УДК 343.83 ББК 67.409.022 Е60
S.N. EMELYANOV*
ORGANIZATION AND LEGAL BASES OF PERSONNEL PROVISION OF OPERATIONAL UNITS ACTIVITIES
OF THE FPS OF RUSSIA
Аннотация: в статье анализируются сущность и содержание организационных и правовых основ кадрового обеспечения оперативных подразделений ФСИН России, вносятся предложения по повышению эффективности рассматриваемой деятельности, а также делается вывод о необходимости дальнейшей научной разработки проблем реализации организационных и правовых основ кадрового обеспечения деятельности оперативных подразделений.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, кадровое обеспечение, правовые основы, оперативные подразделения, эффективность ОРД.
СЕРГЕИ НИКОЛАЕВИЧ ЕМЕЛЬЯНОВ*
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФСИН РОССИИ
Annotation: the article analyzes the nature and content of the organizational and legal bases of personal provision of operational units of the FPS of Russia, makes proposals for improving the effectiveness of the activity, also makes a conclusion on the need for further scientific development of implementation problems of the organizational and legal bases of personnel provision of operational units activities.
Key words: penal system, personnel provision, legal bases, operational units, the effectiveness of the detective activities.
На современном этапе развития пенитенциарной системы существенную опасность представляют криминальные процессы, возникающие и развивающиеся в среде осужденных. Серьезное влияние на них оказывает преступность вне территории исправительных учреждений. В деятельности по обеспечению безопасности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по противодействию криминальным процессам в пенитенциарной системе основная роль отводится оперативным подразделениям уголовно-исполнительной системы (УИС).
Реформирование УИС предъявляет повышенные требования к профессиональным качествам сотрудников органов и учреждений ФСИН России. Следует признать, что существующая практика кадрового обеспечения подготовки специалистов для оперативных подразделений пенитенциарных учреждений не всегда обеспечивает в полной мере решение новых задач. Для этого необходимы планомерные усилия по организации подбора и обучения этой категории кадров с учетом требований, предъявляемых к профессиональным способностям и личным качествам специалистов.
Анализ статистических данных о движении кадров в оперативных подразделениях УИС указывает на неблагоприятные тенденции. Остается высокой текучесть оперативного состава, которая в среднегодовом исчислении (без учета СИЗО и тюрем) достигает 20 %, неком-
* Кандидат педагогических наук, доцент,
начальник Владимирского юридического института ФСИН России E-mail: [email protected].
со
CD
I
1
ш §
CD §
§
I
Q)
5
ГО
6
I
Q)
плект составляет 8,5-9 %. Более чем у трети (36,8 %) сотрудников стаж оперативной работы не превышает трех лет. Если учесть, что пополнение оперативных подразделений происходит в основном за счет других служб УИС, то вряд ли можно говорить о стабильном росте профессионализма оперативных работников. Статистические данные убедительно свидетельствуют о том, что непосредственно в уголовной среде, то есть в исправительных и воспитательных колониях, работают преимущественно молодые, недостаточно опытные оперативные сотрудники1.
В аспекте рассматриваемой тематики необходимо остановиться на термине «организация
работы с кадрами УИС». Обобщая высказыва-
" 2 емые в научной литературе мнения2, можно определить два основных значения этого понятия.
1. Организация работы с кадрами УИС - это система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых отношений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей человека в интересах как самого сотрудника, так и органа, исполняющего наказание, в целом. Организация работы с кадрами является особым видом управленческой деятельности, требует творческого подхода, индивидуализации и учета долгосрочной перспективы при принятии всех решений. Чтобы успешно развиваться, исправительное учреждение должно управлять подбором, обучением, оценкой и вознаграждением кадров, то есть создать и совершенствовать особые методы, процедуры, программы управления этими процессами. Взятые в своем единстве методы, процедуры, программы представляют собой систему организации работы с кадрами. Традиционно выделяют четыре системы, соответствующие основным функциям организации работы с кадрами: подбор кадров, обучение и развитие кадров, оценка кадров и вознаграждение кадров. Иногда две последние системы объединяются в одну в силу их взаимозависимости.
2. Организация работы с кадрами УИС - целенаправленная деятельность руководителей и сотрудников подразделений УИС, включающая в себя разработку стратегии кадровой политики, концепцию, принципы и методы организации работы с кадрами в органах и учреждениях, исполняющих наказания. Организация работы с кадрами заключается в формировании системы управления учреждением в целом и системы управления персоналом; планировании кадровой работы, разработке оперативного плана кадровой работы в органе УИС; проведении
кадрового маркетинга, определении кадрового потенциала и потребности учреждения в кадрах; учете и нормировании численности кадров исправительного учреждения.
Проведенный анализ показывает, что как в теории, так и в практике организации работы с кадрами УИС существуют определенные недостатки, устранение которых будет способствовать совершенствованию всех направлений функционирования УИС. В успешном решении проблем, стоящих перед УИС, особую роль играет совершенствование организации работы с кадрами, поиск эффективных форм и методов управления служебной деятельностью сотрудников, обеспечивающих активизацию человеческого фактора в целях повышения эффективности функционирования УИС за счет всестороннего развития и применения творческого потенциала каждого сотрудника, повышение уровня его квалификации, компетентности, ответственности и инициативы. Все эти меры возможно реализовать лишь при соответствующем нормативно-правовом обеспечении.
Организации работы с кадрами УИС, как и любой другой управленческой деятельности, характерно соответствующее нормативно-правовое обеспечение.
После принятия Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» вся правовая база, регулирующая процесс работы с кадрами в УИС, по нашему мнению, должна рассматриваться с учетом соответствия положениям этого Закона.
Служба в государственных органах, государственных и общественных организациях является одним из видов социальной деятельности людей. Служба государству неразрывно связана с самим государством, его ролью в жизни общества. Это одна из сторон деятельности государства по организации и правовому регулированию личного состава государственных органов, других государственных организаций. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» рассматривает государственную службу в более узком смысле, как профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий (на различных уровнях управления). В общей системе государственной службы выделяется в качестве ее вида правоохранительная служба, под которой понимается «вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность
граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина».
Специфика деятельности служащего в государственных органах состоит в том, что он не создает непосредственно материальных ценностей, но обеспечивает условия для материального производства, у него особый предмет труда, информация, являющаяся и средством воздействия, которую он собирает, обрабатывает, хранит, создает. Он воздействует на людей, обслуживает их, делает это возмездно, то есть за определенное вознаграждение, и занимает должность (имеет собственный статус)3.
В полной мере перечисленные признаки можно применить к оперативным сотрудникам УИС, которые в соответствии с действующим законодательством являются государственными служащими. Они не создают материальных ценностей, осуществляют воздействие на людей, имеющих определенное правовое положение (осужденных, заключенных под стражу, иных лиц), получают соответствующее денежное содержание и замещают должности, определенные штатным расписанием, установленным вышестоящим субъектом управления.
Повышение эффективности профессиональной деятельности сотрудников является одной из важнейших задач, решаемых в связи с реформированием УИС. Эффективность определяется как комплексная характеристика профессиональной деятельности, выраженная в ее количественно-качественных показателях, а также детерминированная интегральными свойствами человека как личности4. В качестве критериев эффективности, таким образом, могут выступать внешние (объективные) критерии, ориентирующие на оценку результативности выполнения профессиональной задачи (количество и качество произведенной продукции, производительность и др.), и внутренние, психологические критерии оценки деятельности5. К последним относятся профессионально значимые свойства, профессиональные знания, умения и навыки, профессиональная мотивация, профессиональная самооценка и уровень притязаний, возможности саморегуляции и стрес-соустойчивость, особенности профессионального взаимодействия, общая физическая тренированность.
На наш взгляд, следует выделить ряд направлений, реализация которых может повысить
эффективность работы с кадрами оперативных подразделений УИС.
Во-первых, существует необходимость научной проработки, принятия и нормативного закрепления концепции кадрового обеспечения деятельности оперативных подразделений ФСИН России. Как известно, в общем виде концепция означает систему определенных знаний, научную трактовку того или иного явления. Данные значения должны быть определенным образом систематизированы, содержать элементы новизны. Основными разделами этого документа могли стать следующие: современное состояние кадрового обеспечения деятельности оперативных подразделений УИС; определение примерной оптимизированной численности оперативного состава; меры по повышению эффективности отбора кандидатов на службу в оперативные подразделения; меры, повышающие престиж службы в оперативных подразделениях, и т. д.
Во-вторых, существенное значение имеет повышение уровня профессиональной подготовленности оперативных работников к практической деятельности. Основой в данной деятельности является подготовка кадров для оперативных подразделений в образовательных учреждениях ФСИН России.
Одной из задач реформирования УИС на современном этапе, закрепленной в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, является проведение комплекса мероприятий по дальнейшему развитию структуры профессионального образования работников УИС, подготовке высококвалифицированных специалистов и повышению качества образовательных программ. В рамках реализации Концепции данная задача нашла свое отражение в Программе развития системы ведомственного профессионального образования на период до 2020 г., утвержденной 22 декабря 2012 г. Целью Программы является повышение качества подготовки кадров, приведение деятельности учебных заведений, организации и содержания обучения в соответствие с современными требованиями. Квалификационные требования к должностям, на которых будут проходить службу будущие выпускники, разрабатывают и контролируют курирующие управления ФСИН России.
Существенный потенциал имеет выделение и закрепление за образовательными учреждениями ведомственных специализаций по подготовке специалистов. Так, в связи с закреплением за Владимирским юридическим институтом
00 CD
I
1
ш §
CD §
§
I
Q)
5
ГО
6
I
Q)
(ВЮИ) ФСИН России распоряжением директора ФСИН России от 9 апреля 2012 г. № 288-р ведомственной специализации «оперативно-розыскная деятельность» кафедра организации оперативной работы строит свою работу в тесном взаимодействии с оперативным управлением и управлением по организации деятельности тюрем и следственных изоляторов ФСИН России, закрепленных этим же распоряжением как курирующие институт.
Существующие модели выпускника6, разработанные для образовательных учреждений МВД и Минюста России, носят универсальный характер и не отражают специализацию в области оперативно-розыскной деятельности. Это, в свою очередь, обусловило необходимость корректировки не только учебных программ, но и всей системы воспитания и развития личности курсанта, включая профессиональную ориентацию, отбор кандидатов на обучение, адаптацию, развитие профессионально важных качеств и подготовки выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности, с учетом специализации «оперативно-розыскная деятельность в УИС».
Формирование соответствующих компетенций в ходе образовательного процесса предполагает и развитие индивидуально-личностных качеств курсантов, объединенных понятием «профессионально важные качества» (ПВК). При этом необходимо учитывать, что центральное место в структуре личности специалиста отводится именно профессионально важным качествам - индивидуальным свойствам субъекта деятельности, которые влияют на эффективность деятельности и успешность ее освоения7. Как ПВК рассматриваются отдельные динамические черты личности, отдельные психические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих психических и психомоторных процессов), физические качества, а также способности.
Профессиографическому изучению и описанию критериев психологической пригодности к оперативно-розыскной деятельности посвящен ряд научных работ и методических разрабо-ток8. На их основе в ВЮИ ФСИН России было проведено исследование по изучению ПВК опе-
ративного сотрудника УИС, в результате чего разработана карта личностных характеристик оперативного сотрудника УИС. Методом экспертного опроса руководителей оперативных подразделений ФСИН России, проходящих обучение на курсах повышения квалификации в ВЮИ ФСИН России, также методом математической статистики (факторного анализа результатов опроса) выделен ряд личностных факторов, определяющих профессионально важные качества оперативного сотрудника УИС.
В-третьих, необходимо дальнейшее развитие мер, направленных на повышение престижа службы в оперативных подразделениях УИС.
В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года отмечено, что служба в УИС не считается престижной среди населения страны. Заработная плата в уголовно-исполнительной системе в крупных городах и промышленно развитых регионах Российской Федерации существенно меньше среднего дохода населения в этих регионах. Несоответствие денежного довольствия объему, сложности и характеру работы является основным мотивом увольнения работников уголовно-исполнительной системы и снижения требовательности к персоналу.
В настоящее время ситуация в сфере денежного довольствия сотрудников в значительной степени улучшилась, в результате служба в органах и учреждениях УИС, в том числе в их оперативных подразделениях, остается недостаточно престижной. Именно поэтому популяризация профессии оперативного работника УИС, в особенности среди курсантов и слушателей ведомственных образовательных учреждений, имеет существенное значение.
Таким образом, организационные основы кадрового обеспечения деятельности оперативных подразделений ФСИН России требуют пристального научного осмысления, а также разработки системы мер, направленных на повышение эффективности данной деятельности. Реализация такой системы нуждается в соответствующем правовом закреплении в форме концепции кадрового обеспечения деятельности оперативных подразделений ФСИН России.
Список использованной литературы
1 См.: Вагин О. А., Исиченко А. П. Проблемы социальной и правовой защиты сотрудников оперативных подразделений ФСИН России // Проблемы оперативно-розыскной деятельности и безопасности в уголовно-исполнительной системе: сб. ст. / под науч. ред. К.К. Горяинова. М., 2007. С. 24-25.
2 См.: Брыков Д. А. Организация работы с кадрами уголовно-исполнительной системы: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2005. С. 41-42.
3 См.: Там же. С. 46.
4 См.: Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. СПб., 2002.
5 См.: Дмитриева М. А., Дружилов С. А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала // Сибирь. Философия. Образование: альманах СО РАО. Новокузнецк, 2001. ф Вып. 4. С. 18-30.
6 См.: Кокурин А. В. Психологическая диагностика профессионального становления личности курсантов и слушателей (на материалах высших образовательных учреждений МВД и Минюста России): дис. ... канд. психол. наук. М., 2001.
7 См.: Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
8 См.: Поздняков В. М. Психологические аспекты повышения готовности слушателей и курсантов учебных заведений МВД СССР к службе в исправительно-трудовых учреждениях: дис. ... канд. психол. наук. М., 1989; Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: справ. пособие / Б. Г. Бовин, Н. И. Мягких, А. Д. Сафронова. М., 1997; Барановский Н. Н., Демин В. М. Квалификационные требования к сотрудникам основных служб УИС: метод. рек. М., 2006.
£
Статья рекомендована к опубликованию научно-экспертным советом академии, протокол от 24 января 2014 г. № 1.
3
3