УДК: 378.147
Башмаков Алексей Андреевич
СЗФ ФГБОУ Российский государственный университет правосудия
РР!: 10.24411/2520-6990-2019-10276 УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПРОФЕССИИ. (ОПЫТ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРАВОСУДИЯ).
Bashmakov Alexei Andreevich
Russian State University of Justice, St. Petersburg, Russia
EDUCATIONAL MOTIVATION OF THE FUTURE LAWYERS IN THE CONTEXT OF STUDYING OF ENGLISH OF A PROFESSION. (EXPERIENCE OF THE RUSSIAN STATE UNIVERSITY OF
JUSTICE).
Аннотация
Исследование посвящено проблеме учебной мотивации будущих юристов к изучению английского языка в вузе. Исследование проводилось на базе Северо-Западного филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российского государственного университета правосудия» (г. Санкт-Петербург). Представлены результаты анкетирования респондентов бакалавриата и специалитета первого курса. В ходе исследования было установлено, что: большая часть студентов-первокурсников имеет положительную устойчивую мотивацию к изучению английского языка в целом; аудирование как средство обучения оказывает положительное эмоциональное воздействие на личность студента. Полученные результаты представляют важность, как для начинающего научного деятеля, так и для современного общества в целом и свидетельствуют о необходимости продолжить исследование проблемы формирования учебной мотивации у будущих юристов при изучении английского языка с учетом языковых аспектов и особенностей их будущей профессиональной деятельности.
Abstract
The research is devoted to a problem of the educational motivation of the future lawyers studying of English in higher education institution. The research was conducted on the basis of The Russian state university of justice (St. Petersburg). Results of questioning of respondents of a bachelor degree and specialist programme of the first course are presented. During the research it was established that: the most part of the first-year students has positive steady motivation to study English in general; listening comprehension as the means of education makes the positive emotional impact on the identity of the student. The received results represent importance, both for the researcher, and for the modern society in general and testify to need to continue a research of a problem of formation of the educational motivation of the future lawyers when studying English taking into account language aspects and features of their future professional activity.
Ключевые слова: английский язык, учебная мотивация, будущие юристы, восприятие устной иноязычной речи, анкетирование.
Keywords: English, educational motivation, future lawyers, listening comprehension of oral foreign-language speech, questioning.
Постановка проблемы Проблема учебной мотивации является сегодня одной из важных как в отечественной, так и в зарубежной методике преподавания иностранных языков. С одной стороны, интерес к мотивацион-ному аспекту обусловлен потребностью внедрения в практику имеющихся психологических исследований, связанных с познанием закономерностей поведения человека и, особенно, в отношении побуждений и их реализации [1]. С другой стороны, интерес исследователей объясняется необходимостью раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций человека к действию.
Интерес к мотивационному аспекту изучения английского языка в обществе обусловлен необходимостью будущих специалистов (в нашем случае
юристов) адаптироваться поликультурному социуму, когда Европа становится единым многоязычным целым.
Осознание важности изучения иностранного языка профессии как способа формирования толерантности, способности к конструктивному сотрудничеству послужило отправной точной настоящего исследования.
Несмотря на значительное число исследований, данную проблему не следует считать решенной во многих направлениях и аспектах. Сказанное относится в частности к исследованию уровня учебной мотивации студентов неязыкового вуза (например, юридического) к изучению английского языка профессии применительно к разным языковым аспектам (аудированию, грамматике, говорению, письму, чтению, переводу). Учитывая то, что
82
РЕБЛООО1СЛЬ 8С1Е1ЧСЕ8 / <<Ш1ШетУМ~^©УГМа1>#«4)),2(§119
в рамках данного исследования не представляется возможным исследовать и интерпретировать все перечисленные языковые аспекты, пойдем от частного к общему и остановимся в рамках данного исследования на аудировании как на первом языковом аспекте английского языка профессии.
Актуальность исследования объясняется: во-первых, снижением общего уровня школьной подготовки по английскому языку среди абитуриентов, и в частности по рецептивному виду речевой деятельности - восприятию устной иноязычной речи на слух, влияющему на формирование вторичной языковой личности студента, поскольку для успешного осуществления речевого общения на английском языке необходимо совершенствование слухо-произносительных навыков [1]; во-вторых, необходимостью получения информации об учебной мотивации студентов вуза к изучению английского языка в целом и средствах обучения, способствующих росту заинтересованности будущих юристов к предмету [2].
Большинство проводимых исследований не принимается во внимание в вузе, поскольку даже если преподаватели и обладают знаниями об учебной мотивации, не всегда удается применить их в практической деятельности, т.к. мотивация, как отмечают исследователи - это «не навык, и не информация, ее можно лишь стимулировать, развивать, повышать» [3; с. 123]. Следуя логике наших рассуждений, становится понятно, что для целенаправленного воздействия на будущего юриста, преподаватель, прежде всего, должен знать, что представляет собой тот, кто выступает в качестве объекта (и субъекта) обучения. Именно необходимость выяснения того, насколько совпадают представления преподавателей иностранного языка об учебной мотивации будущих юристов к изучению их предмета, с мнением обучаемых, способствовала проведению данного исследования.
Цель: выявить уровень учебной мотивации студентов к изучению английского языка профессии, включая мотивационную установку на аудирование, и наметить направление дальнейших исследований.
Поставленная цель определила задачи исследования: 1) изучить имеющиеся психолого-педагогические источники по проблеме учебной мотивации; 2) составить вопросник и провести опрос
среди студентов первого курса юридического вуза; 3) исследовать отношение студентов к изучению английского языка профессии; 4) наметить направление дальнейших исследований.
Материалы и методы исследования В нашем исследовании, выявляя рабочее определение учебной мотивации, будем опираться на мотивацию как на совокупность мотивов и вслед за В.Д. Шадриковым возьмем за основу тезис о том, что мотивация «обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними - знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т.д.» [4].
Принимая в учет то, что «получаемую информацию необходимо подвергать переработке, сравнению, осмыслению, исследованию» [5, с.45] в качестве метода изучения общественного мнения студентов вуза, выбран метод анкетирования -разновидность «исследовательского метода опроса, позволяющая на основе ответов на предложенные вопросы выявить точки зрения и тенденции, имеющие место в группе респондентов» [5].
Процедура исследования В ходе исследования опрошено 100 студентов первого курса (50 респондентов - бакалавриата и 50 - специалитета).
В целях обеспечения обратной связи со студентами и улучшения организации образовательного процесса в качестве инструментария студентам была предложена анкета. Каждому из респондентов в начале анкетирования было предложено ответить на обзорные вопросы, необходимые для исследования учебной мотивации первокурсников.
Среди опрошенных респондентов СЗФ ФГБОУ ВО РГУП равномерно представлена выборка бакалавриата и специалитета первого курса по всем основным параметрам. Поэтому выборку можно считать репрезентативной, а результаты опроса - надежными.
Для проведения анкетирования разработан алгоритм, соответствующий фазам анкетирования студентов, в соответствии с которым осуществлялась процедура. (Схема 1)
терисгик
Схема 1. Фазы анкетированш студентов ВУЗа
Результаты исследования и их обсуждение
Полученные результаты позволяют констатировать наличие у большинства респондентов наличия положительной устойчивой учебной мотивации к изучению английского языка профессии в целом. (Рис. 1)
• Да
• Нет Затрудняюсь ответить
Рис.1
Конкретизируя представленные результаты, отметим, что 94,7% респондентов ответили положительно на вопрос о том, нравится ли им изучать английский язык профессии в вузе. Положительный ответ (94,7%) был дан и на вопрос важен ли иностранный язык для дальнейшей карьеры будущих юристов. Полученные данные можно объяснить:
во-первых, ростом социальной значимости английского языка профессии;
во-вторых, осознанием недостаточного уровня языковой подготовки для будущей деятельности, поскольку будущим юристам в условиях глобализации необходимо, так или иначе, иметь дело с международными правовыми актами, специализироваться в области, требующей применения устной иноязычной речи на практике.
Доминирующими мотивами к учебе в вузе у опрошенных респондентов выступил мотив «сделать карьеру», познавательный и престижно-утилитарный, первый из которых можно также охарактеризовать как широкий социальный (внешний), а последний - узколичный (внешний).
Единодушие в ответах респондентов бакалавриата и специалитета СЗФ ВПО РГУП позволяет констатировать преобладание у опрошенных
респондентов внешней мотивации к учению в целом.
Исследование мотивационной установки респондентов на изучение аудирования показало, что 81.8 % респондентов осознают важность сформиро-ванности данного навыка для языка профессии, что по всей вероятности обусловлено пониманием необходимости создания прочных, слуховых образов, языковых единиц как предпосылки овладения устной речью. (Рис.2)
Что касается мотивационной установки респондентов на видеоаудирование, то полученные результаты подтвердили наше предположение о среднем уровне развития внутренних (т.е. связанных с самой учебной деятельностью) мотивов у студентов вуза.
Выявленный результат, по всей видимости, объясняется тем, что выполнение заданий по видеоаудированию вызывает у респондентов больший интерес, обусловленный применением мультимедийных технологий, способствующих отображению всех особенностей языка и условиями проведения, когда компоненты видеоряда корреспондируют со всеми составляющими коммуникативной ситуации, предоставляя возможность визуального общения.
84
PEDAGOGICAL SCIENCES / <<Ш1ШетУМ~^©УГМа1>#те4)),2(0]9
• Да ф Нет \ Затрудняюсь ответить
Рис.2
Результаты показывают, что стремление получить глубокие знания, сформировать прочные навыки у 58.3% опрашиваемых респондентов связано, вероятнее всего, с содержанием учебной деятельности, поскольку видео как один из источников
медиаобразовательной аутентичной информации способствует повышению мотивации учения студентов и создает условия для восприятия чужой культуры посредством вербального и невербально го компонентов. (Рис.3)
Рис.3
В качестве одного из путей повышения учебной мотивации студентов применительно к изучению английского языка профессии считаем необходимым:
1) опираться на внешнюю, перцептивную наглядность, которая базируется на чувственном отражении действительности;
2) ориентироваться на англоязычный аутентичный видео контент, актуализирующий личностный смысл будущего юриста.
Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о необходимости продолжить исследование проблемы формирования учебной мотивации у будущих юристов при изучении английского языка с учетом особенностей их будущей профессиональной деятельности, уделяя особое внимание дальнейшему исследованию учебной мотивации по языковым аспектам говорения, письма, чтения, грамматики, чтения, перевода.
Список литературы:
1. Антонова К.Н., Башмакова Н.И. Обучение иностранному языку: рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности. Курс лекций /Антонова К. Н., Башмакова Н. И. - СПб.: ГПА, 2006. Том Часть 2 -С.50.
2. Башмакова Н.И., Громова О.Н. Содержательно-психологическая составляющая профессиональной деятельности специалистов гуманитарного профиля.// Образование и общество. 2015.№3(92). -С.100-104.
3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. -М.:Академия,2004. -С.60.
4. Ковалёв В.И. Мотивы поведения и деятельности. -М.:Наука,1988. -С.90. Чернопятов А.М. Процессное обучение с применением анализа пре-восходства//Инновационная экономика. 2014. №3 (16). -С. 46