Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)'

К ПРОБЛЕМЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДЕТИ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ / ИНОЭТНИЧНЫЕ МИГРАНТЫ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЯЗЫКОВАЯ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омельченко Елена Александровна, Шевцова Анна Александровна

Интенсивные миграционные процессы последних тридцати лет, активным участником которых является РФ, приводят к постепенному изменению этнического состава жителей ряда российских регионов. На базе полевых исследований в ряде образовательных организаций Свердловской области в 2021 г. и анализа ситуации в сфере межэтнических отношений авторы обосновывают необходимость формирования межкультурной компетентности средствами образования. По составу населения Свердловская область со временем станет еще более многонациональной, в том числе за счет мигрантов из стран Центральной Азии, приезжающих как на работу, так и с целью получения гражданства. Власти региона учитывают этот аспект в работе с населением: работает Консультативный совет по делам национальностей, десятки общественных организаций, представляющих этнокультурные интересы ряда диаспор и этносов, крупные межрегиональные общественные организации, занимающиеся вопросами межэтнического взаимодействия. Заслуживает внимания проблема адаптации к иноэтничной среде детей и молодежи из семей с миграционной историей, поскольку от степени их включенности (интеграции) по мере их взросления в российское общество потенциально будет зависеть и уровень социальной напряженности и конфликтности межэтнических отношений в регионе, где они проживают. Если поликультурные екатеринбургские школы и школы Свердловской области время от времени становятся предметом рассмотрения исследователей, то научных публикаций комплексного характера, которые бы системно характеризовали ситуацию в сфере межэтнических отношений в образовательных организациях региона, особенно на ступени среднего профессионального образования в открытом доступе нет. Проведено исследование представленности этнокультурного компонента в системе образования Свердловской области, в качестве примера рассмотрена системная работа в деле формирования межкультурной компетентности в Свердловском областном медицинском колледже, даны рекомендации по внедрению в учебные планы образовательных организаций среднего профессионального образования «Этики и культуры межнационального общения» в качестве базовой дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Омельченко Елена Александровна, Шевцова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF INTERCULTURAL INTERACTION IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF SVERDLOVSK REGION)

Intensive migration processes of the last thirty years, where the Russian Federation is an active participant, lead to a gradual change in the ethnic composition of residents in a number of Russian regions. On the basis of field research in a number of educational organizations of Sverdlovsk region in 2021 and the analysis of the situation in the field of interethnic relations, the authors substantiate the need for the formation of intercultural competence by means of education. By the population composition with the passing of time Sverdlovsk Region will eventually become even more multinational, including due to migrants from the Central Asian countries coming both to work and to obtain citizenship. The regional authorities take this aspect into account in their work with the population: there is an Advisory Council for Nationalities, dozens of public organizations representing the ethno-cultural interests of a number of diasporas and ethnic groups, large interregional public organizations dealing with interethnic interaction. The problem of adapting children and youth from families with a migration history to a non-ethnic environment deserves attention, since the level of social tension and conflict of interethnic relations in the region where they live will potentially depend on the degree of their inclusion (integration) into the Russian society as they grow up. If multicultural Yekaterinburg schools and schools of Sverdlovsk region from time to time become the subject of consideration by researchers, there are no open access scientific publications of a complex nature that would systematically characterize the situation in the field of interethnic relations in educational organizations in the region, especially at the level of secondary vocational education. The study of the ethno-cultural component representation in the education system of Sverdlovsk region is conducted, as an example, the systematic work in forming intercultural competence in Sverdlovsk Regional Medical College is examined, recommendations are given to introduce “Ethics and culture of interethnic communication” as a basic discipline into the curricula of educational organizations of secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

DOI: 10.47026/1810-1909-2021-4-113-125

УДК 314.15:316.4.063.3+377.5 ББК 60.524.224.022

Е.А. ОМЕЛЬЧЕНКО, А.А. ШЕВЦОВА

К ПРОБЛЕМЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере Свердловской области)

Ключевые слова: межкультурная компетентность, дети из семей мигрантов, ино-этничные мигранты, миграционные процессы, этническая идентичность, национальная политика, языковая и социально-культурная адаптация.

Интенсивные миграционные процессы последних тридцати лет, активным участником которых является РФ, приводят к постепенному изменению этнического состава жителей ряда российских регионов. На базе полевых исследований в ряде образовательных организаций Свердловской области в 2021 г. и анализа ситуации в сфере межэтнических отношений авторы обосновывают необходимость формирования межкультурной компетентности средствами образования. По составу населения Свердловская область со временем станет еще более многонациональной, в том числе за счет мигрантов из стран Центральной Азии, приезжающих как на работу, так и с целью получения гражданства. Власти региона учитывают этот аспект в работе с населением: работает Консультативный совет по делам национальностей, десятки общественных организаций, представляющих этнокультурные интересы ряда диаспор и этносов, крупные межрегиональные общественные организации, занимающиеся вопросами межэтнического взаимодействия. Заслуживает внимания проблема адаптации к иноэтничной среде детей и молодежи из семей с миграционной историей, поскольку от степени их включенности (интеграции) по мере их взросления в российское общество потенциально будет зависеть и уровень социальной напряженности и конфликтности межэтнических отношений в регионе, где они проживают. Если поликультурные екатеринбургские школы и школы Свердловской области время от времени становятся предметом рассмотрения исследователей, то научных публикаций комплексного характера, которые бы системно характеризовали ситуацию в сфере межэтнических отношений в образовательных организациях региона, особенно на ступени среднего профессионального образования в открытом доступе нет. Проведено исследование представленности этнокультурного компонента в системе образования Свердловской области, в качестве примера рассмотрена системная работа в деле формирования межкультурной компетентности в Свердловском областном медицинском колледже, даны рекомендации по внедрению в учебные планы образовательных организаций среднего профессионального образования «Этики и культуры межнационального общения» в качестве базовой дисциплины.

Свердловская область - один из наиболее экономически развитых регионов России, крупный промышленный центр, привлекательный для миграционных потоков из ближнего зарубежья и соседних российских регионов. По данным Рос-стата, в январе 2020 г. в Свердловской области проживало 4 310 681 человек [8]. Точной статистики об этническом составе населения региона по состоянию на 2020-2021 гг. пока нет, но, по данным Всероссийской переписи 2010 года, русские составляли 85,74% от населения области, татары - 3,35%, остальные этносы по численности насчитывали менее 1%: это украинцы, башкиры, марийцы, немцы, азербайджанцы, удмурты, белорусы, армяне, таджики, узбеки, чуваши, киргизы, мордва, евреи, казахи, цыгане и другие (всего переписчиками зарегистрированы представители 42 этносов) [9]. В регионе есть более 40 практически моноэтничных сел и деревень с татарским и башкирским населением, около 10 деревень - с марийским населением [6. С. 11], в Красноуфимском

округе компактно проживают поволжские немцы, есть населенные пункты с преобладанием манси, в том числе ведущих традиционный образ жизни.

При национально-культурных и общественных объединениях Свердловской области работает 27 воскресных школ по изучению культуры и традиций разных народов. Это 4 татарские, 4 армянские, 3 башкирские, 3 немецкие, 3 еврейские, 2 азербайджанские, 2 удмуртские школы с изучением родных языков, а также по одной - белорусская, грузинская, осетинская, польская и украинская школы. Они содействуют сохранению жителями - представителями местных этнических сообществ - родного языка и этнокультурной идентичности.

Миграционная ситуация в Свердловской области не демонстрирует однозначные тренды развития. Если анализировать миграционную убыль/прирост населения за период с 2002 по 2020 г., то в статистике есть годы и с резкой убылью населения (2003, 2005, 2010, 2018), и со значительным приростом (2008, 2011, 2014, 2019) [5]. Анализ миграционной ситуации за 2020 г. показывает, что при общем миграционном приросте населения в 3653 человек 2777 человек выехали в другие регионы и 6430 человек въехали в Свердловскую область из зарубежных стран, преимущественно - из стран СНГ (5912 человек) [13]. При этом количество иностранных граждан, пребывающих на территории региона, очевидно, превышает эту цифру: по данным Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Свердловской области, за 2020 г. оформлено 8494 вида на жительство иностранным гражданам (из них первично - 7439) и 3541 разрешение на временное проживание, а всего на территории области за 2020 г. зарегистрировано 208 678 иностранных граждан (из них более 98% снято с учета) [18].

Подводя итоги миграционной ситуации за первую половину 2021 г., начальник управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Свердловской области Ольга Петрова сообщила, что миграционные потоки 2021 г. сопоставимы с показателями 2020 г., и лидерами по въезду являются граждане Узбекистана (37,5%), Таджикистана (29,3%) и Армении (15,3%). По сравнению с показателями за 2019 г. сократилось количество мигрантов из Киргизии и выросло - из Армении. При этом по сравнению с показателями за прошлый год на 30% в регионе выросло число людей, принявших гражданство Российской Федерации (3200 человек - лидеры в этом процессе - граждане Казахстана, на втором месте - уроженцы Таджикистана, на третьем - Армении) [14].

Очевидно, что по составу населения Свердловская область уже является и со временем будет становиться еще более многонациональной, в том числе за счет мигрантов из стран Центральной Азии, приезжающих как на работу, так и с целью получения гражданства. Власти региона учитывают этот аспект в своей внутренней политике и работе с населением. На территории региона работает Консультативный совет по делам национальностей, несколько десятков общественных организаций, представляющих этнокультурные интересы ряда диаспор и этносов, а также несколько крупных межрегиональных общественных организаций, занимающихся вопросами межэтнического взаимодействия. С 2017 г. действует комплексная программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России, проживающих в Свердловской области» до 2024 г. [16]. Под эгидой Министерства культуры Свердловской области работают Центр традиционной народной культуры Среднего Урала и Свердловский государственный областной дворец народного творчества, специалистами которого проведено более сотни экспедиций

по родному и соседним регионам в целях изучения традиционной культуры различных этнических и субконфессиональных групп: таких, как татары-кря-шены (нагайбаки) и татары-мусульмане, казаки Исетской линии Оренбургского казачьего войска (в том числе этническая мордва), белорусы-«самоходы», старообрядцы различных согласий, крещёные коми-пермяки, марийцы, украинцы, русские и т.п. Реализован проект по созданию информационного фольклорно-этнографического ресурса «Этнокультурная карта Свердловской области», на которой отражены история и современное состояние этносов Среднего Урала, их культурные и ремесленные традиции.

Тем не менее по итогам совещания по вопросам национальной политики, состоявшегося в июне 2021 г. в Уральском федеральном округе, главной проблемой в сфере межнациональных отношений в УрФО заместитель руководителя администрации Президента РФ М. Магомедов назвал усиление миграционных потоков из ближнего зарубежья и вытекающую из этого необходимость адаптации иностранных мигрантов [3]. По словам чиновника, важно проводить эту работу с детьми из семей мигрантов, поскольку большинство из них станут гражданами России, соответственно, они должны расти и воспитываться «в российской идентичности». По словам М. Магомедова, каждый пятый житель УрФО отрицательно относится к мигрантам (это один из худших показателей по стране - 25,9% населения) и каждый четвертый опасается возникновения конфликтов на национальной почве. При этом в Свердловской области «конфликтный потенциал составляет более 30%, то есть почти каждый третий житель в этих субъектах считает, что может возникнуть конфликт» [3].

Приведенная официальным лицом статистика показывает отрицательную динамику по сравнению с таковой в 2014 и 2019 гг. Так, по информации Центра изучения национальных конфликтов и федеральной экспертной сети «Клуб регионов» в 2014 г. Свердловская область была отнесена к регионам со «средним уровнем межэтнической напряженности» [4]. По итогам 2019 г. нормальными межрелигиозные отношения называли 74,6% жителей области [20. С. 4-5], а единственным зарегистрированным конфликтом на межнациональной почве в 2019 г. стала смертельная драка между 40-летним русским мужчиной и 49-летним азербайджанцем в г. Нижние Серги, которая не привела к серьезным столкновениям на межнациональной почве лишь благодаря оперативной реакции местных властей [6. С. 23-24].

Очевидно, что в ситуации межэтнического взаимодействия регулярно оказываются не только взрослые, но и дети и молодежь Свердловской области.

Согласно исследованию Т.А. Пичугиной, изучавшей культурно-коммуникативные практики в сфере межэтнического взаимодействия, в современных условиях для молодежи Екатеринбурга, Свердловской области, Удмуртии и Чувашии сферой проблемного взаимодействия являются межэтнические отношения преимущественно с мигрантами [15. С. 146-150].

Школы и колледжи Свердловской области имеют многонациональный состав обучающихся и родителей, и поликультурный характер обучения и воспитания в них не единожды становился предметом исследований ученых и практиков [1, 7, 12, 23].

По мнению доцента кафедры филологического образования Института развития образования Свердловской области Н.Л. Смирновой, проводившей в 2017 г. комплексную добровольную «диагностику сбалансированности билингвизма у школьников с миграцией в истории семьи» (выборка - 250 человек

в возрасте 8-14 лет), лишь 16% опрошенных обладают сбалансированным или приближающимся к сбалансированности билингвизмом. Для большинства опрошенных детей с миграцией в истории семьи характерны как постепенная утрата родного языка и русский монолингвизм при недостаточном владении одним или более видами речевой деятельности на русском языке, так и недостаточная сформированность этнокомпонента языка обучения, что серьезно затрудняет коммуникацию [19. С. 210].

При этом Н.Л. Смирнова отмечает необходимость для педагогов «курсов по языкознанию (сравнительному языкознанию русского языка и основных языков учащихся-инофонов) и по культуроведению (сравнительному и отдельно русской национальной и представленной в регионе нахождения организации коренной культуры) для реализации в образовательной деятельности этно-лингвокультурного инпута в диалоге этнолингвокультур», тем самым признавая необходимость и формирования межкультурной компетентности средствами образования у педагогов и администрации школ, и углубленного изучения методики РКИ (русского как иностранного) для педагогов начальной школы и учителей-предметников [19. С. 213].

Вместе с тем ситуация значительно варьируется в зависимости от местонахождения той или иной образовательной организации, ее профиля, позиции ее руководства. В качестве примера рассмотрим ситуацию в средней общеобразовательной школе № 147 г. Екатеринбурга (Железнодорожный район), где в начальных классах доля детей-инофонов достигает 43%. Диагностика обучаю-щихся-инофонов 1-4 классов по всем видам речевой деятельности, проведенная специалистами Центра «Этносфера» и МПГУ весной 2021 г. в рамках проекта «Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России»1, выявила значительные успехи педагогов. Однако усилий учителя начальных классов порой оказывается недостаточно. Многим школьникам нужны профессиональная помощь логопеда, а главное - специальная методика РКИ, серьезно отличающегося от привычного нам предмета «Русский язык» для его носителей, и сплоченные усилия всего педколлектива, в том числе педагогов-предметников. Иначе проблем с успеваемостью в средней и старшей школе, на ступени среднего профессионального образования не избежать.

«С темой адаптации детей-инофонов и детей с миграцией в истории семьи мы работаем с начала 2000-х годов, когда количество учеников из семей мигрантов ежегодно увеличивалось на 2-3%, - отметила исполняющая обязанности директора школы Е.Э. Шарипова. - Менялся и образовательный, и социальный статус семей, сейчас среди наших родителей все больше трудящихся мигрантов, занятых на низкооплачиваемых должностях. Они очень много работают и, как правило, не могут уделять достаточно времени образованию детей». «Мы - обычная школа в не самом престижном городском районе», - поясняют учителя. Но обычной эту школу назвать никак нельзя, хотя бы потому, что уже два года именно школа № 147 проводит городскую открытую олимпиаду по русскому как иностранному для учащихся-инофонов 4-х классов. «Среди наших медалистов есть дети с миграцией в истории семьи, они очень одаренные», - с гордостью рассказывает заместитель директора по учебно-

1 Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

воспитательной работе Светлана Анатольевна Леонтюк. При этом большинство детей-инофонов школы - российские граждане, родившиеся здесь, на Урале.

В 2015 г. школа получила статус региональной инновационной площадки по формированию поликультурного образовательного пространства. Системная и многоплановая работа включала в себя курсы повышения квалификации по русскому языку как неродному, которые прошли все учителя русского языка и литературы и 80% педагогов начальной школы; дополнительную платную образовательную программу по русскому как неродному, которая охватывает 50 учеников-инофонов; совершенствование воспитательной работы со всеми учениками, новые объединяющие общешкольные события. В планах - курс РКИ для родителей-мигрантов. В 2020 г. на базе школы заработала новая региональная инновационная площадка по формированию функциональной грамотности в условиях поликультурного образовательного пространства.

Если поликультурные екатеринбургские школы и школы Свердловской области время от времени становятся предметом рассмотрения исследователей, то научных публикаций комплексного характера, которые бы системно характеризовали ситуацию в сфере межэтнических отношений в образовательных организациях Свердловской области, особенно на ступени среднего профессионального образования в открытом доступе, к сожалению, нет. Поэтому хотелось бы подробнее проанализировать изученный нами уникальный системный опыт поликультурного воспитания молодежи на примере работы Свердловского областного медицинского колледжа, чтобы сделать его доступным для образовательных организаций других регионов нашей многонациональной страны. Приходится констатировать, что в силу иного ведомственного подчинения (Министерство здравоохранения Свердловской области) успешный опыт данного образовательного учреждения в интересующей нас сфере практически не используется коллегами, подведомственными региональным министерствам и департаментам образования.

Под поликультурным воспитанием мы понимаем, прежде всего, формирование межкультурной компетентности, т.е. формирование у обучающегося совокупности умений, навыков, опыта и знаний, позволяющих успешно взаимодействовать в поликультурной образовательной среде, где обучающиеся, педагоги и родители принадлежат к разным этническим группам, исповедуют разные религии (или не исповедуют ни одной), ассоциируют себя с разными культурами. Российские исследователи выделяют три основных структурных компонента любой компетенции: когнитивный, деятельностный и мотиваци-онно-ценностный [17]. Раскроем содержание данных компонентов применительно к понятию «межкультурная компетентность».

Когнитивный, или культурно-когнитивный, компонент - наличие у человека базовых знаний, связанных с наличием и сущностью межкультурных различий [11. С. 592]. Проще говоря, это объем знаний обучающегося об этнокультурном многообразии России и мира, о влиянии современных миграционных процессов на этнокультурную карту нашего и других государств. Мотиваци-онно-ценностный, или ценностно-личностный, компонент включает готовность человека (в том числе психологическую) к восприятию культурного и этнического разнообразия, осознание уникальности культур, терпимое отношение к необычному поведению и мышлению [2. С. 79-83]. На практике данный компонент межкультурной компетентности подразумевает готовность к спокойному

и безоценочному исправлению речевых ошибок, толерантное отношение к особенностям поведения, укладу жизни, бытовым практикам и традициям представителей иных этнических групп и в целом к ценностной системе других культур. Деятельностный, или деятельностно-поведенческий/мотивационно-деятельностный компонент межкультурной компетентности проявляется в умении осуществлять активное взаимодействие с представителями различных культур и эффективно действовать в поликультурной среде, включая умение разрешать проблемы межкультурного общения; а для педагогов также -умение найти, раскрыть и использовать для развития детей дидактический потенциал этнокультурных традиций, произведений литературы и искусства и т.д. В контексте многонациональной школы - это умение предотвращать, разрешать (в том числе посредством медиации) конфликты, возникающие в полиэтничном коллективе.

Комплексная многоплановая работа управленческого и педагогического коллектива ГБПОУ «Свердловский областной медицинский колледж» (г. Екатеринбург, далее - СОМК) нацелена на формирование у обучающихся всех трех компонентов межкультурной компетентности.

Даже чтобы кратко охарактеризовать многоплановую системную работу этого государственного профессионального образовательного учреждения, подведомственного Минздраву Свердловской области, нельзя обойтись без обилия числительных и превосходной степени. СОМК - дважды лауреат Премии Правительства РФ в области качества. Девять филиалов и три центра медицинского образования в двенадцати городах. Пятнадцатитысячный коллектив, включающий 1138 сотрудников. Доколледжная, дипломная и последипломная подготовка. Мобильные медицинские комплексы, инновационные площадки, ресурсные центры, победы в конкурсах, подготовка волонтеров и спасателей, открытие центра подготовки волонтеров - сестер милосердия в паллиативной медицине... Всем этим сложным живым организмом невозможно управлять без целеустремленности, профессионального энтузиазма, успешного командного взаимодействия, ответственности каждого - и студента, вчерашнего девятиклассника, и профессора, и руководителя практики, и администратора.

Колледж по праву гордится своей историей, которая началась в далеком 1725 г., когда состоялся первый выпуск русских младших лекарей при частной школе. От выпуска учеников лекарей в Екатеринбургском госпитале до внедрения в 2018 г. системы менеджмента бережливого производства колледж прирастал филиалами, все новыми и новыми профессионалами и, конечно, ответственностью. Быть лидером в своей области среднего профессионального образования медицинского и фармацевтического профиля Уральского федерального округа - почетно, но и очень непросто. Возглавляет СОМК главный внештатный специалист по управлению сестринской деятельностью Минздрава РФ в УрФО и Минздрава Свердловской области, президент Ассоциации «Союз медицинских профессиональных организаций», заслуженный учитель России Ирина Анатольевна Левина.

Престижные и востребованные специальности («Лечебное дело», «Сестринское дело», «Акушерское дело», «Ортопедическая стоматология», «Лабораторная диагностика», «Медико-профилактическое дело», «Медицинский массаж», «Медицинская оптика», «Социальная работа», «Фармация» и др.), наличие филиалов и лицея, возможность обучения на базе 9 и 11 классов -все это каждый год привлекает в колледж все новых абитуриентов. Для ребят

из семей выходцев из Центральной Азии, Северного Кавказа, Закавказья некоторые специальности настолько престижны, что воспринимаются в первую очередь как социальный лифт и гарантия профессиональной востребованности и хорошего заработка на всю жизнь. Например, при сдаче профессиональных испытаний на ортопедическую стоматологию ребята клеят макеты со множеством деталей - так проверяется мелкая моторика. Традиционно на эту специализацию подает документы множество мальчиков из кавказских семей. Напротив, акушерское дело считается очень престижным для девочек-узбечек, киргизок, таджичек. Иногда родители или даже семья будущего мужа могут поставить условие: оплатим обучение, если выберешь эту специальность. Иногда идут без склонности, просто потому что родители так решили. А вот мальчиков в этой специализации в колледже почти нет, отговаривают сами преподаватели: не потому, что не получится, а потому что будут сложности с трудоустройством. Успешные мужчины-акушеры есть, но в России и конкретно в Свердловской области это, скорее, исключение.

Иногда многонациональность студенческого коллектива колледжа вызывает удивление и даже панику у русских родителей. Преподаватели рассказали о ситуации, когда «интеллигентная с виду русская мама» назвала студентов-кавказцев «чучмеками», «чурками» и потребовала перевести свою дочь в «нормальную русскую группу». Ситуация, впрочем, была улажена почти сразу же. Маму пригласили пройти по зданию колледжа, и она была удивлена тем, что при ее появлении вставали и доброжелательно здоровались с ней те самые «чурки». Ее дочь продолжила учиться в группе, куда была распределена.

Особое внимание руководство колледжа уделяет организации воспитательной работы и социокультурной адаптации иноэтничных студентов. «Мы работаем в первую очередь с людьми, и учет вопросов межнационального и межконфессионального взаимодействия в текущей и будущей работе с пациентами и коллегами для нас приоритетен», - говорит Антон Фаритович Киселев, заместитель директора по воспитательной и социальной политике. Это не просто слова. «У нас учатся ребята 52 национальностей - русские, татары, таджики, башкиры, узбеки, азербайджанцы, армяне, ребята с Северного Кавказа, киргизы и казахи, ханты и манси, мордва, марийцы, удмурты...», - продолжает Светлана Павловна Устьянцева, заведующая учебным отделом, представитель руководства по качеству и социальной ответственности. Помимо системной и многоплановой воспитательной работы (фестивали и декады национальных культур, праздники, концерты, активное взаимодействие с диаспорами) и изучения этно-медицины народов Урала было решено ввести обязательный для всех предмет в рамках общего гуманитарного и социально-экономического цикла - «Этика и культура межнациональных отношений». Профессор, доктор медицинских наук, протоиерей Сергей Евгеньевич Вогулкин - один из тех преподавателей, которые читают эту дисциплину помимо профильных специальных предметов, абсолютно убежден в том, что каждый медицинский работник должен обладать «мультикультурным пониманием», а «поднять культуру можно только тогда, когда стремиться к этому будет каждый педагог на любом предмете».

Рабочая программа «Этика и культура межнациональных отношений» [22] нацелена на то, чтобы научить студентов делать нравственный выбор в пользу общечеловеческих ценностей. В ходе обсуждения понятий «этнос, народ, нация, культура, религия, мораль, этика, моральные нормы, семья, любовь» и базовых ценностей общества студенты знакомятся с традиционными семейными

ценностями народов мира, изучают сущность и возможные пути решения межнациональных проблем и конфликтов, этические межнациональные нормы [22]. «Профессиональная этика» - при этом отдельный необходимый предмет.

Не раз во время интервью нам рассказывали об эпизодах, когда преподаватели также узнавали новое об этикетных кодах, телесных практиках во время Рамадана, допустимом личном пространстве и т.п. - и от студентов, и от их старших родственников. «Важно не бояться признать, что ты чего-то не знаешь. Стыдно не хотеть узнать. Мы все время учимся. Например, медсестра должна говорить достаточно громко и очень отчетливо, чтобы в шуме приемного покоя или стационара ее было четко слышно. Но если медсестра громко и четко обратится к пациенту-мужчине с Кавказа, он может воспринять это как агрессию и не пойти на контакт, например, не рассказать о симптомах. Тут мелочей не бывает», - говорят педагоги. Подобные ситуации обсуждаются, включаются в предметные кейсы, входят в памятку межнациональной коммуникации для педагога.

Без проблем, разумеется, не обходится. Самый сложный возраст, как утверждают педагоги и администрация СОМК, - это второй курс, когда у студентов уже нет острого страха не справиться с учебной нагрузкой, «когда кровь бурлит и молодость берет свое», начинаются поиски собственной идентичности и пробы окружающих на прочность. Это позже объединения будут скорее по профессиональным склонностям и жизненным интересам, а на втором курсе еще можно самоутверждаться за счет этничности. «Иногда ребята с неродным русским пытаются манипулировать преподавателями: «Вот, вы поставили мне тройку, потому что я нерусский, а не потому, что я плохо знаю предмет». Или еще сложности. Дома кавказская девочка под строгим присмотром. А тут она поступает в колледж, живет вне дома - в общежитии нет мест, она снимает с подругами квартиру, и, что называется, «цветок раскрылся». Увещеваний преподавателей хватает не всегда. «Воспитываем примером, самим коллективом, в крайне редких случаях - апеллируем к авторитету лидеров мнений в национальной общине или диаспоре, иногда - религиозных лидеров», - рассказывает А.Ф. Киселев.

С 2009 г. СОМК внедряет новую традицию, ставшую ожидаемым и привлекающим тысячи участников и гостей общегородским событием, - это студенческий фестиваль национальных культур «Мы вместе!». Проект колледжа «Межнациональное сотрудничество - выбор молодых!» победил на федеральном этапе конкурса лучших социально ориентированных проектов IV Всероссийского фестиваля социальных программ «СоДействие» в номинации «Развитие межнационального сотрудничества», став экспериментальной лабораторией межнационального общения для образовательных учреждений региона под патронажем Администрации губернатора Свердловской области.

Каждый год у фестиваля новое тематическое направление, например, «Национальное историческое наследие», «Ценности здоровья в разных культурах» (2011), «Наследники Великой Победы» (2015) и т.п., неизменно одно: объединяющее начало, когда и студенты, и партнеры из «Ассамблеи народов России», «Ассамблеи народов Урала», землячеств и 19 национально-культурных объединений и 29 образовательных организаций УрФО, и педагоги, и родители, и горожане, и жители всего Уральского федерального округа начинают воспринимать этнокультурное разнообразие как мощный обогащающий ресурс. С одним из таких фестивалей связано воспоминание руководства колледжа,

когда после хореографического выступления студентов-азербайджанцев к организаторам подошли представители местной азербайджанской общины, указав на то, что «армянскому номеру дали на минуту больше времени». Организатору пришлось обернуться в зрительный зал и указать на студентов, которые сидели вместе, без разделения на национальности, азартно «болея» за своих однокурсников, и призвать «поучиться у детей». Фестиваль - не просто яркий концерт с конкурсами и выставками для екатеринбуржцев, фестивальный праздник как коллективное творческое дело, инициированное студенческим Межнациональным советом колледжа, - скорее вершина айсберга, это не педагогика праздника, а большая многоплановая воспитательная работа, интересная всем. «Фестиваль активизирует русских студентов, у которых раньше, по их собственному признанию, была «аллергия на весь этот ваш фольклор». Традиционная культура - это не про бабушек, это настолько интересно, зажигательно, что большинство наших студентов принимает участие», - отмечает С.П. Устьянцева.

В декабре 2015 г. постановлением Правительства Свердловской области № 1115-ПП СОМК обрел новый статус, став инновационной региональной площадкой с проектом «Фестиваль как инновация, объединяющая векторы национально-ориентированной образовательной среды». Его ключевая идея - «создание национально-ориентированной образовательной среды региона, где реализуются все уровни и формы образования с опорой на национальные приоритеты, культурологические основания, интегративность и целостность национально-культурной среды региона. При этом обеспечиваются доступность и преемственность всех уровней образования по отношению к обучающимся любой национальности и вероисповедания через обеспечение вариативных подходов к разработке и реализации адаптационно-образовательных программ и мероприятий для обучающихся разных национальностей с учетом поликультурных, полиэтнических факторов». Фестиваль становится исследовательской площадкой для студенческих соцопросов, например, на тему воспитания патриотизма [21], ценностного восприятия, жизненных ориентиров и т.п.

Еще одно интересное начинание СОМК, особенно актуальное в год, когда всем пришлось обратить самое пристальное внимание на собственное здоровье, - проект «Традиции здоровья коренных народов Урала». Исследование традиций и практики этномедицины русских, башкир, татар, манси, марийцев, чувашей, удмуртов, мордвы, ненцев вели сами студенты под руководством преподавателей. Баня и лекарственные травы, лечение средствами животного происхождения и минеральными веществами, акупунктура, пульсодиагностика, мануальная терапия, трудотерапия и другие методы сохранения и поддержания здоровья, известные на протяжении многих веков, стали объектом изучения, студенческих конференций, экспозиционной и публикационной активности колледжа.

Впрочем, сложности, которые испытывают студенты-инофоны с русским языком, могут серьезно осложнить академическую успеваемость и сказаться на уровне профессиональной подготовки. Именно поэтому преподаватели колледжа были особенно заинтересованы в прошедшей апробацию практической методике обучения РКИ для студентов-инофонов. В планах - проведение диагностики студентов-инофонов по РКИ, активное участие преподавателей СОМК в программе обучающих вебинаров по методике РКИ, сотрудничество с Институтом развития образования Свердловской области, обмен опытом в ходе межрегиональной научно-методической конференции.

Подводя итоги, отметим, что можно рекомендовать взять на вооружение опыт СМОК как межрегионального ресурсного центра УрФО по гармонизации межнациональных отношений в молодежной среде не только учреждениям, подведомственным Минздраву, но в первую очередь, - педагогическим колледжам и другим образовательным организациям среднего профессионального образования, подведомственным Министерству просвещения, в части внедрения в учебные планы в качестве базовой дисциплины «Этики и культуры межнационального общения». Системная работа в деле формирования межкультурной компетентности в Свердловском областном медицинском колледже свидетельствует о высоком качестве образования, особом внимании к «мягким навыкам» (soft skills), обеспечивающих востребованность и конкурентоспособность выпускников на меняющемся рынке труда.

Восприятие полиэтничных образовательных организаций (школ, колледжей, вузов) как поля для профессиональных этнологов и антропологов до сих пор не стало мейнстримом, хотя в ряде регионов, например, в Республике Мордовия, ведется активное изучение процессов адаптации иноэтничных мигрантов [10]. Вместе с тем это не только необыкновенно интересный объект исследования, но и крайне актуальный, в свете социально значимой задачи создания бесконфликтной образовательной среды через продвижение этнологических знаний для всех участников образовательного процесса, утверждение примата ценности и равенства всех культур и восприятие этнокультурного разнообразия как мощного ресурса многонациональной страны.

Литература

1. Вандышев М.Н. Прямикова Е.В., Чудинов А.П. Проблемы и перспективы обучения детей из семей мигрантов в Свердловской области // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 26-31.

2. Васютенкова И.В. Сущностные аспекты и актуальность поликультурного образования в современных условиях // Личность, общество и образование в современной социокультурной ситуации: межвуз. сб. науч. тр. Материалы IV научно-практ. межвуз. конф. / отв. ред. Г.Е. Гун. СПб.: ЛОИРО, 2007. C. 79-83.

3. Межнациональные отношения обсудили в Уральском федеральном округе [Электронный ресурс] // Свободная Республика. Российский общественно-политический еженедельник. 2021. 9 июня. URL: http://www.respublic.net/2021/06/09/mezhnacionalnye-otnosheniya-v-urfo/ (дата обращения: 23.07.2021).

4. Межэтническая напряженность в Свердловской области оценена как «средняя» [Электронный ресурс] // Деловой квартал: портал. URL: https://ekb.dk.ru/news/mezhetnicheskaya-napryazhennost-v-sverdlovskoj-oblasti-ocenena-kak-srednyaya-236847537 (дата обращения: 23.07.2021).

5. Миграционный прирост, убыль населения за 2002-2020 гг. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области. uRL: https://sverdl.gks.ru/folder/29698 (дата обращения: 23.07.2021).

6. Мониторинг межэтнических отношений и религиозной ситуации в регионах Урала, Сибири и Дальнего Востока России. Экспертный доклад за 2019 год / под общей ред. акад. В.А. Тишкова. М.; Омск: КАН, 2020. 181 с.

7. Мурзина И.Я. История и культура казачества: возможности изучения в школе (из опыта Свердловской области) // Гармонизация межнациональных отношений. сб. ст. по итогам II науч.-практ. конф. «Гармонизация межнациональных отношений. Исторические судьбы казачества» (Геленджик, 3-4 мая 2018 г.). Геленджик, 2018. С. 179-185.

8. Население Свердловской области [Электронный ресурс] // Росстат: офиц. сайт. URL: https://rosinfostat.ru/naselenie-sverdlovskoj-oblasti/#i (дата обращения: 23.07.2021).

9. Национальный состав Свердловской области [Электронный ресурс] // Правительство Свердловской области: офиц. сайт. URL: http://midural.ru/community/100332/100689/100690 (дата обращения: 23.07.2021).

10. Никонова Л.И., Гармаева Т.В., Мельник А.Ф. Диалог культур в процессе адаптации мигрантов из Центральной Азии в Республике Мордовия / отв. ред. В.А. Юрченков. Саранск: НИИ ГН при Правительстве Республики Мордовия, 2007. 168 с.

11. Нуждин А.В. Межкультурная компетентность педагога в контексте современного образования // Известия Самарского научного центра РАН. 2015. Т. 17, № 1(3). С. 588-593.

12. Обучение детей мигрантов: дайджест актуальных материалов / сост. Т.Г. Попова; ГАОУ ДПО «Институт развития образования Свердловской области». Екатеринбург, 2015. 110 с.

13. Общие итоги миграции населения Свердловской области в 2020 году по видам миграции // Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области: офиц. сайт. URL: https://sverdl.gks.ru/storage/mediabank/3lcps8zW/Итоги_ми-грации_2020.х1Б (дата обращения: 23.07.2021).

14. Осина К. В Свердловской области число мигрантов сократилось на 50% [Электронный ресурс] // Правда УрФО. 2021. 15 июня. URL: https://pravdaurfo.ru/novost/v-sverdlovskoj-oblasti-chislo-migrantov-sokratilos-na-50/ (дата обращения: 23.07.2021).

15. Пичугина Т.А. Уровень межэтнической толерантности молодежи: опыт социологических исследований трех регионов России // Актуальные тенденции социальных коммуникаций: история и современность: сб. научных ст. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Ижевск, 30 октября 2016 г.). Ижевск: Удмуртский гос. ун-т, 2016. С. 146-150.

16. Постановление Правительства Свердловской области от 29.12.2017 г. № 1038-ПП «Об утверждении комплексной программы Свердловской области «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России, проживающих в Свердловской области» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/543538128 (дата обращения: 23.07.2021).

17. Сафина З.Н. Ключевые компетенции как компонент модели специалиста [Электронный ресурс] // Вестник ТИСБИ. 2001. № 1. URL: http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2001/issue1/vest1.htm (дата обращения: 17.07.2021).

18. Сведения о миграционной ситуации в Свердловской области за 12 месяцев 2020 г. [Электронный ресурс] // Главного управления МВД России по Свердловской области: офиц. сайт. URL: https://media.mvd.ru/files/application/2034120 (дата обращения: 23.07.2021).

19. Смирнова Н.Л. О результатах комплексного тестирования обучающихся с миграцией в истории семьи // Лингвокультурология. 2018. № 12. С. 208-215.

20. Старостин А.Н., Руденкин Д.В. Аналитический отчет по результатам социологического исследования «Оценка населением состояния этноконфессиональных отношений в Свердловской области» / Уральская ассоциация «Центр этноконфессиональных исследований, профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма». Екатеринбург, 2019. 84 с.

21. Фасикова Ф.Ф. Технологии социально-культурной деятельности в системе патриотического воспитания молодежи в условиях мегаполиса. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2020. 83 с. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/13932/2/Fasikova.pdf (дата обращения: 06.08.2021).

22. Этика и культура межнациональных отношений. Аннотация рабочей программы дисциплины [Электронный ресурс] // Свердловский областной медицинский колледж: сайт. URL: http://somkural.ru/data/etika-MPD.php?clear_cache=Y (дата обращения: 17.08.2021).

23. Яхин В.Ф. Актуальные проблемы обучения детей-мигрантов в школах Свердловской области и г. Екатеринбурга // Форум молодых ученых. 2019. № 5(33). С. 1448-1451.

ОМЕЛЬЧЕНКО ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат исторических наук, профессор, заместитель директора Института социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет, Россия, Москва (ea.omelchenko@mpgu.su; etno1@dol.ru; ОКОЮ: https://orcid.org/0000-0002-2019-2586).

ШЕВЦОВА АННА АЛЕКСАНДРОВНА - доктор исторических наук, профессор кафедры культурологии, Московский педагогический государственный университет, Россия, Москва (ash@inbox.ru; ОКОЮ: https://orcid.org/0000-0003-3602-4728)._

Elena A. OMELCHENKO, Anna A. SHEVTSOVA

ON THE ISSUE OF INTERCULTURAL INTERACTION IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION (on the example of Sverdlovsk region)

Key words: intercultural competence, children from migrant families, non-ethnic migrants, migration processes, ethnic identity, national policy, linguistic and socio-cultural adaptation.

Intensive migration processes of the last thirty years, where the Russian Federation is an active participant, lead to a gradual change in the ethnic composition of residents in a number of Russian regions. On the basis of field research in a number of educational organizations of Sverdlovsk region in 2021 and the analysis of the situation in the field of interethnic relations, the

authors substantiate the need for the formation of intercultural competence by means of education. By the population composition with the passing of time Sverdlovsk Region will eventually become even more multinational, including due to migrants from the Central Asian countries coming both to work and to obtain citizenship. The regional authorities take this aspect into account in their work with the population: there is an Advisory Council for Nationalities, dozens of public organizations representing the ethno-cultural interests of a number of diasporas and ethnic groups, large interregional public organizations dealing with interethnic interaction. The problem of adapting children and youth from families with a migration history to a non-ethnic environment deserves attention, since the level of social tension and conflict of interethnic relations in the region where they live will potentially depend on the degree of their inclusion (integration) into the Russian society as they grow up. If multicultural Yekaterinburg schools and schools of Sverdlovsk region from time to time become the subject of consideration by researchers, there are no open access scientific publications of a complex nature that would systematically characterize the situation in the field of interethnic relations in educational organizations in the region, especially at the level of secondary vocational education. The study of the ethno-cultural component representation in the education system of Sverdlovsk region is conducted, as an example, the systematic work in forming intercultural competence in Sverdlovsk Regional Medical College is examined, recommendations are given to introduce "Ethics and culture of interethnic communication" as a basic discipline into the curricula of educational organizations of secondary vocational education.

References

1. Vandyshev M.N., Pryamikova E.V., Chudinov A.P. Problemy i perspektivy obucheniya detei iz semei migrantov v Sverdlovskoi oblasti [Problems and perspectives of teaching children from migrants' families in the Sverdlovskaya region]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2013, no. 4, pp. 26-31.

2. Vasyutenkova, I.V. Sushchnostnye aspekty i aktual'nost' polikul'turnogo obrazovaniya v sovre-mennykh usloviyakh [Intrinsic aspects and relevance of multicultural education in the nowadays conditions]. In: Gun G.E., ed. Lichnost', obshchestvo i obrazovanie v sovremennoi sotsiokul'turnoi situa-tsii: mezhvuz. sb. nauch. tr. Materialy IV nauchno-prakt. mezhvuz. konf. [Proc. of 4th Int. Sci. and Pract. Conf. «Personality, society and education in the modern sociocultural situation»]. St. Petersburg, LOIRO Publ., 2007, pp. 79-83.

3. Mezhnatsional'nye otnosheniya obsudili v Ural'skom federal'nom okruge [Interehthnic relations have been discussed in the Ural federal district]. Svobodnaya Respublika. Rossiiskii obshchestvenno-politicheskii ezhenedel'nik, 2021, June 9. Available at: http://www.respublic.net/2021/06/09/mez-nacionalnye-otnosheniya-v-urfo (Access Date: 2021, July 23).

4. Mezhetnicheskaya napryazhennost' v Sverdlovskoi oblasti otsenena kak «srednyaya» [Interethnic intensity in the Sverdlovskaya region is assessed to be "medium"]. Available at: https://ekb.dk.ru/news/mezhetnicheskaya-napryazhennost-v-sverdlovskoj-oblasti-ocenena-kak-srednyaya-236847537.

5. Migratsionnyi prirost, ubyl' naseleniya za 2002-2020 gg [Migration growth and decrease of the population during 2002-2020 years]. Available at: https://sverdl.gks.ru/folder/29698 (Access Date: 2021, July 23).

6. Tishkov V.A., ed. Monitoring mezhetnicheskikh otnosheniii religioznoi situatsii vregionakh Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka Rossii. Ekspertnyi doklad za 2019 god [Monitoring of the interethnic relations and religious situation in the regions of Ural, Siberia and the Far East of Russia. Expert report]. Moscow, Omsk, KAN Publ., 2020, 181 p.

7. Murzina I.Ya. Istoriya i kul'tura kazachestva: vozmozhnosti izucheniya v shkole (iz opyta Sverdlovskoi oblasti) [History and culture of the Cossacks]. In: Garmonizatsiya mezhnatsional'nykh otnoshenii: sb. st. po itogam II nauchno-prakt. konf. «(Garmonizatsiya mezhnatsional'nykh otnoshenii. Istoricheskie sud'by kazachestva» [Proc. of 2nd Sci. Conf. «The harmonization of interethnic relations. Historical destinies of the Cossacks»]. Gelendzhik, 2018, pp. 179-185.

8. Naselenie Sverdlovskoi oblasti po dannym Rosstata [The population of the Sverdlovskaya region following the data of the Rosstat]. Available at: https://rosinfostat.ru/naselenie-sverdlovskoj-oblasti/#i (Access Date: 2021, July 23).

9. Natsional'nyi sostav Sverdlovskoi oblasti [Ethnic structure of the Sverdlovskaya region]. Available at: http://midural.ru/community/100332/100689/100690/ (Access Date: 2021, July 23).

10. Yurchenkov V.A., ed., Nikonova L.I., Garmaeva T.V., Mel'nik A.F. Dialog kul'tur v protsesse adaptatsii migrantov iz Tsentral'noi Azii v Respublike Mordoviya [The dialogue of cultures in the process of the adaptation of migrants in the Central Asia and the Republic of Moldova]. Saransk, 2007, 168 p.

11. Nuzhdin A.V. Mezhkul'turnaya kompetentnost' pedagoga v kontekste sovremennogo obrazovaniya [Intercultural competence of a teacher in the context of modern education]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra RAN, 2015, vol. 17, no. 1(3), pp. 588-593.

12. Popova T.G., comp. Obuchenie detei migrantov: daidzhest aktual'nykh materialov [The teaching of migrants' children: the digest of actual materias]. Ekaterinburg, 2015, 110 p.

13. Obshchie itogi migratsii naseleniya Sverdlovskoi oblasti v 2020 godu po vidam migratsii [The general statistics of the migration of the population of the Sverdlovskaya region in the year 2020, by the types of migration]. https://sverdl.gks.ru/storage/mediabank/3lcps8zW/Itogi_migratsii_2020.xls (Access Date: 2021, July 23).

14. Osina K.V Sverdlovskoi oblasti chislo migrantov sokratilos' na 50% [The number of migrants in the Sverdlovskaya region dropped 50%]. Pravda UrFO, 2021, June 15. URL: https://pravdaurfo.ru/no-vost/v-sverdlovskoj-oblasti-chislo-migrantov-sokratilos-na-50/ (Access Date: 2021, July 23).

15. Pichugina T.A. Uroven' mezhetnicheskoi tolerantnosti molodezhi: opyt sotsiologicheskikh issledovanii trekh regionov Rossii [The level of interethnic tolerance of the youth: the experience of sociological research of three Russian regions]. In: Aktual'nye tendentsii sotsial'nykh kommunikatsii: istoriya i sovremennost': sb. nauch. st. Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem [Proc. of Russ. Sci. Conf. «Actual tendencies of social communication: then and now»]. Izhevsk, Udmurt State University Publ., 2016, pp. 146-150.

16. Postanovlenie Pravitel'stva Sverdlovskoi oblasti ot 29.12.2017 g. № 1038-PP «Ob utverzhdenii kompleksnoi programmy Sverdlovskoi oblasti «Ukreplenie edinstva rossiiskoi natsii i etnokul'turnoe razvitie narodov Rossii, prozhivayushchikh v Sverdlovskoi oblasti» [The Act of the Government of the Sverdlovskaya region dated 29.12.2017 #1038-PP "On the adoption of the complex program of the Sverdlovskaya region "The entrenchment of the unity of the Russian nation and ethno-cultural development of the peoples of Russia, living in the Sverdlovskaya region]. Available at: https://docs.cntd.ru/document/543538128 (Access Date: 2021, July 23).

17. Safina Z.N. Klyuchevye kompetentsii kak komponent modeli spetsialista [Key competences as a component of the model of a specialist]. Vestnik TISBI, 2001, no. 1. Available at: http://www.tis-bi.ru/science/vestnik/2001/issue1/vest1.htm (Access Date: 2021, July 23).

18. Svedeniya o migratsionnoi situatsii v Sverdlovskoi oblasti za 12 mesyatsev 2020 g. [The data on the migration situation in the Sverdlovskaya region]. Ofitsial'nyi sait Glavnogo upravleniya MVD Rossii po Sverdlovskoi oblasti [The official site of the main governance of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Sverdlovskaya region]. Available at: https://media.mvd.ru/files/application/2034120 (Access Date: 2021, July 23).

19. Smirnova, N.L. O rezul'tatakh kompleksnogo testirovaniya obuchayushchikhsya s migratsiei v istorii sem'i [On the results of the complex testing of the students with the migrant history in their family]. Lingvokul'turologiya, 2018, no. 12, pp. 208-215.

20. Starostin A.N., Rudenkin D.V. Analiticheskii otchet po rezul'tatam sotsiologicheskogo issledo-vaniya «Otsenka naseleniem sostoyaniya etnokonfessional'nykh otnoshenii v Sverdlovskoi oblasti» [The analytical report on the results of the sociological research "The assessment of the condition of ethno-religious relation by the population of the Sverdlovskaya region]. Ekaterinburg, 2019, 84 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Fasikova F.F. Tekhnologii sotsial'no-kul'turnoi deyatel'nosti v sisteme patrioticheskogo vospi-taniya molodezhi v usloviyakh megapolisa [Technologies of the social and cultural activities in the system of the patriotic education of the youth in the conditions of megalopolis]. Ekaterinburg, 2020, 83 p. http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/13932/2/Fasikova.pdf (Access Date: 2021, July 23).

22. Etika i kul'tura mezhnatsional'nykh otnoshenii. Annotatsiya rabochei programmy distsipliny [Ethics and culture of interethnic relations. Abstract of the program of the subject]. Available at: http://somkural.ru/data/etika-MPD.php?clear_cache=Y (Access Date: 2021, Aug. 17).

23. Yakhin V.F. Aktual'nye problemy obucheniya detei-migrantov v shkolakh Sverdlovskoi oblasti i g. Ekaterinburga [Actual problems of teaching the migrants' children at schools of the Sverdlovakaya region]. Forum molodykh uchenykh, 2019, no. 5 (33), pp. 1448-1451.

ELENA A. OMELCHENKO - Candidate of Historical Sciences, Professor, Vice-Director of the Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University (MPGU), Russia, Moscow (ea.omelchenko@mpgu.su; etno1@dol.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2019-2586).

ANNA A. SHEVTSOVA - Doctor of Historical Sciences, Professor, Culturology Department, Moscow Pedagogical State University (MPGU), Russia, Moscow (ash@inbox.ru; ORClD: https://or-cid.org/0000-0003-3602-4728)._

Формат цитирования: Омельченко Е.А., Шевцова А.А. К проблеме межкультурного взаимодействия в системе среднего профессионального образования (на примере Свердловской области) // Вестник Чувашского университета. -2021. - № 4. - С. 113-125. DOI: 10.47026/1810-1909-2021-4-113-125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.