Научная статья на тему 'Изучение русского языка в Испании'

Изучение русского языка в Испании Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
350
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ / РУССКИЙ ЯЗЫК В МИРЕ / СТАТУС РУССКОГО ЯЗЫКА / ОБРАЗОВАНИЕ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / РУССКАЯ ШКОЛА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение русского языка в Испании»

Русский язык в мире: выдержки из выступлений

18-19 октября 2016 года в Москве прошла VII Конференция Международного педагогического общества в поддержку русского языка, в которой приняли участие руководители и педагоги «русских школ» и образовательных центров организаций российских соотечественников, представители органов управления образованием из 45 стран Европы, Азии, Африки, Австралии и Северной Америки. Мероприятия конференции были организованы при поддержке Правительства Москвы, Департамента образования города Москвы, Московского института открытого образования, Центра гуманитарного и делового сотрудничества с соотечественниками за рубежом - «Московский дом соотечественника» и Дома русского зарубежья им. Александра Солженицына.

Выступления на пленарных встречах и тематических дискуссиях раскрывали проблематику развития образования на русском языке в мире: «Русский мир и образование на русском языке в условиях глобальных вызовов», «Славянские университеты как центры развития образования на русском языке», «Русская школа» за рубежом: современный этап и перспективы развития», «Формирование мотивации к познанию России, ее культуры и истории в молодежной среде», «подготовка молодых специалистов в сфере русскоязычного образования» и т. д.

В данном разделе мы публикуем статьи и фрагменты выступлений участников конференции.

Обзор подготовлен Анной Юрьевной Орловой, кандидатом исторических наук, ответственным секретарем Международного педагогического общества в поддержку русского языка, доцентом кафедры культурологии МПГУ, ugodnikova@mail.ru

Ключевые слова: российские соотечественники, русский язык в мире, статус русского языка, образование на русском языке, русский язык как иностранный, русская школа

Наталья Лоскутова,

президент ассоциации «Радуга», директор русской школы дополнительного образования (Барселона, Королевство Испания)

Изучение русского языка в Испании

Русский язык в Испании изучается на разных уровнях: в университетах, в частных и государственных языковых школах. К сожалению, в последние годы общий интерес к русскому языку у испанцев снизился. И это несмотря на то, что растет количество детей

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО В ПОДДЕРЖКУ РУССКОГО ЯЗЫКА

и подростков, изучающих русский как второй родной, русский как иностранный в школах при организациях соотечественников.

Русские школы в Испании - явление довольно молодое. Это связано с особенностями русскоязычной диаспоры, активный рост которой начался всего 15 лет назад. В начале 2000-х годов был создан ряд общественных объединений соотечественников, основная цель которых направлена на сохранение русского языка и культуры. На данный момент в Испании действуют более сорока центров, где детям преподается русский язык. Самые крупные школы находятся в Барселоне, Тарра-гоне, Мадриде, Валенсии, Аликанте. Несколько лет назад была создана Федерация центров русского языка Испании (объединившая более 20 активных школ), при поддержке которой реализуются всевозможные культурно-образовательные проекты, в том числе ежегодный Фестиваль детского и юношеского творчества «Россия глазами детей мира».

Большинство центров занимается по субботам или, реже, воскресеньям. Это связано с расписанием испанских школ, где дети занимаются до 17.00. Поэтому при организации учебного процесса мы учитываем фактор лимитированного количества учебных часов.

Практически все школы находятся на самофинансировании, поэтому зависят от взносов родителей, количества учеников, финансовых возможностей ассоциации или общественного объединения, при котором работает школа. В Испании существует система грантов для общественных объединений. Некоторые ассоциации получают небольшие суммы на организацию крупных мероприятий. Однако основные расходы на содержание школ лежат на родителях.

Основной контингент наших школ можно разделить на три группы: дети из полностью русскоязычных

семей; дети из так называемых смешанных семей; усыновленные дети из России.

Больший процент всех учеников составляют дети от смешанных браков, когда только один родитель в семье говорит по-русски. При работе с такими детьми использовать российские программы и учебники практически невозможно. Мы обращаемся к современным исследованиям по билингвизму и методикам преподавания русского языка как одного из родных. Учителя нуждаются в постоянном повышении квалификации. Мы стараемся активно участвовать в семинарах и вебина-рах, организуемых в России и в Европе по теме билингвизма, а также сами проводим подобные мероприятия, приглашая лучших методистов.

В Испании широко распространено усыновление детей из России. Родители в таких семьях зачастую хотят, чтобы их дети не теряли связь со своими корнями и учили русский язык. К сожалению, усыновленные дети, если с ними не заниматься, забывают русский язык буквально через несколько месяцев пребывания в новой стране. Поэтому, как правило, преподавание русского языка для усыновленных детей организуется по методикам РКИ.

Одной из главных задач нашей работы является поддержка и развитие мотивации к изучению русского языка. Находясь далеко от России сделать это не так просто. Конечно, большую роль в создании интереса к учебе играют методики и учебники, по которым мы занимаемся с детьми. Особенно успешна методика Ольги Соболевой, а также разработки из серии «Дети мира», созданные под руководством Екатерины Кудрявцевой (Календарь-Портфолио билингва, Сказко-тека, Игротека и т. д.).

Важнейшим фактором, формирующим интерес к изучению языка, является вовлечение учеников

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО В ПОДДЕРЖКУ РУССКОГО ЯЗЫКА

в проектную, исследовательскую и творческую деятельность. Мы стараемся, чтобы русский язык стал не только объектом изучения, а языком, на котором дети познают что-то новое. В течение учебного года в школах обязательно проводятся различные мероприятия, связанные с русской культурой и историей, -концерты, выставки, традиционные праздники, тематические уроки, встречи с интересными людьми, фестивали и многое другое. Очень помогает участие в международных конкурсах, викторинах, инициируемых Россотрудничеством, правительствами Москвы и Санкт-Петербурга.

Одним из самых успешных проектов мы считаем организацию на территории Испании международных юношеских смен, где языком общения является русский язык. Две таких смены уже были организованы совместно с центром «Этносфера», мы надеемся, что успешный опыт найдет свое продолжение в ближайшем будущем.

Люцина Смэндзик,

старший преподаватель русского языка кафедры иностранных языков Щецинского университета (Щецин, Республика Польша), lucyna.us@gmail.com

«Почувствовать культуру России»: изучение русского языка в Польше

До 1989 года в Польше работала система непрерывного обучения русскому языку: с 5 по 8 класс - в школах, затем в общеобразовательных лицеях (четыре года) или техникумах, затем в системе высшего образования - пять лет на факультетах русской филологии и два года - на всех прочих факультетах. Сегодня поколение, которое получило образование в те годы, достаточно хорошо владеет русским языком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.