DURA LEX SED LEX
151
К вопросу о разработке методики определения штатной численности постоянного состава учебного центра (пункта) территориального органа уголовно-исполнительной системы
Ключевые слова: организационно-структурное построение учреждений и органов ФСИН России, план мероприятий по реализации Концепции развития кадрового обеспечения ФСИН России на период до 2011 года, методика определения штатной численности постоянного состава учебного центра (пункта}.
Аннотация: статья посвящена вопросу разработки методики определения штатной численности постоянного состава учебного центра (пункта} территориального органа УИС.
Организационно-структурное построение учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) и их штатно-должностное наполнение на современном этапе продолжающегося реформирования уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) требует пересмотра и модернизации. В настоящее время деятельность Управления кадров и профессионального образования ФСИН России сосредоточена на решении этой важной проблемы.
Так, в соответствии с п. 5.1 Плана мероприятий по реализации Концепции развития кадрового обеспечения ФСИН России на период до 2011 года Академии ФСИН было поручено разработать методику определения штатной численности постоянного состава учебного центра (пункта) территориального органа УИС в зависимости от количества обучающихся.
Авторы данной статьи по заданию ФСИН России принимали непосредственное участие в разработке этого вопроса и поэтому представляют основные выводы и рекомендации по указанной проблеме, которые они считают обоснованными.
Учебные центры (пункты) при территориальном органе УИС созданы для осуществления образовательной деятельности по начальному профессиональному образованию, переподготовке и повышению квалификации кадров.
Деятельность учебного центра (пункта) при территориальном органе УИС в настоящее время регламентируется следующими нормативными правовыми актами:
1. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании».
2. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 521 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования».
3. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнитель-
В. И. Огородников, А. Ю. Долинин
ного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов».
4. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».
5. Приказ Минюста России от 29 августа 2000 г. №258 «Об организационно-штатных вопросах по учебным центрам и учебным пунктам при территориальных органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».
6. Нормативы штатной численности межрегионального учебного центра, непосредственно подчиненного Главному управлению исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации, учебного центра, учебного пункта при территориальном органе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденные приказом Минюста России от 03 августа 2000 г. № 224 «Об организационно-штатных вопросах по межрегиональным учебным центрам, учебным центрам и учебным пунктам уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».
Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих создание государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов приводит к следующим выводам:
1. В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-Фз» установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей относится к компетенции руководства образовательного учреждения.
2. Соотношение численности работников образовательного учреждения и числа обучающихся нормативно не закреплено.
3. Установлена предельная учебная нагрузка для лиц преподавательского состава в образовательном учреждении:
а) учебная нагрузка для лиц преподавательского состава в образовательном учреждении повышения квалификации не может превышать 800 часов за один учебный год;
б) норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образо-
152
Прикладная юридическая психология №1 2009 г.
вания не может превышать 720 часов в год.
Рассматривая и анализируя нормативные правовые акты, регламентирующие организационно-штатное построение учебных центров (пунктов) при территориальном органе УИС и их структуру, необходимо отметить следующее:
1. Общая численность учебного центра определяется исходя из соотношения постоянного состава к переменному 1 : 3.
2. Должности преподавательского состава вводятся в штат учебного центра из расчета два преподавателя на учебную группу (численность учебной группы определяется 25 человек).
3. В Перечне учебных центров при территориальных органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации и Перечне учебных пунктов при территориальных органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации определены штатная численность учебного центра (пункта) и лимит их наполнения.
С учетом вышеизложенного, по нашему мнению, можно предложить следующую методику определения штатной численности постоянного состава учебного центра (пункта) территориального органа УИС в зависимости от количества обучающихся.
1. Штатную численность постоянного состава учебного центра (пункта) целесообразно рассчитывать ежегодно (на учебный год) в зависимости от прогноза среднего показателя количества обучающихся либо по фактическим показателям за прошедший учебный год.
2. Штатная численность постоянного состава учебного центра (пункта) территориального органа УИС определяется исходя из среднесписочной численности переменного состава в соотношении постоянного состава к переменному 1 : 3.
Среднесписочная численность переменного состава определяется путем суммирования списочной численности по дням в течение отчетного периода в учебном году и деления полученной суммы на число дней в этом отчетном периоде (за предшествующий учебный год).
3. Минимальное количество должностей преподавательского состава учебного центра (пункта) на один учебный год рассчитывается по формуле:
п
П = £ Ч-Г/К, где
i=1
Ч - количество часов, предусмотренное учебной программой для Ной категории обучающихся;
Г - число учебных групп Ной категории;
К - максимальная учебная нагрузка для лиц преподавательского состава для Ной категории обучающихся. К=800 для программ повышения квалификации и переподготовки; К=720 для программ начального профессионального образования.
Штатная численность преподавательского состава определяется с учетом количества категорий обучающихся в учебном году, числа циклов.
4. Количество должностей инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала определяется как разность между штатной численностью постоянного состава и штатной численностью преподавательского состава.
Должности начальствующего состава вводятся в соответствии с Перечнем должностей начальствующего состава, замещаемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы в подразделениях, непосредственно подчиненных территориальным органам Федеральной службы исполнения наказаний с учетом планируемой служебной нагрузки исходя из принятых в УИС соотношений численности старших исполнителей и исполнителей.
Должности рабочих и служащих вводятся исходя из нормативов численности работников требуемых профессионально-квалификационных категорий либо определяются расчетным путем на основе нормативов и норм времени на работы, определенные должностными инструкциями для рабочих и служащих, так как в настоящее время для различных категорий работников Минтрудом России утверждены два вида нормативов.
Предложенная методика определения штатной численности постоянного состава учебного центра (пункта) территориального органа УИС в зависимости от количества переменного состава унифицирована для любого учебного центра (пункта).
Разрабатывая структуру и штаты конкретного учебного центра (пункта) территориального органа УИС, необходимо учитывать объем учебно-методической, научно-исследовательской, воспитательной и других видов работ, подлежащий обязательному выполнению преподавательским составом, обеспечивая оптимальное распределение его между циклами. Кроме того, следует учесть особенности планировки и размещения рабочих мест, а также другие аспекты, влияющие на организацию труда инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного и иного обслуживающего персонала учебного центра (пункта) и обуславливающие их численность.