Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО В ПОДДЕРЖКУ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЯ'

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО В ПОДДЕРЖКУ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО В ПОДДЕРЖКУ РУССКОГО ЯЗЫКА / РУССКИЙ ЯЗЫК ЗА РУБЕЖОМ / ПЕДАГОГИ РУССКОГО МИРА / РОССИЙСКИЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ / ОБРАЗОВАНИЕ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ / МИССИЯ УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлова Анна Юрьевна

Характеризуется роль Международного педагогического общества в поддержку русского языка (МПО) как площадки для международного и межрегионального сотрудничества, для генерации новых проектов и важного аналитического и организационного ресурса международных и региональных мероприятий по развитию образования на русском языке. Подчеркивается, что деятельность МПО опирается на опыт практических работников образования различных стран, их знание реальной общественно-политической и культурно-языковой ситуации в этих странах и регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орлова Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL PEDAGOGICAL SOCIETY IN SUPPORT OF THE RUSSIAN LANGUAGE AS A RESOURCE FOR PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS

The role of the International Pedagogical Society in Support of the Russian Language as a platform for international and inter-regional collaboration, for generating new projects, and as an important analytical and organizational resource for international and regional events on the development of the Russian language education is described. The author emphasizes that the society's activities are based on the experience of educators from different countries, their knowledge of real socio-political, cultural, andlinguistic situation in countries and regions.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО В ПОДДЕРЖКУ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЯ»

Анна Орлова

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 001:10.37492/ЕТМ0.2022.67.1.002

Международное педагогическое общество в поддержку русского языка как ресурс развития личного и профессионального потенциала учителя

Характеризуется роль Международного педагогического общества в поддержку русского языка (МПО) как площадки для международного и межрегионального сотрудничества, для генерации новых проектов и важного аналитического и организационного ресурса международных и региональных мероприятий по развитию образования на русском языке. Подчеркивается, что деятельность МПО опирается на опыт практических работников образования различных стран, их знание реальной общественно-политической и культурно-языковой ситуации в этих странах и регионах.

Ключевые слова: Международное педагогическое общество в поддержку русского языка, русский язык за рубежом, педагоги русского мира, российские соотечественники, образование на русском языке, миссия учителя.

В конце 1990-х - начале 2000-х гг. московское правительство под руководством Юрия Михайловича Лужкова активно развивало программы международного образовательного сотрудничества. В фокусе внимания находились зарубежные школы, где преподавание велось на русском языке, русские школы дополнительного образования, школы, где русский язык изучался как иностранный. В Москве была разработана обширная программа реализации гуманитарных образовательных проектов, которая имела московское финансирование и была направлена не только на поддержку соотечественников, но и в целом предполагала вовлечение учителей русского языка,

Орлова Анна Юрьевна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии, ведущий специалист факультета регионоведения и этнокультурного образования, Институт социально-гуманитарного образовния Московского педагогического государственного университета, ответственный секретарь Международного педагогического общества в поддержку русского языка (Москва), ugodnikova@mail.ru

5 £ 3 £

? к

X ж

РКИ, предметников, обучающих на русском языке, ву-| I, зовских преподавателей-русистов, представителей об-| | щественных организаций, деятельность которых так |; | или иначе была связана с поддержкой русского языка. | = Реализацией этой программы занималась кафедра

11 ЮНЕСКО Московского института открытого образова-2 | ния во главе с Юрием Алексеевичем Горячевым. £ а На протяжении многих лет поводились регулярные в | (дважды в год) совещания руководителей учреждений § | образования с обучением школьников и студентов || на русском языке, форумы пушкинских школ (раз в два года), курсы повышения квалификации учителей зарубежных школ, детские и молодежные конкурсы. Одним из самых значимых проектов этого периода стала меж-| дународная летняя школа русского языка «Московия» (для старшеклассников - победителей олимпиад и творческих конкурсов).

Активная работа с соотечественниками, необходимость налаживания партнерских отношений с образовательными организациями и отдельными специалистами выявила очевидную потребность в профильной международной общественной организации, объединяющей специалистов из разных образовательных сфер.

Решение о создании такой организации - Международного педагогического общества в поддержку русского языка (МПО) было принято 26 марта 2004 г. в Москве по инициативе международного совещания директоров школ с преподаванием на русском языке. Участники учредительной конференции приняли Устав Общества и избрали его координационный совет. Высший орган Общества - Международная конференция, которая проводится один раз в два года. Позже было принято решение о создании экспертного совета Общества, работа которого включает консультативно-методическую поддержку проектов МПО.

Поскольку Общество не стало юридическим лицом, было принято решение сформировать секретариат, своеобразное организационное представительство, на базе Центра содействия межнациональному образованию «Этносфера» [5].

Основные направления деятельности МПО:

• повышение эффективности взаимодействия и делового сотрудничества образовательных учреждений с изучением русского языка и с преподаванием на русском языке;

• обмен опытом учебно-методической работы по изучению русского языка с использованием современных информационных и образовательных технологий;

• содействие полноценному функционированию русского языка в учебном процессе;

• поддержка молодых специалистов в сфере образования на русском языке;

• взаимная поддержка российских соотечественников за рубежом средствами образования и культуры, использования инновационного опыта научных и образовательных учреждений Москвы, регионов России и зарубежных стран в области методики и практики изучения русского языка и русской культуры;

• содействие формированию «вертикальных» связей для развития системы непрерывного образования на русском языке: дошкольное образование - школьное основное и дополнительное образование -профессиональное образование - повышение квалификации;

• совершенствование методики и форм повышения квалификации педагогов-русистов и педагогов-пред-метников, преподающих на русском языке;

s ё з £

*

? к

I &

X ж

• содействие развитию международных сетевых пло-| I, щадок для регулярного обмена методическим

§ £ опытом.

I С 2005 г. Международное педагогическое общество

стало коллективным членом Международного совета российских соотечественников (МСРС), а с 2008 г. -Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ).

С приходом в 2010 г. нового мэра - Сергея Семеновича Собянина - меняется и общая политика московского правительства в отношении реализации программ по развитию международного сотрудничества в сфере образования на русском языке. В целом очевидна общая установка на сокращение регионального | участия в этой сфере. Начиная с 2017 г. профессорско-преподавательский коллектив кафедры ЮНЕСКО перешел в университет федерального подчинения -Московский педагогический государственный университет (МПГУ) и, соответственно, многие проекты МПО получили свое развитие и реализацию уже во взаимодействии с МПГУ.

На сегодняшний день в Общество входят учреждения образования, общественные организации и индивидуальные члены из 52 стран Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки, Австралии. Многие активные члены Общества сформировали свои партнерские организации, которые уже в качестве коллективных членов вошли в МПО. Так, например, Международный педагогический клуб [3] был создан руководителем Всеукраинской общественной организации «Русская школа» Александром Николаевичем Кондряковым и директором Государственного учреждения образования средняя школа № 70 г. Минска имени Л.Н. Гуртьева Евгенией Вениаминовной Рудовой. Марина Анатольевна Бурд, член координационного со-

вета МПО, стала одним из учредителей и председателем профессионального объединения педагогов в поддержку многоязычного образования VIA LIGHT Association [2].

За последние годы формат работы общества изменился. В 2018 г. конференция МПО прошла в г. Баку (Азербайджан) при финансовой и организационной поддержке Центра «Этносфера» и руководства Русской общины Азербайджана. В 2020 г. на общем заседании координационного и экспертного совета в онлайн-ре-жиме было принято решение перенести конференцию на 2021 г. с учетом возможного снятия карантинных мер.

9-10 декабря 2021 г. конференция МПО стала частью XIII международного научно-практического семинара из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество», организуемого Московским педагогическим государственным университетом, и прошла в формате круглого стола «Образование на русском языке в мире» и секционного заседания «Международное пространство русской школы». Участники из стран СНГ, европейских государств, Египта, Турции, Афганистана, Индонезии, Австралии, Бразилии, Канады рассказали об актуальной ситуации с преподаванием русского языка и обучением на русском языке, поделились учебно-методическими новинками, обозначили стратегии развития русскоязычного образования в своих странах. Конференция завершилась утверждением нового состава координационного и экспертного совета. В координационный совет Общества вошли представители Азербайджана, Белоруссии, Болгарии, Германии, Казахстана, Латвии, Молдавии, России, Сербии и Эстонии. В экспертном совете МПО есть также представители Египта, Италии, Канады, Польши, США, Узбекистана, Финляндии; введены новые члены

56

■х к

ш х

С I-

<и £

I а ||

5. &

X ж

|| от Индии и Турции. Было также принято решение про-| I, должить сотрудничество с Центром содействия межна-| | циональному образованию «Этносфера», выполняю-|; | щим функции исполнительного секретариата Общества на срок 2022-2023 годов.

Выступления и дискуссии в ходе конференции показали высокую заинтересованность ее участников в дальнейшем развитии международного сотрудничества в рамках деятельности МПО. Наиболее актуальными отмечены следующие направления деятельности:

• Внедрение инновационных методов поддержки русских школ, подготовки и повышения квалификации преподавателей русского языка и учителей-предмет-ников на русском языке в зарубежных школах в условиях цифровизации.

• Более активное использование в работе Общества современных средств коммуникации, социальные сети, интернет-ресурсы.

• Активизация взаимодействия с региональными профессиональными организациями, объединяющими педагогическое сообщество русской школы.

• Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров в системах образования на русском языке в зарубежных странах.

• Учет положений европейских культурно-образовательных программ при разработке коллективных проектов, реализуемых в данном регионе членами МПО.

• Развитие программ поддержки молодежи, ориентированной на получение профессии; молодых учителей.

В целом участники отметили, что в современной общественно-политической ситуации гуманитарное сотрудничество становится особенно значимым.

Реализация совместных образовательных, культурных проектов очевидно смягчает ситуацию, поддерживает русскоязычное сообщество в целом.

Помимо непосредственно конференций Общества, МПО активно участвует в организации международных и региональных мероприятий по продвижению образования на русском языке, организуемых в Москве и за рубежом. Деловые встречи, круглые столы, дискуссионные площадки, форумы прошли в Варне, Вашингтоне, Кишиневе, Минске, Белграде, Берлине, Вене, Риге, Софии, Баку и т. д. Многие из них состоялись при поддержке Россотрудничества, фонда «Русский мир», Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом.

В 2020-2021 гг. центр «Этносфера» совместно с МПГУ инициировал проект «Русский мир: миссия учителя» [4]. В основу легла идея записать онлайн-ин-тервью со знаковыми представителями русского мира, которые на протяжении многих лет являются самыми активными деятелями МПО. Причем в разговоре речь шла не только о профессиональной сфере деятельности наших участников, но и о личных судьбах, семейных историях, связях с русским языком и русским миром. Среди участников проекта: Олег Андреевич Бабенко, руководитель Ассоциации работников славянских учреждений образования Республики Молдова, ректор Славянского университета Республики Молдова (Кишинев), Елена Васильевна Матьякубова1, председатель координационного совета МПО, председатель Латвийского общества русской культуры, директор частной школы «Сигма» (Рига), Марина Анатольевна

1 Читайте интервью с Е.В. Матьякубовой в этом выпуске альманаха.

*

с[ к

i 8.

X ж

I I Бурд, исполнительный директор Общества русскоязыч-| ных родителей и педагогов города Берлина МИТРА

| | (Берлин), профессор Университета «Азербайджан» Асиф Абассович Гаджиев (Баку), руководитель Всеукраинской общественной организации «Русская школа» Александр Николаевич Кондряков, директор средней школы № 70 г. Минска имени Л.Н. Гуртьева Евгения Вениаминовна Рудова [1] и многие другие.

Важные проекты, традиционно реализуемые при поддержке МПО, - форум молодых педагогов и классных руководителей «Современная школа - пространство становления личности», международные зимние школы русского языка и культуры «Россия в мире: моло-& дежный взгляд», стажировки для студентов и препода-S. вателей зарубежных вузов на базе МПГУ.

Итак, отметим наиболее важные моменты в работе МПО:

• Деятельность Общества опирается на опыт практических работников образования различных стран, их знание реальной общественно-политической и культурно-языковой ситуации в этих странах и регионах.

• Общество - важный ресурс при подготовке экспертных, аналитических материалов, отражающих актуальную ситуацию с русским языком и образованием на русском языке в разных регионах и странах.

• Общество - важный ресурс при организации международных и региональных мероприятий по развитию образования на русском языке.

• Общество само является площадкой для международного и межрегионального сотрудничества, для генерации новых проектов.

Адрес: 109004, Москва, Земляной Вал, 64, стр. 2, оф. 409 / Moscow, Zemlyanoy val, 64, p. 2, of. 409.

Тел.: +7 (916) 652-22-50. e-mail: mail@etnosfera.ru; etnol@dol.ru; ugodnikova@mail.ru

Организационно-правовая форма организации: общественная организация.

Состав руководящих органов: конференция МПО; координационный совет МПО; экспертно-консульта-тивный совет МПО

Председатель координационного совета МПО: Матьякубова Елена Васильевна, председатель Латвийского общества русской культуры, директор частной школы «Сигма», г. Рига

Контактное лицо: Орлова Анна Юрьевна, ответственный секретарь МПО, ведущий специалист Центра историко-культурных исследований религии и межци-вилизационных отношений, доцент кафедры культурологии ИСГО МПГУ, г. Москва, Российская Федерация; ugodnikova@mail.ru

Литература:

1. Горячев Ю.А. Почему учителю важно оказаться интереснее гугла и как сохранить интерес к русскому языку у жителей славянских стран: интервью с Евгенией Рудовой и Александром Кондряковым / Ю.А. Горячев, Е.А. Омельченко, М.А. Кривень-кая,А.Ю. Орлова//Этнодиалоги: научно-информационный альманах. 2021. № 03-04 (65-66). С. 55-78.

2. Европейский проект VIA LIGHT по поддержке билингвального воспитания и образования // European project VIA LIGHT. Language for Integration and Global Human Tolerance. URL: http://vialight.eu/index.html (дата обращения: 04.02.2022)

3. Международный педагогический клуб. URL: http://mpk.org.ua/ (дата обращения: 04.02.2022)

4. Русский мир: миссия учителя // МПГУ: официальный сайт. URL: http://mpgu.su/ russkij-mir-missija-uchitelja/ (дата обращения: 04.02.2022)

5. Центр содействия межнациональному образованию «Этносфера». URL: https:// etnosfera.ru/ (дата обращения: 04.02.2022)

Anna Orlova,

PhD in History, Assoa'ate Professor at the Department of Cultural Studies, Leading specialist of the Faculty of Regional Studies and Ethnocultural Education, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University, Executive Secretary of the International Pedagogical Society in Support of the Russian Language (Moscow), ugodnikova@mail.ru

International Pedagogical Society in Support of the Russian Language as a resource for personal and professional development of teachers

The role of the International Pedagogical Society in Support of the Russian Language as a platform for international and inter-regional collaboration, for generating new project^ and as an important analytical and organizational resource for international and regional events on the development of the Russian language education is described. The author emphasizes that the society's activities are based on the experience of educators from different countries, their knowledge of real socio-political, cultural, andlinguistic situation in countries and regions.

Keywords: International Pedagogical Society in Support of the Russian Language, Russian language abroad educators of the Russian World Russian compatriots, Russian language education, teachers' mission.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.