АЛЕКСАНДР ЮРЬЕВИЧ ДОЛИНИН,
кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры управления и организации деятельности УИС
E-mail: Aleksander.Dolinin@yandex.ru; ДЕНИС АНАТОЛЬЕВИЧ БРЫКОВ, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры управления и организации деятельности УИС
(Академия ФСИН России), E-mail: tornaden@rambler.ru.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РОТАЦИИ КАДРОВ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
Реферат: в статье рассмотрены правовые и организационные вопросы совершенствования механизма ротации кадров в УИС. Цель - предложить направления совершенствования механизма ротации кадров, направленные на повышение эффективности работы с кадрами УИС.
Ротация кадров имеет своей целью обеспечение обновляемости, преемственности и пополняемости кадров в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена правоохранительная служба, предупреждение размывания кадрового ядра. Это одно из реальных условий создания высококвалифицированного кадрового состава правоохранительной службы, оперативного маневрирования имеющимися кадровыми ресурсами, прежде всего резерва руководящих кадров, что способствует оптимальной расстановке кадров.
Выделены особенности ротации, отличающие ее от обычного перевода или перемещения:
- предусмотренная контрактом обязанность (принудительный характер) сотрудников, замещающих определенные должности, перемещения на другую равнозначную должность;
- наличие особого нормативно установленного для определенных должностей порядка ротации;
- периодичность ротации.
В настоящее время механизма ротации служащих правоохранительной службы (в том числе в УИС) не существует. В проекте федерального закона «О правоохранительной службе» система ротации кадров не регламентируется. Все это определяет необходимость разработки научно доказанного механизма ротации служащих правоохранительной службы.
Определены условия для установления периода плановой ротации:
1) период замещения должности, подлежащей ротации, должен быть больше периода адаптации к условиям службы, а также условиям жизни, если ротация связана с необходимостью смены фактического места жительства сотрудника;
2) период ротации должностей определяется с учетом сроков выслуги в специальных званиях, соответствующих этим должностям;
3) сотрудник должен быть подвергнут ротации, как минимум, один раз в течение срока выслуги в специальном звании по должности;
4) ротация сотрудников, связанная с изменением фактического места жительства, не может осуществляться с периодом менее одного года;
5) критериями осуществления обязательной ротации и определения ее периода являются замещаемая должность, срок выслуги, а также место жительств.
Предложена классификация видов ротации, которые возможно применять в УИС (кольцевая, безвозвратная, рокировка, внутренняя, внешняя, межрегиональная, по иному направлению служебной деятельности, по смежной специальности, с изменением характера службы, но по такой же специальности).
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, работа с кадрами, персонал уголовно-исполнительной системы, прохождение службы, ротация, служебно-профессиональное продвижение, резерв кадров на выдвижение.
УДК 343.83 ББК 67.409.022 Д64
В период реформирования УИС решение проблем совершенствования ее кадрового обеспечения выступает непременным условием и важнейшим резервом повышения эффек-
тивности служебной деятельности как УИС в целом, так и ее отдельных служб и подразделений [1, с. 17].
Кадровая работа в УИС - это сложная целенаправленная, многоуровневая социальная система
открытого типа, которая находится в постоянном движении, развитии и стремится к состоянию подвижного равновесия и адекватного соответствия требованиям общества. Известно, что любая социальная система нуждается в целенаправленном управлении, обеспечивающем ее существование, целостность, поддержание в определенном режиме функционирования или переход в другое состояние, соответствующее изменившимся условиям общественного развития [2, с. 107].
Формирование кадрового состава УИС - непрерывный целенаправленный процесс обеспечения учреждений и органов УИС кадровыми ресурсами, способными эффективно выполнять возложенные на ФСИН России задачи и функции, включающий в себя комплекс мероприятий по подбору, отбору, адаптации, профессиональному образованию и развитию кадров, их расстановки и рациональному использованию в соответствии с предъявляемыми квалификационными требованиями, деловыми и личными качествами, установленными для сотрудников УИС действующим законодательством Российской Федерации [3, с. 26]
Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 261 «О Федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (20092013 гг.)"» в качестве одного из основополагающих векторов реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации было определено применение эффективных технологий и передовых методов кадровой работы на государственной службе, ведущих к повышению эффективности государственной службы Российской Федерации и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих.
В настоящее время механизма ротации служащих правоохранительной службы (в том числе в УИС) не существует. В проекте федерального закона «О правоохранительной службе» система ротации кадров не регламентируется. Все это указывает на необходимость разработки научно доказанного механизма ротации служащих правоохранительной службы.
Ротация кадров имеет своей целью обеспечение обновляемости, преемственности и пополняемости кадров в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена правоохранительная служба, предупреждение размывания кадрового ядра.
Ротация кадров является одним из реальных условий создания высококвалифицированного кадрового состава правоохранительной службы, оперативного маневрирования имеющимися кадро-
выми ресурсами, прежде всего резерва руководящих кадров, способствует оптимальной расстановке кадров. Разработка механизмов ротации кадров правоохранительных органов - одна из эффективных мер, направленных на предупреждение и пресечение коррупции сотрудниками правоохранительных органов.
Основным принципом ротации кадров выступает продвижение по службе с учетом уровня квалификации, результатов работы и отношения к исполнению служебных обязанностей.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Фелерации до 2020 года устанавливает комплекс мер, призванных повысить эффективность кадрового обеспечения УИС, среди которых есть позиции, касающиеся ротации кадров, однако для их реализации необходим механизм ротации сотрудников, которого на сегодняшний день не существует.
Ротация сотрудников УИС - это:
а) в узком смысле - осуществляемый в установленном порядке перевод сотрудника УИС на иную равнозначную должность с учетом уровня его квалификации в пределах ФСИН России. Принудительный характер ротации может быть предусмотрен контрактом на замещение отдельных должностей, перечень которых должен быть утвержден руководителем федерального органа исполнительной власти. Ротация может проводиться как на плановой, так и на внеплановой основе;
б) в широком смысле - комплекс мероприятий по переводу сотрудников УИС на равнозначные должности правоохранительной службы, являющихся методом противодействия коррупции, направленных на развитие профессионального уровня государственных служащих, стимулирования у них антикоррупционного поведения.
Исходя из понимания ротации можно выделить следующие ее особенности, отличающие ее от обычного перевода или перемещения:
- предусмотренная контрактом обязанность (принудительный характер) сотрудников, замещающих определенные должности, перемещения на другую равнозначную должность;
- наличие особого нормативно установленного для определенных должностей порядка ротации;
- периодичность ротации - установленные заранее промежуток времени для плановой ротации и минимальный промежуток времени для внеплановой ротации, в соответствии с которым осуществляется перемещение (перевод) сотрудников.
Перечень должностей, по которым предусматривается обязательная ротация сотрудников УИС, утверждается актом Президента Российской Федерации по представлению ФСИН России. При за-
ключении служебного контракта с сотрудниками, замещающими данные должности, в нем отдельно предусматривается обязанность ротации, указывается период ротации.
Существует несколько видов ротаци:
1) кольцевая ротация - перемещение сотрудника УИС на иную должность на определенный служебным контрактом ротационный срок с возвращением на первоначальную должность;
2) безвозвратная ротация - перемещение сотрудника УИС на иную должность на определенный служебным контрактом ротационный срок без возвращения на первоначальную должность;
3) рокировка - перемещение двух сотрудников УИС, замещающих должности одного уровня, на должности друг друга на определенный служебным контрактом ротационный срок, с возвращением или без возвращения на первоначальную должность;
4) внутренняя ротация - перемещение сотрудника УИС на иную должность на определенный служебным контрактом ротационный срок, в пределах одного структурного подразделения ФСИН России;
5) внешняя ротация - перемещение сотрудника УИС на иную должность на определенный служебным контрактом ротационный срок в другое структурное подразделение ФСИН России, находящееся в одном регионе;
6) межрегиональная ротация - перемещение сотрудника УИС на иную должность на определенный служебным контрактом ротационный срок со сменой места жительства в другой регион;
7) ротация по иному направлению служебной деятельности - перемещение сотрудника УИС на иную должность, подразумевающую кардинальное изменение характера службы, направление служебной деятельности;
8) ротация по смежной специальности - перемещение сотрудника УИС на иную должность правоохранительной службы в пределах одного направления служебной деятельности;
9) ротация с изменением характера службы, но по такой же специальности - перемещение сотрудника УИС на иную должность с существенным изменением условий или объема работы, возложение на него новых обязанностей или постановка новых задач в пределах его должности, квалификации по тому же направлению служебной деятельности.
Плановой ротации подлежат все сотрудники, замещающие должности, по которым предусматривается обязательная ротация. Период плановой ротации устанавливается ФСИН России с учетом выполнения следующих условий:
1) период замещения должности, подлежащей ротации, должен быть больше периода адаптации к условиям службы, а также условиям жизни, если ротация связана с необходимостью смены фактического места жительства сотрудника;
2) период ротации должностей, в отношении которых принято решение об осуществлении обязательной ротации, определяется с учетом сроков выслуги в специальных званиях, соответствующих этим должностям;
3) сотрудник, замещающий должность, в отношении которой принято решение об осуществлении обязательной ротации, должен быть подвергнут ротации, как минимум, один раз в течение срока выслуги в специальном звании по должности. В отношении сотрудников, находящихся в специальных званиях, сроки выслуги в которых не устанавливаются, рекомендуется установить максимальный период ротации 5 лет, что соответствует максимальному установленному сроку выслуги;
4) ротация сотрудников, связанная с изменением фактического места жительства, не может осуществляться с периодом менее одного года;
5) критериями осуществления обязательной ротации и определения ее периода является замещаемая должность, срок выслуги, а также (в случае перемещения в другую местность) место жительства.
Оптимальный период плановой ротации достигается, когда:
1) период замещения должности не позволяет организовать стабильные коррупционные взаимоотношения или ожидаемая выгода от таких взаимоотношений отсутствует либо незначительна -данный показатель является ключевым для определения срока плановой ротации;
2) период замещения должности позволяет сотруднику в необходимом объеме адаптироваться к условиям жизнедеятельности, а также условиям службы, если ротация связана со сменой фактического места жительства сотрудника УИС.
Если время, необходимое для организации стабильных коррупционных взаимоотношений, меньше времени, необходимого для полноценной адаптации служащего, то ротация не является целесообразной.
В целях обеспечения гарантий соблюдения прав сотрудника с ним заключается срочный служебный контракт о замещении должности в порядке ротации на срок, равный периоду ротации.
Необоснованный отказ от перемещения (перевода) на иную должность в порядке ротации может рассматриваться как основание для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения со службы. При этом
основания для отказа от перевода (перемещения) в порядке ротации должны быть предусмотрены требованиями действующего законодательства.
По истечении срока замещения должности в порядке обязательной ротации сотруднику должна быть предоставлена равнозначная должность или другая должность в порядке должностного роста.
Помимо предотвращения коррупции, ротация призвана способствовать развитию сотрудников и повышению их профессионального уровня. В связи с этим до назначения сотрудника в порядке ротации на должность он может быть направлен на повышение квалификации в целях развития его профессиональных знаний и навыков.
Базовым документом, определяющим сроки и последовательность осуществления плановой ротации, является план проведения ротации, ко-
торый должен ежегодно утверждаться ФСИН России отдельно в соответствии с перечнем должностей, по которым предусмотрена обязательная ротация.
Мировая практика говорит о том, что ротация -это один из элементов системы управления служебной карьерой и ее применение является положительным фактором. Практическая деятельность подразделений УИС показывает, что ротация кадров выступает одним из основополагающих условий оперативного маневрирования имеющимися кадровыми ресурсами и создания высококвалифицированного кадрового состава, прежде всего руководящих кадров. Движение кадров в порядке ротации способствует оптимальной расстановке личного состава, особенно там, где ограничены местные источники кадрового пополнения.
Список литературы
1. Паршков А. В., Федореев Э. Г. Кадровые ресурсы стратегического управления в уголовно-исполнительной системе // Человек: преступление и наказание. 2011. № 4. С. 17-19.
2. Злобин С. И. Кадровое обеспечение ФСИН России : системно-структурный подход // Человек : преступление и наказание. 2013. № 4. С. 104-107.
3. Шогенова Н. У. К вопросу о понятии формирования кадрового состава уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительное право. 2012. № 2. С. 26-28.
4. Огородников В. И., Долинин А. Ю. Правовые основы проведения аттестации персонала // Прикладная юридическая психология. 2009. № 3. С. 134-137.
ALEXANDER YURYEVICHDOLININ,
сandidate of Jurisprudence, аssociate рrofessor, head of the Department of Management and organization of the penal system,
E-mail: Aleksander.Dolinin@yandex.ru;
DENIS ANATOLYEVICH BRYKOV, сandidate of Jurisprudence, аssociate рrofessor, associate professor of the Department of Management and organization of the penal system, (Academy of the FPS of Russia) E-mail: tornaden@rambler.ru.
IMPROVING THE MECHANISM FOR ROTATION OF PERSONNEL OF PENAL SYSTEM
Annotation: in the article legal and organizational matters of improving the mechanism of rotation of personnel are dealt with. The purpose of it is to suggest ways of improving the mechanism of rotation of personnel improving the efficiency of work with personnel in the PS. Turnover of personnel aims to ensure renewability of continuity and augmentable personnel in the federal bodies of the executive power. They provide law enforcement service. Rotation of personnel is one of the real conditions for the creation of highly skilled personnel of law enforcement service, operational maneuver. The provision of leading personnel contributes to an optimal placement of personnel. The features of the rotation that distinguish it from the usual transfer or movement are the following:
- contractual obligation of personnel in certain positions, movement to another equivalent position;
- presence of a special regulatory set for certain positions of the order of rotation,
- the frequency of rotation.
Currently, the mechanism of rotation of employees of law enforcement service (including PS) does not exist. The system of personnel rotation is not regulated in the draft of federal law «About the law enforcement ser-
vice». All this determines the need of working of scientifically proved rotation mechanism of employees of law enforcement service. There are conditions setting a planned rotation period.
1. The period of replacement of post shall be longer than the period of adaptation to the conditions of service, as well as the conditions of life, if the rotation is related to the need to change the actual residence of the employee.
2. The period of rotation of posts is determined by taking into account the length of service in the special ranks corresponding to these positions.
3. The employee should be subjected to rotation at least once during the term of service in the special rank ex officio.
4. Rotation of employees associated with the change in the actual place of residence can not be done with a period of less than one year.
5. Criteria for the implementation of mandatory rotation and determining its period is the current position, length of service, as well as the place of residence.
There is the classification of types of rotation which may be used in PS (ring, irrevocable, castling, internal, external, inter-regional, in a different direction of performance, in a related profession with the changing nature of the service but at the same specialty).
Key words: penal system, work with the personnel, the personnel of the penal system, the passage of service, rotation, service and professional promotion, personnel reserve for the nomination.
References
1. Parshkov A. V., Fedoreev O. G. Kadrovye resursy strategicheskogo upravlenija v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme [Human resources of strategic management in penal system]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: Crime and Punishment, 2011, no 4, pp. 17-19.
2. Zlobin S. I. Kadrovoe obespechenie FSIN Rossii: sistemno-strukturnyj podhod [Staffing FPS of Russia: systematic and structural approach]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: Crime and Punishment, 2013, no. 4, pp. 104-107.
3. Shogenova N. U. K voprosu o ponjatii formirovanija kadrovogo sostava ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [On the concept of forming the staff of the correctional system]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal law, 2012, no. 2, pp. 26-28.
4. Ogorodnikov V. I., Dolinin A. Ju. Pravovye osnovy provedenija attestacii personala [Legal basis for certification of personnel]. Prikladnaja juridicheskaja psihologija - Applied legal psychology, 2009, no 3, pp. 134-137.