і і і і і і і і -Ф- e ■ я:ш
Казанский педагогический журнал
(LowmanJ., Lucas A.F,, BlighD.A., Weinert. F.E., and KluweR.H.). По мнению Oliva P.F., студенты тогда будут иметь высокий уровень мотивации, когда они будут уверены в важности изучаемого предмета, в возможности участвовать в планировании, разработке, исследовании материала, ориентируясь на собственный успешный опыт.
Проблема мотивации возникает при изучении любого предмета, но особенно остро - при изучении ИЯ в условиях неязыкового вуза. Это, в частности, определяется тем, что овладение ИЯ в атмосфере родного языка делает предмет искусственным средством общения. Преподаватель постоянно находится в состоянии поиска наиболее; оптимальных путей создания «естественной среды» общения и условий поддержания высокого мотивационного уровня. Мотива-
1212006
ционный аспект имеет решающее значение для активизации всех психологических процессов - мышления, восприятия, понимания и усвоения иноязычного материала. Повышение мотивации, развитие познания и интеллектуальной деятельности в конечном итоге позволит повысить эффективность процесса обучения и в последующем явится фактором конкурентоспособности специалиста на рынке труда.
Литература:
1. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических. технологий: пособие для преподавателей;- СПб.: КАРО, 2005.
2. Papalia Anthony, <<А research Report on Motivating the Language Learner» f NYSAFLT Language Association Bulletin XXXVIII, 1986.
3. Ur Penny. A course in language teaching. OUP.1996
ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
А. А. Шамсунов, полковник внутренней службы, начальник Казанского филиала Владимирского юридического института ФСНН России
Правоохранительная служба в уголовно-исполнительной системе в силу ее специфичности значительно отличается от других видов трудовой деятельности своим содержанием. Можно выделить ее специфические особенности:
- особый порядок комплектования кадров (профессиональный отбор кандидатов на службу с учетом со-
циальных признаков, физических и психических качеств, образовательных цензов);
- специальный порядок назначения на должности (служба по контракту, назначения на конкурсной основе, испытательный срок, наставничество);
- организационное обеспечение служебной карьеры (наличие специальных званий;, рост по служб#
Высшее образование
в зависимости от профессионализма,, резерв кадров на выдвижение);
- особый правовой статус и властные полномочия личного состава;
~ напряженная служебная деятельность, связанная с длительным пребыванием в замкнутом и ограниченном пространстве;
- контакт с большим количеством осужденных;
~ воспитательная функция персонала по отношению к спецконтин-генту;
- риск, связанный с личной безопасностью сотрудника;
- жесткий характер должностей (иерархическая подчиненность по службе, порядок единоначалия);
- требования соблюдения норм профессиональной этики не только в рамках служебного времени, но и за его пределами;
~ наличие системы поддержания профессиональной компетентности личного состава (служебная подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров).
Вместе с тем возникают вопросы, каким должен быть сотрудник уго-ловно-исполнительной системы на современном этапе, какова оптимальная модель служебного коллектива пенитенциарного учреждения и в чем Заключаются концептуальные основы развития персонала, в том числе совершенствования кадрового обеспечения органов и учреждений, исполняющих наказания. Сложность кадрового обеспечения уголовно-исполнительной системы заключается, на наш взгляд,, в том, что такого рода правоохранительная служба многофункциональна и многопланова. Так, мы выделяем
квалификационные требования к сотрудникам следующих служб уголовно-исполнительной системы:
- безопасности,
- охраны,
- оперативной,
- воспитательной работы с осужденными,
- психологической,
-■ кадровой,
~ исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества,
~ производственно-экономической,
- организационно-аналитической.
Традиции воспитания и обучения
сотрудников правоохранительной службы России имеют сложную и богатую историю. Эти Задачи решаются в процессе функционирования конкретной системы образования, понимаемой как способность гибко, оперативно и упреждающе реагировать на социальные перемены, перестраиваться с учетом общего ускорения жизни и повышающихся требований к человеку как субъекту многообразных видов деятельности. По мнению многих исследователей, наиболее адекватной современному обществу является система непрерывного образования. Проблема непрерывного образования в целом и непрерывного профессионального образования в системе правоохранительных органов (включая органы и учреждения, исполняющие наказания), в частности, в настоящее время достаточно полно и всесторонне разработана ведущими отечественными и зарубежными исследователями.
В философии под непрерывностью понимается целостность процесса, со-
47
Казанский педагогический журнал 12!2006
стоящего из дискретно идущих стадий, Применительно к непрерывному образовательному процессу это означает, что он должен состоять из последовательно возвышающихся ступеней социально организованной учебы, т.е. в той или иной мере формального образования, дающего человеку право на благоприятные для него изменения социального статуса. Преемственная связь между отдельными ступенями и их интеграция в единое целое достигаются посредством надлежаще построенного неформального и формального образования, они же обеспечивают человеку свободу познавательной активности и выбора увлечений. Непрерывное профессиональное образование рассматривается как постоянно творческое обновление, развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни.
Многие исследователи понятие непрерывного образования относят к трем объектам: к организационной структуре, к образовательным процессам и к личности.
Рассматривая концептуальные и организационно-методические основы кадрового обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы мы, в первую очередь, предлагаем пересмотреть организационную структуру системы непрерывного образования. Как известно, в классическом варианте целостная система непрерывного образования включает профессиональную подготовку, повышение квалификации и переквалификацию в процессе трудовой занятости.
Рассмотрим последовательно сущность каждого их этих трех основных
46
структурных элементов системы непрерывного образования. Профессиональная подготовка возникла в связи с профессиональным разделением труда, первоначально она осуществлялась непосредственно в трудовой деятельности. В зависимости от уровня квалификации и сложности осваиваемой профессии профессиональная подготовка включает высшее, среднее или начальное профессиональное образование. Педагогическая энциклопедия трактует профессиональную подготовку, во-первых, как обучение в учебных заведениях специалистов разного уровня квалификации для различных областей науки, техники, культуры, и, во-вторых, как совокупность знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения работы в определенной области трудовой деятельности. Подготовка специалистов высшей квалификации складывается из широкой общенаучной подготовки, суммы специальных знаний в конкретной области, а также основательной практической подготовки в области избранной специальности. Повышение квалификации -совершенствование в профессии, которое осуществляется путем обучения в институтах и на курсах повышения квалификации, в школах передового опыта, а также путем самообразования, обмена профессиональным опытом в процессе трудовой деятельности. В настоящее время повышение квалификации и переподготовка рассматриваются в качестве отдельных звеньев системы профессионального образования.
Нормативно-правовую основу по организации профессионального об-
Высшее образование
разования сотрудников уголовно-ис-полнительной системы составляет Наставление по организации профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденное приказом Минюста РФ 11 апреля 2007 г. № 73 «Об утверждении Наставления по организации профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы». В соответствии с этим нормативным документом в системе профессионального образования сотрудников, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы устанавливаются следующие основные виды обучения, обеспечивающие его непрерывность:
- профессиональная подготовка;
- профессиональная переподготовка;
- повышение квалификации;
- стажировка;
- служебная и физическая подготовка.
На наш взгляд, спорным является включение разработчиками названного нормативного документа в систему профессионального образования стажировку, служебную и физическую подготовку, которые целесообразнее отнести не к видам, а формам обучения. Такую же классификацию можно найти и в Концепции совершенствования профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров органов и учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 27 июня 2002 г. № 176. Разработчики Концепции указывают на то, что «важное значение имеют иные формы профессио-
нального обучения кадров, осуществляемые непосредственно в структурных подразделениях центрального аппарата Минюста России, федеральных управлениях Минюста России по федеральным округам и территориальных органах Минюста России. К таким формам профессионального обучения относятся:
- самостоятельная подготовка;
- учебные семинары;
- стажировка;
- специальная подготовка».
Функционирование системы непрерывного образования ФСИН России рассмотрим на примере уголовно-исполнительной системы Республики Татарстан (УНС РТ). В настоящее время на территории Республики Татарстан действует Казанский филиал Владимирского юридического института ФСИН России (КазФ ВЮИ ФСИН РФ), Учебный центр ГУ ФСИН России по РТ (УЦ ГУ ФСИН России по РТ). В КазФ ВЮИ ФСИН РФ в 2008 году поступил из территориального органа 71 слушатель, всего обучаются по разным образовательным программам 287 слушателей. За годы существования филиала для УИС РТ подготовлено 385 специалистов. Заслуживает огромного внимания, тот факт, что половина выпусников (18 студентов) Первого выпуска очной формы обучения по программе среднего профессионального образования по специальности «правоохранительная деятельность», обучавшихся на платной основе после окончания обучения в КазФ ВЮИ ФСИН Рф" были зачислены в сотрудники уголовно-исполнительной системы Республики
49
Казанский педагогический журнал 12!2006
Татарстан. На Всероссийском совещании руководителей образовательных учреждений ФСИН России, проведенном в августе 2008 года в Вологодском институте права и экономики ФСИН России, этот факт был отмечен в выступлениях руководителей ФСИН России.
В 2008 году в 7 образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России из Республики Татарстан (как комплектующий орган) поступило учиться 54 курсанта. Всего в них обучаются 215 курсантов, которые после окончания обучения станут сотрудниками органов и учреждений ФСИН России по Республике Татарстан.
Система поддержания профессиональной компетентности личного состава УИС РТ разработана таким образом, что сотрудники, зачисленные в резерв кадров на выдвижение, могут обучаться по заочной форме в учебных заведениях - университетах* институтах, колледжах. Все кандидаты, принятые на службу, проходят специальные курсы переподготовки, после которых сотрудник приступает к самостоятельному несению службы. Следующим этапом для карьерного роста являются курсы повышения квалификации по вышестоящей должности, а при необходимости и курсы переподготовки. Подготовка руководящих кадров проходит в три этапа. На первом этапе сотрудники, зачисленные в резерв кадров, проходят специальное обучение, которое предусматривает многостороннюю теоретическую подготовку, включающую такие предметы, как менеджмент и психология управления, экономика,
50
аудит и финансы, производственно-хозяйственная деятельность, уголовно-исполнительное право, делопроизводство, пенитенциарная педагогика, и другие предметы. Вторым этапом обучения руководящих кадров является изучение передового опыта других регионов уголовно-исполнительной системы России. Перед назначением на должность проводится третий * завершающий этап. Он называется стажировка по должности, на которую претендует кандидат. Расстановка кадров, таким образом, происходит на плановой основе и ступенчато. За организационное обеспечение карьеры каждого сотрудника отвечает не только непосредственный начальник, но и весь коллектив руководителей, который структурно образует аттестационную комиссию по рассмотрению вопросов соответствия Занимаемой должности того или иного сотрудника. Особое внимание уделяется специальной подготовке ведущих должностных категорий сотрудников - начальников отрядов, сотрудников оперативных аппаратов, руководителей уголовно-исполнительных инспекций.
С целью адаптации к службе молодых сотрудников, не имеющих практического опыта работы со спецкон-тингентом, руководители учреждений после их назначения составляют индивидуальные планы профессиональной подготовки, закрепляют за ними наставников из числа наиболее опытных сотрудников. Проводится психологическое сопровождение молодых специалистов. С целью повышения эффективности адаптации к службе в уголовно-исполнительной системе
-ф- -і ■ итп
для молодых специалистов разработан специальный курс «вхождение в должность», который проводится на базе УЦ.
Передовым опытом формирования кадрового состава уголовно-исполнительной системы РТ является то, что территориальный орган начинает отбор на службу с этапа ранней профессиональной ориентации молодежи. Начиная с 2005 06 учебного года, по инициативе начальника ГУ ФСИН России по Республике Татарстан генерал-майора внутренней службы Д.З. Хамадишина, по Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан в городах Казани и Нижнекамске под патронажем ФСИН России были открыты лицейские классы правоохранительной направленности, где обучался 61 школьник возраста 14-16 лет. В 2008/09 учебном году количество учащихся в классах правоохранительной направленности достигло 272 человек. При этом лицейские классы уже функционируют в 7 городах Республики Татарстан (г.Казань, Нижнекамск, Бугульма, Альметьевск, Менделеевск, Мензе-линск, Мамадыш). Преподавание в этих классах осуществляется при непосредственном участии профессорско-преподавательского состава КазФ ШОП ФСИН РФ и руководителей и сотрудников органов и учреждений, исполняющих наказания. При этом одним из важнейших вопросов по совершенствованию организации деятельности этих учебных заведений является шефская помощь подразделений ФСИН этих школ по укреплению учебно-материальной базы. Выпусники этих школ принимают
Высшее образование
активное участие при комплектовании учебных заведений ФСИН России.
Таким образом, процесс профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы Республики Татарстан носит непрерывный и планомерный характер.
Завершая рассмотрение организационной структуры системы непрерывного образования в уголовно-исполнительной системе, мы предлагаем включить в Эту систему обучение школьников 10 и 11 классов в рамках ранней профориентации. Мы считаем, что в нормативном плане названное обучение не вписывается в классическую схему непрерывного профессионального образования. В то же время сама образовательная программа, используемая в учебно-воспитательном процессе ШКОЛЬНИКОВ і содержит часть дидактических единиц из образовательных программ, применяемых в системе начального профессионального образования.
Литература:
1. Адекватность: системы образования: Энциклопедия профессионального образования: в 3-х томах, Т. 1. А-Л / Под ред, С-Я. Батышева,- М.: АПР,1998,- С. 21.
2. Мухаметзянова Г. В. Гуманистическая парадигма профессионального образования // Профессиональное образование. Казанский педагогический журнал. -1998 -№ 4 - С. 13-19.
3. Мухаметзянова Г. В. Стратегии реформирования системы среднего профессионального образования.-М.: Магистр, 1995.-222 с.
4. Новиков Л.М. Принципы построения системы непрерывного профессио-
i i i i i i i i -ф- e ■ я:ш
Казанский педагогический журнал
нальНого образования // Педагогика.-1998,- №3 - С.З.
5. Корчагин Е. /I. Постиндустриальное производство: требования к профессиональной подготовке // Ссуз в системе непрерывного профессионального образования; проблем!,I й перспективы развития: Тезисы докладов и выступлений на Всероссийской научно-методической конференции, г. Казань, 5-8 декабря 2000г. / Под ред. Е.А. Корчагина.- Казань: Форт-Диалог, 2000.- С. 53-55.
6. Гершунский Б. С. Прогнозирование содержания обучения в технику Max.-М.: Высш. шк., 1980.
1212006
7. Подольская И. И. Непрерывное образование - вопрос Не времени, а жизни в современных условиях // Профессиональное образование.” 2001,- № 12,- С, 11.
8. Приказ Минюста РФ от 11 апреля 2007 г, № 73 «Об утверждений Наставления по организации профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы.
9. Концепция совершенствования профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров органов и учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, утв. Приказом Минюста РФ от 27 июня 2002 г. 176.