Научная статья на тему 'ПО СЛЕДАМ XIV МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО СЕМИНАРА ИЗ ЦИКЛА "ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ И МЕЖКУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО"'

ПО СЛЕДАМ XIV МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО СЕМИНАРА ИЗ ЦИКЛА "ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ И МЕЖКУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИТВИН / КАФЕДРЫ ЮНЕСКО / ДЕТИ-ИНОФОНЫ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ / РКИ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / МИССИЯ УЧИТЕЛЯ / ПОДДЕРЖКА РУССКОГО ЯЗЫКА / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горячев Юрий Алексеевич, Захаров Владимир Федорович, Кривенькая Марина Александровна, Омельченко Елена Александровна, Власенко Ирина Александровна

8-9 декабря 2022 года в Московском педагогическом государственном университете (г. Москва, РФ) в очно-дистанционном формате состоялся XIV международный научнопрактический семинар из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество». Семинар проводился в рамках мероприятий, посвященных 150-летнему юбилею МПГУ. В 2022 году в семинаре приняли участие более 100 руководителей и специалистов из образовательных организаций общего, профессионального, высшего и дополнительного образования из 15 регионов РФ и десяти зарубежных стран, в том числе стран СНГ (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Таджикистан, Узбекистан), Венгрии, Франции, Индии, Израиля. Активными участниками стали представители общественных организаций, ученые, эксперты, педагоги, руководители члены Международного педагогического общества в поддержку русского языка и ряда партнерских организаций, заинтересованных в развитии культурно-образовательного сотрудничества и в обсуждении совместных проектов развития образования на русском языке. В текущем номере вниманию читателей предлагается ряд докладов, сделанных на семинаре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горячев Юрий Алексеевич, Захаров Владимир Федорович, Кривенькая Марина Александровна, Омельченко Елена Александровна, Власенко Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLLOWING THE 14TH INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL SEMINAR OF THE CYCLE “DIALOGUE OF CIVILIZATIONS AND INTERCULTURAL COOPERATION”

In December 8-9, 2022, the 14th International Seminar of the cycle “Dialogue of Civilizations and Intercultural Cooperation” was held in hybrid format at the Moscow Pedagogical State University as part of the events dedicated to the 150th anniversary of the MPGU. This year, the seminar was attended by over 100 representatives of educational authorities and educational institutions of general, professional, higher and vocation education from 15 regions of Russia and 10 foreign countries, including CIS countries (Armenia, Azerbaijan, Belarus, Tajikistan, Uzbekistan), Hungary, France, India, Israel. Among the active participants were representatives from public organizations, scholars, experts, teachers, heads -members of the International Pedagogical Society in Support of the Russian language and a number of partner organizations interested in the development of cultural and educational cooperation and the discussion of joint projects in Russian language education. Here we offer our readers a number of presentations made at the seminar.

Текст научной работы на тему «ПО СЛЕДАМ XIV МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО СЕМИНАРА ИЗ ЦИКЛА "ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ И МЕЖКУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО"»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Юрий Горячев, Владимир Захаров, 10.3749 2/ETN0.2023.70.1.006

Марина Кривенькая, Елена Омельченко, Ирина Власенко, Анна Шевцова, Анна Орлова, Елена Теплова, Алистер Орлов, Ольга Яшина

По следам XIV международного научно-практического семинара из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество»

8-9 декабря 2022 года в Московском педагогическом государственном университете (г. Москва, РФ) в очно-дистанционном формате состоялся XIV международный научно-практический семинар из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество». Семинар проводился в рамках мероприятий, посвященных 150-летнему юбилею МПГУ. В 2022 году в семинаре приняли участие более 100 руководителей и специалистов из образовательных организаций общего, профессионального, высшего и дополнительного образования из 15 регионов РФ и десяти зарубежных стран, в том числе стран СНГ (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Таджикистан, Узбекистан), Венгрии, Франции, Индии, Израиля. Активными участниками стали представители общественных организаций, ученые, эксперты, педагоги, руководители - члены Международного педагогического общества в поддержку русского языка и ряда партнерских организаций, заинтересованных в развитии культурно-образовательного сотрудничества и в обсуждении совместных проектов развития образования на русском языке. В текущем номере вниманию читателей предлагается ряд докладов, сделанных на семинаре.

Ключевые слова: международное образование; УНИТВИН; кафедры ЮНЕСКО; дети-инофоны; поликультурное образование; этнопедагогика; адаптация детей из семей мигрантов; РКИ; качество образования; культура межнационального общения; межкультурная коммуникация; право на образование; миссия учителя; поддержка русского языка; этнокультурное просвещение; гуманизация образования.

8-9 декабря 2022 года в Московском педагогическом государственном университете (Москва, РФ) в очно-дистанционном формате состоялся XIV международный научно-практический семинар из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество». Семинар проводился в рамках мероприятий, посвященных 150-летнему юбилею МПГУ.

Горячев

Юрий Алексеевич,

кандидат исторических наук, научный руководитель Кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов», факультет регионоведения и этнокультурного образования, Институт социально-гуманитарного образования МПГУ (Москва), ua.goryachev@mpgu.su

Захаров

Владимир Федорович,

ведущий специалист Центра историко-культурных исследований религии и межцивили-зационных отношений, Институт социально-гуманитарного образования МПГУ (Москва), vfzakharov@mail.ru

Кривенькая

Марина Александровна,

кандидат филологических наук, директор Центра регионо-ведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества, доцент кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов», Институт социально-гуманитарного образования МПГУ, член Союза переводчиков России (Москва), ma.krivenkaya@mpgu.su

Организатор семинара - ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (кафедра ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» и факультет регионоведения и этнокультурного образования). Мероприятия семинара готовились при поддержке секретариата Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, Евразийской ассоциации педагогических университетов, Международного педагогического общества в поддержку русского языка, Совета по делам национальностей при правительстве Москвы и во взаимодействии с координационным комитетом кафедр ЮНЕСКО РФ, Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, Международным советом российских соотечественников, партнерской сетью межуниверситетского сотрудничества УНИТВИН/ кафедры ЮНЕСКО и всероссийским объединением школ - участников международного проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО».

В 2022 году в семинаре приняли участие более 100 руководителей и специалистов из образовательных организаций общего, профессионального, высшего и дополнительного образования из 15 регионов РФ и десяти зарубежных стран, в том числе стран СНГ (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Таджикистан, Узбекистан), Венгрии,

Омельченко Елена Александровна,

доктор исторических наук, заместитель директора Института социально-гуманитарного образования по научной работе, декан факультета регионоведения и этнокультурного образования Института социально-гуманитарного образования МПГУ (Москва), ea.omelchenko@mpgu.su

Власенко

Ирина Александровна,

специалист по учебно-методической работе факультета регионоведения и этнокультурного образования, Институт социально-гуманитарного образования МПГУ (Москва), ia.vlasenko@mpgu.su

Шевцова

Анна Александровна,

доктор исторических наук, профессор кафедры культурологии, зам. декана факультета регионоведения и этнокультурного образования, Институт социально-гуманитарного образования МПГУ (Москва), ash@inbox.ru

Орлова

Анна Юрьевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии, Институт социально-гуманитарного образования МПГУ (Москва), ugodnikova@mail.ru

Франции, Индии, Израиля. Активными участниками стали представители общественных организаций, ученые, эксперты, педагоги, руководители -члены Международного педагогического общества в поддержку русского языка и ряда партнерских организаций, заинтересованных в развитии культурно-образовательного сотрудничества и в обсуждении совместных проектов развития образования на русском языке. Помимо традиционных партнеров кафедры и университета, аудитория семинара значительно пополнилась новыми участниками - представителями самых разных организаций из РФ и зарубежных стран, многие из которых выразили намерение к более стабильным отношениям сетевого межвузовского сотрудничества.

В цели мероприятия входит обмен опытом, результатами исследований и практическими наработками ученых, экспертов, специалистов, представителей образовательных и общественных организаций по широкому кругу вопросов, связанных с использованием научного знания и образования для поступательного развития мирового сообщества, в том числе в ответ на вызовы, с которыми столкнулся мир в 2020-2022 годах. Проблемное поле семинара включает следующие темы: потенциал научного знания и образования для мира и развития; право

Теплова

Елена Феликсовна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии, заместитель директора Центра историко-культурных исследований религии и межци вилизационных отношений, Институт социально-гуманитарного образования МПГУ (Москва), ef.teplova@mpgu.su

Орлов

Алистер Александрович,

ведущий специалист факультета регионоведения и этнокультурного образования, Институт социально-гуманитарного образования МПГУ (Москва), alisterorlov@gmail.com

Яшина

Ольга Николаевна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов», Институт социально-гуманитарного образования МПГУ (Москва), yashinaon@mail.ru

на образование для всех; роль учителя и просветителя в обществе; поддержка русского языка и образования на русском языке в мире; этнокультурное просвещение и межкультурная компетентность участников образовательного процесса; межэтнические и межконфессиональные отношения в образовании; адаптация и интеграция мигрантов средствами образования; гражданское образование и воспитание; цифровая среда и гуманизация образования.

Двухдневная программа семинара включала работу двух секций, круглого стола, творческой мастерской для педагогов, на которых обсуждались темы: «Диалог в меняющемся мире: право на безопасность для всех», «Учитель -просветитель - наставник: традиции и инновации в подготовке педагогов будущего», «Русский язык и культура межнационального общения», «Этно-педагогика и технологии поликультурного образования», «Научное знание и образование для мира и развития». Обмену опытом, практическим наработкам и педагогическим технологиям интеграции мигрантов, формированию межкультурной компетентности средствами образования было посвящено специальное мероприятие семинара - Всероссийская научно-практическая конференция «Реализация особых образовательных потребностей детей-инофонов и детей ино-

ч о i

I X 5У

X ^ Ü

< <? S

!£ I tl

S g;

странных граждан: региональный опыт, лучшие российские и мировые практики».

Открывая семинар, ректор МПГУ член-корреспондент Российской академии образования, заведующий | ! кафедрой ЮНЕСКО «Международное образование и интеграция мигрантов», доктор исторических наук профессор А.В. Лубков отметил, что содержание программы семинара отражает задачи, которые на фоне глобальных геополитических изменений стоят перед российской системой образования в целом и педагогическим образованием в частности. В решении этих задач Московский педагогический государственный университет, как и всегда, готов к сотрудничеству с перспективными партнерами, среди которых в первую очередь страны СНГ, ЕАЭС, ШОС.

На открытии семинара прозвучали приветствия в адрес его участников и организаторов от Министерства науки и высшего образования и Министерства просвещения РФ, от председателя комитета кафедр ЮНЕСКО РФ В.К. Егорова, от национального координатора международного проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» в РФ Н.М. Прусс. Во всех приветствиях отмечалась важность организации мероприятия, которое в ответ на вызовы, с которыми столкнулся мир в 2020— 2022 годах, предлагает к обсуждению широкий круг вопросов, связанных с гуманизацией образования, акцентирует внимание на значении просвещения, расширения социально-гуманитарного компонента образования и гражданского воспитания.

В ходе пленарного заседания «Образование и культура в контексте глобальных вызовов» прозвучали доклады, которые обозначили проблемное поле и стали лейтмотивом семинара. О том, как в конкретных образовательных проектах со школьниками и студентами решаются задачи, связанные с целями устойчивого раз-

Э m

= 5

Ш О 5

5 =

'S 5 5 ü ^ ф

вития в контексте глобальных вызовов, рассказал первый заместитель председателя Российской ассоциации содействия ООН, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по правам человека и демократии МГИМО МИД России канд. полит. наук А.Н. Борисов. К таким относятся ролевые игры, модель ООН, просветительские мероприятия о правах человека и другие - успешность их отражают в том числе региональные добровольные обзоры о выполнении ЦУР, которые под эгидой МИД набирают популярность в последнее время.

О необходимости настоятельного обращения к человеку, к балансу общества и природы, к справедливости как важной цели развития человечества убедительно говорил в своем выступлении «Гуманизация технологии и образования» генеральный директор, экс-директор и руководитель кафедры ЮНЕСКО Мандсаурского университета, Индия, профессор Джагдиш Кхатри. Он напомнил о том, что технологический прогресс не должен приводить к информационным и вооруженным конфликтам, что в центре образования должен быть «человек многомерный», что в образовании нужно обращать больше внимания на искусство, культуру, духовность.

Возможности совмещения потенциала образовательных программ и приобщения к культуре в пространстве музея стали основной темой выступления ученого секретаря музея истории мировых культур и религий из Дербента канд. филол. наук К.Ю. Мосесо-вой. На конкретных примерах из практики работы музея она рассказала о возможностях по приобщению молодежи к историко-культурному наследию как о мощном средстве гражданского и поликультурного воспитания. Завершил пленарное заседание доклад зав. кафедрой ЮНЕСКО по межкультурному образованию и повышению квалификации преподавателей колледжа

< <? S

!£ I tl

S g;

Бейт Берл, г. Кфар-Сава, Израиль, Рувайды Абу Расс «Что следует учитывать в квалификации преподавателей, обучающих студентов из числа меньшинств?». На примере обучения языкам международных студен-Э ! тов в израильских университетах она пришла к выводу о том, что многие из этих практик демонстрируют недостаточное внимание к различиям между образовательными парадигмами, с одной стороны, и образовательным и культурным фоном студентов и преподавателей - с другой. Педагог отметила, что при обучении учителей стоит серьезнее относиться к ситуациям «столкновения культурных кодов» - профилактика этого относится к задачам поликультурного образования.

Традиционным направлением работы семинара является также обсуждение вопросов развития образования на русском языке в мире. В этом году эта тема стала центральной на круглом столе «Русский язык и культура межнационального общения» (модератор - ответственный секретарь координационного совета Международного педагогического общества в поддержку русского языка доцент кафедры культурологии Института социально-гуманитарного образования МПГУ канд. ис-тор. наук А.Ю. Орлова). Спектр вопросов обсуждения охватывал разные сферы. О положении русского языка и русской школы в странах мира говорила в своем выступлении зав. кафедрой ЮНЕСКО «Межкультурный диалог в современном мире» Российско-Таджикского (Славянского) университета, директор Информационно-ресурсного центра ООН М.М. Бабаджанова, о ресурсе русского языка для межнационального и межкультурного диалога в сфере образования - преподаватель Белорусского национального технического университета из г. Минска А.В. Ерошевич, о динамике языковых заимствований и их влиянии на языковую культуру -

Э m

« 5

Ш О 5

5 =

'S 5 5 ü ^ ф

доцент кафедры английского языка и цифровых образовательных технологий Института международного образования МПГУ Е.Г. Мешкова. Также в рамках работы круглого стола были представлены: исследование ареальных признаков структуры русской волшебной сказки профессором Имре Пачаи из Венгрии, анализ акустических характеристик в речи русскоязычных билингвов Германии преподавателем Белорусского национального технического университета Т.В. Лыпкань, а также необычный методический практикум «Рифмовать нельзя выучить: о принципах работы с русским глаголом в школе» координатора дипломной программы ГБОУ г. Москвы школа № 1306 - «Школа молодых политиков» К.С. Калининой.

Секция «Диалог в меняющемся мире: право на безопасность для всех» (модераторы - директор Центра ре-гионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества доцент кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» МПГУ М.А. Кривенькая и зам. директора ИСАА, зав. кафедрой ЮНЕСКО «Востоковедение и африканистика: современные методы изучения и преподавания» МГУ им. М.В. Ломоносова Д.М. Солодовник) аккумулировала вопросы обеспечения доступа к качественному образованию и социальной инклюзии в школе и обществе. Теоретическим введением в проблему стало выступление Д.М. Солодовник о мирном сосуществовании ценностных оснований межцивилизационного бытия, с учетом современных вызовов и сломов. Выступления следующих участников развивали сюжеты, связанные в целом с защитой прав и свобод человека, в том числе в области доступа к социальным благам: о проблеме социального исключения в контексте образования для всех говорила профессор кафедры русского языка РГПУ им. А.И. Герцена Л.А. Балясникова, о послед-

< <? S

!£ I tl

S g;

ствиях распространения «культуры отмены» в среде русских православных приходов в Европе - научный сотрудник Отдела русского народа Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ! ! А.И. Юренко.

Комплекс вопросов, связанных с защитой прав меньшинств, поднял в своем выступлении «Культурное наследие: меморабилия и местные воспоминания как фактор укрепления идентичности меньшинств» ст. научный сотрудник Центра социальных наук Института политических наук Венгерской академии наук проф. Ференц Боди. В развитие темы прозвучали выступления о гражданской грамотности как личностной цели образования методиста Калининградского областного института развития образования Д.Б. Буянского и этнокультурном просвещении через образовательный туризм доцента кафедры страноведения и международного туризма СПбГУ Я.С. Тестиной. Логичным итогом дискуссии стало выступление преподавателя истории из Джизакского государственного педагогического университета (Узбекистан) Н.И. Каримовой «Межкультурный диалог - гарантия стабильных отношений на Евразийском континенте», центральное место в котором уделено развитию связей по линии евразийского сотрудничества, в том числе в рамках ШОС.

Объемный теоретико-методологический анализ ситуации в мировом образовании в связи с задачами достижения целей устойчивого развития и, в частности, цели 4 по достижению качественного и всеохватного образования представила в своем ключевом докладе специальный гость семинара исполнительный директор группы Всемирного наследия (Франция) проф. М. Маропе. Она привела целый ряд статистических данных, которые служат доказательством того, что вызовы последних лет поставили под сомнение реаль-

Э m

« 5

Ш О 5

5 =

'S 5 5 ü ^ ф

ность достижения не только качественного общего образования, но и овладение навыками начальной школы, в первую очередь грамотности. В связи с этим, с точки зрения докладчика, необходим пересмотр сроков ЦУР, а также изменение методологического подхода с включением в него фактора изменения условий и многофакторности реальности, в первую очередь разноуровневость исходных позиций стран и регионов и неравномерность их развития, несмотря на многочисленные усилия ООН и ее специализированных организаций. Данный вывод ставит задачи по пересмотру основных параметров в общемировом масштабе, что неминуемо коснется конкретной работы педагогов на местах.

Секция «Учитель - просветитель - наставник: традиции и инновации в подготовке педагога будущего» объединила представителей педагогического сообщества из Республики Башкортостан, Саратовской области, Санкт-Петербурга, Москвы, Краснодарского края, а также Армении, Азербайджана, Республики Беларусь. Обмен опытом в этой секции (модераторы - зам. директора Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений факультета ре-гионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ Е.Ф. Теплова и зав. кафедрой политологии, истории, теории государства и права директор Башкирского института социальных технологий (филиал) «Академия труда и социальных отношений» Т.А. Нигматуллина) стал логическим продолжением состоявшейся дискуссии, переведя ее в область практических наработок школьных учителей и вузовских педагогов, их инновационных проектов в сфере образования и воспитания, в том числе привлекательных для молодых педагогов. В центре ее стояли вопросы, связанные с воспитательными педагогическими практиками, направленными на формирование у детей и молодежи компетенции

< <? S

!£ I tl

S g;

гражданственности, и с гражданским образованием. Направление работы секции задало выступление Т.А. Нигматуллиной о гражданском образовании как технологии формирования гуманистических ценного ! стей молодежи.

Уникальный опыт создания и функционирования педагогических классов новой волны представила преподаватель русского языка и литературы Сновской средней школы (Республика Беларусь) И.Р. Винник; о профориентации школьников через педагогическую практику студентов в цифровом городе рассказала зам. директора московской школы № 1306 - школа молодых политиков Е.В. Воронина. Обсуждались технологии формирования гуманистических ценностей молодежи с акцентом на технологии поликультурного образования: методист Академии последипломного образования из Минска А.А. Дроздова - о совершенствовании профессионального мастерства учителя иностранного языка и зав. кафедрой педагогики и психологии Ленинградского областного института развития образования И.В. Васютенкова - о развитии поликультурной компетентности как основы профессионализма педагога в современных социокультурных условиях. Роли наставничества в формировании личности старшеклассников был посвящен заочный доклад преподавателей Кубанского государственного технологического университета: доцента кафедры русского языка О.А. Гордиенко и преподавателя кафедры русского языка Е.А. Труновой. По мнению педагогов, обмен опытом был полезным и значимым, а представленный материал будет весьма полезен в их дальнейшей работе.

Обмену практическим опытом в сфере этнокультурного образования и просвещения была посвящена творческая мастерская для педагогов «Этнопедагогика и технологии поликультурного образования» (провела

Э m

« 5

Ш О 5

5 =

'S 5 5 ü ^ ф

доцент кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» МПГУ О.Н. Яшина), в которой был представлен опыт школьных учителей: как через проектную деятельность развивают межкультурную компетентность обучающихся рассказала учитель биологии и координатор проектной деятельности московской школы № 1306 -школа молодых политиков Ф.Ф. Байдильдинова, об экспериментальной работе лаборатории иностранных языков - учитель английского языка и заведующая лабораторией иностранной филологии школы «Гармония» г. Ижевска С.Р. Скакунова. Перекличкой взаимного опыта прозвучал мини-мастер-класс О.Н. Яшиной о методиках работы по этнокультурному просвещению, которые развивает факультет регионоведения и этнокультурного образования и кафедра ЮНЕСКО МПГУ. На занятиях творческой мастерской побывали и московские педагоги, сопровождающие школьников -участников молодежного форума «Москва многоликая и разноязычная», который прошел на полях международного семинара 9 декабря 2022 года.

В программу XIV международного семинара в этом году было также включено специальное мероприятие -Всероссийская научно-практическая конференция «Реализация особых образовательных потребностей детей-инофонов и детей иностранных граждан: региональный опыт, лучшие российские и мировые практики». Конференция была организована кафедрой ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» факультета регионове-дения и этнокультурного образования Института социально-гуманитарного образования под эгидой Министерства просвещения Российской Федерации, Федерального координационного ресурсного центра по психологической и социально-культурной адапта-

ч о i

I X 5У

X ^ Ü

< <? S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

!£ I tl

S g;

ции иностранных граждан и при поддержке Фонда президентских грантов.

Участниками всероссийской конференции стали более 100 участников из 27 субъектов Российской 11 Федерации - руководители образовательных организаций (дошкольных образовательных учреждений, школ, колледжей), педагоги и методисты, преподаватели вузов и представители органов управления образованием.

В приветственном слове руководитель Федерального координационного ресурсного центра по психологической и социально-культурной адаптации иностранных граждан Т.И. Сизова рассказала о реализации комплекса мер по социализации и адаптации иностранных граждан, подготовке центром методических, научно обоснованных материалов по данной проблематике, проработке возможностей финансовой поддержки образовательных организаций, обучающих значимое число детей с миграционной историей.

В докладе декана факультета регионоведения и этнокультурного образования, зам. директора Института социально-гуманитарного образования МПГУ, д-ра истор. наук Е.А. Омельченко была затронута тема адаптации и интеграции несовершеннолетних детей мигрантов на примере международного и российского опыта, отмечена актуальность темы межкультурной компетентности российских педагогов в условиях многонационального российского образовательного сообщества.

Подходам к формированию оценивания уровня владения русским языком в системе дошкольного и школьного образования было посвящено выступление руководителя одноименной научно-исследовательской программы д-ра истор. наук А.А. Шевцовой. Она отметила разницу между системой оценивания в рамках школьного образования и системой тестирования ино-

Э m

« 5

Ш О 5

5 =

'S 5 5 ü ^ ф

странных граждан на звание русского языка. Профессор поделилась результатами апробации диагностических материалов, учитывающих специфику русского языка не только как школьной дисциплины, но и как особой методики преподавания иностранцам.

Тему социально-культурной адаптации детей-инофо-нов продолжил профессор МПГУ О.Е. Хухлаев, презентовав психолого-педагогические методики выявления особых образовательных потребностей исследуемого контингента. По словам профессора, при отборе данных методик учитывался не только российский опыт, но и международный, а также вариативность оценки в зависимости от региона проживания детей-инофо-нов. На основе полученных данных с помощью вышеописанных методик выявления потребностей также проходит разработка модели образовательных организаций по социальной и языковой инклюзии. Так, доцент кафедры социальной педагогики и психологии МПГУ М.Ю. Чибисова обратила внимание, что успешная реализация возможна только при комплексном подходе в рамках урочной и внеурочной деятельности. Автор подробно рассказала об идее создания особых адаптационных классов для тех, чей уровень владения русским языком не позволяет обучаться в общеобразовательном классе.

Серию докладов из практического опыта адаптации и интеграции детей с миграционной историей в субъектах РФ открыло совместное вступление руководителя Департамента образования Надымского района ЯНАО О.Е. Рудаковой и директора МОУ «Средняя образовательная школа № 5» г. Надыма Т.У. Гаттаровой. Докладчики рассказали об организационно-управленческих подходах для решения проблемы языковой и социокультурной адаптации детей-ионофонов. В рамках действующей программы «Безопасный район» реализу-

< <? Й

ай х а»

* £

Э «

« 5

ш о

5 ^ ==

ются такие адаптационные мероприятия, как психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка с включением его в образовательный и воспитательный процессы. Также родители могут получить консуль-11 тативную помощь в одном из 16 специализированных центров. Директор школы познакомила слушателей с решением обозначенных проблем на уровне своего учебного заведения: организация специальных курсов по РКИ, обязательная работа с социальным педагогом и, если требуется, логопедом.

Со стихийным обучением инофонов сталкиваются не только городские школы, но и сельские. Так, директор средней школы деревни Кривское Боровского района Калужской области Е.М. Селезнева поделилась с педагогическим сообществом своим опытом использования современных методов и приемов языковой адаптации детей-инофонов. Она отметила необходимость использования специальных пособий по РКИ, учитывающих особенности начального образования. Данная школа реализует в младших классах инклюзивную модель обучения с помощью учебно-методического комплекса «Русский язык: от ступени к ступени», а в старших модульно-блочный подход с учетом уровня владения русским языком. Педагоги всячески поддерживают преемственность между только начавшими овладевать русским языком учениками и продвинутыми инофонами. Вторые для первых создают двуязычные словари, сопроводительные инструкции для педагогов на родном языке учащихся. В настоящее время на базе первых классов проходит пилотное обучение с применением нейропсихологических практик, целью которого является развитие когнитивных способностей учащихся в адаптивной среде.

Челябинскими педагогами была разработана модель социально-культурной адаптации детей-инофонов че-

рез гражданско-патриотическое воспитание. Один из авторов данной модели А.А. Сокулин, учитель истории и обществознания школы № 6 имени Зои Космодемьянской, рассказал, что целью «Кадетских игр» является создание единого социального пространства с вовлечением родителей детей-инофонов. В докладе директора школы № 53 г. Люберцы Т.П. Ивановой был представлен опыт социально-культурной адаптации через уроки технологии, где знакомятся с русскими ремеслами и участвуют в создании русских национальных костюмов. Патриотизм и гражданская ответственность таких детей воспитывается посредством вовлечения детей в российское движение школьников, волонтерскую деятельность.

В сообщении ректора Института развития образования Свердловской области С.Ю. Тренихиной вновь была затронута тема языковой адаптации детей-инофо-нов. Презентовав программу комплексной языковой диагностики детей-инофонов, созданную в стенах института, ректор подчеркнула важность построения индивидуального образовательного маршрута для обучающихся, а также важность корректировки существующих учебных программ для общеобразовательных школ. О специфике социокультурной адаптации в рамках профессионального образования рассказала директор Свердловского областного медицинского колледжа И.А. Левина. Комплексная работа по воспитанию межкультурной компетенции пронизывает собой все мероприятия, проводимые в колледже как на российском, так и на международном уровне.

Социализации школьников-инофонов средствами музейной и театральной педагогики был посвящен совместный доклад учителей из школы № 28 г. Томска. Созданный на базе школы этнографический центр-музей «Русская изба» стал настоящим методическим

< <? Й

ай х а»

* £

Э «

« 5

ш о

5 ^ ==

центром, который совместно с учителями разрабатывает методики социализации детей через культурное наследие. Педагоги томской школы Е.А. Земская и И.А. Павлова представили участникам конференции 11 фрагмент сказки «Колобок» как своего рода итог кропотливой работы с детьми.

Примером мягкой и плавной социально-языковой адаптации детей-инофонов поделился директор школы № 130 г. Омска С.А. Субботин. Он рассказал о положительных результатах создания особого графика посещения школы для тех, кто не знает русского языка. После полугодовой специализированной подготовки ребенок адаптируется и начинает посещать общеобразовательные классы. Отрадно, что школа не ограничивает ребенка взаимодействием только с русской культурой, но и всячески поддерживает общение с представителями родной культуры, чтобы ребенок стал полноценной в культурном плане билингвальной личностью.

Участникам конференции было интересно взглянуть на международный практический опыт по работе с мигрантами. Французским опытом поиска адаптационного пути поделилась К.О. Артемова, учитель английского языка из московской школы № 1306. В своем докладе она указала на важность овладения языком принимающей стороны на высоком уровне, позволяющем избежать дискриминации со стороны местного населения.

Практическую часть докладов и мастер-классов открыло выступление Н.Л. Смирновой, доцента Института развития образования Свердловской области. На примере одного урока из УМК «Русский язык: от ступени к ступени» была показана возможность введения коммуникативных заданий уже на азбучном этапе изучения русского языка. Работа по грамматической модели является основой для формирования как языковых, так и коммуникативных навыков изучающего ино-

странный язык. Об этом рассказала один из авторов УМК «Русский язык: от ступени к ступени» Л.В. Кос-тылева. Участники конференции познакомились с разнообразием приемов и методов работы с грамматическими моделями и речевыми образцами.

Программа семинара этого года возродила традицию участия в мероприятии молодежи: 9 декабря на полях семинара прошел Молодежный просветительский форум «Москва многоликая и разноязычная», который собрал на творческих мастер-классах и дискуссионных площадках в университетских аудиториях студентов и московских школьников, а в онлайн режиме - обучающихся из других российских регионов.

Участие в форуме в очном и дистанционном формате приняли педагоги и обучающиеся из девяти московских школ: ГБОУ города Москвы № 46, 56, 2120, 2025, 1529 имени А.С. Грибоедова, 1583 имени К.А. Керимова, 1252 имени Сервантеса, лицея №№ 1501 и школы имени Н.М. Карамзина, а также нескольких образовательных организаций пяти регионов РФ. Всего на форум зарегистрировались более 300 человек.

После открытия форума в МПГУ для очных участников из Москвы прошли две творческие мастерские. В рамках открытой культурологической лаборатории «Буквы PRO: краткий курс леттеринга» под руководством профессора кафедры культурологии ИСГО, пробелы д-ра истор. наук, члена Союза художников России А.А. Шевцовой ребята осваивали мастерство креативной каллиграфии. Участники вместе с лектором погрузились в дебри типографики и шрифтов, узнали, в чем особенность акцентов и для чего нужны засечки. По итогам творческой мастерской школьники смогли создать собственную неповторимую графическую композицию на новогоднюю тему. Родители учеников также с удовольствием приняли участие в мастерской.

< <? S

!£ I tl

S g;

Параллельно основная часть очных участников форума - девятиклассники из школ № 2120 и 1583 стали работать в творческой мастерской «ЭТНОграфика: визуальные образы стран и народов». Ребята поделились |I на две команды и получили задание изобразить на флипчартах визуальные образы-ассоциации с тремя зарубежными странами, которые участники выбирали сами, а также Россией. К визуальным образам можно было добавлять и вербальные выражения. Задание чрезвычайно увлекло участников - ребята вспоминали собственные путешествия, любимые места, достопримечательности, блюда и традиции разных народов и даже этнические анекдоты. Мастерская прошла в творческой, веселой и оживленной обстановке. Результатом стали плакаты с визуальными образами культуры и жителей Южной Кореи, Японии, Испании, Франции, Италии, Объединенных Арабских Эмиратов и Российской Федерации. Эту творческую мастерскую провели для ребят сотрудники факультета регионоведе-ния и этнокультурного образования Ф.Ф. Башкирцева, А.А. Бурова и С.П. Овакимьян.

Школьники и студенты также приняли участие в полезном разговоре на двух дискуссионных площадках форума. Модератор первой дискуссионной площадки «Этнические стереотипы и взаимодействие культур» -директор Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества МПГУ доцент кафедры ЮНЕСКО канд. филол. наук М.А. Кривенькая рассказала ребятам о стереотипах - для чего они необходимы человеку и как рождаются в сознании, как формируются, бытуют в обществе, чем полезны и вредны. Затем каждая мини-группа представила плакат с образами стран и народов - результатом работы в творческой мастерской. Модератор Е.О. Хабенская, канд. истор. наук ведущий сотрудник Центра регионоведения и гумани-

Э m

« 5

Ш О 5

5 =

'S 5 5 ü ^ ф

тарно-образовательного сотрудничества ИСГО МПГУ, вместе с педагогами помогла школьникам в аудитории и на экране обсудить получившиеся коллективные ви-зиотипы стран и народов. Потом на этих примерах уже в более широком контексте все вместе, ребята, их родители и педагоги, поговорили об этностереотипах в индивидуальном и коллективном сознании.

На второй дискуссионной площадке «QR-code москвича: личность и город» участники форума под руководством ведущей - доцента кафедры культурологии ИСГО МПГУ А.Ю. Орловой порассуждали об этническом и культурном разнообразии столичного мегаполиса, об образе и самоидентификации типичного жителя Москвы, о мифах и реальностях городского пространства. Затронули и тему субкультурного обособления, которое помогает многим жителям мегаполиса сохранить свою культурную идентичность в условиях мегапространства многонаселенного города.

Дискуссию по темам, которые предложили школьникам организаторы форума, можно будет продолжить в ходе культурно-просветительского лектория и проектной деятельности по этнокультурной тематике, которые сотрудники факультета регионоведения и этнокультурного образования и кафедры ЮНЕСКО МПГУ курируют при поддержке правительства Москвы.

Заключительная сессия семинара подвела итог двухдневной работы более 100 руководителей и специалистов из образовательных организаций общего, профессионального, высшего и дополнительного образования 15 регионов РФ и десяти зарубежных стран, а также представителей международного экспертного и академического сообщества. На международной площадке обмена опытом по вопросам роли науки, культуры и образования в контексте вызовов последних трех лет были освещены темы, которыми прицельно занима-

ются сотрудники факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ и кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов». Отзывы участников семинара подтверждают востребованность этой работы, результаты которой проходят ежегодную оценку | партнеров в ходе традиционного семинара. Организаторы надеются, что широкий спектр вопросов, определивший проблемное поле семинара этого года, получит развитие в публикациях участников, а также в разработке рекомендаций по его итогам, которые будут представлены на обсуждение.

с ° £

* £

сь Е

==а *

Э «

« 5

СИ о 5

3 !" =т

Выводы и рекомендации по итогам XIV международного научно-практического семинара из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество» (8-9 декабря 2022 г., МПГУ)

1. Образование является всеобщим и всеохватным ресурсом для преодоления кризисов и поступательного развития мирового сообщества, в том числе в ответ на вызовы, с которыми столкнулся мир в 2020— 2022 годах.

2. В условиях фрагментации участников образовательного процесса возрастает роль университетов и межуниверситетского сотрудничества, интеграции усилий образовательных организаций разного уровня, тесного сотрудничества в формате «школа - вуз», объединение усилий власти и гражданского общества в преодолении вызовов времени.

3. Заслуживает внимания и трансляции опыт зарубежных стран и российских регионов, связанный с обеспечением равных прав и доступа к образованию в условиях кризиса и социальной нестабильности, особенно для уязвимых категорий обучающихся,

в том числе для детей из семей международных мигрантов и этнических меньшинств. Особое внимание в этой связи имеет защита прав на использование русского языка и получение образования на русском языке.

4. Особое внимание необходимо уделять развитию программ поддержки молодежи, ориентированной на получение профессии учителя, в том числе учителя русского языка или учителя-предметника, преподающего на русском языке. Предлагается обратить особое внимание на расширение возможностей получения профессионального образования, развитие форм постдипломного образования, повышения квалификации, участие в международных профессиональных конгрессных мероприятиях, приобщение к профессиональной среде.

5. Фиксируется запрос на расширение форматов повышения квалификации педагогических кадров в системе образования на русском языке в зарубежных странах. Причем, помимо продвижения программ дистанционного обучения, необходима поддержка очных программ, нацеленных как на работу с профессиональными компетенциями учителей, так и на погружение в культурную среду, приобщение к культурным, национальным ценностям России.

6. Необходима постоянная работа над совершенствованием системы подготовки педагогических кадров по вопросам обучения и воспитания детей в условиях экономических, социальных и политических вызовов современного мира. Особое значение имеет интеграция поликультурной составляющей в содержание образования, формирования межкультурной компетентности и этнологического просвещения всех участников образовательного процесса.

< 9 £

3 ш

« 5

ш о

5 ^ ==

7. В текущей работе по включению элементов межкультурного образования в учебную и воспитательную деятельность следует стремиться гармонизировать вопросы формирования у обучающихся этнокультур-г 11 ной и общегражданской идентичности, как это пред-« | | усмотрено стратегией государственной националь-е | ной политики РФ до 2025 года и международными

нормативными документами. 1 ■= | 8. Особого внимания в сфере межкультурного образования требуют вопросы адаптации и интеграции детей из семей международных мигрантов средствами образования. Важно осуществлять профильную подготовку, переподготовку, повышение квалификации будущих и действующих педагогов, работающих в поликультурной среде, совершенствовать межкультурную компетенцию всех участников образовательного процесса. 9. Особое внимание уделять межсекторальной работе по развитию и реализации программ поддержки русского языка как государственного, языка межнационального общения в национальных регионах РФ, способствовать продвижению русского языка и образования на русском языке за рубежом, в том числе через всестороннюю подготовку педагогических кадров, готовых к работе в вузах ближнего и дальнего зарубежья.

10. Практики, представленные участниками семинара из субъектов РФ и зарубежных стран, доказывают необходимость активного использования современных медиаресурсов, исследования отношений между медиаграмотностью и цифровыми навыками, внимания к поведению молодежи в цифровой среде, предупреждению интернет-зависимости и асоциализа-ции «цифровых аборигенов». Особое внимание

следует уделять в этой связи сочетанию очных и дистантных форм обучения, преемственности образовательного процесса, осуществляемого в разных форматах.

11. Этнокультурное просвещение подрастающего поколения средствами искусства, художественной литературы, этнографического туризма, использование музейной педагогики в образовательном процессе способствуют повышению интереса молодежи к этнокультурному разнообразию России и мира, к углубленному изучению цивилизационного наследия народов, к формированию гуманитарного сознания на основе признания ценности культурного и природного наследия человечества.

12. Для успешного решения задач в области поликультурного образования чрезвычайно важно развивать межвузовское, междисциплинарное и межсекторальное сотрудничество, в том числе в процессе подготовки учителя будущего. В связи с этим рекомендовано продолжить практику партнерского взаимодействия в научно-педагогической сфере и запланировать проведение очередного ежегодного семинара из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество» в конце 2023 года.

13. Содействовать признанию важности цикла международных научно-практических семинаров «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество» как платформы для обмена мнениями и опытом по всем вопросам, связанным с современными вызовами образованию, входящим в компетенцию ЮНЕСКО, а также их вкладу в реализацию глобальной инициативы ЮНЕСКО «Будущее образования - новый социальный договор в интересах образования».

Yury Goryachev,

Ph.D. in History, Scientific supervisor of the UNESCO Chair on International education and the integration of migrants of the Moscow Pedagogical State University, Scientific editor of the almanac "Ethnodialogues", unescochair-gor@yandex.ru

Vladimir Zakharov,

Leading specialist, Faculty of Regional Studies and Ethnocultural Education, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University, vfzakharov@mail.ru

Marina Krivenkaya,

Ph.D. in Philology, Associate Professor, the UNESCO Chair on International

education and the integration of migrants; Director of the Centre

for Regional Studies and Humanitarian-Educational Cooperation,

Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University

(Moscow), ma.krivenkaya@mpgu.su

Elena Omelchenko,

Doctor of History, Acting Dean, Faculty of Regional Studies and Ethnocultural Education; Deputy Director, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University (Moscow), etno1@dol.ru

Irina Vlasenko,

Specialist in educational and methodical work, Faculty of Regional Studies and Ethnocultural Education, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University (Moscow), ia.vlasenko@mpgu.su

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Anna Shevtsova,

Doctor of History, Deputy Dean, Faculty of Regional Studies and Ethnocultural Education; Professor, Department of Cultural Studies, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University (Moscow), ash@inbox.ru

Anna Orlova,

Ph.D. in History, Associate Professor, Department of Cultural Studies;

Leading specialist, Faculty of Regional and Ethnocultural Education,

Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University;

Executive Secretary of the International Pedagogical Society in Support of the Russian

Language (Moscow), ugodnikova@mail.ru

Elena Teplova,

Ph.D. in History, Deputy Director, the Center for Historical and Cultural Studies of Religion and Inter-civilization Relations; Associate Professor, Department of Cultural Studies, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University (Moscow), tef-mioo@mail.ru

Alister Orlov,

Leading specialist, Faculty of Regional Studies and Ethnocultural Education, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University (Moscow), alisterorlov@gmail.com

Olga Yashina,

Ph.D. in History, Associate Professor, the UNESCO Chair on International education and the integration of migrants, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University (Moscow),yashinaon@mail.ru

Following the 14th International Scientific and Practical Seminar of the Cycle "Dialogue of Civilizations and Intercultural Cooperation"

In December 8-9, 2022, the 14th International Seminar of the cycle "Dialogue of Civilizations and Intercultural Cooperation" was held in hybrid format at the Moscow Pedagogical State University as part of the events dedicated to the 150th anniversary of the MPGU.

This year, the seminar was attended by over 100 representatives of educational authorities and educational institutions of general, professional, higher and vocation education from 15 regions of Russia and 10 foreign countries, including CIS countries (Armenia, Azerbaijan, Belarus, Tajikistan, Uzbekistan), Hungary, France, India, Israel. Among the active participants were representatives from public organizations, scholars, experts, teachers, heads -members of the International Pedagogical Society in Support of the Russian language and a number of partner organizations interested in the development of cultural and educational cooperation and the discussion of joint projects in Russian language education. Here we offer our readers a number of presentations made at the seminar.

Keywords: international education; UNITWIN; UNESCO Chairs; children whose native language is not Russian; policultural education; ethnopedagogics; adaptation of children from migrants' families; Russian as Foreign Language; quality of education; culture of interethnic communication; intercultural communication; right to education; teachers' mission; Russian language support; ethno-cultural education; humanization of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.