ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ФСИН РОССИИ
Е.А. МУХТАРОВА,
преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин Вологодского института права и экономики ФСИН России
Научный руководитель начальник кафедры управления ОВД Академии управления МВД России, доктор юридических наук, профессор А.М. КОНОНОВ
Аннотация. Определяется понятие повышения квалификации и раскрывается ее значение для функционирования уголовно-исполнительной системы современной России. Обозначаются проблемы, имеющие место в организации работы по повышению квалификации сотрудников уголовно-исполнительной системы. Определяются задачи по совершенствованию профессиональной подготовки сотрудников органов, исполняющих уголовные наказания.
Ключевые слова: повышение квалификации, профессиональная подготовка, уголовно-исполнительная система, сотрудники уголовно-исполнительной системы.
TO A QUESTION ON THE IMPROVING THE SKILLS OF THE EMPLOYEES OF FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA
E.A. MUKHTAROVA, lecturer of the department of administrative law disciplines, Vologda Institute of Law and Economics FSIN Russia
Annotation. In article the concept of improvement of professional skill is defined and its value for functioning of criminally-executive system of modern Russia reveals. The problems which are taking place in the organisation of work on improvement of professional skill of employees are designated. Problems on perfection of vocational training of employees of the bodies executing criminal punishments are defined.
Key words: higher education, professional training, the correctional system, employees of the correctional system.
Подготовка кадров для правоохранительных органов представляет собой важную составляющую часть деятельности государства, направленную на укрепление правопорядка, повышение общей культуры населения и развитие правовой науки.
Повышение квалификации сотрудников имеет большое значение для нормального функционирования органов и учреждений ФСИН России. Организация повышения квалификации во ФСИН России является специфическим инструментом проведения кадровой политики в отраслевой системе управления и путем последовательного повышения общеобразовательного, профессионального и культурного уровня сотрудников оказывает положительное влияние на обеспечение законности и достижение результатов ее деятельности.
Вместе с тем, несмотря на достигнутые по некоторым направлениям кадровой работы успехи, уровень повышения квалификации продолжает оставаться недостаточно высоким. Повышение квалификации сотрудников уголовно-исполнительной системы до сих пор носит эмпирико-экстенсивный характер, организуется без учета передового отечественного и зарубежного опыта, не содержит элементов научно
обоснованного экспериментирования и осуществляется подчас в отрыве от современных правоохранительных потребностей общества и государства. Все это не способствует формированию профессионально значимых знаний, навыков и умений у сотрудников уголовно-исполнительной системы, что, естественно, отрицательно влияет на эффективность их работы.
Задачи и содержание повышения квалификации сотрудников уголовно-исполнительной системы определяются Законом РФ «Об образовании». Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» в гл. II ч. 4 Положения определил, что ФСИН России организует кадровое обеспечение центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров.
ФСИН России при формировании государственного заказа на профессиональную переподготовку руководствуется Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» и постановлени-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ем Правительства РФ от 17 апреля 2008 г. № 284 «О реализации функций по организации формирования, размещения и исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих».
Большое значение имеет постановление Правительства РФ от 20 мая 2002 г. № 321 «О государственном заказе на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти на 2002 год», внесшее изменение в Положение о государственном заказе в части возмещения затрат федеральных органов исполнительной власти — государственных заказчиков на обучение государственных служащих непосредственно образовательным учреждениям.
Под повышением квалификации имеется в виду обновление теоретических и практических знаний сотрудников уголовно-исполнительной системы в соответствии с требованиями образовательных стандартов в целях поддержания уровня их квалификации, достаточного для эффективного исполнения должностных полномочий1. Повышение квалификации проводится в целях пополнения и обновления знаний сотрудников, изучения новых форм и методов деятельности территориальных органов (подразделений, учреждений) уголовно-исполнительной системы (приказ Минюста России от 11 апреля 2007 г. № 73 «Об утверждении Наставления по организации профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы»).
Повышение квалификации осуществляется при появлении у сотрудника дополнительных служебных функций на замещаемых должностях или при необходимости предстоящих должностных перемещений в пределах данной группы должностей. Практика показывает, что повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей служебной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы (приказ Минюста России «Об утверждении Наставления по организации профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы»). Повышение квалификации сотрудника, находящегося в кадровом резерве на замещение вышестоящей должности, осуществляется с его согласия в установленном порядке.
Повышение квалификации может осуществляться непосредственно в образовательном учреждении ФСИН России, а также в организации (в том числе за рубежом) без освобождения от выполнения должностных обязанностей или с освобождением от этих обязанностей.
Перед уголовно-исполнительной системой стоит задача внедрения маркетингового подхода к работе с вузами и институтами повышения квалификации, суть которого заключается в следующем:
# по поручению директора ФСИН России кадровые подразделения центральных аппаратов должны выступать в роли заказчиков и экспертов образовательных программ с учетом функций уголовно-исполнительной системы и квалификационных требований по замещаемым в ней должностям;
® для осуществления подготовки и переподготовки служащих уголовно-исполнительной системы необходимо провести конкурсный отбор образовательных учреждений в соответствии с направлением деятельности служащих;
Ф следует осуществлять мониторинг качества обучения;
# необходимо информировать сотрудников правоохранительных органов об образовательных услугах по профессиональному обучению2.
Для обеспечения комплексного решения проблем, связанных с профессиональной подготовкой кадров пенитенциарной системы, необходима разработка долгосрочных федеральных, региональных и отраслевых программ формирования персонала пенитенциарных учреждений, базирующихся на анализе и прогнозе его качественного состава и структуры, которые должны быть увязаны с задачами проводимой реформы3.
Таким образом, повышение квалификации сотрудников органов и учреждений ФСИН России должно представлять собой постоянный процесс формирования и совершенствования профессиональных навыков, знаний, умений, развития их личностных качеств на протяжении всего периода службы.
Успешное выполнение учреждениями и органами УИС стоящих перед ними задач связано с повышением квалификации сотрудников и формированием у них высоких профессиональных качеств, укреплением дисциплины и законности в служебной деятельности.
1 Огородников В.И. Организация деятельности кадровых служб в России. Общая часть : моногр. Рязань, 2005. С. 138.
2 Титков А. Ф. Государственное регулирование профессиональной переподготовки, повышен я квалификации федеральных государственных служащих // Чиновник. 2003. № 5. С. 9.
3 Ширшов С. Кадровое обеспечение как один из ключевых вопросов служебной деятельности подразделений УИС // Ведомости УИС. 2006. № 2. С. 10.