Титова Е.В.
аспирант факультета Филологии, истории и журналистики ФГБОУ ВПО «Приамурского государтсвенного университета имени Шолом-Алейхема»
Трудовая миграция и адаптационные ресурсы
Успешная этнокультурная адаптация трудовых мигрантов в иноэтничной среде, развитие и улучшение межэтнических коммуникаций, реализация интеграции в принимающее сообщество все это является одними из актуальных проблем современного общества. Для достижения стабильного развития нужно учитывать возможность сохранения полит-этнического и поли-культурного компонентов в структуре социума, способствуя этнокультурной интеграции и адаптации мигрантов. Правильно построенная система социально-экономической политики позволит преодолеть негативные региональные различия и снизить возможные отрицательные последствия увеличивающихся масштабов трудовой миграции1.
Происходящее увеличение числа трудовых мигрантов в дальневосточном регионе влечет за собой активизацию этнического самосознания у трудовых мигрантов, как формы сохранения самобытности. При этом наблюдается устойчивый встречный процесс - рост интегративных тенденций, размывание этнических границ, глобализация и унификация всех сфер общественной жизни. В условиях стремления к этнической самореализации в противовес интеграционным процессам необходимо построить оптимальную модель развития межэтнических отношений в полиэтническом Азиатско-тихоокеанском регионе. Удаленность Еврейской автономной области от центра России, приграничное положение обусловили специфику развития миграционных процессов. Для трудовой миграции ЕАО характерна высокая динамичность и быстрые темпы роста. Количество трудовых мигрантов, прибывших в Еврейскую автономную область, увеличилось почти на 4% по сравнению с 2013 годом. За 7 месяцев 2014 г. ОФМС России по ЕАО мигрантам было выдано 3,352 тысячи разрешений на
1 Управление миграционными процессами современной России: политическое прогнозирование: Монография / Т.М. Бормотова, Е.Л. Рябова, Э.Р. Шикула, А.Ф. Радченко, Т.Р. Суздалева. Международный издательский центр «Этносоциум», 2015. 128 с. С.53
-
работу2. В этой связи выявление тенденций и определение перспектив в международной трудовой миграции населения на Дальнем Востоке, в частности и в ЕАО, являются весьма актуальными как в научном отношении, так и с точки зрения национальной безопасности. Процессы глобализации, распад полиэтнического советского государства, всплеск межэтнических проблем, требуют решения одной из главных задач - сохранение целостности Российской Федерации. Политика, регулирующая миграционные вопросы, должна стать одним из эффективных инструментов решения важнейших государственных вопросов3.
Современные научные исследования характеризуются наличием конкретных разработок на макроуровне в области управления процессами трудовой миграции. В Российской Федерации, на фоне развивающихся рыночных отношений, исследованию проблем трудовой миграции посвящено немало научных трудов, накоплен значительный практический опыт. Вопросы международной миграции населения анализируются в работах В. Ионцева4, Ж. Зайончковской5. Проблема адаптации мигрантов к принимающей этнокультурной среде рассматривается в работах В. Айрапетова6, Г. Витковской7, А. Дмитриева8. Конкретные подходы к разграничению процессов трудовой миграции и межэтнических взаимодействий разработаны в трудах В. Тишкова9, К. Мо-
2 Аналитический обзор миграционной ситуации и деятельности ОФМС России по ЕАО по реализации государственной политики в сфере миграции в ЕАО за 6 месяцев 2014 года. 13 с.
3 Миграционные процессы современной России: политическое прогнозирование в управлении.: Учебно-методическое пособие / Е.Л. Рябова, Т.М. Бормото-ва, А.Ф. Радченко, Т.Р. Суздалева. - Международный издательский центр «Этносо-циум», 2015. - 154 с. С. 144
4 Ионцев В.А. Международная миграция: теория и история изучения. М.: Диалог-МГУ, 1999. Вып. 3. С. 53-105
5 Зайончковская Ж. Миграция вышла из тени // Отечественные записки. 2004. № 4 (19). С. 41-52.
6 Айрапетов В.С. Социальные проблемы вынужденной миграции: автореф. дис. ...канд. филос. наук. М., 1994. 121 с.
7 Витковская Г.С. Российское общество перед лицом массовой трудовой миграции // Государственная национальная политика: проблемы и перспективы: материалы научно-практической конференции 25 мая 2005 г. в Екатеринбурге / Госдума РФ, Правительство Свердловской области, Законодательное собрание Свердловской области, Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка. Екатеринбург, 2005. С. 283-285.
8 Дмитриев А.В. Миграция. Конфликтное измерение. М.: Альфа-М, 2006. 432 с.
9 Тишков В.А. Этническое и религиозное многообразие - основа стабиль' ности и развития российского общества: статьи и интервью. М.: Московское бюро
_
кина10, Ж. Тощенко11. Данные о миграционной ситуации в Еврейской автономной области наиболее полно представлены на официальном сайте ОФМС России по ЕАО.
Автором исследования проводился опрос трудовых мигрантов с 2011 по 2014 гг. по методу «снежного кома» на территории Еврейской автономной области; предлагалась анкета, содержащая вопросы полузакрытого и открытого типа, к тому же проводились личные беседы с представителями этнических общественных организаций ЕАО и многими трудовыми мигрантами. Общее количество опрошенных - 197 человек. Среди опрошенных были трудовые мигранты из Китая - 46 %, Таджикистана - 15 %, Азербайджана-17 %, Армении-13 %, Кореи-3%, Украины -2 %, Молдовы - 4 %12. В основе опроса лежит совокупность нескольких групп этнокультурных и социальных факторов, которые были разработаны исследователями Н.С. Южаниной и М.А. Южаниным. Во-первых, это индивидуально-личностные характеристики (социально-демографические - возраст, пол, уровень образования) и мотивационно-прогностические (мотивация, ожидания, жизненный опыт); во-вторых, это этнокультурные факторы, а именно, субъективная культурная дистанция и особенности своей культуры (знание языка, особенности религиозных праздников, уровень образования, материальный комфорт, традиционные этнокультурные компоненты, семейный быт); в-третьих, опрос отражал и макросоциаль-ные факторы, связанные с государственным регулированием миграционной политики на территории области13.
Возрастная категория варьировалась - от 19 до 54 лет. Возраст респондентов является немаловажным адаптивным ресурсом. Различные категории возрастов - различное восприятие жизненных условий. Вследствие этого у лиц различных возрастов дифференцированная адаптивная стратегия14.
По образованию состав опрошенных трудовых мигран-
по правам человека: Academia, 2008. 84 с.
10 Мокин К.С. Мигранты: «неинтегрируемое сообщество»? // Социальная политика и социология. 2006. № 3. С. 224-234.
11 Тощенко Ж.Т. Этнократия: история и современность (социологические очерки). М.: Росспэн, 2003. 432 с.
12 ГА ЕАО. Ф. 629. Оп. 2. Д. 331. Ефимова Е.В. Полевой отчет. 2011. Л. 5
13 Южанин М.А., Южанина Н.С. Межэтнические взаимодействия в условиях глобализации: монография. - М.: МИИТ, 2007. -с.57, 17,25 п.л.
14 ГА ЕАО. Ф. 629. Оп. 2. Д. 331. Ефимова Е.В. Полевой отчет. 2011. Л. 6
. тов представлен следующими категориями: высшее образование - 9 %; среднее профессиональное образование - 38 %; общее среднее образование - 41 %; неполное высшее образование имеют - 12 %15. Исходя из данных, можно судить о невысоком уровне образованности респондентов, это говорит о том, что многие трудовые мигранты не способны на реализацию профессиональной деятельности, что снижает их уровень адаптации. Среди опрошенных трудовых мигрантов были люди следующих профессий: бизнесмены, учитель начальных классов, учитель английского языка, строители (штукатуры-маляры, разнорабочие - их преобладающее число - 57%), грузчики, бармены, повара, кондитеры, адвокат, охранники, официанты, продавцы. На вопрос: «По каким причинам Вы прибыли именно в Еврейскую автономную область?» указывались следующие ответы: - «условия для жизни здесь лучше» (4%); - «приехал(а) на заработки» (преобладающее количество ответов, 80%); - «приехал(а) в гости к родственникам» (4%); - приехал(а) вместе с родителями; по семейным обстоятельствам (9%); - приехал(а) учиться (3%)16.
Знание местного языка играет одну из основных ролей в достижении благополучной адаптации в новых условиях. Языковой барьер ставит трудовых мигрантов в определенные рамки, когда происходит недопонимание, неадекватное восприятие конкретной цели приезда трудового мигранта. Что в дальнейшем приводит к увеличению неквалифицированного труда, нелегального нахождения мигрантов в принимающей стране. Что касается трудовых мигрантов в ЕАО, помимо родных языков некоторое число опрошенных владеют и русским языком (37 %), некоторые отмечали, что владеют и английским языком (4 %, несколько человек являлись учителями английского языка), остальной процент опрошенных (59 %) - либо владеют русским очень плохо, либо не владеют вообще. Чаще всего конфликты между трудовыми мигрантами и местным населением, как выяснилось, возникали из-за языкового барьера и наблюдались, прежде всего, в строительной отрасли, сельскохозяйственной и торговой сфере. Некоторые трудовые мигранты рассказывали, что из-за стереотипного мнения местных жителей (о том, что «мы - приезжие - «черные», «чурки», «рабы»)
15 Там же
' 16 ГА ЕАО. Ф. 629. Оп. 2. Д. 331. Ефимова Е.В. Полевой отчет. 2011. Л. 8
.};.__
| су
не раз происходили драки: «мы опасаемся ходить по одному, . поэтому стараемся быть всегда в группах». Местное население, так или иначе, все равно чувствует угрозу от все увеличивающегося числа трудовых мигрантов, понимая, что в регионе помимо официально прибывших по трудовой визе, имеет место и нелегальная миграция. Известен также случай, когда руководитель одного из крестьянско-фермерских хозяйств объявил голодовку в знак протеста против политики региональной власти, которая, по его мнению, большее предпочтение отдает китайской рабочей силе в ущерб местной. Фермера поддержали и его коллеги, жалуясь на то, что вынуждены сокращать посевы вследствие близости к Китаю и огромного наплыва дешевого импорта в магазинах области, т.е. отечественная продукция оказывается неокупаемой, фермеры больше расходуют, нежели получают17.
Среди приезжающих на заработки 68% состоят в зарегистрированном браке. Никогда не состояли в браке 15%, остальной процент опрошенных - разведенные18. Таким образом, примерно треть (32% по данным исследования) трудовых мигрантов состояли в официально-зарегистрированных браках. Данный факт можно рассудить как потенциальную возможность увеличения межэтнических браков в области, что также является одним из адаптивных ресурсов.
Уровни своих доходов после переезда на территорию области респонденты оценивали следующим образом: - вполне достаточны (2%); - достаточные только для удовлетворения текущих потребностей (54%); - достаточные для приобретения необходимых продуктов и одежды (43%); - хватает лишь на продукты питания (1%). Время пребывания в области мигранты оценивают по-разному: более половины опрошенных отвечали, что остаются в области на постоянное место жительства, остальные (около 34%) отвечали, что собираются уезжать из области назад на родину. Обратный выезд в большинстве случаев можно аргументировать тем, что временные спады в ключевых отраслях экономики, включая промышленное производство, строительство и сельское хозяйство приводили к росту безработицы внутри области, вследствие чего порой сокращались квоты на иностранную рабочую силу, таким образом, мигранты не могли найти работу. Вот один из примеров
17 ГА ЕАО. Ф. 629. Оп. 2. Д. 331. Ефимова Е.В. Полевой отчет. 2011. Л. 7
18 ГА ЕАО. Ф. 629. Оп. 2. Д. 331. Ефимова Е.В. Полевой отчет. 2011. Л. 7-8
ответов: «строительство заморожено - нет денег - и я не смог вообще найти работу. Мне пришлось занимать деньги, чтобы приехать сюда, и я их потратил. Не знаю, что и делать»19.
Создание условий, необходимых для успешной адаптации мигрантов в новом для них обществе предполагает принятие мер для достижения благоприятной системы межэтнических коммуникаций, оказание необходимой помощи для включения мигрантов в новую этнокультурную среду: образовательные услуги, развитие системы социальной защиты, поддержка языка и культуры мигрантов. Все вышеперечисленное зависит непосредственно от деятельности органов власти. По результатам опроса, взаимоотношения мигрантов с различными учреждениями оцениваются так: а) сферой местного здравоохранения довольны полностью 48%; частично довольны 39%, затрудняются ответить на данный вопрос 13%; б) деятельностью местных правоохранительных органов довольны 64%; частично довольны 34%, затрудняются ответить 2%; в) деятельностью Отдела Федеральной миграционной службы полностью довольны 49%; частично довольны 38%; затрудняются ответить 13%20. Респондентам был предложен вопрос открытого типа без предлагаемых ответов, по поводу того, как они считают, что необходимо сделать для улучшения адаптации приезжего населения на территории ЕАО; были получены следующие преобладающие ответы: «необходимо оказывать помощь при трудоустройстве на работу (побольше квот)»; «помогать устроиться на работу и найти пригодное для жизни жилье»; «помогать обеспечивать работой, жилплощадью, а главное - перспективой для взращивания и воспитания здоровых телом и душой детей»; «обеспечение нормальными местами для проживания»; «больше создать рабочих мест, обеспечить нормальные условия труда, платить достойную заработную плату»; «на работу чтобы принимали без проблем»; «чтобы местное население проявляло больше уважения к нам»21.
Таким образом, показателем адаптированности трудовых мигрантов к иноэтничной среде является не только степень их удовлетворенности разными сторонами своей трудовой деятельности, комфортными жизненными условиями, но и
19 Там же
20 ГА ЕАО. Ф. 629. Оп. 2. Д. 331. Ефимова Е.В. Полевой отчет. 2011 г. л. 11.
21 Там же
культура взаимодействия с основным социумом, выраженная в устойчивых межэтнических, межличностных отношениях; в уважении культурного многообразия каждой из сторон, в поддержании культурных и ценностных образцов путем регулярного проведения разнообразных этнокультурных мероприятий. Для трудовых мигрантов ЕАО положительное значение имеют такие адаптивные ресурсы, как возраст, уровень доходов, создание межэтнических браков. Низкая правовая, культурная информированность трудовых мигрантов, как следствие возникающие проблемы с трудоустройством, конфликты с местным населением, языковой барьер все эти адаптивные ресурсы на настоящий момент в области оказывают отрицательное влияние на благополучный процесс адаптации. Необходимо построить систему механизмов регулирования процессов адаптации трудовых мигрантов в области. Основную роль в формировании и реализации миграционной политики играют несколько групп механизмов: во-первых, группа, регулирующая политико-правовую систему. Среди них, можно выделить следующие: во-первых, нужно совершенствовать миграционное законодательство для формирования по области (и в стране в целом) оптимальной миграционной ситуации; во-вторых, строго контролировать количество въезда трудовых мигрантов в принимающую страну; в-третьих, необходимо выстроить организованную систему привлечения трудовых мигрантов, привлекать не только дешевую рабочую силу, но и высококвалифицированных специалистов для развития внутреннего рынка труда, в первую очередь; в-четвертых, оказывать государственную поддержку вынужденным переселенцам. Вторая группа механизмов регулирования процессов адаптации трудовых мигрантов, одна из значительных, это этнокультурные механизмы (например, приобщение трудовых мигрантов к культурным традициям региона проживания; воспитание чувства культурной и этнической идентичности; развитие образовательных, языковых программ по улучшению уровня адаптации трудовых мигрантов и гармонизации межэтнических отношений; приобщение местной молодежи к проблемам адаптации и интеграции мигрантов; увеличение количества этнокультурных мероприятий в области; создание локальных функциональных центров, занимающихся
■
вопросами адаптации и интеграции трудовых мигрантов). Необходимо содействовать формированию у трудовых мигрантов стремления к обретению российской гражданской идентичности, как ценности, отражающей сплоченность, достойную жизнь и возможность развития для каждого человека, независимо от его социального положения, этнокультурных и других убеждений.
Список литературы:
1. Айрапетов В.С. Социальные проблемы вынужденной миграции: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1994. 121 с.
2. Аналитический обзор миграционной ситуации и деятельности ОФМС России по ЕАО по реализации государственной политики в сфере миграции в ЕАО за 6 месяцев 2014 года. 13 с.
3. Витковская Г.С. Российское общество перед лицом массовой трудовой миграции // Государственная национальная политика: проблемы и перспективы: материалы научно-практической конференции 25 мая 2005 г. в Екатеринбурге / Госдума РФ, Правительство Свердловской области, Законодательное собрание Свердловской области, Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка. Екатеринбург, 2005. С. 283-285.
4. ГА ЕАО. Ф. 629. Оп. 2. Д. 331. Ефимова Е.В. Полевой отчет. 2011. 61 л.
5. Дмитриев А.В. Миграция. Конфликтное измерение. М.: Альфа-М, 2006. 432 с.
6. Зайончковская Ж. Миграция вышла из тени // Отечественные записки. 2004. № 4 (19). С. 41-52.
7. Ионцев В.А. Международная миграция: теория и история изучения. М.: Диалог-МГУ, 1999. Вып. 3. С. 53-105
8. Мокин К.С. Мигранты: «неинтегрируемое сообщество»? // Социальная политика и социология. 2006. № 3. С. 224-234.
9. Тишков В.А. Этническое и религиозное многообразие - основа стабильности и развития российского общества: статьи и интервью. М.: Московское бюро по правам человека: Academia, 2008. 84 с.
10. Тощенко Ж.Т. Этнократия: история и современность (социологические очерки). М.: Росспэн, 2003. 432 с.
11. Южанин М.А., Южанина Н.С. Межэтнические взаимодействия в условиях глобализации: монография. М.: МИИТ, 2007. с.57, 17,25 п.л.