Научная статья на тему 'Дидактические условия формирования информационной культуры будущего учителя (на примере подготовки учителя права)'

Дидактические условия формирования информационной культуры будущего учителя (на примере подготовки учителя права) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афзалова А. Н.

The interpretation of the information culture of the future teacher of Law is offered. The stages of the forming of the information culture of the future teacher of Law are considered. It's proposed a model of the content of the auther's course Renovation and protection of information in accordance with changes to legislation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афзалова А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Didactic conditions of the formation of the information culture of the future teacher (on the basis of the preparation of law teacher)

The interpretation of the information culture of the future teacher of Law is offered. The stages of the forming of the information culture of the future teacher of Law are considered. It's proposed a model of the content of the auther's course Renovation and protection of information in accordance with changes to legislation.

Текст научной работы на тему «Дидактические условия формирования информационной культуры будущего учителя (на примере подготовки учителя права)»

ком словаре-справочнике: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: ДИИ нац.-рус. двуязычия РАО, 2004.

4. Мириманова М. С. Проблема тезауруса в психологии: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: Ин-т психологии АН СССР, 1984.

5. Кувалдина Т. А. Избранные лекции по методике преподавания информатики: Учеб.-теор. издание. Волгоград: Перемена, 1999.

6. Кувалдина Т. А. Основные понятия информатики: тезаурус: Учеб. издание. Волгоград: Перемена, 1996.

7. Кувалдина Т. А. Структура и содержание курса «Информационные технологии в образовании» / /Компьютерное образование: Методология, теория, практика / Под ред. проф. А. В. Петрова. Волгоград: Перемена, 2002.

8. Дейт К. Введение в системы баз данных: Пер. с англ. М.: Наука, 2004.

9. Кувалдина Т. А. О разработке методики отбора понятий учебного курса // Образовательные стандарты: проблемы и перспективы: Материалы междунар. конф. М.: МНТИЦ, 2005.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ (НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ПРАВА)

А. Н. Афзалова, г. Казань, Татарский государственный гуманитарно-педагогический

университет

На современном этапе развития общества информационная культура становится одним из основных показателей общей культуры личности. Профессиональная деятельность каждого учителя все более зависит от того, насколько он способен своевременно получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию в своей профессиональной жизни. Поэтому возрастает значимость формирования информационной культуры будущего учителя. В этой связи изучение информационной культуры представляется нам важным и актуальным.

Информационная культура будущего учителя права должна служить мощным противовесом неконтролируемому распространению информации. В морально-этической плоскости [1] формирование информационной культуры может рассматриваться с позиций воспитания личной ответственности за распространение информации, принципов и убеждений, препятствующих социальнодеструктивной информации, дезинформации, манипулированию сознанием людей.

Информационная культура будущего учителя права понимается нами как культура доступа, управления, интегрирования,

оценивания, создания и сообщения информации, а также осознание своего места в информационном правовом пространстве, диагностирование себя, как создателя и потребителя правовой информации, понимание информационной ситуации. Будущему учителю требуются сформированные навыки эффективного взаимодействия с информационной средой, умение использовать предоставляемые ему возможности, т.е. определенный уровень информационной культуры или культуры взаимодействия учителя с информацией.

По мнению [2], информационная культура разделена «на развитие мировоззренческих, интеллектуальных и нравственных качеств личности, на ориентацию усваиваемых знаний и умений, на новые приемы и способы учебной и трудовой деятельности с широким использованием вычислительной техники».

Для формирования информационной культуры будущего учителя права следует осуществлять, как многоуровневую серию обучающих программ, построенных по принципу преемственности содержания, обеспечивающих овладение определенными уровнями профессиональной деятельности,

становление личности так и развитие профессиональных значимых качеств учителя.

Однако, при изучении обязательной дисциплины «Математика и информатика», входящей в блок математических и естественнонаучных дисциплин, студенты закрепляют и углубляют знания по информатике, полученные в школе, изучают стандартное программное обеспечение профессиональной деятельности, но при этом они не могут в полной мере приобрести те навыки, которые им необходимы для формирования информационной культуры, а именно поиска, обработки, невербального представления информации, защиты, сохранения информации.

Проведённый нами анализ содержания других дисциплин, предусмотренных федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, кроме дисциплины «Методика преподавания и обучения праву», где в конце курса рассматривается раздел дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе», показывает, что их изучение не дает тех знаний, которые бы позволили специалисту формировать информационную культуру и использовать возможности вычислительной техники в своей профессиональной деятельности в полной мере на протяжении всего обучения в вузе.

Поэтому, как показывает опыт, именно в период, когда студенты начинают приобретать профессиональные навыки при изучении специальных дисциплин, целесообразно в учебный процесс включить курс, обучающий умению работать с информацией при помощи информационных технологий. Внедрение такого курса в учебный процесс позволит решить несколько проблем:

- во-первых, студенты ликвидируют те пробелы, которые у них образовались при изучении курса «Математика и информатика», так как половина учебного времени на лабораторно-практических занятиях уходит на решение математических задач, изучение

языка программирования и решение алгоритмических задач;

- во-вторых, будущие учителя права научатся применять возможности информационных технологий поиска и предоставления информации при решении профессиональных задач с помощью справочно-правовых систем, готовясь к семинарским занятиям дисциплин предметной подготовки или выполняя курсовой проект;

- в третьих, информационная культура будущего учителя подразумевает развитие творческой личности, а не просто учителя-пользователя готовых средств ИКТ. Современная информатизация образования требует подготовку учителя-разработчика компьютерных средств педагогического назначения, так как основной замысел, содержание и идея фрагмента электронного урока должны предлагаться и совершенствоваться учителем-предметником. Ему же, в свою очередь, свои замыслы и идеи необходимо соразмерить с конкретными возможностями используемой аппаратуры, программного обеспечения. В связи с тем, что электронные информационные ресурсы, применяемые в обучении школьников, являются не только педагогическими, но и программными средствами, передача через них содержательной части учебного курса невозможна без проведения тщательной структуризации учебного материала. Таким образом, для рационального проектирования средств ИКТ по всему курсу преподавате-лям-разработчикам необходимо обладать структурно-системным целостным представлением о материале школьной учебной дисциплины, специализированными средствами и технологиями конструирования содержания средств обучения по выявленным структурам содержания соответствующих образовательных областей;

Следовательно, одно из дидактических условий формирования информационной культуры будущего учителя права можно будет сформулировать следующим образом: в процессе подготовки должна реализоваться система непрерывного формирования на-

выков использования новых информационных технологий при решении профессиональных задач будущего учителя, состоящая из пяти этапов:

I. третий семестр обучения - углубление базового курса «Математика и информатика», изучение стандартного программного обеспечения профессиональной деятельности, отработка навыков работы в локальных и глобальных сетях.

II. четвертый семестр обучения - формирование знаний о процессах получения, преобразования и хранения информации, приобретение знаний с помощью справочно-правовых систем, о методах защиты информации.

III. пятый и шестой семестр обучения -формирование устойчивых навыков использования поиска, отбора, защиты и структурирования информации из электронных баз данных информационно-справочного и энциклопедических систем, умением вести поиск, анализ и структурирование информации работая в сети Интернет, применяя эти навыки при решении проблемных задач в будущей сфере профессиональной деятельности.

IV. седьмой и восьмой семестр - 1) изучение раздела дисциплины «Методика преподавания и обучения праву, в котором формируются знания по использованию информационных и коммуникационных технологий в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении, в их активизации в познавательной деятельности учащихся, в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся, применение информационных и коммуникационных технологий в учебных предметах, знания экспертных и аналитических методов в оценке электронных средств учебного назначения; 2) проведение урока на педагогической практике, используя информационные и коммуникативные технологии, решая проблемную задачу; 3) предоставление видеоматериала проведенного урока и его защита при оценке прохождения педагогической практики.

V. девятый-десятый семестр - разработка учебно-методических материалов по определенной теме данного общеобразовательного предмета при решении проблемной задачи с использованием компьютерных технологий и применение его на педагогической практике. Анализ, корректировка и защита разработанного урока, использующего этот учебно-методический материал.

Чтобы реализовать второй, третий и частично четвертый и пятый этап преемственности формирования информационной культуры будущего учителя, автором разработан курс «Создание, обновление и защита информации в соответствии с изменениями в законодательстве». Данный курс предполагается ввести специально для студентов, обучающихся по специальности 050402.65 -«Юриспруденция». И он должен был стать дополнением к читаемому обязательному спецкурсу «Методика преподавания и обучения праву».

В качестве базовой была представлена дисциплина «Математика и информатика», так как её специфика представляет разнообразные возможности для того, чтобы содержание каждого занятия основывалось на использовании информационно-коммуникационных технологий для решения практических задач по формированию информационно-компьютерной культуры будущих учителей права.

Основным моментом проектирования дисциплины является наполнение её содержанием. Основные принципы отбора содержания образования разработаны в теориях образования [3,4,5,6] и др. Как показывает опыт, для того, чтобы ЭВМ стала настоящим помощником учителю, основным инструментом его профессиональной деятельности, необходимо хорошо владеть методами поиска, отбора и представления информации, уметь переводить вербальную информацию в наглядную в виде схем, графиков, таблиц, уметь защитить, сохранить информацию, грамотно использовать информационные продукты интеллектуального труда, уметь создавать алгоритм урока, использую-

щего информационные технологии. Исходя из этого, в основу спецкурса «Создание, обновление и защита информации в соответствии с изменениями в законодательстве»» положено изучение трех модулей, описывающих ранее перечисленные умения.

Модуль 1 - изучение методов поиска, обработки, обновления и хранения информации с помощью справочно-правовых систем.

Модуль 2 - изучение методов защиты информации.

Модуль 3 - разработка фрагмента урока, использующего новые информационные технологии.

Такой подход к обучению позволил бы решить задачу интенсификации обучения в вузе, расширить возможности мышления студентов по решению учебных и правовых задач, возможности активизации нагляднообразного и теоретического образного мышления обучаемых.

Модель курса «Создание, обновление и защита информации в соответствии с изменениями в законодательстве» представлена на рис. 1.

Таким образом, можно сформулировать следующее дидактическое условие применения справочно-правовых систем: структура и содержание специальных дисциплин должна отражать содержание, характер и условия профессиональной деятельности учителя права и строиться на основе учета преемственности формирования знаний.

При создании спецкурса преследовалась следующая цель - превратить компьютер из предмета учебной деятельности в средство решения профессиональных (правовых и педагогических) задач. В связи с этим в содержание спецкурса были внесены темы, раскрывающие сведения о способах собирать, хранить, защищать и обрабатывать большое количество информации. Для реализации этих задач студентам даются сведения о возможностях справочно-правовых систем, о методах защиты информации, о методах грамотной структуризации представления информации. Это связано с тем, что в своей профессиональной деятельности учитель

права сталкивается с необходимостью поиска или обновления правовой информации, с заданиями, содержащими большой объем как текстовой правовой информации, так и информации, предъявляемой в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем; с заданиями, составленными на материале из разных предметных областей права, для правильного выполнения которых надо интегрировать разнообразные знания, использовать общеучебные умения, отбирать и использовать адекватные описываемой ситуации способы размышления, анализа, обоснований, коммуникации и т.п.; с заданиями, требующими привлечения дополнительной информации (в том числе выходящей за рамки описанной в тексте задания правовой или учебной ситуации), или, напротив, с заданиями, содержащими избыточную информацию и “лишние данные”; с большим числом заданий разной тематики и разных форматов, требующих разных форм представления ответа; с заданиями, которые надо выполнить за ограниченное время; создание электронного фрагмента урока.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абдусаламов Р.А. Дидактические основы формирования информационной культуры будущего юриста: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Махачкала: РГБ, 2006

2. Велихов Е.П. Новая информационная технология в школе // НФ0. - 1986.- №1 .- С. 18-22.

3. Загвязинский В.И. Об усилении целостности системы обучения // Вестник высшей школы. -1985.- №9. - с.30-35.

4. Леднев В.С. Содержание образования: Учебное пособие. - М.: Высшая школа. - 1989. - 358с.

5. Лернер И.Я. Дидактические основы процесса обучения. - М.: Педагогика. - 1981. - 186с.

6. Шоломий К. О дефиците программных средств для компьютерного обучения школьным предметам. М.: Информатика и образование, 1989, №1.

Социальный заказ

Вузовский компонент «Создание, обновление и защита информации в соответствии с изменениями в законодательстве»

Цель

обучения

Содержание

обучения

Формы

обучения

Справочно-

правовые

системы

лекция

Защита

информации

Разработка фрагмента урока, использующего новые информационные технологии.

лабораторные

занятия

Методы

обучения

“ Словесные методы

Поисковые

исследовательские

способы анализа текста, схем, графической, видеоинформации

Средства

обучения

Компьютер

Прикладные

программы

о

X

т

о

§

а

с

и

1>

н

о

S

о

1>

3

CQ

о

§

а

с

I-Q

н

в *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я к І я

I а

^ S S £ S ° с! -е а я

U S

о

а

с

§

и

Коммуникативные

технологии

Результат

Умение создавать, искать, обновлять, защищать информацию

Рис. 1. Модель курса «Создание, обновление и защита информации в соответствии с изменениями

в законодательстве»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.