Марина Кривенькая, Владимир Захаров, 001:10.37492/ЕТМ0.2022.67.1.003
Елена Омельченко, Анна Орлова, Анна Шевцова, Ольга Яшина, Татьяна Криворучко, Марина Дорохова
Образование и диалог в интересах мира и человека. Итоги XIII международного научно-практического семинара из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество»
В декабре 2021 г. в Московском педагогическом государственном университете в очно-дистанционном формате состоялся международный научно-практический семинар «Образование и диалог в интересах мира и человека» - ХП1 семинар из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество». Семинар был приурочен к 75-летнему юбилею ЮНЕСКО. Характеризуется содержание ключевых секций, дискуссионных площадок и круглых столов семинара, приводятся рекомендации системе образования и педагогическому сообществу.
Ключевые слова: международное образование, цели устойчивого развития, ЮНЕСКО, доступ к образованию, историко-культурное наследие, русскоязычное образование в мире, миссия университета, межсекторальное сотрудничество, миссия учителя, гуманизация образования.
9-10 декабря 2021 года в Московском педагогическом государственном университете (г. Москва, РФ) в очно-дистанционном формате состоялся международный научно-практический семинар «Образование и диалог в интересах мира и человека» - XIII семинар из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество». Семинар был приурочен к 75-летнему юбилею ЮНЕСКО.
Организатор семинара - ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (кафедра ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» и факультет регионо-ведения и этнокультурного образования). Мероприятия семинара готовились при поддержке секретариата
Кривенькая
Марина Александровна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры ЮНЕСКО, директор Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества, Институт социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета (Москва), ma.krivenkaya@mpgu.su
Захаров
Владимир Федорович,
ведущий специалист факультета регионоведения и этнокультурного образования, ИСГО МПГУ (Москва), факЬагоу@таН. ги
Омельченко Елена Александровна,
кандидат исторических наук, декан факультета регионоведения и этнокультурного образования, заместитель директора, ИСГО МПГУ (Москва), etnol@dol.ru
Шевцова
Анна Александровна,
доктор исторических наук, зам. декана факультета регионоведения и этнокультурного образования по научной работе, профессор кафедры культурологии, ИСГО МПГУ (Москва), ash@inbox.ru
Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, Международного педагогического общества в поддержку русского языка, Совета по делам национальностей при правительстве Москвы и во взаимодействии с координационным комитетом кафедр ЮНЕСКО РФ, Международной федерацией мира и согласия, Международным советом российских соотечественников, сетью межуниверситетского сотрудничества УНИТВИН/ кафедры ЮНЕСКО и Всероссийским объединением школ - участников международного проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО».
В этом году в семинаре приняли участие более 150 руководителей и специалистов из образовательных организаций общего, профессионального, высшего и дополнительного образования из 14 регионов РФ и 22 зарубежных стран, в том числе стран СНГ, европейских государств, Египта, Турции, Афганистана, Индии, Индонезии, Австралии, Бразилии, Канады, а также представители международного экспертного и академического сообщества. Активными участниками стали сотрудники общественных организаций, ученые, эксперты, педагоги, руководители - члены Международного педагогического общества в поддержку русского языка и ряда партнерских организаций, заинтересованных в развитии культурно-образовательного со-
Орлова Анна Юрьевна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии, ведущий специалист факультета регионоведения и этнокультурного образования, ИСГО МПГУ, ответственный секретарь Международного педагогического общества в поддержку русского языка (Москва), ugodnikova@mail.ru
Яшина Ольга Николаевна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры ЮНЕСКО факультета регионоведения и этнокультурного образования, ИСГО МПГУ (Москва), уа$Ыпаоп@таИ. ги
Криворучко Татьяна Васильевна,
главный методист проекта «Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: методическая и консультативная поддержка школ и детских садов в регионах России», ведущий специалист факультета регионоведения и этнокультурного образования, ИСГО МПГУ (Москва), tvkri@yandex.ru
Дорохова
Марина Владимировна,
ведущий специалист факультета регионоведения и этнокультурного образования, ИСГО МПГУ (Москва), таппа^огокЬоуа@таИ. ги
трудничества и обсуждении совместных проектов развития образования на русском языке. Помимо традиционных партнеров кафедры и университета, аудитория семинара значительно пополнилась новыми участниками -представителями самых разных организаций из РФ и зарубежных стран, многие из которых заявили о стремлении к более стабильным отношениям сетевого межвузовского сотрудничества.
Программа двухдневного семинара включала работу четырех секций, трех круглых столов, двух дискуссионных площадок, историко-философский лекторий. Магистральными темами стали: «Доступ к образованию: равные права и разные возможности», «Миссия университета в новой социокультурной реальности», «Культурное наследие и поиски идентичности», «Цифровизация Ув гуманизация образования». Участникам также была предоставлена возможность поделиться опытом, практическими наработками и педагогическими технологиями интеграции мигрантов, формирования межкультурной компетентности средствами образования, изучения духовно-нравственной культуры народов России в современной школе.
Особое внимание было уделено вопросам поддержки русского языка и образования на русском языке в мире, которые обсуждались на трех
6
г» ■
о си
§ 5
т 5 В
¡2 з- ^
о
* I *
£ й а
з з ™
с V с
| & =
Ж р щ Охи
мероприятиях, в том числе по темам: «Образование на русском языке в мире» и «Международное простран-I-11 ство русской школы». На полях семинара 9 декабря про-| | з шла конференция Международного педагогического £ & 1 общества в поддержку русского языка, координацион-| 1 | ный совет которого базируется в МПГУ. в || Открывая семинар, ректор МПГУ, член-коррес-
0 | ® пондент Российской академии образования, заведую-| §1 | щий кафедрой ЮНЕСКО «Международное образова-| й ч ние и интеграция мигрантов» доктор исторических
1 = 1 наук, профессор Алексей Владимирович Лубков отме-3 3 I тил, что на фоне роста масштабов изоляции и неравенства в мире, который отмечается во всех сферах, «сегодня особенно важно обращение к человеку, недопущение гуманитарного кризиса». Многообразие тем, которые составляют проблемное поле семинара, в этом году фокусируется на потребностях человека. Это право на образование и доступ к качественному образованию,
^ 1 помощь «уязвимым» категориям людей, в том числе де-| 5 тям из семей международных мигрантов, объединение £ | усилий власти и гражданского общества в преодолении 11 вызовов времени. «Уверен, - заметил ректор, - что 11" нужды людей, их стремление к достойной жизни опре-| | деляют вектор работы современных систем образова-
л ^
| §■ ния России и других стран мира».
м £ На открытии семинара прозвучали приветствия
10 О.
| ^ в адрес его участников и организаторов от Министерства Е науки и высшего образования РФ, от посла по особым
поручениям МИД РФ, ответственного секретаря Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Григория Эдуардовича Орджоникидзе, от председателя комитета кафедр ЮНЕСКО РФ Владимира Константиновича Егорова, от национального координатора международного проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» в РФ Нэллы Матвеевны Прусс. Во всех приветствиях отмечалась
важность организации мероприятия, которое в ответ на вызовы, с которыми столкнулся мир в 2020-2021 гг., предлагает к обсуждению широкий круг вопросов, связанных с гуманизацией образования, акцентирует внимание на сфере социальной инклюзии, интеграции мигрантов средствами образования и просвещения, расширения социально-гуманитарного компонента образования и гражданского воспитания.
О значимости вклада России в разработку Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, 60-летие принятия которой мировая общественность отмечает в этом году, говорила в своем обращении к участникам советник секретариата Комиссии по делам ЮНЕСКО РФ Ксения Александровна Гавердовская. О трансформационном образовании в связи с состоявшимся в этом году Первым международным студенческим конгрессом упомянула в своем выступлении исполнительный директор проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» в РФ Наталья Борисовна Ларионова. Необходимость расширения действий в области защиты прав на использование русского языка и получение образования на русском языке была главной темой обращения к участникам семинара старшего советника Фонда поддержки и защиты прав соотечественников за рубежом Анатолия Аркадьевича Сорокина.
В ходе пленарного заседания «Образование для мира и развития: личностное измерение» прозвучали доклады, которые не только стали отправной точкой последующих дискуссий, но и задали эмоциональный тон семинару. Лейтмотивом семинара стали слова генерального директора, руководителя кафедры ЮНЕСКО Мандсаурского университета из Индии, профессора Джагдиш Кхатри: «Образование - это прежде всего внимание к человеку, а не воспроизведение человеческих ресурсов».
|5 t
S- S. S
о ai
« s *
¡2 я- ч
<53
о 1 ;
se i s
£ x g.
3 g S
с V w
| S" I
ï P w
О X U
О том, как понимают разные аспекты глобальных инициатив ЮНЕСКО представители российской обу-J111 чающейся молодежи, рассказала профессор кафедры ! ! g ЮНЕСКО РГПУ им. А.И. Герцена, канд. филол. наук £ ! 1 Людмила Александровна Балясникова. Новые воз-| 1 | можности проекта ЮНЕСКО «Обучающие города е | î ЮНЕСКО» для объединения образовательного и соци-
л го ш
0 | ® окультурного потенциала на примере города Уфы как ! 3 ! первого российского «обучающего города» раскрыла | g ч заведующая кафедрой истории государства и права
1 = 1 и конституционного права, директор Башкирского ин-3 s i ститута социальных технологий (филиал) ОУП ВО
5 Академия труда и социальных отношений д-р полит, наук Танзиля Алтафовна Нигматуллина.
К обмену практическим опытом пригласили участников директор Центра толерантности ЧУК Еврейский музей и Центр толерантности канд. психол. наук Анна Владимировна Макарчук, которая представила интерактивные методы профилактики ксенофобии и экстремизма в молодежной среде через проект «Код БЕЗопасности», а также заместитель директора по научной и международной деятельности ГБОУ гимназия №540 г. Санкт-Петербурга, канд. пед. наук Елизавета Алихановна Измайлова разговором о проектах и программах сотрудничества в системе школьного и вузовского образования по теме межкультурного диалога обучающихся и преподавателей.
Выступления участников разных мероприятий семинара так или иначе были обращены к человеку, его запросам и потребностям, трудностям и перспективам существования в быстро меняющемся мире, новой социокультурной среде и разноформатном образовательном пространстве.
Секция «Доступ к образованию: равные права и разные возможности» (модератор - директор Центра реги-
m о
оноведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества, доцент кафедры ЮНЕСКО МИГУ, канд. филол. наук Марина Александровна Кривенькая) аккумулировала вопросы обеспечения доступа к качественному образованию и социальной инклюзии в школе и обществе. Своеобразным введением в проблему стало выступление ст. научного сотрудника Центра социальных наук Венгерской академии наук (г. Будапешт, Венгрия), профессора Ференца Боди о циклах Кондратьева и образовательных политиках на протяжении истории. В продолжение темы вопрос о меняющемся балансе прав и обязанностей обучающихся подняла доцент кафедры новой и новейшей истории Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского Ирина Александровна Хвостова.
Об отражении межцивилизационной тематики в образовательных программах вузов говорили на секции руководители кафедр ЮНЕСКО: о соотношении приоритетов международных программ и национальных систем образования - зам. директора ИСАА, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Востоковедение и африканистика: современные методы изучения и преподавания» МГУ имени М.В. Ломоносова канд. истор. наук Диляра Медехатовна Солодовник, об академическом образовании и инклюзивном обществе - руководитель отдела библиотековедения и архивоведения, зам. заведующего межфакультетской кафедрой ЮНЕСКО «ИКТ в библиотековедении, образовании и культурном наследии» Университета библиотековедения и информационных технологий (София) д-р Таня Тодорова.
На секции также были представлены технологии работы с обучающимися для обеспечения успешного результата образовательной деятельности: по приобретению культурных компетенций в области иноязыч-
|5 t
S- S. S
0 ai
S ?
° S «
¡2 я- ^
1 s i <53
0 i ;
se i s
s s a
3 g s
с V «
1 S- I
ï P w
О X U
ного обучения (доцент кафедры культурологии ИСГО МПГУ, канд. истор. наук Екатерина Васильевна J-11 Митницкая), о стратегии похвалы и создании ситуации ! i g успеха (доцент Башкирского института социальных £ ! 1 технологий канд. пед. наук Юлия Владимировна ! i i Андреева). Своеобразным итогом работы секции про-е 11 звучало выступление научного сотрудника Музея исто-оi 11 рии МГУ имени М.В. Ломоносова канд. истор. наук | S | Елизаветы Дмитриевны Араповой о важности личност-| S ч ного фактора, эмоционального настроя и общекультур-1 = 1 ного контекста в образовании XXI века.
< s 1
g g | Тема секции «Миссия университета в новой социо-
культурной реальности» (модератор - доцент кафедры ЮНЕСКО ИСГО МПГУ, канд. истор. наук Ольга Николаевна Яшина) стала логическим продолжением наметившейся дискуссии, отразившись в докладах о необходимости хорошего знания англоязычной литературы в процессе подготовки профессиональных и обладающих межкультурной компетенцией преподавателей английского как иностранного (зав. кафедрой ЮНЕСКО по межкультурному образованию и повышению квалификации преподавателей Бейт Берл колледжа (Кфар-Сава, Израиль) Рувайда Абу Расс), о необходимости помощи профессорско-преподавательского состава выпускникам вузов (доцент ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова Вячеслав Леонтьевич Пархимович в сообщении об экспериментальном учебном модуле кафедры ЮНЕСКО Института Стран Азии и Африки МГУ «Цели устойчивого развития»), о важности организации научно-образовательных и просветительских проектов в педагогическом вузе (ректор Горловского института иностранных языков Светлана Александровна Кочетова).
Требования к современному педагогу и его миссии были обобщены в презентации готовой к изданию
m о
рукописи книги «Педагогические этюды: от теории к практике», направленной на формирование креативного потенциала будущих педагогов (докладчики из Московского государственного университета геодезии и картографии и Литературного института имени Горького Виталий Григорьевич Сиромаха, Ольга Петровна Быкова, Маргарита Александровна Мартынова) и сообщении «Портрет современного преподавателя высшей школы» Серине Мисисян, старший преподаватель Российско-Армянского университета (Ереван) об образе учителя, в котором необходимые профессиональные качества сочетаются с личными.
Отдельная секция семинара «Международное пространство русской школы» была посвящена русскоязычному образованию в мире (модератор - отв. секретарь координационного совета Международного педагогического общества в поддержку русского языка, доцент кафедры культурологии ИСГО МПГУ канд. ис-тор. наук Анна Юрьевна Орлова). На секции коллеги представили актуальный опыт организации школ по изучению русского языка и образования на русском языке в своих странах, рассказали о мотивации к изучению русского языка, успешных практиках, национальной специфике. Так, профессор факультета литературы Университета Эрджиес города Кайсери Учгюль Севинч (Турция) осветила ситуацию с изучением русского языка в школах и университетах Турции, обратив особое внимание на малочисленность программ поддержки образования на русском языке, как со стороны турецких властей, так и со стороны России. Коллега из Австралии, основатель детского сада и клуба для школьников Pink Zebra в Мельбурне, организатор социального проекта «Дети-билингвы. Австралия», автор книги «Дети-билингвы: известные методики в живых историях» Катерина Ржевская познакомила участников
секции со спецификой организации русских школ в регионе, развивающих билингвальную форму обучения £ ! | детей.
! ! g Важной составляющей работы секции стало пред-
if S* 1 ставление опыта изучения цивилизационного наследия | 1 i России и русского мира. Так, ведущий специалист е | î Центра историко-культурных исследований религии
|5 t
S- S. s
о ai
S ?
га S S
m s- ч
о x u
•а га w
0 и межцивилизационых отношений ИСГО МПГУ Юрий ! 3 ! Юрьевич Юренко представил опыт адаптации проекта | S ч «Цивилизационное наследие России» для учащихся
1 g I воскресных школ зарубежных приходов РПЦ. Тему я g | культурного наследия русского мира и возможностей
его изучения в зарубежных образовательных практиках продолжили протоиерей, настоятель русского право-gIs славного храма Воскресения Христова в Рабате | s | (Марокко) о. Максим Массалитин и президент | Ассоциации Россия - Аквитания в городе Бордо (Франция) Игорь Владимирович Жуковский. В выступлении президента международной общественной организации «Федерация мира и согласия», канд. полит, наук Виктора Ивановича Камышанова был сделан акцент на необходимости в современной сложной геополитической ситуации больше внимания уделять гуманизации образования.
Секция «Культурное наследие и поиски идентичности» (модератор - профессор кафедры культурологии ИСГО МПГУ, главный редактор издательства «Этносфера» д-р истор. наук Анна Александровна Шевцова) ставила вопросы актуализации историко-культурного наследия: через экспозиционные и исследовательские практики (член-корреспондент Российской академии художеств, ученый секретарь научно-организационного управления PAX, канд. искусствоведения Елена Александровна Ржевская о мифотворчестве и сказке, член союза художников России
m о
А.А. Шевцова о видении наследия глазами карикатуристов); о связи наследия, традиционной культуры и идентичности (зав. кафедрой ЮНЕСКО «Межкультурный диалог в современном мире» Российско-Таджикского (Славянского) университета (Душанбе), канд. истор. наук Мунзифахон Мирзоевна Бабаджанова); о сохранении языковой картины мира через преподавание родных языков народов России на примере эрзянского языка (педагоги школы с. Кивать имени доктора технических наук А.И. Фионова (Кузоватовский район Ульяновской области) Наталья Витальевна Левшанова и Анна Петровна Кочаева).
Блестящий аналитический доклад, посвященный угрозе диалогу цивилизаций в сфере образования на примере исламского и индуистского радикализма, представил старший научный сотрудник ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова кандидат исторических наук Кирилл Андреевич Фурсов.
Традиция сотрудничества двух кафедр ЮНЕСКО МПГУ в представлении тематики связи межкультурного и медиаобразования была продолжена включением в программу семинара панельной дискуссии «Цифровизация У* гуманизация образования» (модератор - зав. кафедрой медиаобразования Института журналистики, коммуникации и медиаобразования, зам. заведующего кафедрой культурологии Института социально-гуманитарного образования, профессор кафедры культурологии Ирина Александровна Купцова). Тема исследования отношений между медиаграмотно-стью и цифровыми навыками была заявлена установочным выступлением директора Института развития и исследований лидерства в информационной среде Университета библиотековедения и информационных технологий, члена кафедры ЮНЕСКО по ИКТ, культурному наследию и библиотечным исследованиям
|5 t
S- S. S
0 ai
S ?
° S «
¡2 я- ^
1 s i <53
si S
M s % S
I s ж
i S- i
ï P w
О X U
(г. София, Болгария) Мариэлы Модевой. Далее эта тема получила развитие в выступлениях участников из раз-J-11 ных регионов РФ: о моделях поведения молодежи ! i g на основе ценностных ориентаций в условиях цифро-if S* 1 визации (главный научный сотрудник Центра социаль-! i i ной демографии Института социально-политических е | f исследований РАН, доктор социологических наук
0 | ® Виктория Юрьевна Леденева) и моделях межкультур-! §1 ! ного и межъязыкового взаимодействия различных об-| g ч разовательных систем в условиях цифрового общества
1 g I (доцент Ульяновского государственного педагогиче-¡£ g ! ского университета имени И.Н. Ульянова канд. пед.
наук Ирина Федоровна Сергеева).
Результаты исследований поведения молодежи в цифровой среде включали методические подходы: з | о диалогической методике «Самого круглого стола» на базе дистанционных технологий (ассоциированный научный сотрудник Южного филиала Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева (Армавир) канд. культурологии Геннадий Владимирович Бакуменко), о навыках цифровой гигиены российской молодежи (по итогам пилотажного социологического исследования - доцент кафедры интегрированных маркетинговых коммуникаций и брендинга Уральского федерального университета имени первого президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург), канд. соц. наук Дмитрий Васильевич Руденкин).
Доклады также касались особенностей разных видов обучения в цифровой образовательной среде: инфор-мальному образованию - профессора кафедры культурологии МПГУ, доктора культурологии Ирины Александровны Купцовой, непрерывному образованию - преподавателя Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Олега Николаевича Гурова. В секции
m о
прозвучал и голос молодежи: выступление о современном молодежном сленге в образовательной коммуникации сделала магистрант кафедры культурологии ИСГО МПГУ, декоратор компании «Мармеладный рай» Анна Сергеевна Мельникова, в обсуждении также приняли участие французские студенты Ульяновского государственного педагогического университета. Были также подняты вопросы доступности ресурсов, эффективности и дегуманизации, протестного потенциала молодежи, разных форм общения в цифровой среде и другие.
Просветительский и гуманистический посыл семинара был подкреплен включением в программу открытого историко-философского лектория, на котором профессора из Греции и Венгрии прочитали две мини-лекции: о Джордано Бруно и его месте в истории философской мысли - директор по гуманитарным наукам, профессор ВСА Колледжа (Афины) Яннис Фикас; об элементах русской народной речи в фольклоре и в литературе - доктор хабилитат, профессор Имре Пачаи (Ньиредьхаза).
Одним из ключевых мероприятий семинара стал круглый стол «Образование на русском языке в мире», модераторами которого выступили председатель координационного совета Международного педагогического общества в поддержку русского языка, председатель Латвийского общества русской культуры, директор частной школы «Сигма» (Рига) Елена Васильевна Матьякубова и председатель Молдавского общества преподавателей русского языка и литературы, д-р филол. наук, д-р педагогики, член Президиума Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) (Кишинев) Татьяна Петровна Млечко.
Тематики выступлений отразили основное проблемное поле работы общества: перспективы образования
на русском языке в школах ближнего зарубежья (Т.П. Млеч-ко, Асиф-Аббас оглы Гаджиев), методические ресурсы J-11 для билингвального образования с русским языковым ! ! g компонентом (Полина Георгиевна Гельфрейх, препода-if S* 1 ватель Пармского государственного университета (Италия), Юлия Амлинская, руководитель онлайн-школ
». s с Э- 2. s
m * О.
X Р
I ï I
« « î
е I s русского языка и дополнительного образования " ! !
о I х Russifïcate и Russifîcate Kids (Испания), возможности
а £ х
о ai
S ? ° S ■
¡2 з- ^
se s
£ х g.
3 g S
с V w
| S" I
ï P w
О X U
изучения русского языка и знакомства с русской культу-| й I рой в странах дальнего зарубежья (Анна Смирнова-! р I Энрикес, координатор проведения тестирования £ 3 I по русскому языку как иностранному (ТРКИ) в Бразилии, Мохаммад Карим Безхан, преподаватель кафедры русского языка факультета иностранных » 11 языков и литератур Кабульского университета (Афганистан). Опытом гуманитарного развития школьников в системе дополнительного образования поделилась Евгения Вениаминовна Рудова, директор средней школы № 70 им. Л.Н. Гуртьева (г. Минск, Беларусь).
Отдельное место в программе международного семинара получило освещение тем, которыми прицельно занимается в сотрудничестве с партнерами факультет регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ: технологии интеграции мигрантов - кафедра ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» и формирование духовно-нравственной культуры в школе - Центр историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений. Эти вопросы обсуждались во время семинара на двух больших круглых столах.
Одним из магистральных мероприятий семинара стал круглый стол «Педагогические технологии интеграции мигрантов и формирование межкультурной компетентности средствами образования» (модера-
m о
торы - главный методист проекта «Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов средствами образования: консультативная и методическая поддержка школ и детских садов в регионах России», ведущий специалист факультета регионоведения и этнокультурного образования МИГУ Татьяна Васильевна Криворучко и преподаватель РКИ, специалист кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» МИГУ Марина Владимировна Дорохова). На кругом столе свой опыт по созданию педагогических кейсов при адаптации мигрантов и воспитанию успешного выпускника современной образовательной организации представили ученые из ведущих университетов России, преподаватели институтов и учителя школ, гимназий, лицеев из России и Белоруссии: из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Барнаула, Самары, Астрахани, Энгельса, Якутска. Доклады построены на опыте работы с обучающимися школ и студентами вузов.
Общий тон дискуссии задали первые выступления: ассистент проекта бюро Международной организации по миграции в Москве O.A. Рыбакова рассказала о тенденциях, которые наблюдаются в сфере международной миграции и образования в РФ, заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ канд. психол. наук Олег Евгеньевич Хухлаев и доцент кафедры социальной педагогики и психологии МПГУ канд. психол. наук Марина Юрьевна Чибисова прокомментировали особенности социально-инклюзивного подхода к интеграции детей-мигрантов в образовательной среде с точки зрения психологии.
Доцент кафедры истории философии и культуры Воронежского государственного университета, канд. филос. наук Станислав Игоревич Сулимов через призму
|5 t
S- S. S
0 ai
S ?
m S S
¡2 я- ^
1 s i <53
si S
M s % S
I s ж
i S- i
ï P w
О X U
исторических исследовании проиллюстрировал, в какой роли выступало светское образование как инстру-J-11 мент ассимиляции / интеграции. Доцент кафедры ! i g социальной и молодежной политики Алтайского госу-Îi 11 дарственного университета (Барнаул) канд. соц. наук ! i i Дарья Алексеевна Омельченко рассказала об оценке Ê | Î потребности в социокультурной адаптации мигрантов
0 I s в приграничных регионах России, доцент Ленин-
1 3 ! градского областного института развития образования IS ч (Санкт-Петербург) канд. филол. наук Светлана ! g I Владимировна Букреева проанализировала особенно-3 s i сти культуры коренных малочисленных народов
Ленинградской области в школьном изучении на примере прикладных методик.
Особенно интересным было представление коллек-з I тивного опыта школ разных регионов. Так, педагогический коллектив ГБОУ СОШ № 136 Калининского района г. Санкт-Петербурга в составе заместителей ^ 1 директора Марины Сергеевны Максимовой и Татьяны
I 5 Юрьевны Дождиковой, учителей Ирины Константи-
га ®
£ i новны Кочаненковой и Оксаны Валерьевны Михайло-
II вой представили кейс образовательной организации, I i" где показали на практике применяемые педагогические i I модели интеграции детей-мигрантов в современное со-I I циокультурное пространство. Заместитель директора £ i ЧАУ школа «Эврика» (Самара) Екатерина Геннадьевна 11" Голякова раскрыла суть технологии по формированию Е культуры позитивного межнационального общения
как важнейшего фактора поликультурного воспитания.
Учителя ГБОУ города Москвы школа № 2009 Татьяна Анатольевна Петриченко и Ирина Васильевна Филатова рассказали об универсальности проектной технологии на примере проекта «Life Link, школа дружбы», где коллеги реализовали развитие языковой компетенции при обучении английскому языку и окру-
жающему миру, что показало многогранность проекта и его широкое использование в различных предметных областях. Заместители директора МБОУ г. Астрахани гимназия № 4 Надежда Владимировна Колчанова и Галина Алексеевна Карпунина и учитель Марина Александровна Суханова рассказали о своей гимназии как о площадке возможностей на примере системы проектов, в рамках которых каждому выпускнику удается достичь успеха. Учителя МОУ средняя общеобразовательная школа № 19 Энгельсского муниципального района Саратовской области (Энгельс) Анна Александровна Карташова и Татьяна Александровна Ермолаева показали межпредметную связь в контексте проекта «Спорт и медиация - путь к дружбе», поделились опытом структурирования подобных задач, которые можно представить и в других направлениях. Координатор АТТТ ЮНЕСКО учитель МОБУ «Саха гимназия» (Якутск) Марианна Алексеевна Андреева на примере республиканского опыта Якутии рассказала о бикультурном самоопределении и саморазвитии личности.
Учитель русского языка и литературы ГУО Сновская средняя школа (Снов, Республика Беларусь) Инна Ричардовна Винник на примере авторской игры-кон-курса «Журавлик» показала этапы формирования и развития лингво-культурологической компетенции учащихся-билингвов, построив свое выступление в интерактивной форме, тем самым подтверждая, что данная технология применима и к взрослой категории обучающихся или слушателей языковых курсов, так как контексты включают в себя не только задачи по расширению лингвистического запаса, но и способствуют формированию культурологической компетенции в русскоязычном языковом пространстве. Идеи лингвистических заданий были с энтузиазмом восприняты московскими коллегами, работающими над содержанием
л га S ч х Е
0 |s
1 ® 5
о * 9 s — п
Is |
ас s
s х а
з з £
с V с
| S" I
Ж р щ
OXU
il| вопросов этнографической олимпиады «Москва - сто-
II | лица многонациональной России».
J-1 | В ходе динамичной работы круглого стола было вы-
S "Г Ь
| g g сказано много новых идеи, удалось продемонстриро-
I- 3" 0J
j I* £. вать преемственность работы вуза и школы, что дает I I | право надеяться на качественный результат будущих е 11 проектов, которые планируют осуществлять образовательные организации в рамках работы над воспитанием и образованием современного выпускника на разных уровнях.
III Круглый стол «Изучение духовно-нравственной куль-III туры народов России в современной школе» собрал f I « школьных педагогов и преподавателей вузов, реализую-1 | | щих программы духовно-нравственного воспитания.
_ М
В процессе обсуждения были представлены результаты работы педагогов из Санкт-Петербурга - учителя русского языка и литературы, педагога дополнительного образования ГБОУ школа № 641 с углубленным изучением английского языка Елизаветы Юрьевны Гурбаевой и заведующего отделением дополнительного образования детей ГБОУ лицей № 554 Оксаны Валерьевны Гофман. Участники круглого стола узнали о музейно-об-разовательном пространстве школы как средстве духовно-нравственного воспитания детей, популяризации народного творчества и нематериального культурного наследия, а также о методике воспитания поликультурной личности через систему дополнительного образования и внеурочную деятельность. Доцент кафедры культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, канд. пед. наук Наталия Геннадьевна Шейко рассказала о разработке программы «Санкт-Петербург - хранитель духовных традиций народов России» и УМК, разработанном для реализации пред-
m о
метной области ОРКСЭ с использованием регионального компонента.
Преподаватели столичных вузов - доцент Московского государственного областного университета канд. истор. наук Ольга Владимировна Розина и доцент кафедры культурологии ИСГО МПГУ и кафедры теологии МПГУ канд. филос. наук Ольга Олеговна Козарезова рассказали о содержании учебных программ и опыте работы со студентами педагогических специальностей и теологов, представив образовательный профиль «История и основы религиозных культур» и основные направления духовно-нравственного образования и воспитания молодежи в теологическом пространстве (на примере воспитательной и культурно-просветительской деятельности кафедры теологии МПГУ).
Научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО Равиля Ибрагимовна Зианшина и заместитель директора Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений, доцент кафедры культурологии ИСГО МПГУ канд. истор. наук Елена Феликсовна Теплова рассказали об особенностях духовно-нравственного воспитания обучающегося в условиях глобализирующегося мира и о необходимости знакомства подрастающего поколения с духовно-нравственной культурой народов России, способствуя формированию культурной и нравственной личности школьника, студента и педагога.
Участники семинара отметили значимость рассмотренных тем для современной педагогики высшей школы. Особенно ценно, что дискуссия развернулась вокруг эффективности представленных участниками практических наработок и методик работы по тематике межкультурного и духовно-нравственного образования.
|5 t
S- S. S
0 ai
S ?
m S S
¡2 я- ^
1 s i <53
0 i ;
se i s
s s a
3 g s
с V «
1 S- I
ï P w
О X U
Предметно обсуждались результаты реализации в 2020-2021 гг. при организационно-методической поддержке J-11 МПГУ президентского проекта «Интеграция детей ! i g из семей иноэтничных мигрантов средствами образова-Îi 11 ния: консультативная и методическая поддержка школ | 1 i и детских садов в регионах России», который, наде-е | î емся, будет иметь продолжение.
0 | s Заключительная сессия семинара подвела итог двух-| Ï | дневной работе международной площадки обмена | S ч опытом по вопросам международного и поликультур-
1 = 1 ного образования. Акцент был сделан на непростые во-
< S 1_
« g | просы патриотического наследия в контексте поисков идентичности (профессор РАНХиГС, д-р филос. наук Алексей Станиславович Тимощук, г. Владимир) и комплексному подходу к реализации международных проектов в массовой школе (учитель МБОУ г. Ульяновска «Губернаторский лицей № 101 имени Ю.И. Латышева», президент Ульяновской ассоциации преподавателей английского языка Любовь Александровна Савельева). Своеобразным рефреном ко всему сказанному прозвучал призыв к внимательному отношению к выдвинутому ЮНЕСКО принципу умеренности как ценностной установке, способствующей укреплению мира, безопасности и развитию в сообщении куратора семинара, координатора кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» МПГУ Марины Александровны Кривенькой и заключительных словах и.о. декана факультета регионоведения и этнокультурного образования, зам. директора по науке ИСГО МПГУ канд. истор. наук Елены Александровны Омельченко.
Организаторы международного семинара надеются, что широкий спектр вопросов, определивший проблемное поле семинара, получит развитие в публикациях участников, а также в реализации рекомендаций
m о
по его итогам, которые представляются на открытое обсуждение.
Выводы и рекомендации по итогам XIII международного научно-практического семинара из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество» по теме «Образование и диалог в интересах мира и человека» (9-10 декабря 2021 года, МПГУ)
1. Образование является всеобщим и всеохватным ресурсом для преодоления кризисов и поступательного развития мирового сообщества, в том числе в ответ на вызовы, с которыми столкнулся мир в 2020-2021 годах.
2. В условиях фрагментации участников образовательного процесса возрастает роль университетов и межуниверситетского сотрудничества, интеграции усилий образовательных организаций разного уровня, тесного сотрудничества в формате «школа - вуз», объединение усилий власти и гражданского общества в преодолении вызовов времени.
3. Заслуживает внимания и трансляции опыт зарубежных стран и российских регионов, связанный с обеспечением равных прав и доступа к образованию в условиях кризиса и социальной нестабильности, особенно для уязвимых категорий обучающихся, в том числе для детей из семей международных мигрантов и этнических меньшинств. Особое внимание в этой связи имеет защита прав на использование русского языка и получение образования на русском языке.
4. Особое внимание необходимо уделять развитию программ поддержки молодежи, ориентированной на получение профессии учителя, в том числе учителя русского языка или учителя предметника, преподающего на русском языке. Предлагается обратить
|S 6 Э- 2. s
особое внимание на расширение возможностей получения профессионального образования, развитие
J" 1.1 форм постдипломного образования, повышения ква-
| | g лификации, участие в международных профессио-
£f S* 1 нальных конгрессных мероприятиях, приобщение
| 1 i к профессиональной среде.
е | i 5. Требуется расширить форматы повышения квали-
0 | s фикации педагогических кадров в системах образо-| I | вания на русском языке в зарубежных странах. | 3 ч Причем, помимо продвижения программ дистанци-
1 = 1 онного обучения, необходима поддержка очных про-g g | грамм, нацеленных как на работу с профессиональ-J. | "5 ными компетенциями учителей, так и на погружение f х | в культурную среду, приобщение к культурным, наци-
0 | s ональным ценностям России.
1 з я 6. Необходима постоянная работа над совершенство-
ё ® z
£ g äl ванием системы подготовки педагогических кадров
£ в по вопросам обучения и воспитания детей в усло-
"j 1 виях экономических, социальных и политических
со s
| 5 вызовов современного мира. Особое значение имеет
го в*
х интеграция поликультурной составляющей в содер-
11 жание образования, формирования межкультурной
| § компетентности и этнологического просвещения
| | всех участников образовательного процесса. | | 7. В текущей работе по включению элементов межкуль-
м £ турного образования в учебную и воспитательную
10 О.
| ^ деятельность следует стремиться гармонизировать
Е вопросы формирования у обучающихся этнокультур-
ной и общегражданской идентичности, как это предусмотрено стратегией государственной национальной политики РФ до 2025 года и международными нормативными документами. 8. Особого внимания в сфере межкультурного образования требуют вопросы адаптации и интеграции детей из семей международных мигрантов средствами
образования. Важно осуществлять профильную подготовку, переподготовку, повышение квалификации будущих и действующих педагогов, работающих в по-ликультурной среде, совершенствовать межкультурную компетенцию всех участников образовательного процесса.
9. Особое внимание уделять межсекторальной работе по развитию и реализации программ поддержки русского языка как государственного, языка межнационального общения в национальных регионах РФ, способствовать продвижению русского языка и образования на русском языке за рубежом, в том числе через всестороннюю подготовку педагогических кадров, готовых к работе в вузах ближнего и дальнего зарубежья.
10. Практики, представленные участниками семинара из субъектов РФ и зарубежных стран, доказывают необходимость активного использования современных медиаресурсов, исследования отношений между медиаграмотностью и цифровыми навыками, внимания к поведению молодежи в цифровой среде, предупреждению интернет-зависимости и асоциализа-ции «цифровых аборигенов». Особое внимание следует уделять в этой связи сочетанию очных и дистантных форм обучения, преемственности образовательного процесса, осуществляемого в разных форматах.
11. Этнокультурное просвещение подрастающего поколения средствами искусства, художественной литературы, этнографического туризма, использование музейной педагогики в образовательном процессе способствуют повышению интереса молодежи к этнокультурному разнообразию России и мира, к углубленному изучению цивилизационного наследия народов, к формированию гуманитарного сознания
на основе признания ценности культурного и природного наследия человечества.
12. Для успешного решения задач в области поликультурного образования чрезвычайно важно развивать межвузовское, междисциплинарное и межсекторальное сотрудничество, в том числе в процессе подготовки учителя будущего. В связи с этим рекомендовано продолжить практику партнерского взаимодействия в научно-педагогической сфере и запланировать проведение очередного ежегодного семинара из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество» в ноябре-декабре 2022 года.
13. Содействовать признанию важности цикла международных научно-практических семинаров «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество» как платформы для обмена мнениями и опытом по всем вопросам, связанным с современными вызовами образованию, входящим в компетенцию ЮНЕСКО, а также их вкладу в реализацию глобальной инициативы ЮНЕСКО «Будущее образования - новый социальный договор в интересах образования».
Marina Krivenkaya,
PhD in Philology, Associate Professor of the UNESCO Chair "International education and the integration of migrants"; Director of the Centre for Regional Studies and Humanitarian and Educational Cooperation, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University (Moscow), ma.krivenkaya@mpgu.su
Vladimir Zakharov,
Leading specialist of the Faculty of Regional Studies and Ethnocultural Education, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University (Moscow), vfzakharov@mail.ru
Elena Omelchenko,
PhD in History, Dean of the Faculty of Regional Studies and Ethnocultural Education; Deputy Director, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University (Moscow), etnol@dol.ru
Anna Shevtsova,
Doctor of History, Deputy Dean, Faculty of Regional Studies and Ethnocultural Education; Professor of the Department of Cultural Studies, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University (Moscow), ash@inbox.ru
Anna Orlova,
PhD in History, Associate Professor of the Department of Cultural Studies; Leading specialist of the Faculty of Regional Studies and Ethnocultural Education, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University; Executive Secretary of the International Pedagogical Society in Support of the Russian Language (Moscow), ugodnikova@mail.ru
Olga Yashina,
PhD in History, Associate Professor of the UNESCO Chair "International education and the integration of migrants", Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University (Moscow),yashinaon@mail.ru
Tatiana Krivoruchko,
Chief methodologist of the Project "Integration of children from families of other ethnic migrants through education: methodological and consolatory support of schools and kindergartens in the Regions of Russia"; Leading specialist of the Faculty of Regional Studies and Ethnocultural Education, Moscow Pedagogical State University (Moscow), tvkri@yandex.ru
Marina Dorokhova,
lecturer of Russian as a foreign language, specialist of the UNESCO Chair "International education and the integration of migrants", Institute ofSodal and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University (Moscow), marina-dorokhova@mail.ru
Education and Dialogue for Peace and Human Being. Outcomes of the 13th International Seminar of the cycle of annual seminars "Dialogue of Civilizations and Cross-Cultural Cooperation"
In December 2021, the International Seminar "Education and Dialogue for Peace and Human Being" - the 13th seminar of the cycle "Dialogue of Civilizations and Intercultural Cooperation" - was held online at the Moscow Pedagogical State University as part of the events dedicated to the 75th anniversary of UNESCO. Key sessions, discussion panels and roundtables of the seminar are presented recommendations for the education system and pedagogical community are given.
Keywords: international education. Sustainable Development Goals, UNESCO, access to education, historical and cultural heritage, education in Russian in the world university mission, intersectoral cooperation, teachers' mission, humanization of education.