Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЖИЗНИ МИГРАНТОВ В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ'

ПРАВОВЫЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЖИЗНИ МИГРАНТОВ В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
102
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ДИАСПОРА / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ / МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / МИГРАНТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Титова Екатерина Валерьевна, Науменко Семён Сергеевич

В статье представлены нормативно-правовые основы регулирования миграционных процессов в Еврейской автономной области и опыт согласованной работы общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления по укреплению и гармонизации межэтнического взаимодействия с полиэтничным населением. Отмечается, что межкультурные коммуникации в регионе рассматриваются в контексте сохранности национальной безопасности. Процесс выстраивания благоприятных межкультурных контактов базируется прежде всего на личностных изменениях, в рамках которых достигается совместимость с иноэтничной культурой. Практическая значимость исследования подчеркивается возрастающим интересом к изучению социальных и этнокультурных аспектов адаптации переселенцев со стороны образовательных учреждений, национально-культурных автономий, государственных гражданских социальных институтов с важной целью осуществления необходимых корректировок, в частности в поведенческих стереотипах мигрантов. Выделяется значимость привлечения специалистов государственных органов власти, проведения регулярных этнокультурных мероприятий для поддержания гармонизированного образа области в рамках межэтнических коммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND ETHNO-CULTURAL MECHANISMS OF REGULATING THE LIFE OF MIGRANTS IN THE JEWISH AUTONOMOUS REGION

The article presents the normative and legal basis for regulating migration processes in the Jewish Autonomous Region and the experience of coordinated work of public organizations, state authorities and local selfgovernment to strengthen and harmonize inter-ethnic interaction with the multi-ethnic population. It is noted that intercultural communications in the region are considered in the context of national security. The process of building favourable intercultural contacts is based primarily on personal changes, within the framework of which compatibility with foreign ethnic culture is achieved. The practical significance of the study is emphasized by the increasing interest in studying the social and ethnocultural aspects of the adaptation of immigrants by educational institutions, national-cultural autonomies, state, civil social institutions with the important goal of making the necessary adjustments, in particular in the behavioural stereotypes of migrants. The importance of attracting specialists of state authorities, conducting regular ethnocultural events to maintain a harmonized image of the region in the framework of inter-ethnic communications is highlighted.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЖИЗНИ МИГРАНТОВ В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ»

Общество: политика, экономика, право. 2021. № 10. С. 16-20. Society: Politics, Economics, Law. 2021. No. 10. P. 16-20.

Научная статья УДК 394.942(571.621) https://doi.org/10.24158/pep.2021.10.2

Правовые и этнокультурные механизмы регулирования жизни мигрантов в Еврейской автономной области

Екатерина Валерьевна Титова1, Семён Сергеевич Науменко2

12Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия 1efimovaekaterina91 @yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-2196-4760 2semennaumenko@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3048-0140

Аннотация. В статье представлены нормативно-правовые основы регулирования миграционных процессов в Еврейской автономной области и опыт согласованной работы общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления по укреплению и гармонизации межэтнического взаимодействия с полиэтничным населением. Отмечается, что межкультурные коммуникации в регионе рассматриваются в контексте сохранности национальной безопасности. Процесс выстраивания благоприятных межкультурных контактов базируется прежде всего на личностных изменениях, в рамках которых достигается совместимость с иноэтничной культурой. Практическая значимость исследования подчеркивается возрастающим интересом к изучению социальных и этнокультурных аспектов адаптации переселенцев со стороны образовательных учреждений, национально-культурных автономий, государственных гражданских социальных институтов с важной целью осуществления необходимых корректировок, в частности в поведенческих стереотипах мигрантов. Выделяется значимость привлечения специалистов государственных органов власти, проведения регулярных этнокультурных мероприятий для поддержания гармонизированного образа области в рамках межэтнических коммуникаций.

Ключевые слова: Еврейская автономная область, межнациональные отношения, национальность, национальная диаспора, межнациональные конфликты, межкультурные коммуникации, мигранты

Для цитирования: Титова Е.В., Науменко С.С. Правовые и этнокультурные механизмы регулирования жизни мигрантов в Еврейской автономной области // Общество: политика, экономика, право. 2021. № 10. С. 16-20. https://doi.org/10.24158/pep.2021.10.2.

Финансирование: работа выполнена при финансовой поддержке гранта Совета по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и ведущих научных школ Российской Федерации, проект № МК-3204.2021.2.

Original article

Legal and ethno-cultural mechanisms of regulating the life of migrants in the Jewish Autonomous Region

Ekaterina V. Titova1, Semyon S. Naumenko2

12Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia 1efimovaekaterina91 @yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-2196-4760 2semennaumenko@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3048-0140

Abstract. The article presents the normative and legal basis for regulating migration processes in the Jewish Autonomous Region and the experience of coordinated work of public organizations, state authorities and local self-government to strengthen and harmonize inter-ethnic interaction with the multi-ethnic population. It is noted that intercultural communications in the region are considered in the context of national security. The process of building favourable intercultural contacts is based primarily on personal changes, within the framework of which compatibility with foreign ethnic culture is achieved. The practical significance of the study is emphasized by the increasing interest in studying the social and ethnocultural aspects of the adaptation of immigrants by educational institutions, national-cultural autonomies, state, civil social institutions with the important goal of making the necessary adjustments, in particular in the behavioural stereotypes of migrants. The importance of attracting specialists of state authorities, conducting regular ethnocultural events to maintain a harmonized image of the region in the framework of inter-ethnic communications is highlighted.

Keywords: Jewish Autonomous Region, interethnic relations, nationality, national diaspora, interethnic conflicts, cross-cultural communication, migrants

For citation: Titova E.V., Naumenko S.S. Legal and ethno-cultural mechanisms of regulating the life of migrants in the Jewish Autonomous Region // Society: Politics, Economics, Law. 2021. No. 10. P. 16-20. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/pep.2021.10.2.

© Титова Е.В., Науменко С.С., 2021

Funding: the work was carried out with the financial support of a grant from the Presidential Grants Council of the Russian Federation for state support of young Russian scientists and leading scientific schools of the Russian Federation, project No. MK-3204.2021.2.

Еврейская автономная область (ЕАО), как и вся Российская Федерация, является полиэт-ничной территорией, и отношения разных национальных диаспор и их отдельных представителей важны для безопасности. В связи с этим изучение межэтнических взаимодействий на территории ЕАО целесообразно с точки зрения национальной безопасности, так как направлено на выявление реальных отношений такого характера и анализ ключевой исходной информации для успешной реализации общественного и государственного регулирования.

Цель исследования - охарактеризовать правовые и этнокультурные решения проблем в сфере межэтнических взаимодействий в регионе. Цель предопределяет ряд задач: установить особенности этнокультурной обстановки в области; описать инструменты и способы регулирования взаимоотношений между разными этносами, населяющими область. Объектом изучения являются межэтнические отношения, коммуникационные отношения между субъектами межэтнической жизни, предметом - механизмы решения межнациональных вопросов в регионе.

В рамках статьи использован ряд методологических принципов: комплексный анализ элементов и связей, системность анализа, выявление тенденций и интенсивности оцениваемых процессов. Научная новизна исследования состоит в описании предметной области рассмотрения межэтнических коммуникаций через призму аспектов национальной безопасности.

На сегодняшний день вопросы регулирования правовых коридоров в сфере миграционной политики выступают в качестве общемировых теоретических и практических проблем. Ряд ученых, в частности В.В. Косарева [1], А.А. Савченко [2], отмечают важность и необходимость регуляции этнополитики, с помощью которой удовлетворяются интересы субъектов миграционного права.

Многие исследователи, например А.В. Ольшанская [3], А.С. Попов [4], Л.Л. Рыбаковский [5],

A.Ю. Шапкина [6], приходят к выводу, что успешное функционирование различных методов и механизмов регулирования межэтнических взаимоотношений, миграционных потоков и т. д. возможно только при четком формировании стратегии развития и векторном действии субъектов РФ в комфортной адаптивной информационной среде; при преодолении барьеров между властными структурами и населением; при поддержке социально активных общественных групп, которые выступают важными индикаторами возможностей в регионе.

Общетеоретические проблемы миграционных процессов рассматриваются в работах

B.А. Ионцева [7], В.Л. Иноземцева [8], В.И. Мукомеля [9]. В них представлен анализ основных категорий, понятий и тенденций международной миграции, влияния миграционных процессов на демографию принимающих и экспортирующих мигрантов стран.

Государственное регулирование в рассматриваемой сфере представляет собой систематизированную политику, базирующуюся на принципах, целях и действиях, благодаря которым государственный механизм контролирует потоки переселенцев. Регуляция миграционного потока в целях преодоления возможных негативных последствий и создания благоприятных условий для успешной адаптации мигрантов - одна из ключевых задач миграционной политики. На сегодняшний день, согласно конституционным положениям, любой субъект страны имеет право выстраивать регулирующие механизмы (в том числе в анализируемой области) для выполнения одной из приоритетных задач государства - сохранения национальной безопасности.

Миграционная картина в Еврейской автономной области на первое полугодие 2021 г. складывается следующим образом: отмечается уменьшение численности населения в 2 раза (на 613 чел.) в сравнении с цифрами за аналогичный период 2020 г. (на 291 чел.), что объясняется естественной убылью населения (по данным за последний год - 878 чел.) [10]. Число умерших (2 504 чел.) в регионе превышает количество родившихся (1 626 чел.) [11]. Причем миграционный прирост не наблюдается (-895 чел. за 2020 г.), а численность постоянного населения ЕАО на 1 января 2021 г. составляет 156,5 тыс. чел. (на 1 января 2020 г. - 157 402 чел.) [12].

Масштаб международной миграции в области в 2020 г., по данным Хабаровскстата, составил 99 чел.: из стран СНГ - 49, из стран дальнего зарубежья - 50. Число выбывших иностранных граждан из Еврейской автономной области в 2020 г. - 286 чел., в том числе в СНГ - 228, в дальнее зарубежье - 58 [13].

Еще с 2015 г. Дальневосточный федеральный округ занимал первое место в стране по количеству квот на выдачу мигрантам разрешений на работу. За 2020 г. округ вновь сделал заявку на 41,3 тыс. квот, которая также является максимальным показателем по субъектам РФ. На втором месте находится Центральный федеральный округ - 17 тыс. заявок на квоту. Получатели виз сюда едут в основном из соседнего Китая. В частности, в 2019 г. 94,6 % квот в Приморском крае получили китайские рабочие, 100,0 % - мигранты из Китая в Бурятии, Забайкальском крае и Еврейской автономной области [14].

Состав иностранных работников на Дальнем Востоке представлен в основном не визови-ками, а мигрантами из стран СНГ, что объясняется безвизовым режимом. В основном это приезжие из Узбекистана, Таджикистана, Армении, Азербайджана, Киргизии [15]. Основные отрасли труда, где заняты иностранные граждане, - строительство, сельское хозяйство, транспортная сфера, торговля, сфера услуг, добыча полезных ископаемых.

Однако в свете последних мировых событий - пандемии - возник дефицит рабочей силы. Он связан с тем, что мигранты вынуждены уезжать обратно в Китай из-за введения санкций относительно этой страны. Это негативно отразилось на сельскохозяйственной отрасли, в частности в ЕАО. Из-за закрытия границ реализация заявленных на китайских трудовых мигрантов квот стала невозможной. В результате в 2020 г. около половины посевных площадей в ЕАО остались незасеянными.

Кроме сельского хозяйства, от пандемии пострадал и ресторанный бизнес. В области большое количество заведений общепита с китайской кухней, в которых в основном работали мигранты из КНДР. Из-за запрета они не могут вернуться в регион из Китая, и в некоторых случаях стало невозможно заменить их местными жителями.

Также одним из отрицательных явлений, вызванных временными ограничениями в сфере привлечения трудовых мигрантов из визовых стран Азиатско-Тихоокеанского региона в связи с эпидемиологической обстановкой, стало то, что ряд приезжих иностранных работников трудоустраиваются нелегально - без оформления разрешительных документов. По словам экспертов по вопросам миграции и межэтнических отношений, такие кадры не приносят ощутимую пользу экономике региона, напротив, из-за случайных заработков снижается стоимость труда местного населения и наблюдается отвод значительных средств от налогообложения. Вследствие этого возрастает социальная напряженность, отмечается недовольство со стороны местных жителей трудовыми мигрантами и увеличивается риск возникновения межэтнических конфликтов.

Несмотря на столь существенные негативные последствия от коронавирусной пандемии, ряд специалистов отмечают и положительные моменты для рынка труда. В частности, у граждан области появилось больше возможностей для трудоустройства на места, ранее занимаемые иностранными работниками.

Постановлением правительства региона от 24 сентября 2013 г. была утверждена Концепция управления миграционными потоками в Еврейской автономной области до 2025 г., на сегодняшний день находящаяся в статусе действующей [16]. Документ разработан в соответствии с положениями Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной президентом 13 июня 2012 г., и Концепции демографической политики Еврейской автономной области на период до 2025 г., утвержденной постановлением правительства ЕАО от 6 сентября 2011 г.

В этом документе представлены следующие ключевые вопросы: современная миграционная ситуация в области; анализ положения на рынке труда области и оценка эффективности использования иностранной рабочей силы; основные принципы, приоритетные направления, этапы и ожидаемые результаты реализации Концепции; информационно-аналитическое обеспечение реализации Концепции. Главная задача заключается в создании четкого регулирующего механизма миграционной картины в регионе. Основной целью является регулирование миграционных процессов на территории Еврейской автономной области.

Миграция играет значительную роль в демографическом и социально-экономическом развитии ЕАО. На сегодняшний день можно отметить депопуляционные явления в области: за январь - декабрь 2020 г. в регион прибыло 3 527 чел., выбыло - 4 422, разница составила 895 чел. В 2019 г. эта разница достигала 1 026 чел., в 2018-м - 1 778 [17]. Данные показатели отражают тенденцию снижения различия между численностью прибывших и выбывших. В рамках всего Дальневосточного федерального округа Еврейская автономная область занимает 8-е место по количеству покинувших регион - 6 189 чел. [18].

Для улучшения миграционной ситуации в области в Концепции отражен ход работы, разделенный на этапы. Первый (2013-2015 гг.) предполагал разработку и принятие нормативных правовых актов ЕАО; подготовку предложений по созданию областных государственных программ, обеспечивающих реализацию целей, задач, основных направлений миграционной политики; проведение исследований по вопросам внутренней и международной миграции. Второй этап (20162020 гг.) ориентирован на реализацию принятых государственных программ и обобщение нормативных правовых актов, а также расширение объемов использования информационных технологий для анализа миграционной ситуации в области. Третий этап (2021-2025 гг.) показывает результативность принимаемых форм регулирования по главным направлениям реализуемой миграционной политики, уточняет ее стратегические ориентиры и приоритеты [19]. В итоге к 2026 г. в Еврейской автономной области должен увеличиться миграционной прирост населения.

Исследования межэтнической коммуникации и адаптации приезжих народов приобретают все большее значение в связи с процессами глобализации. Еврейская область не является исключением.

Адаптация проходит в несколько этапов. Сначала формируется поведение приезжих, как правило, у них меняются ценности, стереотипы. Затем они начинают обзаводиться новыми знакомыми, после чего осуществляется накопление информационного потенциала, который необходим для реализации своих возможностей в новой среде. Однако на пути закрепления на территории области у разных народов существует барьер, связанный со знанием русского языка. Большинство приезжих плохо владеют языком, но против обучения ничего не имеют. Также при переезде мигранты первое время ведут закрытый образ жизни, что обусловлено недоверием и боязнью со стороны местного населения. Постепенно эти барьеры уходят, этнические группы развиваются, пополняются. Происходит переплетение рас путем заключения межкультурных браков, создания семей.

Процесс адаптация для приезжих - сложный период в их жизни, связанный не только с трудностями в знании языка, но и с юридическими и экономическими проблемами. Для того чтобы получить визу для проживания, необходимо потратить немало времени и сил. Также этнические группы испытывают сложности при устройстве на работу. Не каждый работодатель примет приезжего, а свободных вакансий в области недостаточно. Поэтому мигранты чаще всего заняты на стройках чернорабочими. При поиске жилья также наблюдается ряд проблем: во-первых, подобрать удобное жилье по финансам; во-вторых, зарекомендовать себя как порядочного съемщика квартиры. Оба пункта взаимосвязаны. Маленькая зарплата влияет на уровень жизнь мигрантов в общем - плохое жилье, дефицит средств для обзаведения семьей. Кроме того, большинство приезжих не знают свои права на принимающей территории, что обусловливает отчужденность и закрытость мигрантов.

Дополнительно следует отметить, что в области существует проблема низкооплачиваемого труда. Заработные платы на многих трудозатратных должностях очень низкие, и местное население не желает занимать такие места. Мигранты, приехавшие для заработка, заполняют эти вакансии, тем самым спасают работодателей от нехватки рабочих рук. Примером тому служат китайские мигранты, арендующие земли в районах области и возделывающие на них сельскохозяйственные культуры. При этом в ЕАО активно приезжают люди в целях заработка или постоянного проживания, а также студенты, желающие получить образование в местном университете.

Различия социально-бытовых практик не создают непроницаемых барьеров между представителями разных этносов. Межконфессиональные особенности не являются условием религиозной напряженности в области, более того, в настоящее время они создают уникальный пример общности людей разных этнических групп. Об этом свидетельствует и заключение соглашения между представителями трех религий - мусульманской, иудейской и православной. В настоящее время повышенное внимание уделяется взаимодействую народов, власти используют различные меры для их более комфортного сосуществования в мире. Для этого постепенно упрощается юридический процесс регистрации приезжих и оформления документов, разрешающих проживание.

Еврейскую автономную область сегодня можно охарактеризовать как территорию межэтнического согласия. Это утверждение подтверждается регулярной возможностью социально-культурного взаимодействия. Сюда входят межэтнические браки, изучение национальных традиций, праздников, кухни через проведение этнокультурных мероприятий, в частности фестивалей культур, летних этнокультурных лагерей, школ с этнокультурным компонентом. Данные особенности влияют на развитие ЕАО в целом, некоторые традиции перенимают другие общности, например национальные блюда активно входят в кухни ресторанов, кафе. Существует много мест общепита с акцентом на какую-либо культуру (весьма популярна китайская кухня).

Таким образом, потенциал межкультурного взаимодействия с каждым годом увеличивается. Тесные переплетения с другими культурами - неизбежный процесс в большой стране. Глобализация меняет мир, в том числе межэтнические отношения, возникают негативные моменты, наблюдаются трудности при проживании на принимающей территории. Общение между различными этносами проходит через призму собственной культуры, и человек не всегда готов принять чужие традиции. Вследствие этого некоторое количество мигрантов в ЕАО слабо интегрированы в местную среду.

Боязнь осуждения, страх и другие факторы формируют барьер в общении этнических групп. Государство и органы самоуправления активно вовлекают местное население и мигрантов в межкультурное взаимодействие. Создаются условия для комфортного сосуществования народов в ЕАО: упрощается процесс получения визы, работодатели принимают переселенцев, приезжие имеют возможность получить образование в университетах и школах. Данные меры помогают упростить жизнь мигрантов и позволяют им почувствовать себя свободнее на территории

региона. Ряд этнических групп, в свою очередь, приглашают местных жителей на свои мероприятия, устраивают ярмарки, фестивали. В городах проводятся массовые культурные праздники, строятся синагоги, мечети, благодаря чему мигранты могут ощущать себя частью области.

Список источников:

1. Косарева В.В. Механизм правового регулирования в сфере миграционных отношений (теоретико-правовой аспект) // Ленинградский юридический журнал. 2016. № 4 (46). С. 74-83.

2. Савченко А.А. Особенности миграционного законодательства субъектов Российской Федерации на юге России (на примере Краснодарского края) // Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на Северном Кавказе : мат-лы регион. науч.-практ. конф. Краснодар, 2008.

3. Ольшанская А.В. Основные методы регулирования миграции в России // Молодой ученый. 2020. № 24 (314). С. 480-482.

4. Правовые проблемы социальной защиты вынужденных мигрантов в России / сост.: И.А. Золотаревская, Ю.Я. Чар-дина : в 2 ч. М., 2000.

5. Рыбаковский Л.Л. Миграционный потенциал. Понятие и критерии оценки // Социологические исследования. 2009. № 2. С. 29-36.

6. Шапкина А.Ю. Международная миграция трудящихся: современные правовые проблемы // Вестник Московского университета. Сер. 11: Право. 2011. № 3. С. 65-66.

7. Ионцев В.А. Международная миграция: теория и история изучения // Международная миграция населения: Россия и современный мир / под ред. В.А. Ионцева. М., 1999. Вып. 3. С. 53-105.

8. Иноземцев В.Л. Иммиграция: новая проблема нового столетия // Демография. Миграция. М., 2003. С. 63-72.

9. Мукомель В.И. Интеграция мигрантов: вызовы, политика, социальные практики // Мир России. Социология. Этнология. 2011. Т. 20, № 1. С. 34-50.

10. Миграция населения [Электронный ресурс] // Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу. 2021. URL: https://habstat.gks.ru/folder/25658 (дата обращения: 05.10.2021).

11. Там же.

12. Там же.

13. Там же.

14. Там же.

15. Там же.

16. Об утверждении Концепции управления миграционными потоками в Еврейской автономной области до 2025 г. [Электронный ресурс] : постановление Правительства Еврейской автономной области от 24 сентября 2013 г. № 461-пп. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

17. Миграция населения.

18. Там же.

19. Об утверждении Концепции ...

Информация об авторах Е.В. Титова - кандидат исторических наук, и. о. заведующего кафедрой истории, архивоведения и правовых учений, Приамурский государственный университет имени Шолом-Алей-хема, Биробиджан, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=758856.

С.С. Науменко - студент 2-го курса факультета филологии, истории и журналистики, Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия.

Information about the authors E.V. Titova - PhD in History, Head of the Department of History, Archivai Studies and Legal Studies, Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=758856.

S.S. Naumenko - 2nd-year Student of the Faculty of Philology, History and Journalism, Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 27.08.2021 ; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 17.09.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 14.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.