Научная статья на тему 'Использование теста toeic на занятиях по английскому языку для менеджеров'

Использование теста toeic на занятиях по английскому языку для менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ / ДЕЛОВОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / МЕНЕДЖЕР / INTERNATIONAL TESTING / ENGLISH FOR SPECIFIC PURPOSES / BUSINESS COMMUNICATION / PROFESSIONAL COMMUNICATION / MANAGER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копылова Наталья Владимировна, Липко Юлия Георгиевна

В статье обосновывается целесообразность включения международного теста TOEIC в учебный курс английского языка для будущих менеджеров. TOEIC рассматривается как эффективный и авторитетный инструмент для определении уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции у студентов данного направления подготовки, а также как основа для дальнейшей разработки учебных материалов по английскому языку для делового и профессионального общения. Анализ результатов опроса студентов, которые занимались подготовкой к TOEIC, подтверждает, что содержание теста соответствует их представлению о профессиональной деятельности менеджеров международных организаций. Из этого следует, что внедрение теста TOEIC в программу обучения не только помогает сформировать у студентов профессионально востребованные знания, умения и навыки, но и способствует повышению их мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Копылова Наталья Владимировна, Липко Юлия Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Incorporating TOEIC Materials into ESP Classes for Managers

This article gives the rationale for incorporating materials of TOEIC test into the English language program for students who major in management. TOEIC test is considered to be an effective and appropriate instrument for assessing the level of communicative language proficiency of students majoring in management. This test can also be viewed as the basis for further development of English language teaching materials to help students improve business communication skills. The results of the questionnaire done by the students who have already mastered the TOEIC program prove that the content of this test meets the students’ expectations about the work of international managers. It means that integration of TOEIC test with the learning program not only enables students to expand their language and business knowledge and enhance their professional skills but also boosts their motivation.

Текст научной работы на тему «Использование теста toeic на занятиях по английскому языку для менеджеров»

система должна отвечать таким признакам, как понятность, четкость, выгодность использования для персонала. Внедряя новую мотивационную систему, необходимо четко понимать, где вы находитесь сейчас и что вы хотите получить в итоге. Компания «ДекАрт» нацелена на получение прибыли и выполнение плана личных продаж за счет эффективной работы персонала.

«Работникам следует обеспечить такие рабочие места, которых они достойны. Им очень важно возвращаться домой с работы с чувством, что они сделали что-то стоящее. Когда работа в радость и люди чувствуют заботу компании о себе, им хочется способствовать её росту» писал в свой книги Бак Роджерс[4], который десять лет занимал пост вице-президента отдела IBM по маркетингу. Исходя из его слов, можно сделать вывод, для достижения всех поставленных целей компании необходимо не только набирать

квалифицированные кадры, но и организовать труд так, чтобы каждый работник чувствовал себя комфортно на своем рабочем месте. Для этого необходимо разработать свою собственную систему экономического и неэкономического стимулирования, благодаря которой

работоспособность будет увеличена в несколько раз. ■

1. Листик Е. М. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. М. Лист. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 215 с.

2. Обзор статистики зарплат профессии Менеджер по продажам в Иркутске [Электронный ресурс] -Trud.com - Электрон. дан. - URL: https://away.vk.com/away.php (Дата обращения: 07.11.2018)

3. Студия отделочных материалов «Декарт» [Электронный ресурс] - Декарт - Электрон. дан. - URL: https://www.dekart.irk.ru/; (Дата обращения: 10.10.2018)

4. Херцберг Ф. Мотивация к работе/ Ф. Херцберг, Б. Моснер, Б. Снидерман; перевод с английского Д.А. Куликова. - М.: Вершина, Москва, 2007. - 115с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Листик Е. М. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. М. Лист. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 215 с.

Обзор статистики зарплат профессии Менеджер по продажам в Иркутске [Электронный ресурс] -Trud.com - Электрон. дан. - URL: https://away.vk.com/away.php (Дата обращения: 07.11.2018)

Студия отделочных материалов «Декарт» [Электронный ресурс] - Декарт - Электрон. дан. -URL: https://www.dekart.irk.ru/; (Дата обращения: 10.10.2018)

Херцберг Ф. Мотивация к работе/ Ф. Херцберг, Б. Моснер, Б. Снидерман; перевод с английского Д.А. Куликова. - М.: Вершина, Москва, 2007. -115с.

Analysis of pesonal motivation on the example of «DecArt» company

© Kasianova A., Firsova N., 2019

The paper summarizes results of the mini research conducted by 2nd-year students at the Siberian-American Faculty of Baikal International Business School. The purpose of the research was to analyze motivational mechanisms, identify weaknesses of staff motivation, and suggest a new motivation model for the company.

Keywords: motivation, personnel management, motivation theory, motivational mechanism, employee

УДК 802.0(075.8)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТА ТОЕ1С НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ МЕНЕДЖЕРОВ

© Копылова Н. В., Липко Ю. Г., 2019

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

В статье обосновывается целесообразность включения международного теста ТОЕ1С в учебный курс английского языка для будущих менеджеров. ТОЕ1С рассматривается как эффективный и авторитетный инструмент для определении уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции у студентов данного направления подготовки, а также как основа для дальнейшей разработки учебных материалов по английскому языку для делового и профессионального общения. Анализ результатов опроса студентов, которые занимались подготовкой к ТОЕ1С, подтверждает, что содержание теста соответствует их представлению о профессиональной деятельности менеджеров международных организаций. Из этого следует, что внедрение теста ТОЕ1С в программу обучения не только помогает сформировать у студентов профессионально востребованные знания, умения и навыки, но и способствует повышению их мотивации.

Ключевые слова: международное тестирование, английский язык для специальных целей, деловое и профессиональное общение, менеджер

В настоящее время знание английского языка более чем когда-либо является необходимым на международном рынке труда. Это обосновывает, помимо прочего, высокую востребованность международных экзаменов, определяющих уровень владения английским языком для различных целей. Данная статья посвящена тесту TOEIC (Test of English for International Communication), представляющему собой международный стандарт по оцениванию уровня владения английским языком для повседневного и профессионального общения в различных сферах бизнеса, а именно его применению на занятиях по английскому языку для менеджеров.

Разработанный службой академического тестирования (Educational Testing Service — ETS), экзамен TOEIC действует уже свыше 35 лет, и организации в более чем 160 странах мирах признают сертификаты TOEIC и доверяют им. Тест создан для лиц, не являющихся носителями английского языка. По варьированной шкале тест определяет уровень испытуемых от нулевого (No Useful Proficiency) до международного продвинутого (International Proficiency) [1].

Несмотря на полезность и распространенность теста TOEIC, вопросы подготовки к нему недостаточно разработаны в России. Учебники по подготовке к TOEIC, как правило, написаны и опубликованы за рубежом. Например, есть учебники, выпущенные такими крупными международными издательствами, как Cambridge University Press, Oxford University Press, First Press ELT (Великобритания), Pearson Education, Kaplan Publishing, HarperCollins Publishers LLC, Barron's Educational Series (США); имеется также продукция издательств из Вьетнама и Сингапура. Американская организация Educational Testing Service, составляющая TOEIC, выпускает материалы по подготовке к тесту как первоисточник. Кроме учебников, информацию о тесте и рекомендации по подготовке можно также найти на сайтах языковых школ и подобных образовательных сообществ, среди которых встречаются и русскоязычные. Ряд научных исследований, посвященных тесту, размещен на сайте ETS в разделе Research. Однако в целом в настоящее время имеется сравнительно мало опубликованных научных и методических работ, посвященных тесту TOEIC, особенно в России.

Отечественные исследования в основном затрагивают вопросы практического использования TOEIC при преподавании английского языка студентам нелингвистических специальностей.

Например, Е.В. Косс и А.В. Кириллова рассматривают международный тест как «универсальный инструмент, способный отражать знания и умения в области владения языком в соответствии с международными стандартами» [2, с. 101]. Таким образом, опора на стандарты, обозначенные TOEIC, помогает лучше подготовить

специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке труда.

Исследователи С.А. Гудкова и М.В. Емелина описывают положительный опыт использования материалов теста TOEIC в качестве контрольно-измерительного материала итогового экзамена в процессе обучения английскому языку у студентов неязыковых специальностей Тольяттинского государственного университета [3, с. 21].

Поддерживая вышеприведенные мнения коллег, в нашем исследовании мы рассмотрим содержание и обучающий потенциал теста TOEIC более подробно.

Целью данной статьи является обоснование целесообразности включения международного теста TOEIC в учебный курс английского языка для менеджеров, то есть в программу в рамках направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (уровень бакалавриата).

Чтобы объяснить наш выбор, обратимся к нормативным документам. Согласно

соответствующему ФГОС ВО, обучающиеся должны обладать рядом общекультурных и профессиональных компетенций, непосредственно связанных с деловой коммуникацией, в том числе на английском языке. С этой точки зрения будущий менеджер характеризуется:

• ОК-5 «способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия»;

• ОПК-1 «владением навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности»;

• ОПК-4 «способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации»;

• ПК-8 «владением навыками документального оформления решений в управлении операционной (производственной) деятельности организаций при внедрении технологических, продуктовых инноваций или организационных изменений»;

• ПК-11 «владением навыками анализа информации о функционировании системы внутреннего документооборота организации, ведения баз данных по различным показателям и формирования информационного обеспечения участников организационных проектов»;

• ПК-12 «умением организовывать и поддерживать связи с деловыми партнерами, используя системы сбора необходимой информации для расширения внешних связей и обмена опытом при реализации проектов, направленных на развитие организации

(предприятия, органа государственного и муниципального управления)» [4].

Обобщая вышесказанное, компетентность менеджера определяется, в числе прочего, его умением аналитически и критически работать с информацией, в том числе с нормативными, правовыми, внутренними и внешними документами, его умением грамотно составлять документы, связанные с управленческой деятельностью, его способностью осуществлять обмен информацией в устной и письменной форме в различных ситуациях профессионального общения, а также организовывать и поддерживать деловые отношения.

Теперь рассмотрим содержание экзамена TOEIC.

Более распространенная версия теста направлена на навыки аудирования и чтения (TOEIC Listening and Reading Test), но есть и те, которые тестирует навыки говорения и письма (TOEIC Speaking and Writing Tests). Наша программа английского языка подразумевает использование только теста по аудированию и чтению. TOEIC Listening and Reading Test современного формата является тестом с множественным выбором и включает в себя семь частей, четыре части по аудированию и три по чтению.

Listening Test — это, прежде всего, эффективное тестирование навыков восприятия и понимания англоязычной речи на слух. Тест состоит из 100 вопросов, сгруппированных по четырем типам заданий, на выполнение которых отводится 45 минут. В отличие от теста TOEFL, разрешающего экзаменуемым делать записи во время аудирования, экзамен TOEIC подобную практику не допускает. Становится очевидным, что во главу угла ставится умение испытуемых удерживать в памяти информацию разного объема.

В 1 части (Photos) экзаменуемым необходимо прослушать четыре утверждения о каждой из 10 предложенных фотографий и выбрать один вариант, наиболее точно описывающий картинку. Фотографии, как правило, представляют изображения, которые можно отнести к трем категориям: 1) people photos — это картинки, на которых фигурируют преимущественно люди; 2) object photos — фотографии с представленными на них разными объектами, будь то письменный стол в комнате, взлетающий самолет или ряд машин, припаркованных у здания; 3) scene photos — различные виды природы или городские пейзажи. При этом каждая из категорий требует от экзаменуемых разных типов фотографического анализа, который необходимо провести непосредственно перед прослушиванием аудио материала.

Так, при анализе people photos внимание должно быть направлено на оценку внешности и одежды персонажей картинки, их местоположения, действий, которые они выполняют, каких-то

особенных отличительных черт, например, оценку выражения лиц присутствующих на картинке людей. Анализируя object photos, необходимо оценить местоположение предметов, их размеры, форму, материал, наличие каких-либо действий на картинке. Что касается scene photos, то здесь важно, кроме понимания общей темы пейзажа, уметь распознавать детали, находящиеся на переднем и заднем плане фотографии, а также определять характер действий, происходящих на картинке. Все это должно быть сопряжено с мыслительными операциями по подбору английских слов и словосочетаний, которые возможно прозвучат в тестовом описании картинок. Особенности данной части теста заключаются в том, что фотографический анализ всех картинок необходимо провести за весьма короткий промежуток времени. Чем тщательнее будет изучена картинка, тем выше процент вероятности выбора правильного варианта ответа. Таким образом, выполнение такого рода заданий на уроках английского языка помогает обучающимся кроме навыка аудирования развивать также фотографическое мышление и фотографическую память.

2 часть теста (Question-Response) представляет собой прослушивание не только самих вопросов в количестве 30, но и трех вариантов ответов к каждому из вопросов, что само по себе довольно трудно на слух. Стоит также отметить, что эта часть теста не предполагает никакой зрительной опоры на текст. Данный вид задания включает в себя такие виды вопросов, как информационные вопросы (Who, Whose, What, When, Where, Which, Why, How), общие вопросы (Yes/No questions), двойные или встроенные вопросы (Embedded questions), альтернативные вопросы (Or questions) и хвостовые вопросы (Tag questions). Кроме вопросов, в задание включены вежливые просьбы в вопросительной форме и различные утвердительные предложения, посредством которых спикер выражает свое мнение о чем-либо. Выполнение такого тестового задания по аудированию на занятиях по английскому языку помогает будущим менеджерам, и не только им, формировать аудитивные навыки распознавания на слух различных грамматических явлений, умение определять как логическую связь между событиями, так и наиболее информативные части сообщения. Более того, в значительной степени развивается долговременная и оперативная память, слуховая реакция, а также оттачивается навык разговорной речи, связанный с умением задавать различные вопросы на английском языке, на чем, как известно, строится любое, в том числе и деловое, общение.

3 часть TOEIC Listening (Conversations) представлена короткими диалогами (по 25 секунд) в количестве 10. После прослушивания каждого из диалогов испытуемым предлагается ответить на три вопроса, выбрав из четырех вариантов ответов

к каждому вопросу правильный ответ. 30 вопросов и возможные варианты ответов напечатаны на специальных бланках и имеются в распоряжении экзаменуемых во время аудирования. По своему содержанию диалоги отражают реальные ситуации бытового и делового общения. Однако, отличительной их особенностью является тот факт, что в них отсутствует общепринятое начало разговора типа «Hello, how are you?», так как построены они по определенной структуре. А именно, непосредственно в самом начале такого диалога первый спикер сообщает второму об имеющейся у него проблеме или дилемме. Второй спикер, реагируя определенным образом, развивает диалог и поощряет своего собеседника пояснить, в чем суть проблемной ситуации, а также поделиться с ним разными подробностями.

4 часть теста (Talks) отличается от предыдущей количеством спикеров — один вместо двух и содержанием фрагмента речи — это 10 монологов меньше минуты каждый на разные темы. Содержание монологов может быть следующим: например, различные устные объявления, сделанные в аэропорту, магазине, на железнодорожном вокзале; короткие речи, которые можно услышать на собраниях, деловых встречах, конференциях; информация о деталях тура или правилах посещения музея, галереи, выставки; реклама товара и подробности скидок; новостные сообщения, прогнозы погоды, сообщения о проблемах с транспортом, голосовая почта и записи на автоответчиках, а также деловые сообщения разного характера. Прослушав монолог, экзаменуемый также как и в 3 части теста должен ответить на три вопроса, выбрав один из предложенных вариантов ответов.

Вопросы ко всем диалогам 3 части и монологам 4 части теста скорее направлены на проверку не основного содержания понимания прослушанного текста, а каких-то конкретных фактов: местоположение говорящих, время,

продолжительность по времени, количество чего-либо, причины проблемы и ее следствия, планы, просьбы, предложения, мнения спикеров и так далее. Поэтому проделывая подобные задания, студенты развивают умение выделять главное в потоке звуковой информации, умение анализировать, обобщать, делать выводы и прогнозировать ситуации, а также, конечно, развивают языковую догадку.

Примечательно, что в Listening Test звучат четыре вида акцентов английского языка: американский, канадский, британский и австралийский. Поэтому, кроме умения концентрировать внимание на звучащем тексте продолжительное время, обучающиеся имеют уникальную возможность развивать умение воспринимать и понимать на слух различные акценты спикеров, что особенно актуально будущим менеджерам, работающим с разными иностранными деловыми партнерами.

В целом, аудирование в формате экзамена TOEIC можно отнести к понятию «коммуникативное аудирование» — «рецептивный вид речевой деятельности, нацеленный на восприятие и понимание устной речи на слух при ее одноразовом прослушивании» [5, с.188]. Такое коммуникативное аудирование в полной мере способствует формированию коммуникативной компетенции, а его материалы могут стать основой для создания различных коммуникативных упражнений, направленных на дальнейшее развитие речевых умений и навыков.

Reading Test включает в себя три части, содержащие 100 вопросов. На выполнение теста по чтению отводится 75 минут.

В 5 части (Incomplete Sentences) предлагается вставить один из четырех вариантов слов (словоформ), чтобы заполнить пропуски в предложениях. Часть 5 состоит из 40 предложений и, соответственно, 40 вопросов. Все предложения имеют деловую направленность и могли бы быть элементами деловых письменных или устных текстов. Данная часть тестирует знание по грамматике и лексике. Вопросы по грамматике часто охватывают такие темы, как видо-временные формы глаголов, включая активный и пассивный залог, личные и неличные формы глаголов, согласование подлежащего и глагола, местоимения, предлоги, слова-связки, степени сравнения прилагательных, наречия, а также сложноподчиненные предложения, особенно придаточные предложения времени и условия. Лексические вопросы включают в себя однокоренные слова, части речи, синонимы, а также слова, похожие по написанию.

В 6 части (Text Completion) вниманию обучающихся предложены тексты деловой направленности, в которых также имеются пропуски. Необходимо вставить один из четырех вариантов ответов, содержащих слово или словосочетание. В 6 части теста 12 вопросов. В некоторых случаях правильный вариант следует определять, основываясь на информации не в самом контрольном предложении, а в предшествующих или последующих предложениях. Данная часть Reading Test тестирует знание по грамматике, лексике, а также понимание контекста.

В 7 части (Reading Comprehension) предлагается прочитать один текст деловой направленности или два, логически связанные друг с другом, и ответить на вопросы о содержании прочитанного. Всего в 7 части необходимо ответить на 20 вопросов о содержании одиночных текстов (Single Passages) и на 28 вопросов о содержании сдвоенных текстов (Double Passages). После каждого текста (или двух текстов) имеется от двух до пяти вопросов. Вопросы могут быть следующих типов: вопросы об основной идее текста (Main Idea Questions); его цели (Purpose Questions); целевой аудитории (Audience Questions); о деталях текста (Detail Questions); вопросы, ответы на которые требуют

логических выводов (Inference Questions); и, наконец, вопросы о значении слов в контексте (Vocabulary Questions). Вопросы к сдвоенным текстам в целом те же, что и к одиночным текстам, однако у них имеются свои особенности. Необходимо быстро понять, в каком именно тексте из предложенных двух следует искать ответ на вопрос, и где именно. Кроме того, после каждого из сдвоенных отрывков есть, по крайней мере, один вопрос, ответ на который следует определять, синтезируя информацию из обоих текстов. Данная часть Reading Test тестирует понимание прочитанного, а также знание лексики, грамматики и понимание контекста.

Тексты 6 и 7 частей разнообразны по жанрам и охватывают широкий спектр внешней и внутренней документации компаний, а также газетные и журнальные статьи, расписания транспорта, реклама, инструкции, ресторанные меню и другие. Документация компаний представляет собой большую часть содержания TOEIC и включает в себя деловые письма, электронные письма и сообщения, факсы, заявления, формы, служебные записки, уведомления, объявления, пресс-релизы, реклама, прейскуранты, заказы и счета, календарные планы и отчеты, повестки и протоколы заседаний, а также таблицы, графики, схемы и диаграммы, представляющие аналитическую информацию о деятельности организации.

Вышеперечисленные материалы, из которых составлены задания теста TOEIC, как в части Listening, так и в части Reading, во многом соотносятся с требованиями, предъявляемыми федеральным государственным стандартом к выпускнику направления подготовки

«Менеджмент». Задания, тестирующие знание лексики, умение понять прочитанное и умение анализировать контекст, также способствуют формированию заявленных во ФГОС ВО компетенций. Если не ограничиваться заданиями TOEIC, а анализировать тексты, обращая внимание на их социокультурную составляющую, можно расширять кругозор студентов и развивать не только их языковые умения и навыки, но и профессиональные.

Содержание теста основано на реальных ситуациях, так или иначе связанных с работой. Обе части теста включают в себя языковые и культурологические материалы из таких областей, как бизнес, торговля, финансы и бюджет, развитие компании и ее продукции, деловые поездки, здравоохранение, работа с помещениями и иным корпоративным имуществом, офисная

деятельность, технические вопросы,

корпоративные мероприятия, съезды и собрания, производство, закупочная деятельность, и т.д. [1]. Таким образом, охватываются самые различные деловые сферы.

Учитывая вышесказанное, мы считаем, что использование теста TOEIC при обучении

английскому языку для менеджеров имеет ряд преимуществ. Рассмотрим их:

ТОЕ1С является международным

стандартизированным тестом, а ориентация на международные стандарты повышает

объективность определения уровня обучающихся. В результате студенты получают более точное представление о своих знаниях, умениях и навыках, и совместно с преподавателями могут более эффективно работать над устранением имеющихся недочетов.

Несомненна полезность данного теста для развития навыков повседневного и профессионального письменного и устного общения на английском языке. Содержание теста ТОЕ1С соответствует многим компетенциям, обладать которыми, согласно ФГОС ВО, должен студент-менеджер. Кроме этого, прикладной характер материалов теста делает ТОЕ1С привлекательным не только для будущих менеджеров, но и для более широкой аудитории обучающихся.

Получение сертификата ТОЕ1С по окончании курса английского языка предпочтительнее обычной оценки за пройденный курс, которая выставляется в приложении к диплому и которая не всегда точно отражает достижения студента.

Тест имеет формат, удобный для проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации по программе по английскому языку. Так как имеется комплексный вариант теста, он позволяет протестировать все виды речевой деятельности.

В связи с этим представляется рациональным включить в рабочую программу материалы, используемые для подготовки к тесту. В качестве учебного контента, а также средств текущей и промежуточной аттестации можно адаптировать и применять материалы из учебников по подготовке к ТОЕ1С. В качестве итогового контроля по окончании курса по английскому языку можно засчитывать результаты как реально проведенного теста ТОЕ1С, так и учебного, полностью имитирующего реальный.

Чтобы оценить мнение студентов о применимости знаний, умений и навыков, приобретаемых при подготовке к ТОЕ1С, в профессиональной деятельности менеджеров, было решено провести соответствующее исследование среди обучающихся.

Было проведено анкетирование среди студентов Сибирско-американского факультета менеджмента Байкальской международной бизнес-школы Иркутского государственного университета, обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент». Дисциплина по выбору «Подготовка к тесту ТОЕ1С» была включена в программу по английскому языку у всех опрошенных студентов. Данная дисциплина изучалась ими в течение одного учебного года, в 3 и 4 семестрах, в разное время в период с 2014 по

2018 год. Всего в опросе приняли участие 37 студентов.

В рамках дисциплины «Подготовка к тесту TOEIC» в основном изучался вариант TOEIC, направленный на навыки аудирования и чтения (Listening and Reading Test). По окончании курса студенты имели возможность сдать именно данный тест. Что касается другого варианта TOEIC, тестирующего навыки говорения и письма (Speaking and Writing Test), то в учебный процесс вводились лишь некоторые его элементы.

Результаты анкетирования показали следующее. Все 100 % опрошенных сочли языковое и культурологическое содержание теста TOEIC полезным для профессиональной деятельности менеджера, работающего в международных компаниях.

Студенты также выделили определенный вид контента TOEIC как наиболее востребованный с их точки зрения. Респондентам было предложено выбрать один или несколько из предложенных вариантов типов текстов деловой направленности, встречающихся в TOEIC, либо указать свой вариант. Варианты типов (жанров) текстов, предложенные в анкете, были составлены на основе учебных материалов по подготовке к TOEIC.

В итоге максимальное количество голосов (62 %) в равной степени получили деловые письма, электронные сообщения и факсы, а также беседы во время деловых встреч, собраний и переговоров. Именно эти виды речевой деятельности студенты выделили как самые важные.

57 % респондентов проголосовали за полезность изучения языка телефонных бесед; 43 % студентов посчитали необходимым изучение особенностей внешней и внутренней документации компании (кроме писем, сообщений и факсов); равное количество голосов (38 %) было отдано устной и письменной рекламе и объявлениям, а также прейскурантам, заказам, счетам, таблицам, графикам, диаграммам и схемам.

В меньшей мере, в порядке убывания, студенты выбрали расписания и календарные планы (32 %), газетные и журнальные статьи на соответствующую тематику (30 %), инструкции (27 %) и меню (22 %).

Следует отметить, что все без исключения представленные жанры текстов были признаны обучающимися в той или иной степени полезными. Значительная доля голосов была отдана изучению основ стандартной письменной и устной деловой коммуникации, осуществляемой в компаниях. Данный выбор, вероятно, был связан с достаточно широкой формулировкой этого типа контента; более специфичные материалы получили меньшее количество голосов.

23 % опрошенных не только учились, но и работали на момент проведения анкетирования. Среди них 25 % посчитали полезными все представленные текстовые продукты деловой коммуникации; остальные респонденты выбрали

почти все, исключив два-три вида текста. Для сравнения: еще не трудоустроенные студенты, занятые только учебой, отдали в среднем по 4 голоса в пользу того или иного контента ТОЕ1С. Студенты же, имеющие постоянную работу, отдали примерно по 7 голосов. Из этого можно сделать вывод о более четком представлении о деятельности компании у работающих студентов и о более глубоком понимании важности всех элементов деловой коммуникации.

Безусловно, многое в выборе студентов зависело от специфики компании, в которой они работают. Степень востребованности жанров речи, будь то документы, телефонные беседы, графики и схемы или иная информация, неодинакова в разных сферах деятельности. По-разному востребованы жанры текстов и в зависимости от должностных обязанностей работников. Несмотря на это, анкетирование позволило получить некоторое, хотя и обобщенное, представление о том, насколько глубоко студенты осознают, что составляет профессиональную деятельность менеджера. Кроме того, анализ результатов дает преподавателям возможность уделить внимание и тем жанрам, которые студенты отметили как востребованные, и тем, важность которых они недооценивают. Понимание пользы изучаемого материала, на наш взгляд, будет способствовать повышению мотивации студентов.

Таким образом, ТОЕ1С предстает не только как эффективное средство оценки, позволяющее определить уровень иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, но и как основа для создания или дополнения учебных материалов в рамках программ по английскому языку для менеджеров, включая базу профессионально-ориентированных текстов для чтения и аудитивную базу для дальнейшего улучшения

коммуникативных навыков учащихся.

С одной стороны, требования к результатам освоения программы бакалавриата «Менеджмент» предполагают формирование таких компетенций, для которых ТОЕ1С (то есть материалы для подготовки к сдаче данного теста) является ценным источником информации и эффективным инструментом освоения соответствующих знаний, умений и навыков. С другой стороны, результаты проведенного нами анкетирования подтверждают, что и сами обучающиеся признают практическую ценность учебного контента ТОЕ1С для своей дальнейшей профессиональной деятельности.

Содержание ТОЕ1С, конечно, не дает исчерпывающий объем информации, необходимой для успешного межкультурного общения. Однако многие материалы теста имеют выраженный прикладной характер и могут рассматриваться как часть учебного курса английского языка, как для будущих менеджеров, так и для студентов других неязыковых направлений подготовки.

Профессионально выверенные и соответствующие международным стандартам задания теста

позволяют использовать их для освоения и закрепления материала, для проведения промежуточной аттестации и в качестве итоговых испытаний по окончании программы по английскому языку. Это создает благоприятные условия для обучения специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке труда. ■

1. Educational Testing Service [Электронный ресурс] - URL: https://www.ets.org/toeic/ (Дата обращения 26.12.2018)

2. Косс Е. В. Формирование готовности к сдаче международного экзамена по английскому языку как один из инструментов эффективной подготовки конкурентоспособного специалиста в вузе [Текст] / Е. В. Косс, А. В. Кириллова // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - №15 (57). - С. 99-102.

3. Гудкова С. А. Концепция формирования профессиональной коммуникативно-культурной иноязычной компетенции в неязыковом вузе [Текст] / С. А. Гудкова, М. В. Емелина // Карельский научный журнал. -2017. - Т. 6, № 2(19). - С. 19-22.

4. ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. - URL: http://fgosvo.ru/news/4/1784 (Дата обращения 24.12.2018)

5. Колесникова И. Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков: справочное пособие [Текст] / И.Л. Колесникова, О.А. Долгина. - М.: Дрофа, 2008. - 431 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Educational Testing Service [Электронный ресурс] - URL: https://www.ets.org/toeic/ (Дата обращения 26.12.2018)

Гудкова С. А. Концепция формирования профессиональной коммуникативно-культурной иноязычной компетенции в неязыковом вузе [Текст] / С. А. Гудкова, М. В. Емелина // Карельский научный журнал. -2017. - Т. 6, № 2(19). - С. 19-22.

Колесникова И. Л. Англо-русский

терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков: справочное пособие [Текст] / И.Л. Колесникова, О.А. Долгина. - М.: Дрофа, 2008. - 431 с.

Косс Е. В. Формирование готовности к сдаче международного экзамена по английскому языку как один из инструментов эффективной подготовки конкурентоспособного специалиста в вузе [Текст] / Е. В. Косс, А. В. Кириллова // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - №15 (57). - С. 99-102.

ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. - URL: http://fgosvo.ru/news/4/1784 (Дата обращения 24.12.2018)

Incorporating TOEIC Materials into ESP Classes for Managers

© Kopylova N., Lipko Yu. 2019

This article gives the rationale for incorporating materials of TOEIC test into the English language program for students who major in management. TOEIC test is considered to be an effective and appropriate instrument for assessing the level of communicative language proficiency of students majoring in management. This test can also be viewed as the basis for further development of English language teaching materials to help students improve business communication skills. The results of the questionnaire done by the students who have already mastered the TOEIC program prove that the content of this test meets the students' expectations about the work of international managers. It means that integration of TOEIC test with the learning program not only enables students to expand their language and business knowledge and enhance their professional skills but also boosts their motivation.

Keywords: international testing, English for Specific Purposes, business communication, professional communication, manager

УДК 332.1

ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

© Котляр Е. В., Пушкарева Е. М., 2019

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

В статье рассматриваются вопросы локализации производства продукции в условиях нестабильных валютных курсов и санкций. Описывается комплекс внешнеэкономических угроз влияющих на импорт. Рассматриваются механизмы протекционизма внутреннего рынка, а также существующие инструменты поддержки местных производителей. Описываются экономические преимущества производства продукции в России.

Ключевые слова: локализация производства, валютные риски, санкции

В настоящее время такой вид деятельности в внешнеэкономических, а также

России, как импорт продукции, переживает внешнеполитических угроз, затрудняющих или

тяжелые времена. Существует целый ряд делающих экономически не выгодным ввоз товаров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.