тическом процессе неязыкового вуза «Практический курс английского языка» значительно расширил диапазон умений и навыков иноязычного общения студентов экономического факультета в деловых ситуациях.
Таким образом, предложенная нами модель и разработанные в ней теоретические положения дают преподавателям иностранного языка необходимые представления о целостном процессе формирования высокопрофессионального специалиста экономической сферы, позволяют на практике осуществлять более эффективное и целенаправленное построение педагогического процесса в неязыковом вузе по формированию культуры иноязычного общения студентов, адекватного требованиям существующих социокультурных условий и требований рыночных отношений.
УДК 378.147
И. О. Онал
К ВОПРОСУ О МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Формирование мотивации студентов неязыковых вузов к изучению предмета «Иностранный язык» представляет собой психолого-педагогическую проблему, как в связи с особым местом, которое занимает данный предмет в ряду учебных дисциплин, его спецификой, так и в отношении возрастных психологических особенностей учащихся и организации образовательного процесса в вузе, которая существенно отличается от школьного. Более того, проблема формирования мотивации к изучению иностранного языка студентов неязыковых специальностей приобрела особую остроту в последние годы, в связи с ростом социальной значимости иностранного языка и недостаточным уровнем языковой подготовки выпускников неязыковых вузов. Изучение данной проблемы и поиски возможных способов ее решения нашли отражение в исследованиях П, Я. Козик, Н. А. Емельяновой, Н. Н. Касаткиной, Э. В. Бурцевой, Н. М. Симоновой и др. Однако, несмотря на очевидное наличие определенных закономерностей в мотивации студентов, связанных с возрастными особенностями и типом образовательного учреждения (вуз), наблюдаются и некоторые расхождения в результатах, полученных данными авторами, которые обусловлены различной профессиональной направленностью вузов. Так, в исследовании О. А. Чаденковой [11] было выявлено, что мотивы учебной деятельности студентов во многом зависят от профессионального профиля вуза; в частности, студенты технических вузов имеют более высокий уровень развития мотивов учебной деятельности.
В педагогической литературе показано, что формирование и исследование учебной мотивации - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности учащегося; изучение мотивации - это выявление ее реального уровня, возможных перспектив, а результаты изучения становятся основой для последующего планирования процесса ее формирования (А. К. Маркова). Изменение потребностей общества настоятельно диктует описывать и накапливать новые данные о возможности целенаправленного формирования мотивации учебной деятельности, поэтому данное исследование представляется актуальным. Помимо изучения теоретической литературы и собственных наблюдений, нами было проведено анкетирование среди студентов медицинского и технического университетов г. Новосибирска с целью выявления состояния учебной мотивации у данной группы студентов вообще и мотивации к предмету ИЯ в частности, а также возможные различия ведущих учебных мотивов у студентов вышеупомянутых вузов.
В анкетировании приняли участие 576 студентов НГМУ и НГТУ (479 и 97 соответственно), 394 девушки и 182 юноши, в возрасте от 16 до 25 лет, 68 из которых окончили школы с углубленным изучением ИЯ.
Выявление доминирующих мотивов
В психолого-педагогической литературе неоднократно отмечалось, что учебная деятельность, как и любая другая деятельность, всегда полимоти-вирована (А. Н. Леонтьев, В. Э. Мильман, Ю. М. Орлов и др.) Рассматривая мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие «мотив» тесно связано с понятием «цель» и «потребность». В личности человека они взаимодействуют и получили название «мотивационная сфера». Этот термин также включает в себя все виды побуждений: потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы, склонности и установки. Согласно А. Н. Леонтьеву, компоненты мотивационной сферы имеют относительно устойчивую соподчиненную связь (иерархию), следовательно, некоторые их этих мотивов выступают в роли доминирующих. По мнению А. А. Бодалева, эти доминирующие мотивы, как правило, устойчивы и составляют так называемое мотивационное ядро.
Измерение мотивационной сферы студентов проводилось на основе методики изучения доминирующих мотивов М. Н. Чарковой и частично - методики, разработанной на кафедре педагогической психологии Ленинградского университета (модификация А. А. Реана и В. А. Якунина). Данные, полученные путем ранжирования списка из 15 суждений, позволяют оценить выраженность различных мотивов учения у студентов 1-2-х курсов. Так, по результатам опроса, наименьшую среднюю сумму имеют мотив сделать карьеру (7), познавательный (5) и престижно-утилитарный (3), а, следовательно, именно они являются доминирующими и составляют мотивационное ядро данной выборки студентов.
Многие ученые, изучающие учебную мотивацию, отмечали, что неотъем-
лемой и доминирующей в структуре мотивации учения является мотивация достижения (система целей, потребностей и мотивов, побуждающая студента стремиться к достижению целей в учебной деятельности и быть активным в их достижении) (Д. Мак-Клелланд, X. Хекхаузен, Дж. Аткинсон, Ю. М. Орлов, Т. О. Гордеева и др.) В психологии отмечаются две тенденции в данном типе мотивации: избегание неудач и направленность на достижение успехов. Среди мотивов достижения выделяют мотивы познания, самоутверждения и вознаграждения. Результат нашего исследования учебной мотивации студентов неязыковых вузов, а именно преобладание в мотивационной сфере студентов престижно-утилитарного, познавательного мотивов и мотива сделать карьеру, подтверждает положения указанных авторов.
Нами был также проведен анализ полученных результатов, дифференцированных по половому признаку. Исследователями в области мотивации неоднократно отмечалось более положительное отношение к учебе в целом, и, как следствие, более высокие показатели учебных мотивов у девушек по сравнению с юношами (Р. Гарднер, О. А. Чаденкова). Наше исследование позволяет сделать аналогичные выводы. Так, показатель престижноутилитарного мотива («Хочу успешно учиться, сдавать экзамены..., получить диплом с хорошими оценками») составил 5,08 и 5,59 у респондентов женского и мужского пола соответственно. Самыми низкими рангами обладают: у девушек - мотив избегания неудачи (6), мотив стремления к престижу (8) и соревновательный (12), в то время как у юношей мотив стремления к престижу занял лишь 11 позицию, а учебный мотив оказался на последнем (15) месте.
При исследовании мотивов изучения ИЯ студентам предлагалось оценить по 7-балльной шкале значимость следующих утверждений (табл. 1)
Таблица 1
Исследование мотивов изучения ИЯ студентами
№ Я изучаю ИЯ потому что... І-ІГМУ (англ.) НГМУ (нем.) НГТУ (гум.) НГТУ (техн.)
1 2 3 4 5 6
1 ИЯ нужен каждому образованному человеку (широкий социальный мотив) 5,71 6,49 5,47 5,18
2 ИЯ расширяет кругозор (познават. мотив) 4,36 4,9 5,87 3,94
3 ИЯ есть в учебной программе (шир. соц.,мотив долга и ответств.-ти) 4,43 4,09 4,07 4,53
4 ИЯ необходим как международный язык (шир.соц. мотив) 5,94 5,22 6,49 5,42
5 Изучение ИЯ - долг учащегося как члена учебной группы, факультета, будущего специалиста (шир.соц.,м.долга и ответств.) 4,14 4,62 4,36 4,02
6 ИЯ пригодится в моей будущей профессии (узколичн., когнитивно-професс.) 5,63 4,52 6,68 5,19
Окончание табл.
1 2 3 4 5 6
7 ИЯ необходим для чтения художественной литературы, газет и журналов, для просмотра иностранных фильмов и телепередач (узколичный, утилитарный) 3,85 3,96 4,79 3,60
8 ИЯ нужен для общения с носителями языка (узколичн.,коммуникат.,утилитарн) 5,23 5,0 6,57 4,76
9 ИЯ необходим для работы на компьютере, в Интернете, телекоммуникациях (узколичн., утилитарн.) 5,4 4,03 5,18 5,98
10 ИЯ дает возможность получения высокооплачиваемой работы (узколичн., престижно-утилитарн.) 5,52 5,37 6,13 5,39
11 Знание ИЯ открывает дорогу к более перспективной работе и, соответственно, благополучной жизни (узколичн..престижно-утилитарн.) 5,5 5,34 5,99 4,89
12 Изучение ИЯ необходимо, чтобы не отставать от группы (мотив избегания) 2,98 3,32 3,02 3,39
13 ИЯ необходим, чтобы стать высококвалифицированным специапистом (профессиональн.) 5,33 5,02 6,02 4,84
14 ИЯ нужен для чтения литературы по специальности (профессиональн., утилитарн.) 4,59 4,28 4,93 4,31
Как показывают результаты, мотивационная картина представляется достаточно размытой, особенно у студентов медицинского университета, что говорит о недостаточной выраженности мотивов к изучению иностранного языка. Так, в разных группах на первый план выходят различные мотивы, при этом не удалось обнаружить какой-либо зависимости выбора ведущих мотивов от факультета или курса. У студентов, изучающих немецкий язык, наблюдались некоторые расхождения с изучающими английский: в частности, они отмечают меньшую значимость ИЯ для работы в Интернете и коммуникациях (что вполне закономерно), а также более пессимистично относятся к возможности применения ИЯ в будущей профессиональной деятельности. Тем не менее, по остальным пунктам значительных отклонений не выявлено. Лидирующая позиция широких социальных мотивов у студентов НГМУ не находит подтверждения в практике преподавания ИЯ, что позволяет судить о данной группе мотивов как об осознаваемых, но не реально действующих.
У с'1удентов гуманитарного факультета технического университета на первое место выходят узколичные мотивы (когнитивно-профессиональный и утилитарные). Так, помимо значимости ИЯ для получения более престижной профессии и применения полученных знаний в будущей работе по специальности, они отмечают необходимость ИЯ для общения с носителями языка, что, вероятно, объясняется тем, что студенты данного вуза имеют
больше возможностей общения с представителями зарубежья. Студентам технических специальностей язык в первую очередь необходим для работы на компьютере, в Интернете и телекоммуникациях.
Наименьший показатель значимости во всех группах исследуемых студентов получил мотив избегания неудач («ИЯ нужен, чтобы не отставать от группы»). При этом большинство студентов считают, что ИЯ дает возможность получения высокооплачиваемой работы.
Направленность мотивации к изучению иностранного языка
Учебная мотивация, представляя собой особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (на процесс и результат) и внешней (награда, избегание) мотивации. Некоторые ученые оспаривают правомерность употребления терминов «внешний» и «внутренний» по отношению к мотивам и мотивации. Так, Е. П. Ильин утверждает, что «мотивы всегда внутренние, в отличие от стимулов, вызывающих процесс мотивации, которые могут быть и внешними, и внутренними. Когда же говорят о внешней мотивации и мотивах, то имеют в виду либо внешние воздействия других лиц, либо привлекательность каких-то объектов». С данными выводами трудно не согласиться, тем не менее, для удобства мы будем придерживаться традиционной терминологии, подразумевая под «внутренними» мотивы, связанные с содержанием учебного материала или процессом учения, а под «внешними» - мотивы, возникшие под влиянием внешних стимулов.
Как отмечает X. Хекхаузен, описание поведения по принципу противопоставления как мотивированного либо «изнутри» (интринсивно), либо «извне» (экстринсивно) имеет такой же стаж, как и сама экспериментальная психология мотивации. Мы разделяем мнение тех авторов, которые считают, что внутренние и внешние мотивы не исключают, а взаимо-дополняют друг друга. Например, по мнению И. А. Васильева, внешние и внутренние мотивы играют неодинаковую роль: внутренние мотивы придают деятельности личностный смысл, а внешние - являются собственно побудителем деятельности. С точки зрения Е. П. Ильина, мотивация и мотивы всегда внутренне обусловлены, но могут зависеть и от внешних факторов, побуждаться внешними стимулами. Однако большинство исследователей признают, что для успешного овладения ИЯ необходимо наличие внутренних мотивов, т.к. в большинстве случаев мотивы, связанные с внешними влияниями, уступают по силе тем, что формируются под влиянием внутренних побуждений человека (А. К. Маркова, В. Э. Мильман, В. И. Чирков,
Э. Деси, Райан и др.).
Для исследования направленности мотивации студентов к изучению ИЯ была применена модифицированная методика Т. Д. Дубовицкой [3]. Цель данной методики - выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов, в нашем случае, иностранного языка. Мы исходили из
предположения, что у студентов неязыковых вузов недостаточно развиты внутренние мотивы к изучению ИЯ в силу многих факторов, а именно: загруженность студентов занятиями по профильным дисциплинам; небольшое количество часов, отведенных на изучение ИЯ; скептический настрой учащихся (особенно первых курсов), по отношению к возможности применения знания ИЯ в будущей профессиональной деятельности и др.
Некоторые утверждения оригинального теста были переформулированы или заменены (с учетом возрастных особенностей испытуемых и специфики образовательного учреждения), а два утверждения мы посчитали нужным исключить уже на этапе обработки данных. Так, например, положительный ответ в отношении утверждения: «Если я по болезни (или другим причинам) я пропускаю занятия ИЯ, меня это огорчает» не всегда можно рассматривать как проявление внутреннего мотива к изучению данного предмета; у некоторых студентов сожаление о вероятном пропуске занятия было связано с необходимостью его последующей отработки, что коррелирует с мотивом избегания неудач. Таким образом, по результатам теста из 18 суждений, к которым нужно было выбрать один из предложенных вариантов ответа, среднее арифметическое для всей исследуемой группы студентов составило 10,75 баллов (из максимальных 18), что соответствует среднему уровню внутренней мотивации (5-13 баллов). При этом уровень внутренней мотивации к предмету у студентов НГТУ оказался несколько выше, чем у студентов НГМУ (11,7 и 10,5 соответственно). Однако мы не исключаем вероятности, что полученный результат может быть несколько завышен из-за желания студентов приукрасить действительность (например, из-за стремления хорошо выглядеть в глазах преподавателей). Как отмечают психологи, мотивация - это явление, которое достаточно сложно измерить, и мы во многом вынуждены полагаться на мнение тех, чьи мотивы и мотивацию изучаем (Е. П. Ильин, А. Н. Леонтьев). Более того, по мнению А. Н. Леонтьева, осознание своих мотивов - «серьезная работа для субъекта, требующая особой внутренней работы по уяснению иерархических связей мотивов, что само по себе означает изменение мотивов, их развитие» ДСЛ.
Мнение преподавателей
Несмотря на то, что изучению учебной мотивации уделяется все больше внимания, большинство положений современных исследований так и не стало руководством к действию у преподавателей в их повседневной педагогической деятельности. Как отмечает А. Б. Орлов, «даже если учителя и обладают некоторыми знаниями о том, что такое мотивация, они не могут найти этому правильного применения в своей практической работе. Так происходит... потому, что мотивация - это и не навык, и не информация... ее можно лишь стимулировать, развивать, повышать и т. д.» [8; с. 123]. Однако для того чтобы целенаправленно воздействовать на учащихся, преподаватель, прежде всего, должен знать, что представляет собой тот, кто выс-
тупает в качестве объекта (и субъекта) воспитания и обучения. Чтобы выяснить, насколько совпадают представления преподавателей иностранного языка о мотивации студентов к изучению их предмета с мнением самих студентов, нами была разработана анкета и проведен опрос, в котором приняли участие преподаватели медицинского и технического университетов.
Как оказалось, преподаватели обоих вузов считают, что их студенты больше ориентированы на оценку, чем на получение знаний; по остальным пунктам анкеты взгляды преподавателей кардинально разошлись (табл.2):
Таблица 2
Мнения преподавателей НГМУ и НГТУ о мотивации студентов к изучению их предмета, в %
НГМУ (16 чел) НГТУ (24 чел)
согласны не согласны согласны не согласны
Большинству студентов достаточно тех знаний, что они получают на занятиях 44 (7 чел) 56 (9 чел) 62,5 (15 чел) 37,5 (9 чел)
Для многих студентов оценка по предмету ИЯ важнее, чем знания. 81 (13чел) 19 (3 чел) 62,5 (15 чел) 37,5 (9 чел)
Современные студенты хорошо понимают значимость ИЯ для будущей успешной профессиональной деятельности. 25 (4 чел) 75 (12 чел) 95,8 (23 чел) 4,2 (1 чел)
Если бы студенты неязыковых специальностей имели возможность выбора, многие из них отказались бы от изучения ИЯ 62,5 (10 чел) 37,5 (6 чел) 29 (7 чел) 71 (17 чел)
Преподавателям также предлагалось оценить по 5-балльной шкале значимость следующих факторов, способных повлиять на формирование положительной мотивации студентов к изучению предмета «иностранный язык»:
1) необходимость сдать экзамен или получить зачет
2) уважение и/или симпатия к преподавателю
3) осознание необходимости владения ИЯ для современного специалиста
4) педагогические методы и приемы, применяемые учителем на занятиях
5) красочный учебник, наглядные пособия, ТСО
Большинство опрошенных преподавателей медицинского вуза предполагают, что основным стимулом для их студентов является получение зачета или сдача экзамена (4,56); их коллеги из технического университета ставят этот мотиватор на второе по значимости место (4,12). Преподаватели
обоих вузов почти одинаково оценивают важность таких факторов, как отношение к преподавателю (3,69 и 3,73) и средства обучения (3,63 и 3,5). Педагогическим методам и приемам преподаватели медицинского вуза придают больше значения (4,19), чем преподаватели НГТУ (3,81). Наибольшее расхождение получил среди педагогов третий фактор - осознание необходимости владения ИЯ для современного специалиста - большинство преподавателей медицинского университета считает, что этот мотив недостаточно развит у студентов-медиков (3,25) и ставят его на последнее место по значимости, их коллеги из технического вуза, напротив, рассматривают этот фактор как наиболее важный в формировании мотивации к изучению данного предмета у своих студентов (4,23). Результаты опроса также представлены на рис. 1,2.
О Необходимость сдать экзамен, получить зачет
□ Уважение и/или симпатия к преподавателю
□ Осознание необходимости владения ИЯ для соврем, специалиста
и Педагогические методы и приемы
Ш Красочный учебник, наглядные пособия, ТСО
Рис. !. Диаграмма опроса преподавателей НГМУ о значимости факторов, влияющих на формирование положительной мотивации студентов к изучению предмета
«Иностранный язык».
Рис. 2. Диаграмма опроса преподавателей НГТУ о значимости факторов, влияющих на формирование положительной мотивации студентов к изучению предмета
«Иностранный язык»
5.00
4.50
4.00
3.50
3.00
2.50
2.00
1.50 1,00 0,50 0,00
□ Необходимость сдать экзамен, получить зачет
□ Уважение и/или симпатия к преподавателю
□ Осознание необходимости владения ИЯ для соврем, специалиста
ц Педагогические методы и приемы
Ш Красочный учебник, наглядные пособия, ТСО
В целом преподаватели медицинского университета относятся более пессимистично как к исходному уровню мотивации студентов к своему предмету, так и к возможности ее формирования, чем преподаватели НГТУ.
На основании всех полученных результатов можно сформулировать следующие выводы:
1) Доминирующие мотивы к учебе в вузе у студентов НГМУ и НГТУ -мотив сделать карьеру, познавательный и престижно-утилитарный, первый из которых можно также охарактеризовать как широкий социальный (внешний), а последний - узколичный (внешний). Стремление «получить глубокие и прочные знания» связано с содержанием учебной деятельности, а, следовательно, считается внутренним мотивом. Таким образом, можно говорить о преобладании у опрошенных студентов внешней или внешнеорганизованной мотивации к учению в целом. При этом наблюдалось относительное единодушие в ответах студентов обоих университетов.
2) Исследование направленности мотивации к изучению иностранного языка в целом подтвердило наше предположение о невысоком уровне развития внутренних (т.е. связанных с самой учебной деятельностью) мотивов у студентов данных вузов. При этом наиболее выраженными оказались мотивы к изучению ИЯ у студентов гуманитарного факультета НГТУ. Хотя по тесту уровень внутренней мотивации оценивается как средний, почти половина студентов НГМУ, принимавших участие в опросе, признались, что «на занятиях ИЯ... часто бывает состояние, когда «совсем не хочется учиться»», а примерно 1/5 респондентов выразили желание исключить ИЯ из учебного плана.
3) Опрос преподавателей показал, что они имеют различные представления о состоянии мотивации студентов к изучению предмета «Иностранный язык». Наибольшее расхождение во мнениях наблюдалось в отношении предположительной возможности влияния такого фактора, как осознание необходимости знания ИЯ для современного специалиста на формирование положительной мотивации к данному предмету.
Результаты свидетельствуют о необходимости продолжить исследование проблемы формирования мотивации у студентов при изучении иностранного языка с учетом особенностей их будущей профессиональной деятельности.
Актуальной представляется проблема использования в учебном процессе средств диагностики мотивационного аспекта в деятельности преподавателей неязыковых специальностей высших учебных заведений, а также проектирование педагогических технологий, способствующих формированию положительной мотивации к изучению данного предмета у студентов.
Библиографический список
1. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972.
2. Васильев, И. А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности // Психологический журнал. 1998. - Т. 19. - № 4. - С. 49-60.
3. Дубовицкая, Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Педагогическая психология. - 2002. - № 2.
4. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб: «Питер», 2000. - 512 с.
5. Ковалев, В. И. Мотивы поведения и деятельностию. - М.: Наука, 1981, -198 с.
6. Леонтьев, А. Н, Деятельность.Сознание. Личность. - М., 1975.
7. Леонтьев, А. Н. Потребности и мотивы деятельности. Психология. - М., 1962.
8. Маркова, А. К., Орлов, А. Б., Фридман, Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М., 1983. - 64 с.
9. Мильман, В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1987. - № 5.
10. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность. - М., 1986, т. 1. - 408 с.
11. Чаденкова, О. А. Психолого-педагогические особенности мотивов учебной деятельности студентов различных вузов: Автореф. дис.... канд. психол. наук: 19.00.07 / Самар, гос. пед. ун-т. - Самара, 2003. - 20 с.
12. Чаркова, М. Н. Особенности развития свойств внимания под влиянием мотивации // Педагогическая психология. - 2003. - № 2.
13. Чирков, В. И. Самодетерминизация и внутренняя мотивация поведения человека// Вопросы психологии. - 1996.-№3,-С. 116-132.