию информационной компетентности; интеграцию информационного компонента в содержание профессиональной подготовки учителя иностранного языка; придание процессу изучения информационных технологий прак-тико-ориентированного характера; внедрение НИТ в процесс профессиональной подготовки учителя иностранного языка (наличие материально-технической базы и соответствующего учебно-методического обеспечения учебного процесса).
Содержание разработанной нами тео-
ретической модели формирования информационной компетентности студентов педагогического вуза отражает вариативный и инвариантный компоненты информационной подготовки студентов конкретного учебного заведения - ГОУ ВПО МгПи им. Н.К. Крупской. Базовый курс информатики (для студентов 2 курса всех факультетов) является инвариантной составляющей процесса формирования информационной компетентности студентов - будущих учителей иностранного языка.
Вариативным компонентом, сочетающим в себе теоретический, методический и практический аспекты изучения информационных технологий и их использования в профессиональной деятельности учителя иностранного языка, является авторский курс «Английский язык + компьютер», который и был проведен на этапе реализации эксперимента на факультете дополнительных профессий МГПИ им. Н.К. Крупской в 2005-2006 гг. Всего в эксперименте приняло участие 97 студентов.
Целью курса является повышение уровня информационной компетентности студентов - будущих учителей иностранного языка в системе дополнительного образования. Для реализации поставленной цели нами был разработан комплекс образовательных, развивающих, воспитательных и практических задач.
Структура курса включает 4 раздела «Информационное общество и информационная культура», «НИТ в обучении иностранному языку», «Способы аналитикосинтетической переработки источников информации в процессе изучения иностранного языка», «Виды профессиональной деятельности учителя иностранного языка в сети Интернет», состоящие из теоретических и практических занятий.
Выделенные нами условия и принципы формирования информационной компетентности педагога оказали влияние на выбор технологий, используемых в процессе
реализации курса. К ним нами были отнесены технологии личностно-ориентированного обучения, информационные технологии; технологии учебно-профессиональной дея-
тельности, применяемые на теоретических и практических занятиях по формированию информационной компетентности будущих учителей иностранного языка.
Теоретические занятия курса представляют собой лекционный материал, в котором раскрывается значение информации в современном мире, изменения в образовании, вызванные информатизацией общества, содержание деятельности учителя иностранного языка по использованию информационных технологий в учебном процессе.
Практические занятия предусматривают усвоение студентами необходимых знаний, умений и навыков для эффективного использования информационных технологий в обучении иностранным языкам. Основными целями проведения практических занятий данного курса являются формирование навыков работы со следующим программным обеспечением: Microsoft Word и Excel, которые используются для создания дидактических материалов на иностранном языке; Microsoft PowerPoint, для создания конспектов лекций, презентаций материала на уроках и во внеклассной работе по иностранному языку. На практических занятиях также развиваются коммуникативные способности студентов в основных видах речевой деятельности на иностранном языке - чтении, говорении, аудировании, письме на основе применения НИТ (компьютерных обучающих программ, ресурсов и услуг Интернет), а также происходит формирование навыков практического применения обучающих компьютерных программ Professor Higgins, Talk to me, English - way to the best, TOEFL, English Platinum, Oxford Platinum, English Discoveries, Clifford reads, Funny English в процессе углубленного изучения английского языка.
На этапе экспертной оценки полученных результатов был реализован мониторинг сформированности информационной компетентности студентов. В ходе проведения опытно-экспериментальной работы был создан банк диагностических методик по выявлению уровней сформированности информационной компетентности студентов педагогического вуза, также были разработаны анкеты для студентов и преподавателей, для контроля знаний по английскому языку применялся тест TOEFL (компьютерная программа).
Для текущей и контрольной оценок информационной компетентности у студентов мы использовали следующие виды оценочных средств: тесты на выявление компьютерной грамотности, творческие задания по составлению презентаций в программе Power Point на практических занятиях, научные сообщения на английском языке, ролевые (деловые) игры, анкетирование; тестирование; наблюдение. Мониторинг осуществлялся в несколько этапов, так как оценивались все показатели уровней сформирован-ности информационной компетентности студента - будущего учителя иностранного языка.
На первом этапе проводилась стартовая диагностика информационной компетентности студентов с целью выявления начального уровня информационной компетентности студентов на основе таких критериев и показателей сформированности информационной компетентности, как мотивационный, когнитивный, поведенческий и личностный. Результаты проведения стартовой диагностики позволяют утверждать, что в рамках традиционной системы профессиональной подготовки педагога недостаточно эффективно происходит формирование когнитивного, поведенческого и личностного компонентов информационной компетентности педагога (рис. 1).
□ высокий Нсредний
□ низкий
Рис. 1. Результаты стартовой диагностики уровней сформированности информационной компетентности студентов экспериментальной группы
мотивационный личностный поведенческий когнитивный
На втором этапе мониторинг был направлен на выявление наиболее значимых показателей развития информационной компетентности студентов экспериментальной группы в динамике. Динамика формирования информационной компетентности представлена на рис. 2.
Анализ результатов контрольной ди-
агностики показывает, что в результате реализации разработанной нами модели уровень информационной компетентности студентов экспериментальной группы повысился: количество студентов с высоким уровнем увеличилось на 35,4 %, количество студентов со средним уровнем увеличилось на 22,4 %, количество студентов с низким уровнем понизилось на 13 %.
70
начало конец
эксперимента эксперимента
□ низкий
□ средний
□ высокий
Рис. 2. Динамика формирования информационной компетентности студентов экспериментальной группы
Таким образом, в процессе экспериментальной работы доказано, что соблюдение выделенных нами педагогических условий применения информационных технологий при обучении английскому языку способствует формированию осознанного и ответственного отношения к применению информационных технологий, высокого уровня мотивации к применению НИТ в учебной дея-
тельности студентов, совершенствованию поведенческих навыков в процессе обучения, творческой самореализации студентов в информационной среде, что, в целом, позволяет сделать заключение о формировании их информационной компетентности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дзугоева М.Г. Постановка и решение задач -основа информационной компетентности сту-
дентов / М.Г. Дзугоева // Проблемы качества образования: Материалы XIII Всерос. совещания. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. - Кн. 2.
- С. 31-36.
2. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / О.Б. Зайцева. -Армавир, 2002. - 19 с.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентност-ного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.
4. Концепция модернизации российского обра-
зования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393 // Учительская газета. - 2002 - № 31.
5. Лебедева М.Б. Система модульной профессиональной подготовки будущих учителей к использованию информационных технологий в школе: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / М.Б. Лебедева. - Санкт-Петербург, 2006. - 34 с.
6. Семёнов А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании / А.Л. Семёнов. - М.: МИПКРО, 2000. - 12 с.
7. Шилова О.Н. Теоретические основы становления информационно-педагогического тезауруса студентов в системе высшего педагогического образования: дис. д-ра пед. наук: 13.00.08. / О.Н. Шилова. - СПб., 2001. - 365 с.
УДК 378.014.5 С.С. Руденко, доцент каф. «Тепловые электрические станции», ЧитГУ
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
Научные интересы: система менеджмента качества образовательных учреждений, промышленная безопасность объектов Ростехнадзора, экология и эффективность энергетического производства
В статье рассмотрены процессы и измеряемые характеристики образовательной деятельности вуза. Приведены элементы внешней и внутренней оценок качества образования. Механизмом гарантии качества подготовки специалистов в вузе должна стать система менеджмента качества. Указаны пути её развития в Читинском государственном университете ■
S. Rudenko, The Chita State University ABOUT THE VALUE OF QUALITY OF EDUCATION IN HIGHER SCHOOL
In the article it is considered the processes and measured characteristics of educational activities in higher school. It is given the elements of external and internal values of quality of education. The quarantine mechanism